Составные части механизма

Составные части механизма

8. Составные части машин

Каждая машина состоит не менее чем из трех составных частей: двигателя, передаточного механизма и исполнительного механизма. Например, сверлильный станок состоит из электродвигателя, клиноременного механизма передачи движения и изменения частот вращения шпинделя, исполнительного механизма — шпинделя. Шпиндель выполняет непосредственно свер ление с помощью сверла, закрепленного в патроне.

В машинах могут быть и другие механизмы: подачи, управления, контроля и регулирования, сортировки, транспортировки, упаковки.

Механизмы передачи движения могут состоять из зубчатых колес, ременных передач со шкивами, зубчатых колес и реек. В табл. 3 представлены некоторые механизмы передач и их условные графические обозначения на кинематических схемах.

Зубчатые механизмы могут иметь цилиндрические и конические зубчатые колеса. Меньшее по диаметру из двух находящихся в зацеплении зубчатых колес обычно называют шестерней.

Ременные передачи передают вращение от одного шкива к другому плоскими или клиновыми ремнями.

С устройством такой передачи вы ознакомились в 5 классе при изучении сверлильного станка.

Цепные передачи передают вращение от одной звездочки к другой с помощью цепи, например от звездочки педалей к звездочке заднего колеса велосипеда.

Если в ременных и цепных передачах шкивы и звездочки вращаются в одном направлении (по часовой стрелке или против), то в зубчатых передачах два соединенных между собой колеса вращаются в разных направлениях.

Зубчатые колеса, шкивы, звездочки называют звеньями механизмов и машин.

Неподвижное звено механизма или машины называют стойкой. Это станины, корпуса, опоры валов.

Одно из звеньев, которое передает движение другому, называют ведущим. А звено, которое получает движение от ведущего звена, называют ведомым. Например, звездочка велосипеда, которая вращается педалями, называется ведущей, а звездочка заднего колеса — ведомой.

Если зубчатая, ременная и цепная передачи передают вращательное движение от одного звена к другому, то зубчато-реечная передача преобразует вращательное движение зубчатого колеса в поступательное движение зубчатой рейки, или наоборот.

Ввиду того, что диаметры зубчатых колес, шкивов и звездочек в передачах обычно неодинаковые, ведомое колесо вращается с другой частотой вращения, чем ведущее. Отношение частоты вращения ведущего звена к частоте вращения ведомого звена (или диаметра

ведомого колеса к диаметру ведущего колеса) называют передаточным отношением i.

где n1 — частота вращения ведущего колеса (оборотов в минуту, т. е. мин -1 ); п2 — частота вращения ведомого колеса (оборотов в минуту); D1 — диаметр ведущего колеса (мм); D 2 — диаметр ведомого колеса (мм).

Например, при диаметре ведущего шкива 40 мм и диаметре ведомого шкива 80 мм передаточное отношение будет равно: i = 80 : 40 = 2.

Ведущие и ведомые колеса, шкивы и звездочки насаживают на валы так, чтобы они не проворачивались на них. Для этого колесо и вал соединяют при помощи шпонки или шлицев (рис. 28). В колесе и валу вырезают шпоночные пазы, в которые вставляют шпонку.

Если колесо посредством шпонки закреплено на валу неподвижно, то такое шпоночное соединение называют неподвижным (рис. 28, а).

Если колесо может перемещаться вдоль вала со шпонкой или шлицами и одновременно передавать вращение, то такое соединение называют шпоночным или шлицевым скользящим (рис. 28, б, в).

Шлицевые соединения образуются соединениями выступов и впадин на валу и зубчатом колесе (рис. 28, в).

Изучение составных частей машин

1. Осмотрите какой-либо станок в учебных мастерских. Найдите в нем двигатель, передаточный и исполнительный механизмы, механизмы подачи, контроля и управления.

2. Рассмотрите зубчатую передачу в ручной дрели. Определите ее передаточное отношение.

3. Определите передаточное отношение и направление вращения звеньев в передачах, указанных учителем.

Новые термины: Двигатель, передаточный механизм, исполнитель ный механизм, передача (зубчатая, ременная, реечная, цепная), стойка, звено (ведущее, ведомое), передаточное отношение, шпонка, шлиц.

Вопросы и задания.

1. Для чего служат двигатель, передаточный и исполнительный механизмы в машине?

2. Из каких звеньев состоит зубчатая передача?

3. Из каких звеньев состоит цепная передача?

