Предоставляет возможность для использования новой площади

Разработанные Минпромторгом России требования к размещению нестационарных и мобильных торговых объектов необходимо существенно скорректировать

aleoks / Depositphotos.com

Уже в феврале Госдума планирует рассмотреть подготовленный министерством законопроект, предусматривающий закрепление в Федеральном законе от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации” (далее – Закон № 381-ФЗ) общих требований к организации розничной торговли с использованием нестационарных торговых объектов и развозной торговли (далее – законопроект) 1 . Проектом предполагается, во-первых, уточнение терминологии в данной сфере, определение перечня видов нестационарных торговых объектов, законодательное закрепление таких понятий, как развозная торговля (розничная торговля с использованием мобильных торговых объектов), мобильный торговый объект (оборудованное для продажи товаров транспортное средство, в том числе автолавка, мототранспорт, велосипед и др.). Во-вторых, предлагается определенным образом унифицировать на федеральном уровне правила включения мест размещения нестационарных и мобильных торговых объектов – речь идет именно о длительном размещении уличных объектов – в соответствующую схему и основания исключения из нее, порядок заключения и расторжения договоров на размещение торговых объектов, предусмотреть гарантии для сохранения бизнеса при необходимости перемещения торговой точки в случае, когда место ее размещения требуется для государственных или муниципальных нужд и т. д.

Несмотря на то что и ОП РФ, и уполномоченные по защите прав предпринимателей, и представители бизнес-объединений, как показало состоявшееся вчера в палате нулевое чтение законопроекта, поддерживают идею о более четком и детальном регулировании малого торгового бизнеса (сейчас особенностям размещения нестационарных торговых объектах посвящена лишь одна статья – ст. 10 Закона № 381-ФЗ), тем более что развитие именно таких форматов торговли является очень перспективным для местных производителей и может повысить доступность – по цене и близости размещения торговых точек – качественной продукции для потребителей, ряд положений проекта, по их мнению, требует дополнительного обсуждения и доработки. К наиболее значимым можно отнести следующие.

Применяется ли ЕНВД в отношении розничной торговли с использованием нестационарных торговых объектов? Ответ – в Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Объем полномочий органов местного самоуправления. Утверждение на федеральном уровне определенных требований к размещению объектов нестационарной и мобильной торговли должно было, как отметили участники обсуждения, решить имеющуюся сейчас в ряде регионов проблему произвола со стороны органов местного самоуправления при утверждении и корректировке схемы размещения торговых объектов (далее – схема), который заключается, к примеру, в предоставлении преимуществ конкретным хозяйствующим субъектам и недопуске к данному сегменту рынка других, и принятия новых схем при смене муниципальных властей, что означает, по сути, отсутствие стабильности для работающих в данном населенном пункте предпринимателей. По статистическим данным, такие случаи – причина примерно трети обращений субъектов торговой деятельности к бизнес-омбудсменам. Однако предусмотренный законопроектом объем полномочий органов местного самоуправления может не улучшить, а, напротив, усугубить ситуацию. Так, не поддерживается экспертным сообществом положение о предоставлении муниципалитетам права на установление дополнительных оснований – помимо перечня, который предполагается закрепить в Законе № 381-ФЗ, – недопущения включения в схему мест размещения торговых объектов, что позволит им принимать соответствующие решения в отношении конкретных точек без надлежащей мотивировки. Вместо этого, как полагает представитель Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Владимир Меньшиков, можно было бы указать в федеральном законе, что муниципальными актами может запрещаться или ограничиваться размещение торговых объектов на определенных территориях, например в пределах объектов культурного наследия.

Предъявляемые к торговым объектам требования. Предусмотренная законопроектом возможность утверждения конкретных требований к внешнему виду, предельным габаритам и площади нестационарных торговых объектов у экспертов вопросов не вызывает. А вот закрепление необходимости их соответствия правилам землепользования и застройки, благоустройства территории, пожарной безопасности, экологическим нормативам – без какой-либо конкретизации – и принципиальной возможности сноса в ряде случаев по правилам, установленным для самовольных построек (ст. 222 Гражданского кодекса) фактически приравнивает нестационарные торговые объекты к объектам капитального строительства, что, по мнению участников обсуждения, недопустимо.

Пока нет единой позиции экспертного сообщества по поводу обязательного определения специализации нестационарных и мобильных торговых объектов. Согласно законопроекту она должна указываться в схемах и договорах на размещение и предполагает, что товары соответствующей группы составляют в ассортименте данной торговой точки не менее 80%. Если данное требование все же будет введено, хотя оно противоречит действующему правилу о самостоятельном выборе предпринимателем универсальной или специализированной торговли (п. 4 ч. 2 ст. 8 Закона № 381-ФЗ), необходимо хотя бы снизить минимальную долю специализированного товара до 50%, полагают эксперты.

