В зоне максимальной обзорности

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Максимальная зона

Непримеровым флотационная схема механизма парафинизации имеет много неясных мест. Трудно согласиться с ее отдельными положениями и, в частности, с объяснением образования максимальной зоны отложений как зоны разрыва газовых пузырьков. [46]

Правильный выбор рабочей позы ( с возможностью ее перемены) исключает или сводит к минимуму вредное влияние выполняемой работы на организм человека. Руки рабочего ( оператора), находящегося в позе стоя или сидя, совершают движения в пределах определенной максимальной зоны . [47]

В допустимой зоне легко брать предметы. Здесь рекомендуется размещать на постоянных местах наиболее употребительный инструмент и детали. Максимальная зона 3 менее удобна – предназначается для размещения измерительных приборов, инструмента. [49]

Различают нормальную и максимальную рабочие зоны. В нормальной зоне деятельности ( работа осуществляется кистью и пальцами рук, согнутых в локте) должны располагаться наиболее часто используемые средства, предметы труда и выполняться основные виды работ. В максимальной зоне ( работа здесь осуществляется вытянутыми руками) размещаются средства и предметы труда, используемые значительно реже. [50]

Различают нормальную и максимальную рабочие зоны. В нормальной зоне деятельности ( служащий работает кистью и пальцами рук, согнутых в локте) располагаются наиболее часто используемые средства и предметы труда и выполняются основные работы. В максимальной зоне деятельности ( служащий действует вытянутыми руками) размещаются средства и предметы труда, которыми пользуются значительно реже. [51]

Для цели управления в условиях возмущений необходимо плавно изменять размер участка максимального обогрева L2; конструкция установки этого не позволяет. Для практической реализации используется алгоритм управления [159, 160], поясняемый с помощью рис. V-8 e и V-82. На объекте экспериментально выбирается некоторая максимальная зона Lfax на которой поддерживается Ts – т1 3; ПРИ этом учитывается необходимость изменять в заданных пределах общий расход тепла для регулирования температуры смеси на выходе из реактора Тв. Значение Тв регулируется путем изменения подвода тепла на начальном участке Lx. Таким образом, задача управления тепловым режимом процесса по длине змеевика реализуется достаточно просто. [52]

Все предметы труда и инструменты на рабочем месте располагают в пределах зоны досягаемости, чтобы устранить лишние наклоны, повороты, приседания и другие движения, вызывающие утомление и дополнительные затраты времени. Нормальная зона досягаемости в горизонтальной плоскости ограничивается воображаемой дугой, очерчиваемой концами пальцев руки, которая движется с центром вращения в локтевом суставе. Эта зона равна по фронту примерно 1000 мм и в глубину 300 мм. Максимальная зона досягаемости в горизонтальной плоскости ограничивается воображаемой дугой, очерчиваемой концами пальцев полностью вытянутой руки, которая движется с центром вращения в плечевом суставе. Эта зона составляет по фронту около 1500 мм и в глубину 500 мм. [53]

Прогнозирование состава нефтей в отложениях Предкавказья уже проводилось [1, 15], поэтому остановимся на нем очень кратко. Следует отметить, что именно в этом регионе была разработана методика выделения генетических типов нефтей и прогнозирования их состава с позиций цикличности процессов нефтегазообразования. В основу прогнозирования состава нефтей в этом регионе впервые был положен генетический тип нефти, а также впервые для этой цели применен корреляционно-регрессионный анализ для выявления связи между составом нефти и условиями ее залегания. На примере этого региона были разработаны понятия как о зонах генерации, так и о палеотемпературных максимальных зонах и рассмотрены возможные изменения нефтей при миграции их из зон генерации в зоны накопления. [54]

Замеры производятся следующим образом. К скребковой проволоке прикрепляется стальной стержень – шаблон длиной 1000 мм с продольными пазами для обеспечения свободного перетока нефти. Диаметр шаблона для 2 5 насосно-компрессорных труб составляет 54 мм. Максимальная зона отложений отмечается по зависанию шаблона при его спуске в скважину. [55]

Так, Галонский указывает, что отложения парафина на стенках труб увеличиваются по мере подъема вверх от места начала отложений, достигая максимума, и затем вновь уменьшаются. Они не образуют конуса с максимальной толщиной на устье. Отложение парафина уменьшается ( в приустьевой зоне) вследствие большой скорости движения жидкости, которая уносит кристаллы парафина. Однако Непримеров совершенно правильно ставит вопрос: почему же не размывается зона максимальных отложений, на участке которой скорость потока достигает значительной величины за счет местного сужения. Непримеров, трактуя по-своему механизм образования отложений, рассматривает зону максимальных отложений как зону разрушения смолопарафиновых оболочек газовых пузырьков. Тогда возможны две максимальные зоны парафинизации . [56]

Хроматограммы, предназначенные для изучения на биологическую активность, после просмотра в УФ-свете на воздухе и в атмосфере NH3 делят на зоны по предварительно составленной схеме. Число повторностей ( пятен), необходимых для определения биологической активности в данном опыте, должно быть не менее трех. Каждый опыт повторяется 4 – 5 раз. Необходимо иметь контрольную полоску бумаги, по которой был пропущен выбранный растворитель. Площадь контрольных участков хроматографической бумаги должна быть равна максимальной по площади зоне. Меньшие зоны выравнивают по площади с максимальной зоной добавлением недостающего по площади участка чистой полоски бумаги, подвергавшейся разгонке в растворителе. [57]