4. Какие звенья называют ведущими и ведомыми?

Составные части механизма и принципы его работы

Содержание

1.Введение
1.1. Назначение проектируемого механизма и область его применения
1.2. Составные части механизма принципы его работы
2. Расчёт резьбы
2.1. Выбор материалов винтовой пары
2.2. Выбор типа резьбы
2.3. Определение среднего диаметра резьбы
2.4. Определение высоты гайки
3. Проверка винта на устойчивость
3.1. Определение приведенной длины винта
3.2. Определение критических напряжений
4. Проверка винтовой пары на самоторможение
4.1. Определение приведенного угла трения
4.2. Определение угла подъема винтовой линии и коэффициента запаса
устойчивости
4.3. Выбор окончательного варианта размера резьбы
5. Проверка прочности винта
5.1. Расчет момента трения в резьбе
5.2. Выбор типа конструкций пяты винта
5.3. Определение нормальных, касательных и эквивалентных напряжений
5.4. Определение допускаемых напряжений
6. Определение длины рукоятки
7. Расчет хвостовика винта
8. Расчет гайки
8.1. Определение основных размеров
8.2. Расчет прочности гайки
9. Проверка гайки на непроворачиваемость в корпусе
10. Определение КПД механизма
11. Расчет конструктивных размеров корпуса
12. Заключение
13. Список литературы

Введение

Винтовые механизмы предназначены для преобразования вращательного движения в поступательное (реже наоборот). Основным элементом любого винтового механизма является винтовая пара, состоящая из винта и гайки.

Винтовые пары в механизмах могут быть парами скольжения или качения, кроме того, выполняются винтовые механизмы с гидростатическимивинтовыми парами. Они могут быть с ручным или механическим приводом. Наименьшим КПД обладают пары скольжения (примерно 0,3), пары качения и гидростатические пары имеют более высокий КПД (до 0,9).

1.1Назначение проектируемого механизма и область его применения

Натяжные устройства применяются для создания и поддержания постоянным в процессе эксплуатации натяжения гибкого тягового органа в ленточных транспортерах, другие конструкции применяются с той же целью в ременных и канатных передачах. Необходимое натяжение осуществляется путем перемещения натяжного шкива или барабана.

Составные части механизма и принципы его работы

Конструкция натяжного устройства представлена на рис. 1 (именно такие натяжные устройства часто применяются в ленточных транспортерах).

Рис. 1 Натяжное устройство ленточного транспортера

Основные элементы устройства – станина с опорами 1, крышка 2, винт 3, гайка 4, ползун 5, барабан 6. Ось барабана в данном устройстве укреплена в двух ползунах. Ползуны имеют возможность перемещаться вдоль направляющих, одна из которых выполнена в станине, другая в крышке. При ввинчивании винтов в гайки расположенные в левых опорах станин, ползуны вместе с осью барабана перемещаются вправо, за счет чего и происходит натяжение ленты транспортера. Так как вращение винта в этом устройстве осуществляется нечасто, резьбу для него можно выполнять прямо в опоре, по той же причине допускается в данном устройстве применять метрическую резьбу. Вибрации при работе транспортера могут привести к самопроизвольному отвинчиванию винта и ослаблению натяжения ленты, поэтому для винта должно быть предусмотрено стопорное устройство (например, в виде контргайки 7).

2. Расчёт параметров резьбы

§ 13. Элементы машиноведения. Составные части машин

Вы уже знаете из 5 класса, что машина — это устройство, предназначенное для выполнения какой-либо работы путём преобразования одного вида энергии в другой. Важнейшая особенность каждой машины — наличие трёх основных частей: двигателя, передаточного механизма и рабочего (исполнительного) органа.

Например, в автомобиле есть двигатель внутреннего сгорания, в котором энергия топлива превращается в энергию движения. Рабочими органами являются ведущие колёса автомобиля, а между двигателем и колёсами расположены передаточные механизмы.

Для управления работой любой машины существуют устройства управления: рычаги, педали, кнопки. Некоторыми машинами управляют автоматические устройства, сигналы которым поступают с компьютера.

В 5 классе вы изучали некоторые механизмы передачи движения — винтовой и фрикционный механизмы, а также ремённую передачу. Мы рассмотрим ещё несколько механизмов передачи движения, являющихся составными частями машин: цепной, зубчатый, реечный (табл. 9).

