Конус, вал, узлы, шкив

Конус-замковая полумуфта: технология посадки и съёма шкивов на механические валы

Главная страница » Конус-замковая полумуфта: технология посадки и съёма шкивов на механические валы

Конус-замковая полумуфта (Taper-Lock Bushing) для валов – инновационная (относительно) сборная конструкция сцепления для посадки на механический вал. Технология, широко используемая на практике американской и западноевропейской промышленно-производственной индустрии. Однако подобного рода изделия также активно внедряются в российский промышленный сектор. Что же это такое – конус-замковая полумуфта, часто именуемая в народе «коническая втулка» или «коническая муфта»? Как установить такую «коническую втулку» на механический вал, чтобы тем самым создать надёжное сцепление с полумуфтой, цепной звёздочкой или шкивом? Рассмотрим уникальный зарубежный продукт «Taper-Lock Bushing» с целью более плотного знакомства для применения в деле.

Конус-замковая полумуфта — общие характеристики и стандарты

Для механического продукта, коим является конус-замковая полумуфта (цепная звёздочка или шкив), явными преимущественными критериями выступают:

  • высокая степень стандартизации,
  • высокая точность исполнения,
  • компактная структура,
  • простота установки и съёма.

Сборка механическая: 8-ми градусная конус-замковая втулка с полумуфтой (шкивом, звездочкой или другими сборочными трансмиссиями), представляет конусное компрессионное соединение. Сборка обеспечивает точность центрирования практически для всех видов трансмиссионных деталей.

Размерность конусной втулки представлена серией стандартного дизайна. Внутренний паз изготовлен (обработан) в полном соответствии стандарту ISO для посадки на вал. Конус-замковая полумуфта для валов (Taper-Lock Bushing), удачно подходит в самых разных случаях применения.

Такой выглядит сборка конус-замковой полумуфты, которая используется под крепление крыльчатки вентилятора приточных или вытяжных вентиляционных систем. Шестью болтами, расположенными на периферийной окружности, крепится непосредственно рабочее колесо (крыльчатка)

Основные характеристики конус-замковой полумуфты следующие:

  • материал: высококачественный чугун GG25 и сталь С45;
  • обработка поверхности фосфатированием или обычная;
  • легко устанавливается, легко подлежит демонтажу;
  • обработка с учётом допусков высокой точности;
  • обширный ассортимент метрической размерности;
  • компактная лёгкая и удобная сборка;
  • доступные типоразмеры: 1008, 1108, 1210, 1610, 1615, 2012, 2517, 3020, 3030, 3535, 4030, 4040, 5050, 6050, 7060, 8065, 10085, 120100.

Как установить и снять конус-замковую полумуфту?

Установка подразумевает сборку системы сочленением полумуфты с конусной разрезной втулкой, зажимаемой входящими в комплект двумя винтами. Головки стяжных (замковых) винтов, как правило, сделаны под шестигранный торцевой ключ. Правильно выполненная сборка имеет решающее значение для качественной работы привода в целом. Неправильная установка может стать причиной появления дефектов и нарушений работы привода.

Помимо указанной на картинке ниже полумуфты, компонентом сборки могут выступать цепные звёздочки или шкивы ремённых передач, а также иные аксессуары. Любой из отмеченных компонентов насаживается на коническую втулку, которая, в свою очередь, насаживается на механический вал, оснащённый классической шпонкой.

Пример насадки сборки конус-замковой полумуфты на механический вал электродвигателя до выравнивания по граням и стяжки винтами. Здесь насадка показана в качестве демонстрации (диаметр вала не соответствует диаметру конусной втулки). На практике нужен точный подбор внутреннего отверстия конусной втулки по диаметру вала

Благодаря конструктивному исполнению конической втулки с разрезом вдоль оси, насадка на вал осуществляется легко, без применения механического инструмента. В крайнем случае, для облегчения насадки можно несколько расширить коническую втулку, поместив в разрез лезвие плоской отвёртки.

Втулки конические с разрезом доступны под различные диаметры посадочных отверстий полумуфт, звёздочек, шкивов и т.п. Таким образом, применение конус-замковой полумуфты охватывает широкий диапазон размеров механических валов, используемых в промышленности.

Пошаговый инструктаж установки конус-замковой полумуфты

Рассмотрим пошаговый процесс инсталляции сборки, а также процедуру съёма. Следует отметить, обе процедуры занимают по времени реально считанные минуты. Процесс попросту несравним с той процедурой, что применялась ранее посредством жёстких манипуляций с применением инструмента и нагрева.

Шаг #1: Подготовка инсталляционных поверхностей

Это стандартный шаг, направленный на очистку функциональных поверхностей от возможных загрязнений. Очистке подлежат поверхности посадочной области полумуфты, внутреннего отверстия конусной втулки, всех половин отверстий под стяжные винты. Инструкция категорически запрещает пользоваться различными смазочными маслами для чистки конусной втулки и других деталей сборки.

Шаг #2: Сборка отдельных компонентов воедино

Надеть на механический вал ступицу (полумуфту) с тем расчётом, чтобы половинки отверстий под винты «смотрели» от привода. Насадить на вал по шпонке коническую втулку, также половинками отверстий вперёд, выставить коническую втулку по месту крепления.

