Элементы запорного механизма

Особенности видов и устройства замков, нюансы выбора и установки на входные двери

Входные двери с замками подбираются с учетом требуемого уровня безопасности объекта, ведь не всегда есть необходимость в многоступенчатой защите. Следует рассматривать только те запорные механизмы, которые характеризуются высоким качеством сборки. Малейшие погрешности установки могут привести к сокращению срока его службы, поломке. Если решается вопрос, какой замок выбрать для входной двери, следует рассматривать все существующие виды конструкций. Только так можно определить наиболее подходящий вариант для эксплуатации в заданных условиях.

Типы дверных замков

Запорные механизмы для входных дверей представляют 4 категории надежности. Конструкции 1 и 2 категорий сравнительно легко монтируются, устроены просто. Они существенно уступают по уровню надежности аналогам. Подобные конструкции следует использовать для установки в межкомнатных дверях и офисных перегородках.

В своем доме рекомендуется применять аналоги 3 или 4 категории. Они характеризуются высоким уровнем защиты. Чтобы вскрыть конструкции данных типов, злоумышленнику понадобится 10-30 минут. Этого времени достаточно, чтобы приехали представители охранной службы. При поиске советов, как выбрать замок на входную дверь в квартире и частном доме, следует учесть, что существуют разные конструкции, отличные по способу монтажа: внутренние, наружные.

Врезные

Запорный механизм данного вида устанавливается непосредственно в дверную створку. Для этого в полотне делается паз-выборка. Чтобы механизм исправно функционировал, лучше устанавливать его внутри металлических створок. Это наиболее надежный замок для входной двери, если сравнивать его с навесными и накладными аналогами. Корпус полностью скрыт в дверном полотне. Можно устанавливать врезной замок во входные и межкомнатные двери. Однако для каждого из случаев подбирают конструкции с разным уровнем надежности.

Преимуществом запорного механизма является эстетичный внешний вид. Благодаря скрытой установке тело замка остается незаметным. Возможность монтажа в паз-выборку позволяет создать дополнительное препятствие на пути злоумышленников. Чтобы вскрыть этот механизм, придется воздействовать изнутри, т. к. разобрать тело запорной конструкции не получится.

Наивысшую степень защиты замка обеспечивает установка надежного дверного полотна. Если при взломе злоумышленнику не удастся открыть механизм, он может повредить створку. По этой причине врезной замок следует устанавливать только в прочном дверном полотне.

Навесные

Данный вариант считается наименее надежным. Главные узлы конструкции: тело замка и подвижный крепежный элемент (дужка). Запирающий механизм навешивается на дверные створки. Элементы конструкции остаются на виду. Кроме того, данная модель замка всегда находится на открытом воздухе и подвержена воздействию атмосферных осадков. Можно рассмотреть способы защиты: устанавливают козырек над створкой, запорный механизм сверху закрывают пластиковой накладкой.

Если решается вопрос, какой замок лучше, навесной вариант следует рассматривать с целью установки на объектах, где не хранят ценные вещи. Например, подобные конструкции часто можно встретить на входных дверях в сарай, погреб. Чтобы вскрыть их, применяется лом или монтировка. Злоумышленник не будет подбирать ключ, а сорвет тело замка с крепежной дужки.

Накладные

Данный вариант не отличается надежностью, но такие конструкции очень просты в установке. Способ монтажа — накладной, тело замка находится со стороны помещения. Это значит, что запорный механизм не врезается в створку, а крепится на ее поверхности. Для этого применяют саморезы. С наружной стороны полотна могут быть видны элементы крепления, что упрощает злоумышленникам задачу по взлому квартиры/дома.

Накладные дверные замки отличаются хорошей чертой — при установке не нарушается целостность створки. В результате монтаж существенно упрощается. Накладные конструкции не рекомендуется устанавливать на входные двери. Их целесообразно приобретать для объектов, где не хранят ценные вещи.

Классификация по типу механизма запирания

Навесные замки устроены проще. Врезные и накладные варианты характеризуются различным принципом действия. Их механизм намного сложнее. При выборе конструкции замка на наружные двери рассматривают несколько вариантов:

  • механические;
  • электромеханические;
  • магнитные.

Каждый из вариантов представлен в нескольких исполнениях, объединяет их сходный принцип действия, но имеются существенные отличия в конструкциях.

