Метеорология и романтика

«Меня путают с бортпроводником»: пилотесса — о романтике, самолётах и отношении пассажиров

В российских авиакомпаниях всего около трёх десятков пилотесс. Одна из них — Алёна Верхушина. Девушка рассказала A42.RU, как меняются пассажиры, услышав женский голос из динамиков, почему пилотам так нужен сон и есть ли романтика в этой профессии.

«Сначала было страшно»

Раньше думала, что стать пилотом практически невозможно — надо либо родиться в семье потомственных пилотов, либо иметь много денег. Я же из Иркутска, у меня нет ни того, ни другого. На деле оказалось, что достаточно иметь желание и крепкое здоровье.

Я поступала в Сасовское лётное училище гражданской авиации. Надо было пройти ВЛЭК — врачебно-лётную комиссию, показать средний балл аттестата и сдать физическую подготовку. Меня приняли, и с первого дня я поняла, что нахожусь в своей тарелке.

Сначала было страшно, любое училище подразумевает самостоятельность и дисциплину. Был комендант, следивший за нами. Каждое утро построение на плацу, занятия, тренировки. Всё преподавали с нуля, никто ничего не знал об авиации. Важнейшими предметами были навигация, аэродинамика, метеорология и воздушное право. В остальном были обычные дисциплины — история, математика и другие. Ещё преподавали английский язык, стандартную авиационную терминологию. Но этого не хватает, поэтому язык надо учить дополнительно.

Чтобы быть вторым пилотом, не обязательно высшее образование. Но если хочется повышения, то лучше иметь диплом. Поэтому я поступила заочно в Ульяновский институт гражданской авиации. В будущем, конечно, хотела бы стать командиром. Но для этого надо принять внутри себя, что ты несёшь ответственность за жизнь всех людей на борту, быть готовым к этому.

«Многие думают, что это романтика»

Я постоянно в командировках, но спускаться с небес на землю не собираюсь. Очень уж нравится моя работа. Многие думают, что работать пилотом — это романтика. Рассветы, закаты, облака. Но когда ты видишь, как встаёт и заходит солнце, осознаёшь, что работаешь ночами. Ненормированный график накладывает отпечаток на твою жизнь. Летать, когда вся страна спит, тяжело. Привыкнуть к ночным рейсам до конца невозможно.

Перед полётом мы проходим обязательный медицинский контроль, смотрим погодные условия, а затем идём на борт. Я летаю на самолёте Airbus A320. Философия этой группы узкофюзеляжных самолётов — второй пилот и командир должны быть взаимозаменяемы. Если с командиром что-то случится, второй пилот должен сделать всё за двоих. Самое главное — безопасность полёта, чтобы пассажир долетел из одной точки в другую.

Вообще на каждый тип самолёта надо получать отдельный допуск. То есть я могу летать только на Airbus в разных авиакомпаниях, но на Boeing мне нужно переучиваться. Проходить теорию, практику на тренажёре, имитирующем кабину пилота, затем надо сдать тестирование. Только потом можно сесть в настоящий самолёт. Это занимает где-то полгода.

«На первом месте — сон»

В каждой авиакомпании есть отдел планирования экипажа, распределяющий ежемесячную и суточную нагрузку. У каждого лётчика есть программа, где мы видим, когда нам поставили рейсы. Чаще всего план строят на несколько дней вперёд, иногда на несколько недель. Но авиакомпания не застрахована от изменений, поэтому бывают непредвиденные полёты. И то за сутки или двое я узнаю о них.

У пилотов нет норматива по количеству перелётов. А вот по числу проведённых часов в небе — есть. Нельзя летать больше 85-90 часов в месяц. В сезон, как правило, летают 75-85 часов. Мой максимум — 85.

Были как внутренние, так и международные рейсы — 50 на 50. Нет такого, чтобы я летала только по стране. Если рейс разворотный, то есть летим Москва — Сочи — Москва, то времени на «посмотреть город» нет. Когда рейс в одну сторону, то обычно есть день, чтобы отдохнуть. На первом месте — сон, состояние лётчика должно быть отличным. А уже затем идём смотреть достопримечательности, если повезёт, встречаемся с друзьями.

Раньше были закреплённые экипажи. Но самолёты стали проще, человек на борту требуется меньше. Потребность в закреплении отпала. Учёные выявили, что построение отношений в экипаже должно основываться только на профессиональном уровне. Чтобы все друг к другу относились как к пилотам, бортпроводникам, исключили дружеские или негативные эмоции. Поэтому почти каждый раз я работаю с разным экипажем. Если было бы по-другому, то дружба или неприязнь между работниками на борту могла отразиться на безопасности полётов.

«Нет гендерной дискриминации»

Если в России мужчин-пилотов больше, чем женщин, то в Европе 50 на 50, есть даже практика только женских экипажей. Женщины стали летать чаще, ничуть не хуже мужчин, а где-то они более ответственны. В нашей стране границы, к счастью, стираются. Скоро люди перестанут удивляться женщине в погонах.

Есть и другой стереотип — командирами становятся только возрастные люди. На деле второй пилот может быть старше командира, так как летал на другом типе самолёта и недавно переучился. Командиром становятся и молодые люди, здесь главное — опыт, подготовка, причём не физическая. Все самолёты сейчас автоматизированы и не требуют большой силы.

В моей авиакомпании собрался достойный коллектив, где нет гендерной дискриминации. Да, как правило, командир — мужчина, но все относятся ко мне как к пилоту. В кабине нет деления на мальчиков и девочек. Есть просто два пилота.

Приветствует на борту обычно командир. Но я тоже несколько раз это делала. Мы не видим пассажиров, их реакцию. Всё узнаём через бортпроводников. Когда я впервые поздоровалась с пассажирами, люди стали улыбаться, задавать вопросы: «А что у нас пилот — женщина?». Но бурной реакции не было. Здороваемся мы, когда двери уже заперты, так что массовой эвакуации тоже не последовало.

«В России пилоты получают меньше, чем в Европе»

Лётчик получает оклад, премию и оплату за налёт. Чем больше часов летаешь, тем больше коэффициент за час. Премия даётся ежемесячно, но за нарушения её можно лишиться. Например, неправильно заполнил документацию или совершил ошибки в пилотировании. За этим следит командир. Ещё в кабине есть звукозаписывающее устройство: всё, что говорят пилоты, передают в отдел безопасности.

Также зарплата зависит от типа самолёта. Я летаю на узкофюзеляжном. Чем он шире, тем выше оплата. Командир получает раза в два больше второго пилота. Надо заметить, что в России у пилотов зарплата ниже, чем в Европе, раза в три.

«Полёты влияют на здоровье»

На высоте организм испытывает перепады давления. Частые полёты влияют на здоровье. Есть много примеров, когда люди в небе по 20-30 лет, и чувствуют себя отлично. А есть те, кто только начал летать, и у них уже всё плохо.

Мы проходим врачебно-лётную комиссию два раза в год. Предполётные проверки помогают держать своё здоровье под контролем. Всего этого достаточно, чтобы комфортно работать, а людям спокойно летать.

«Я не обижаюсь на реакцию людей»

Обычные люди, особенно те, кто редко летают, путают меня с бортпроводником. Думают, если девушка в форме идёт к самолёту, значит, она работает стюардессой. Иногда пассажиры в аэропорту подходят и спрашивают: «Девушка, я вот летел, вы меня обслуживали…». А я не могу им помочь, так как не знаю функционал бортпроводников и что они пообещали пассажирам.

Люди спрашивают меня, кем я работаю. Отвечаю, что пилотом. Они удивляются, переспрашивают: «Может, стюардессой?». Нет, говорю, пилотом! Я не обижаюсь на удивление и другую реакцию людей. Работа бортпроводников тоже сложная. Эти маленькие хрупкие девочки берут на себя безопасность на борту, в случае аварийной ситуации должны эвакуировать весь салон. Их работа часто недооценивается.