Продвинуть ступицу (полумуфту, звездочку, шкив и т.п.) вперёд с посадкой на конической втулке, совместить торцевые грани обеих деталей и половинки монтажных отверстий (как на картинке ниже). Следует отметить — все отверстия сборки только наполовину резьбовые.

Конфигурация монтажных половин отверстий конусной втулки и ступицы в зависимости от типоразмера сборки: A — типоразмеры 1006 — 3030; B — типоразмеры 3535 — 6050; C — типоразмеры 7060 — 10085; D — типоразмер 120100; Отверстия синего цвета — установочные; Отверстия красного цвета — съёмные

Для установочных отверстий область резьбы находится со стороны ступицы, но не со стороны конусной втулки. Соответственно, отверстия под съём имеют резьбу со стороны втулки, но не со стороны ступицы.

Шаг #3: Винтовое замыкание конструкции (конус-замок)

Нанести на винты небольшое количество смазки, завернуть по резьбе внутрь монтажных отверстий с половинчатой резьбой, обозначенные цифрой ( 2 ) на картинке выше. Наносить смазку на конусную втулку, внутрь отверстий или посадочное место вала не рекомендуется.

Шаг #4: Стяжка деталей конус-замковой полумуфты

Вставить монтажные винты в отверстия и поочерёдно завернуть до упора шестигранным ключом. Ступичная часть и коническая втулка, при этом, плотно стягиваются в замковую систему. Затянуть винты, применяя усилие, равное примерно половине рекомендуемого момента затяжки.

Таблица: рекомендуемые значения момента затяжки монтажных винтов:

Типоразмер сборкиКоличество винтов замкаРазмер винтов, ммМомент затяжки, Нм
100826,35 * 12,76.2
110826,35 * 12,76.2
121029,52 * 15,8719.8
161029,52 * 15,8719.8
2012211,11 * 22,2231.6
2517212,7 * 25,448.5
3020215,87 * 31,7590.4
3525312,7 * 38,1112.9
4030315,87 * 44,45192.1
4535319,05 * 50,8276.9
5040322,22 * 57,15350.2
6050331,75 * 88,9883.6
7060431,75 * 88,9883.6
8065431,75 * 88,9883.6
100854
1201006

Недопустимо пользоваться ключами под шестигранную головку, имеющими износ граней. Применение такого инструмента способствует созданию ослабленной сборки или повреждению монтажных винтов.

Шаг #5: Увеличение силы сопряжения сборки

Для увеличения силы сопряжения конической втулки с телом ступицы, допускается слегка обстучать поверхность этой детали с помощью латунной выколотки или пуансона (не применять стальной молоток!). После такой процедуры дополнительно подтянуть монтажные винты полным моментом затяжки.

Пошаговая инструкция на съём конус-замковой полумуфты

Снимать сборку конус-замковой полумуфты также просто, как выполнять инсталляцию. Более того, операция демонтажа обычно требует даже меньше времени, чем затрачивается на сборку и монтаж системы.

Шаг #1: Ослабление и выворачивание монтажных винтов

Применяя ручной инструмент – шестигранный ключ, необходимо ослабить и полностью выкрутить монтажные установочные винты из отверстий.

Шаг #2: Подготовка к процессу разборки системы

Вставить монтажные винты в отверстия сборки, предназначенные под съём (разблокирование замка). На картинке выше эти отверстия обозначены цифрой ( 1 ) – закрашены тёмным цветом.

Шаг #3: Разъединение деталей сборки конус-замковой полумуфты

Завернуть монтажные винты до упора, применить некоторое усилие затяжки до момента, пока коническая втулка и ступичная часть не выйдут из состояния плотного соединения. Стянуть (обычно вручную) конусную втулку с вала, следом снять ступичную часть.

Видеоролик с примерами монтажа и съёма

Видео демонстрирует особенности работы с описанным устройством, показывает детали процедур монтажа и демонтажа. Наглядный пример для лучшего освоения тонкостей технологии:

Между тем, как показывает практика, после длительной эксплуатации механизмов нередко приходится сталкиваться с проблемами съёма (расчленения), если точно следовать процедурам, указанным инструкцией.

Заключительный штрих

Длительный срок работы механизмов приводит к такому эффекту, когда детали сборки фактически «прикипают» одна к другой. Соответственно, традиционным методом — силой давления монтажного винта, конус-замковую полумуфту разъединить не удаётся. Приходится прибегать к более радикальным способам, включая ту же методику прогрева.

Втулки конусные

Каталог втулок и ступиц применяемых в промышленности СКАЧАТЬ

Компания Механик-Техно обладая крупным складом, предлагает широкий ассортимент импортных втулок для шкивов и ступиц.

ВТУЛКА (англ. TAPER BUSH), иногда называемая Тапербуш – деталь машины представляет собой металлическую, сплошную или разрезную деталь, конической или цилиндрической формы, на которую крепится приводной шкив, звездочка для цепи или муфта, и внутренним отверстием со шпоночным пазом в соответствии с размерами вала. Для крепления используются крепежные винты. Втулка применяется для монтажа и демонтажа шкивов, муфт, звездочек и позволяет использовать один и тот же шкив (муфту, звездочку) на валах различного диаметра, тем самым отвечая на вопрос: как установить шкив или закрепить шкив, звездочку на вал.