Стационарные места для наблюдения за работой оборудования должны удовлетворять следующим требованиям. Пульт управления следует располагать на такой высоте, которая обеспечивает визуальный контроль оборудования. Например, пульт управления на автоматической линии располагается на 1 – 1 5 л выше контролируемых зон оборудования линии. Специальные площадки ( постоянные и выдвижные), располагаются над движущимися частями машин, сосудами, работающими под давлением, над ваннами с агрессивной средой, расплавленным материалом, над нагретыми частями оборудования. Площадки следует снабжать ограждениями и лестницами для подъема на них. Кабины, из которых осуществляется управление ( краны, автомобили, пульты управления), следует выполнять с учетом максимальной зоны обзорности . В любом случае нужно стремиться к сокращению мертвых, непросматриваемых зон. Это достигается круговым остеклением кабины. Для очистки стекол следует предусмотреть специальные стеклоочистители. [58]

KIA Rio Престиж АКПП › Бортжурнал › Обзорность с места водителя

Ну, как говорится — опыт это то, что ты получаешь, когда не получил того, чего хотел.
Делюсь вот опытом с собратьями по рулю. Разбирал для себя особенности конструкции автомобиля, которые оказывают своё влияние на обзорность дороги. На мой взгляд, наличие таких особенностей, а так же их влияние на своевременное обнаружение опасности для движения, существенно могут сыграть с водителем злую шутку.
Всем привет!

Как известно, на дороге один закон! И это – ПДД.

Немного требований из правил:
«Пунктом 1.5 ПДД РФ установлено, что участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда» — с таким требованием трудно не согласиться. Это, так в правилах сказано.
«Согласно п. 10.1 «Правил дорожного движения РФ» при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства» — тут, как и выше, тоже всё понятно, если водитель в состоянии своевременно обнаружить возникнувшую опасность на дороге.

Нет, перегружать пост выдержками из нормативных, да ещё и правовых документов, у меня нет желания.
Тем более, что даже если не знаешь закона, данный факт не убережёт нас от наказания. В судах не особо стремятся копаться в доказательствах по делу. Интересно другое…

Хотелось бы поделиться мне тем, что есть, когда водитель не может своевременно обнаружить опасность на дороге в силу причин и особенностей конструкции автомобиля. Странно, но такие особенности в конструкции есть и на данном типе авто. Про все такие особенности не берусь, вести речь, но одну такую странную вещь зацеплю. Начну разбор с салона автомобиля.

Моя посадка в автомобиле выполнена, согласно требованиям системы безопасности автомобиля «Руководства по эксплуатации KIA RIO», где указана рекомендация, по которой моё водительское кресло должно быть отрегулировано таким образом, что моя грудь должна находиться на расстоянии не менее 250 мм. от рулевого колеса, а если быть точным, то рулевое колесо, расположенное в среднем положении всегда находится от моей груди на расстоянии 400 мм., а верхняя часть головы от верхней части рулевого колеса находится на расстоянии 420 мм. – эти замеры, как и остальные делал лично с помощью нехитрых инструментов. Так что брать их за основу не советую, но и не выполнять требования безопасности, тоже вредно для здоровья.

Такое расположение водителя в водительском кресле, когда водитель знает, что у него в рулевом колесе имеется подушка безопасности, он видимо, не станет пренебрегать требованиями руководящих документов. Сидеть близко к рулевому колесу опасно.

Данная регулировка была мной произведена ранее по причине наличия в автомобиле системы подушек безопасности (SRS). Приведя выше сказанное, отмечу, что такое расположение водительского кресла по отношению к рулевому колесу, по высоте, и самого водителя за рулём автомобиля особо не ухудшает обзорность автомобиля, и не снижает видимость на дороге.
Вот именно, особо!
Однако слева и справа автомобиля KIA RIO существует непросматриваемая зона (место или участок маршрута движения объекта наружного наблюдения, где его действия не поддаются визуальному контролю со стороны), создаваемая стойками переднего окна и зеркалами заднего вида, которые расположены за салоном автомобиля с внешней его стороны. Особенно это критично для водителя слева в ближней зоне, т. к. наличие внешнего зеркала заднего вида имеющего не маленькую конструктивную особенность снижает обзорность с места водителя. Наличие достаточно широкой стойки переднего окна, тоже влияет на скорость обнаружения опасности на дороге.

Непросматриваемые зоны — невидимые зоны, создаваемые непрозрачными элементами конструкции кабины (кузова), внутренним или наружным оборудованием и т.д.
Непросматриваемые зоны, создаваемые стойками переднего окна, — невидимые зоны, создаваемые стойками переднего окна с учетом бинокулярности обзора.

Вышеуказанные кузовные элементы снижают переднюю обзорность водителю в ближней зоне. По причине близкого расположения в салоне к ним водителя транспортного средства некоторая часть дорожного полотна не видна.

Чтобы обнаружить, к примеру, пешехода в ближней зоне за непросматриваемой зоной, нужно специально туда заглядывать, т. к. дополнительного окошка между зеркалом и передней стойкой лобового стекла конструкцией автомобиля КИА РИО не предусмотрено. Таким образом, и ввиду отсутствия каких либо предпосылок на дороге мне для совершения такого действия, специально в непросматриваемую зону при совершении движения нужно заглянуть специально. По причине того, что проезжая пешеходный переход (зебру), некоторые участники дорожного движения в какие-то моменты могут теряться из вида.

