Размеры и геометрия листа

Размеры и геометрия листа

§ 3. Формат, рамка и основная надпись чертежа

Чертежи выполняют на листах строго определенных размеров, установленных ГОСТ 2.301-68 (СТ СЭВ 1181-78). Это облегчает их хранение.

Формат чертежа обозначается буквой и цифрой, например A3, А4.

Форматы листов определяются размерами внешней рамки (рис. 16). Обрамляющая линия (рамка формата) наносится на расстоянии 5 мм от внешней рамки (линии обрезки копии) в направлении поля чертежа для форматов A3 и А4 и на расстоянии от 5 до 10 мм для остальных форматов. Толщина обрамляющей линии не менее 0,7 мм.


Рис. 16. Пример расположения формата А4 и основной надписи на нем (для учебных чертежей)

Наименьшим является формат А4; его размер 210 х 297 мм. Чаще всего Вы будете пользоваться форматом А4.

При необходимости допускается применять формат А5 с размерами сторон 148 х 210 мм.

Каждому обозначению соответствует определенный размер основного формата.

Например, формату A3 соответствует размер листа 297 х 420 мм.

В таблице приведены обозначения и размеры основных форматов.

Из приведенных размеров форматов следует, что меньший формат можно получить делением большего пополам параллельно меньшей стороне. Кроме основных допускается применение дополнительных форматов. Они получаются увеличением коротких сторон основных форматов на величину, кратную их размерам.

Учебные чертежи выполняются на форматах, соответствующих размерам по ГОСТ 2.301-68.

Рамка. Каждый чертеж имеет рамку, которая ограничивает поле чертежа. Рамку проводят сплошными толстыми основными линиями: с трех сторон на расстоянии 5 мм от края листа, а слева – на расстоянии 20 мм; широкую полосу оставляют для подшивки чертежей.

Основная надпись. В правом нижнем углу чертежа помещают основную надпись, в которой содержится ряд сведений об изображенной на чертеже детали.

Согласно стандарту основную надпись располагают вдоль длинной или короткой стороны листа, кроме формата А4, где надпись помещают вдоль короткой стороны (см. рис. 16). На учебных чертежах в целях экономии бумаги основную надпись можно располагать и вдоль длинной стороны листа формата А4.

На рис. 17 показана форма и дан пример заполнения основной надписи для производственных чертежей.


Рис. 17. Форма и пример заполнения основной надписи

Внимательно прочтите основную надпись и запишите в тетради:

а) наименование изделия;

б) из какого материала сделана деталь;

в) массу изделия (ее указывают в килограммах) ;

г) масштаб чертежа;

д) фамилия лиц, разработавших, проверивших и утвердивших чертеж;

е) дату утверждения.

Эти сведения даны в графах, помеченных на рис. 17 соответственно цифрами 7, 3, 5, 6, 10-13.

В графе 2 указывают обозначение (номер) чертежа. Это же обозначение, повернутое на 180°, помещают в левом верхнем углу чертежа, что облегчает отыскание чертежей, не подшитых в альбом, а хранящихся россыпью.

В графе 4 проставляют литеру чертежа. Чертежам для единичного производства присваивают литеру И, установочной серии – А, серийного или массового производства – Б.

В графе 7 записывают порядковый номер листа. Если чертеж состоит из одного листа, то графу 7 не заполняют.

В графе 8 проставляют общее количество листов документа.

В графе 9 проставляют наименование или различительный индекс предприятия, выпустившего чертеж.

Графы 14-18 являются таблицей изменений. Изменения (исправления) на чертеже разрешается вносить лишь предприятию – держателю подлинника чертежа в соответствии с установленными ГОСТ 2.503-74 (СТ СЭВ 1631-79) правилами. При этом в графе 14 проставляют литеру изменения (буквы а, б, вит. д.), которая повторяется около внесенного изменения. Заполняются также графы 15-18. Заметьте, что если изменение так не оформлено, то чертежом пользоваться нельзя.

Для чертежей, выполняемых в качестве учебного задания, разрешается помещать упрощенную основную надпись, размеры и пример заполнения которой приведены на рис. 18, а и б.


Рис. 18. Упрощенная основная надпись для ученических чертежей: а – форма надписи; б – пример заполнения надписи

Буквы и цифры в основной надписи, как и на всем чертеже, обычно выполняют чертежным шрифтом, который для справки приведен в прил. I и II.

Ответьте на вопросы?

1. Какие размеры имеет лист формата, A4?

2. Сколько форматов A4 содержится в формате A3? В формате А2?

3. На каком расстоянии от краев листа проводят рамку?

4. Где на чертеже располагают основную надпись?