Включение в схему торговых объектов вне зависимости от формы собственности на земельные участки, на которых они расположены. В настоящее время в схемы вносятся места размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и именно на них распространяется действующее регулирование (ч. 1 ст. 10 Закона № 381-ФЗ). Если такой объект устанавливается на частном земельном участке, и порядок размещения, и условия его использования определяются самим владельцем (ч. 7 указанной статьи). В законопроекте же указано, что схема будет определять места размещения абсолютно всех нестационарных и мобильных торговых объектов, в связи с чем предусматриваются отдельные требования к устанавливаемым на частных земельных участках киоскам, павильонам и т. п. По словам директора Департамента развития внутренней торговли, систематизации цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга России Никиты Кузнецова, в отсутствие такого регулирования сложно повлиять на внешний вид и параметры таких объектов, и это негативно отражается на восприятии архитектуры населенного пункта в целом. Однако, как подчеркнул консультант юридического отдела аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Московской области Александр Голованов, требования как минимум к внешнему виду таких объектов можно установить в правилах благоустройства территории муниципального образования (на основании п. 2 ч. 2 ст. 45.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”), и муниципалитет вправе предусмотреть санкции за их несоблюдение. В принципе положение о порядке определения внешнего вида и габаритов находящихся на частных участках торговых объектов можно включить и в Закон № 381-ФЗ, но этим их регулирование должно ограничиться, так как установление более широкого перечня требований приведет к нарушению права частной собственности, уверены эксперты.

Реализация прав на размещение торговых объектов. Согласно законопроекту договор на размещение объекта будет заключаться по результатам торгов на срок от пяти до семи лет с возможностью однократного продления на такой же срок (уже без проведения торгов). По мнению представителей бизнес-объединений, такое ограничение неоправданно, продление должно быть многократным, поскольку только в этом случае предпринимателям будет выгодно вкладывать средства в реконструкцию объекта для нахождения наилучшего архитектурного решения и его переоборудование (утепление и т. п.).

Кроме того, эксперты выступают категорически против введения запрета на уступку прав по договору на размещение нестационарного или мобильного торгового объекта и на предоставление третьим лицам возможности использовать соответствующие объекты, поскольку возведенные павильоны являются частной собственностью заключившего договор лица, и оно вправе распоряжаться ею по своему усмотрению. Тем не менее для искоренения существующей практики получения права на размещение торгового объекта с целью последующей сдачи его в аренду по завышенной цене следует предусмотреть в законе конкретные случаи, когда такая переуступка возможна, подчеркнул советник Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Антон Свириденко.

Очень важная норма касается предоставления предпринимателю гарантии получения компенсационного места для размещения торгового объекта в случае, когда участок, на котором он расположен, резервируется для государственных или муниципальных нужд или в его отношении заключается договор об освоении территории и т. д. Но порядок реализации этой гарантии должным образом не определен, в связи с чем предлагается по крайней мере обязательно включать такие места в схему при ее утверждении (сейчас в законопроекте указано, что они предоставляются, только если предусмотрены схемой), причем в определенном процентном соотношении к общему количеству мест размещения.

Регулирование развозной торговли. Поскольку данный вид торговли имеет важнейшее значение для удаленных и труднодоступных местностей, его регулирование, по мнению участников обсуждения, должно быть максимально простым. Законопроектом же не просто предусматривается утверждение требований к оформлению мобильных торговых объектов, типу и категории используемых транспортных средств, но и необходимость получения свидетельства об осуществлении развозной торговли, то есть фактически разрешения на торговлю, что, надо полагать, точно не приведет к увеличению количества таких объектов. Тем не менее определенный учет ведущих такую торговлю предпринимателей необходим, в том числе для недопущения реализации некачественных или просроченных товаров, но максимально упрощенный, полагают эксперты. Один из вариантов – использование уведомительного порядка о начале осуществления деятельности.

***
Учитывая количество замечаний к законопроекту – а выше представлены лишь наиболее существенные (помимо них, обсуждения требуют терминологическая база, в частности понятие общедоступного места размещения, особенности применения предусмотренного проектом регулирования к ряду объектов общественного питания и объектов по оказанию бытовых услуг), можно с большой вероятностью предположить, что его ждет существенная переработка. Тем не менее эксперты сошлись во мнении о том, что дорабатывать проект лучше в рамках подготовки поправок ко второму чтению, поскольку при отложении рассмотрения проекта в первом чтении принятие закона снова может отодвинуться на неопределенный срок (аналогичный законопроект был разработан еще в марте 2015 года, но в ходе обсуждения его положений так и не была выработана единая позиция). А в случае оперативной корректировки проекта с учетом мнения всех заинтересованных сторон соответствующий закон, по оценке Минпромторга России, может быть принят уже в апреле текущего года.

Соотношение площади, сдаваемой в аренду и полезной площади

Кроме арендных ставок, на величину дохода от эксплуатации недвижимости влияние оказывает размер сдаваемых в аренду площадей. От того насколько правильно рассчитаны сдаваемые в аренду площади, насколько правильно они отражены в договоре с арендатором, существенно зависят поступления от аренды. При расчетах арендной платы обычно используются следующие виды площадей объекта недвижимости.

Полезная площадь офиса (ПП) измеряется от поверхности стен, отделяющих офис от коридора и других несущих стен до осевой линии перегородок, отделяющих офис от смежных помещений и внутренней поверхности основной части внешних капитальных стен здания. Эта площадь включает площадь несущих колонн и выступов здания.

Площадь этажа, сдаваемая в аренду (АП) – измеряется между внутренней поверхностью основных частей внешних капитальных стен здания, исключая любые крупные технические элементы конструкции, проникающие через пол (например, шахты лифта). Эта площадь включает площадь несущих колонн и выступов здания.