Читайте также:  Монтаж узлов кровли

Таблица 9

Виды механизмов (передач)

Цепной механизм передачи движения имеется у велосипеда. Он состоит из цепи и двух звёздочек.

Зубчатый механизм (зубчатая передача) есть у ручной дрели. Механизм состоит из двух зубчатых колёс, которые вращаются в разных направлениях. Меньшее из двух находящихся в зацеплении колёс называют шестернёй. Зубчатые колёса могут быть цилиндрическими или коническими (как у дрели).

В реечном механьише при вращении зубчатого колеса 1 рейка 2 перемещается поступательно, и наоборот, при поступательном движении рейки 2 колесо 1 вращается. Например, в настольном сверлильном станке при повороте рукоятки подачи (с закреплённым на ней зубчатым колесом) шпиндель со сверлом (связанный с рейкой) движется поступательно.

В механизме, состоящем из двух звеньев (зубчатых колёс, звёздочек и др.), одно звено является ведущим, а другое ведомым. Ведущее звено передаёт движение ведомому звену. Например, звёздочка цепной передачи велосипеда, которую вы вращаете педалями, является ведущей, а звёздочка, которая закреплена на оси заднего колеса, ведомой.

Отношение диаметра ведомого колеса к диаметру ведущего называют передаточным отношением i:

где D1 — диаметр ведущего колеса;

D2 — диаметр ведомого колеса.

Шестерни зубчатой передачи, звёздочки цепной передачи, шкивы ремённой передачи обычно насаживают на валы. Для их надёжного закрепления на валу и передачи вращательного движения применяют шпоночное соединение (рис. 57, а). В шпоночном соединении в валу вырезают шпоночный паз, в который помещают шпонку — небольшой металлический брусок. Возвышающаяся над поверхностью вала часть шпонки входит в паз, прорезанный в шестерне, шкиве или звёздочке, и таким образом соединяет их с валом. Шпоночное соединение применяется, например, в соединении вала электродвигателя со шкивом ремённой передачи токарного станка для обработки древесины.

Рис. 57. Соединение шестерни с валом: а — шпоночное: 1 — вал: 2 — шпонка: 3 — шестерня: 4 — шпоночный паз; 6 — шлицевое: 1 — шлицевой вал: 2 — шлицы; 3 — шестерня

Иногда необходимо, чтобы зубчатое колесо могло не только передавать вращательное движение, но и перемещаться вдоль вала. В этом случае применяют шлицевое соединение (рис. 57, б). Для такого соединения на поверхности вала прорезают продольные канавки. В результате этого на валу образуются выступы — шлицы. А в отверстии колеса прорезают продольные пазы, в которые эти шлицы входят. Шлицевое соединение применяется, например, в шпинделе настольного сверлильного станка.

Практическая работа № 13

Изучение составных частей машин

  1. Ознакомьтесь с механизмами, имеющимися в школьной учебной мастерской. Запишите в рабочую тетрадь их названия и назначение.
  2. Замерьте диаметры зубчатых колёс ручной дрели и определите передаточное отношение этой зубчатой передачи.

Выполните поиск в Интернете, какие ещё механизмы, кроме имеющихся в мастерской, применяются в современных машинах. Расскажите о них на следующем уроке.

Новые слова и понятия

Основные части машин: двигатель, передаточный механизм, рабочий (исполнительный) орган; механизмы: цепной, зубчатый (зубчатая передача), реечный; шпонка, шлиц.

2. Составные части механизма государства

Рассмотрим подробнее элементы государственного механизма. Важнейшее место занимают органы государства. В теории ор­ганизаций разработаны характеристики организаций. Это созна­тельно координируемые социальные образования с определенны­ми границами, функционирующие на относительно постоянной основе для достижения общей цели.

1 Вот мнение граждан о российских судьях. Судьи — защитники граждан от произвола и нарушений прав — 8%, бездушные чиновники — 20%, объектив­ ные арбитры в спорах — 5%, прислужники влиятельных людей — 49%, служи­ тели закона — 5%. 2/3 журналистов отметили волокиту в судах, почти полови­ на — зависимость судей, треть — их некомпетентность, около четверти — нару­ шения законности при разрешении дел. См.: «Средства массовой информации и судебная власть в России». М., 1998.

2 Так, опросы граждан показали, что полностью одобряют участие в митин­ гах и демонстрациях — 13,1%, скорее одобряют — 31,5%; подписание петиций и обращений — соответственно 12,1% и 34,3%; участие в забастовках 10,1% и 25%; критику властей в листовках и газетах — 16,7% и 36,5%; отказ от участия в выборах — 4,8% и 12,6%; участие в вооруженном сопротивлении — 1,9% и 2,9%. См.: «Конституция и закон: стабильность и динамизм». М., 1998. С. 184.

