Метеорология и романтика

Научно-популярный метеорологический проект

Метеоролог и я

Профессия метеоролог

Метеорология – это наука, которая изучает процессы, явления, происходящие над головой (в смысле в атмосфере). В повседневной жизни называют метеорологию наукой о погоде, что достаточно точно отражает её содержание.

Возникла она давным-давно, еще до нашей эры во времена Аристотеля. Именно Аристотель положил начало науки своим трудом под названием «Метеорологика», что с греческого означало «Предметы в воздухе».

Метеорология – наука о метеорах, не путаем с метеоритами, друзья!

Метеоры? А это еще что такое?

К ним относятся:

  • гидрометеоры (дождь, снег, град)
  • литометеоры (пыль)
  • воздушные метеоры (ветер, пыльные бури)
  • светящиеся метеоры (радуга, мираж)
  • огненные метеоры (молнии)

Метеорология имеет несколько разделов, занимающихся определенным кругом задач:

Кто такой метеоролог и синоптик?

Метеоролог – это специалист, который занимается сбором и анализом данных. Каждые 3 часа он по приборам снимает показания (температуру воздуха, давление, ветер и т.д.) и записывает их в журнал погоды.

Отдельно выделяют метеорологов-прогнозистов. Эти люди занимаются составлением прогнозов погоды. Совсем близкой по смыслу является профессия синоптика.

Синоптик составляет карты погоды, благодаря которым можно будет дать прогноз погоды в нужном пункте.

Где учат на метеоролога?

Если вас заинтересовала данная профессия, то этот список для вас. На метеоролога учат следующие ВУЗы:

  1. Российский государственный гидрометеорологический университет (РГГМУ) – Санкт-Петербур
  2. Московский государственный университет им. Ломоносова (МГУ)
  3. Калининградский государственный технический университет (КГТУ)
  4. Казанский федеральный университет (КФУ)
  5. Пермский государственный национальный исследовательский университет (ПГНИУ)
  6. Саратовский государственный национальный исследовательский университет им. Чернышевского (СГУ)
  7. Томский государственный университет (ТГУ)
  8. Иркутский государственный университет (ИГУ)
  9. Дальневосточный федеральный университет(ДВФУ) – Владивосток

Безусловно, профессия метеоролога одна из самых романтичных. Это дело жизни тех людей, которые принимают погоду такой, какая она есть.

«У природы нет плохой погоды» – эту строчку из фильма Эльдара Рязанова можно считать девизом прирожденного профессионала данной области.

Как можно еще описать этого человека?

К сожалению (а скорее к счастью) одной романтики в данной профессии явно недостаточно. Метеорология – это целая наука! Поэтому человек, посвятивший свою жизнь этому делу, образован и хорошо разбирается не только в самой метеорологии, но и в физике, экологии, химии и высшей математике. Аккуратность, аналитический склад ума, а в условиях крайнего севера и отличное здоровье – это требования, которым должен соответствовать метеоролог.

Стоит отметить и о то, почему важна профессия метеоролога. Распределяя наше свободное время, мы строим планы, например: завтра поездка на природу с шашлычком, послезавтра займусь домашними делами, потому что дождь круглый день. Но не только обыватели зависят от погоды. Свои планы составляют фермеры и строители, МЧС и космодромы, морские причалы и аэропорты. От погоды зависят действия человека, поэтому профессия метеоролога важна и актуальна сегодня как никогда.

Метеоролог – это не просто наблюдатель, это человек, который дружит со всем, что происходит в атмосфере, он знает природу (причину) всех явлений. По одному его слову не вылетят самолеты, не отчалят корабли – вот это мощь!

А еще этот человек не может обойтись без фотоаппарата, который в любой момент ему может понадобиться, чтобы запечатлеть явления!

Метеоролог-любитель – о том, где на Вятке находится аллея торнадо, чем уникален климат Кировской области и как «ловить» полярные сияния

Алексей Кокорин – техник по специальности – более 10 лет посвятил наблюдениям за природными явлениями. Мы расспросили его, почему он увлёкся метеорологией и как составляет обзоры погоды.

Метеорология – увлечение, как минимум, редкое. Сложные подсчёты и постоянные наблюдения, обилие научных терминов, казалось бы, делают это хобби малопонятным для большинства людей. Кто может назвать хотя бы виды облаков, которые изучают во втором классе школы? Но тем, кто посвящает себя изучению метеорологии даже просто на любительском уровне, открывается целый мир, красивый и увлекательный. Наш корреспондент съездил в посёлок Даровской, где живёт метеоролог-любитель, создатель популярного паблика «Любительская метеорология в Кирове» Алексей Кокорин, чтобы узнать, каково это – искать смерчи в вятской глуши и чем интересен климат Кировской области.

Романтика метеонаблюдений в пустеющем посёлке

Даровской – заурядный посёлок на северо-западе Кировской области. Здесь живёт всего около 6 тысяч человек. Будничная тишина в Даровском оглушает. Перебивает её лишь раскатистое дребезжание колёс большегрузов. По разбитым дорогам грузовики круглый год вывозят кировский лес – единственный ценный ресурс.

Тишина в посёлке – явление почти метафизическое. Громкие события как будто обходят Даровской стороной, теряясь в густоте хвойных лесов. Ничто не нарушает покоя и в повседневной жизни: молодёжи здесь трудно найти для себя занятие.

Как и многие вятские сёла, весной Даровской выглядит довольно мрачно. Но летом красота местной природы заставляет взглянуть на посёлок совсем под другим ракурсом. Может быть, именно благодаря пейзажам его назвали именем от слова «дар».

– Летом Даровской по-настоящему расцветает, – рассказывает 27-летний метеоролог-любитель Алексей Кокорин. – Многие отмечают, что у нас очень красиво. Я живу в доме на берегу пруда, по другую сторону находится сосновый лес – вид из окна очень живописный. За природой я любил наблюдать с самого детства. Моя первая учительница рассказывала, что на уроках я часто смотрел в окно и за чем-то сосредоточенно наблюдал. Ей было даже жалко меня отвлекать.

А ещё с самого детства Алексей смотрел в небо. В начальной школе он до дыр зачитал потрёпанный советский учебник по астрономии, и сейчас в фотоархиве молодого человека можно увидеть множество прекрасных астроснимков.

Благо, в Даровском нет высоких зданий и освещение улиц позволяет наблюдать за звёздами и «ловить» полярные сияния в любую ясную ночь. Однако самым любимым природным явлением для Алексея остаются грозы. Страсть к ним передалась от прадедушки.