Читайте также:  Ломаная крыша своими руками пошагово, фото

В деятельности управляющего недвижимостью часто возникает необходимость пересчета площадей, а также ставок арендной платы за различные виды площади. При пересчетах используется обычно соотношение АПобщ / ППобщ. Такое соотношение находится по этажу либо в целом по зданию. При пересчетах используются следующие формулы:

где АПi – арендная площадь i–го арендатора;

ППi – полезная площадь i–го арендатора.

Арендная ставка за м 2 ПП = Арендная ставка за м 2 АП * (АПобщ / ППобщ)

Арендная ставка за м 2 АП = Арендная ставка за м 2 ПП / (АПобщ / ППобщ)

Из приведенных формул видно, что по абсолютной величине арендная площадь будет больше, чем полезная, однако ставка арендной платы за м.кв. арендной площади будет меньше, чем ставка арендной платы за м 2 полезной площади.

Показатели площадей можно изобразить на схеме, показанной на рис. 5.

Пример: определить арендную площадь, занимаемую каждым из арендаторов, если известно, что арендуемая площадь составляет всего 1744 м 2 , площадь общего пользования 187 м 2 , арендаторы занимают следующие полезные площади: Арендатор А – 465 м 2 , Арендатор Б – 395 м 2 , Арендатор В – 325 м 2 , Арендатор Г – 372 м 2 .

Крупные технические элементы конструкции, проникающие через полМеста общего пользования (общий коридор)Площадь офиса
Шахта лифта
Вентиляционные каналы
Площадь мест общего пользованияПолезная площадь
Арендуемая площадь
Общая площадь

Рис. 5. Схема показателей площадей.

Решение: сначала определяем полезную площадь.

ПП = АП – Площадь общего пользования

ПП = 1 744 – 187 = 1 557 м 2

Далее находим соотношение между арендной и полезной площадью.

АПобщ / ППобщ = 1744 / 1557 = 1,12

В конце осуществляем пересчет полезных площадей, занимаемых каждым из арендаторов в их арендуемые площади (табл. 19).

Пересчет полезных площадей

АрендаторПолезная площадь, м 2АПобщ / ППобщАрендуемая Площадь, м 2
А1,12520,86
Б1,12442,45
В1,12364,05
Г1,12416,64
Итого1 5571 744

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10453 – | 7708 – или читать все.

Земельный
эксперт

Бесплатная горячая линия

+7 499 553-09-05 Москва

+7 812 448-61-02 Санкт-Петербург

+7 (800) 550-38-47 Россия

Использование земель

Москва
+7 499 553-09-05
Санкт-Петербург
+7 812 448-61-02
Россия
+7 (800) 550-38-47

Порядок использования земли без предоставления участков и установления сервитута

Содержание статьи:

Основания для использования земли без предоставления участков и установления сервитута

Законодательно установлен ряд случаев, когда допускается использование земельных участков, состоящих в собственности государственных органов или муниципалитета без передачи их в собственность и без установки сервитута. Такая процедура проводится на основании ст. 39.33 ЗК РФ в следующих случаях:

  • при проведении инженерных изысканий;
  • при необходимости проведения ремонта линейного объекта;
  • при возведении временных или вспомогательных построек, складировании стройматериалов, техники для выполнения необходимых работ, при реконструкции линейных объектов различного назначения и принадлежности;
  • для проведения геологических исследований недр;
  • когда выполняются действия, направленные на развитие и сохранность традиций и промыслов коренных малочисленных народов государства по месту их жительства, кроме зон лесного фонда;
  • при размещении торговых точек нестационарного типа, рекламных конструкций, других построек, разновидности которых определяет Правительство РФ.

Разрешение на использование земель

Эксплуатация территорий, являющихся государственной собственностью или владением муниципалитета, производится согласно целям, обозначенным в разрешении, которое выдается полномочным ведомствам.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Разрешение на использование земельного участка без передачи в собственность представляет собой документ стандартного образца, составленный в письменном виде и подписанный должностным лицом полномочного ведомства.

В разрешении обязательно должны быть указаны такие данные, как:

  • кадастровый номер участка, если рассматривается эксплуатация всего надела или его части;
  • обязанности лиц, получивших разрешение;
  • указание возможности досрочного прекращения действия разрешения.

Документ предоставляет право гражданам на распоряжение территориями без передачи их в эксплуатацию, однако, вынесенный акт не является разрешительным документом для возведения на площади построек или выполнения реконструкции объекта.

Порядок получения разрешения на использование земель

Использование земельного участка без его предоставления начинается с получения разрешения, о чем было сказано выше. Описание процесса получения такого документа отражено в ст. 39.34 ЗК РФ и предполагает совершение следующих действий:

  1. Заинтересованное лицо обращается в распорядительное ведомство с заявлением о выдаче разрешения на пользование наделом без его предоставления (посмотреть и скачать можно здесь: [Образец заявления о выдаче разрешения на пользование землей]).
  2. Распорядитель участка проверяет поступившую заявку и пакет документов на предмет правильности заполнения и наличие законных оснований для оформления разрешения.
  3. Не позже месяца с момента поступления заявки выносится решение о предоставлении права использования земли или отказ в этом, с указанием причин.
  4. Акт выдается заявителю, а исполнительное ведомство обязано не позже 10 дней с момента выдачи разрешения, передать копию акта в федеральный исполнительный орган, осуществляющий государственный земельный надзор. Такие функции сейчас выполняет Росреестр.