Цилиндровые

Личинка такого замка выполнена в виде цилиндра. Благодаря этому обеспечивается секретность механизма. Запорная часть конструкции состоит из штифтов. Они содержатся в количестве 5-6 шт. Среди них есть штифт от высверливания, запорный штифт. Это подвижные элементы, которые меняют положение благодаря возвратным пружинам, расположенным в нижней части. Когда ключ вставляется в замочную скважину, каждый из подвижных элементов занимает свою позицию, которая определяется перфорацией на ключе.

Когда штифты принимают исходное положение, личинка замка блокируется. В таком состоянии отсутствует возможность открыть/закрыть дверное полотно. Если ключ вставить в скважину, возвращается подвижность ригелю, который до этого момента был заблокирован. Вывести из строя такой механизм сложно, подбирается комбинация защитных пинов. Чтобы повредить конструкцию, вандалы используют посторонние предметы, которые вводятся в скважину.

Благодаря такому устройству и принципу действия цилиндровые механизмы для наружных дверей считаются наиболее подходящими, что обусловлено достаточным уровнем надежности. Данная модель называется еще штифтовой, она имеет сходство по конструкции с сувальдными аналогами. Цилиндровые замочные механизмы распространены еще и благодаря приемлемой стоимости. Их недостатком является низкая устойчивость к интенсивному механическому воздействию. С целью защиты от высверливания производитель оснащает подобные запорные конструкции броненакладками.

Ригельные

Данный вариант замков для входных дверей сочетает в себе простоту и надежность. Он отличается несложным процессом монтажа и неприхотливый в обслуживании. Название запорного механизма происходит от его устройства. Так, главными элементами являются ригели — засовы в виде пластин или же стержней. Отличается данная конструкция от аналогов тем, что ключ не поворачивается при введении в тело замка. Запирание/отпирание производится путем установки ключа существенной длины.

Дверь открывается благодаря соединению выступающих элементов, прорезей на ключе и ригелях. Ригельные — самые надежные замки, если делается оценка их эксплуатационных характеристик. Это обусловлено простотой конструкции и способу открывания. Однако у них есть недостаток — низкая устойчивость к взлому. Кроме того, ключи неудобно носить с собой из-за существенной длины. Они могут отличаться по ряду параметров:

  • толщина;
  • тип сечения: круглый, прямоугольный торец;
  • прорези располагаются с одной/двух сторон;
  • угол наклона выступающих элементов отличается.

Сувальдные

Главные узлы: личинка замка, сувальды, ригель. Целевое назначение сувальд — блокировка ригеля. Такой дверной замок считается наиболее надежным по сравнению с аналогами. Благодаря сложной конструкции взломать запорный механизм сложнее. Однако можно использовать отмычку. Чтобы снизить риск взлома, производитель усложнил конструкцию подобных замков путем таких мер:

  1. добавление ложных пазов на сувальдах;
  2. монтаж защитного клапана в замочной скважине, чтобы устранить препятствие, ключ должен быть частично повернут;
  3. конструкция оснащается ложными сувальдами;
  4. возвратные пружины запорных элементов должны характеризоваться разным усилием.

Надежность механизма возрастает с увеличением количества сувальд. Преимуществом данной конструкции является высокая механическая износостойкость. Это значит, что замок будет служить долго. В большинстве случаев такой механизм ломается после продолжительного периода проблемной эксплуатации. Сувальдные конструкции благодаря надежности применяются в банках, коммерческих организациях.

Есть и недостатки у подобных механизмов. Так, отмечают крупные габариты тела замка. Это обусловлено тем, что в конструкцию заложено большое количество сувальд. Размеры ключа тоже крупные. По этой причине его неудобно носить в кармане. Кроме того, из-за большого количества прорезей ключ может повредить одежду или подкладку сумки. Рекомендуется носить его в чехле.

Кодовые

Входная дверь открывается без ключа. В этом заключается главное и единственное преимущество подобных механизмов. К минусам относят постепенное истирание рабочих кнопок, что упрощает задачу по взлому. Кроме того, комбинацию можно забыть. Если кодовый замок установлен в частном доме, а дверь открывается/закрывается ежедневно, вероятность этого стремится к нулю. Однако в случае, когда механизм данного типа используется на даче, куда владелец приезжает нечасто, не всегда удается с первого раза вспомнить комбинацию.