2. Составные части механизма государства 111

формализация, соотношение централизации и децентрализации 1 . Эти признаки сочетаются с юридической характеристикой.

Орган государства есть структурно обособленная и юридичес­ки оформленная часть государственного аппарата, обладающая самостоятельностью для выполнения возложенных на него госу­дарственных функций. Для органа государства характерны сле­дующие признаки: а) закрепление компетенции и наличие власт­ных полномочий для ее осуществления, т.е. право издавать обя­зательные правовые акты и давать обязательные предписания; б) структурная обособленность в виде самостоятельной органи­зации; в) наличие постоянного персонала, государственных слу­жащих; г) материально-финансовое обеспечение деятельности органа.

Существует немало разновидностей государственных органов. Каждая их разновидность образует своеобразную систему со сво­ими специфическими функциями, взаимоотношениями, актами и т.д. Объединение таких систем дает качественно новое образо­вание — государственный аппарат. Аппарат государства есть система взаимосвязанных государственных органов, выполняю­щих функции государства. Он построен и функционирует в нашей стране на основе принципов народовластия, верховенства Кон­ституции и законов, федерализма, разделения властей, децентра­лизации и деконцентрации. Эти принципы конкретизируются применительно к разным государственным органам. Например, в ст. 3 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» закреплены основные принципы деятель­ности Федерального Правительства, в статьях 5-9 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Феде­рации» — принципы осуществления судебной власти.

Внутри государственного аппарата можно различать следую­щие виды органов:

а) Президент Российской Федерации как глава государства;

б) конституционные органы законодательной, исполнитель­ ной и судебной властей.

в) государственные органы, образуемые вышеназванными ор­ ганами государственной власти и получающими «функциональ­ ный мандат» именно от них. Такова, например, Счетная палата,

См.: Мильнер Б.З. Указ. соч. С.12-21.

112 Глава 6. Механизм государства

создаваемая палатами Федерального Собрания, контрольно-счет­ные палаты в субъектах Федерации;

г) обслуживающие государственные структуры, например Ад­министрация Президента Российской Федерации, Федеральное агентство правительственной связи и информации.

Важнейшим основанием для классификации государственных органов служит их конституционное деление. Единая государст­венная власть, в основу которой заложен принцип народовластия и приоритета институтов прямой демократии, разделяется по структурно-функциональному признаку.

Президент страны является главой государства и гарантом Конституции. Согласно ч. 2 ст. 80 Конституции Российской Фе­дерации Президент обеспечивает государственную целостность и согласованное функционирование органов государственной влас­ти. Институт Президента находится как бы над властями и одно­временно взаимодействует с каждой из них в соответствии с Кон­ституцией и законодательством 1 . Вместе с тем объем полномочий Президента неодинаков в разных странах. Например, он шире у Президентов США и Франции и оже у Президента ФРГ.

Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную стало общепризнанной концепцией и конституционным принципом устройства государства. Вместе с тем оправдан акцент на взаимодействие властей, как это сделано в Конституциях Мол­довы и Польши. Развиваемый Советом Европы принцип субсиди-арности, «дополнительности» способствует более гибкому сотруд­ничеству властей всех уровней, начиная с местного самоуправле­ния. И это позволяет оценить «ветви власти» в более широком контексте, не сводя их к тем или иным органам.

Законодательная власть означает функционирование пред­ставительных и законодательных органов, строго регламентиро­ванный законодательный процесс, отношения депутатов и изби­рателей, систему выборов. Конечно, ядром ее выступают парла­менты. В России это Федеральное Собрание с двумя палатами — Государственной Думой и Советом Федерации и их регламентами. Законодательная деятельность является для него главной функ­цией.

Так, в 1998 г. Государственная Дума провела 82 пленарных заседания, 66 заседаний Совета Думы, свыше 800 заседаний ко­митетов, на которых рассмотрено более 3,5 тыс. вопросов, 90 пар­ламентских слушаний, 110 заседаний согласительных и специ-

1 См. подробно: Окуньков Л А. Президент Российской Федерации. Конститу­ция и политическая практика. М., 1996.