«Летать безопаснее, чем ездить на авто»

У каждого пилота есть свои фишки, талисманы или обряды, перед полётом, чтобы он был удачным. Но раскрывать их не вижу смысла — это слишком личное. Спросите любого — они вам то же самое скажут.

Нас обучают тому, как действовать в аварийной ситуации. Распространённые моменты отрабатываются. Хотя вероятность попадания в катастрофу крайне мала. Самолёты так спроектированы, что у них большой уровень резервации. Если отказал один двигатель — подключится другой.

Летать безопаснее, чем ездить на автомобиле. Статистика гибели на дорогах гораздо выше, но о каждой автомобильной аварии не говорят. Но если происходит крушение самолёта, то об этом сразу начинают писать. Если где-то происходит авиакатастрофа, до нас доводят информацию о случившемся. Мы должны знать, что было сделано правильно, а что нет. Это теория, которая для пилотов очень важна. Оказываясь в нестандартной ситуации, я должна чётко понимать, что делать. Да, бывало, попадали в зону турбулентности, облетали грозу. Но я надеюсь, что никогда не окажусь в по-настоящему страшных обстоятельствах.

Сердце — романтика, знания — физика

Ежедневно собираясь на работу, многие из нас задают себе вопрос: «Взять зонт или нет?». Чтобы не попасть впросак, смотрят прогноз погоды. Его составляют синоптики, основываясь на данных метеорологов. 23 марта вместе с коллегами со всего мира они отмечают профессиональный праздник. Накануне «Крымские известия» отправились на Ангарский перевал, где находится небольшая метеостанция. Хотелось узнать, как проходят будни тех, кто день и ночь следит за приборами, наблюдает за капризами климата.

Строго по Гринвичу

Попасть на метеостанцию несложно — доезжаешь до Ангарского перевала, затем недолгая прогулка по лесу — и вы у цели. Нас встречает начальник станции Александр Брюнин. Небольшой домик, как у бабушки в деревне, даже отдаленно не напоминает современный офис. На подоконниках много цветов. То, что это метеостанция, можно понять, внимательно изучив стенды: приказы, фотографии, график дежурств…

За рабочим столом сидит дежурный техник Альбина Бородина. Когда мы вошли, она усердно что-то подсчитывала на стареньких, гремящих деревяшками счетах. За 20 минут до нашего приезда техник сделала необходимые измерения, занесла данные в специальную книжку, после чего зашифровала и отправила синоптикам. В конце рабочего дня выводятся средние показатели. В последние 12 лет метеорологи используют специальную компьютерную программу.

Альбина Бородина: «В этой будке «прячется» самый важный прибор — психрометр».

«Часто бывают сбои с электроэнергией, а счеты всегда под рукой», — улыбается Альбина Бородина. Рядом со счетами уже лет 30 лежит калькулятор.

— А что это за прибор в стеклянном шкафу? — интересуюсь я.

— Это чашечный ртутный барометр, с помощью которого на уровне метеостанции измеряют давление. Действует он просто: при повышении атмосферного давления уровень ртути в стеклянной трубке поднимается, при понижении — опускается», — объясняет начальник станции.

Обращаю внимание на часы, висящие над барометром. На них 12.30, в то время как на моих — 15.30. «Они показывают время по Гринвичу. По этим часам, которые никогда не переводятся на летнее и зимнее время, дежурный техник круглосуточно проводит наблюдения, — уточняет Александр Брюнин. — Его рабочий день начинается в 8 утра. Восемь раз в сутки, каждые три часа (это называется «срок») дежурный техник выходит на метеоплощадку, в строго определенном порядке подходит к приборам и делает необходимые измерения. На это уходит 15—20 минут. Затем обрабатывает наблюдения, подсчитывает. С помощью специального кода зашифровывает телеграмму и отправляет в гидрометцентр в Симферополь. За месяц посылаем до трехсот синоптических и штормовых телеграмм о состоянии погоды. Дежурный техник должен быть очень внимательным, за природными явлениями наблюдает и в промежутках между «сроками». Это, например, позволяет вовремя заметить штормовое пре­дупреждение. Обычный человек удивится: вроде бы и ветер небольшой, и небо ясное. Но для пилотов ситуация, когда нижняя граница облаков меньше 200 метров, уже штормовая. На метеостанции есть Атлас облаков — главный инструмент для наблюдения за их видом и формой, помогает правильно оценить метеорологическую обстановку в окрестностях, понять, что ждать и чего не миновать».

На кофейной гуще метеорологи не гадают

Вот уже четверть века метеостанцией «Ангарский перевал» руководит Александр Брюнин.

Непосредственное рабочее место дежурных техников — метеоплощадка — находится в 50 метрах от административного здания. На первый взгляд она напоминает детскую игровую площадку: большие вертикальные линейки, лесенки с «будками», «железный цветок»… На самом деле это необходимые приборы для измерения температуры воздуха, почвы, влажности, количества осадков, скорости и направления ветра. От этих показаний зависят бе­зопасность полетов, урожай и др.

Обращаю внимание на три термометра, лежащих на поверхности почвы параллельно друг другу. Летом с их помощью определяют температуру почвы, зимой — снега. Первый, так называемый «срочный», термометр измеряет фактическую температуру на данный момент. Два других — минимальную и максимальную за последние три часа. Именно с этих приборов и начинает обход профессиональный метеоролог.

Термометры, психрометр, плювиограф, гигрометр… Большинство терминов мне ни о чем не говорит. Вспоминаю только, что «гигро» означает влажность.

«С помощью гигрометра мы измеряем влажность воздуха. В его конструкции использован человеческий волос, который удлиняется и укорачивается в зависимости от влажности», — объясняет дежурный техник.

Каждый год 23 марта под эгидой ООН проходит Всемирный день метеорологии. Именно в этот день в 1950 году вступила в силу Конвенция Всемирной метеорологической организации.

Пожалуй, самый яркий «экспонат» на площадке — большой «железный цветок». Метеорологи называют его «тюльпаном». На самом деле это осадкомер: в его сердцевине прячется специальное ведро для сбора осадков.

Рассказывая об измерениях, Альбина Александровна поднимается по невысокой железной лестнице, открывает дверцу в небольшую будку: там находится один из самых важных приборов — психрометр. По сути это два стеклянных термометра. Один из них — «сухой», другой — «смоченный» (его оборачивают тканью из батиста и опускают конец в стаканчик с водой). Испаряясь, вода охлаждает «смоченный» термометр. Чем ниже влажность окружающего воздуха, тем интенсивнее проходит процесс испарения. Таким образом, чем суше воздух, влажность которого измеряет метеоролог, тем ниже будут показания «смоченного» термометра. Зафиксировав показания двух приборов в определенный момент времени, при помощи психрометрической таблицы или специальных формул и определяют параметры влажности воздуха.

…В сторону станции летели трассирующие пули

На метеостанции «Ангарский перевал» наблюдают за атмосферным давлением, температурой и влажностью воздуха, ветром, дальностью видимости, определяют количество и вид облаков, осуществляют снегосъемки. Для этого техник-метеоролог, вооружившись снего мером и рейкой, на специальном маршруте каждые десять метров проводит необходимые измерения. Берется проба снега, чтобы определить его плотность.

Главные задачи Росгидромета — снижение угрозы жизни населению и ущерба экономике страны от погодно-климатических явлений, обеспечение высокого уровня гидрометеорологической безопасности.