5. Какие сведения указывают в основной надписи на ученических чертежах?

6. В чем заключается отличие в проведении центровых линий для окружностей диаметром до 12 мм и более 12 мм?

Задания к § 3

Упражнение 11

Перепишите в тетрадь приведенные ниже размеры форматов. Справа проставьте обозначения этих форматов.

Упражнение 12

Перечертите в тетрадь форму и размеры упрощенной основной надписи для ученических чертежей (рис. 18, а).

Упражнение 13

На лист формата А4 нанесите рамку и разграфите основную надпись, расположив ее вдоль короткой стороны (по рис. 16).

Упражнение 14

Выполните на листе чертежной бумаги формата А4 упражнение по образцу, приведенному на рис. 19, а или б. Наименование работы “Линии чертежа”. Размеры наносить не надо.


Рис. 19. ‘Линии чертежа’

Упражнение 15

В рабочей тетради начертите от руки рамку для формата А4 и основную надпись. На образовавшемся поле чертежа также от руки аккуратно начертите по пять сплошных основных, штриховых, штрихпунктирных тонких и сплошных тонких линий. Обязательно соблюдайте правила их начертания.

Упражнение 16

На рис. 20 приведена основная надпись производственного чертежа. Запишите в тетради: а) наименование изделия; б) материал, из которого надо сделать деталь; в) обозначение чертежа; г) массу детали; д) масштаб; е) литеру, присвоенную чертежу; ж) литеру изменения и номер документа.


Рис. 20. Пример надписи производственного чертежа

Конструкторская документация: основные сведения и требования ЕСКД к оформлению чертежей

1.1 Форматы

Чертежи выполняют на листах определенного формата (размера).

Форматы листов определяются размерами внешней рамки чертежа, выполненной тонкой линией.

Согласно ГОСТ 2.301- 68* размеры основных форматов получаются последовательным делением формата А0, с размерами сторон 841х1189 мм, площадь которого равна 1 м 2 , на две равные части параллельно меньшей стороне (Рисунок 1.1). Число в обозначении показывает, сколько раз совершалось это действие.

Обозначения и размеры основных форматов должны соответствовать указанным в Таблице 1.

Таблица 1 — Основные форматы

Обозначение и размеры основных форматов

Обозначение форматаА0А1А2А3А4
Размеры сторон формата, мм841х1189594х841420 х594297 х420210 х297

Рисунок 1.1. Образование основных форматов

Допускается применение дополнительных форматов, образуемых увеличением сторон основных форматов на величину, кратную их размерам. При этом коэффициент увеличения должен быть целым числом.

Размеры производных форматов, как правило, следует выбирать из Таблицы 2. Обозначение производного формата составляется из обозначения основного формата и его кратности согласно данных в Таблице 2: например, А0х2, А4х8 и т.д.

Таблица 2 — Дополнительные форматы

Обозначение и размеры дополнительных форматов

КратностьА0А1А2А3А4
21189*1682
31189*2523841*1783594*1261420*891297*630
4841*2378594*1682420*1189297*841
5594*2102420*1486297*1051
6420*1783297*1261
7420*2080297*1471
8297*1682
9297*1892

1.2 Масштабы

Масштабом называется отношение линейных размеров изображения предмета на чертеже к действительным размерам этого предмета.

Масштаб, указанный в предназначенной для этого графе основной надписи чертежа, должен обозначаться по типу 1:1, 2:1 и т.д., а в остальных случаях — по типу (1:1), (1:2), (2:1) и т.д. (Таблица 3).

Согласно ГОСТ 2.302 – 68* масштабы изображений на чертежах должны выбираться из следующего ряда — Таблица 3.

Таблица 3- Масштабы

Обозначение масштабов

Масштабы уменьшения1:21:2,51:41:51:101:151:25
Натуральная величина1:1
Масштабы увеличения2:12,5:14:15:110:115:125:1

1.3 Линии

Для изображения предметов на чертежах ГОСТ 2.303 – 68* устанавливает начертание, толщину и основные назначения линий на чертеже (Таблица 4).

Толщина сплошной основной линии S должна быть в пределах от 0,5 до 1,4 мм в зависимости от величины и сложности изображения, а также от формата чертежа. Толщина линий одного и того же типа должна быть одинакова для всех изображений на данном чертеже, вычерчиваемых в одинаковом масштабе.

Длина штрихов у штриховых линий должна быть примерно в 10 раз больше толщины штриха, а длина штрихов штрихпунктирной линии выбирается в зависимости от величины изображения. Штрихи в линии должны быть примерно одинаковой длины. Промежутки между ними также должны быть примерно одинаковыми. Штрихпунктирные линии должны пересекаться и заканчиваться штрихами. Штрихпунктирные линии, применяемые в качестве центровых, следует заменять сплошными тонкими линиями, если диаметр окружности или размеры других геометрических фигур в изображении менее 12 мм.