С правой стороны такая непросматривая зона меньше, т. к. водитель располагается дальше от конструкции автомобиля. Во всяком случае у меня так. С правой стороны видимость лучше.

Читайте также:  Шкаф со столешницей на балконе

Что касается других конструкций автомобиля, которые могут существенно влиять на скорость обнаружения опасности на дороге, я умолчу, т. к. эти особенные части кузова не сильно оказывают своё влияние.

Поучаствовав в ряде ДТП на данном автомобиле, а именно передней его частью, могу точно утверждать, что конструкции кузова в этой части авто очень мягкие. Даже незначительное на них воздействие может привести к печальному результату.
Конечно, многие со мной могут не согласиться, т. к. тут огромное поле для споров между знатоками физических процессов при возникновении аварии, но вот что странно, если удар в автомобиль происходит сбоку, то не всегда элементы кузова сильно страдают. Да, тут важна скорость обоих участников движения, и направления их движения, масса и всякого рода ускорения, и воля случая… и много, много чего из физики.

Однако, есть такие места на корпусе авто, которые умеют поглощать удар. При этом элемент кузова даже не страдает. Это такие места, где элементы кузова граничат друг с другом. Крыло с накладкой бампера или блок-фара с решёткой радиатора, как пример.

Много букв конечно, как всегда, а морали нет!
На самом деле, мораль такова — товарищи автолюбители, не превышайте скоростной режим в городах и населенных пунктах, и имейте в виду непросматриваемую зону, именно в ней может быть, как пешеход, так и кот задом наперёд.
Старайтесь рассмотреть за ней пешеходов, как участников дорожного движения, таких же, как и вы!
А лучше всего не попадать в аварии, чтобы потом не доказывать, кто прав, а кому лечиться.
Ну, и доброта спасет мир, конечно!

На что влияет зона обнаружения датчиков?

Датчик движения — обязательный элемент системы управления освещением. Он состоит из инфракрасного (ИК) сенсора, оптической системы и схемы управления. Основной элемент оптической системы — линза Френеля, которая представляет собой совокупность небольших линз.

Такая оптика позволяет разбить зону контроля на чередующиеся секторы, в виде сферического веера. Половина секторов формируют активную зону, остальные — пассивную. На ИК датчик фокусируется только активная зона.

Когда объект пересекает границы секторов, схема управления вырабатывает сигнал обнаружения. Максимальный уровень сигнал достигает тогда, когда лучи зоны контроля перпендикулярны направлению движения объекта.

Что такое зона обнаружения?

Зона обнаружения — это пространство, в котором датчик гарантированно фиксирует движение человека. Такой же смысл у терминов: зона контроля, зона охвата, зона действия. Величина зоны зависит от того, какие движения осуществляет человек:

  1. идет прямо на датчик (фронтально);
  2. движется по касательной к окружности, в центре которой стоит датчик (перпендикулярно);
  3. работает сидя за столом.

Первая зона малая, так как сидя, человек совершает движения незначительной амплитуды. Для контроля таких мест существуют датчики присутствия, оптическая система которых рассчитана на регистрацию мельчайших движений.

У второй зоны средние размеры. Для нее характерно то, что контролируемый объект пересекает малое количество секторов, формируемых оптикой датчика. При выборе датчика надо обратить внимание на параметр: «дальность действия для фронтального (радиального) подхода».

Третья зона обнаружения самая большая, так как движущийся объект пересекает максимальное количество оптических секторов.

Чем дальше расположен датчик от контролируемой поверхности, тем больше зона охвата, но при этом уменьшается его чувствительность. Если надо контролировать большую площадь, используется несколько датчиков. Их располагают так, чтобы зоны действия перекрывались. Чтобы уменьшить количество датчиков, иногда сознательно допускают наличие «мертвых» зон.

Тогда присутствие определяется с помощью задержек срабатывания датчиков. Например, когда объект покинул зону обнаружения первого датчика и еще не вошел в зону действия второго, первый датчик продолжает фиксировать присутствие.

Двигаясь дальше, объект входит в зону контроля второго датчика, и тот регистрирует это.
Так система не «теряет» объект. Этот прием используют, например, в системах освещения гаражей. Все датчики движения и присутствия имеют регулируемую задержку срабатывания.

Расширить зону контроля сенсоров Master можно также с помощью Slave датчиков. Они значительно дешевле, так как в их составе нет схемы измерения освещенности.

Где размещать датчики?

Величина и конфигурация зоны обнаружения влияет на определение модели датчиков, их количество и места размещения.

Максимально использовать возможности датчика можно, расположив его на потолке. Особенно, если допустим круговой обзор. У потолочных датчиков B.E.G. зона охвата — 360° и угол расхождения от вертикальной оси — 120°.

Располагая датчик на потолке, важно учесть дальность его действия. При креплении датчика на стене зона его обнаружения может быть 120°, 140°, 180°, 200°, 230°, 280°.

Учитывая особенности работы настенных датчиков движения, их надо располагать не над осью предполагаемого движения объекта, а в стороне. Тогда источник ИК лучей будет пересекать оптические секторы перпендикулярно.