До нынешнего года здесь занимались и снежными лавинами. Один из походов на Чатыр-Даг для начальника метеостанции и дежурного техника чуть не закончился трагедией. «В тот день была хорошая погода, — вспоминает Александр Брюнин. — Мы отправились в горы, там лавина уже сошла и нужно было ее описать. А когда спускались, попали в шторм. В считанные минуты нас буквально накрыло снегом — даже вытянутую руку было плохо видно. Очень осторожно искали место для спуска. Внутренние горы на плато — невысокие и при хорошей видимости не представляют опасности. А в метель подходим к ним, и нам кажется, что внизу обрыв. Часов пять кружили, пытаясь спуститься. Потом стало темнеть. Решили, что нужно найти безопасное место: вырыть небольшую яму, чтобы укрыться от ветра, — силы были на исходе. Стали потихоньку спускаться: сначала на два метра, потом видим, можно еще чуть-чуть. Так и вышли с плато. Правда, когда спускались, думали, что идем вдоль склона к Перевальному, а вышли с другой стороны — в Розовом. Уже дома узнали, что наши жены вызвали спасателей».

Читайте также:  Мягкая кровля – цена за 1 кв метр

Статистика, накопленная за последнее десятилетие, показывает, что более 80% стихийных бедствий имеют метеорологическое или гидрологическое происхождение.
В 50-е годы потери от всех случавшихся в мире стихийных бедствий оценивались в четыре миллиарда, а в 90-е — в сорок миллиардов долларов в год.

В «лихие» 90-е на территории метео­станции попала в переделку и Альбина Бородина. Поздней ночью ей нужно было выйти «на срок». Стала собираться и увидела в окно, как из леса в сторону метеостанции летят трассирующие пули. То, что они оставляли за собой след в воздухе, и спасло женщине жизнь — на площадку для снятия показаний с приборов она в нужный час так и не вышла. Это одна из немногих ситуаций, когда по объективным причинам метеорологи нарушили «сроки».

Еще одна серьезная проблема, с которой с наступлением холодов сталкиваются сотрудники метеостанции «Ангарский перевал», — уголь. Прежде чем забросить в котел, его необходимо просеять. За сезон это — не одна тонна.

О любви к профессии

Чатыр-Даг не всегда встречает миролюбиво.

Метеостанция «Ангарский перевал» создана в 1961 году. Работать здесь — одно удовольствие: вышел на улицу, вдохнул свежий лесной воздух, полюбовался окрестными красотами, прошел несколько метров — и ты на месте. «На станции я более 27 лет. О выборе профессии ни разу не пожалела: люблю природу, а природа любит меня. Нравится наблюдать за погодой — это так романтично. Она очень изменчива: сейчас ярко светит солнце, а через час могут пойти дождь или снег. И я первая об этом узнаю. А неурядицы случаются на любой работе», — улыбается Альбина Александровна.

С 91-го года бессменно руководит «Ангарским перевалом» Александр Брюнин. Сегодня под его началом работают пять техников-метеорологов: четыре женщины и один мужчина. Как признается начальник, он уже не тот романтик, как в юности. «Непроста работа метеоролога. Да и не слишком популярна. Это людей моего поколения в институт приводила романтика. Но не все таковыми остались: с возрастом понимаешь, жизнь — не книга, в любой работе есть как положительные, так и отрицательные моменты. К примеру, нашим сотрудникам непросто добираться до метеостанции. Особенно сейчас, когда не ходят междугородные троллейбусы. Да и 300 метров до остановки женщинам после смены приходится идти в темноте по лесу. Но без прогнозов погоды вы не останетесь», — заверил Александр Анатольевич. При этом добавил, что оправдываемость краткосрочных прогнозов значительно выше долгосрочных.

Елена ШАСТУН.
Фото Арвидаса ШЕМЕТАСА.

Деньги из воздуха: как устроена профессия метеоролога

Как устроена метеорология

В поле и в кабинете

Те, кто думает, что в метеослужбе работают исключительно энтузиасты, правы только отчасти. В метеорологию многие приходят случайно, и специалисты, которые действительно в ней остаются, находят здесь что-то привлекательное для себя не только с точки зрения романтики. Сегодня гидрометслужба объединяет десятки профессий, предполагающих самые разные обязанности и условия работы.

Лицом гидрометслужбы являются, конечно, синоптики. Их прогнозов и комментариев ждут СМИ и предприятия, которые зависят от погоды. Телефоны синоптиков буквально разрываются в часы непогоды; им же адресована критика обывателей — чаще всего, несправедливая. Такие специалисты непрерывно следят за изменениями погоды над огромными территориями. К ним стекается информация с метеорологических станций, космических спутников, радиолокаторов. Эти данные надо анализировать и сопоставлять с результатами расчетов по компьютерным моделям, чтобы создать прогноз погоды. А потому для успешной работы синоптику необходимы не только аналитические способности, но и масса специальных знаний, а также опыт.

Обычно синоптики работают по сменному графику, чаще всего — «сутки через трое». Впрочем, нередко и после смены сотрудники не перестают следить за погодой и переживать за сделанный прогноз.

Тем не менее прогнозы погоды — это лишь вершина айсберга, поскольку в его основе на деле лежит труд многих тысяч человек: наблюдателей метеостанций, операторов связи и радиолокаторов, технических работников. Их задача — бесперебойно обеспечивать информацией прогнозистов и передавать прогнозы и штормовые предупреждения потребителям. Эта работа рутинная, четкая, строго регламентированная. Она подходит для пунктуальных и усидчивых людей, которые любят работать с информацией. Впрочем, однообразие тут часто нарушает сама погода, которая всегда способна преподнести что-то неожиданное и не даст заскучать.

Есть в гидрометслужбе и другие должности, где характер работы может быть более свободным. Многие предполагают более-менее регулярные поездки по сетевым подразделениям: в них участвуют инспекционные работники (метеорологи и гидрологи), инженеры, обслуживающие оборудование, агрометеорологи, наблюдающие за сельхозкультурами, а также специалисты по мониторингу окружающей среды, отбирающие пробы воды, воздуха и грунта для анализа. Это отличный вариант для тех, кто предпочитает поездки, полевые условия и живое общение, а не работу в кабинете.

Новые технологии

Гидрометеорология постепенно становится все более высокотехнологичной отраслью, и для работы с современной техникой и новыми видами информации необходимы грамотные специалисты. Все передовые разработки ведутся главным образом в Москве и Санкт-Петербурге. В столице находится Гидрометцентр России, располагающий собственными суперкомпьютерами, на которых прогнозы погоды рассчитываются по математическим моделям.

Научно-исследовательский центр космической гидрометеорологии «Планета» занимается сбором и обработкой данных спутников. В его составе работают три региональных центра: европейский, сибирский и дальневосточный. В других регионах также постепенно появляются новые автоматизированные метеорологические и гидрологические комплексы, доплеровские радиолокаторы, измерительное оборудование для химических и радиометрических лабораторий и электронные геодезические приборы. Для обслуживания такой техники нужна специальная подготовка, и лучше справляются с этим молодые специалисты.

Южный полюс и корабли

В метеослужбе, конечно, по-прежнему остается место для романтики. Эта профессия многим позволяет попасть в дальние уголки России, побывать в экспедициях на научно-исследовательских судах, научиться прогнозировать погоду на космодроме или даже стать зимовщиком в Антарктиде.

Кризис и кадры

Метеорология не относится к разряду высокооплачиваемых отраслей, однако предлагает неплохие условия труда без потогонной системы и жесткого контроля. Кроме того, эта работа стабильна, ведь потребность в прогнозах погоды и данных о состоянии окружающей среды, очевидно, будет только расти.

Еще недавно российская гидрометслужба испытывала настоящий кадровый голод. После распада СССР система распределения молодых специалистов прекратила свое существование, финансирование было низким, и наблюдательная сеть сократилась более чем на треть. Приток молодых кадров в тот момент практически прекратился. Лишь в последние годы ситуация в какой-то мере улучшилась. Росгидромет стал участником нескольких федеральных целевых программ, началась модернизация наблюдательных сетей, выросла оплата труда, организация закупила новое оборудование. Однако смена поколений в гидрометслужбе продолжается, и здесь по-прежнему много вакансий.

Где учиться?