Таблица 4 — Линии

Типы линий: назначение, начертание

НаименованиеНачертаниеТолщина линии по отношению к толщине основной линииОсновное назначение
Сплошная толстая основнаяSЛинии видимого контура линии перехода видимые, линии контура сечения.
Сплошная тонкаяОт S/3 до S/2Линии контура наложенного сечения, линии размерные и выносные, линии штриховки, линии-выноски, полки линий-выносок
Сплошная волнистаяОт S/3 до S/2Линии обрыва, линии разграничения вида и разреза
ШтриховаяОт S/3 до S/2Линии невидимого контура, линии перехода невидимые
Штрихпунктирная тонкаяОт S/3 до S/2Линии осевые и центровые, линии сечений, являющиеся осями симметрии для наложенных или вынесенных сечений.
Штрихпунктирная утолщеннаяОт S/2 до 2/3*SЛинии, обозначающие поверхности, подлежащие термообработке или покрытию
РазомкнутаяОт S до 1,5*SЛинии сечений
Сплошная тонкая с изломамиОт S/3 до S/2Длинные линии обрыва
Тонкая штрихпунктирная с двумя точкамиОт S/3 до S/2Линии сгиба на развертках, линии для изображения частей изделий в крайних или промежуточных положениях, линии для изображения развертки, совмещенной с видом.

1.4 Основная надпись

Чертеж оформляется рамкой, которая проводится сплошной основной линией на расстоянии 5 мм от правой, нижней и верхней сторон внешней рамки чертежа. С левой стороны оставляется поле шириной 20 мм, служащее для подшивки и брошюровки чертежей (Рисунок 1.2).


Рисунок 1.2 – Примеры оформления чертежа
Основная надпись помещается в правом нижнем углу конструкторских документов. На листах формата А4 основную надпись располагают вдоль короткой стороны листа, на листах формата А3 и более допускается располагать основную надпись как вдоль длинной, так и вдоль короткой стороны листа. Основные надписи, дополнительные графы к ним выполняют сплошными основными и сплошными тонкими линиями по ГОСТ 2.303 – 68* (Рисунок 1.3).
Основная надпись по форме 1 используется в чертежах приборо и машиностроения.
Основная надпись по форме 2 используется в спецификации и других текстовых документах — первый лист, по форме 3 — последующие листы.

форма 1

форма 2

форма 2а
Рисунок 1.3 – Примеры основных надписей графических и текстовых документов
В графах основной надписи указывают:

  • в графе 1 — наименование изделия;
  • в графе 2 — обозначение документа;
  • в графе 3 — обозначение материала детали;
  • в графе 4 — литеру, присвоенную данному документу;
  • в графе 5 — массу изделия;
  • в графе 6 — масштаб;
  • в графе 7 — порядковый номер листа (на документах, состоящих из одного листа, графу не заполняют);
  • в графе 8 — общее количество листов документа (графу заполняют только на первом листе);
  • в графе 9 — наименование предприятия, выпускающего документ;
  • в графе 10 — указываются функции исполнителей: «Разработал», «Проверил»;
  • в графе 11- фамилии лиц, подписавших документ;
  • в графе 12 — подписи лиц, фамилии которых указаны в графе 11;
  • в графе 13 — дата;
  • графы 14-18 заполняются на производственных чертежах.

1.5. Шрифты

ГОСТ 2.304-81* определяет начертание, размеры и правила выполнения надписей на чертежах и других конструкторских документах.

Наклон букв и цифр к основанию строки должен быть около 75°.

Размер шрифта (h) — величина, равная высоте прописных букв в мм.

Высота прописных букв h измеряется перпендикулярно основанию строки. Высота строчных букв с определяется из отношения их высоты (без отростков k) к размеру шрифта h, например, с=7/10*h.

Ширина буквы (q) — наибольшая ширина буквы определяется по отношению к размеру шрифта h, например, q=6/10 h, или по отношению к толщине линии шрифта d, например, q=6d.

Толщина линии шрифта (d) — толщина, определяемая в зависимости от типа и высоты шрифта.

Вспомогательная сетка — сетка, образованная вспомогательными линиями, в которые вписываются буквы. Шаг вспомогательных линий сетки определяется в зависимости от толщины линий шрифта d (Рисунок 1.4).

При оформлении чертежей и других конструкторских документов рекомендуется применять шрифт типа Б с наклоном 75° (d=1/10h) с параметрами, приведенными в Таблице 5.

