Мягкая кровля – цена за 1 кв метр

Гибкая черепица

Гибкая, или битумная, черепица является сегодня одним из наиболее популярных видов кровельного покрытия в коттеджном строительстве. Ее широкое распространение обусловлена многочисленными функциональными преимуществами и отличному внешнему виду.

  • Черепица ТЕХНОНИКОЛЬ
  • Черепица Shinglas
  • Черепица Grand Line
  • Рулонная черепица
  • Профнастил
  • Волнистый лист
  • Композитная черепица
  • Металлочерепица
  • Гибкая черепица
  • Рулонные кровельные материалы
  • Гибкая черепица
  • Рулонная черепица
  • Металлочерепица
  • Волнистый лист
  • Композитная черепица
  • Профнастил
  • Фальцевая кровля

Гонт 1000х335 мм, 2 кв.м/уп.

Гонт 1000х335 мм, 2 кв.м/уп.

Двухслойная гибкая черепица. Гарантия 30 лет. Размер гонта 1000х335 мм, полезная площадь в упаковке 2 кв.м.

  • Наличие: 30 м²

Гонт 1000х335 мм, 2 кв.м/уп.

Гонт 1000х335 мм, 2 кв.м/уп.

Двухслойная гибкая черепица. Гарантия 30 лет. Размер гонта 1000х335 мм, полезная площадь в упаковке 2 кв.м.

  • Наличие: 8 м²

  • SALE
    5%

Гонт 1000х335 мм, 2,6 кв.м/уп.

Гонт 1000х335 мм, 2,6 кв.м/уп.

Ламинированная гибкая черепица. Гарантия 50 лет. Гонт 1000х335 мм, полезная площадь в упаковке 2,6 кв.м.

  • Наличие: 41 м²

  • SALE
    14%

Гонт 1000х317 мм, 3 кв.м/уп.

Гонт 1000х317 мм, 3 кв.м/уп.

Однослойная гибкая черепица. Гарантия 20 лет. Гонт 1000х317 мм , полезная площадь в упаковке 3 кв.м.

  • Наличие: 456 м²

  • SALE
    13%

Гонт 1000х335 мм, 2,6 кв.м/уп.

Гонт 1000х335 мм, 2,6 кв.м/уп.

Ламинированная гибкая черепица. Гарантия 50 лет. Гонт 1000х335 мм, полезная площадь в упаковке 2,6 кв.м.

  • Наличие: 20 м²

  • SALE
    12%

Гонт 1000х317 мм, 3 кв.м/уп.

Гонт 1000х317 мм, 3 кв.м/уп.

Гибкая черепица. Гарантия 30 лет. Гонт 1000х317 мм, 3 кв.м/уп.

  • Наличие: 336 м²

  • SALE
    13%

Гонт 1000х335 мм, 2,6 кв.м/уп.

Гонт 1000х335 мм, 2,6 кв.м/уп.

Ламинированная гибкая черепица. Гарантия 50 лет. Гонт 1000х335 мм, полезная площадь в упаковке 2,6 кв.м.

  • Наличие: 62 м²

  • SALE
    10%

Гонт 1000х317 мм, 3 кв.м/уп.

Гонт 1000х317 мм, 3 кв.м/уп.

Однослойная гибкая черепица. Гарантия 20 лет. Гонт 1000х317 мм, полезная площадь в упаковке 3 кв.м.

  • Наличие: 291 м²

Гонт 1000х335 мм, 2 кв.м/уп.

Гонт 1000х335 мм, 2 кв.м/уп.

Двухслойная гибкая черепица. Гарантия 30 лет. Размер гонта 1000х335 мм, полезная площадь в упаковке 2 кв.м.

  • Наличие: 128 м²

  • SALE
    14%

Гонт 1000х317 мм, 3 кв.м/уп.

Гонт 1000х317 мм, 3 кв.м/уп.

Однослойная гибкая черепица. Гарантия 20 лет. Гонт 1000х317 мм , полезная площадь в упаковке 3 кв.м.

  • Наличие: 150 м²

  • SALE
    13%

Гонт 1000х335 мм, 2,6 кв.м/уп.

Гонт 1000х335 мм, 2,6 кв.м/уп.

Ламинированная гибкая черепица. Гарантия 50 лет. Гонт 1000х335 мм, полезная площадь в упаковке 2,6 кв.м.

  • Наличие: 257 м²

  • SALE
    13%

Гонт 1000х335 мм, 2,6 кв.м/уп.

Гонт 1000х335 мм, 2,6 кв.м/уп.

Ламинированная гибкая черепица. Гарантия 50 лет. Гонт 1000х335 мм, полезная площадь в упаковке 2,6 кв.м.

  • Наличие: 348 м²

  • SALE
    5%

Гонт 1000х335 мм, 2,6 кв.м/уп.

Гонт 1000х335 мм, 2,6 кв.м/уп.

Ламинированная гибкая черепица. Гарантия 50 лет. Гонт 1000х335 мм, полезная площадь в упаковке 2,6 кв.м.

  • Наличие: 18 м²

  • SALE
    12%

Гонт 1000х317 мм, 3 кв.м/уп.

Гонт 1000х317 мм, 3 кв.м/уп.

Гибкая черепица. Гарантия 30 лет. Гонт 1000х317 мм, 3 кв.м/уп.

  • Наличие: 324 м²

  • SALE
    12%

Гонт 1000х317 мм, 3 кв.м/уп.

Гонт 1000х317 мм, 3 кв.м/уп.

Гибкая черепица. Гарантия 30 лет. Гонт 1000х317 мм, 3 кв.м/уп.

  • Наличие: 33 м²

  • SALE
    13%

Гонт 1000х333 мм, 3 кв.м/уп

Гонт 1000х333 мм, 3 кв.м/уп

Однослойная гибкая черепица. Гарантия 15 лет. Размер гонта 1000х333 мм, полезная площадь в упаковке 3 кв.м.

  • Наличие: 180 м²

  • SALE
    13%

Гонт 1000х333 мм, 3 кв.м/уп

Гонт 1000х333 мм, 3 кв.м/уп

Однослойная гибкая черепица. Гарантия 15 лет. Размер гонта 1000х333 мм, полезная площадь в упаковке 3 кв.м.

  • Наличие: 18 м²

  • SALE
    13%

Гонт 1000х333 мм, 3 кв.м/уп

Гонт 1000х333 мм, 3 кв.м/уп

Однослойная гибкая черепица. Гарантия 15 лет. Размер гонта 1000х333 мм, полезная площадь в упаковке 3 кв.м.

  • Наличие: 96 м²

Гонт 1000х335 мм, 2 кв.м/уп.

Гонт 1000х335 мм, 2 кв.м/уп.

Двухслойная гибкая черепица. Гарантия 30 лет. Размер гонта 1000х335 мм, полезная площадь в упаковке 2 кв.м.

  • Наличие: 6 м²

Гонт 1000х317 мм, 3 кв.м/уп.

Гонт 1000х317 мм, 3 кв.м/уп.

Однослойная гибкая черепица. Гарантия 20 лет. Гонт 1000х317 мм , полезная площадь в упаковке 3 кв.м.

  • Наличие: 48 м²
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

Следующая

Структура битумной черепицы

Битумная черепица – листовой кровельный материал, который имеет сложную структуру, состоящую из следующих слоев:

  • Высокопрочный стеклохолст – армирующая основа кровельного материала. Обладает повышенной прочностью на растяжение, что позволяет исключить образование волн и пузырей на поверхности покрытия. Обеспечивает высокую огнестойкость и устойчивость к гниению.
  • Два слоя гидроизоляции из модифицированного или окисленного битума, изготовленного с применением специальных минеральных наполнителей, обеспечивающих высокую прочность и жесткость.
  • Верхний слой цветной минеральной посыпки, который обеспечивает декорирование кровельного покрытия и защищает его от солнечного излучения.
  • Нижний слой в виде специальной пленки или песчаной посыпки для предотвращения слипания листов при складировании и транспортировке.