2. Составные части механизма государства ИЗ

альных комиссий. Контролировалось выполнение почти 3 тыс. депутатских запросов. Рассмотрено около 600 законов, приняты в третьем чтении 196. Совет Федерации провел 13 заседаний, рас­смотрел 250 законов и одобрил около 200.

Читайте также:  Металлочерепица на крыше дома

В субъектах Российской Федерации действуют свои законо­дательные органы — Государственные Собрания, областные думы и т.п.

Исполнительная власть всегда находится в центре общест­венной жизни. Поводов для этого много, ибо на исполнительную власть приходится основной объем работы по управлению госу­дарственными делами, и с ними нелегко справиться. К тому же неверные и упрощенные представления об исполнительной влас­ти мешают ей эффективно действовать. То она «обрастает» бюро­кратизмом и разлагается коррупцией, то жестко «приказывает» и «ограничивает», то вступает в противоборство с законодательной властью. Кадры управления далеко не всегда готовы правильно и своевременно решать новые задачи. А отсюда и ошибочные реше­ния, и действия в экономической, политической и социальной сферах.

Для чего нужна исполнительная власть? Во-первых, для осу­ществления государственного управления и регулирования. Во-вторых, для обеспечения прав и интересов граждан. В-третьих, для оперативного решения государственных дел. В-четвертых, для исполнения законов. Таково ее предназначение и выделяемые для этого средства (материальные и финансовые ресурсы), мощная и разветвленная структура, корпус управленцев, информация.

В нашей стране острая критика последних лет и проводимые реформы привели к явной недооценке государственного управ­ления и регулирования. Управление резко ослабло, и ему мало помогают многочисленные указы и постановления «о государст­венной поддержке». Между тем очень важны правовое регули­рование, функциональные правила и режимы, прогнозы, инфор­мационное обеспечение, консультативно-методическая помощь в механизме государственного управления.

Исполнительная власть призвана обеспечивать повседневное управление государственными делами, к тому же на высоком про­фессиональном уровне, и исполнение законов.

Происходят изменения в концепции исполнительной власти. Долгие десятилетия органы исполнительной власти были крепко соединены с представительными органами, что нельзя признать абсолютно ошибочным. И тогда их называли исполнительно-рас­порядительными, причем связывали именно с ними государст­венное управление. В последние годы критика административ-

114 Глава б. Механизм государства

но-командной системы сопровождалась явной недооценкой аппа­рата управления и его кадров. Нигилизм привел к ослаблению управленческих связей и рычагов воздействия, что осознается явно с опозданием в условиях формирования рыночной эконо­мики.

Принятие Конституции РФ и конституций, уставов ее субъ­ектов, новых законов отразило иные концептуальные подходы. Понятие «органы государственного управления» заменено поня­тиями «исполнительная власть» и «органы исполнительной влас­ти», которые нельзя отождествлять. Закрепление принципа раз­деления властей привело, с одной стороны, к признанию само­стоятельности этой ветви власти, к ее большей независимости от представительных органов.

Вместо «двойного подчинения» — функциональные связи по вертикали, которые оказались ослабленными. В соответствии с ч. 2 ст. 77 Конституции РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти. Но это не универсальная система, ибо ее единство очерчено рамками предметов ведения Фе­дерации и предметов совместного ведения РФ и субъектов Феде­рации. Вне их последние самостоятельны, и данное обстоятельство нужно полностью учитывать.

Система исполнительных органов существенно изменилась в связи с общими экономическими и социальными преобразования­ми, когда исчезли или видоизменились многие прежние органы и появились другие. Новые регулятивные функции управления привели к созданию органов по управлению госимуществом, на­логовых, таможенных органов. Правда, специализация иногда оказывается чрезмерной.

Наряду с этим заметна тенденция большего взаимодействия исполнительных органов с инфраструктурой экономики. Стало не­обходимым укрепить партнерство с банками, фондами, институ­тами предпринимательства, государственными акционерными об­ществами. Здесь еще предстоит многое сделать.

В то же время многочисленные перестройки системы испол­нительных органов не устранили некоторых ее пороков. Это — отсутствие или игнорирование четких критериев построения ор­ганов с учетом объема и характера функций, объектов управле­ния. Это — дробление и множественность органов, в частности ко­миссий, советов при Президенте, Правительстве, министерствах. Это — недооценка схем и процедур управления в отраслях, ком­плексах, регионах, которые помогли бы упорядочению управлен­ческих «сигналов» и «действий».