Электромеханические

Устройство дверных замков данного типа во многом сходно с рассмотренными аналогами. Однако в конструкцию включен еще один узел — электропривод, который ответственен за подвижность запорного элемента. Различают два вида подобных конструкций:

Первый из вариантов содержит электромагнит, с сердечником которого соединен ригель. Узел приводится в движение благодаря электромагнитному полю, возникающему при подаче напряжения на катушку. Чтобы сдвинуть ригель с места, пусковой ток должен быть равен 2-3 А. Если рассматривается моторная конструкция замка, следует знать, что в нее закладывается компактный двигатель постоянного тока. Чтобы вернуть ригель в исходное положение, подается управляющий сигнал. Благодаря этой особенности вскрыть конструкции данного типа сложно.

Электромеханические замки стоят дороже аналогов, из-за чего их редко применяют. Кроме того, подобные запорные механизмы срабатывают на открывание дверного полотна не сразу. Потребуется некоторое время, пока пройдет электрический импульс. Замки данного вида открываются посредством вспомогательных элементов. Используется:

  1. магнитный ключ;
  2. брелок;
  3. пластиковый ключ-карта;
  4. кодовые пульты.

Нередко электромагнитные конструкции открываются с помощью простых ключей. В данном случае тело замка содержит сувальдную или цилиндровую личинку. Такие механизмы тоже могут быть накладными и врезными. Замки открываются ключом в ситуациях, когда отключено электропитание.

Электронные

В эту группу входят электромеханические и электромагнитные запорные механизмы. Если интересно, как устроен такой замок, следует знать, что главным элементом является электропривод. Важную роль играет считывающее устройство. Оно ответственно за открывание створки. Для этого потребуется ключ, который может быть выполнен в виде карты, кодового пульта, брелка, биометрического сканера, пульта дистанционного управления. Чтобы замок работал постоянно, конструкция оснащается аккумулятором. Обрабатывает информацию, полученную от ключа, контроллер управления.

Комбинированные

Это самый надежный вид запорных механизмов.

По уровню обеспечиваемой безопасности он превосходит даже рассмотренные сувальдные конструкции.

Комбинированные замки представляют собой двойные системы. Они оснащаются двумя личинками, причем используют одинаковые либо же разные виды запорных механизмов. Это могут быть цилиндровый и сувальдный замки, 2 цилиндровых или 2 сувальдных.

Различают следующие разновидности подобных конструкций:

  • личинки замков не связаны между собой, функционируют по отдельности;
  • запорные механизмы взаимосвязаны друг с другом.

Второй из вариантов отличается повышенной надежностью, т. к. личинки открываются последовательно. Если один замок не будет открыт, ригель второго механизма тоже не придет в движение. Это значит, что только установка сувальд одной личинки в некоторое положение позволит разблокировать вторую запорную конструкцию. В полностью комбинированных замках замочная скважина одна. Соответственно, чтобы открыть их, не придется последовательно использовать 2 ключа.

В запертом положении один замок блокируется с помощью металлической пластины. В результате не получится использовать отмычку. Данная особенность обеспечивает наивысшую надежность конструкции. Комбинированные конструкции содержат главный и вспомогательный замки. Первый из них оснащен ригелем и соединен с дверной ручкой.

В подобных замках могут быть не только горизонтальные, но и вертикальные (сейфовые) штифты. Комбинированные запорные механизмы подлежат перекодировке. В данном случае предусматривается сменный цилиндр. В результате можно поменять ключ, но не тело запорного механизма.

Магнитный

В качестве дверного замка применяют следующие варианты конструкций:

  1. сдвигового типа;
  2. работающие на отрыв.

В основе принципа функционирования — электромагнитное поле. Чтобы створка надежно фиксировалась на раме, устанавливается металлическая накладка. Она должна характеризоваться магнитными свойствами. Чтобы открыть дверь, потребуется специальный ключ и считывающее устройство. Такие замки устанавливают в подъездах, при входе в пульт охраны, помещение банка и кабинет. Магнитные запорные механизмы служат долго, не размагничиваются при эксплуатации.

Как поставить механизм в дверь

Подготавливают дрель, сверла, карандаш, отвертку. Делают разметку конструкции. Если выбран врезной замок, нужно подготовить паз. В случае когда дверь из металла, в боковой полочке вырезается отверстие под ригели и предохранительную задвижку. Полотно сверлят для установки ручки. В раме тоже подготавливают паз. Тело замка устанавливается посредством крепежа. Когда запорный механизм будет закреплен в пазу полотна, его нужно отрегулировать. При этом створка закрывается, ключом проверяют работу замка. Когда необходимо, корректируют положение личинки, подтягивают крепеж.