ИК датчик осуществляет контроль только на прямой видимости. Даже небольшие предметы (светильники, мебель, комнатные растения и т. п.) сокращают зону обнаружения. Через стеклянные перегородки он также не «видит».

Как исключить ложные срабатывания?

Датчик движения анализирует ИК лучи. Его может обмануть любой источник тепла: радиатор отопления, светильник, животное, кондиционер, солнечные лучи или поток теплого воздуха.

Колеблющиеся предметы также могут привести к ложным срабатываниям. Чтобы их избежать, лучше еще при проектировании учесть расположение датчиков и возможных источников помех.

Если этого не удастся сделать, можно «закрыть глаза» датчику с помощью линз-масок (шторок) или уменьшить его чувствительность. В комплектах всех датчиков B.E.G. есть такие приспособления. Шторка поможет откорректировать зону обнаружения так, чтобы помеха не была видна.

Маска понадобится, когда надо ограничить угол обзора датчика. Например, датчик в прихожей не должен реагировать на движения в комнате. Шторка изготовлена так, что ей можно легко придать необходимую форму. Если маска не используется, ее необходимо снять, иначе датчик работать не будет.

При проектировании автоматической системы управления освещением необходимо учесть не только величину зоны обнаружения датчиков, но и много других технических моментов. Без знаний и опыта этого сделать невозможно.

Ограниченная и недостаточная видимость в ПДД

Добрый день, уважаемый читатель.

В правилах дорожного движения есть два схожих понятия: ограниченная видимость и недостаточная видимость. И хотя они относятся к совершенно разным ситуациям, водители довольно часто путают их между собой.

В этой статье рассмотрены оба перечисленных термина а также ситуации, в которых эти термины применяются.

Что такое недостаточная видимость?

Термин недостаточная видимость расшифровывается в пункте 1.2 ПДД:

“Недостаточная видимость” – видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.

Говоря простым языком, недостаточная видимость означает, что дорогу плохо видно из-за погоды или времени суток.

Данный термин распространяется на дорожную ситуацию в целом. То есть если водитель проедет по дороге еще сотню метров, то погода и время суток не изменятся и видимость останется недостаточной.

Что такое ограниченная видимость?

Еще раз обратимся к пункту 1.2 ПДД:

“Ограниченная видимость” – видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

Термин ограниченная видимость также означает, что дорогу плохо видно. Однако в данном случае видимость ограничена чем-то, то есть какими-то объектами на проезжей части или вблизи нее.

Например, на обочине растут кусты, которые своими ветками заслоняют часть дороги.

Данный термин распространяется только на конкретное место, из которого плохо видно дорогу. Если проехать мимо объекта, ограничивающего видимость, то исчезнет и сама ограниченная видимость.

Правила для недостаточной видимости

Поскольку термин недостаточная видимость распространяется на ситуацию в целом, то и связанные с ней правила в основном относятся к использованию световых приборов и световозвращателей, уменьшающих риск наезда на плохо видимый объект.

Использование фар и фонарей

Правила использования фар и фонарей в условиях недостаточной видимости перечислены в пунктах 19.1, 19.3, 19.4, 19.7, 19.8.

При движении должны быть включены следующие световые приборы:

  • Фары ближнего или дальнего света – на механических ТС.
  • Фары или фонари – на велосипедах.
  • Фонари – на гужевых повозках.
  • Габаритные огни – на прицепах и буксируемых ТС.
  • Опознавательный знак “Автопоезд”.

В дополнение к фарам при движении в условиях недостаточной видимости могут быть включены противотуманные фары и задние противотуманные фонари.

При остановке или стоянке должны быть включены:

  • Габаритные огни. В дополнение к ним могут быть включены фары ближнего света, противотуманные фары и противотуманные фонари.
  • Опознавательный знак “Автопоезд”.

Обозначение выступающего груза

23.4. Груз, выступающий за габариты транспортного средства спереди и сзади более чем на 1 м или сбоку более чем на 0,4 м от внешнего края габаритного огня, должен быть обозначен опознавательными знаками “Крупногабаритный груз”, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, кроме того, спереди – фонарем или световозвращателем белого цвета, сзади – фонарем или световозвращателем красного цвета.

Груз, значительно выступающий за габариты транспортного средства, должен быть дополнительно обозначен фонарями или световозвращателями спереди и сзади.

Световозвращатели для пешеходов

При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

В условиях недостаточной видимости пешеходы должны использовать световозвращающие элементы при переходе дороги или движении по ней (по обочине или проезжей части). Вне населенных пунктов световозвращатели являются обязательными, в населенных пунктах их использование рекомендуется.

Световозвращатели для велосипедов и мопедов

24.10. При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам и водителям мопедов рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств.

Для велосипедистов и водителей мопедов использование световозвращателей не является обязательным, однако правила все же рекомендуют иметь такие элементы.

Фонари для пеших колонн

4.2. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости – с включенными фонарями: спереди – белого цвета, сзади – красного.

В условиях недостаточной видимости организованная пешая колонна должна быть обозначена фонарями (спереди – белым, сзади – красным).