Благодаря такой структуре гибкая черепица представляет собой эластичный, надежный и функциональный кровельный материал.

Плюсы применения гибкой черепицы

Битумная черепица обладает уникальными свойствами, которые делают ее одним из лучших вариантов для устройства кровельного покрытия. Ее основными преимуществами можно назвать следующие особенности:

  • высочайший уровень гидроизоляции;
  • отсутствие коррозии, высокая стойкость к воздействию влаги и гниения;
  • отличная шумоизоляция – покрытие не шумит во время дождя;
  • эффектный внешний вид, достоверно имитирующий натуральную керамическую черепицу;
  • широкий выбор дизайнерских и цветовых решений;
  • монтаж с минимальными трудозатратами благодаря малому весу и технологичности материала;
  • за счет своей гибкости отлично подходит для монтажа покрытий с использованием сложных архитектурных решений.

Применение битумной черепицы позволяет создавать очень красивые кровли, которые надежно защищают дом от осадков и рассчитаны на многолетнюю эксплуатацию.

Продажа гибкой черепицы в Москве и МО

В интернет-магазине компании «КСК24» представлен большой ассортимент кровельных покрытий по самым доступным ценам. Гибкая ценовая политика компании позволяет купить мягкую битумную черепицу оптом и в розницу с доставкой по Москве и Московской области.

Мягкая кровля: цены за 1 кв метр – сравним материалы

В статье мы приведем характеристики самых популярных типов мягкой кровли и сравним цены за 1 кв. метр (покрытие и монтаж).

Основные виды мягкой

Вне зависимости от типа, мягкие кровельные материалы характеризуются небольшим весом, хорошей гибкостью, универсальностью и относительной простотой монтажа. Практически все виды востребованы в частном домостроении: выбор покрытия определяется личными предпочтениями, финансовыми возможностями и, конечно же, уклоном крыши.

Рулонные материалы — 60-130 рублей за 1 кв. метр

В эту группу входят как классические варианты на основе картона (рубероид, рубемаст), так и более современные полимерные материалы. Они укладываются на подготовленную поверхность холодным или горячим способом (при помощи мастик и наплавления).

  • хорошая тепло- и звукоизоляция;
  • высокая прочность на разрыв;
  • доступная стоимость (не у всех видов);
  • использование при любом уклоне крыши.
  • недолговечность (при низких температурах материал становится хрупким);
  • ограничения по монтажу в зимнее время;
  • низкая устойчивость к ультрафиолету.

Если рассматривать рулонную кровлю в средней ценовой категории, то стоимость за 1 кв. метр варьируется в пределах 60-130 рублей. Цена монтажа начинается от 350 рублей за м 2 : она зависит от типа основания, количества слоев, наличия утепления и так далее.

Полимерные мембраны — от 280 рублей за 1 кв. метр

Кровельные мембраны производятся на основе устойчивой к гниению армирующей базы и полимерной оболочки. В малоэтажном строительстве востребованы ПВХ-мембраны, ТБО-варианты чаще используются в качестве изоляции. ЭПДМ-материалы подходят для крыш со сложной конфигурацией.

  • длительный период эксплуатации;
  • стойкость к ультрафиолету и температурным перепадам;
  • гибкость и возможность укладки на сложных поверхностях;
  • довольно простой монтаж.
  • высокая стоимость;
  • не самые лучшие прочностные характеристики.

Цена мембранной кровли начинается от 280 рублей за 1 кв. метр (некоторые материалы продаются только рулонами). Стоимость зависит от толщины покрытия, его прочностных характеристик и производителя продукции. Монтаж обойдется от 120 рублей за м 2 .

Гибкая черепица — от 200 рублей за 1 кв. метр

Один из лидеров в сфере частного домостроения. Классическая гибкая черепица отличается большой вариативностью форм и оттенков. Вне зависимости от производителя, она представляет собой многослойные листовые модули.

  • минимальное количество отходов при монтаже;
  • привлекательный внешний вид;
  • устойчивость к биологическим, химическим и атмосферным воздействиям;
  • отсутствие парусности;
  • длительный срок службы.
  • дорогостоящее основание;
  • высокая цена некоторых видов;
  • ограничения по монтажу при низких температурах.

Цена за 1 кв. метр гибкой кровли зависит от использованного производителем сырья. Стоимость эконом-вариантов начинается от 200 рублей, элитной черепицы — от 1500 рублей. Монтаж самой кровли стоит от 300 рублей за 1 кв. метр, но к этой цене необходимо прибавить расходы на обустройство основания и гидроизоляции.

Ондувилла: кровля нового поколения — от 248 рублей за 1 кв. метр

Ондувиллу нельзя назвать гибкой кровлей в классическом понимании. Материал изготавливается из тех же самых компонентов: битума, целлюлозных волокон, пигментов и наполнителей. Но внешний вид Ондувиллы значительно отличается от стандартной мягкой кровли. Благодаря эффекту 3D и специфическим выступам покрытие напоминает натуральную черепицу.

Преимущества Ондувиллы лучше всего видны при сравнении с другими видами гибкой черепицы:

Гибкая черепица

Ондувилла

Вид кровли

Плоская, держит форму только за счет сплошного основания

Объемная черепица, держит форму даже на обрешетке

Тип покрытия

Крошка, осыпающаяся в процессе монтажа и эксплуатации

Сплошная поверхность, прокрашенная в 4 слоя

Качество вентиляции

Неудовлетворительное (из-за сплошного основания)

Отличное (благодаря вентиляционным бороздкам)

Гидроизоляция/герметичность

Необходим дополнительный гидроизоляционный слой

Заводская гарантия от протекания

Дефекты покрытия, которые появляются с течением времени

Осыпается финишный слой, из-за чего меняется цвет

Листы сохраняют целостность, цвет меняется со временем

Стоимость Ондувиллы составляет от 248 рублей за 1 кв. метр, что на 10-30% дешевле аналогов из того же ценового сегмента. Средняя цена монтажа — 450-550 рублей за м 2 , но материал можно легко уложить и самостоятельно.

Инструкция по монтажу:

Эстетическое тейпирование: польза, плюсы и минусы новой методики омоложения

Грамотный специалист может лечить пациентов тейпированием без боли, побочных эффектов, а главное – довольно быстро. Отцом тейпирования считают японского врача и спортивного массажиста Кензо Касе, который еще в 70-х годах делал подобные «наклеивания» своим пациентам, а двадцать лет назад методика стала популярна у многих спортивных врачей.

Кинезио тейп

Применение тейпов – специальных клейких лент из ткани – позволяет человеческим тканям лучше и быстрее восстанавливаться, активизирует важные процессы. Наложение такого «пластыря» ликвидирует причины, мешающие организму прийти в норму.

Мы же расскажем о новом виде тейпирования – физиологическом. Его еще называют «кинезио» тейп. Если предыдущий вид можно смело отнести к спортивному и обезболивающему, то это скорее отдельное ответвление с уклоном в эстетику.

В эстетическом тейпировании идет воздействие тейпа на кровообращение и лимфодренаж кожи в выбранной зоне. Здесь механическая поддержка уходит на второй план, уступая место именно «растягиванию» мышц благодаря ткани тейпа: ее состав и структура своей эластичностью похожи на человеческую кожу.