2. Составные части механизма государства 115

Не урегулированы до конца взаимоотношения органов испол­нительной власти «по уровням». В Конституциях республик уре­гулированы лишь некоторые вопросы организации исполнитель­ных органов, преимущественно Кабинетов Министров. В уставах краев, областей подробнее регулируется статус губернатора, пра­вительства и администрации. Ими же определяются функции от­раслевых департаментов, управлений и отделов, и нередко это де­лается вне связи с положениями об одноименных федеральных министерствах, ведомствах. К тому же обилие территориальных органов последних осложняет управление на территории края, об­ласти. Тут возможны межрегиональные координационные струк­туры, укрупнение органов, регламенты взаимодействия органов разных уровней, согласительные процедуры.

Бесспорно, от органов исполнительной власти во многом зави­сит эффективность управления государственными делами. Она до­стижима, если верно определены их функции, четко разграниче­ны полномочия, установлены процедуры взаимодействия, осно­вания и виды ответственности.

Судебная власть как разновидность государственной власти включает в себя систему судебных органов, статус судей, принци­пы правосудия, виды судопроизводства. Иными словами, и здесь организация и функционирование власти означает использование комплекса элементов. Главным из них является построение су­дебной системы. В нашей стране действуют федеральные консти­туционные законы «О судебной системе Российской Федерации», «Об арбитражных судах Российской Федерации». Подготовлен фе­деральный закон о судах общей юрисдикции. Готовится концеп­ция административной юстиции.

Судебные органы в разных странах построены неодинаково. Во Франции, Австрии, Германии хорошо развита система адми­нистративных судов. В США и Великобритании нет отдельных конституционных судов. Нередко общие суды весьма специали­зированы по категориям дел — налоговые, земельные, трудовые, для несовершеннолетних и др.

Еще две разновидности государственных органов — органы, «производные» от других, обслуживающие структуры — предна­значены для выполнения специальных функций. Подробнее о них рассказывается в курсах конституционного и административного права.

Поясним природу и назначение такого элемента государствен­ного механизма, как публичные службы и корпорации. Выше от­мечалось применение этих понятий в иностранном праве. Для нашей страны также характерны публичные службы, выражаю-

116 Глава 6. Механизм государства

щие структурно и функционально объединенные массы граждан и соответствующие организации. В их рамках существуют свои звенья, соподчиненность, персонал, нормы поведения. Но пред­назначены они для обеспечения публичных интересов.

Можно выделить три таких структуры. Во-первых, армия, ми­лиция, налоговая полиция, пограничные, железнодорожные войс­ка как жестко организованные и централизованно управляемые структуры. Их назначение — охрана правопорядка и обеспечение законности и безопасности, обороны страны.

Специальное законодательство посвящено их статусу.

Во-вторых, публичные службы, призванные оказывать обще­ственные услуги. Это — системы телефонной, телеграфной, поч­товой и электронной связи, это — транспортные системы. Это — энергетические системы, это — системы жизнеобеспечения насе­ления.

В-третьих, государственные корпорации типа Газпром, ЕЭС-Россия, Водохозстрой, сочетающие функции самостоятельных хо­зяйствующих субъектов и государственного регулирования.

Все вышеназванные публичные службы и корпорации нахо­дятся исключительно или преимущественно в государственной и муниципальной собственности. Данное обстоятельство облегчает их гибкое использование в общественных интересах. Оно обеспе­чивается, в частности, ст. 426 ГК о публичном договоре, когда обязательность его заключения обусловлена характером работ и услуг коммерческой организации и обязательными правилами (утверждаются Правительством РФ).

Рассмотрим такой элемент механизма государства, как про­цедуры принятия государственных решений. Именно они прида­ют динамичный смысл деятельности госорганов и публичных служб, поскольку правильноеи своевременное решение экономи­ческих, социальных и политических задач является важнейшим показателем ее эффективности. Государственные решения прини­маются на разных уровнях и с помощью различных процедур, вид которых определяется характером субъекта права и содержанием решений. Закон и иные акты устанавливают процедуры.

Можно классифицировать процедуры принятия государствен­ных решений следующим образом: а) процедуры выборов, рефе­рендума и народных собраний, когда прямое волеизъявление граждан служит непосредственным источником решений; б) про­цедуры самостоятельного принятия решений каждым государст­венным органом, с использованием для этого Регламента, Прави­тельства, правил принятия ведомственных актов и т.п.; в) совмест­ное принятие решения несколькими субъектами права; г) согла-

2. Составные части механизма государства 117

сованное принятие решений (в рамках бюджетного процесса и т.п.); Д) принятие решений в соответствии с принципами и нор­мами международного права, актами межгосударственных объ­единений типа СНГ, Союза России и Белоруссии, ЕС.