По способу производства – втулки делятся на литые и штампованные:

1.1 Литые втулки изготавливаются методом литья с последующей механической обработкой из чугуна или стали.
Преимуществом литых втулок является невысокая цена за счет низкой энергоемкости производства.

1.2 Штампованные втулки изготавливаются из стали путем горячей или холодной штамповки и обладают лучшими прочностными характеристиками, чем литые.
Преимуществом штампованных втулок является более плотный металл из которого получается более качественная поверхность чем при литье.

Читайте также:  Целлюлозная массу с разными добавками

По материалам изготовления – втулки делятся на чугунные и стальные:

2.1 Чугун – металл с высоким содержанием углерода, что придает ему повышенную хрупкость. В связи с этим из чугуна невозможно сделать деталь с тонкими стенками. Себестоимость производства чугунных втулок более низкая чем стальных, при этом он прост в обработке.

2.2 Сталь – металлический сплав с более меньшим содержанием углерода, чем чугун, в составе которого могут присутствовать другие металлы. По сравнению с чугуном она более прочная и устойчивая к ударам, что позволяет изготавливать втулки большего диаметра посадочного отверстия на вал.

По типу посадки на вал – втулки под расточку и под определенный посадочный диаметр:

3.1 Под расточку это втулки с небольшим черновым отверстием по центру, которое растачивается до необходимого диаметра конечным потребителем.

3.2 Под определенный посадочный диаметр это втулка не требующая дополнительной механической доработки(расточки).

По системе измерения – метрические и дюймовые:

4.1 Метрические выпускаются для оборудования изготовленного по европейским стандартам. Размеры втулки указываются в миллиметрах.

Стандартные метрические размеры посадки и шпонки:

4.2 Дюймовые предназначены для валов, диаметры которых выточены по дюймовой системе. Они чаще встречаются на оборудовании, производимом в странах с дюймовой системой измерения.

Стандартные дюймовые размеры посадки и шпонки:

Схема установки втулки:
1. Вставьте втулку в шкив, совместив отверстия втулки с отверстиями в теле шкива.

2. «Наживите» крепежные болты и оденьте шкив на вал.

3.Закрутите пальцами крепежные болты настолько, насколько это возможно.

4. С помощью ключа (шестигранника) окончательно закрутите крепежные болты.

Конусные втулки, момент затяжки:

Втулки конические быстрозажимные Taper Lock (Bush)

Характеристики конических втулок Taper Lock

Серия размерного ряда по номерами от № 1008 до № 5050 обеспечивает удобный и быстрый монтаж и демонтаж различных элементов трансмиссии. Внутренние диаметры для посадки от 8 до 125 мм.

Установка Taper Lock осуществляется на цилиндрический вал со шпоночным пазом. Ширина шпоночного паза для каждого диаметра регламентирована и указана в каталоге. Основные параметры представлены в каталоге. В нашем интернет магазине представлены изделия итальянской компании CHIARAVALLI.

Технические размеры исполнения быстрозажимных втулок Taper Bush (Lock) не зависят от производителя.

Применение конических втулок

Тапер Буш применяются для монтажа и демонтажа шкивов, муфт и звездочек на вал электродвигателя и позволяют использовать один и тот же шкив, муфту или звездочку на валах различного диаметра, а также решают многие проблемы в случае повреждения поверхностей вала, втулки или шпоночного паза при выполнении сборочных работ или при перегрузках в процессе эксплуатации.

Конические замки с отверстием и предназначены для быстрого и удобного крепления шкивов, цепных звездочек, соединительных муфт и фланцев. Taper Lock можно использовать на валах разного диаметра. При повреждении поверхности вала, шпоночного паза или конической втулки в процессе эксплуатации достаточно заменить лишь втулку без замены самой муфты. Поэтому считается, что Тапер Буш наиболее экономичны для применения, чем варианты с расточкой.

Пред тем, как положить в корзину и купить заинтересовавший Вас товар настоятельно рекомендуем обратиться к online консультанту, чтобы уточнить характеристики, узнать о возможных скидках и получить оптимальную цену на оптовую покупку. Так же для самостоятельного уточнения параметров, Вы можете воспользоваться фильтрами или скачать наш каталог.

Скачать каталог конических зажимных втулок Taper Lock с описанием и техническими характеристиками

В последнее время в клиноременных передачах и муфтовых соединениях все более широкое применение находят посадки на вал с помощью резьбовых втулок. Конструкция с резьбовой втулкой весьма универсальна и применяется для шкивов клиновых, поликлиновых и зубчатоременных передач, вариаторов, а также для звездочек и соединительных муфт.

Описание быстрозажимной втулки

Данная конструкция состоит из ступицы с коническим внутренним отверстием и упругой втулки с конической наружной поверхностью, по которой сажается шкив или муфта и внутренним отверстием со шпоночным пазом в соответствии с размерами вала. Во втулке и на ступице муфты выполнены резьбовые отверстия, причем половина отверстия выполнена на втулке, а половина – на ступице.