Тейпирование лица относят к мягким и безопасным методикам, позволяющим корректировать возрастные морщины, мимические заломы, эстетические недочеты, улучшать цвет кожи и ее состояние в целом.

Современная косметология немыслима без уколов, лазерных процедур и пластических вмешательств. Но не все готовы прибегать к таким радикальным методам. Безболезненно добиться эффекта лифтинга и уменьшить количество и глубину морщин помогают тейпы.

Тейпы с пометкой «кинезио» косметология применяет не только для омоложения лица и шеи, но и для коррекции груди, области живота, бедер. Естественно, специалист должен в совершенстве знать анатомию, принципы строения кожных покровов, то, как расположены мышцы в теле человека.

Как правило, тейп накладывают на время от получаса до 8 часов, после чего размоченный пластырь удаляют без травмирования кожных покровов. На них наносится крем, подходящий типу кожи. Повторно использовать кинезиотейпы нельзя.

Фото: liza.ua

Какие преимущества у тейпирования перед другими процедурами

  1. Видимая эффективность уже с первого применения: даже однократная процедура поможет увидеть в зеркале совсем другое отражение. Подходит для «экстренного» омоложения и восстановления перед важным событием, а в качестве регулярной процедуры дает эффект сродни косметической операции.
  2. Абсолютная безопасность. Эта мягкая практика не дает побочных эффектов, а натуральные материалы, из которых сделаны тейпы, прекрасно переносятся даже малышами с чувствительной кожей.
  3. Комфорт. Тейпы необременительны при носке, не лишают свободы движений, не сползают, не отклеиваются. С ними можно совершать водные процедуры, заниматься спортом, бегать.
  4. Ценовая доступность. Тейпирование, обладая всеми преимуществами лечебно-омолаживающей процедуры, не требует серьезных денежных вложений. Для сеанса нужно всего лишь приобрести тейпы разного размера и попасть в руки хорошего мастера, прошедшего подготовку.

Не опасно ли это

Специфика конструкции, особая конфигурация и щадящий состав покрытия делают тейпы применимыми практически при любой ситуации. Как правило, аллергии они не вызывают: тканевая основа позволяет коже дышать, а влаге – испаряться.

Накладывают тейпы по ходу движения массажных линий. Полоски разной длины и силы нажима фиксируют ткани лица в нужном положении. Выделяют разные методики наложения тейпов:

  • улучшающая лимфоток и кровоток;
  • способствующая расслаблению мимики и фиксации мышц в определенном положении;
  • подтягивающая кожу и корректирующая форму и овал лица.

Тейпирование может выступать самостоятельной практикой или идти в качестве дополнения к таким воздействиям, как массаж, остеопатия, ревитоника.

Подходит ли вам тейпирование

Если у вас есть хоть одна из перечисленных ниже проблем, однозначно можете использовать тейпирование:

  • возрастные или мимические морщины;
  • нечеткий овал лица;
  • отечность;
  • тусклый цвет кожи;
  • мешки и синяки под глазами.
Читайте также:  Фотографии мягкой кровли

Подойдите к зеркалу и попробуйте натянуть кожу в области ушей и челюсти вверх и немного назад. Видите, насколько они растягивается? Эстетическое тейпирование поможет сделать кожу упругой, устранить видимую дряблость.

Пластырь можно наклеить и даже спать с ним. Главное помнить: тейп необходимо аккуратно удалять по ходу течения лимфы. Как правило, курс тейпирования с эстетической целью – это минимум 10 и более сеансов. Далее, чтобы закрепить полученный результат, специалист порекомендует поддерживающие сеансы два-три раза в месяц. Так вы получите эффект косметического вмешательства без рисков, осложнений и боли.

Фото: passion.ru

Кому противопоказаны подобные процедуры

  • при любом заболевании, сопровождающемся подъемом температуры;
  • при всех заболеваниях в острой фазе;
  • при беременности противопоказано тейпирование в области живота и таза;
  • при аллергических реакциях кожи;
  • при тромбозах;
  • на поврежденной коже;
  • при раковых заболеваниях;
  • при недугах сердца и почек, вызывающих отеки;
  • при сахарном диабете.

И еще один момент: несмотря на обилие роликов в сети, обучающих использованию тейпов, старайтесь обращаться к специалистам. Самостоятельное лечение может не только не помочь, но и усугубить проблему. Важно не только правильно наклеить аппликацию, но и грамотно ее снять, чтобы устранить боль или эстетическую проблему.

Польза от него не только эстетическая

Казалось, что такого страшного в лишнем весе. Некоторым нравятся худышки, а кому-то больше по душе пышечки. Но проблемы излишней массы тела – это не только эстетическая проблема. Излишняя масса тела усложняет жизнь не только нашему гардеробу, но и нашему организму.

Жировая ткань – это не лишний жир, от которого у нас одни проблемы. Он вместе с яичниками, является одним из важных элементов половой системы. В жировых клетках есть особый фермент (ароматаза), способный превращать мужские половые гормоны в женские, то есть андрогены в эстрогены. А женские гормоны, в свою очередь, помогают регулировать репродуктивные процессы организма. Когда у женщин наступает климакс, функция яичников угасает, именно жировая ткань становится источником эстрогенов.

Если у женщины масса тела в норме, то уровень эстрогенов меняется в разные дни цикла. У женщин с лишним весом уровень эстрогенов всегда завышен, так как жировые клетки его постоянно пополняют. Это приводит к различным нарушениям, например, возникают дисфункциональные маточные кровотечения либо разрастается слизистая оболочки матки. Возможно развитие поликистоза яичников, так как при повышенном переходе андрогенов в эстрогены женские половые органы начинают вырабатывать больше мужских половых гормонов для того, чтобы сохранить баланс в организме.

Если у вас вместе с лишним весом наблюдается изменения в менструальном цикле, а также обильный рост волос на теле, нужно обязательно обратиться к гинекологу или эндокринологу. Также очень важно сделать анализ УЗИ и сдать анализ крови. Запомните, перед тем как сдавать кровь нужно обязательно соблюсти рекомендации врача, так как есть специальные дни менструального цикла, в которых лучше сдавать кровь на анализ.

Эндокринная система и лишняя масса тела также тесно взаимосвязаны. Так, многие заболевания щитовидной железы могут привести к увеличению массы тела, например, гипотиреоз. И наоборот, излишний вес сам может вызывать гормональные изменения, нарушение работы щитовидной железы и обмена веществ.

Также наличие лишнего веса приводит к такому сложному метаболическому нарушению – инсулинорезистентность. Суть этого нарушения состоит в том, что клетки не способны полноценно использовать инсулин. Отметим также, что в результате такого нарушения организм практически неспособен перерабатывать глюкозу, и она начинает накапливаться в крови. По этой причине в поджелудочной железе происходят изменения, вследствие чего начинается сахарный диабет.

Отметим, что любому человеку раз год необходимо сдавать кровь на сахар, а тем, у кого есть проблемы с лишним весом – раз в полгода. Кроме того, рекомендуется ежегодно проходить УЗИ щитовидной железы, делать биохимический и клинический анализ крови. По результатам анализа врач может назначить дополнительное лечение.

Жир – это такая же полноценная ткань организма, как кости и мышцы. Им также требуется кровоснабжение. По мере набора массы тела требуется больше кровеносных сосудов и больше крови, тем самым возрастает нагрузка на сердце.