– Оба моих прадеда любили наблюдать за природой. Прадедушка со стороны папы очень любил наблюдать за грозами. Возле его дома росла большая берёза, и в каждую грозу он садился под ней и любовался стихией, хотя это очень опасно. Прадедушка со стороны мамы долгие годы вёл дневник погоды. К счастью, дневник сохранился, и мне даже довелось его почитать.

Несмотря на большой интерес к природным явлениям, после школы Алексей Кокорин не стал получать связанное с ним профессиональное образование, поступив в колледж на более «прозаичную» специальность – «Техник в области грузо- и пассажироперевозок». Работает Алексей в Котельничском районном суде – занимается обслуживанием здания и его систем. А весной – летом ещё и выполняет частные заказы в сфере строительства и ремонта.

Изучать метеорологию до массового распространения интернета было непросто, вспоминает Алексей. Поначалу приходилось обходиться учебниками по географии, которые были составлены для школьной программы. С 2005 года появилась возможность почерпнуть информацию из профильных интернет-сообществ, сайтов и форумов. Спустя годы ни один день метеоролога-любителя не обходится без разговора о погоде.

– Бывает даже так, что при встрече первый вопрос, который мне задают, это не «Как дела?», а «Что у нас там с погодой?», – говорит Алексей.

Как составляют любительские метеообзоры

Благодаря массовому распространению интернета, узнавать и изучать метеорологию стало гораздо проще: можно пользоваться открытыми данными и метеокартами на сайте гидрометцентра, а также с метеоспутников. Собственно, именно благодаря им, обобщая всю совокупность информации, можно составить обзор погоды практически для любой точки мира.

– Кроме российских ресурсов в сфере метеорологии я в большей степени пользуюсь зарубежными. Использую различные модели погоды, которые подбираю в зависимости от ситуации, а также метеорологические снимки атмосферы Земли – они дают более полную картину происходящего в атмосфере, – рассказывает Алексей. – Для того, чтобы составить обзор погоды, нужно достаточно точно оценить фактическую ситуацию в атмосфере – то, что наблюдается над нами прямо сейчас. И не только над нами, но и над соседними регионами, всей страной и в мире. Это можно сделать с помощью карт погоды, которые являются главным инструментом в работе синоптика. Также очень помогает определённое чутьё, которым обладают многие люди, работающие в сфере метеорологии.

Интересно, что некоторые народные приметы до сих пор помогают в предсказании погоды, хотя из-за изменений климата на Земле сбываются лишь в половине случаев. Но, например, «краткосрочные» приметы вполне актуальны. Одна из них – «Солнце на Западе за тучи садится – к дождю». Примета основана на том, что благодаря вращению Земли циклоны идут по траектории, ориентированной с запада на восток. А так как солнце садится на западе, то после хорошего солнечного дня приближающаяся плотная пелена облачности может говорить о надвигающемся фронте, зоне осадков, объясняет Алексей.

Смерчи как страсть метеоролога. Есть ли они в Кировской области?

Самый большой интерес в наблюдении за природой для Алексея Кокорина представляют смерчи – одно из самых опасных погодных явлений в мире. Казалось бы, для Кировской области смерчи нехарактерны, но на самом деле в нашем регионе они случаются почти каждый год, утверждает Алексей.

– Когда я создавал свою группу «Любительская метеорология в Кирове», одной из моих целей было доказать, что у нас в Кировской области смерчи бывают гораздо чаще, чем об этом говорят официальные источники, и мне это удалось. Удивительно, что на пути воронок почти никогда не встречаются населённые пункты. То есть у нас смерчи, так скажем, миролюбивые.

«Поиск» смерчей Алексей Кокорин ведёт с целой группой таких же увлечённых метеорологов-любителей и профессионалов. Благодаря интернету, найти их не составляет труда. В России существует целая неформальная группа специалистов и любителей, которые предсказывают и выявляют смерчи с помощью анализа спутниковых снимков на территории России и СНГ. Сейчас они сотрудничают с европейской организацией по изучению штормов – ESSL, которая ведёт открытую базу с необычными явлениями: смерчи, сильный град, порывы ветра, грозы.

Неформальная группа предсказала уже десятки смерчей на территории России. Некоторые из них были сильными: в Башкортостане 29 августа 2014 года, в Московской области 13 июля 2016 года и 17-18 июня на юге Западной Сибири. К сожалению, все эти случаи смерчей привели к масштабным разрушениям насёленных пунктов и даже к гибели людей. При этом есть вероятность, что и в Кировскую область смерчи будут «заглядывать» всё чаще.

– Этому могут способствовать изменения климата, – считает Алексей. – Движение воздушных масс сейчас идёт всё чаще в радиальном направлении. Проще говоря, они идут с севера и с юга. Из-за этого происходят резкие перепады температуры. Например, сначала ударит сильный мороз, а уже на следующий день наступит оттепель. Именно такие перепады являются фактором, который провоцирует возникновения опасных явлений, в том числе смерчей.

Один из смерчей был замечен под Кировом в посёлке Княжий Луг этим летом, во время «урагана» 18 июля. В результате «налёта» было разрушено несколько коттеджей.

Официально в России его так и не признали смерчем, но на это указывали многие признаки: характер обломков, повреждения деревьев и рассказы очевидцев. Случай смерча признали в Европейской научной организации ESSL, где он был внесён в официальную базу данных. Кстати, немногие знают, что в Кировской области есть целая «аллея торнадо».

– Когда мы составляли карту всех случаев смерчей в Кировской области, мы выявили определённые треки прохождения воронок. В 2012 и 2013 годах в Юрьянском и Нагорском районах прошли одни из самых мощных смерчей на европейской территории России за последние десятилетия. Причём в Нагорском районе одновременно прошло два смерча, общая длина их пути составила 50 км, а ширина – до 1800 метров. А в Юрьянском районе смерч «прошёл» 20 км. К счастью, населённых пунктов на их пути не было и никто не пострадал.

За что метеорологи любят Кировскую область

Помимо редких смерчей, одно из самых эффектных природных явлений, замеченных на Вятке, – мощное полярное сияние. В марте 2015 года был сильный геомагнитный шторм, благодаря чему в небе можно было наблюдать крайне редкую форму полярного сияния — корону, рассказывает Алексей Кокорин. Вообще Кировская область очень привлекательна для метеорологов-любителей.

– Благодаря географическому положению, погода в Кировской области не даст заскучать наблюдателю. У нас бывают и сильные морозы, и жаркое лето. Через наш регион пролегают траектории прохождения южных циклонов. Это такие небольшие активные атмосферные вихри, которые часто зарождаются над территорией Средиземного и Чёрного морей. Они приносят целый комплекс самых разнообразных метеоявлений, в зависимости от времени года: сильные дожди, грозы, шквалы, снегопады, метели и так далее.