Предусмотрены типоразмеры быстрозажимных втулок – от № 1008 до № 5050, в зависимости от диаметра вала (в диапазоне от 8 до 125 мм). Причем для каждого из них предусмотрены различные размеры посадочных отверстий (для вала). Резьбовые конические втулки №№ 1008-3030 имеют исполнение с тремя резьбовыми отверстиями, а № 3525-5060 – с пятью резьбовыми отверстиями.

  • В первом случае шкив крепится к конической втулке с помощью двух винтов, а третье отверстие служит для снятия шкива.
  • Во втором случае шкив крепится с помощью 3-х винтов, а для снятия шкива служат два отверстия.

Принцип действия винтов

При затяжке крепежных винтов шкив сажается коническим отверстием на коническую поверхность втулки, которая, упруго деформируясь, обжимает цилиндрическую посадочную поверхность вала. Тем самым обеспечивается надежная и без зазорная посадка шкива или муфты на валу.

Такая конструкция существенно упрощает монтаж и демонтаж шкивов, муфт и звездочек и позволяет использовать один и тот же шкив (муфту, звездочку) на валах различного диаметра (при этом меняется только втулка), а также решает многие проблемы в случае повреждения поверхностей вала, втулки или шпоночного паза при выполнении сборочных работ или при перегрузках в процессе эксплуатации. В этом случае можно заменить лишь втулку, стоимость которой значительно ниже стоимости шкива (муфты или звездочки).

Инструкция по сборке конических разрезных втулок

  1. Необходимо очистить и обезжирить посадку и конусную поверхность разрезной втулки и шкива
  2. Поместите втулку в шкив и состыкуйте отверстия. Слегка сжав стопорные винты (для втулок размером 1008-3030) либо стяжные болты (для втулок размером 3525-5050) и ввинтите их не слишком плотно
  3. Затем очистить и обезжирить вал. Установить шкив с разрезной втулкой на вал и разместить в необходимом месте вала. При использовании шпонки ее следует предварительно установить в шпоночный паз. Между шпонкой и шпоночным пазом должен быть угол зазора
  4. Торцевым ключом (DIN 911) постепенно затяните винты в соответствии с крутящим моментом, указанным в таблице крутящих моментов затяжки
  5. После работы привода под нагрузкой небольшой промежуток времени (30-60 минут), убедитесь, что винты сохранили необходимый крутящий момент затяжки. Во избежание загрязнения, заполните все полые отверстия смазкой

Разборка зажимной втулки

  1. Ослабьте все винты, в зависимости от размера втулки снимите один или два винта. После смазывания точки смазки и резьбы стопорных винтов / стяжных болтов, поместите их в отверстия для винтов втулки
  2. Равномерно затяните винты до освобождения втулки и шкива с вала
  3. Снимите шкив и зажимную втулку с вала

Все права защищены

Согласно положениям Статьи 437 ГК РФ данный сайт несет исключительно информационный характер и не является публичной офертой

Винтовой дровокол и советы по его изготовлению

Дровокол винтовой своими руками

Для владельцев твердотопливных котлов или дровяных печей приближение очередного отопительного сезона сопряжено с ежегодными жизненно необходимыми хлопотами – заготовкой дров. Процесс этот включает несколько этапов:

  • заготовка в лесу, чаще покупка уже готового кругляка;
  • доставка его на подворье;
  • распиловка на чурбаки;
  • колка поленьев.

Для тех, кто с заготовкой дров знаком не понаслышке, последний из этапов ассоциируется с изнурительным, требующим массу времени и физических сил трудом.

В попытках упростить наиболее трудоемкую процедуру творческая мысль народных умельцев родила идею конусного дровокола, простого, но производительного станка, позволяющего колоть дрова с высокой скоростью и минимальными затратами усилий. Однако главным преимуществом такого дровокола считается возможность его изготовления собственными руками.

Принцип работы винтового колуна

Понять работу винтового колуна несложно на простом примере. Каждому наверняка знакома ситуация, когда вворачиваемый в тонкую рейку без засверленного предварительно отверстия шуруп попросту ее раскалывает. Но если в примере разрыв древесины по волокнам явление не желательное, то для дровокола этот эффект – то, что нужно.

Для повышения эффективности винтовой колун выполнен в виде конуса с нарезанной упорной резьбой, обеспечивающей захват полена и быстрое вкручивание конуса. Таким образом, конус представляет собой клин, который сам вгрызается в древесину и разрывает ее вдоль волокон.

Устройство дровокольного станка

Основным узлом станка для колки дров на основе конусного дровокола является винтовой конус, которому требуется создать вращательный момент. В качестве источника вращательного момента может выступать вал отбора мощности трактора, двигатель внутреннего сгорания, электромотор. Последний вариант для изготовления дровокольного станка наиболее доступен, поскольку электродвигатель, даже бывший в употреблении достаточно легко найти либо в собственном хозяйстве, либо у рачительных друзей.

Приведем простую схему станка

На рисунке видно, что основу агрегата составляет надежная станина, на которой смонтированы все узлы дровокола:

  • винтовой конус;
  • опоры вала конуса;
  • электродвигатель;
  • клин рассекателя.

Вращательный момент вала электродвигателя передается на вал конуса ременной передачей. Соотношение диаметров шкивов определяет скорость вращения винтового дровокола, которая должна лежать в оптимальных пределах – 300 – 1000 об/мин.