Высшее образование и школы

Подготовкой кадров для метеорологической службы России занимаются более десятка учебных заведений высшего и среднего профессионального образования. Главный метеорологический вуз страны — Российский государственный гидрометеорологический университет в Санкт-Петербурге с филиалами в Ростове-на-Дону и Туапсе. В нем ведется обучение по 11 основным направлениям. Метеорологов обучают и в других государственных университетах, где есть профильные кафедры: в Москве, Петербурге, Казани, Саратове, Перми, Томске, Владивостоке и Архангельске.

Некоторые студенты поступают на метеорологическое отделение случайно, в поисках легкого способа получить вузовскую «корочку». Но большинство все же выбирает профессию осознанно. Часто школьников приводит в метеорологию интерес к географии, и здесь многое зависит от учителя, который организует, скажем, экскурсию на метеостанцию или в гидрометцентр. В некоторых школах даже существуют маленькие метеостанции, где ребята учатся наблюдать за явлениями природы, работать с приборами и анализировать информацию о погоде. А не так давно руководитель Росгидромета А.В. Фролов рассказал о планах оснастить современной погодной станцией каждую школу страны.

Учебная программа: география и физика

Чтобы поступить на метеорологическое отделение, нужно сдать ЕГЭ по географии (профильный уровень), математике и русскому языку. Во время обучения большое внимание уделяется точным наукам: фундаментом учения об атмосфере является физика, и многие задачи решаются математическими методами. Например, в рамках численных методов, которые позволяют увеличить точность недельных прогнозов, атмосферные процессы (движение воздуха, теплообмен, испарение, конденсация и т. д.) описываются уравнениями гидро- и термодинамики. Получившаяся система дифференциальных уравнений решается на компьютере методами приближенных вычислений — конечно-разностными или спектральными.

Студенты также изучают метеорологические дисциплины и рассматривают различные процессы в атмосфере, методы ее исследования и вопросы прогнозирования погоды. Кроме того, они знакомятся с основами смежных наук — геофизики, гидрологии и агрометеорологии. А летом проходит учебная и производственная практика на метеостанциях, в прогностических подразделениях гидрометцентров и аэропортов.

Колледжи: техническая специальность

В гидрометеорологические техникумы и колледжи принимаются выпускники 9 и 11 классов школы. Зачисление на «бюджет» производится по конкурсу аттестатов. По некоторым специальностям можно обучаться заочно. Выпускники получают техническую специальность, которая позволяет работать в системе Росгидромета. При желании можно продолжить образование в области метеорологии, поступив на дневное или заочное отделение вуза.

Военные вузы: здоровье и знания

Военных метеорологов готовят два вуза: Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского в Санкт-Петербурге и Военно-воздушная академия им. Н.Е. Жуковского в Воронеже, где есть отдельный гидрометеорологический факультет. От будущих курсантов требуются не только хорошие знания, но и отличное здоровье. Желающие поступить в военный вуз после окончания школы должны обратиться в военный комиссариат по месту жительства. А военнослужащим для этого необходимо подать рапорт командиру своей части.

Где работать?

Сегодня в гидрометслужбе по-прежнему сохраняется дефицит кадров. Многие выпускники по специальности не работают: кто-то — из-за того, что изначально выбрал профессию не вполне осознанно, кто-то — из-за того, что не устраивают условия труда. Тем не менее для тех, кто согласен на невысокую зарплату ради стабильного места и интересной фактуры, в которой приходится работать, вакансии есть.

Росгидромет: центр и север

Основное количество вакансий в метеорологии приходится на Росгидромет. Его территориальные управления и центры ежегодно присылают заявки в профильные вузы и техникумы. Здесь требуются синоптики, метеорологи и гидрологи, наблюдатели и начальники метеостанций, инженеры по приборам и операторы связи. Такую должность можно найти буквально во всех регионах, от Ярославля и Курска до Ханты-Мансийска, Якутии и Чукотки. Благодаря таким заявкам к моменту окончания учебы некоторые студенты уже знают, где будут работать.

Устроиться на работу в Росгидромет можно и не имея метеорологической специальности. Географы, физики, геологи и химики вполне могут переквалифицироваться в метеорологов. В условиях нехватки кадров таких специалистов принимают легко и обучают всему необходимому прямо на рабочем месте.

Не каждый, конечно, решится на переезд в Заполярье или Сибирь, но Росгидромет сейчас пытается создавать привлекательные условия труда и на периферии. Здесь есть районные коэффициенты и «северные» и индивидуальные надбавки, компенсация аренды жилья, места в общежитиях и служебные квартиры, а также оплачиваемый проезд к месту отдыха, хоть и раз в два года. Молодым специалистам полагаются подъемные, оплачивается проезд к месту работы. Доплата за выслугу невелика, но причитается сотрудникам независимо от региона (при ее начислении учитывается также время учебы по специальности). Все вместе это дает дополнительно несколько десятков тысяч рублей в месяц.

За несколько лет работы в гидрометслужбе можно приобрести интересный опыт и познакомиться с природой. Место на периферии может стать хорошей стартовой площадкой в карьерном плане, позволяющей затем устроиться в научно-исследовательские учреждения или проектные институты, либо попасть в штат крупных подразделений самого Росгидромета. Кроме того, одновременно с работой можно заниматься собственными исследованиями на местном материале или учиться в аспирантуре. А тем, кто нацелен на участие в полярных экспедициях, работа в суровых климатических условиях позволит проверить себя и затем обеспечит преимущество при отборе.

Вне службы погоды: промышленность и транспорт

Специалисты-метеорологи нужны проектным институтам и организациям, которые работают в сфере добычи полезных ископаемых, строительства и транспорта. Здесь они занимаются инженерными гидрометеорологическими исследованиями: кроме работы с метеорологической информацией, сюда входят гидрологические наблюдения и инженерные гидрологические расчеты. Упор в этом случае делается на знание нормативной базы (ГОСТов и СНиПов), специальных компьютерных программ и ГИС-технологий, а также строительной климатологии.

Метеорологи находят работу в самых разных отраслях и организациях. Например, своя метеорологическая служба есть на железной дороге. Также выпускники профильных вузов могут найти работу в экологических организациях и МЧС либо стать школьным учителем, закончив дополнительно педагогическую магистратуру, — уровень образования это позволяет.

Военная служба: авиаполк и ракеты

Военные метеорологи чаще всего служат в авиационных полках и на авиабазах в должности инженера-метеоролога, с офицерским званием. Однако такие специалисты нужны и в других родах войск, где есть погодозависимые подразделения (например, на флоте и в ракетных войсках). В вооруженные силы иногда приходят не только выпускники профильных военных вузов, но и гражданские синоптики и метеорологи.

На военных метеорологов распространяются те же социальные гарантии и льготы, что и на всех военнослужащих. Они могут рассчитывать на получение жилья и военную пенсию через 20 лет службы. При этом зарплата (денежное довольствие) офицеров выше, чем у синоптиков из Росгидромета.

Наука: конференции и мировые базы данных

Еще один вариант для выпускников метеорологических факультетов — это преподавание и наука. Сейчас на профильных кафедрах также идет смена поколений, хотя наука по-прежнему финансируется достаточно скромно. Однако университетские исследователи могут пользоваться мировыми банками данных гидрометеорологической информации, печатать работы в иностранных изданиях и участвовать в международных конференциях и форумах.

Как предсказывают погоду и кто этим занимается

В мире осталось не так много вещей, которые человек пока не смог себе подчинить или хотя бы максимально к этому приблизиться. Пока ему остается только подстраиваться и учиться предсказывать эти события и явления. Так и рождаются разведывательные и прогнозные службы. Одной их них является метеорологическая. В конце концов, мы все живем на дне пятого океана, которым является наша атмосфера, и для нас очень важно, какие волнения в нем происходят. Конечно, предсказать погоду получается не всегда, но методы, которыми это делается, очень интересные. В этой статье мы постараемся собрать их все воедино, а заодно кратко рассказать о народных методах предсказания погоды и истории метеорологической службы.

Лета ждут все, но когда оно наступит знают только метеорологи.