Увы, с погодой для метеонаблюдений нам везёт далеко не всегда. В холодное время года для Кировской области характерно большое количество дней плотной облачности. По этой причине много раз метеорологи пропускали наблюдения масштабных полярных сияний. Но, если следить за прогнозом, в частности, за геомагнитными штормами, «поймать» сияния в объектив своей фотокамеры вполне возможно.

– В моей группе есть несколько десятков активных подписчиков, которые живут в разных уголках области. Я их называю наблюдателями. Когда я выкладываю новость о вероятности возникновения какого-нибудь явления, то они тут же готовы выйти на наблюдения и сделать снимки. Последний раз таким образом удалось снять полярное сияние — это было 15 февраля. Чем больше наблюдателей – тем больше шанс оперативно отследить предсказанное явление. Журналисты в последнее время всё чаще публикуют информацию из группы, привлекая к полярным сияниям больше внимания.

Кстати, о СМИ. Алексей рассказывает, что погодные явления в Кировской области стали интересовать кировчан больше криминальных сводок.

– В Унинском районе однажды прошёл градовый шторм, градины были по 2 – 3 сантиметра в диаметре, я написал об этом в группе, и далее она появилась на интернет-порталах. Потом журналисты мне говорили, что новость про град набрала просмотров больше, чем новость про ДТП или убийства.

У паблика «Любительская метеорология» есть и просветительская функция. Алексей часто публикует фотографии «подозрительных» природных явлений и рассказывает, как они появляются. Это своеобразная прививка от мистических суеверий и конспирологических теорий.

– 30 октября 2014 года в небе можно было видеть своеобразную вспышку, похожую на медузу. Это очень необычное явление, многим людям природа его происхождения была непонятна. На самом это был конденсационный след от запуска ракеты с космодрома «Плесецк», подсвеченный солнцем. Никакой аномалии здесь нет.

Почему не сбываются прогнозы погоды и в чём романтика метеорологии

Про точность метеорологических прогнозов не шутит только ленивый. Например, ещё в советские времена был в ходу такой анекдот, который, впрочем, скорее характеризовал политический строй: «Радио СССР передаёт точные новости, приблизительные и всё остальное. Точные — сигналы времени. Приблизительные — погода. И всё остальное». Но у «неточности» прогнозов погоды есть своё объяснение.

– 100%-х прогнозов погоды не бывает. На погоду влияют множество факторов, в течение дня она может меняться, это вполне нормально.

Любительские метеообзоры могут быть не менее точными, чем у гидрометцентра, отмечает Алексей. Именно обзорами, а не прогнозами они называется потому, что юридически любительские метеонаблюдения не урегулированы. Для того, чтобы информацией пользовались СМИ, нужно получить лицензию. Так что сейчас журналисты используют их под свою ответственность.

Читайте также:  Крыша из металлочерепицы своими руками пошагово

Метеорологи-любители зачастую используют более передовые технологии, изучают и используют опыт зарубежных коллег. Российская метеослужба, увы, поставлена в очень жёсткие финансовые условия и, кроме того, работает по строгим инструкциям.

– Несколько лет назад мне предлагали работать по сменам в метеослужбе Даровского. Зарплата совсем не большая. Я не мог согласиться на такие условия. К тому же я бы не хотел переносить увлечение метеорологией в профессиональную плоскость. Для меня это, скорее, просто возможность самореализоваться.

Но дело не только в том, что процесс изучения метеорологии интересен сам по себе. Узнавание природы заставляет по-другому смотреть на окружающий мир.

– Когда я начал изучать метеорологию, меня очень удивила внутренняя согласованность и гармоничность тех физико-химических процессов, благодаря которым мы можем наблюдать различные природные явления. Насколько они разнообразны и при этом неизменны, вечны, – рассказывает Алексей. – Должен отметить, что я верующий человек и вера в Бога всегда занимала в моей жизни важное место. Узнавая о сущности природных явлений, я ещё раз убедился: всё, что нас окружает, появилось не волей слепого случая, а является доказательством творческого замысла. Кроме того, благодаря увлечению моя жизнь стала более интересной и осознанной. Я крайне редко испытываю такое чувство, как скука.

Что такое Роза ветров и как она составляется?

Такой интересный термин, как «роза ветров» стал вдохновением для творческих людей. Вокруг него сформировалось множество романтических образов. Роза ветров – интернациональный термин. В действительности, роза ветров является утилитарным значением для множества отраслей человеческой деятельности. Чтобы ее составить, необходимы наблюдения метеорологов за некоторое время, любой пишущий инструмент, калькулятор и линейка.

Что такое роза ветров?

Роза ветров представляет собой векторную диаграмму, по которой можно определить направление, силу ветра в определенной точке планеты. Постоянно используется в метеорологических и климатических расчетах. Своим внешним видом напоминает розу: многоугольник с лучами, расходящимися из центра, пропорциональными направлению ветров.

Многие думают, что ветер своевольно и переменчиво меняет собственное направление, однако это не так. Благодаря розе ветров метеорологи научились понимать основные закономерности направлений воздушных потоков, по которым и делают прогнозы погоды на ближайшее время.

Роза ветров необходима при разметке взлетно-посадочных полос аэропортов, дорог, строительстве населенных пунктов (для определения расположения построек). С ее помощью оценивается расположение жилых и промышленных массивов относительно друг друга, а также решается огромное количество прочих задач хозяйственного характера вроде лесопосадок, паркового сооружения и проч.

Если роза ветров была построена по данным наблюдений, то по ней можно определить основные направления ветров, господствующих на данный момент. Она имеет сильные различия между длинами лучей. Геральдическое понятие розы ветров с равномерными лучами в корне неправильное – оно является не более чем обычным географическим обозначением дуг математического горизонта, изображенных в качестве лучей.

Диаграмма может показывать также частоту ветров в определенное время года, силу, продолжительность ветров. Роза ветров может обозначать средние и максимальные значения, совмещать дуги нескольких параметров одновременно.

Для чего нужна роза ветров?

Очень важно знать основные направления ветров. Они могут понадобиться для:

  • прогнозирования погодных изменений (по основным расположениям теплых и холодных ветров предсказывают изменения погодных условий в теплую или холодную сторону);
  • планирования перспективного развития жилых объектов (сведения о преобладающих воздушных потоках позволяют размещать населенные и промышленные районы таким образом, чтобы не отравлять население загрязненным воздухом);
  • определения ориентации стен сооружений, входов, декоративных элементов (все это позволит сохранять тепло в жилых помещениях зимой, ориентация входов должна быть противоположна ветрам);
  • ориентации взлетно-посадочных полос, что бы самолетам было проще взлетать и приземляться.