Таблица 5 — Шрифты

Параметры шрифта

Параметры шрифтаОбозначениеОтносительный размерРазмеры
Размер шрифта — высота прописных буквh(10/10)h10d1,82,53,55,07,010,014,020,0
Высота строчных буквc(7/10)h7d1,31,82,53,55,07,010,014,0
Расстояние между буквамиa(2/10)h2d0,350,50,71,01,42,02,84,0
Минимальный шаг строк (высота, вспомогательной сетки)b(17/10)h17d3,14,36,08,512,017,024,034,0
Минимальное расстояние между словамиe(6/10)h6d1,11,52,13,04,26,08,412,0
Толщина линий шрифтаd(1/10)hd0,180,250,350,50,71,01,42,0

Устанавливаются следующие размеры шрифта: (1.8); 2,5; 3,5; 5; 7; 10; 14; 20; 28; 40.

Рисунок 1.4 – Шрифт типа Б с наклоном

начертательная геометрия

МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

к практическим занятиям по дисциплине «Начертательная геометрия и инженерная графика» Часть 1

для студентов направления подготовки 15.03.05 – Конструкторско-технологическое обеспечение

Данные методические указания предназначены для оказания методической помощи в решении задач во время аудиторных занятий, по разделу «Начертательная геометрия» студентами обучающихся по направлению подготовки 15.03.05 – Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств. Они написаны в соответствии с ФГОС ВПО к подготовке выпускника для получения квалификации бакалавра и рабочей программой дисциплины «Начертательная геометрия и инженерная графика».

В каждой теме освещены основные теоретические положения;

рассмотрены примеры решения задач; приведены образцы оформления листов графической части и контрольные вопросы для проверки усвоения материала

Составитель: старший преподаватель кафедры ТМ и ТО Владыкина Ю.А.

Рецензент: Брацихин А.А.

Перед каждым практическим занятием по начертательной геометрии необходимо освежить в памяти содержание соответствующей темы курса по конспекту лекций или по электронному курсу лекций, или по учебнику.

Прочитать теоретическую часть в данном пособии и ответить на вопросы к данному занятию.

Прежде чем приступить к решению задачи на чертеже, надо понять ее условие, представить в пространстве заданные геометрические образы и пространственное расположение, и четко представить схему решения, т. е.

установить последовательность выполнения операций.

При решении задач очень полезно прибегать к моделированию заданных геометрических форм и их сочетаний с помощью бумаги, пластилина,

чертежных инструментов и любых подходящих подручных предметов и материалов.

Решение задач выполняется на листе чертежной бумаги формата А3

(297х420). Площадь, занятая построениями, должна составлять 75%. Все построения проводятся с возможно большей точностью и аккуратностью в карандаше (марки ТМ и М). На эпюре должны быть сохранены вспомогательные линии построений, выполненные сплошными тонкими линиями. Все надписи должны выполняться стандартным шрифтом размером 3,5; 5 и 7 в соответствии с ГОСТ 2.304-81.

Студент выполняет все задания по своему варианту, определенному преподавателем.

Практическое занятие 1 Шрифты. Титульный лист. Практическое занятие 2 Типы линий. Практическое занятие 3

Проекции точки. Построение комплексного чертежа точки и ее наглядного изображения по координатам.

Практическое занятие 4 Проекции точки. Построение комплексных чертежей точки по

заданному соотношению координат. Построение точки, симметричной заданной.

Практическое занятие 5 Проекции прямой. Прямые общего и частного положения.

Взаимное положение прямой и точки. Взаимное положение прямых в пространстве.

Практическое занятие 6 Проекции прямой. Следы прямой. Определение натуральной

величины отрезка методом прямоугольного треугольника. Деление отрезка в заданном отношении.

Практическое занятие 7 Способы задания плоскостей. Плоскости общего и частного положения. Следы плоскости.

Практическое занятие 8 Принадлежность прямой и точки плоскости. Построение главных линий плоскости.

Практическое занятие 9 Пересечение двух плоскостей. Практическое занятие 10

Пересечение прямой и плоскости. Определение видимости прямой.

Практическое занятие 11 Построение прямой, параллельной заданной плоскости.

Построение параллельных плоскостей. Практическое занятие 12 Определение расстояния от точки до плоскости. Перпендикулярность плоскостей. Практическое занятие 13

Способ перемены плоскостей проекций. Практическое занятие 14

Способ плоско-параллельного перемещения (без указания осей вращения).

Практическое занятие 15 Способ вращения вокруг проецирующей оси. Практическое занятие 16

Способ вращение вокруг горизонтали. Способ вращения вокруг

следа плоскости (совмещение). Практическое занятие 17

Пересечение многогранников плоскостью и прямой. Практическое занятие 18 Взаимное пересечение многогранников.