Кто занимается прогнозами погоды

В первую очередь, стоит рассказать о том, кто занимается предсказаниями погоды в России. Сокращенно их называют метеорологами или максимум метеорологической службой. Тем не менее, официально название этой организации звучит, как “Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды”. Официальным сокращением является “Росгидромет”.

Мало кто в это поверит, но согласно отчету самого Росгидромета точность их прогнозов достигает 96%. Вопрос в том, что считать сбывшимся прогнозом. Какой разброс вариантов допускается? В любом случае сам себя не похвалишь – никто не похвалит.

Читайте также:  Стропильная система крыши, как декоративный элемент

Структура является органом исполнительной власти и находится в ведомстве Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Кроме осуществления функций по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии, она решает и многие другие задачи.

Чем занимается Росгидромет

В число основных задач Росгидромета входят:

  • Надзор за проведением работ по воздействию на метеорологические и геофизические процессы;
  • Государственный учет поверхностных вод;
  • Ведение государственного водного кадастра в части поверхностных водных объектов;
  • Ведение Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды;
  • Формирование и обеспечение функционирования государственной наблюдательной сети;
  • Организация и прекращение деятельности наблюдательных пунктов;
  • Государственный мониторинг атмосферного воздуха;
  • Лицензирование отдельных видов деятельности.

Кроме этого, именно Росгидромет обеспечивает выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам. В том числе, Конвенции ООН об изменении климата и договора об Антарктиде.

Договор об Антарктике предусматривает демилитаризацию Антарктиды, использование ее в исключительно мирных целях и превращение в зону, свободную от ядерного оружия. Договор вступил в силу 23 июня 1961 года после его подписания 12 государствами, которые стали первоначальными участниками.

История предсказаний погоды

Днем создания службы предсказания погоды считается 25 апреля 1834 года. Именно в этот день указом императора Николая I в Санкт-Петербурге была учреждена Нормальная магнитно-метеорологическая обсерватория. Первый бюллетень погоды был издан в России 13 января 1872 года. Многие именно эту дату считают днем рождения прогнозных служб.

Одна из первых погодных обсерваторий.

Создание специальных служб предсказания погоды привело к тому, что на их базе начали создаваться и другие структуры. Например, прогнозы были очень востребованы в армии, что привело к созданию Гидрометеорологической службы вооруженных сил страны. Позже даже было деление по видам войск и даже такие службы, как “дождемерная сеть Министерства путей сообщения”.

Во время революции и гражданской войны был нанесен серьезный удар по службе предсказания погоды. Было закрыто более 2 000 пунктов наблюдения и лабораторий. Позже они были восстановлены. При этом даже мировые войны не оказали серьезного воздействия на мировые прогнозные службы, так как они наоборот были нужны и в некотором роде даже продолжали развиваться.

Раз уж мы заговорили о войнах, давайте разберемся, может ли ядерная война повлиять на водный мир?

Как предсказывают погоду

Прежде всего стоит понимать, что метеорологическая служба ни одной страны не может предсказать погоду без помощи своих иностранных коллег. Для этого есть специальные объединения и механизмы взаимодействия на международном уровне.

Тысячи, если не десятки тысяч, различных объектов разбросаны по всей Земле и даже выходят за ее пределы. Среди них зонды, наземные станции, морские станции, сейсмические датчики, специальные спутники и многое другое. Все это хорошо работает только в связке.

Примерно такое оборудование стоит по всему миру и занимается сбором данных о погоде.

Например, каждый день в одно и то же время по Гринвичу все метеостанции планеты должны произвести различные измерения, среди которых замер температуры, скорости и направления ветра, влажности воздуха, атмосферного давления, облачности и количества осадков. Вся информация собирается воедино и не только позволяет составить прогнозы, но дает возможность просто наблюдать за текущей погодой в мире.

Сын спрашивает у отца метеоролога:
– Пап, а твои прогнозы всегда сбываются?
– Да, сынок, только место и время не всегда совпадают.
Старый анекдот

Поскольку, как было сказано выше, датчики и станции находятся в разных местах и на разной высоте, данных собирается очень много. Шары-зонды дают информацию о верхних слоях атмосферы, спутники могут предоставить данные об облачности на всей планете, морские станция собирают информацию в открытом море, а наземные — в прибрежной зоне, в горах и других местах суши.

Чтобы получить такую картину и нужна совместная работа метеорологических служб по всему миру.

Обработка информации производится в нескольких крупнейших мировых центрах обработки данных. Они находятся в Вашингтоне, Мельбурне, Москве и еще нескольких городах мира. Только вместе они могут рассчитать перемещение воздушных масс на планете (и их скорость) и составить прогноз погоды на несколько дней вперед.

После этого остается только нанести информацию на специальную карту и максимально оперативно передать данные о погоде конечному потребителю через средства массовой информации. Только так можно спасти людей и хозяйства от стихийных бедствий и помочь предпринимателям (в первую очередь, фермерам) избежать дополнительных расходов.

Чтобы мы могли избежать такого и работают метеорологи.

Зачастую неточный прогноз является просто несвоевременно переданной в массовое пространство информацией

Многие стараются изучать долгосрочные прогнозы, чтобы спланировать отпуск, выход на природу или открытие мотосезона. Такие прогнозы имеют не очень высокий уровень точности. Точность в районе 95 процентов и более можно обеспечить только при прогнозах на 2-3 дня вперед. И то, переменчивость погоды может сломать все теоретические выкладки. Прогнозы на более долгий срок во многом основаны на статистических данных с учетом текущего положения в природе.

Чем синоптики отличаются от метеорологов

Многие путают такие понятия, как “синоптик” и “метеоролог”. При этом представители этих профессий часто обижаются на такую путаницу. Особенно метеорологи.

Метеорология – “рассуждение о небесных явлениях” (от др.-греч. “небесные явления” и “наука”) — научно-прикладная область знания о строении и свойствах земной атмосферы и совершающихся в ней физико-химических процессах.

Исходя из определения, метеорологом можно считать ученого, который занимается изучением и анализом процессов в атмосфере в целом. По результатам своих наблюдений он дает свои заключения о состоянии атмосферы и происходящих в ней процессах.

Сама наука метеорология настолько обща, что специалистов в ней готовят по совершенно разным дисциплинам, основными из которых являются агрометеоролог, климатолог и инженер-метеоролог. Есть и другие специальности, среди которых и есть синоптическая.

Синоптик – метеоролог, который специализируется на анализе атмосферных процессов и предсказания будущего состояния погоды. В том числе, составлении долгосрочных прогнозов.

Основным инструментом работы синоптика является синоптическая карта, которая представляет из себя наложение погодных данных на географическую карту. Так можно подробно увидеть, какая погода сейчас в разных частях большой территории. На основании этого и строятся прогнозы.

Так выглядит синоптическая карта.

Еще стоит отметить, что по телевизору о прогнозах говорят именно синоптики, а не метеорологи. Второй вариант в целом тоже верен, но первый точнее. Использование слова “метеоролог” в этом ключе сравнимо с тем, чтобы сказать, что погоду зачитывает человек — cлишком общее понятие. Кстати, слово синоптик происходит от греческого “синоптикос”, что в переводе означает “обозревающий все вместе”. То есть они делают обзор погоды. Теперь все сходится.

Вообще с новостями надо быть осторожнее. Например, Как новости о политике вредят вашему здоровью?

Как предсказать погоду по народным приметам

Конечно, проще всего открыть сайт или посмотреть выпуск новостей, в котором вам расскажут все, что касается погоды на завтра или послезавтра. Но есть и народные приметы, которые иногда бывают очень точными. Верить в них или нет, личное дело каждого, но люди собирали эти наблюдения в течение сотен и тысяч лет. Конечно, напрямую они не связаны с предстоящем похолоданием или засухой, но у них может быть одна общая причина.

Предсказание по домашним животным

Многие замечали, как кошка сворачивается в клубок. Так вот, если при этом она старается прикрыть лапой или хвостом свой нос, согласно народным приметам стоит ждать холодов.