Читайте также:  Двп – размеры и толщина листа, цена, фото

Простейшим вариантом будет использование тихоходного электродвигателя мощностью от 3 кВт и выше. В этом случае морковка (так часто называют винтовой конус) закрепляется непосредственно на валу электромотора, правда скорость вращения последнего должна лежать в вышеуказанных пределах.

В этом случае количество узлов приведенных на схеме сведено к минимуму, остается только подготовить надежную станину.

Для двигателя внутреннего сгорания вместо ременной передачи можно использовать подходящую цепную.

Где искать комплектующие для самодельного дровокола?

Главным узлом будущего станка, безусловно, считается винтовой конус (морковка) изготовить который в домашних условиях невозможно, ведь при его изготовлении потребуется:

  • высокоточное технологическое оборудование;
  • высокопрофессиональный токарь;
  • специальные сорта стали;
  • дополнительное оборудование для закалки.

Прекрасной альтернативой решения проблемы с морковкой будет приобретение ее в интернет-магазине oDrova.ru (оДрова).

Это официальный магазин единственного в России производителя винтовых дровоколов с двухзаходной упорной резьбой из высокопрочной инструментальной стали, выполненных на японских автоматах с дополнительной закалкой ТВЧ.

Но главное их преимущество – доступная цена. Даже если Вы найдете человека, который согласится воспроизвести нечто подобное, вряд ли сможете уложиться в сумму, без особых проблем потраченную на фирменное изделие.

Все остальное можно найти самостоятельно. Возможно, Вам понадобятся:

  • вал для морковки;
  • опорные подшипники с креплением;
  • шкивы (звездочки);
  • ремни передачи.

Что-то можно заказать токарю, что-то подыскать на барахолках или у друзей, но это опять же требует затрат времени и материальных. При этом не факт, что таким образом Вы сможете подготовиться к изготовлению станка.

На сайте oDrova.ru Вы найдете все, что необходимо для создания ременной или цепной передачи от любого источника вращательного момента, вплоть до двухручейных шкивов и клиновидных ремней. Приобретая морковку в одном из комплектов, Вы сможете выполнить ответственные узлы будущего станка на профессиональном уровне.

Важно! При подготовке конструкции станка следует учитывать, что все узлы должны иметь надежное крепление. Кстати, в ассортименте магазина oDrova.ru имеется специальная морковка для дрели, но предназначена такая всего лишь для колки щепы и небольших дровишек.

Окончательная подготовка

Предположим, Вы нашли электродвигатель и все элементы для создания ременной (цепной) передачи, возможно, купили их в комплекте с винтовым дровоколом-морковкой. Остается заготовить другие материалы и необходимый инструмент.

Для изготовления станины Вам понадобится:

  • профильный стальной прокат для изготовления каркаса (уголок, труба, швеллер);
  • листовой металл для стола и нижней полки (толщиной от 4 мм);
  • проводка для электромотора;
  • схему включения /отключения;
  • токовую защиту (УЗО);
  • метизы.

Минимальный набор инструментов должен быть представлен:

  • сварочным аппаратом или инвертором;
  • болгаркой;
  • электродрелью с набором сверл по металлу;
  • молотком;
  • набором гаечных ключей;
  • угольником;
  • металлической линейкой;
  • рулеткой;
  • маркером.

И самое главное умение всем этим пользоваться, хотя бы на любительском уровне.

Этапы сборочных работ

Перед сборкой необходимо провести «комплекс НИОКР», Вам следует продумать будущую конструкцию и составить эскизные чертежи. Не лишним будет предусмотреть защитный кожух для ременной (цепной) передачи, наличие колес (в случае создания мобильной версии).

Самое главное – продумайте способ натяжения ремня!

Далее можно приступать к непосредственной сборке:

  1. Согласно заготовленным чертежам нарежьте болгаркой в размер заготовленные материалы.
  2. При помощи сварочного аппарата (инвертора) сварите станину, со строгим соблюдением углов (проверяется угольником).
  3. В случае мобильной версии приварите оси и установите на них колеса.

  1. Далее монтируются столешница с полкой.
  2. Устанавливается электродвигатель и ведущий шкив.
  3. Монтируется узел рабочего вала конусного дровокола, ведомый шкив.

  1. Натягиваются ремни с проверкой прямолинейности траекторий последних.
  2. На рабочий вал устанавливается морковка и фиксируется винтами.

  1. Затем под конусом монтируется рассекатель.
  2. Далее производится электрический монтаж проводки, магнитного пускателя, УЗО, подключение электродвигателя.

  1. Производится первое включение и проверяется работоспособность дровокола.

На заключительном этапе рекомендовано дровокольный станок защитить от коррозии. При наличии ржавчины, поврежденные участки зачищаются и обрабатываются преобразователем ржавчины. Затем грунтуются и окрашиваются.

Видео: Дровокол своими руками

Техника безопасности при работе с винтовым дровоколом

Самодельный станок для колки дров готов и пригоден к эксплуатации, но при работе с ним следует придерживаться некоторых правил техники безопасности принятых при работе, например на токарном станке:

  • одежда должна быть застегнута;
  • длинные волосы заправлены;
  • работать рекомендовано без перчаток, которые могут быть захвачены кончиком конуса, что приведет к травмам кистей рук.