Ремонт

Если запорный механизм плохо закрывается, ключ периодически заклинивает, нужно узнать причину. Это может быть следствием неправильной эксплуатации двери: слишком сильный принудительный прижим из-за уплотнителя, регулярные удары о раму. Если устранить данные причины, работа механизма нормализуется. Запорные конструкции не рекомендуется разбирать. Это может привести к окончательной поломке и утрате надежности замка. В случае когда внешние факторы, оказывающие негативное влияние на работу запорной конструкции, отсутствуют, производят ее замену.

Замки и запорные механизмы: классификация и особенности

Все мы помним детскую загадку: “Не лает, не кусает, но в дом не пускает”. Ну, конечно же, это замок – верный и надежный наш страж. Защитник от подлых и коварных воров, которые норовят посягнуть на наше имущество. Никто не знает, кто и когда изобрел это очень нужное в быту и не только, устройство. Первые аналоги, запирающие двери домов и усыпальниц встречаются еще в древнем Египте. Поэтому лавры авторства останутся ничьими. Мы попробуем сегодня разобраться, с тем, “что это такое и с чем его едят”.

Замки: от простого к сложному

Казалось простое приспособление с ключом. Но оказывается есть множество подобных устройств с разными комбинациями запорных механизмов и вариантов установки. Именно основываясь на эти два определения, разделяться все существующие устройства. Рассмотрим в начале разновидности замков по типу их установки. Есть три основных вида. Это:

  1. Навесные.
  2. Врезные.
  3. Накладные.

Навесной замок

Первый тип замков, а именно навесные, ассоциируются у нас с “амбарным” дедушкой. Так оно и есть. Это наиболее простые устройства, которые крепятся к двери посредством продевания замковой скобы в проушины, закрепленные на дверях и дверной коробке. Есть множество навесных замков, которые отличаются друг от друга:

  • формой;
  • материалом изготовления;
  • типом ключей;
  • наличием защиты от влаги и прочее.

Но главный элемент, по которому они различаются, это их тип изготовления. В зависимости от этого они бывают:

  1. Открытого типа – классический замок с дугообразной дужкой, тот самый “амбарный предок”.
  2. Полузакрытый тип – в котором дужка уже прямая и фиксируется в корпусе замка
  3. Закрытый тип – наиболее защищенный от воров своим видом, где дужка, также цилиндрической формы спрятана в теле самого замка.

Последний тип трудно сбить или распилить в нем дужку, поскольку злоумышленнику тяжело добраться непосредственно до запорного устройства. Именно поэтому такой тип замков сейчас постепенно вытесняет все остальные виды своих сородичей.

Еще навесные замки различаются по типу ключей, которые могут быть различной формы и даже без них, где вращающиеся трех- или четырехзначные барабаны чисел выполняют функцию подбора необходимых для открытия запорного механизма, комбинаций.

Первейшая слабость навесных замков это уязвимость перед взломщиками. При всей их современной “мудрености”, это наружные устройства, которые можно при необходимости разбить, распилить и прочее. Поэтому доверять им охрану больших ценностей не рекомендуем.

Накладные замки

Следующий тип — это накладные замки. Они устанавливаются на дверное полотно с внутренней стороны, поэтому сам механизм спрятан от внешнего воздействия. Их преимущество в легком монтаже, а также в возможности открытия с внутренней стороны без ключа, но это же может рассматриваться, как и недостаток. Поскольку вор, попав в помещение, через окно или чердак, легко его покинет, открыв замок с внутренней стороны.

Читайте также:  Двери телескопического типа

Тенденция последнего времени — замена входных дверей квартир с деревянных на металлические, заметно уменьшила сферу применения накладных замков, поскольку на последних затруднен их монтаж. Поэтому сейчас часто такие замки используют в качестве дополнительного запирающего устройства, выполняющего роль простой внутренней щеколды.

Врезные замки

И наконец-то третий, наиболее используемый вид. Это врезные замки. Они бывают для:

Сам замок монтируется внутри полотна и это есть его положительная и вместе с тем отрицательная черта. Внутренняя компоновка не портит двери, наиболее эстетична, но вместе с тем простому обывателю сложно самому установить такой замок. Врезные замки имеют самое широкое использование, благодаря своей надежности. Но, как и все замки, они не безупречны и поддаются взлому. В зависимости от стойкости замки они делятся на классы, где:

  1. Первый класс – нужно менее пяти минут на его вскрытие.
  2. Второй класс — от пяти до пятнадцати минут.
  3. Третий класс — от пятнадцати до тридцати минут.
  4. Четвертый класс — более тридцати минут.