Так же стоит ждать холодов, если собака или кошка старается лечь поближе к батарее или другому источнику тепла. Видимо, запасаются теплом. Если в холода петухи начинают кричать очень рано, это к оттепели, а куры среди дня кукарекают к дождю.

Если чайка летит хвостом вперед, значит ветер сильный – шутка о предсказаниях погоды.

Гадают погоду и по другим животным. Например, если гусь стоит на одной лапе, то это к морозу. Таких примет много, но их знают в основном деревенские жители. Городские жители все-таки чаще заводят собак и котов. Тем более, у этого есть плюсы, о которых мы писали ранее.

Предсказание погоды по растениям

В городе сложно заниматься таким прогнозированием, но среди основных примет можно отметить следующие:

  • Одуванчик сжимает свой шар к дождю.
  • Вьюнок закрывает свой венчик перед дождем, а накануне солнечного дня обязательно раскрывает его даже в пасмурную погоду.
  • Клевер сближает листочки перед ненастьем.
  • Цветки заячьей капусты остаются на ночь открытыми — перед дождем, закрываются — к хорошей погоде.
  • Перед дождем закрываются цветки у белой кувшинки.
  • Перед дождем минут за 15-20 кусты жимолости начинают источать сильный запах.
  • Желтые цветы акации в ожидании близкого ненастья раздвигают пестики и в центре каждого цветка показывается блестящая капелька меда.

Предсказание по насекомым

Есть предсказания и по насекомым, так как они наравне с растениями заинтересованы в том или ином положении климатических дел. Соответственно очень сильно меняют свое поведение. Вот несколько примеров:

  • К потеплению паутина плетется в южном направлении, к похолоданию — в северном.
  • Паук старается уменьшить паутину к ветру.
  • Паук сидит неподвижно в центре паутины — к непогоде.
  • Паук прячется в углу — к дождю.
  • Мало пауков — к перемене погоды.
  • Много пауков — к хорошей погоде.
  • Если поздней осенью комары вылетают на солнце, зима будет мягкая.
  • Ночная бабочка перед холодным ветром ищет убежища в тепле.
  • Если сильно стрекочут кузнечики, значит в ближайшие сутки будет хорошая погода.
  • Цикады оживленно стрекочут вечером — к хорошей погоде.

Приводить примеры можно очень долго и этому даже посвящают целые книги, но мы все же научный сайт, поэтому обойдемся общими представлениями. Если вам будет интересно окунуться в эту тему более подробно, приметы можно легко найти на просторах Интернета.

Можно ли верить прогнозам погоды

Как было сказано выше, точность прогнозов по крупным городам составляет примерно 95 процентов и более. Это очень хороший показатель, но информацию надо получить вовремя, тогда прогноз будет максимально точным, как прогноз о гибели нашей цивилизации, о котором мы уже писали.. Вчерашний прогноз уже не будет прогнозом.

А так работают дикторы на телевидении. Иногда они являются синоптиками, но очень редко полноценными метеорологами.

Лично я в последнее время почти не смотрю прогнозы, так как примерно понимаю, что будет, а более точно смотрю по факту утром перед выходом из дома. Изучение долгосрочных прогнозов дело неблагодарное, так как они часто ошибаются, но иногда ознакомиться с ними интересно.

Единственное, что действительно важно в отношении погоды на день, так это не попасть в ураган или просто под сильный дождь. С первым успешно справляется МЧС, который даже слишком часто предупреждает о возможных чрезвычайных происшествиях через СМС-сообщения. Во втором случае часто можно и самому понять, стоит ли брать с собой зонт. Ну и на всякий случай иметь на работе еще один. Так вы будете “прикрыты со всех сторон”.

Чем опасен скребок от наледи для стёкол и кузова автомобиля?

Лёд может нанести серьёзный вред любому автомобилю, особенно когда дело касается наледи на колёсах. Однако наледь на стёклах тоже не самое хорошее явление.

Для очистки стекла и кузова употребляют разные средства, но не все из них могут очистить автомобиль, не нанеся ему повреждений.

Обычный скребок, являющийся самым популярным приспособлением для избавления от наледи, является опасным для автомобиля предметом.

Какой вред может нанести скребок?

Использование скребка — самый быстрый способ избавления от наледи, однако не самый правильный. Та часть, которая имеет непосредственный контакт с поверхностью автомобиля изготовлена, как правило, из резины или пластика.

Любой материал имеет свойство замерзать и твердеть на морозе. Работая скребком можно оставить царапины на стекле. Эти царапины в конечном итоге могут превратиться в трещины.

Кроме того, со временем ухудшается прочность и нарушается видимость, то есть стекло придётся менять.

Стекло — не самая уязвимая часть автомобиля. Лакокрасочное покрытие может пострадать от скребка в гораздо большей степени.

Ни в коем случае нельзя счищать лёд с кузова при помощи твёрдых предметов, так как с большой долей вероятности покрытие будет испорчено.

Сам по себе лёд не опасен ни для стекла, ни для лакокрасочного покрытия, если для его очищения не использовать скребок или горячую воду, которая, кстати способна навредить даже больше.

От резкого перепада температур стекло быстро покроется микротрещинами и потеряет свою прочность.

Как очистить автомобиль от наледи?

Для очистки автомобиля можно использовать щётку. Однако и при работе с ней нужно быть осторожным. На последних моделях автомобилей стёкла «мягкие», то есть их очень легко повредить.

Поэтому все движения должны быть аккуратными. Лучше всего потихоньку смахивать слои снега. Контакт с лакокрасочным покрытием или стеклом должен быть как можно меньше.

Лучшим решением будет прогреть автомобиль изнутри, чтобы наледь оттаяла сама. Функция обогрева лобового стекла придётся как нельзя кстати.

Это позволит существенно сэкономить время, которое могло быть потрачено на очистку поверхности транспортного средства. После прогрева нужно смахнуть остатки снега с автомобиля, и смело начинать движение.

Какими приспособлениями ещё нельзя пользоваться?

Некоторые автомобилисты за неимением функции прогрева стёкол или щётки прибегают к довольно странному методу очистки наледи с поверхности личного транспорта.

Они начинают счищать наледь скидочной карточкой какого-либо магазина. Карточка используется в качестве аналога скребку. Однако такой метод очистки нанесёт повреждения лакокрасочному покрытию.

Микротрещин будет много, а царапин ещё больше. Кроме того, работа будет идти медленно и продолжаться без преувеличения очень долго.

Также для очистки кузова и стекла автомобиля от наледи некоторые водители используют старый веник, что делать категорически нельзя. Царапин будет не меньше, чем при использовании скидочной карты.

Таким образом, нужно обращаться с собственным автомобилем бережно, иначе в дальнейшем это может привести к серьёзным последствиям и денежным тратам на ремонт.

Как убрать наледь на стекле

    164 0 119k
    160 17 176k

Каждую зиму морозные деньки и ночные заморозки заставляют водителей включать печки в своих автомобилях. И сразу же многие автовладельцы начинают бороться с массой новых проблем, одной из которых является замерзание стекол в автомобиле.

На первый взгляд, ничего страшного, но машина — это не самолет, а значит, пользуясь одними лишь приборами, до места доехать не получится. Поэтому стекла всегда должны быть прозрачными и чистыми. Далее несколько дельных советов как убрать наледь на стекле.

Рекомендации по борьбе с наледью

Вот представьте, вы выходите из дома прекрасным морозным утром и наблюдаете такую картину — на вашем автомобиле образовалась ледяная корочка, все стекла в наледи. Можете готовиться к тому, что на работу вы приедете не так быстро — на полчаса позже обычного. Приблизительно столько времени нужно для того, чтобы нагреть и снять с лобового стекла лед. Заранее можно приобрести спрей с размораживающей жидкостью или сделать ее самостоятельно (об этом далее). В этом случае, вы наверняка справитесь намного быстрее, от такого средства лед будет сходить быстро и легко. Стоит помнить, что начинать движение можно, как только стекла машины будут полностью очищены от снега и льда.