И самое главное чурбак должен подаваться только вертикально, что исключает возможность заклинивания морковки.

Как видите, потратив совсем немного времени и незначительные денежные средства, Вы сможете на долгие годы решить самую трудоемкую задачу в процессе заготовки дров.

Шкивы для клиновых ремней в наличии цена

Изготовление шкивов для всех видов ремней

Расчет окружной скорости Vp в м/с:

π • P • n P • n
Vp = ————- ≈ ———-, Vp ≤ 35 м/c
60 • 1000 19 100

P — расчетный диаметр, мм
n — скорость вращения, об./мин

Размеры канавок шкива

Профиль канавкиа, ммb, ммС, MMd, ммe, ммf, MMh, ммa = 34°a = 38°
Z9,78,58128211P 80
A12,7111015102,813,8P 118
B16,31412,51912,53,517,5P 190
C22191725,5174,823,8P 315

Размеры ремня шкива

Профильm, ммS, ммп, мм
Z9,788,5
A12,71011
B16,31314
C221819
Исполнение шкива

Все шкивы под клиновые ремни изготовлены в соответствии с нормами ISO 4183 и DIN 2211−3

После механической обработки все шкивы подвергаются фосфатированию.

Для всех шкивов выполнена статическая балансировка и они пригодны для окружных скоростей до 35 м/с.

Настоящий стандарт распространяется на дельные одноступенчатые шкивы для приводных клиновых ремней по ГОСТ 1284.1-80.

1. ТИПЫ, ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ

Шкивы должны изготовляться типов:
1 – монолитные с односторонней выступающей ступицей (черт. 1)
2 – монолитные с односторонней выточкой (черт. 2);
3 – монолитные с односторонней выточкой и выступающей ступицей (черт. 3);
4 – с диском и ступицей, выступающей с одного торца обода (черт .4);
5 – с диском и ступицей, укороченной с одного торца обода (черт. 5);
6 – с диском и ступицей, выступающей с одного и укороченной с другого торца обода (черт. 6);
7 – со спицами и ступицей, выступающей с одного торца обода (черт.7)*
8 – со спицами и ступицей, укороченной с одного торца обода (черт .8);
9 – со спицами и ступицей, выступающей с одного и укороченной с другого торца обода (черт. 9)

Шкивы типов 1 – 3 предназначены для приводных клиновых ремней с сечениями Z, А, типов 4-9 для приводных клиновых ремней с сечениями Z, А, В, С, D по ГОСТ 1284.1-80.

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Шкивы для приводных клиновых ремней должны быть изготовлены
в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам,
утвержденным в установленном порядке.
2.2. Номинальные расчетные диаметры шкивов dp должны соответствовать указанному ряду: 50; (53); 56; (60); 63; (67); 71; (75); 80; (85); 90; (95); 100; (106) ; 112; (118); 125; (132); 140; (150); 160; (170); 180; (190); 200; (212); 224; (236); 250; (265); 280; (300); 315; (335); 355; (375); 400; (425); 450; 475; 500; (530); 560; (600); (620) ; 630; (670) ; 710; (750) ; 800; (850) ; 900; (950); 1000; (1060); 1120; (1180); 1250; (1320); 1400; (1500); 1600; (1700); 1800; (1900) 2000; (2120); 2240; (2360); 2500; (2650); (2800); (3000); (3150); (3550) ; (3750); (4000) мм.

П р и м е ч а н и е . Размеры, указанные в скобках, применяются в технически обоснованных случаях.

2.3. Расчетный диаметр меньшего шкива передачи должен быть не менее значений, указанных в табл. 1

Таблица 1

Обозначение сечения ремняРасчетный диаметр меньшего шкива, мм
Z63(50)
А90(75)
В125
С200
D315

П р и м е ч а н и е . Размеры, указанные в скобках, применяются в технически обоснованных случаях.

2.4. Размеры профиля канавок шкивов должны соответствовать указанным на черт. 10 и в табл. 2.
2.5. Ширину шкива вычисляют по формуле М — (n – 1) • e + 2ƒ, (1)

где n — число ремней в передаче.

Наружный диаметр шкива вычисляют по формуле de = dp + 2b. (2)

2.6. Схема построения условного обозначения шкивов приведена в приложении.

wp – расчетная ширина канавки шкива»
b – глубина канавки над расчетной шириной,
dp – расчетный диаметр шкива,
h – глубина канавки ниже расчетной ширины,
e – расстояние между осями канавок,
ƒ – расстояние между осью крайней канавки и ближайшим
торцом шкива,
ª – угол канавки шкива,
de – наружный диаметр шкива,
r – радиус закругления верхней к ромки канавки шкива,
М – ширина шкива.

Чертеж. 10

2.7. Шкивы должны быть изготовлены из материалов, обеспечивающих
выполнение требуемых размеров и работу шкивов в условиях эксплуатации
(наличие механических усилий, нагрев, истирание).
2.8. Отливки шкивов не должны иметь дефектов, ухудшающих их
внешний вид. На поверхности отливок, подвергающихся механической
обработке, допускаются дефекты по ГОСТ 19200—80 в пределах припуска
на механическую обработку.
2.9. Допускаемое отклонение от номинального значения расчетного
диаметра шкивов h i 1 по ГОСТ 25347-82, ГОСТ 25348-82.
2.10. Предельные отклонения угла канавки шкивов, обработанных
резанием, должны быть не более:
± 1° — шкивов для ремней сечений Z, А, В.
± 30′ — шкивов для ремней сечений С, D.