Разрешение может иметь различный срок действия, который напрямую зависят от вида разрешенного использования:

  1. Для выполнения инженерных изысканий, ремонта линейных объектов — до года.
  2. Под возведение зданий определенного типа, хранение материалов и техники, а также реконструкцию линейных строений — на период выполнения указанных мероприятий.
  3. В целях геологического исследования недр — на период действия лицензионного соглашения.
  4. Для сохранения традиций и промыслов коренных народов — бессрочно.

Действие разрешения заканчивается в тот момент, когда участок будет передан в пользование гражданину или организации.

Список документов

Чтобы разрешение на пользование территориями, являющимися муниципальной или государственной собственностью было выдано, потребуется следующий пакет документов:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  • реквизиты заявителя;
  • техническая информация об участке, в отношении которого требуется разрешительный акт, включая кадастровый номер и межевую схему;
  • заявление на выдачу разрешения;
  • бумаги, подтверждающие наличие оснований для выдачи документа, в частности: лицензия на недропользование, разрешение на инженерные изыскания, постановление о проведении работ по реконструкции или капитальному ремонту линейных объектов, документы на нестационарную торговую точку и ряд других, в зависимости от обстоятельств.

Бумаги предоставляются в виде копий и удостоверяются оригинальными экземплярами.

Обязанности лиц, использующих земли на основании разрешения

Иногда может возникнуть ситуация, при которой земли, разрешенные к эксплуатации, были испорчены или лишены плодородного слоя почвы. В этом случае, лица, которые получили разрешение на пользование земельными участками имеют перед собственником территорий некоторые обязанности:

  1. Привести землю в пригодное для дальнейшей эксплуатации состояние в соответствии с целевым назначением.
  2. Выполнить все необходимые действия по рекультивации наделов, включая обязательные агротехнические и оросительные процедуры.

Пример по порядку использования земли без предоставления участков и установления сервитута

Руководитель общины северного малочисленного народа обратился в администрацию своего поселения и подал заявку на пользование территорией, принадлежащей в прошлом его предкам. В заявке, мужчина указал, что данная площадь необходима членам их общины, чтобы заниматься охотничьим промыслом, развивать свои коренные традиции и заниматься хозяйствованием.

По его заявке был вынесен отказ, поскольку часть указанной территории была включена в категорию земель лесного фонда. Руководитель посчитал действия сотрудника администрации незаконными, и обратился к руководителю органа с жалобой, на что также получил официальный отказ.

Мужчина не остановился на этом и нанял юриста, с помощью которого было подготовлено и передано исковое заявление в суд. Через несколько недель судья вынес отрицательное решение по иску, сославшись на положения земельного кодекса об особо охраняемых территориях.

Заявитель был вынужден исключить из заявления земли лесного фонда, после чего оформил новое заявление. На этот раз администрация выдала разрешение на предоставление земель.

Заключение

В итоге можно сформулировать несколько выводов:

  1. Законодательством предусмотрено, что государственные и муниципальные земли могут использоваться гражданами и организациями без передачи их в собственность и без установки сервитута.
  2. Для такого действия потребуется наличие законных оснований и выполнение определенных требований, предъявляемых к процедуре оформления соответствующей документации.
  3. Официальным документом, дающим право пользования такими землями, является разрешение, которое выдается уполномоченным ведомством, в распоряжении которого состоит данный участок.
  4. Порядок выдачи разрешения предусматривает ряд этапов, в рамках которых выполняется обращение граждан в уполномоченный орган с заявлением и приложенными документами к нему.
  5. В том случае, когда участку нанесен ущерб или был уничтожен почвенный слой по вине пользователя, виновное лицо обязано выполнить необходимые восстановительные процедуры, включая рекультивацию, орошение и другие действия.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по порядку использования земли без предоставления участков и установления сервитута

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Михаил. Я являюсь инженером, и наша бригада получила задание произвести работы по изысканию на некоторых земельных площадях.

Чтобы все было оформлено законным образом я, как руководитель, обратился в местную администрацию с заявкой о предоставлении соответствующего разрешения, однако, через некоторое время получил отказ.

Причиной вынесения отрицательно решения стал якобы запрет, наложенный на данные участки местным органом самоуправления. Представить мне соответствующий документ сотрудник администрации отказался, зато предложил оформить участки во временное пользование или аренду.

Подскажите, правомерен ли данный отказ, и каким образом я могу получить разрешение, чтобы наконец-то заняться своими непосредственными обязанностями?

Ответ: Здравствуйте, Михаил. В статье 39.33 ЗК РФ описаны основания для выдачи разрешения на пользование площадью без предоставления ее в распоряжение заинтересованному лицу. Одним из таких оснований является передача наделов для проведения инженерных изысканий, то есть именно та процедура, которой намерены заняться вы.

Согласно этому положению, действия сотрудника муниципалитета абсолютно не правомерны. При том что вы совместно с заявлением подали все необходимые документы, подтверждающие ваше право на получение разрешения.

Сейчас от вас потребуется повторно обратиться в администрацию, предварительно собрав полный пакет документов и попытаться получить разрешение. Если ничего не получится, то вы имеете полное право обратиться в суд и оспорить вынесенное решение.

Список законов

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов:

Читайте также:  Монтаж кровли с применением плитки катепал

Топ 5 вариантов нестандартного использования офисных площадей

В условиях низкого спроса на офисы арендодатели стремятся расширить пул своих потенциальных клиентов, предлагая новые возможности использования площадей в своих проектах. Эксперты ГК «ЭКООФИС» составили рейтинг наиболее распространенных видов нестандартного использования офисных площадей в проектах В и С класса. Вслед за владельцами ТЦ, собственники офисной недвижимости начали сдавать помещения для проведения выставок, съемок телевизионных шоу и различных развлекательных мероприятий.