У людей с избыточной массой тела чаще всего встречается завышенный уровень так называемого вредного холестерина. Его опасность состоит в том, что он, откладываясь на стенках кровеносных сосудов, закупоривает потоки крови на пути к сердцу. Тем самым повышается риск развития таких болезней, как атеросклероз, гипертония, ишемическая болезнь сердца, а также инсульт и инфаркт. Именно поэтому очень важно постоянно сдавать анализ крови на определение уровня холестерина и сделать за его уровнем.

Лишние килограммы также оказывают дополнительную нагрузку на суставы, изнашивают нежную хрящевую ткань, которая обеспечивает костям подвижность. Согласно исследованиям, нагрузка на суставы в стоячем положении составляет примерно 80-100% массы тела, при ходьбе возрастает на 300%, а при быстрой ходьбе или беге до 350-500%. Представьте человека массой тела 150 кг, при каждом шаге на его суставы падает нагрузка 400-700 кг. Пока человек молод, его хрящевая ткань способна выдерживать нагрузки, но в пожилом возрасте такую нагрузку уже переносить сложнее.

Нередко все заканчивается полным разрушением сустава, и единственным способом поставить человека на ноги становится протезирование сустава. Кроме того, излишняя масса тела приводит к образованию грыжи, остеохондроза и другим заболеваниям позвоночника.

Поэтому, всегда держите свой вес под контролем. Не худейте резко, лучше обратитесь к специалисту, который разработает для вас специальную комплексную программу. Старайтесь питаться полноценно, чтобы организм не испытывал недостаток питательных веществ, включайте в свой рацион молочные продукты, рыбу, блюда с желатином.

– Вернуться в оглавление раздела “Профилактика заболеваний”

Литературная позиция Ломоносова: “Разговор с Анакреонтом”, “Письмо о пользе стекла”

Новаторский и преобразовательный дух Петровской эпохи отразился в образе мыслей и деятельности всех современников Ломоносова. Но ни одному из них — ни Феофану, ни Кантемиру, ни Тредиаковскому — не хватило масштаба личности и таланта для того, чтобы придать своей деятельности на поприще новой русской словесности те размах и всеобъемлемость, которые отличают литературное наследие Ломоносова.

В лице Ломоносова русская поэзия обнаружила стремление к идеалу, поняла себя, как оракула жизни высшей, выспренней, как глашатая всего высокого и великого.

Новаторский и преобразовательный дух Петровской эпохи отразился в образе мыслей и деятельности всех современников Ломоносова. Но ни одному из них — ни Феофану, ни Кантемиру, ни Тредиаковскому — не хватило масштаба личности и таланта для того, чтобы придать своей деятельности на поприще новой русской словесности те размах и всеобъемлемость, которые отличают литературное наследие Ломоносова. При том, что сатиры Кантемира и оды Ломоносова в равной мере являются исходными позициями русской литературы XVIII в., масштаб литературной личности Ломоносова — абсолютного новатора — несопоставим с литературной личностью Кантемира, прочно связанного с уходящей литературной традицией XVII в.

Литературная позиция и эстетические манифесты Ломоносова.

Письмо о пользе стекла

Своеобразие литературной позиции Ломоносова определяется именно энциклопедическим складом его ума, всеобъемлющим типом сознания, в котором эстетическое начало неразрывно связано с научным мировоззрением и социальной концепцией. Эта неразрывная связь эстетики, прагматики и идеологии, характеризующая литературную позицию Ломоносова, определила поэтику его эстетических манифестов — дидактического послания «Письмо о пользе стекла» (1752) и стихотворного диалога-диспута «Разговор с Анакреоном» (между 1756 и 1761 гг.).

Творческая история «Письма о пользе стекла» связана с периодом увлечения Ломоносова химическими опытами в области специальных непрозрачных стекол, употребляющихся в мозаичном и декоративном искусстве — смальты. Секреты производства смальт тщательно охранялись, и для Ломоносова изыскание способов выделки ярких, многоцветных стекол было прежде всего увлекательной научной проблемой. Результатом ее решения стало открытие завода по производству смальты и создание мозаичного панно «Полтавская битва», а также написание дидактического послания «Письмо о пользе стекла», своеобразного эстетического манифеста, в котором наука, промышленность, художество и поэзия выступают в нераздельной связи как грани реализации энциклопедического типа сознания и способы воссоздания универсальной картины мира.

Сюжетным стержнем «Письма…» является перечисление всех тех областей человеческой жизни, в которых стекло может быть использовано — от оконных стекол и посуды до сложных научных приборов, от ювелирного искусства до бисерного шитья. В этом перечислении, последовательно поднимающемся от бытовых подробностей к высотам бытийного миросозерцания, с точки зрения эстетической можно выделить два аспекта. В содержательном плане перечислительная интонация, охватывающая все отрасли материальной и духовной жизни человека, создает универсальную картину мира. В плане формальном кумулятивная композиция «Письма…» заставляет вспомнить о структуре ораторских жанров русской литературы начала XVIII в.»Письмо о пользе стекла» сохраняет многие признаки ораторских жанров: написанное в форме послания покровителю Ломоносова, куратору Московского университета И.И.Шувалову, «Письмо…» обладает диалогизмом, в равной мере характеризующим эпистолярный жанр и ораторскую речь. Как и ораторское слово, «Письмо…» обрамлено композиционным кольцом обращений, придающих слову поэтического текста признак ораторской обращенности и направленности:

Неправо о вещах те думают, Шувалов,Которые Стекло чтут ниже Минералов Пою перед тобой в восторге похвалу Не камням дорогим, не злату, но Стеклу А ты, о Меценат, предстательством пред нею [Елизаветой]Какой наукам путь стараешься открыть,Пред светом в том могу свидетель верной быть.

И если учесть установку, с которой Ломоносов писал свое послание, то приходится признать, что ломоносовский поэтический текст, конечной целью которого является не эстетическое наслаждение, а прямое социальное следствие, сопоставим с ораторской речью и по этому признаку. Ведь ораторское искусство является искусством только в первом приближении: его конечная цель — это убеждение (идеологическое единомыслие), вызывающее затем практические социальные последствия.

Таким образом, в «Письме о пользе стекла» очевидно воплотилось, может быть, главное, по мнению Ломоносова, назначение поэтического искусства — его способность приносить практические результаты. Не случайно понятия «пользы» (прагматика) и «красоты» (эстетика) декларативно соединены в самом зачине его дидактического послания: «Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса», причем «красота» симптоматично оказывается на втором месте после «пользы». Так в самой своей структуре «Письмо о пользе стекла» воплотило одну из самых ярких особенностей литературной позиции Ломоносова: ораторский пафос как выражение не только эстетической, но и социально-идеологической функциональности поэзии.

Что же касается содержательного аспекта послания, в котором воссоздается универсальная картина мира, то наиболее примечательной чертой «Письма о пользе стекла» является поистине беспрецедентная для Ломоносова полифония поэтических интонаций и разностильность, заставляющие вспомнить о жанровом составе ломоносовского поэтического наследия.К тому моменту, когда Ломоносов создал свое дидактическое послание, жанровая система его лирики вполне сложилась. К 1752 г. были написаны все духовные оды, больше половины торжественных од, большинство полемических стихотворений и несколько анакреонтических. Каждый из этих жанров обладал своими четкими стилевыми приметами и был связан с определенным уровнем проблематики — бытийным или бытовым. В интонационно-стилевом отношении «Письмо о пользе стекла» мобилизует ассоциации всех жанров ломоносовской лирики, от анакреонтического стихотворения до духовной оды, подчиняя их одной задаче: пропаганде научной мысли поэтическими и ораторскими средствами.Закономерность смены разных поэтических стилей и жанровых ассоциаций просматривается очень четко.