Практическое занятие 1.

Шрифты. Титульный лист.

Шрифты. Шрифтом называется графическая форма изображения букв,

цифр и условных знаков, которые используются при выполнении чертежей.

ГОСТ 2.304–81 установлено 9 размеров чертежных шрифтов: 2,5; 3,5; 5; 7; 10; 20; 28; 40. Размер шрифта определяется высотой прописных

(заглавных) букв в миллиметрах. Высота прописных букв (h) измеряется перпендикулярно к основанию строки.

В машиностроении чаще используется шрифт типа Б с толщиной линий d = 1/10 h и c наклоном 75 о . То есть каждая заглавная буква занимает по высоте

10 строчек, а строчная 7 строчек. Начертание этого шрифта показано на рисунке 1.1.

Для облегчения написания текста надо помнить, что буквы Г, Е, З, С по ширине занимают 5 клеточек; буквы А, Д, М, Х, Ы, Ю занимают 7 клеточек;

буквы Ж, Ф, Ш, Щ, Ъ занимают 8 клеточек; а остальные буквы занимают 6

клеточек. Расстояние между буквами должно быть 2 клеточки. Исключение составляют сочетания букв Г и А, Т и А, Г и Д, Р и А, А и Т, расстояние между которыми уменьшается до 1 клеточки.

1. Чем определяется номер шрифта?

2. Что такое шрифт?

3. Какой шрифт используется в машиностроительных чертежах?

Выполнить титульный лист, используя образец шрифта на рисунке 1.1.

Расположение текста на листе выполнить по центру, по нижеприведенной схеме.

Общепринятые форматы листов бумаги обозначают буквой A и цифрой: A0, A1, A2 и так далее. Если лист формата A0 разрезать пополам, получаются два листа формата A1. Если лист A1 разрезать пополам, получаются два листа формата A2 и так далее. При этом отношение длины листа к его ширине у всех форматов, обозначенных буквой A, одно и то же (то есть листы всех форматов подобны друг другу). Это сделано специально — чтобы можно было сохранить пропорции текста на листе при изменении формата бумаги (размер шрифта при этом тоже соответственно изменяется). В таблице 1 даны размеры листов бумаги четырёх форматов: от AЗ до A6.

Порядковые номераШирина (мм)Длина (мм)
1210297
2297420
3105148
4148210

1. Для листов бумаги форматов А6, А5, А4 и А3 определите, какими порядковыми номерами обозначены их размеры в таблице. Заполните таблицу ниже, в бланк ответов перенесите последовательность четырёх цифр.

Форматы бумагиА6А5А4А3

2. Сколько листов бумаги формата А6 получится при разрезании одного листа бумаги формата А0?

3. Найдите длину меньшей стороны листа бумаги формата А2. Ответ дайте в миллиметрах.

4. Найдите площадь листа бумаги формата А5. Ответ дайте в квадратных сантиметрах.

5. Размер (высота) типографского шрифта измеряется в пунктах. Один пункт равен 1/72 дюйма, т.е. 0,3528 мм. Какой высоты нужен шрифт (в пунктах), чтобы текст был расположен на листе формата А3 так же, как этот текст, напечатанный шрифтом высотой 10 пунктов на листе формата А4? Размер шрифта округляется до целого.

1. Для листов бумаги форматов АЗ, А4, А5 и А6 определите, какими порядковыми номерами обозначены их размеры в таблице. Заполните таблицу ниже, в бланк ответов перенесите последовательность четырёх цифр.

Форматы бумагиА6А5А4А3
3412

2. Сколько листов бумаги формата А6 получится при разрезании одного листа бумаги формата А0?

Посмотрим на картинку. Если лист формата А3 разрезать пополам, то мы получим два листа формата А4. Если лист формата А4 разрезать пополам, то получим два листа формата А5. А если А5 разрезать пополам, то получим два листа формата А6. Уловили размер? Несложными логическими умозаключениями приходит к тому, что лист формата А0 состоит из 32 листов формата А5.

Путем разлиновки картинки получаем, что листиков формата А6 получается 64 штуки.

Хочу заметить, что этот самый простой, не требующий математических вычислений, способ.

3. Найдите длину меньшей стороны листа бумаги формата А2. Ответ дайте в миллиметрах.

Лист формата А2 состоит из двух листов формата А3, длина и ширина которых равны 420 мм и 297 мм.

Причем меньшая сторона листа формата А2 соответствует длине листа формата А3, т.е. равна 420.

4. Найдите площадь листа бумаги формата А5. Ответ дайте в квадратных сантиметрах.

Переведем длину и ширину листа формата А5 в см.