В условиях текущей сложной ситуации в экономике общее число активных арендаторов на рынке коммерческой недвижимости продолжает снижаться. Одни компании банкротятся, другие оптимизируют свои расходы, сокращают штат и переезжают с дорогих, просторных в более дешевые и маленькие офисы. Доля вакантных площадей продолжает расти и найти арендаторов, для пустующих офисов, становится все сложнее. Поэтому собственники бизнес парков все чаще предлагают использовать пустующие площади и пространства в нестандартных целях. При этом в аренду могут предлагаться как обычные помещения свободного назначения, которые в принципе можно переделать подо что угодно, так и специально оборудованные для того или иного вида деятельности, например – готовые репетиционные базы или киностудии. «Подобные меры помогают собственнику диверсифицировать риски, – считает собственник ГК «ЭКООФИС» Андрей Ковалев. – Дело в том, что оборудование под конкретный вид помещения позволяет не только расширить целевую аудиторию за счет компаний со специфическими требованиями к помещению, но и эффективно сдавать такие площади в краткосрочную аренду: от нескольких часов до нескольких недель».

На сегодняшний день, по мнению специалистов ГК «ЭКООФИС» рейтинг вариантов нестандартного использования помещений офисных проектах выглядит следующим образом.

Ритейл и предприятия сферы услуг

Наиболее распространенный пример – это сдача площадей в аренду под магазины и «клиентские» офисы. Как правило, они представляют собой минимаркеты в которых продаются продукты и напитки, а также пресса и мелкие бытовые товары первой необходимости, турагентства, небольшие салоны красоты и даже фитнес-центры. В большинстве своем подобные предприятия рассчитаны на внутренний спрос со стороны сотрудников компаний-арендаторов. Ведь для человека, который работает полный рабочий день, очень важно иметь возможность уделять время себе и своим хобби.

«До кризиса представители сферы услуг ориентировались на широкий спрос и места внутри бизнес-центра или бизнес-парка, без отдельного выхода на улицу с хорошим трафиком им были не очень интересны, – комментирует Андрей Ковалев. – Сейчас эти компании стремятся в поисках «рынка сбыта». Более того, многие из них выживают только за счет того круга потребителей, который они могут найти в непосредственной близости».

Помещения для семинаров и мастер-классов

Помещения для семинаров и мастер-классов предлагаются во многих бизнес-центрах. В большинстве случаев эти помещения сдаются уже полностью оборудованными, со стульями и столами, экраном и проектором, и т.д. Во многих случаях арендодатели в качестве дополнительной услуги предлагают организацию кофе-брейков. «Сдавать в аренду помещения для семинаров достаточно выгодно для собственника площадей, – считает Андрей Ковалев. – Дело в том, что само оборудование для подобного зала стоит не дорого и служит долгое время. Кроме того, такие мероприятия обычно проводятся максимум 1-2 дня, так что ставки при такой краткосрочной аренде можно поднять весьма существенно».

Добавим, что в последнее время предназначенные для семинаров помещения нередко сдаются также под различного вида спортивные занятия, например, йогой или танцами.

Галереи для выставок

Собственники бизнес-центров охотно готовы сдавать в аренду не только офисные помещения, но и общественное пространство внутри здания, галереи, атриумы, холлы. Арендуют их в большинстве случаев для организации арт-площадок. Для арендатора подобные площадки интересны благодаря своему расположению (это нетиповой офис) и свободной планировке. Поэтому всегда есть возможность легко и быстро переоборудовать их под любое мероприятие. Например, в бизнес-парке «Кожевники» для проведения подобных мероприятий сдается «Фонтанный зал». Он представляет собой галерею, которая переходит в атриум, где и расположен небольшой декоративный фонтан. Общая площадь зала равна 359 кв.м, а на его территории может поместиться около 250 человек.

Площадки для презентаций и развлекательных мероприятий

В бизнес-парках, где сам формат предполагает достаточно большую закрытую территорию, в аренду сдаются не только помещения внутри зданий, но и открытое пространство во внутренних дворах. Эти площадки удобны для проведения самых разных массовых мероприятий: корпоративов, спортивных праздников, презентаций, а также выставок-продаж. Главное преимущество подобных площадок – это камерность и наличие всей необходимой инфраструктуры в шаговой доступности. При этом стоимость их аренды существенно ниже, чем других альтернативных вариантов, например, в городских парках или площадок около крупных торговых центров. Кроме того, гораздо меньше административных согласований. В БП «Дербеневский» стоимость открытых площадок варьируется от пяти до девяти тысяч рублей в час. При этом многофункциональная площадка находится под круглосуточной охраной, обеспечена электричеством и парковкой. А при необходимости управляющая компания окажет услуги по украшению, организации кеттеринга и многое другое.