Ломоносов начинает свой гимн стеклу с низшей, материальной реальности и быта. В первой части дидактического послания возникают типично анакреонтические темы радостей жизни — вина и любви:

Тем стало житие на свете нам счастливо:Из чистого Стекла мы пьем вино и пиво И видим в нем пример бесхитростных сердец:Кого льзя видеть сквозь, тот подлинно не льстец Но в чем красуетесь, о сельски нимфы, вы? Природа в вас любовь подобную вложила Вы рвете розы в них, вы рвете в них лилеи,Кладете их на грудь и вяжете круг шеи. Без оных что бы вам в нарядах помогло,Когда бы бисеру вам не дало Стекло?.

Соответственно, и сферы употребления стекла, очерченные в этой части послания, имеют бытовой характер: посуда, оконные стекла и теплицы, зеркала и ювелирные украшения, очки и зажигательные стекла создают уже знакомый по сатирам Кантемира вещный бытовой мирообраз — и далеко не случайно, что именно здесь в послании Ломоносова прорываются сатирические обличительные интонации, неизбежно ассоциативные пластическому типу художественной образности в эстетическом сознании XVIII в. Так, оригинально трактуя миф о Прометее как историю горестной судьбы первого ученого, похитившего небесный огонь с помощью зажигательной линзы, Ломоносов не упускает случая обрушиться на врагов просвещения подобно Кантемиру:

Коль много таковых примеров мы имеем,Что зависть, скрыв себя под святости покров,И груба ревность с ней на правду строяков,От самой древности воюют многократно,Чем много знания погибло невозвратно!.

Во второй части послания, перечисляя возможности применения стекла в научных приборах — барометр, компас, электростатическая машина, телескопы и микроскопы, Ломоносов поднимается до бытийных сфер жизни духа и мысли, рассматривающей через оптические приспособления структуру мироздания. В этой части послания очевидно тематическое и жанровое сближение с духовной одой, воссоздающей грандиозные космические картины:

В безмерном углубя пространстве разум свой,Из мысли ходим в мысль, из света в свет иной Коль созданных вещей пространно естество!О, коль велико их создаете божество!.

И, наконец, обрамлено все послание панегирическими интонациями торжественной оды (или, как называл сам Ломоносов этот жанр, «оды похвальной»): «Пою перед тобой в восторге похвалу» — «Затем уже слова похвальны оставляю», которые окончательно поднимают стилистику послания до высоких сфер жизни духа.

Читайте также:  Лестница в мансарду

Таким образом, весь арсенал поэтических стилей и жанров молодой русской лирики оказался призван на службу практической цели пропаганды просвещения и развития промышленности. Может быть, как никакой другой текст первой половины XVIII в. «Письмо о пользе стекла» выражает веру русских писателей этой эпохи в непосредственную созидательную силу художественного слова. Для того чтобы явление возникло в материальной реальности, нужно создать его словесный художественный образ в реальности идеальной. В декабре 1752 г. Ломоносов написал «Письмо…», а летом 1753 г. был построен под его руководством стекольный завод в деревне Усть-Рудицы. В своем высшем содержании «Письмо о пользе стекла» становится, таким образом, моделью взаимоотношений литературы и жизни в эстетическом сознании XVIII в.

Разговор с Анакреоном

Стихотворный диалог «Разговор с Анакреоном», созданный в последний период творчества Ломоносова, между 1756 и 1761 г., является эстетическим манифестом в строгом смысле слова, поскольку все стихотворение специально посвящено эстетической проблематике. «Разговор с Анакреоном» — это в высшей степени оригинальное произведение, которому Ломоносов придал форму поэтического диспута: он перевел четыре программных стихотворения античного поэта и каждый перевод сопроводил своим стихотворным ответом-репликой. Уже сам выбор в собеседники Анакреона — своеобразного символа легкой, интимной лирики, певца радостей жизни, любви и вина — свидетельствует о том, что литературная позиция Ломоносова, при всей своей полемической противопоставленности легкой поэзии, включает в себя диалогический элемент, предполагающий наличие собеседника и активное воспринимающее сознание, что также является результатом влияния ораторских жанров на раннюю русскую литературу.В первой паре стихотворений речь идет о темах поэтического творчества: высокой героике и лирике частной человеческой жизни, а также о поэтической индивидуальности и природе таланта, которой сам поэт не в силах воспротивиться. Лирический сюжет обоих стихотворений раскрывает невозможность для поэта противоречить складу своего дарования в обратном соотношении: если Анакреон хотел бы воспеть героев, но не может преодолеть своей индивидуальности, то Ломоносов так же неспособен замкнуться в сфере интимной частной лирики.

Анакреон: Я гусли со струнами/Вчера переменил/И славными делами/Алкида возносил;/Да гусли поневоле/Любовь мне петь велят,/О вас, герои, боле,/Прощайте, не хотят.

Ломоносов: Я бегать стал перстами/По тоненьким струнам/И сладкими словами/Последовать стопам./Мне струны поневоле/Звучат геройский шум./Не возмущайте боле,/Любовны мысли, ум.

Вторая пара стихотворений посвящена проблеме соответствия поэтической концепции творчества и ее реализации в жизни поэта. Жить как пишешь и писать как живешь — это для Ломоносова высший критерий поэтического достоинства, и жизнь гедониста Анакреона, строго соответствующая гедонистическим интонациям его поэзии, заставляет его русского оппонента признать греческого поэта «великим философом». Однако в финале ломоносовского ответа не случайно возникает образ стоика Сенеки — хоть «Он правила сложил // Не в силу человеку», тем не менее, его суровое самоограничение явно противопоставлено житейской легкости Анакреона. Третья пара стихотворений поднимает проблему жизненной позиции поэта. И здесь Ломоносов решает ее в диалогическом ключе: жизни Анакреона, замкнувшегося в кругу частных бытовых удовольствий, и его смерти — по легенде, Анакреон умер, подавившись виноградной косточкой, — противопоставлен образ суровой героической римской древности — образ республиканца Катона, который смысл жизни видел в служении Римской республике и кончил самоубийством, не желая пережить эту республику:

Анакреон, ты был роскошен, весел, сладок. Катон старался ввесть в республику порядок, Ты жизнь употреблял как временну утеху,Он жизнь пренебрегал к республики успеху;Зерном твой отнял дух приятный виноград,Ножом он сам себе был смертный сопостат.

Последняя пара стихотворений рисует образ Музы, аллегорическое воплощение поэтического вдохновения. Черты Музы Анакреона индивидуальны, конкретны и неотличимы от земного облика его возлюбленной. Муза Ломоносова эпична и монументальна: в облике величественной богини Ломоносов стремится создать аллегорический образ России:

Анакреон: Мастер, в живопистве первой,Первой в Родской стороне,Мастер, научен Минервой, Напиши любезну мне.Напиши ей кудри чорны,Без искусных рук уборны,С благовонием духов,Буде способ есть таков.

Ломоносов: О мастер в живопистве первой,Ты первой в нашей стороне Достоин быть рожден Минервой,Изобрази Россию мне.Изобрази ей возраст зрелой И вид в довольствии веселой,Отрады ясность по челу И вознесенную главу.

Таким образом, через весь диалог, составленный из зеркальных пар стихотворений, проведена четко выраженная оппозиция: искусству камерному, индивидуальному, тяготеющему к материальному быту и бытовым радостям, противопоставлено искусство общественное и гражданственное, тяготеющее к высоким идеальным сферам жизни мысли и духа. Эта общая идея «Разговора с Анакреоном» реализована Ломоносовым на всех уровнях поэтики не только как художественный образ и поэтическая проблема, но и как содержательная художественная форма.