Размещения промышленных районов по розе ветров

На самом деле, вариантов применения такой диаграммы большое множество. Ее используют в разных сферах человеческой деятельности.

Как построить розу ветров?

Чтобы составить самую простую розу ветров, нужно не так много: изобразительный инструмент, линейка, калькулятор и информация о наблюдении за погодой. Изначально на бумаге очерчиваются основные и дополнительные оси, обозначающие стороны света. Всего их 4: север, запад, юг, восток и промежуточные обозначения.

После выбирается подходящий масштаб, по которому откладывается количество дней, когда ветер дул именно в этом направлении. Эти данные можно обнаружить на страницах метеорологических календарей, находящихся в открытом доступе, других достоверных источников. Важно выбрать масштаб таким образом, чтобы диаграмма поместилась на лист, не была излишне маленькой или большой.

Если в какой-то отрезок времени стояла безветренная погода, то они отмечаются на осях точками с заметкой (число этих дней). После отстраивается собственная роза ветров. Для этого соединяются точки на осях, образуя единую фигуру – неправильный многоугольник. Он может остаться незамкнутым в тех случаях, когда ветра не было целый период. В конце розе можно придать цвет. Самые длинные лучи розы показывают преобладающие направления воздушных потоков в конкретной области.

Что такое ветер и как его измеряют?

Ветер – это горизонтальный поток воздуха, возникающий в результате неравномерного распределения атмосферного давления и движущийся параллельно земной поверхности. Ветер является одним из самых важных природных явлений. В древние времена человечество обожествляло каждый природный феномен, не зная о его происхождении. В настоящий момент ветер досконально исследован, ученые знают все данные о нем, им известна природа возникновения, закономерности направлений воздушных потоков. Ветер изучается представителями физических, метеорологических и географических наук.

Флюгер

Ветер движется параллельно поверхности земли. Основные характеристики воздушных потоков: сила, скорость и направление. Первые два фактора измеряют анемометры, а направление флюгером, который устанавливают на крыши домой.

История розы ветров

Метеорологами была придумана легенда о девушке по имени Роза. Она отличалась Ветреным характером и была работницей метеостанции. Однако на самом деле термин «роза ветров» появился гораздо раньше, во времена глубокой древности.

Деньги из воздуха: как устроена профессия метеоролога

Как устроена метеорология

В поле и в кабинете

Те, кто думает, что в метеослужбе работают исключительно энтузиасты, правы только отчасти. В метеорологию многие приходят случайно, и специалисты, которые действительно в ней остаются, находят здесь что-то привлекательное для себя не только с точки зрения романтики. Сегодня гидрометслужба объединяет десятки профессий, предполагающих самые разные обязанности и условия работы.

Лицом гидрометслужбы являются, конечно, синоптики. Их прогнозов и комментариев ждут СМИ и предприятия, которые зависят от погоды. Телефоны синоптиков буквально разрываются в часы непогоды; им же адресована критика обывателей — чаще всего, несправедливая. Такие специалисты непрерывно следят за изменениями погоды над огромными территориями. К ним стекается информация с метеорологических станций, космических спутников, радиолокаторов. Эти данные надо анализировать и сопоставлять с результатами расчетов по компьютерным моделям, чтобы создать прогноз погоды. А потому для успешной работы синоптику необходимы не только аналитические способности, но и масса специальных знаний, а также опыт.

Обычно синоптики работают по сменному графику, чаще всего — «сутки через трое». Впрочем, нередко и после смены сотрудники не перестают следить за погодой и переживать за сделанный прогноз.

Тем не менее прогнозы погоды — это лишь вершина айсберга, поскольку в его основе на деле лежит труд многих тысяч человек: наблюдателей метеостанций, операторов связи и радиолокаторов, технических работников. Их задача — бесперебойно обеспечивать информацией прогнозистов и передавать прогнозы и штормовые предупреждения потребителям. Эта работа рутинная, четкая, строго регламентированная. Она подходит для пунктуальных и усидчивых людей, которые любят работать с информацией. Впрочем, однообразие тут часто нарушает сама погода, которая всегда способна преподнести что-то неожиданное и не даст заскучать.

Есть в гидрометслужбе и другие должности, где характер работы может быть более свободным. Многие предполагают более-менее регулярные поездки по сетевым подразделениям: в них участвуют инспекционные работники (метеорологи и гидрологи), инженеры, обслуживающие оборудование, агрометеорологи, наблюдающие за сельхозкультурами, а также специалисты по мониторингу окружающей среды, отбирающие пробы воды, воздуха и грунта для анализа. Это отличный вариант для тех, кто предпочитает поездки, полевые условия и живое общение, а не работу в кабинете.

Новые технологии

Гидрометеорология постепенно становится все более высокотехнологичной отраслью, и для работы с современной техникой и новыми видами информации необходимы грамотные специалисты. Все передовые разработки ведутся главным образом в Москве и Санкт-Петербурге. В столице находится Гидрометцентр России, располагающий собственными суперкомпьютерами, на которых прогнозы погоды рассчитываются по математическим моделям.

Научно-исследовательский центр космической гидрометеорологии «Планета» занимается сбором и обработкой данных спутников. В его составе работают три региональных центра: европейский, сибирский и дальневосточный. В других регионах также постепенно появляются новые автоматизированные метеорологические и гидрологические комплексы, доплеровские радиолокаторы, измерительное оборудование для химических и радиометрических лабораторий и электронные геодезические приборы. Для обслуживания такой техники нужна специальная подготовка, и лучше справляются с этим молодые специалисты.

Южный полюс и корабли

В метеослужбе, конечно, по-прежнему остается место для романтики. Эта профессия многим позволяет попасть в дальние уголки России, побывать в экспедициях на научно-исследовательских судах, научиться прогнозировать погоду на космодроме или даже стать зимовщиком в Антарктиде.

Кризис и кадры

Метеорология не относится к разряду высокооплачиваемых отраслей, однако предлагает неплохие условия труда без потогонной системы и жесткого контроля. Кроме того, эта работа стабильна, ведь потребность в прогнозах погоды и данных о состоянии окружающей среды, очевидно, будет только расти.

Еще недавно российская гидрометслужба испытывала настоящий кадровый голод. После распада СССР система распределения молодых специалистов прекратила свое существование, финансирование было низким, и наблюдательная сеть сократилась более чем на треть. Приток молодых кадров в тот момент практически прекратился. Лишь в последние годы ситуация в какой-то мере улучшилась. Росгидромет стал участником нескольких федеральных целевых программ, началась модернизация наблюдательных сетей, выросла оплата труда, организация закупила новое оборудование. Однако смена поколений в гидрометслужбе продолжается, и здесь по-прежнему много вакансий.