Студии для съемок

Использование бывших офисов в качестве студий для съемки телевизионных передач это, пожалуй, самый интересный и необычный пример использования пространства в бизнес-парках сегодня. При этом многие собственники предлагают для данных целей обычные помещения с качественным ремонтом, мебелью и хорошим видом из окна. Безусловно, спрос на подобные помещения есть, однако, подобный формат подходит далеко не для каждого. При этом, среди массы подобных предложений есть и уникальные. Например, в бизнес-парке «Кожевники» арендовать можно целый съемочный павильон, с профессиональным осветительным, аудио и видео оборудованием. При этом собственник предлагает арендаторам еще и услуги собственной киностудии, которая способна качественно выполнить работы по производству телевизионных передач, брейн рингов, телесериалов, полнометражных фильмов, музыкальных клипов и рекламных роликов.

«Безусловно, подобные павильоны интересны довольно узкому кругу арендаторов. Но основная сложность состоит в том, что они требуют специальных знаний и профессионального подхода к оборудованию, –говорит Андрей Ковалев. – В силу этих причин подобных предложений не так много, поэтому даже существующий «кризисный спрос» нередко оказывается выше».

Приобретение земли без торгов: чем ограничивается размер участка?

«Объем» права на землю

Представим ситуацию, что площадь здания составляет 200 кв.м., тогда как размер земельного участка 10 000 кв.м.

Любой ли по площади землю возможно приобрести? Или должны существовать какие-либо ограничения?

Формально закон не препятствует к приобретению всего участка, однако соображения здравого смысла указывают на необходимость введения разумных ограничений.

История нормативного регулирования вопроса

Земельным законодательством вопросы предоставления земли частным лицам напрямую не разрешены. В прежней редакции Земельного кодекса РФ (до введения в действие главы V.1, регулирующей порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности) отмечалась необходимость учета:

  • фактического землепользования;
  • красных линий;
  • местоположения смежных участков и естественных границ земельного участка.

В актуальной редакции данных указаний не содержится, что затрудняет поиск законодательного обоснования принимаемых решений. Внесение изменений в земельное законодательство не добавило ясности в существующий механизм оборота земли, а только усугубило проблему.

Судебная практика об «объеме» права на землю

В 2010 году предметом рассмотрения Верховного Суда РФ стал спор по иску администрации об оспаривании права собственности частного лица на землю под объектом недвижимости (определение от 20.04.2010 № 18-В10-3). Одним из доводов истца было указание на то, что площадь участка значительно превышает размер, необходимый для использования объекта недвижимости. Судом указано на отсутствие в законе установленных предельных размеров земельного участка, предоставляемого для эксплуатации находящегося на нем здания. Поэтому невозможно на этом основании оспорить совершенную сделку. Данные выводы были положены в основу иных судебных решений об отказе в требованиях о признании ничтожными договоров купли-продажи таких земельных участков.

Таким образом, признавалось правомерным предоставление земельного участка большей площади, чем разумно необходимо для использования объекта недвижимости. Эту позицию разделяло и Министерство экономического развития. В ряде своих писем ведомство указывало, что если границы земельного участка значительно превосходят площадь застройки расположенных на них зданий, то исходя из грамматического толкования положений Земельного кодекса РФ (подп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ ) у правообладателя такого земельного участка имеется право его выкупа целиком. При этом какой-либо обязанности разделить земельный участок на застроенную и пустующую его части действующим законодательством не установлено.

В последующем суды стали иначе оценивать спорные отношения, ссылаясь на недоказанность того, что для использования и эксплуатации здания необходим земельный участок запрашиваемого размера. В делах об оспаривании собственниками недвижимости отказов в предоставлении земельных участков судами отмечалось, что бремя доказывания необходимого размера территории возлагается на заявителей. Выполнить его можно посредством проведения экспертизы. Также судами указывалось, что одно только намерение заявителя построить на земельном участке иные объекты не дает ему исключительного права на приватизацию всего спорного участка.

Верховный Суд РФ в споре с участием администрации города Дубны и общества «Столичные инвестиции. Дубна» подвел черту в указанных противоречиях, поддержав вывод о необходимости разумных оснований для предоставления земельного участка в определенном размере (дело №А40-100700/2015). В указанном споре суд согласился с позицией антимонопольного органа в том, что иное может нарушать законодательство о защите конкуренции. Судом предписано обращать внимание госорганов на потребность заявителя в данном земельном участке, исходя из назначения объекта недвижимости, расположенного на участке, градостроительных и других требований, предъявляемых к эксплуатируемым объектам недвижимости, а также проектов планировки и развития территории соответствующего населенного пункта.

Тем самым суд подчеркнул, что право на приватизацию площадей под объектами недвижимого имущества не может пониматься произвольным образом, позволяющим заявителям без торгов приобретать неограниченное количество земли.

Рекомендации Верховного Суда РФ адресованы органам, компетентным принимать решения о предоставлении земельного участка, и призывают их содержательно оценивать фактическое соотношение площадей недвижимого имущества и земель с учетом требований, установленных законодательством.

Применение судебных решений на практике

Выполнение рекомендаций ВС РФ может столкнуться с практическими трудностями. В первую очередь это связано с тем, что Земельный кодекс РФ содержит исчерпывающий перечень оснований отказа в предоставлении земельного участка, и в нем отсутствует такое основание для отказа, как превышение его площади над разумно необходимым размером. Кроме того, в перечне документов на приобретение земли без проведения торгов (Приказ Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1) нет указания на документы, которые содержали бы обоснование необходимости предоставления земельного участка в запрашиваемом размере.