Читайте также:  Мансарда своими руками: фото, варианты отделки

Весьма своеобразны процедуры выработки и принятия важ­нейших государственных решений в разных странах. В России в законодательном процессе участвуют такие структуры как Объ­единенная Комиссия по координации законодательной деятель­ности и Полномочное Представительство Правительства РФ в Фе­деральном Собрании. Во Франции действует Экономический и Со­циальный Совет, который по запросу Правительства дает заклю­чения на проекты законов, ордонансов или декретов, а также любых планов или программных законопроектов экономического или социального характера. В Конституции Испании закреплено право государственной инициативы в экономической деятельнос­ти, планирование общей экономической деятельности, статус Счетной Палаты.

Деятельность государственных органов и публичных служб и корпораций, принятие и реализация государственных решений невозможны без ресурсного обеспечения. Оно выступает важным элементом механизма государства и включает в себя:

а) управление государственной собственностью;

б) регулирование бюджетно-налоговых отношений;

в) использование природных ресурсов;

г) материально-техническое обеспечение;

д) режимы использования людских ресурсов, имея в виду за­ конодательство о труде, о занятости и т.д.

Ресурсному обеспечению посвящены специальные законы и иные правовые акты, а также госорганы. От его накопления, при­умножения и рационального использования во многом зависит функционирование других элементов государственного меха­низма.

1.Понятие машины, механизма и их составных частей.

Машина – это устройство, выполняющее механическое движение для преобразования материалов, энергии или информации с целью замены или облегчения физического или умственного труда.

технологические машины – предназначены для изменения формы, размеров, состояния исходных тел: металлообрабатывающие станки, прессы;

подъемно-транспортные – перемещение объектов в пространстве с требуемой скоростью;

энергетические машины – происходит преобразование энергии (эл. двигатели и эл. генераторы), двигатели внутреннего сгорания, гидромоторы,

– информационные машины – преобразование вводимой информации для контроля, регулирования и управления движением.

Механизм – служит для преобразования движения.

– Редуктор – наиболее распространенный механизм, понижающий частоту вращения и увеличивающий вращающий момент

Кривошипно-ползунный механизм (применяется в двигателях внутреннего сгорания, прессах и т.д.) – возвратно-поступательное движение ползуна (поршня) преобразуется во вращательное движение кривошипа.

Рисунок 1.5 – Кривошипно-ползунный механизм

1 – кривошип – вращается вокруг неподвижной оси на угол 360 0 ;

2 – шатун – совершает плоскопараллельное движение;

3 – поршень – возвратно-поступательное движение;

4 – стойка с направляющей b b – неподвижны.

2. Основные типы механизмов.

Основные виды механизмов:

плоские механизмы – все звенья располагаются в одной плоскости или в параллельных плоскостях;

пространственные механизмы – звенья лежат в разных плоскостях.

механизмы с гибкими связями (ременные и цепные передачи);

ременная передача цепная передача

механизмы с высшими и низшими кинематическими парами

кулачковые, зубчатые, шарнирно-рычажные

фрикционные, храповые, механизмы

храповый механизм шестизвенный шарнирный механизм

зубчатая передача кривошипно-ползунный механизм

гидравлические и пневматические механизмы.

3.Звенья и кинематические пары механизмов. Кинематические цепи.

Звенья механизма – твердые тела, из которых состоит механизм.

Бывают: подвижные (на рис. 1.- звенья 1-3) и неподвижные звенья (на рис. 1 – звено 4).

Кинематическая пара (КП) – подвижное соединение двух соприкасающихся звеньев.

(На рис. 1 звенья 4-1, 1-2, 2-3, 3-4)

низшие КП – соприкасаются по поверхности;

высшие КП – соприкасаются по линии или в точке.

Свободное в пространстве тело имеет 6 степеней свободы: три вращательных и три поступательных.

Любая кинематическая пара ограничивает движение звеньев. Ограничения, накладываемые на движение звеньев называют связями. В зависимости от числа связей кинематические пары подразделяют на классы. Всего классов – пять; номер класса совпадает с количеством связей.