Читайте также:  Схема утепления пола в деревянном доме.

Таблица 2

Размеры, мм

Сечение
ремня
Wpbminhminеƒrdp для угла канавки а
Номин.Пред.
откл.
Номин.Пред.
откл.
34°36°38°40°
Z8,52,57,012,0±0,38,0±1,00,550-7180-100112-160≥ 180
А11,03,38,715,0±0,310,0+2,0
-1,0
1,075-112125-160180-400≥ 450
В14,04,210,819,0±0,412,5+2,0
-1,0
1,0125-160180-224250 -500≥ 560
С19,05,714,325,5±0,517,0+2,0
-1,0
1,5200-315355 -630≥ 710
D27,08,119,937,0±0,624,0+2,0
-1,0
2,0315-450500 -900≥ 1000

АТ10
2.11. Предельные отклонения угла конусного отверстия – ± ———– по ГОСТ 8908-81. 22.
2

2.12. Предельные отклонения размеров необрабатываемых поверхностей для шкивов:
из чугуна и стали — по 7-му классу точности ГОСТ 26645—85 ;
из других материалов с расчетным диаметром:
до 500 мм — по 16-му квалитету ГОСТ 25347—82;
св. 500 мм – по 15-му квалитету ГОСТ 25347—82, ГОСТ 25348—82.
2.13. Допуск биения конусной рабочей поверхности канавки шкива
в заданном направлении на каждые 100 мм расчетного диаметра относительно
оси должен быть, не более:
0,20 мм — при частоте вращения шкива до 8 с

1;
0,15 мм — при частоте вращения шкива св. 8 с”1 до 16 с”1;
0,10 мм — при частоте вращения шкива св. 16 с“1
2.14. Допуск радиального биения поверхности наружного диаметра относительно оси посадочного отверстия — по 9-й степени точности по ГОСТ 24643—81 при контроле расчетного диаметра методом А. Радиальное биение наружного диаметра при контроле расчетного диаметра методом Б по ГОСТ 25069—81.
2.15. Допуск цилиндричности наружных диаметров — по 8-й степени точности по ГОСТ 24643-81.
2.16. Каждый шкив, работающий со скоростью свыше 5 м/с, должен быть сбалансирован.
Нормы точности статической балансировки приведены в табл. 3.

Таблица 3

Окружная скорость шкива» м/сДопустимый дисбаланс, г м
От 5 до 106
Св. 10 ” 153
” 15 ” 202
” 20 ” 301

2.17. Допуск торцового биения обода и ступицы относительной оси
посадочного отверстия должен быть не грубее 10-й степени точности по
ГОСТ 24643-81.
2.18. Концы валов для шкивов с цилиндрическим отверстием – по
ГОСТ 12080—66; с коническим отверстием – по ГОСТ 12081-72; предельное
отклонение диаметра ступицы d x по Н9.
2.19. Неуказанные предельные отклонения размеров обрабатываемых и поверхностей :
t2
Н14; h14; ± — .
2

2.20. Значение параметра шероховатости Ra по ГОСТ 2789-73 рабочих поверхностей канавок шкива должно быть не более 2,5 мкм.
2.21. В шкивах со спицами ось шпоночного паза должна совпадать с
продольной осью спицы.
2.22. Средний ресурс шкивов в эксплуатации для среднего режима
работы устанавливается не менее 63 000 ч до капитального ремонта, установленный
ресурс — не менее 30 000 ч до капитального ремонта.
2.23. Нерабочие поверхности металлических шкивов должны быть
окрашены по ГОСТ 9.032—74 и ГОСТ 12.4.026—76.
2.24. Маркировкашкива
На нерабочей поверхности каждого шкива должны быть четко нанесены
краской: условное обозначение сечения ремня, расчетный диаметр, диаметр
посадочного отверстия, марка материала и обозначение стандарта.
2.25. Маркировка тары — по ГОСТ 14192—77, при этом на ящике дополнительно
указывают:
условное обозначение шкива;
число шкивов;
дату упаковки.
2.26. Шкивы должны быть упакованы в ящики по ГОСТ 2991—85 или
обрешетки по ГОСТ 12082-82.
Консервация обработанных рабочих поверхностей — по ГОСТ 9.014—78.
Срок действия консервации – 2 года.

Шкивы по ГОСТ 20889-88 для приводных клиновых ремней

Профиль канавки шкива для клинового ремня

Условные обозначения:

Wp — расчетная ширина канавки шкива;

b — глубина канавки над расчетной шириной;

dp — расчетный диаметр шкива;

h — глубина канавки ниже расчетной ширины;

е — расстояние между осями канавок;

f — расстояние между осями крайней канавки и ближайшим торцом шкива;

α — угол канавки шкива;

de — наружный диаметр шкива;

r — радиус закругления верхней кромки канавки шкива;

М — ширина шкива.