Читайте также:  Используется оцинкованная сталь специального сорта

Где учиться?

Высшее образование и школы

Подготовкой кадров для метеорологической службы России занимаются более десятка учебных заведений высшего и среднего профессионального образования. Главный метеорологический вуз страны — Российский государственный гидрометеорологический университет в Санкт-Петербурге с филиалами в Ростове-на-Дону и Туапсе. В нем ведется обучение по 11 основным направлениям. Метеорологов обучают и в других государственных университетах, где есть профильные кафедры: в Москве, Петербурге, Казани, Саратове, Перми, Томске, Владивостоке и Архангельске.

Некоторые студенты поступают на метеорологическое отделение случайно, в поисках легкого способа получить вузовскую «корочку». Но большинство все же выбирает профессию осознанно. Часто школьников приводит в метеорологию интерес к географии, и здесь многое зависит от учителя, который организует, скажем, экскурсию на метеостанцию или в гидрометцентр. В некоторых школах даже существуют маленькие метеостанции, где ребята учатся наблюдать за явлениями природы, работать с приборами и анализировать информацию о погоде. А не так давно руководитель Росгидромета А.В. Фролов рассказал о планах оснастить современной погодной станцией каждую школу страны.

Учебная программа: география и физика

Чтобы поступить на метеорологическое отделение, нужно сдать ЕГЭ по географии (профильный уровень), математике и русскому языку. Во время обучения большое внимание уделяется точным наукам: фундаментом учения об атмосфере является физика, и многие задачи решаются математическими методами. Например, в рамках численных методов, которые позволяют увеличить точность недельных прогнозов, атмосферные процессы (движение воздуха, теплообмен, испарение, конденсация и т. д.) описываются уравнениями гидро- и термодинамики. Получившаяся система дифференциальных уравнений решается на компьютере методами приближенных вычислений — конечно-разностными или спектральными.

Студенты также изучают метеорологические дисциплины и рассматривают различные процессы в атмосфере, методы ее исследования и вопросы прогнозирования погоды. Кроме того, они знакомятся с основами смежных наук — геофизики, гидрологии и агрометеорологии. А летом проходит учебная и производственная практика на метеостанциях, в прогностических подразделениях гидрометцентров и аэропортов.

Колледжи: техническая специальность

В гидрометеорологические техникумы и колледжи принимаются выпускники 9 и 11 классов школы. Зачисление на «бюджет» производится по конкурсу аттестатов. По некоторым специальностям можно обучаться заочно. Выпускники получают техническую специальность, которая позволяет работать в системе Росгидромета. При желании можно продолжить образование в области метеорологии, поступив на дневное или заочное отделение вуза.

Военные вузы: здоровье и знания

Военных метеорологов готовят два вуза: Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского в Санкт-Петербурге и Военно-воздушная академия им. Н.Е. Жуковского в Воронеже, где есть отдельный гидрометеорологический факультет. От будущих курсантов требуются не только хорошие знания, но и отличное здоровье. Желающие поступить в военный вуз после окончания школы должны обратиться в военный комиссариат по месту жительства. А военнослужащим для этого необходимо подать рапорт командиру своей части.

Где работать?

Сегодня в гидрометслужбе по-прежнему сохраняется дефицит кадров. Многие выпускники по специальности не работают: кто-то — из-за того, что изначально выбрал профессию не вполне осознанно, кто-то — из-за того, что не устраивают условия труда. Тем не менее для тех, кто согласен на невысокую зарплату ради стабильного места и интересной фактуры, в которой приходится работать, вакансии есть.

Росгидромет: центр и север

Основное количество вакансий в метеорологии приходится на Росгидромет. Его территориальные управления и центры ежегодно присылают заявки в профильные вузы и техникумы. Здесь требуются синоптики, метеорологи и гидрологи, наблюдатели и начальники метеостанций, инженеры по приборам и операторы связи. Такую должность можно найти буквально во всех регионах, от Ярославля и Курска до Ханты-Мансийска, Якутии и Чукотки. Благодаря таким заявкам к моменту окончания учебы некоторые студенты уже знают, где будут работать.

Устроиться на работу в Росгидромет можно и не имея метеорологической специальности. Географы, физики, геологи и химики вполне могут переквалифицироваться в метеорологов. В условиях нехватки кадров таких специалистов принимают легко и обучают всему необходимому прямо на рабочем месте.

Не каждый, конечно, решится на переезд в Заполярье или Сибирь, но Росгидромет сейчас пытается создавать привлекательные условия труда и на периферии. Здесь есть районные коэффициенты и «северные» и индивидуальные надбавки, компенсация аренды жилья, места в общежитиях и служебные квартиры, а также оплачиваемый проезд к месту отдыха, хоть и раз в два года. Молодым специалистам полагаются подъемные, оплачивается проезд к месту работы. Доплата за выслугу невелика, но причитается сотрудникам независимо от региона (при ее начислении учитывается также время учебы по специальности). Все вместе это дает дополнительно несколько десятков тысяч рублей в месяц.

За несколько лет работы в гидрометслужбе можно приобрести интересный опыт и познакомиться с природой. Место на периферии может стать хорошей стартовой площадкой в карьерном плане, позволяющей затем устроиться в научно-исследовательские учреждения или проектные институты, либо попасть в штат крупных подразделений самого Росгидромета. Кроме того, одновременно с работой можно заниматься собственными исследованиями на местном материале или учиться в аспирантуре. А тем, кто нацелен на участие в полярных экспедициях, работа в суровых климатических условиях позволит проверить себя и затем обеспечит преимущество при отборе.

Вне службы погоды: промышленность и транспорт

Специалисты-метеорологи нужны проектным институтам и организациям, которые работают в сфере добычи полезных ископаемых, строительства и транспорта. Здесь они занимаются инженерными гидрометеорологическими исследованиями: кроме работы с метеорологической информацией, сюда входят гидрологические наблюдения и инженерные гидрологические расчеты. Упор в этом случае делается на знание нормативной базы (ГОСТов и СНиПов), специальных компьютерных программ и ГИС-технологий, а также строительной климатологии.

Метеорологи находят работу в самых разных отраслях и организациях. Например, своя метеорологическая служба есть на железной дороге. Также выпускники профильных вузов могут найти работу в экологических организациях и МЧС либо стать школьным учителем, закончив дополнительно педагогическую магистратуру, — уровень образования это позволяет.

Военная служба: авиаполк и ракеты

Военные метеорологи чаще всего служат в авиационных полках и на авиабазах в должности инженера-метеоролога, с офицерским званием. Однако такие специалисты нужны и в других родах войск, где есть погодозависимые подразделения (например, на флоте и в ракетных войсках). В вооруженные силы иногда приходят не только выпускники профильных военных вузов, но и гражданские синоптики и метеорологи.