Читайте также:  Система крепления к стене

Ограничения на прогон животных

25.6. Водителям гужевых повозок (саней), погонщикам вьючных, верховых животных и скота запрещается:

  • прогонять животных через железнодорожные пути и дороги вне специально отведенных мест, а также в темное время суток и в условиях недостаточной видимости (кроме скотопрогонов на разных уровнях);

В условиях недостаточной видимости прогон животных по дорогам запрещен (кроме прогона по специальным тоннелям или мостам для животных).

То есть все правила для условий недостаточной видимости направлены на то, чтобы сделать объекты на дороге более заметными и уменьшить риск столкновения.

Правила для ограниченной видимости

Запрет обгона

  • в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

На участках дорог с ограниченной видимостью запрещается обгон транспортных средств.

Световозвращающий жилет для водителя

2.3.4. В случае вынужденной остановки транспортного средства или дорожно-транспортного происшествия вне населенных пунктов в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости при нахождении на проезжей части или обочине быть одетым в куртку, жилет или жилет-накидку с полосами световозвращающего материала, соответствующих требованиям ГОСТа 12.4.281-2014.

Пункт 2.3.4 правил говорит о том, что при ограниченной видимости водитель должен надевать одежду со световозвращающими полосами.

При рассмотрении данного пункта можно предположить, что его составители перепутали понятия ограниченная и недостаточная видимость.

Например, водитель находится на проезжей части на участке дороги с ограниченной видимостью (за крутым поворотом). Если водитель наденет световозвращающий жилет, то это никак не повлияет на его безопасность, т.к. его все равно не будет видно за поворотом.

Если же водитель наденет куртку со световозвращающими полосами при недостаточной видимости (в тумане), то водители проезжающих транспортных средств смогут заметить его раньше и принять меры для избежания столкновения.

Также можно вспомнить и о том, что выше в тексте этой статьи было обнаружено, что фары, фонари и световозвращатели следует использовать именно в условиях недостаточной видимости.

Дорожные знаки при ограниченной видимости

На крутых поворотах с ограниченной видимостью могут устанавливаться следующие дорожные знаки:

Примечание. Кроме крутых поворотов существуют и другие места с видимостью менее 300 метров, однако специальными знаками они не обозначаются.

Правила, если видимость небольшая

Существуют также несколько пунктов правил, которые относятся ко всем ситуациям, когда дорогу плохо видно. То есть не имеет значения причина плохой видимости, правила в любом случае должны выполняться.

Аварийная сигнализация и знак аварийной остановки

7.2. При остановке транспортного средства и включении аварийной сигнализации, а также при ее неисправности или отсутствии знак аварийной остановки должен быть незамедлительно выставлен:

  • при вынужденной остановке в местах, где она запрещена, и там, где с учетом условий видимости транспортное средство не может быть своевременно замечено другими водителями.

Если водитель совершил вынужденную остановку и автомобиль плохо видно, то он должен включить аварийку и выставить знак аварийной остановки.

Разворот

8.11. Разворот запрещается:

  • в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;

Если видимость составляет менее 100 метров, то разворот запрещается.

Скорость

10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.

При выборе скорости движения водитель должен учитывать видимость в направлении движения. То есть в условиях недостаточной видимости и в местах с ограниченной видимостью имеет смысл снизить скорость.

Очень часто причиной ДТП становится тот факт, что водитель не снижая скорости въезжает в туман или дым и врезается в неподвижное препятствие.

Остановка и стоянка

12.4. Остановка запрещается:

  • на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении;

Также как и разворот, в местах с видимостью менее 100 метров запрещаются остановка и стоянка.

Подводя итоги данной статьи нужно сказать, что правила составлены таким образом, чтобы исключить дорожно-транспортные происшествия в условиях, когда дорогу плохо видно.

Если видимость ограничена из-за погоды, то ПДД предлагают использовать световые приборы и световозвращатели. Если причина плохой видимости – особенность конкретного участка дороги, то правила предлагают отказаться от опасного маневрирования.

Ну и в любом случае, если дорогу видно недостаточно хорошо, то будьте внимательны и осторожны.

Улучшаем обзорность: несколько простых приемов

Самое распространенное оправдание виновников ДТП — мол, я не видел… А как уменьшить вероятность такого «невидения»?

— Ничего не видно, — буркнул водитель и прибавил газу.

Шутки шутками, а в ряде случаев ДТП происходят именно потому, что водитель чего-то не увидел, не разглядел, не заметил. Давайте вместе подумаем, как свести такие случаи к минимуму?

Светлый путь

Большинство неопытных водителей, к сожалению, искренно не понимает, что нужно сделать для того, чтобы фары нормально светили. Щелкнул рычажком или кнопочкой — вот и все дела: фары включены. Но так бывает только на чистой исправной машине, которая едет по не менее чистой дороге.

грязный автомобиль

грязь на автомобиле

фароомыватели на Ладе Гранте

В несколько лучшем положении находятся обладатели машин с дворниками-фароочистителями, которые пытаются удалить грязь механически. Но чемпионом, к сожалению, остается обыкновенная тряпка, которой владельцы ослепших машин протирают фары на обочинах. Неудобно, грязно, но выхода нет.

Между прочим, в ряде случаев даже чистые фары светят плохо. Некоторые водители, например, понятия не имеют, что на их машинах имеется корректор фар — а ведь сегодня он присутствует практически на всех выпускаемых автомобилях. Все, что требуется в этом случае, — покрутить нужную ручку и убедиться, что фары светят не в небо, а туда, куда нужно. Впрочем, на более дорогих машинах это происходит автоматически.