4. Кинематическая схема механизма

Кинематическая схема механизма – это схема механизма, в которой звенья и КП изображены условно, но в определенном масштабе с указанием необходимых размеров звеньев и направления движения ведущего звена

Рисунок 1.7 – Кинематическая схема кривошипно-ползунного механизма

На структурной схеме механизма масштаб не соблюдается.

Масштаб – это отношение какой-либо величины в соответствующих единицах измерения к величине отрезка, изображающего эту величину на чертеже.

, – масштаб длин или перемещений;

– масштаб скорости;

– масштаб ускорений.

Теория и решение задач

Деталь

Деталь – составная часть механического устройства, выполненная без применения сборочных операций (например: болт, гайка, вал, станина станка, полученная литьем и т.д.).

Деталь является элементарной составной частью машины. Типы деталей, их расчет, выбор формы, создание рабочего чертежа подробно рассматриваются в курсе «Детали машин и основы конструирования». В теории механизмов и машин в качестве элементарной составной части рассматривается более сложная конструкция – звено.

Звено

Звено – это деталь или группа деталей, представляющих с кинематической точки зрения единое целое (т.е. группа деталей, жестко соединенных между собой и движущихся как единое твердое тело).

На рисунке 1 изображен шатун поршневого двигателя (или поршневого компрессора). Он состоит из относительно большого количества деталей (непосредственно сам шатун, шатунная крышка для присоединения его к коленчатому валу, запрессованные в отверстия бронзовые втулки для уменьшения трения, болты и гайки для соединения шатунной крышки с шатуном – рисунок 1а), но в собранном виде представляет собой жесткую конструкцию, неизменяемую в процессе работы машины (рисунок 1б). Таким образом, шатун является отдельным звеном механизма.

В реальном механизме звенья часто имеют довольно сложную конфигурацию (конструкцию), поэтому при анализе и синтезе механизмов используют кинематические схемы. Кинематическая схема – это условное изображение звеньев и всего механизма, выполненное строго в масштабе.

При составлении кинематической схемы выделяются основные элементы звена, которыми оно присоединяется к другим звеньям механизма (отверстия, направляющие и т.д.). Эти элементы изображаются условно (например, отверстии – в виде окружностей произвольного радиуса) и соединяются жесткими стержнями. На рисунке 1в представлена кинематическая схема шатуна, изображенного на рисунке 1б.

Под масштабом в теории механизмов и машин понимают количество истинных единиц измеряемой величины, заключенное в одном миллиметре чертежа. Другими словами – это «цена» одного миллиметра. Такое понимание масштаба (иногда его называют масштабным коэффициентом) очень удобно при анализе работы механизма, т.к. является универсальным и позволяет представлять в виде отрезка любую физическую величину, что очень важно при использовании графических и графоаналитических методов исследования.

Масштаб в такой интерпретации является размерной величиной. Обычно истинная величина представляется без черты над ее обозначением, а обозначение с чертой (аналогично обозначению вектора) представляет собой отрезок на чертеже в миллиметрах, изображающий данную величину.

AB – истинный размер звена в метрах;
__
AB – отрезок, изображающий звено АВ на кинематической схеме в миллиметрах,
Тогда масштаб длин (масштаб данной кинематической схемы механизма)

Примечание: масштаб обычно обозначают латинской буквой K или греческой буквой μ.

Аналогично можно представлять в виде отрезков любые величины (перемещения звеньев, скорости, ускорения, время, силы и т.д.) на планах, диаграммах, различных графиках и др.

В зависимости от характера движения звенья могут иметь собственные названия. Ниже приведены некоторые из них:

  • кривошип – звено, совершающее вращательное движение вокруг неподвижной оси и делающее при этом полный оборот;
  • коромысло – звено, совершающее возвратно-вращательное движение;
  • ползун – звено, движущееся поступательно;
  • шатун – звено, совершающее сложное плоскопараллельное движение;
  • кулиса – коромысло (или, иногда, кривошип), по которому движется ползун;
  • стойка – звено, принятое за неподвижное (по определению звена стойка в механизме может быть только одна – все неподвижные детали обязательно крепятся на некоторой станине, корпусе, картере, основании и представляют одну жесткую конструкцию, т.е. одно звено).

На кинематической схеме стойка обычно изображается в виде отдельных фрагментов в тех местах, где к ней присоединяются другие звенья механизма, что резко упрощает эту схему.

Примечание: в процессе изложения курса могут встретиться другие названия звеньев, которые будут введены по мере необходимости.

Ссылка на основную публикацию