На военных метеорологов распространяются те же социальные гарантии и льготы, что и на всех военнослужащих. Они могут рассчитывать на получение жилья и военную пенсию через 20 лет службы. При этом зарплата (денежное довольствие) офицеров выше, чем у синоптиков из Росгидромета.

Наука: конференции и мировые базы данных

Еще один вариант для выпускников метеорологических факультетов — это преподавание и наука. Сейчас на профильных кафедрах также идет смена поколений, хотя наука по-прежнему финансируется достаточно скромно. Однако университетские исследователи могут пользоваться мировыми банками данных гидрометеорологической информации, печатать работы в иностранных изданиях и участвовать в международных конференциях и форумах.

Сердце — романтика, знания — физика

Подробности Категория: Статьи Опубликовано 23.03.2016 10:22 Просмотров: 892

Ежедневно собираясь на работу, многие из нас задают себе вопрос: «Взять зонт или нет?». Чтобы не попасть впросак, смотрят прогноз погоды. Его составляют синоптики, основываясь на данных метеорологов. 23 марта вместе с коллегами со всего мира они отмечают профессиональный праздник. Накануне «Крымские известия» отправились на Ангарский перевал, где находится небольшая метеостанция. Хотелось узнать, как проходят будни тех, кто день и ночь следит за приборами, наблюдает за капризами климата.

Строго по Гринвичу

Попасть на метеостанцию несложно — доезжаешь до Ангарского перевала, затем недолгая прогулка по лесу — и вы у цели. Нас встречает начальник станции Александр Брюнин. Небольшой домик, как у бабушки в деревне, даже отдаленно не напоминает современный офис. На подоконниках много цветов. То, что это метеостанция, можно понять, внимательно изучив стенды: приказы, фотографии, график дежурств…

За рабочим столом сидит дежурный техник Альбина Бородина. Когда мы вошли, она усердно что-то подсчитывала на стареньких, гремящих деревяшками счетах. За 20 минут до нашего приезда техник сделала необходимые измерения, занесла данные в специальную книжку, после чего зашифровала и отправила синоптикам. В конце рабочего дня выводятся средние показатели. В последние 12 лет метеорологи используют специальную компьютерную программу.

Альбина Бородина: «В этой будке «прячется» самый важный прибор — психрометр».

«Часто бывают сбои с электроэнергией, а счеты всегда под рукой», — улыбается Альбина Бородина. Рядом со счетами уже лет 30 лежит калькулятор.

— А что это за прибор в стеклянном шкафу? — интересуюсь я.

— Это чашечный ртутный барометр, с помощью которого на уровне метеостанции измеряют давление. Действует он просто: при повышении атмосферного давления уровень ртути в стеклянной трубке поднимается, при понижении — опускается», — объясняет начальник станции.

Обращаю внимание на часы, висящие над барометром. На них 12.30, в то время как на моих — 15.30. «Они показывают время по Гринвичу. По этим часам, которые никогда не переводятся на летнее и зимнее время, дежурный техник круглосуточно проводит наблюдения, — уточняет Александр Брюнин. — Его рабочий день начинается в 8 утра. Восемь раз в сутки, каждые три часа (это называется «срок») дежурный техник выходит на метеоплощадку, в строго определенном порядке подходит к приборам и делает необходимые измерения. На это уходит 15—20 минут. Затем обрабатывает наблюдения, подсчитывает. С помощью специального кода зашифровывает телеграмму и отправляет в гидрометцентр в Симферополь. За месяц посылаем до трехсот синоптических и штормовых телеграмм о состоянии погоды. Дежурный техник должен быть очень внимательным, за природными явлениями наблюдает и в промежутках между «сроками». Это, например, позволяет вовремя заметить штормовое пре­дупреждение. Обычный человек удивится: вроде бы и ветер небольшой, и небо ясное. Но для пилотов ситуация, когда нижняя граница облаков меньше 200 метров, уже штормовая. На метеостанции есть Атлас облаков — главный инструмент для наблюдения за их видом и формой, помогает правильно оценить метеорологическую обстановку в окрестностях, понять, что ждать и чего не миновать».

На кофейной гуще метеорологи не гадают

Вот уже четверть века метеостанцией «Ангарский перевал» руководит Александр Брюнин.

Непосредственное рабочее место дежурных техников — метеоплощадка — находится в 50 метрах от административного здания. На первый взгляд она напоминает детскую игровую площадку: большие вертикальные линейки, лесенки с «будками», «железный цветок»… На самом деле это необходимые приборы для измерения температуры воздуха, почвы, влажности, количества осадков, скорости и направления ветра. От этих показаний зависят бе­зопасность полетов, урожай и др.

Обращаю внимание на три термометра, лежащих на поверхности почвы параллельно друг другу. Летом с их помощью определяют температуру почвы, зимой — снега. Первый, так называемый «срочный», термометр измеряет фактическую температуру на данный момент. Два других — минимальную и максимальную за последние три часа. Именно с этих приборов и начинает обход профессиональный метеоролог.

Термометры, психрометр, плювиограф, гигрометр… Большинство терминов мне ни о чем не говорит. Вспоминаю только, что «гигро» означает влажность.

«С помощью гигрометра мы измеряем влажность воздуха. В его конструкции использован человеческий волос, который удлиняется и укорачивается в зависимости от влажности», — объясняет дежурный техник.

Каждый год 23 марта под эгидой ООН проходит Всемирный день метеорологии. Именно в этот день в 1950 году вступила в силу Конвенция Всемирной метеорологической организации.

Пожалуй, самый яркий «экспонат» на площадке — большой «железный цветок». Метеорологи называют его «тюльпаном». На самом деле это осадкомер: в его сердцевине прячется специальное ведро для сбора осадков.

Рассказывая об измерениях, Альбина Александровна поднимается по невысокой железной лестнице, открывает дверцу в небольшую будку: там находится один из самых важных приборов — психрометр. По сути это два стеклянных термометра. Один из них — «сухой», другой — «смоченный» (его оборачивают тканью из батиста и опускают конец в стаканчик с водой). Испаряясь, вода охлаждает «смоченный» термометр. Чем ниже влажность окружающего воздуха, тем интенсивнее проходит процесс испарения. Таким образом, чем суше воздух, влажность которого измеряет метеоролог, тем ниже будут показания «смоченного» термометра. Зафиксировав показания двух приборов в определенный момент времени, при помощи психрометрической таблицы или специальных формул и определяют параметры влажности воздуха.