Номинальные расчетные диаметры dp шкивов, мм:

50; (53); 56; (60); 63; (67); 71; (75); 80; (85); 90; (95); 100; (106); 112; (118); 125; (132); 140; (150); 160; (170); 180; (190); 200; (212); 224; (236); 250; (265); 280; (300); 315; (335); 355; (375); 400; (425); 450; 475; 500; (530); 560; (600); (620); 630; (670); 710; (750); 800; (850); 900; (950); 1000; (1060); 1120; (1180); 1250; (1320); 1400; (1500); 1600; (1700); 1800; (1900); 2000; (2120); 2240; (2360); 2500; (2650); (2800); (3000); (3150); (3550); (3750); (4000) мм.

Примечание. Размеры, указанные в скобках, применяются в технически обоснованных случаях.

Минимальный расчетный диаметр меньшего шкива передачи, мм

В табл. 1 указаны минимальные расчетные диаметры шкивов для клиновых ремней разных сечений. Уменьшение диаметров по сравнению с указанными в таблице недопустимо, так так это приведет к быстрому выходу ремня из строя.

Размеры канавок шкивов для клиновых ремней

В табл. 2 приведены размеры, необходимые для изготовления канавок шкивов для клиновых ремней. Угол α клина канавки зависит от расчетного диаметра и изменяется в пределах от 34 (для шкивов малого диаметра для ремней сечений Z, А , В) до 40 (для шкивов большого диаметра).

Нормы точности для изготовления шкивов

В стандарте даются также нормы точности для изготовления шкивов:

  • допускаемое отклонение от номинального значения расчетного диаметра шкивов — по h11;
  • предельные отклонения угла канавки шкивов, обработанных резанием, должны быть не более:
    • ±1° — шкивов для ремней сечений Z, А. В;
    • ±30′ — шкивов для ремней сечений С, D, Е, ЕО.

Допуск биения конусной рабочей поверхности канавки шкива в заданном направлении на каждые 100 мм расчетного диаметра относительно оси должен быть не более:

  • 0,20 мм — при частоте вращения шкива до 8 с -1 ;
  • 0,15 мм — при частоте вращения шкива свыше 8 с -1 до 16 с -1 ;
  • 0,10 мм — при частоте вращения шкива свыше 16 с -1 .

Значение параметра Ra шероховатости рабочих поверхностей канавок шкива должно быть не более 2,5 мкм.

Балансировка шкивов для клиновых ремней

Каждый шкив, работающий со скоростью свыше 5 м/с, должен быть сбалансирован. Допустимый дисбаланс:

  • 0.06 г•м — при скорости от 5 до 10 м/с;
  • 0,03 г•м — при скорости свыше 10 до 15 м/с;
  • 0,02 г•м — при скорости свыше 15 до 20 м/с;
  • 0.01 г•м — при скорости свыше 20 до 3о м/с.

Типы шкивов для клиновых ремней

В зависимости от конструкции различают шкивы типов 1…6 (рис. 1…6) и типов 7…9 (рис. 7…9).

Шкив типа 1 — монолитный с односторонней выступающей ступицей.

Шкив типа 2 — монолитный с односторонней выточкой.

Шкив типа 3 — монолитный с односторонней выточкой и выступающей ступицей.

Шкив типа 4 — с диском и ступицей, выступающей с одного торца обода.

Шкив типа 5 — с диском и ступицей, укороченной с одного торца обода.

Шкив типа 6 — с диском и ступицей, выступающей с одного и укороченной с другого торца обода.

Шкив типа 7 — со спицами и ступицей, выступающей с одного торца обода.

Шкив типа 8 — со спицами и ступицей, укороченной с одного торца обода.

Шкив типа 9 — со спицами и ступицей, выступающей с одного и укороченной с другого торца обода.

Даны варианты исполнения посадочного отверстия (рис. 10):

  • цилиндрический,
  • конический со шпонкой,
  • конический.

Рис.10

Условное обозначение шкивов для приводных клиновых ремней

Приведены система условных обозначений шкивов и примеры условного обозначения шкива.

Схема построения условного обозначения шкивов

1 — тип шкива;

2 — сечение ремня;

3 — число канавок шкива;

4 — расчетный диаметр шкива;

5 — диаметр посадочного отверстия;

6 — марка материала;

7— обозначение стандарта на шкив.

Пример условного обозначения шкива для клиноременной передачи

Пример условного обозначения шкива для приводных клиновых ремней типа 1, с сечением А, с тремя канавками, расчетным диаметром dp = 224 мм, с цилиндрическим посадочным отверстием d1 = 28 мм, из чугуна марки СЧ20 по ГОСТ 1412 -85:

Шкив 1А 3.224.28.СЧ20 ГОСТ 20889-88.

То же, с коническим посадочным отверстием:

Шкив 1А 3.224.28.К.СЧ20 ГОСТ 20889-88.

Шкивы тонкостенные клиноременных передач

Задача уменьшения массы и моментов инерции клиноременных шкивов решается изготовлением этих шкивов из тонкой листовой стали штамповкой и сваркой. Подобные шкивы (сварные и сборные) (рис. 11…16) получили в настоящее время широкое распространение. Конструкция сварного шкива дана также в разделе сварных соединений. Конструкция сборного шкива (рис. 14) позволяет изменением числа проставок (дисков) менять диаметр.

Ссылка на основную публикацию