Есть еще одна мелкая неприятность, знакомая пожилым фарам. Их стекла со временем затираются и мутнеют — увы.

Но можно и увеличить яркость ламп. Обратите внимание, что чем выше напряжение, тем ярче светит лампа. Для начала следует очистить контакты проводки во всей цепи от аккумулятора до лампы, чтобы избавиться от лишних потерь напряжения. Если состояние контактов все равно оставляет желать лучшего, то на автомобилях возрастом свыше 10 лет очень помогает следующий способ. Собрать цепь питания спирали лампы на максимально коротких и толстых проводах прямо от аккумулятора. Предусмотреть предохранитель и реле, обмоткой которого управляет провод, ранее шедший на лампу. В магазинах автозапчастей можно купить набор для проведения такого тюнинга цепи питания фар. А человек, немного в электрике понимающий, может сделать все своими силами.

Со временем тускнеет и свет самих ламп. Но мало кто меняет их из-за возраста: мы обычно ждем, когда зрячая машинка вдруг превращается в одноглазого пирата, а то и вообще в слепого. Кстати говоря, тот же Philips при замене ламп настоятельно рекомендует менять сразу обе — иначе «дуэт» будет неполноценным.

Что касается собственно лампочек, то, как нам кажется, лучший вариант — это «обыкновенные», безо всяких надписей типа «+ 30%». Во-первых, эти самые проценты на практике прячутся только в некоторых точках светового пучка, а далеко не повсеместно. А во-вторых, имейте в виду, что за все эти «плюсы» вы не только заплатите лишние деньги, но и сами приблизите срок их очередной замены! Чем сильнее обещанный поток, тем меньше ресурс. Ведь в тех же габаритах лампы при том же потреблении энергии можно заставить сильнее светиться только спираль из более тонкой проволоки, которая и перегорает быстрее. Хотя производители не любят об этом говорить.

лампа форсированная

Теперь немного о противотуманках, которые так любят у нас включать все те, у кого они есть. Противотуманные фары ярко и очень широко освещают участок дороги прямо перед автомобилем. Это создает ощущение гораздо лучшей видимости дороги, но на самом деле глаза водителя привыкают к излишне яркому пятну перед капотом. Это лишает его возможности как следует видеть дальше вперед, где уровень освещения заметно ниже. Тем самым водитель ослепляет себя своими же противотуманками. Особенно этот эффект проявляется зимой, когда обочины, присыпанные свежим снегом, кажутся нестерпимо белыми.

недостаточная видимость

И еще немножко о фарах. Их включают не только для того, чтобы лучше видеть самому. В ряде случаев они нужны, чтобы лучше видели вас! Особенно когда вокруг темно, грязно и вообще неуютно.

Как стеклышко

Вытереть стекло перед поездкой? Да ну его: в лучшем случае махнем пару раз дворниками — сойдет… Сойдет, конечно. Особенно днем и в хорошую погоду. Только не удивляйтесь, если с наступлением сумерек встречные фары вдруг нарисуют на вашем «чистом» стекле такую кривую радугу, что захочется зажмуриться. Особенно если стекло уже далеко не новое. В этом случае каждая выщербинка мгновенно начинает сражаться против вас на стороне грязных сил. Как быть? Порой достаточно хорошенько вымыть стекло, но что делать, если оно действительно старое? Честно говоря, с этим придется смириться. Правда, можно прибегнуть к механической шлифовке, но на практике этим пользуются немногие. Во-первых, процедура не из дешевых, а во-вторых, оптические свойства стекла могут немного «поплыть». В итоге может оказаться, что единственным выходом окажется замена стекла на новое.

светофильтр для водителя

Кстати, не забывайте, что стекло периодически надо протирать изнутри! Чтобы убедиться, какой это дает эффект, достаточно один раз попросить мойщика протереть стеклышко в салоне. Когда сядете за руль, мгновенно почувствуете разницу.

Дворники и омывайка

Про щетки стеклоочистителя говорить, в общем-то, нечего: их необходимость слишком очевидна. Не нужно устанавливать с ними рекорды долголетия: старые щетки априори работают заметно хуже. Как часто менять дворники? В идеале — дважды в год, но так поступают единицы. Конечно, все зависит от пробега и условий эксплуатации, но в любом случае экономить на этом не стоит: замените их хотя бы к зиме.

Что до омывайки, то с ней все и просто, и сложно. Просто потому, что выбора нет: все жидкости на прилавках сетевых магазинов — изопропиловые, а они на морозе могут отказаться течь через форсунки (зависит от их конструкции). Тогда — прощай, видимость, и здравствуй, черный рынок. Жидкости на основе метанола мороза не боятся и обзорность точно не испортят, но увы, легально такие не купишь. При использовании омывающих жидкостей на основе изопропилового спирта можно немного улучшить омыв ветрового стекла изменением регулировки жиклера омывателя. На тех автомобилях, где это возможно, концом булавки или канцелярской кнопки поверните шарик в жиклере так, чтобы струйка была направлена повыше. Она останется такой же вялой из-за высокой вязкости, но попадать на стекло все-таки будет в зону работы щеток.

Читайте также:  Рациональное размещение навесных шкафов

Человеческий фактор

Однако самая сложная и капризная «деталь» в автомобиле — это, конечно же, сам хомо сапиенс за рулем. Поговорим про зрение. Недаром говорят, что близорукий встречает меньше знакомых, зато чаще раскланивается.