148 мм = 14,8 см, 210 мм = 21 см

Найдем площадь: 21 · 14,8 = 310,8 см 2 .

5. Размер (высота) типографского шрифта измеряется в пунктах. Один пункт равен 1/72 дюйма, т.е. 0,3528 мм. Какой высоты нужен шрифт (в пунктах), чтобы текст был расположен на листе формата А3 так же, как этот текст, напечатанный шрифтом высотой 10 пунктов на листе формата А4? Размер шрифта округляется до целого.

Т.к. листы форматов А3 и А4 подобны, то размер текста на листе формата А3 должен быть подобен размеру текста на листе формата А4.

Найдем коэффициент подобия листов. Для этого найдем отношение их длин.

Т.к. длина листа формата А3 равна 420, а длина листа формата А4 равна 297, то коэффициент подобия будет равен

Тогда и отношение шрифтов тоже будет иметь коэффициент подобия 1,41.

Обозначим за икс высоту шрифта на листе формата А3.

х = 1,41 · 10 = 14,1 ≈ 14.

Не можешь найти нужную задачу? Предложи свою!

Размеры и геометрия листа

Чертежный шрифт. Титульный лист.

К нам часто обращаются с немного странно-сформулированным вопросом: “как правильно начертить шрифт чертежный?” Как правило, эти же люди ищут ответ на вопрос “как правильно выполнять титульный лист в черчении на а3?” Давайте попробуем разобраться в этих вопросах, встающих перед студентами буквально в первые недели обучения. Шрифт чертежный – шрифт, описанный в ГОСТ 2.304-81. Если быть более точным, то там описаны шрифты чертежные, а именно – следующие 4 типа шрифтов:
– Тип А без наклона (d=h/14);
– Тип А с наклоном около 75 ° (d=h/14);
– Тип Б без наклона (d=h/10);
– Тип Б с наклоном около 75 ° (d=h/10);
Что означают значения d и h можно понять из следующего рисунка:

При выполнении учебных чертежей рекомендуется использовать шрифт типа Б с наклоном. Это касается размерных чисел и всех надписей. Нередко при выполнении титульного листа требуется нанести специальную вспомогательную сетку. Это позволяет выдержать правильное написание букв и цифр. Остановимся на этом моменте чуть подробнее.

Итак, как видно из предыдущего рисунка, сетка чертится с шагом d. Шаг этот получается исходя из высоты шрифта, разделенной на 10 или на 14, в зависимости от типа. Шрифт типа Б использует сетку с шагом 0,1*h. К примеру, если вам необходимо расчертить сетку для шрифта h=14, то расстояния между линиями сетки по горизонтали и по вертикали будут равны 1,4мм. Откладывание с помощью линейки расстояний в 1.4мм – дело не самое удобное, но все же не невозможное. Однако не стоит ломать глаза на всем протяжении строки: возьмите циркуль-измеритель с колесиком, выставьте на нем расстояние, дающее в 10 шагов высоту вашего шрифта и “шагайте” слева направо, оставляя за собой следы, ориентируясь на которые вы и расчертите потом наклонные линии сетки. Наклон в 75° проще всего получить путем прикладывания друг к другу двух угольников – 30° и 45°, но никто не запретит вам воспользоваться транспортиром. Рекомендуем использовать для расчерчивания сетки острый карандаш марки Т (Н) – это позволит сделать ее более “прозрачной” и конечный чертеж будет выглядеть заметно опрятнее.

Рекомендуется сначала не очень жирно нанести контуры букв по сетке, ориентируясь на образцы написания, и затем, проверив начертание приступить к обводке, стараясь выдерживать единую толщину и не вылезая за габариты букв. Обычно выполняют обводку от руки, движение руки рекомендуется делать слева направо и сверху вниз:

Ниже приведены примеры написания букв с использованием шрифта типа Б с наклоном для строчных и прописных букв, а так же цифр и некоторых знаков.

–>

Надеюсь, теперь вы получили достаточное представление о том, как правильно начертить титульный лист по черчению, и в дальнейшем понятие шрифт чертежный не будет вас пугать. Мы не рассматривали в подробностях, как выполняется титульный лист, но рассмотрели, как правильно начертить шрифт, что позволит написать вам любую строку, в зависимости от того, какой титульный лист принят на вашей кафедре начертательной геометрии, инженерной графики и черчения. Вы можете скачать бесплатно ГОСТ 2.304-81 (полный текст) здесь: скачать ГОСТ. Это отсканированный документ, в котором помимо описанных начертаний русского алфавита можно узнать как правильно чертить латинский шрифт, буквы греческого и польского алфавита и специальные символы.