Нам не очень понятно как именно сертифицируются такие замки и кто стоит наготове с монтировкой и отмычками, чтобы установить класс проверяемого замка, но таковы правила стандартов.

Кроме надежности от воров эти замки проверяют еще на иные показатели, перед тем как присвоить ему окончательный класс безопасности. Вместе с замками важно позаботиться и о надежности стальной двери и правильности ее монтажа.

Механизмы запирания

Кроме классификации по типу установки, которую мы описали выше, существует различие замков по типу механизма запирания. Есть множество разновидностей запорных устройств. Рассмотрим основные из них. Это:

  1. Цилиндрические (делятся на дисковые, штифтовые и рамочные).
  2. Ригельные.
  3. Сувальдные.
  4. Кодовые.
  5. Электромагнитные.
  6. Электромеханические.

Первые три типа замков – ригельные, цилиндрические и сувальдные отличаются друг от друга лишь разновидностью ключей и их механизмом воздействия на засов, запирающий дверь. Как они работают, можно найти в специальной литературе, где описываются устройство каждого в статическом варианте и в динамике. Не желаем засорять мозги наших читателей ненужной для них информацией, поскольку большинство современных замков такого типа довольно сложные устройства, не поддающиеся разборке, что предусмотрено самими изготовителями для секретности ввиду безопасности имущества которые они защищают. Поэтому простому обывателю не получиться отремонтировать такой замок, в случае если он поломается.

Для простоты обслуживания большинство изготовителей выполняют свои замки с возможностью замены самого ключевого устройства или как говорят в народе “вкладыша”. Это делают в случае потери ключей или замены имеющихся на новые, если какой-то из ключей потерян, для обеспечения безопасности. Такую операцию может совершить, даже неопытный мастер при помощи простой отвертки.

Три других вида замков упомянутых выше не имеют обычных ключей в том виде, которые нам знакомы. Для их открытия необходимо знать код отпирающего устройства или электронный передатчик импульсов, позволяющий механизму отпереть замок. Это может быть и магнитная карточка или чип скрытый в брелоке хозяина.

Как выбрать надежный замок

Мы постарались вкратце описать вам виды существующих замков, которых человечество придумало несчетное количество. Теперь касаемо рекомендаций при выборе замка.

  1. Учитывайте прежде всего место, куда вы его будете устанавливать или монтировать. Поскольку неудачно выбранные габариты или форма устройства перечеркнут все ваши усилия.
  2. Доверьте первичную установку замка, проверенному мастеру, который максимально точно смонтирует устройство на месте его расположения, обеспечивая его надежную работу в дальнейшем.
  3. Прислушайтесь к рекомендациям специалистов работающих в этой сфере, которые порекомендуют Вам надежного и проверенного производителя.
  4. При возможности установите несколько запирающих устройств, не дублирующих друг друга с различными типами механизмов и видами ключей.
  5. Используйте параллельно современные методы оповещения в случае несанкционированного проникновения в ваше жилье – сигнализация, видеонаблюдение

И конечно же не жалейте денег на собственную защиту, поскольку, как известно – скупой платит дважды.

Также предлагаем вашему вниманию интересное видео по выбору надежного замка для входных дверей.

Арматура для бачка унитаза

Вне зависимости от марки производителя и особенностей конфигурации запорная арматура для унитаза решает следующие основные задачи: обеспечивает подачу воды в бачок унитаза и прекращает поток, как только достигнут нужный уровень. Если запорная арматура выйдет из строя, это создаст немало неудобств для всех членов семьи. Однако нет необходимости вызывать сантехника: большинство поломок можно успешно устранить собственными силами.

Что входит в комплект?

Любой бачок для унитаза включает в себя набор из нескольких комплектующих:

  • Сливной механизм. Он представляет собой закрытый сифон, соединенный с трубой с использованием герметизирующей резиновой прокладки.
  • Поплавок, регулирующий уровень воды. Он соединяется при помощи спицы с основным механизмом.
  • Рычаг, отвечающий за подачу воды. Конструкция присоединяется к водопроводу с использованием шарового крана.

Принцип работы зависит от установленной разновидности арматуры для бачков. Наибольшее распространение среди них получили сливные бачки, которые устанавливаются на сам унитаз, хотя еще недавно были распространены шумные подвесные конструкции. Рассмотрим виды арматур сливного бачка и наиболее важные отличия подробнее.