Таким образом, на этапе административных согласований отсутствует процедурно обеспеченная возможность оценить необходимые размеры предоставляемого земельного участка. Следовательно, до внесения соответствующих изменений в законодательство и ведомственные акты указанные вопросы можно разрешить только при судебном оспаривании состоявшегося решения государственного органа. Если обжалования не происходит, факт предоставления земли в заданном размере будет формально законным, при том что его порочность будет сохраняться в «латентном» состоянии.

Читайте также:  Размеры и геометрия листа

В свете разъяснений Верховного Суда РФ сама процедура приватизации нуждается в соответствующей корректировке, чтобы каждый раз не возникало потребности обращаться в суд за решением вопроса о размере предоставляемых участков. Это позволит уже на этапе административных согласований своевременно решать вопросы об «объеме» права на приватизацию. Этот вариант является более экономичным и позволит довести дело до суда только те случаи, по которым действительно возникает спор.

Как выиграть в суде спор о размещении нестандартного торгового объекта

Одна из функций муниципалитета — контроль за размещением нестационарных торговых объектов (НТО). Для ее реализации он разрабатывает и утверждает схему размещения НТО с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. На основании этой схемы НТО размещаются на территории муниципального образования (п. 1 ст. 39.36 ЗК). Нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов утверждает уполномоченный орган региона, на территории которого расположено муниципальное образование. Например, в среднем по Московской области норматив обеспеченности населения НТО по продаже продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции составляет 6,03 объекта на 10 тыс. человек (постановление правительства Московской области от 28.03.2017 № 221/10).

У муниципалитетов часто возникают судебные споры с владельцами НТО по вопросам включения этих объектов в схемы размещения. Мы проанализировали арбитражную практику и выяснили, какие доводы помогают органам местного самоуправления выигрывать такие процессы.

Как изменился подход судей к спорам о размещении НТО

Если муниципалитет утвердил схему размещения НТО или внес в нее изменения, это еще не основание для пересмотра мест размещения объектов, строительство которых было начато до утверждения схемы. Это сказано в части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности». Однако органы местного самоуправления пересматривали места размещения НТО и обращались в суды с требованием снести уже построенные объекты. Они ссылались на то, что срок действия договора аренды земельного участка под НТО истек. Суды поддерживали чиновников.

Пример 1. Администрация обратилась в суд с требованием о демонтаже киоска. Основание: договор аренды земельного участка под НТО расторгнут, объект не включен в схему размещения объектов.

Владелица киоска возражала против удовлетворения требования, поскольку торговый объект построили еще до утверждения новой схемы. Однако суд согласился с доводами муниципалитета (постановление ФАС Московского округа от 06.11.2012 по делу № А40-30056/12-9-282).

Ситуацию изменили поправки, которые были приняты в ходе реформы земельного законодательства. Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ в ЗК была введена глава v. 6 об использовании земельных участков в государственной или муниципальной собственности без предоставления их в предусмотренном порядке и установления сервитута. В ней одним из случаев использования земельных участков без соблюдения установленного порядка их предоставления было указано размещение НТО (ст. 39.33 ЗК).

Новые положения Земельного кодекса не поставили возможность размещения включенного в схему НТО в зависимость от наличия или отсутствия договоров о праве аренды или собственности. Суды стали отказывать муниципалитетам в удовлетворении требований к предпринимателям освободить земельный участок под НТО только на основании того, что договор аренды участка прекращен.

Пример 2. Отдел МВД проверил деятельность предпринимателя, который занимался розничной торговлей продуктами питания. Выяснилось, что владелец павильона продавал алкогольные напитки без лицензии. Полицейские рекомендовали муниципалитету — арендодателю земельного участка рассмотреть вопрос о расторжении договора аренды.

Поскольку за предпринимателем числилась также задолженность по арендным платежам, администрация направила ему уведомление об одностороннем отказе от исполнения договора аренды. После этого муниципалитет обратился в суд с требованием освободить земельный участок.

Суд сделал вывод, что предприниматель вправе и дальше использовать торговый объект. Спорный павильон включен в схему размещения НТО на территории города (подп. 6 п. 1 ст. 39.33, п. 1 ст. 39 ЗК). Право предпринимателя не зависит от заключения с ним договора аренды земельного участка. Суд отказался удовлетворять требования администрации об освобождении земельного участка (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15.03.2018 № Ф02-835/2018 по делу № А33-7825/2017).

Право субъекта предпринимательства использовать торговый объект не зависит от наличия схемы размещения НТО и других муниципальных актов, если до их утверждения он разместил объект в установленном порядке.

Пример 3. Предприниматель арендовал у муниципалитета земельный участок для размещения НТО. Когда срок аренды подошел к концу, предприниматель обратился в администрацию с просьбой продлить договор. Чиновники ответили, что решат этот вопрос после того, как примут порядок и схему размещения НТО, если предприниматель будет соблюдать условия договора аренды земельного участка. Предприниматель посчитал отказ незаконным и обратился в суд.

Суды первой и апелляционной инстанций поддержали предпринимателя и обязали администрацию заключить с ним договор на размещение НТО. Администрация обжаловала их решения в кассационной инстанции.

Суд кассационной инстанции указал, что НТО размещают в соответствии с Законом № 381-ФЗ без предоставления земельного участка, если уполномоченный орган уже утвердил схему размещения НТО. Но утверждение такой схемы либо внесение в нее изменений не может служить основанием для пересмотра места размещения объекта, который уже начали строить, реконструировать или эксплуатировать. Бизнесмен разместил НТО в установленном порядке. То, что чиновники на тот момент не приняли нормативный акт, устанавливающий механизм реализации положений Земельного кодекса и Закона № 381-ФЗ, — не основание ущемлять права предпринимателя. Кассация поддержала выводы судов первой и апелляционной инстанций и постановила рассмотреть заявление предпринимателя и принять по нему мотивированное решение (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16.01.2018 № Ф06-26839/2017 по делу № А65-3809/2017).