таблица для проверки зрения

В заключение хочу сказать, что обзора много не бывает. Чем раньше вы увидите проблему на дороге, тем заблаговременнее на нее отреагируете. А проблем на зимней дороге хватает. Поэтому, чтобы не корить себя из-за неприятных последствий, старайтесь делать все от вас зависящее для сохранения обзора.

Текст книги “Эргономика”

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО “ЛитРес” (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Оплатили, но не знаете что делать дальше?

Автор книги: Лидия Березкина

Жанр: Архитектура, Искусство

Текущая страница: 20 (всего у книги 28 страниц) [доступный отрывок для чтения: 19 страниц]

10. Организация рабочего места

10.1. Конструкция и компоновка рабочего места оператора

В зависимости от количества одновременно работающих исполнителей, различают соответственно индивидуальное и коллективное рабочее место.

Пространственная организация рабочего места – размещение в определенном порядке элементов основного и вспомогательного оборудования относительно друг друга и относительно работающего человека. Пространственные соотношения элементов рабочего места должны соответствовать психофизиологическим, психическим и антропометрическим возможностям человека.

При разработке конструкции и компоновки рабочего места оператора устанавливаются следующие параметры:

– соответствие построения и оснащения рабочего места функциям оператора и условиям его деятельности;

– форма и размеры рабочей зоны;

– основная рабочая поза оператора;

– конструкция и расположение элементов визуального обзора внешней среды;

– виды освещения, конструкция и расположение осветительной аппаратуры;

– конструкция и расположение элементов фиксации положения оператора в различных зонах рабочего места;

– удобство и безопасность доступа оператора к зонам обслуживания и возможного ремонта;

– системы и способы аварийного покидания рабочего места;

– конструкция зон кратковременного отдыха;

– конструкция мест для ведения служебных записей;

– номенклатура и характеристики применяемых материалов.

Компоновка рабочего места, усилия, прикладываемые к органам управления, параметры обзорности определяются прежде всего рабочей позой человека.

Поза – взаиморасположение звеньев тела, независимое от его ориентации в пространстве и отношения к опоре. В основе ее поддержания лежит равновесие действующих на тело внутренних и внешних сил, обеспечивающее напряжение соответствующих мышц. Мышечная активность позы направлена на поддержание положения всего тела, а также на фиксацию одних его звеньев во время движения других. При смене позы изменяются взаиморасположение звеньев тела, его пропорции, досягаемость рук и ног в пределах моторного пространства. Термин «рабочая поза» обозначает наиболее частое и предпочтительное взаиморасположение звеньев тела при выполнении трудовых операций (корпус выпрямлен, наклонен вперед, откинут назад; руки на подлокотниках, на весу, на столешнице; ноги на педалях, на полу, на подставке и т. д.).

Рабочая поза динамична. Она рассматривается как пространственная граница фазы движения (начальная, граничная, конечная). Сохранение той или иной позы происходит при активном участии нервно-мышечной системы, состояние которой характеризуется величиной тонуса, суставных углов, положением парциальных (отдельных частей тела) центров тяжести. Человек может сохранять заданное положение суставного угла с точностью до 2–5 угловых минут, субъективно различать изменение высоты и угла наклона рабочей поверхности и сиденья соответственно на 1 см и 1°.

Положение тела и наиболее частые позы, необходимые для выполнения трудового процесса, следует считать одним из основных факторов, определяющих пространственную организацию рабочего места.

Для любой деятельности, в том числе и трудовой, наиболее распространены положения «стоя», «сидя» и «лежа». Каждое из этих положений характеризуется определенными условиями равновесия, степенью напряжения мышц, состоянием кровеносной и дыхательной систем, расположением внутренних органов и, следовательно, расходом энергии. Выбор рабочего пространства связан с размерами моторного пространства, величиной и характером рабочей нагрузки, объемом и темпом рабочих движений, требуемой точностью выполняемых операций, особенностями предметно-пространственного окружения.

Положение «стоя». В положении «стоя» человек имеет хорошие условия для зрительного обзора, а также возможности перемещения и зрительно-моторной координации. Однако оно характеризуется неустойчивым равновесием. Площадь опоры определяется поверхностью стоп, соприкасающейся с опорой, и пространством между ними. Это положение более утомительно по сравнению с другими, так как требует значительной работы мышц по удержанию равновесия и выпрямленной позы. При длительном сохранении позы в положении «стоя» увеличивается давление крови в сосудах нижних конечностей, вызывающее ее застой, что может способствовать возникновению патологических изменений. Поэтому в положении «стоя» следует избегать фиксированных поз, рекомендуются их частая смена и кратковременные перерывы для отдыха в положении «сидя».