Разновидности сливных механизмов

Различают две основные конфигурации сливного механизма:

  • Штоковый (другое название – вытяжной).

    Для таких механизмов слива характерно наличие штока, который запирает отверстие. Чтобы вода из бачка унитаза полилась в чашу, необходимо поднять шток рукой. Такая конструкция широко распространена в советских моделях, в обновленных унитазах она встречается редко.
  • Кнопочный тип арматуры сливных бачков.

    Эта система может работать в одном или в двух режимах. Однорежимный тип механизма бачка унитаза предполагает, что вся вода сливается за один раз, двухрежимный позволяет обеспечить максимальную экономию воды.

Также применяется запорная арматура с функцией остановки водяного потока. Бачок имеет только одну клавишу: первым нажатием открывается поток воды в чашу унитаза, вторым нажатием он останавливается.

Конструкции поплавковых механизмов

Обязательным компонентом арматуры сливного бачка является поплавковый механизм, задача которого – не допускать подъема воды выше заданного уровня. Сам поплавок бачка представляет собой полый пластиковый баллон, который под действием воды, заполняющей бачок, поднимается до нужного уровня. Механизм поплавка соединен с системой рычагов, воздействующей на запорный клапан. Как только поплавок достигает нужного уровня, механизм запорной арматуры перекрывает подачу воды.

Клапан сливного бачка имеет несколько разновидностей:

  • Кройдон-клапан. Перекрывание потока обеспечивается за счет использования вертикально расположенного поршня. Рычаг поплавка запускает движение поршня, в результате вода перестает заливаться в сливной бачок.
  • Клапан поршневого типа. Его отличием является разделенный на две части шплинт, в котором закрепляется рычаг поплавкового механизма. При движении рычага под воздействием поплавка поршень начинает двигаться горизонтально. Поршень начинает давить на седло, и установленная на нем прокладка останавливает подачу воды. Это наиболее распространенный вид арматуры для унитаза.
  • Мембранный клапан. Его особенностью является наличие мембраны, выполненной из резины или силикона, которая установлена вместо прокладки. Рычаг двигает пластиковый поршень, он воздействует на мембрану, и она закрывает отверстие для заливания жидкости в бачок. Эту арматуру используют реже, однако она отличается высокой надежностью.

Поплавковая запорная арматура обеспечивает автоматическое прекращение подачи воды в бачок, он не переполнится выше допустимого уровня.

Арматура для бачка унитаза

Различают системы арматуры для сливного унитазного бачка с нижней подводкой и боковой подводкой. Первый вариант более комфортен в использовании, так как вода поступает в бачок с минимальным уровнем шума. Боковая подводка более шумная, но относительно недавно производители решили эту проблему. Для подачи предусмотрена специальная отводная трубка, выполненная из мягкого полимера. Она опускается на дно бачка, в результате уровень шума существенно снижается.

Как работает механизм слива?

Еще один важный компонент арматуры для унитаза – механизм, отвечающий за спуск. В комплект входят следующие компоненты:

  • Сливное отверстие, которое располагается в нижней части бачков. Оно должно иметь правильный наклон для беспроблемного спуска жидкости из сливного резервуара.
  • Переливная трубка – важный обязательный компонент механизма.
  • Клапанная крышка и резинка, которая не допускает самопроизвольной утечки воды вниз.
  • Кнопка, отвечающая за открывание запорного механизма. Управление кнопкой может предполагать один или два сливных режима в работе унитаза, поэтому и конфигурация будет различаться.

Любые виды комплектующих для домашнего унитаза должны быть выполнены из качественных прочных материалов. Дешевый пластик может быстро выйти из строя под воздействием солей жесткости, которые практически всегда присутствуют в водопроводной воде. В этом случае устройство достаточно быстро перестанет правильно работать и потребует замены.

Основные причины поломок

Неисправности в сливных системах бытовых унитазов обычно возникают на 2-3 год эксплуатации, они могут проявляться по-разному. Достаточно часто, начинает протекать прокладка или мембрана: в результате вода постоянно стекает в чашу, на стенках унитазов образуются жёлтые разводы ржавчины из-за присутствующих в воде солей. Проблемы с арматурой также проявляются нарушениями поступления воды в бачок, система перестает срабатывать автоматически.