Как никто из его современников, Ломоносов придавал огромное значение выразительным функциям звукописи и метрики в стихах: каждый тип стопы, размер, нагнетание определенных гласных и согласных звуков в его стихах глубоко содержательны. «Разговор с Анакреоном» — это хрестоматийный пример значимости метра. Для первых трех своих переводов из Анакреона Ломоносов выбирает 3-стопный ямб: короткий ямбический или хореический стих — это устойчивый формальный признак русской анакреонтики и вообще легкой поэзии. Этим же метром — 3-стопным ямбом — написаны и два первых ответа Ломоносова, поскольку речь в них идет об Анакреоне и его литературной позиции. Для третьего ответа, в котором сравниваются жизненные позиции Анакреона и Катана. Ломоносов выбирает так называемый «александрийский стих» — 6-стопный ямб с парной рифмой, знаковый метр классицистической эстетики, жестко закрепленный за высокими жанрами — эпической поэмой и трагедией.

Но особенно выразительна метрика последней пары стихотворений: ода Анакреона переведена 4-стопным хореем, а ответ Ломоносова написан каноническим метром его торжественной оды — 4-стопным ямбом. Перемена ударных позиций стиха с нечетных (хорей) на четные (ямб) и интонации с нисходящей (хорей) на восходящую (ямб) при максимальной лексической близости двух стихотворений особенно выразительно подчеркивает противоположность содержательную противоположностью ритмико-интонационной. Если стихотворение Анакреона характеризуется легким, игривым, почти плясовым ритмом, то в ответе Ломоносова» ямбические стихи, поднимался тихо вверьх, материи благородство, великолепие и высоту умножают».

Таким образом, литературная позиция Ломоносова определяется рядом значимых факторов: ораторским пафосом и установкой на диалогический тип взаимодействия текста с воспринимающим сознанием; двойным назначением литературного текста, призванного быть не только объектом эстетического наслаждения, но и орудием прямого созидательного социального воздействия; пониманием литературы как высокого искусства, назначением которого является формулировка высоких идеальных понятий и словесное выражение представлений о должном на самом высоком, бытийном уровне реальности, с целью воплощения этих идеальных категорий в реальность материальную. И если учесть, что эстетические манифесты Ломоносова были созданы на основе его собственной литературной практики, то следует признать, что именно этими факторами определяется поэтика центрального жанра поэтического наследия Ломоносова, которым он оказал мощное влияние на русскую литературу — жанра торжественной оды.

27.02.2016, 6298 просмотров.

Соотношение красоты и пользы в продукте дизайна

Человек всегда пытался определить соотношение между понятиями красоты и пользы. Уже в древнейших цивилизациях были созданы памятники, в которых запечатлены эстетические представления древних народов. Так, шумерская цивилизация оставила текст «Лето и Зима, или Энлиль выбирает бога — покровителя земледельцев». Данный литературный памятник зафиксировал первый в истории человечества спор о взаимоотношении прекрасного с полезным. Бог воздуха Энлиль решил создать на земле изобилие и сотворил двух братьев: Эмшера (Лето) и Энтена (Зиму), между которыми возник спор о том, кто из них прекраснее. По решению Энлиля прекрасным оказался Энтен, которому «были поручены все воды», а значит, он приносил больше пользы. Выраженная здесь идея «чем полезнее, тем прекраснее» предвосхищает концепции классического периода в античной философии, рассматривающие соотношение категорий пользы и красоты, утилитарнопрактического и эстетического в их целостности.

В одном из диалогов Сократа рождается мысль о функциональной природе красоты: «Если они [предметы] сделаны хорошо для тех работ, ради которых мы их приобретаем, или если они по природе своей хороши для наших нужд, то они прекрасны» [1] . Рассмотрев функциональность красивой вещи, Сократ дает анализ красоты как пользы. Однако красота, по Сократу, состоит не только в функциональной целесообразности, но и в эстетической выразительности форм предметов. Так, любая греческая ваза или иной тип сосуда имели не только определенное назначение, но и отличались по форме, которая несла определенную смысловую нагрузку. Элементы формы создавались с учетом удобства использования вещи и в то же время были средством эстетической выразительности изделия. Таким образом, Сократ выявляет двойственность красоты вещи. С одной стороны, полезность, выражающая практический смысл вещи и выступающая как мера красоты предметного мира. С другой стороны, красота создается эстетической выразительностью качеств и свойств вещи. Чем более полно и многообразно в вещи соединяются польза и красота, тем вещь целесообразнее. Тем самым Сократ утверждает характерное для античности понятие красоты как гармонии внешнего и внутреннего мира.

Однако в эпоху средней классики существовали и другие мнения о соотношении красоты и пользы. Например, Платон, несмотря на свое частое отождествление красоты с благом, в конце концов благо резко противопоставляет красоте и даже ставит его выше всего прочего: благо по своей красоте превосходит красоту всех вещей, всей науки и даже самой истины. Аристотель также весьма четко разделяет красоту и благо. Сущность красоты у него сводится к математической структуре существующего. Именно математика и сами числа не выражают никакой вещественности и образуют собой неподвижную и созерцательно данную область в противоположность благу. Не случайно математики говорят, что истинная формула всегда лаконична и красива по начертанию.

Так как же соотносятся красота и польза — противоположные понятия или тесно связанные и обусловливающие друг друга? В природе, например, проявляется единство красоты и пользы: так, яркая окраска оперенья птиц привлекает особей противоположного пока, а внешняя броскость цветов растений служит для привлечения внимания насекомых. Такая приспособленность к среде и соответствие структуры и функции является естественной в мире неодушевленной и живой природы. Но человек по аналогии с собой переносит на природу представление о целесообразности и, соответственно, о красоте. Тем самым превращая природу в источник для формирования эстетических представлений и чувства красоты.

Осмысляя эффект такой «целесообразности» в природе, а также факт удовлетворения от полезности своих действий и их результатов, человек стремился выявить не только источник целесообразности, но и ее форму. Эта форма, или, как ее охарактеризовал И. Кант, целесообразность без цели, есть красота. Он четко зафиксировал отличие красоты от пользы и тем положил начало эстетике. По мнению Канта, красота в чистом виде существует в вещах природы, которые не имеют цели или идеи в самих себе, в человеке же красота связана с моралью. Суждения вкуса Кант определяет так: «Прекрасно то, что познается без посредства понятия как предмет необходимого удовольствия» [2] . Наряду с переживанием прекрасного немецкий мыслитель выражает возможность переживания возвышенного, их отличие заключается в том, что «прекрасное служит для изображения неопределенного понятия рассудка, возвышенное — для такого же понятия разума». Прекрасное философ ассоциирует с природой, а возвышенное — с искусством, утверждая, что последнее не применимо к природе, так как предмет природы «как бы заранее предназначается для нашей способности суждения», т.е. не требует «серьезной работы воображения», в отличие от предмета искусства, предстающего перед нами не в «завершенном виде». Таким образом, можно сделать вывод, что природа, как ее видит Кант, по сути своей целостна и завершенна и привносит эти качества в каждое отдельно взятое свое творение. В то время как произведение искусства требует построения такой завершенности и открытия смысла. Кроме того, И. Кант различал свободную и «связанную», «обусловленную» красоту. Свободной красота бывает лишь в «поле» эстетического созерцания (и творчества), но это «поле» неизбежно связано с реальной жизнедеятельностью. Поэтому красота никогда не теряет связи с различными видами целесообразной и полезной деятельности.