…В сторону станции летели трассирующие пули

На метеостанции «Ангарский перевал» наблюдают за атмосферным давлением, температурой и влажностью воздуха, ветром, дальностью видимости, определяют количество и вид облаков, осуществляют снегосъемки. Для этого техник-метеоролог, вооружившись снего мером и рейкой, на специальном маршруте каждые десять метров проводит необходимые измерения. Берется проба снега, чтобы определить его плотность.

Главные задачи Росгидромета — снижение угрозы жизни населению и ущерба экономике страны от погодно-климатических явлений, обеспечение высокого уровня гидрометеорологической безопасности.

Читайте также:  Уложить паро-гидроизоляцию и утеплитель

До нынешнего года здесь занимались и снежными лавинами. Один из походов на Чатыр-Даг для начальника метеостанции и дежурного техника чуть не закончился трагедией. «В тот день была хорошая погода, — вспоминает Александр Брюнин. — Мы отправились в горы, там лавина уже сошла и нужно было ее описать. А когда спускались, попали в шторм. В считанные минуты нас буквально накрыло снегом — даже вытянутую руку было плохо видно. Очень осторожно искали место для спуска. Внутренние горы на плато — невысокие и при хорошей видимости не представляют опасности. А в метель подходим к ним, и нам кажется, что внизу обрыв. Часов пять кружили, пытаясь спуститься. Потом стало темнеть. Решили, что нужно найти безопасное место: вырыть небольшую яму, чтобы укрыться от ветра, — силы были на исходе. Стали потихоньку спускаться: сначала на два метра, потом видим, можно еще чуть-чуть. Так и вышли с плато. Правда, когда спускались, думали, что идем вдоль склона к Перевальному, а вышли с другой стороны — в Розовом. Уже дома узнали, что наши жены вызвали спасателей».

Статистика, накопленная за последнее десятилетие, показывает, что более 80% стихийных бедствий имеют метеорологическое или гидрологическое происхождение.
В 50-е годы потери от всех случавшихся в мире стихийных бедствий оценивались в четыре миллиарда, а в 90-е — в сорок миллиардов долларов в год.

В «лихие» 90-е на территории метео­станции попала в переделку и Альбина Бородина. Поздней ночью ей нужно было выйти «на срок». Стала собираться и увидела в окно, как из леса в сторону метеостанции летят трассирующие пули. То, что они оставляли за собой след в воздухе, и спасло женщине жизнь — на площадку для снятия показаний с приборов она в нужный час так и не вышла. Это одна из немногих ситуаций, когда по объективным причинам метеорологи нарушили «сроки».

Еще одна серьезная проблема, с которой с наступлением холодов сталкиваются сотрудники метеостанции «Ангарский перевал», — уголь. Прежде чем забросить в котел, его необходимо просеять. За сезон это — не одна тонна.

О любви к профессии

Чатыр-Даг не всегда встречает миролюбиво.

Метеостанция «Ангарский перевал» создана в 1961 году. Работать здесь — одно удовольствие: вышел на улицу, вдохнул свежий лесной воздух, полюбовался окрестными красотами, прошел несколько метров — и ты на месте. «На станции я более 27 лет. О выборе профессии ни разу не пожалела: люблю природу, а природа любит меня. Нравится наблюдать за погодой — это так романтично. Она очень изменчива: сейчас ярко светит солнце, а через час могут пойти дождь или снег. И я первая об этом узнаю. А неурядицы случаются на любой работе», — улыбается Альбина Александровна.

С 91-го года бессменно руководит «Ангарским перевалом» Александр Брюнин. Сегодня под его началом работают пять техников-метеорологов: четыре женщины и один мужчина. Как признается начальник, он уже не тот романтик, как в юности. «Непроста работа метеоролога. Да и не слишком популярна. Это людей моего поколения в институт приводила романтика. Но не все таковыми остались: с возрастом понимаешь, жизнь — не книга, в любой работе есть как положительные, так и отрицательные моменты. К примеру, нашим сотрудникам непросто добираться до метеостанции. Особенно сейчас, когда не ходят междугородные троллейбусы. Да и 300 метров до остановки женщинам после смены приходится идти в темноте по лесу. Но без прогнозов погоды вы не останетесь», — заверил Александр Анатольевич. При этом добавил, что оправдываемость краткосрочных прогнозов значительно выше долгосрочных.

Елена ШАСТУН.
Фото Арвидаса ШЕМЕТАСА.

«Меня путают с бортпроводником»: пилотесса — о романтике, самолётах и отношении пассажиров

В российских авиакомпаниях всего около трёх десятков пилотесс. Одна из них — Алёна Верхушина. Девушка рассказала A42.RU, как меняются пассажиры, услышав женский голос из динамиков, почему пилотам так нужен сон и есть ли романтика в этой профессии.

«Сначала было страшно»

Раньше думала, что стать пилотом практически невозможно — надо либо родиться в семье потомственных пилотов, либо иметь много денег. Я же из Иркутска, у меня нет ни того, ни другого. На деле оказалось, что достаточно иметь желание и крепкое здоровье.

Я поступала в Сасовское лётное училище гражданской авиации. Надо было пройти ВЛЭК — врачебно-лётную комиссию, показать средний балл аттестата и сдать физическую подготовку. Меня приняли, и с первого дня я поняла, что нахожусь в своей тарелке.

Сначала было страшно, любое училище подразумевает самостоятельность и дисциплину. Был комендант, следивший за нами. Каждое утро построение на плацу, занятия, тренировки. Всё преподавали с нуля, никто ничего не знал об авиации. Важнейшими предметами были навигация, аэродинамика, метеорология и воздушное право. В остальном были обычные дисциплины — история, математика и другие. Ещё преподавали английский язык, стандартную авиационную терминологию. Но этого не хватает, поэтому язык надо учить дополнительно.

Чтобы быть вторым пилотом, не обязательно высшее образование. Но если хочется повышения, то лучше иметь диплом. Поэтому я поступила заочно в Ульяновский институт гражданской авиации. В будущем, конечно, хотела бы стать командиром. Но для этого надо принять внутри себя, что ты несёшь ответственность за жизнь всех людей на борту, быть готовым к этому.

«Многие думают, что это романтика»

Я постоянно в командировках, но спускаться с небес на землю не собираюсь. Очень уж нравится моя работа. Многие думают, что работать пилотом — это романтика. Рассветы, закаты, облака. Но когда ты видишь, как встаёт и заходит солнце, осознаёшь, что работаешь ночами. Ненормированный график накладывает отпечаток на твою жизнь. Летать, когда вся страна спит, тяжело. Привыкнуть к ночным рейсам до конца невозможно.