Читайте также:  Уложить паро-гидроизоляцию и утеплитель

Водители разных стран, в том числе постсоветских, придумали немало способов касательно того, каким же образом бороться с наледью на лобовом стекле после холодной ночи или попросту после продолжительного простаивания машины на морозе. На самом деле таких секретов много, приведем наиболее действенные и интересные.

Прогрев машины

Первое, что должен сделать любой автовладелец перед тем как очищать стекло машины ото льда, это запустить двигатель на холостых оборотах и включить печку. Это не только поможет нагреть салон, но и запустит процесс размораживания лобового стекла изнутри. Параллельно имеет смысл включить электроподогрев заднего стекла и боковых зеркал (при наличии такой опции в автомобиле).

Скребок и аналогичные средства

Это недорогое, но полезное устройство должно быть в арсенале каждого автовладельца! При покупке обращайте внимание на то, из какого материала сделана его рабочая поверхность. Она может быть из пластика или плотной резины. Первый вариант более дешевый, и работать им не так удобно. Однако за счет того, что пластик является более твердым материалом очистить наледь будет проще и быстрее. Лучше обратить внимание на модели скребков со специальной «варежкой» (утепленным местом для хвата руки) и длинной рукояткой, ими удобнее пользоваться.

Также вместо скребка можно пользоваться пластиковой банковской карточкой, скидочной, дисконтной, старым проездным или испорченным CD/DVD-диском и подобными гнущимися предметами из поликарбоната.

Однако помните, что как правило, корпус пластиковой карты может справиться лишь с небольшой наледью (инеем или изморозью). Если на стекле имеется толстый лед — она вам вряд ли поможет.

Теплая вода

Если на улице небольшой мороз, и льда на стекле немного, то можно нагреть дома воду (но не очень сильно, чтобы в нее можно было засунуть палец), и полить ею стекло. После этого воспользоваться скребком для механической очистки поверхности. Однако учитывайте, что если мороз значительный, то данный метод не подойдет, а сделает только хуже, образовав новую наледь.

Размораживатель стекол

Обработка стекла для удаления наледи

В настоящее время в автомагазинах и на авторынках продается огромное количество специальных средств, которые будут защищать стекла от замерзания и запотевания. Однако несмотря на все разнообразие, большинство из них представляют собой обычный спиртовой раствор с различными добавками. Если данного средства не окажется под рукой, то можно прибегнуть к дедовскому методу.

В сверток нужно положить немного соли, завязать, а после этого протереть стекло. Ткань должна промокнуть, а соль будет предохранять стекла от замерзания. Но у такого метода есть один минус — остаются солевые разводы не стекле.

«Незамерзайка» своими руками

Многие автовладельцы пытаются разморозить лед классической незамерзающей жидкостью, которая используется в бачке омывателя в зимний период. Однако стоит отметить, что поступать таким образом не стоит, поскольку этот процесс не даст результата! Дело в том, что температура ее замерзания составляет около -25°С…-20°С. Однако это справедливо лишь при условии, что жидкость не разбавлена. В ситуации же, когда она при контакте со льдом смешивается с водой (с тем же льдом), получается очень разбавленный раствор, обладающий температурой замерзания гораздо выше (приблизительно -5°С). Таким образом, получается результат, когда автовладелец лишь усугубляет ситуацию.

Поэтому, в данном случае целесообразно пользоваться самодельной «незамерзайкой», которую можно легко изготовить, добавив в заводскую незамерзающую жидкость обычный медицинский спирт (имеющий крепкость 96%). Последний можно без проблем найти в аптеке, однако он может иметь различные названия, поэтому лучше об этом поинтересоваться у фармацевта.

Автофен для салона и стекол

В автомагазине можно купить распространенные китайские автофены, которые позиционируются продавцами как эффективные размораживатели стекол с внутренней их стороны. Конструкционно устройство представляет собой подобие небольшого бытового вентилятора малой мощности, и подключаемого к разъему прикуривателя, то есть, работает от электросистемы автомобиля.

Однако по отзывам немногочисленных владельцев упомянутого устройства, должного эффекта оно не дает. Во-первых, мощности ТЭНов и вентилятора недостаточно, чтобы быстро и эффективно разогреть даже не толстую наледь. Во-вторых, вентилятор дует точечно, поэтому с его помощью разогреть всю площадь стекла попросту нереально. Таким образом, автофен можно купить либо в дополнение к стандартной печке, которая обогревает лобовое стекло, либо в качестве индивидуального обогревательного прибора (например, в сильный мороз погреть руки, разогреть водительское или пассажирское сидение, разогреть какой-либо инструмент, еду, чай и так далее). Поэтому сто раз подумайте перед принятием решения о покупке такого устройства.

Алкогольсодержащие жидкости

Речь о медицинском или техническом спирте, водке, самогоне и так далее. Если набрать эти жидкости в разбрызгиватель и распылить на стекло, то они будут эффективны. Однако учитывая высокую стоимость алкогольных напитков, а также менталитет нашего народа такой метод можно поставить под сомнение.

Как уберечься от образования наледи на стекле

Также существует несколько профилактических методов, позволяющих избежать появления наледи на стекле. Способы эти достаточно простые и доступные большинству автовладельцев.

Охладить и проветрить

Отключение печки перед парковкой. Это необходимо делать за 5. 10 минут до того, как вы подъедете к месту парковки и отключите двигатель. Особенно это актуально в случае, если идет снег, так как на теплом стекле он тает, образуя ту самую наледь. Также после этого рекомендуется открыть полностью два окна в салоне или двери (лучше всего по диагонали — например, водительскую и заднюю праву). Делается для того, чтобы выровнять температуру в салоне и снаружи автомобиля. Время проветривания — 1. 2 минуты, этого вполне достаточно.

Оставлять на ночь слегка приоткрытым боковое окно. Так делают с целью выравнивания внутренней и внешней температуры (из-за чего собственно и происходит образование наледи). Совет аналогичен предыдущему. Однако может возникнуть проблема так как некоторые сигнализации не допускают неполного закрывания стекол на пассажирских дверях автомобиля.

Обработать специальным средством

Некоторые автовладельцы рекомендуют пропитать верхнюю кромку поднимаемого стекла гидрофобной пропиткой, предназначенной для обуви. но чаще попросту покупают средство типа «антилед» или «антидождь» тогда влага не задерживается на стекле.

Перед длительной стоянкой рекомендуется протереть стекло спиртовым раствором, после чего насухо вытереть хлопчатобумажной тканью. Такие действия не только помогут уберечься от наледи, но и позволят проще отмыть кусочки мусора, если таковые попадут на поверхность стекла.

Закрыть лобовое стекло

Существует четыре типа материала, которым можно закрывать поверхность стекла — специально предназначенный для этого заводской чехол, ткань, плотный упаковочный картон, полиэтиленовая пленка. У каждого из методов есть нюансы использования.

Чехол против наледи. Выпускаются специальные накидки, закрывающие не только лобовое стекло, но и часть боковых стекол, а также боковые зеркала. Существуют различные, порой противоречивые, мнения по поводу того, целесообразно ли использовать такие чехлы. Основная проблема заключается в том, что после снятия чехла его нужно хорошенько просушить, а это может вызвать проблему, особенно у жителей многоэтажек. Поэтому их использование больше подходит для людей, проживающих в частном секторе, поскольку им проще оставлять на просушку материал.

Ткань действительно в состоянии уберечь поверхность стекла от образования наледи. Однако ее использование имеет и несколько недостатков. Во-первых, ее ткань необходимо отодрать от стекла. А это не всегда легко и быстро. Во-вторых, ткань необходимо аккуратно свернуть. Но такие процедуры сами по себе могут вызвать некоторые сложности. Кроме того, намокшая ткань в салоне может вызвать запотевание стекол. Аналогично вместо ткани можно использовать толстый упаковочный картон. Однако в связи с тем, что он быстро разрушается, то если вы решите использовать этот материал, будьте готовы к его частой замене.