В случае отсутствия сил и времени на выполнение заданий самостоятельно вы всегда можете обратиться за помощью к нам:

Вы можете сказать “спасибо!” автору статьи:

пройдите по любой из рекламных ссылок в левой колонке, этим вы поддержите проект “White Bird. Чертежи Студентам”

или запишите наш телефон и расскажите о нас своим друзьям – кто-то наверняка ищет способ выполнить чертежи

или создайте у себя на страничке или в блоге заметку про наши уроки – и кто-то еще сможет освоить черчение.

А вот это – не реклама. Это напоминание, что каждый из нас может сделать. Если хотите – это просьба. Мы действительно им нужны:

Автор комментария: Ксения
Дата: 2010-10-05

я именно так всё и чертила, а моя преподавательница по инженерной графики мне выносит мозг. Спасибо. Теперь я ей докажу что она нге права.

Автор комментария: Екатерина
Дата: 2011-08-14

Автор комментария: Fransuz
Дата: 2011-10-20

спасибо автору большой

Автор комментария: Дмитрий
Дата: 2012-09-09

Спасибо за помощь

Автор комментария: ваня
Дата: 2012-09-10

спасибо за помощь
Ваня, Дмитрий и Fransus, Екатерина и Ксения, я действительно очень рад тому, что мои уроки оказались полезными столь большому количеству людей. Ваши отзывы, длинные и коротки, простые и сложные – очень важны для меня, поскольку помогают точнее осознавать необходимость продолжения публикования моих статей, да и в целом – оказывают хорошую моральную поддержку 🙂 Всем удачи на зачетах по инженерной графике! Антон.

Автор комментария: лена
Дата: 2012-09-11

Лена, а что делать? Такая вот это наука 🙂 Не расстраивайтесь, все будет тип-топ!

Автор комментария: Елена
Дата: 2012-10-06

Спасибо за уроки. Где можно найти вспомогательную сетку по черчению для нанесения шрифтов? Мне нужна готовая для распечатки на формат А4.
Посоветовать не смогу к сожалению. Я бы на компе по-быстрому накидал, будь такая необходимость.

Автор комментария: анжела
Дата: 2012-10-08

помогите пожалуйста мне с титульным листом по инженерной и компьютерной графике кто поможет конечно не бесплатно кто сможет живу в городе пятигорске
Анжела, у вас не простая задача – в вашем городе в онлайне мне не удалось найти умельцев. Наверное все же придется брать карандаш в руку, что не самый плохой вариант 🙂

Автор комментария: гуля
Дата: 2012-12-24

Автор комментария: Дмитрий
Дата: 2013-01-27

Автор комментария: Громов
Дата: 2013-03-02

Полезная статья. Но чертить Шрифт я не научился. А черчение мне вообще не нравится. По моему мнение еб#$%ый предмет)

В целом, можно и так сказать, но я уверен, что вы не готовы отказаться от благ развитой цивилизации, существование которой слишком завязано на стандартизацию основных процессов, таких как производство чего либо, строительство, транспорт. А насчет умения чертить шрифт – не парьтесь, эта статья особо-то и не учит. Лишь показывает образец, которого в самый нужный момент может не оказаться под рукой.

Автор комментария: Чешир
Дата: 2014-03-15

Спасибо огромное! Очень полезная информация, да и объяснено доступно) Разве что не хватает ширины букв( т.е. “г”,”е”,”з”,”с” – узкие, 0,5h; “б”,”о”.. – 0,6h, и т.д.))

Автор комментария: Арсентий
Дата: 2014-04-24

Спасибо огромное. Сайт действительно предоставляет много полезной информации! Очень хотелось бы что бы автор продолжал развитие сайта! Удачи!

Автор комментария: Максим
Дата: 2014-09-10

Автор комментария: Nidowin
Дата: 2015-09-09

Да, сентябрь – месяц титульных листов:) Все хочу поправить картинки в этом уроке- некоторые буквы недостаточно резко получились. Но тут было важно объяснить расчерчивание сетки, что вроде бы получилось хорошо. Удачи!

Автор комментария: Оксана
Дата: 2018-11-13

Спасибо большое за разъяснения!

Добавьте свой комментарий:

Наша страница в ВК:

Я пока только начал с вами работать, но первые две работы сдал без проблем – сопряжения и построение видов и разрезов. Думаю и дальше все будет ровно. Во всяком случае, вы производите впечатление профессионала в своем деле.