Начиная с древности человек в трудовой деятельности не только создавал изделия, которые удовлетворяли насущные утилитарные потребности, но и творил их по законам красоты, в частности, украшая различными орнаментами. Однако красота вещи по-прежнему была тесно связана с полезностью и не существовала отдельно от пользы, так, например, орнамент на изделиях был не только украшением, но и был связан с религиозно-магическими обрядами и действами. Связь красоты с полезными предметами продолжала свое развитие и в народном декоративно-прикладном искусстве, в художественном ремесле и художественной промышленности. Так, народные мастера не делали вещей, предназначенных только лишь для любования ими, их изделия всегда имели определенное утилитарное назначение. Красота этих изделий всегда была связана с их непосредственной полезностью.

С развитием профессионального искусства деятельность художника и ремесленника все больше противопоставляется, а соответственно понятия красота и польза разделяются. Особенно это проявляется в эпоху Возрождения, когда утверждается понятие «высокого искусства», не связанного с утилитарностью, а статус художника, творца прекрасного, становится высоким как никогда раньше. Дальнейшее разделение красоты и пользы происходит с развитием капитализма и товарно-денежных отношений, искусство все больше отделяется от материального производства, которое, будучи основанным на ручном труде, постепенно уступает место

Читайте также:  Монтеррей — это лист профилированной стали с полимерным покрытием

индустрии. Технический прогресс все больше входит в жизнь людей и все заметнее начинает влиять на их мировоззрение и эстетические представления. Появляется целый ряд изделий чисто утилитарного назначения, которым вообще отказано в праве быть красивыми, — это фабричные станки, рабочие инструменты, различное производственное оборудование. Первые образцы промышленных изделий были далеко не совершенными и уступали по качеству продукции ремесленного производства. Кроме того, обнаружилась эстетическая инородность в окружающей среде изготовленных машинным способом изделий, непривычность их форм и самой мысли о массовом тиражировании абсолютно идентичных изделий. Мыслители того времен высказывали опасения за судьбы человеческой культуры. Шиллер в своих «Письмах об эстетическом воспитании человека» писал, что одна из величайших задач культуры состоит в том, чтобы в физическом, материальном окружении людей форма была подчинена эстетическим законам, ибо только из эстетического, а не чисто утилитарного, может развиться «моральное состояние» [3] . И хотя некоторые изделия машинного производства, которые, как считалось, должны были быть красивыми и чрезмерно украшались — мебель, стулья, светильники, — истинной красоты в них не было, они представляли собой безвкусную массовую продукцию, рассчитанную на внешний эффект. Приглашенные на промышленные предприятия художники в целях повышения эстетических качеств изделий занимались стайлингом внешней формы, не понимая при этом сути индустриального формообразования. В большинстве случаев вследствие стереотипов мышления разработчиков и заказчиков такой стайлинг сводился к примитивному украшательству, имитации трудоемкого ручного труда.

Кризисная художественная ситуация в области формообразования предметного мира, сложившаяся в европейских странах в середине XIX в., стала причиной зарождения дизайна, который с точки зрения красоты и пользы осмысливает и оформляет предметы, учитывая особенности не только их внешнего вида, но и необходимое функциональное и композиционное единство. Таким образом, именно дизайн был призван решить проблему соотношения красоты и пользы и выполнить задачу не отождествления или противопоставления этих понятии друг другу, а гармоничного их сочетания.

Мысль о зависимости формы от функции, материала и технологии создания произведения впервые высказывается и аргументируется Г. Земпером в теоретическом труде «Стиль в технических и тектонических искусствах, или Практическая эстетика», изданном в 1860—1863 гг. [4] Дальнейшее развитие идей функционализма связывают с чикагской архитектурной школой, значение которой состоит в том, что впервые в XIX в. был преодолен разрыв между конструкцией и формой. Одним из самых известных представителей чикагской школы был Луис Салливен. В своих архитектурных творениях при минимуме декора он стремился достичь гармонии с помощью пропорций основных объемов, ритма окон, совершенства отделки и деталей [5] . Считая критерием истинности творчества соотношения формы и функции, он формулирует закон природы: «Каждая вешь в природе имеет форму, иначе говоря — свою внешнюю особенность, указывающую нам, чем именно она является, в чем ее отличие от нас и других вещей. Всюду и всегда форма следует за функцией — таков закон. Там, где неизменна функция, неизменна и форма» [6] . Так возникла формула Салливена «Форма следует за функцией», ставшая лозунгом функционализма, направления, сложившегося в 20-е гг. XX в. и сыгравшего значительную роль в объединении в объектах предметного мира эстетичной формы и функционально-конструктивной основы, т.е. красоты и пользы. В своих изделиях дизайнеры-функционалисты утверждают новое понимание красоты визуальной формы предметов, которое базируется на основе соответствия внешнего вида изделия его функциональной направленности и утилитарной полезности. Хороший дизайн предполагает баланс между эстетической красотой, надежностью и безопасностью, практичностью, ценой и функциональными возможностями. Дизайн должен подсказывать, для чего предназначено устройство, как оно работает, что с ним можно сделать и — через обратную связь — что происходит с ним в определенный момент времени. Если человек в процессе зрительного восприятия объекта легко определяет его назначение и способ функционирования, понимает язык материала и технологии,

у него возникает положительное эстетическое чувство, в результате чего он воспринимает форму данного объекта как красивую.

Любой предмет как продукт дизайна содержит в себе две составляющие: функциональную и формообразующую. Соотношение данных сторон в предмете может быть различным, поскольку невозможно найти единственно правильную наилучшую форму, максимально соответствующую функциональному назначению объекта. Форм всегда будет множество, это объясняется тем, что функция абстрактна, а форма всегда конкретна. Приступая к проектированию какого-либо объекта, дизайнер преобразовывает абстрактную функцию в конкретную форму. Результаты такого преобразования зависят от человека-творца, который и является критерием красоты и полезности изделия. Роль дизайнера в создании изделий разного плана не одинакова, так, например, сложные машины, станки, приборы в первую очередь должны соответствовать функциональным требованиям к их форме. В этом случае творческая свобода дизайнера ограничена, так как форма таких изделий тесно связана с их конструкцией, а значит, первостепенной задачей дизайнера является правильная организация функции во внешней форме изделия. Эстетическая выразительность изделий технического назначения достигается за счет обеспечения оптимального функционирования, применения прогрессивных материалов, конструкций и технологий, выявления в форме функциональных возможностей изделия.

Существует и другая группа изделий, функциональная составляющая которых подчиняется их эстетическому назначению, к ним, прежде всего, относятся предметы быта, интерьера, одежды. Область творческой свободы дизайнера таких изделий гораздо шире и разнообразнее, а их художественная выразительность достигается за счет совершенства композиционного решения, соответствие стилю, моде и образному решению, а также следования технологическим и конструктивным требованиям формообразования.

Основная задача дизайнера заключается в том, чтобы найти равновесие между декоративностью и функциональностью, так чтобы формы технических изделий не были перегружены чрезмерными декоративными элементами, а формы предметов, в которых художественно-образные качества должны быть первостепенны, не были эстетически бедны. Как излишняя технизация формы предмета, так и неуместный ее декоративизм не позволяют полу-

[7] . В этом и заключается сущность современного дизайна, призванного привести соотношение красоты и пользы к равновесию.

Понятия, термины

Дизайн, красота, польза, функциональное, эстетическое, утилитарное, целесообразность, форма, стайлинг

Ополаскиватель для полости рта

Сегодня аптеки и супермаркеты буквально переполнены различными средствами для ухода за полостью рта. На прилавках представлено великое множество зубных паст, гелей для десен, нитей и других товаров. Одним из стабильно популярных продуктов этой категории является ополаскиватель.