Можно перечислить несколько наиболее распространенных причин поломок устройств:

  • Низкокачественные материалы, из которых выполнены детали арматуры. Если устройство выполнено из непрочного пластика, он достаточно быстро деформируется и перестает справляться со своей задачей. Решение проблемы в замене арматуры на более качественный набор.
  • Слишком жесткая вода. В ней может присутствовать избыток солей кальция и магния, а также активного хлора, который применяется в водопроводе для обеззараживания. Под воздействием агрессивных веществ пластик устройства быстро разрушается и требует замены.
  • Нарушение герметичности поплавка. Если в него начнёт попадать вода, он будет тонуть и перестанет справляться со своей задачей.
  • Нарушение правил установки. Непрофессиональное вмешательство в устройство также может со временем привести к поломкам.

Чтобы заменить арматуру и восстановить нормальную работу устройства, не всегда нужно звать мастера. Многие элементы запорного механизма можно поменять или починить своими силами, для этого не нужны специальные знания.

Основные способы ремонта

Если бачок сантехники изначально снабжен качественной арматурой, она способна прослужить до 20 лет, но часто поломки возникают значительно раньше. Однако со многими из них можно справиться без большого труда. Основные методы устранения неполадок:

  • Если проблемы с впускной мембраной возникли из-за засорения ржавчиной, окалиной или иным крупным мусором, компонент устройства нужно очистить от загрязнений. Полностью решить проблему поможет установка фильтра грубой очистки перед входом водопровода в бачок: он будет задерживать крупные нерастворимые частицы, и унитаз дольше прослужит без сбоев.
  • Если при нажатии на кнопку смыва вода не сливается, необходимо снять крышку и найти причину неполадок устройства. Поломка кнопки обычно связана с неполадками пластиковых частей, они потребуют замены.
  • Если вода недостаточно быстро набирается в емкость, необходимо отрегулировать положение переливной трубки. Она должна располагаться минимум на сантиметр ниже кнопки, арматуру нужно поставить в правильное положение.
  • Если в местах резьбового соединения унитазов появились протечки, их можно устранить путем замены резьбовых прокладок. Соединение разбирается, устанавливаются новые прокладки, после этого его важно правильно собрать.
  • Если ухудшился напор слива в унитаз, причиной чаще всего являются крупные частицы известковых отложений и ржавчины, попавшие в отверстие. Его необходимо очистить от загрязнений.

Если вы ранее не занимались ремонтом унитазов и никогда не работали с сантехникой, лучше поручить выполнение задачи профессионалу.

Протечки не только нарушают комфорт пользования арматурой: они существенно увеличивают расход воды, а значит, растет плата за коммунальные услуги. Кроме того, есть риск залить соседей, после чего придется платить еще и за чужой ремонт. Проблем с унитазом можно избежать, если вовремя устранять незначительные неполадки.

Замена комплектующих своими силами

Наиболее надёжный вариант ремонта арматуры – полная замена всех компонентов устройства. Для этой работы потребуется стандартный набор инструментов сантехника: в него входят плоскогубцы, отвертки, разводной ключ, также потребуется приобрести ФУМ-ленту для уплотнения соединений, резиновые прокладки и кран. Для замены рекомендуется приобрести оригинальный набор запорных элементов, в этом случае он гарантированно подойдет по размерам и конфигурации емкости.

Чтобы поставить новую арматуру, необходимо сделать следующее:

  • Установить резиновую уплотнительную прокладку между сливным отверстием и основанием на унитазе. Она предотвращает протечку воды и обеспечивает герметичное соединение.
  • Бачок болтами прикручивается к унитазу и надежно закрепляется для предотвращения смещения.
  • После этого можно устанавливать внутрь новую арматуру взамен имеющейся. К водопроводному стояку подсоединяется гибкая подводка, которая обеспечит подачу воды в бачок. Чтобы при необходимости ее перекрыть, в систему монтируется шаровый кран. Для максимальной герметичности соединения следует использовать ФУМ-ленту.
  • Следующий шаг – подключение и настройка поплавкового механизма в сливном резервуаре. Поплавок регулируется так, чтобы уровень воды не превышал 10 см от края сливной емкости.
  • Последний этап установки – подключение запорного механизма слива. Нижний элемент закрывает отверстие в бачке, верхний вставляется в отверстие в крышке и закрывается декоративным элементом кнопки.

Если монтаж комплекта в унитаз вызывает сложности, лучше не рисковать и вызвать профессионала. Неправильная установка сокращает срок службы компонентов, и скоро арматуру придется менять вновь. Чтобы избежать ненужных проблем, вызовите на дом квалифицированного сантехника.