Положение «сидя». Поза «сидя» является наиболее удобной рабочей позой. Она устойчива, при ней потребляется меньше энергии. Сидя, значительно легче приводить в действие ножные органы управления, так как имеется упор для спины. Работа в положении «сидя» имеет некоторые преимущества перед работой стоя: происходит разгрузка мышц нижних конечностей и органов кровообращения, что снижает энергетические затраты организма на 10–20 %. Характеризуется неустойчивым равновесием, но площадь опоры здесь значительно больше благодаря использованию приспособлений для сиденья. Длительное пребывание в положении «сидя» может способствовать возникновению ряда патологических явлений: расслаблению мышц живота, сутулости, опущению внутренних органов, появлению радикулитов, остеохондрозов, в конечностях происходят застойные процессы, ведущие к образованию тромбов. Помимо этого в положении «сидя» ограничивается возможность перемещения, сокращаются зоны досягаемости, а также уменьшаются силовые возможности. Избежать этих отрицательных последствий позволяют выбор рациональной рабочей позы, обеспечение условий для ее поддержания (форма и размеры сиденья, оптимальные размеры зон досягаемости) и возможность ее изменения.

Положение «лежа». Положение «лежа» в процессе трудовой деятельности допускается в исключительных случаях, так как оно резко ограничивает моторные функции человека, ухудшает моторную координацию, уменьшает зону обзора. Выполнение основных рабочих операций в положении «лежа» сопровождается утомительной статической работой организма, связанной с напряжением шейных мышц и плечевого пояса при удержании головы и рук. Для работы в положении «лежа» следует предусматривать специальные приспособления, уменьшающие статическое напряжение (специальные опоры для головы, верхнего плечевого пояса и др.).

В процессе проектирования алгоритмов трудовой деятельности, выполнение которой предполагает моторные компоненты и требует длительного поддержания определенного положения тела, особое внимание уделяется проектированию оптимальной рабочей позы и разработке условий ее поддержания. Наибольший вред организму приносит не столько сама поза, сколько время, в течение которого человек в ней находится. Оптимальная рабочая поза служит исходным положением для расчета пределов досягаемости для рук и ног в моторном поле.

Расстояние по высоте между рабочей поверхностью и сиденьем определяет правильную осанку тела человека в положении «сидя».

Оптимальная рабочая поза в положении «сидя» должна соответствовать следующим требованиям:

– голова находится над плечами, без отклонения вперед или назад;

– шея расслаблена, подбородок подтянут (не выпячен);

– плечи и грудная клетка расправлены;

– спина прямая или слегка отклонена назад, сохраняются ее естественные изгибы;

– локти расслаблены, локтевой сустав развернут под углом 90–120°;

– предплечья и кисти рук свободно лежат на столешнице в горизонтальном положении;

– пальцы слегка согнуты и имеют опору.

Оператор должен располагать на столешнице предплечья, не наклоняясь и не приподнимая плечевой пояс, не занимая ассиметричное положение.

Высота рабочей поверхности (столешницы) должна равняться высоте сиденья плюс расстояние между сиденьем и локтем опущенной руки плюс 20–25 мм.

Расстояние по горизонтали от края стола до спинки сиденья равняется толщине туловища сбоку плюс 30–50 мм. Увеличение расстояния ведет к наклону туловища.

Оптимальная рабочая поза в положении «стоя» предусматривает следующие параметры:

– равномерную опору на обе стопы;

– отсутствие крайних положений в суставах верхних конечностей;

– экономичность рабочих движений.

Следует избегать управления педалью в положении «стоя». Исключение может составлять одна, редко используемая педаль, на которую воздействуют не более трех секунд.

Основным компонентом деятельности человека на рабочем месте являются рабочие движения. Моторная деятельность по своему проявлению представляет комплекс операций, действий и движений, осуществляемых человеком в процессе решения той или иной задачи, и характеризуется формами траекторий движений, скоростью, силой и точностью движений, а также энергетическими затратами. При выполнении человеком управленческих действий от него требуется не только быстрая и точная переработка информации, но и такие же реакции на сигналы.

Точность и скорость движений определяются как механическими свойствами двигательного аппарата, так и механизмами регуляции движений.

Простейшим элементом двигательного органа является кинематическая пара – совокупность двух звеньев тела, взаимно ограничивающих движение. Рука человека состоит из нескольких последовательно соединенных кинематических пар, где наибольшую свободу движений имеет последнее концевое звено – кисть и пальцы. Кисть по отношению к плечевому поясу имеет семь степеней свободы, а подвижность кончика пальца относительно грудной клетки достигает 16 степеней свободы. Мышечная и суставная чувствительность обеспечивает все основные качества движений: скорость, силу, точность, амплитуду, траекторию и т. д. Двигательные (или кинетические) ощущения наряду с тактильными, выступая в качестве сигналов обратной связи, играют существенную роль в построении движений, обеспечивая их регулирование и корректировку.

Скоростные характеристики движений определяются видом и направлением движения. Диапазон скоростей движения руки очень широк (0,01 – 8000 см/с). Минимальное время занимают движения пальцами, затем движения кисти, предплечья и плеча.

Пространственные характеристики движений включают амплитуду и траекторию движения. При большом числе степеней свободы дистальные части руки могут выполнять движения любой амплитуды и в любом направлении в пределах, ограниченных размером тела. Из траекторий движения анатомо-физиологически более выгодными являются эллиптические и круговые.

Оптимальная организация рабочих движений создает условия для снижения утомления и резервы для сохранения длительного периода работоспособности человека.

Размещение технических средств и вспомогательного оборудования на рабочем месте, способы их перемещения и приведения в действие должны учитывать биомеханические особенности двигательного аппарата человека (табл. 10.1).

Таблица 10.1. Биомеханические особенности двигательного аппарата человека.

Ссылка на основную публикацию