Перед полётом мы проходим обязательный медицинский контроль, смотрим погодные условия, а затем идём на борт. Я летаю на самолёте Airbus A320. Философия этой группы узкофюзеляжных самолётов — второй пилот и командир должны быть взаимозаменяемы. Если с командиром что-то случится, второй пилот должен сделать всё за двоих. Самое главное — безопасность полёта, чтобы пассажир долетел из одной точки в другую.

Вообще на каждый тип самолёта надо получать отдельный допуск. То есть я могу летать только на Airbus в разных авиакомпаниях, но на Boeing мне нужно переучиваться. Проходить теорию, практику на тренажёре, имитирующем кабину пилота, затем надо сдать тестирование. Только потом можно сесть в настоящий самолёт. Это занимает где-то полгода.

«На первом месте — сон»

В каждой авиакомпании есть отдел планирования экипажа, распределяющий ежемесячную и суточную нагрузку. У каждого лётчика есть программа, где мы видим, когда нам поставили рейсы. Чаще всего план строят на несколько дней вперёд, иногда на несколько недель. Но авиакомпания не застрахована от изменений, поэтому бывают непредвиденные полёты. И то за сутки или двое я узнаю о них.

У пилотов нет норматива по количеству перелётов. А вот по числу проведённых часов в небе — есть. Нельзя летать больше 85-90 часов в месяц. В сезон, как правило, летают 75-85 часов. Мой максимум — 85.

Были как внутренние, так и международные рейсы — 50 на 50. Нет такого, чтобы я летала только по стране. Если рейс разворотный, то есть летим Москва — Сочи — Москва, то времени на «посмотреть город» нет. Когда рейс в одну сторону, то обычно есть день, чтобы отдохнуть. На первом месте — сон, состояние лётчика должно быть отличным. А уже затем идём смотреть достопримечательности, если повезёт, встречаемся с друзьями.

Раньше были закреплённые экипажи. Но самолёты стали проще, человек на борту требуется меньше. Потребность в закреплении отпала. Учёные выявили, что построение отношений в экипаже должно основываться только на профессиональном уровне. Чтобы все друг к другу относились как к пилотам, бортпроводникам, исключили дружеские или негативные эмоции. Поэтому почти каждый раз я работаю с разным экипажем. Если было бы по-другому, то дружба или неприязнь между работниками на борту могла отразиться на безопасности полётов.

«Нет гендерной дискриминации»

Если в России мужчин-пилотов больше, чем женщин, то в Европе 50 на 50, есть даже практика только женских экипажей. Женщины стали летать чаще, ничуть не хуже мужчин, а где-то они более ответственны. В нашей стране границы, к счастью, стираются. Скоро люди перестанут удивляться женщине в погонах.

Есть и другой стереотип — командирами становятся только возрастные люди. На деле второй пилот может быть старше командира, так как летал на другом типе самолёта и недавно переучился. Командиром становятся и молодые люди, здесь главное — опыт, подготовка, причём не физическая. Все самолёты сейчас автоматизированы и не требуют большой силы.

В моей авиакомпании собрался достойный коллектив, где нет гендерной дискриминации. Да, как правило, командир — мужчина, но все относятся ко мне как к пилоту. В кабине нет деления на мальчиков и девочек. Есть просто два пилота.

Приветствует на борту обычно командир. Но я тоже несколько раз это делала. Мы не видим пассажиров, их реакцию. Всё узнаём через бортпроводников. Когда я впервые поздоровалась с пассажирами, люди стали улыбаться, задавать вопросы: «А что у нас пилот — женщина?». Но бурной реакции не было. Здороваемся мы, когда двери уже заперты, так что массовой эвакуации тоже не последовало.

«В России пилоты получают меньше, чем в Европе»

Лётчик получает оклад, премию и оплату за налёт. Чем больше часов летаешь, тем больше коэффициент за час. Премия даётся ежемесячно, но за нарушения её можно лишиться. Например, неправильно заполнил документацию или совершил ошибки в пилотировании. За этим следит командир. Ещё в кабине есть звукозаписывающее устройство: всё, что говорят пилоты, передают в отдел безопасности.

Также зарплата зависит от типа самолёта. Я летаю на узкофюзеляжном. Чем он шире, тем выше оплата. Командир получает раза в два больше второго пилота. Надо заметить, что в России у пилотов зарплата ниже, чем в Европе, раза в три.

«Полёты влияют на здоровье»

На высоте организм испытывает перепады давления. Частые полёты влияют на здоровье. Есть много примеров, когда люди в небе по 20-30 лет, и чувствуют себя отлично. А есть те, кто только начал летать, и у них уже всё плохо.

Мы проходим врачебно-лётную комиссию два раза в год. Предполётные проверки помогают держать своё здоровье под контролем. Всего этого достаточно, чтобы комфортно работать, а людям спокойно летать.

«Я не обижаюсь на реакцию людей»

Обычные люди, особенно те, кто редко летают, путают меня с бортпроводником. Думают, если девушка в форме идёт к самолёту, значит, она работает стюардессой. Иногда пассажиры в аэропорту подходят и спрашивают: «Девушка, я вот летел, вы меня обслуживали…». А я не могу им помочь, так как не знаю функционал бортпроводников и что они пообещали пассажирам.

Люди спрашивают меня, кем я работаю. Отвечаю, что пилотом. Они удивляются, переспрашивают: «Может, стюардессой?». Нет, говорю, пилотом! Я не обижаюсь на удивление и другую реакцию людей. Работа бортпроводников тоже сложная. Эти маленькие хрупкие девочки берут на себя безопасность на борту, в случае аварийной ситуации должны эвакуировать весь салон. Их работа часто недооценивается.

«Летать безопаснее, чем ездить на авто»

У каждого пилота есть свои фишки, талисманы или обряды, перед полётом, чтобы он был удачным. Но раскрывать их не вижу смысла — это слишком личное. Спросите любого — они вам то же самое скажут.

Нас обучают тому, как действовать в аварийной ситуации. Распространённые моменты отрабатываются. Хотя вероятность попадания в катастрофу крайне мала. Самолёты так спроектированы, что у них большой уровень резервации. Если отказал один двигатель — подключится другой.

Летать безопаснее, чем ездить на автомобиле. Статистика гибели на дорогах гораздо выше, но о каждой автомобильной аварии не говорят. Но если происходит крушение самолёта, то об этом сразу начинают писать. Если где-то происходит авиакатастрофа, до нас доводят информацию о случившемся. Мы должны знать, что было сделано правильно, а что нет. Это теория, которая для пилотов очень важна. Оказываясь в нестандартной ситуации, я должна чётко понимать, что делать. Да, бывало, попадали в зону турбулентности, облетали грозу. Но я надеюсь, что никогда не окажусь в по-настоящему страшных обстоятельствах.

Ссылка на основную публикацию