Единственным основанием для отказа включить уже существующие НТО во вновь утверждаемую схему суды считают размещение объекта с нарушениями действующего законодательства.

Пример 4. Предприниматель обжаловал отказ администрации включить торговый павильон в схему размещения НТО. Объект был размещен согласно старой схеме, но в новую его не включили. Суд отметил, что действующим законодательством предусмотрена прямая обязанность включать ранее существовавшие НТО во вновь утверждаемую схему. Единственное основание для отказа во включении их в схему — размещение НТО с нарушениями действующего законодательства. Требования предпринимателя были удовлетворены (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 02.06.2016 № Ф10-1534/2016 по делу № А62-7199/2014).

Как реализовать гарантии предпринимателям

Ни в Законе № 381-ФЗ, ни в Земельном кодексе не определены условия, механизм и порядок включения в схему размещения НТО конкретных объектов. Органы государственной власти и органы местного самоуправления самостоятельно решают, в каком порядке выделять места под объекты и включать конкретные НТО в схему их размещения.

Отсутствие на федеральном уровне правового регулирования порядка реализации права на сохранение за конкретным предпринимателем места под НТО порождает правовую неопределенность. Если органы власти не отразили в региональных либо муниципальных правовых актах порядок реализации такого права, суды принимают решения, основываясь только на процессуальной убедительности позиции той или иной стороны в споре.

Пример 5. Компания в судебном порядке потребовала включить ее НТО во вновь утвержденную схему. Администрация муниципального образования отказалась согласовывать место размещения объекта, поскольку оно могло войти в земельный участок, который на тот момент формировали для соседнего многоквартирного дома. Кроме того, НТО располагался в охранных зонах инженерных коммуникаций, «треугольниках видимости» пешеходных переходов.

Суд отметил, что, если за включенными в схему НТО невозможно сохранить места, нужно соблюдать гарантии, предусмотренные для предпринимателей частью 6 статьи 10 Закона № 381-ФЗ. Для этого государственные органы субъекта РФ и органы местного самоуправления должны разработать порядок изменения мест размещения НТО (переноса НТО в иные места). Региональные нормативные акты такой порядок не установили. В связи с этим определить порядок реализации гарантии предпринимателям, установленной федеральным законодательством, невозможно. Суд счел аргументы администрации муниципального образования более убедительными и отказал компании в удовлетворении требований (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 10.08.2017 № Ф10-2494/2017 по делу № А23-3216/2016).

Нужен ли конкурс

Суды однозначно указывают: чтобы продлить договор с предпринимателем или срок действия разрешительного документа, проводить конкурсные процедуры не нужно.

Пример 6. Предприниматели оспорили в суде решение местного совета депутатов, который утвердил новую схему размещения НТО. В нее не включили объекты, которые бизнесмены разместили ранее.

Суд отметил, что по истечении сроков разрешенного размещения НТО чиновники должны обеспечивать продление договоров и иных разрешительных документов без проведения конкурентных процедур, если предприниматели не допускали системных нарушений правил торговли. Об этом говорится в приказе Минпромторга от 25.12.2014 № 2733 «Об утверждении Стратегии развития торговли…». Если место размещения НТО нужно освободить в связи с градостроительной необходимостью, следует предоставить хозяйствующему субъекту альтернативное равноценное место. Чиновники должны руководствоваться принципом «меняется место — сохраняется бизнес» (п. 3.2.2 Стратегии).

Администрация представила в суд заключение эксперта, который рекомендовал исключить некоторые НТО из схемы размещения. Но Верховный суд не принял экспертное заключение в качестве допустимого доказательства, поскольку оно не содержало анализа реальной потребности населения в торговых объектах. Требования предпринимателей были удовлетворены (апелляционное определение Верховного суда от 12.02.2018 № 31-АПГ17-20).

Выводы и рекомендации

1. В споре с владельцем НТО, который отказывается убрать объект с земельного участка, не стройте свою позицию исключительно на том, что срок договора аренды земли истек. Наличие прав на участок — не обязательное условие законного размещения НТО.

2. Акцентируйте внимание суда на нарушениях при размещении НТО. Например, объект расположен в охранной зоне инженерных коммуникаций, создает помехи безопасности дорожного движения и т. д. В этом случае судьи могут признать, что орган местного самоуправления обоснованно не включил объект в схему.

3. Если нарушений при размещении объекта нет, достаточным основанием для исключения НТО из схемы может быть градостроительная необходимость. Например, участок под НТО планируется включить в формируемый земельный участок под создаваемым объектом недвижимости.

4. Если вы исключили объект из схемы размещения НТО, предоставьте предпринимателю новое место для ведения бизнеса. Если порядок не установлен в региональных правовых актах, сами разработайте и примите правила, по которым будете выделять предпринимателям новые места под объекты. Если такие правила прописаны в региональном законодательстве, муниципальный акт должен им соответствовать.

РУСЛАН ПОПОВ, руководитель юридической компании «Интел-Право»

Ссылка на основную публикацию