Также, для закрывания лобового стекла можно использовать кусок полиэтиленовой пленки, предварительно смочив поверхность средством от обледенения.

Установить сигнализацию с автозапуском

Это качественно новый метод борьбы с наледью. Электронная система будет запрограммирована таким образом, чтобы с заданной периодичностью запускать двигатель, не давая ему значительно остыть. А если машина оборудована системой климат-контроля, то она также будет периодически включаться. Таким образом, автомобиль будет всегда готов к поездке. Такой способ очень удобен, хотя и стоит немалых денег.

Так же можно устанавливать машину таким образом, чтобы солнце как можно дольше светило на машину, и в частности, на лобовое стекло. Этот простой метод бывает весьма полезен, особенно когда температура не опускается очень сильно.

Недопустимые средства борьбы с наледью

Среди автолюбителей существует ряд заблуждений, касающихся использования опасных средств для избавления от наледи. Так, не рекомендуется использовать:

Лопнувшее стекло вследствие полива кипятком

  • Кипяток или очень мощную струю горячего воздуха. Например, нельзя поливать стекло только что закипевшей водой из чайника. Также для размораживания наледи нельзя использовать бытовые или строительные фены, тепловые пушки. Слишком горячий воздух создаст резкий перепад температур, из-за чего автомобильное стекло может лопнуть. Особенно это касается иномарок.
  • Скребки со сломанным лезвием. Если поверхность лезвия имеет значительные заусенцы, трещины или попросту поломано, то от использования такого устройства лучше отказаться. В противном случае вы рискуете поцарапать стекло.
  • Удары по наледи. Нельзя бить скребком или другим твердым предметом даже по оттаявшей наледи (не говоря уже про замерзшую). Так вы можете повредить целостность стекла. Удалять лед необходимо вдоль плоскости поверхности стекла.

Убирать наледь следует аккуратно. Главное в этом процессе — усердие и терпение. Помните, что лед невозможно удалить в одночасье. Поэтому при очистке поверхности стекла используйте перечисленные выше методы и средства, и работайте методично и спокойно. Это обеспечит сохранность поверхности стекол и ЛКП вашей машины. Также не используйте кипяток и струю очень горячего воздуха. В противном случае вы рискуете получить растрескивание стекла.

Как быстро и безопасно очистить автомобиль ото льда

Резкое понижение температуры или ледяной дождь могут создать корку льда на всёй поверхности автомобиля. Это сильно ограничивает видимость и сказывается на безопасности. По некоторым данным, 10% зимних аварий случаются именно потому, что водители не очистили стёкла перед поездкой. Чаще всего им просто не хватает времени для прогрева автомобиля и полной очистки стёкол.

Можно ли улучшить процесс «разморозки» автомобиля и как лучше и быстрее восстановить прозрачность стёкол? Практика автомобилистов подсказывает несколько способов. Но прежде чем начать применять любой из них, нужно завести автомобиль и выставить режим обогрева.

Механическая очистка.

Самый простой и трудоёмкий способ – механическая очистка с помощью скребка. Прежде чем начать соскребать лёд, лучше щёткой убрать снег, тогда стёкла прогреются немного быстрее, чистить будет легче. Используйте только специальные щетки и скребки для очистки от наледи – они более мягкие и не повредят стекла. Если вам дорог внешний вид машины, то не нужно счищать наледь подручными жесткими предметами – они поцарапают стёкла и лако-красочное покрытие. Со временем эти царапины накапливаются и стекло делается менее прозрачным. При ярком солнце они становятся пятнами из бликов, которые затрудняют видимость.

Лед счищайте скребком только в одном направлении. Никаких хаотичных движений «вперед-назад»: кристаллы льда, частички песка и грязи сослужат вам плохую службу. Начните очистку с боковых стекол, в то время как лобовое будет отогреваться.

Химическая реакция

Вместо таких средств можно использовать неразбавленную «незамерзайку» или спирт, которые также распыляются на лёд. Самый бюджетный, но самый губительный для авто способ – использование солевого раствора (1-2 ложки поваренной соли на стакан воды). В таком случае безопасней всего протирать стекло смоченной в нём тряпкой, а потом удалить остатки, чтобы оставшаяся соль не разъедала металл кузова. Самый жестокий вариант – посыпать солью само стекло, но он займёт больше времени.

Тепловое воздействие

Ни в коем случае нельзя поливать стёкла горячей водой. В лучшем случае это приведёт к появлению микротрещин как на самом стекле, так и на уплотнителях и краске кузова. В худшем – стекло просто лопнет.

Для ускорения процесса можно полить на окно немного тёплой воды. Но при низкой температуре её нужно тут же удалять, иначе она будет превращаться в лёд. Чтобы этого не происходило, можно добавить в воду соль или «незамерзайку».

Наиболее безобидный способ – приложить к заледеневшему стеклу грелку с горячей (не кипяток!) водой.

Если нужно очень быстро избавиться ото льда и есть переходник от 12 Вольт на 220 и заряженный аккумулятор, можно использовать обычный фен. Тёплый воздух мягко согреет поверхность.

Профилактика

Перед длительной стоянкой дайте автомобилю остыть. В зависимости от внешней температуры за 5-10 минут до того, как заглушить двигатель, отключите обогреватель, сохранив обдув. А когда уже вышли из машины, откройте на некоторое время двери для проветривания. Это снизит концентрацию влаги внутри салона и предупредит запотевание окон. А на остывших стёклах не будет таять снег, следовательно, можно будет избежать ледяной корки утром.

Перед ледяным дождём нужно обработать окна антизапотевателем. Вода будет легче скатываться, а ледяная корка окажется не сплошной, а из отдельных капель, их легче счистить. Если антизапотевателя нет, можно обработать стекло солью, взяв пригоршню и натерев поверхность.

Во время пасмурной погоды можно обработать стекло смесью глицерина и спирта. Эффект будет как от антизапотевателя, он продержится пару дней. Но в таком случае велика вероятность появления разводов, которые снижают видимость в тёмное время суток и при ярком солнце.

Чтобы автомобиль было проще очистить, до начала ледяного дождя лобовое стекло можно накрыть полиэтиленовой плёнкой, клеёнкой или специальной фольгой, зажав концы дверьми. Но стекло должно быть чистым, а плёнка – сухой. Тогда утром нужно будет просто снять полиэтилен и стряхнуть с него лёд. Ткань, бумага или картон для такой процедуры не подойдут – они пропитаются влагой и примёрзнут, создав каркас для льда.

Хитрости и советы

Не забудьте очистить боковые зеркала и фары.

Не очищайте кузов автомобиля – на нем останутся следы и царапины. Либо загоните машину в тёплое помещение, либо помойте автомобиль, после продув замки и высушив уплотнители.

Лучше счищать снег или влагу с крыши автомобиля. Это, во-первых, не будет провоцировать ситуации, когда от резкого торможения корка может сползти вниз и загородить обзор. Во-вторых прогретый автомобиль будет провоцировать таянье снега, а получившаяся вода потечёт по стёклам и проёмам. При понижении температуры он замёрзнет и утром добавит хлопот.

Если вы оставляете автомобиль на улице на несколько часов при температуре ниже нуля, не забудьте поднять дворники. Тогда они не примерзнут к стеклу, создавая лишние заботы. И не используйте стеклоочистители для удаления льда – результат будет неочевидный, а их мягкая резина излохматится и будет пропускать воду. Чтобы привести дворники в боевую готовность, нужно обжать резинки и удалить с них лёд.

Если вы выполните все действия по освобождению автомобиля ото льда, у вас уже на первой минуте поездки возникнет чувство комфорта и уверенности. При полном обзоре всего, что происходит на дороге вокруг вас, езда будет намного спокойней.

Ссылка на основную публикацию