Большинство стоматологов уверены в том, что для профилактики кариеса и прочих проблем с зубами достаточно просто соблюдать правила чистки – пользоваться зубной пастой не реже 2 раз в день и тщательно удалять остатки пищи специальной нитью. Рядовыми гражданами ополаскиватели обычно применяются больше для устранения запаха изо рта, либо для предотвращения воспаления десен.

Нужно ли покупать ополаскиватель или можно обойтись без него – вопрос неоднозначный, на который мы и попытаемся найти ответ в рамках данной статьи.

Какие бывают ополаскиватели

Огромное количество ополаскивателей из тех, что мы видим на рынке, можно классифицировать на:

  • гигиенические – они имеют скорее косметический эффект и предназначены для устранения неприятного запаха изо рта;
  • лечебные – эти продукты уже служат для устранения тех или иных стоматологических болезней.

Что касается лечебных ополаскивателей, то они делятся на следующие разновидности, в зависимости от функционала:

  1. Против налета и для профилактики развития гингивита. Данные составы способны замедлить размножение бактерий в ротовой полости. Они состоят из таких антисептиков как хлоргексидин и триклозан.
  2. Против возникновения кариеса. В них повышено содержание фторида, который укрепляет зубы и не дает развиваться кариесу.
  3. Против образования зубного камня. Ополаскиватели этой категории имеют в своем составе цитрат кальция и препятствуют накоплению твердых зубных отложений.

В чем польза ополаскивателей

Конечно, ни одно средство подобного типа не способно на 100% уберечь от стоматологических или парадонтологических заболеваний. Тем не менее, они неплохо борются с бактериями и освежают дыхание. Благодаря экстрактам лечебных трав, многие из них быстро снимают воспаление десен.

В числе прочих преимуществ использования ополаскивателей для полости рта:

  1. Это на 100% готовые к применению растворы, которые идеально подойдут для экспресс-ухода за зубами и деснами.
  2. Как правило, ополаскиватели имеют довольно приятный запах и вкус, что создает определенный комфорт при их использовании.
  3. Подобная продукция оказывает дезодорирующий эффект, позволяющий сохранить свежее дыхание почти на весь день. Отдушками обычно являются мята либо ментол.
  4. Лечебно-профилактические средства отличаются антикариозным, противовоспалительным и дезинфицирующим воздействием. Также они позволяют значительно снизить чувствительность зубов.
  5. Ополаскиватели, не содержащие в своем составе спирт, могут использоваться детьми в возрасте от 6 лет, беременными женщинами и теми, у кого ярко выражена аллергия на алкоголь.
  6. Противокариозная продукция, за счет фтора и кальция, способствует укреплению эмали. Подобными растворами можно пользоваться регулярно.

Минусы ополаскивателей

Гигиенические средства не являются обязательными для применения, поскольку более дешевыми и не менее эффективными аналогами служат простая вода, травяные отвары или зеленый чай. Такие ополаскиватели, как правило, просто притупляют неприятный запах изо рта, но причин его возникновения не устраняют. Помимо этого, некоторые средства способны окрашивать зубную эмаль, что, несомненно, вряд ли принесет ей пользу.

Немаловажен и тот факт, что многие из них – спиртосодержащие, а, значит, их нельзя давать детям и, тем более, глотать. Поскольку некоторая часть эталона, содержащаяся в подобных продуктах, все равно попадает в кровь, всасываясь из ротовой полости, ополаскиватели противопоказаны больным алкоголизмом.

Несмотря на то, что данные средства эффективно истребляют микробов, они могут вызвать воспаление и сухость слизистой. Если такое наблюдается, то использование ополаскивателя следует немедленно прекратить.

Как пользоваться ополаскивателем

Хоть ополаскиватель и довольно прост в применении, все же следует придерживаться некоторых правил:

Полоскать рот с ним нужно только после чистки – лишь в этом случае ионы активных веществ зафиксируются на зубах.

Процедура полоскания должна занимать минимум 40 сек и максимум 2 мин.

Перед использованием необходимо изучить состав и инструкцию. Дело в том, что ряд растворов требует разбавления водой.

На одно полоскание у вас должно уйти примерно 10-15 мл, которые можно легко отмерить с помощью специального колпачка. Детям и подросткам достаточно 5 мл.

Раствор необходимо несколько раз процедить сквозь зубы – таким образом, омываются все стороны полости рта.

Средства нельзя глотать, т.к. большинство из них спирто- или фторидосодежащие.

Ополаскиватели следует применять не чаще, чем 3 раза в день.

Чтобы раствор выполнил свою функцию, в течение 30 мин после его использования запрещается пить и принимать пищу.

При наличии в ополаскивателе такого вещества как фтор рекомендуется приобрести пасту с кальцием.

Критерии выбора ополаскивателя

Выбирать ополаскиватель необходимо обдуманно – это поможет избежать различных недоразумений в дальнейшем. Именно поэтому предварительно рекомендуется записать на консультацию к лечащему врачу для выяснения индивидуальных особенностей, т.к. далеко не каждому подойдет тот или иной раствор. Кроме того, во избежание приобретения некачественного товара следует спрашивать средство только в проверенных аптеках.

Безусловно, ежедневное применение ополаскивателя способно уберечь от множества проблем с зубами и деснами. Однако не стоит при этом забывать о том, что выбор средства – довольно личный вопрос, который стоит решить с помощью стоматолога. Часто неправильно подобранный раствор может лишь усугубить уже имеющиеся заболевания либо вызвать банальное раздражение.

Покупая жидкость для ополаскивания, нужно смотреть, в первую очередь, на спектр ее воздействия. Так, для профилактики кариеса следует взять средство с аминофторидом или фторидом натрия. Ополаскиватели-антисептики с высоким содержанием хлоргексидина, триклозана и прочих веществ запрещено применять дольше 2-3 недель. В противном случае, это приведет к нарушению микрофлоры во рту, вследствие чего может пересохнуть слизистая и появиться запах.

Для тех, у кого явные проблемы с деснами и хронический гингивит, прекрасно подойдут жидкости с экстрактами трав и растительными компонентами. Их можно использовать достаточно длительное время для достижения максимального эффекта. Часто именно такие растворы выписывают врачи-парадонтологи в ходе лечения воспаления десен.

Самые популярные средства для полоскания

На сегодняшний день ополаскиватели для ротовой полости представлены в широком диапазоне и разных ценовых категориях. Однако высокая стоимость далеко не всегда говорит о надлежащем качестве продукции, и вовсе не гарантирует 100% избавления от конкретных заболеваний. Так, дорогое средство может не оказать должного воздействия или даже навредить.

Рассмотрим несколько популярных брендов, выпускающих эффективные ополаскиватели, полностью оправдавшие себя:

Лесной бальзам – данная марка отличается доступной ценой и является, пожалуй, наиболее востребованной в России и СНГ. В состав этих растворов входят исключительно природные компоненты – календула, облепиха, дубовая кора и т.д. Основная проблема, с которой борется ополаскиватель «Лесной бальзам» – кровоточивость и воспаление десен.

Colgate – этот бренд пользуется большой известностью не только у нас в стране, но и за рубежом. Жидкость для полоскания способствует укреплению зубов, а также неплохо их отбеливает . Ее стоимость относится к средней категории, поэтому продукция доступна широким слоям населения, желающим сохранить свои зубы и десна в порядке.

Listerine – ополаскиватели данной фирмы не только предотвращают развитие многих заболеваний полости рта, но и лечат их. К тому же, они помогают устранить неприятный запах и выравнивают оттенок эмали. Это наиболее дорогая продукция по сравнению с вышеперечисленными, однако, она полностью соответствует заявленным характеристикам.

Ссылка на основную публикацию