Исследовательская работа “Геометрия и лист бумаги”

Сколько тайн и загадок несёт в себе простой лист бумаги. И самое удивительное- то, что он всегда рядом. Ведь недаром говорят, что всё гениальное – просто. Листок бумаги мы держим в руках каждый день, не задумываясь над тем, что он является одним из самых важных предметов изучения. Среди множества возможных действий с бумагой особое место занимает операция ее перегибания. Тема складывания и перегибания листа бумаги актуальна во все времена. Этой темой увлекались во все времена, она интересна и занимательна. Складывание фигурок из бумаги имеет многовековую историю и своими корнями тесно связано с культурой Востока. Это японское искусство – оригами. Один из элементов Оригами дает возможность сделать занятия геометрией увлекательными и лучше усвоить учебный материал. Но не только геометрия является тем предметом, где можно применять принципы работы с листом бумаги, это и рисование, физика.

Скачать:

ВложениеРазмер
http://nsportal.ru/sites/default/files/filefield_paths/issledovatelskaya_rabota.zip1.44 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный ЭТАП VIII ВСЕРОССИЙСКОГО ДЕТСКОГО КОНКУРСА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ «Меня оценят в XXI веке »

Тема: «Геометрия и лист бумаги»

Автор: Сумина Анна Александровна

Научный руководитель: Веригина Наталья Александровна

Место выполнения работы: МОУ Вейделевская СОШ

Геометрия и лист бумаги

Сумина Анна Александровна

Научный руководитель Веригина Наталья Александровна

МОУ Вейделевская СОШ , Белгородская область, п. Вейделевка

  1. Экспериментальные задачи по физике. – М.: «Просвещение», 1974.
  2. Необычные учебные материалы по математике. – М.: Школа-Пресс, 2000
  3. Самостоятельная работа учащихся по математике в средней школе. – М.: Просвещение,1981
  4. Родина Л.П. Архимедова сила и киты // Квант. №8. 1982.
  5. О.Ф. Кабардин. Физика: Справ.материалы: Учебное пособие для учащихся.-М.: Просвещение, 1991.
  6. Книга для чтения по физике 6-7 класс. Составитель И. Г.Кириллова.
  7. Внеклассная работа по математике. Автор: И.Я Ланина.

Сколько тайн и загадок несёт в себе простой лист бумаги. И самое удивительное – то, что он всегда рядом. Ведь недаром говорят, что всё гениальное – просто. Листок бумаги мы держим в руках каждый день, не задумываясь над тем, что он является одним из самых важных предметов изучения. Среди множества возможных действий с бумагой особое место занимает операция ее перегибания. Тема складывания и перегибания листа бумаги актуальна во все времена. Этой темой увлекались во все времена, она интересна и занимательна. Складывание фигурок из бумаги имеет многовековую историю и своими корнями тесно связано с культурой Востока. Это японское искусство – оригами. Один из элементов Оригами дает возможность сделать занятия геометрией увлекательными и лучше усвоить учебный материал. Но не только геометрия является тем предметом, где можно применять принципы работы с листом бумаги, это и рисование, физика.

Одним из достоинств этой операции перегибания является то, что ее можно производить, не имея под рукой никаких дополнительных инструментов – ни линейки, ни циркуля, ни даже карандаша. Я выбрала эту тему потому, что сама увлекаюсь рисованием, геометрией и физикой. В своей работе я затрагиваю не только геометрию листа бумаги, но возможность применения листа бумаги для рисования без красок и карандашей, для изучения физических свойств бумаги.

Практические свойства бумаги порождают своеобразную геометрию. Роль линий в этой геометрии будут играть края листа и складки, образующиеся при его перегибании, а роль точек – вершины углов листа и точки пересечения складок друг с другом или с краями листа. Оказывается, возможности операции перегибания листа очень велики. То, что они включают в себя всю геометрию одной линейки, не вызывает сомнений. Но они в определенной степени таят в себе также и возможности циркуля.

На основе выводов, полученных в результате исследований, можно ответить на ряд проблемных вопросов:

  • Какие свойства имеет бумага?
  • В каких областях применяется бумага, и с какой целью?
  • Какие задачи в геометрии можно решить при помощи листа бумаги без карандаша и линейки?
  • Можно ли нарисовать картину без красок и карандашей?
  • Выяснить, если бумагарвется, режется, сгибается, горит, стоит, то может ли это свойство применяться в геометрии.
  • Применимы ли свойства листа бумаги для исследования свойств плоских фигур, решения задач на доказательство и построения .

Проанализировать источники литературы по данной теме, провести эксперименты применения листа в различных сферах, а так же для исследования свойств плоских фигур, решения задач на доказательство и построения .

Данное исследование направлено на углубление знаний по геометрии, повышение интереса к предмету, расширение представлений о возможностях применения листа бумаги при построении и доказательстве в геометрии.

Читайте также:  Прекратить процесс образования конденсата
Ссылка на основную публикацию