Работы со встроенным в стену резервуаром

Достаточно сложно менять и ремонтировать арматуру, если емкость для слива убрана в стену и замаскирована отделочными материалами. Для этого приходится сначала демонтировать настенную панель с клавишами смыва, после этого с помощью отвертки откручивается рамка на отверстии в стене. Удаляется перегородка, после этого открывается доступ к скрытой водяной арматуре.

Вода перекрывается, после этого демонтируются клапаны и другие элементы конструкции. Поломка устраняется, после этого неисправные пластиковые детали меняются на новые, и проводится сборка механизма в обратном порядке. Без опыта работы правильно собрать компоненты достаточно сложно, поэтому скрытые механизмы лучше доверить специалисту. Такую арматуру легко повредить, а для полной замены емкости придется демонтировать декоративную отделку.

Оставьте заявку выезд в пределах МКАД бесплатно

Ответственное отношение к состоянию сантехники позволяет предотвратить большинство поломок. Лучше не экономить на установке фильтров для воды, так как они значительно продлевают срок эксплуатации сантехники. Менять арматуру необходимо только на качественные детали проверенных марок, это позволит избежать повторных неполадок и недешевого ремонта. Однако при наличии определенных навыков и инструментов решить проблему можно даже своими силами.

Какими бывают задвижки для трубопроводов, устройство и принцип работы

Эксплуатация любой трубопроводной промышленной магистрали предусматривает наличие элементов, перекрывающих поток жидкости, газа, сыпучих материалов и других видов рабочих тел при необходимости обслуживания или ремонта. Функции запора и регулировки потока движущегося вещества в линиях выполняют задвижки для трубопроводов, имеющие различное назначение и конструктивное исполнение.

Область применения

Задвижки используют в качестве запорной и регулирующей поток арматуры в трубах, иногда с их помощью управляют объемом подачи за счет снижения условного диаметра прохода.

Читайте также:  Межкомнатные двери купе – фото и цены

Задвижки редко применяются в быту, в основном они служат для регулировки водо- и газоснабжения в жилищно-коммунальном хозяйстве, в магистралях для транспортировки газа, нефти, пищевой и химической промышленности при подаче технологических компонентов в производственном процессе.

Запорные элементы используют на трубопроводах с большими условными диаметрами прохода, применяемые материалы изготовления – недорогие черные и цветные металлы в различных сочетаниях.

Рис.1 Запорное оборудование для водоснабжения

Что такое задвижки: назначение и основные конструктивные элементы

Задвижкой называют вид трубопроводной арматуры, предназначенной для перекрытия или регулирования потока вещества, проходящего по магистрали. Они могут работать в среде с газообразными, сыпучими, жидкими веществами различной вязкости и химической активности.

Основными конструктивными элементами в системе задвижки любой конструкции являются:

  • Корпус. Состоит из основной части и крышки, первая помещается непосредственно в магистраль, а вторая служит для крепления и управления перемещением запорного элемента. Корпус выполняют из металла: стальных сплавов, нержавейки, латуни, алюминия, ковкого чугуна, последний покрывают антикоррозионными слюдосодержащими красками или эпоксидными грунтовками.
  • Запор. Элемент (заслонка) имеет конструктивное исполнение в виде металлического клина, шибера, диска или гибкой трубы из эластичных материалов, для повышения герметичности металл иногда покрывают резиной (эластомер). При перемещении узел плотно входит в профильное седло, расположенное в корпусе, и герметично перекрывает канал.
  • Приводная система. Предназначена для управления перемещением заслонки в узле, представлена механическими конструкциями в виде маховика, перемещающегося на выдвижном или стационарном штоке, также используются пневматический, электрический и гидравлический приводы.

Рис. 2 Трубопроводные задвижки из стали – параметры по ГОСТ 9698-86

Достоинства задвижек

Основные параметры задвижек регламентированы ГОСТ 9698-86, используемые в промышленности изделия имеют следующие особенности:

  • Простота конструкции. Корпус состоит из основной части, помещаемой в линию посредством фланцевого или муфтового резьбового (для малых диаметров) соединения, его крышка крепится гайками или болтами – это упрощает процедуру установки, демонтажа и ремонта устройства.
  • Высокие технические характеристики. Задвижная арматура в зависимости от назначения и условий эксплуатации выдерживает рабочую температуру от -60 до +565 С., давление от 0,16 до 25 Мпа. (1, 6 – 250 бар.) в стальных конструкциях. При этом предел давлений для чугуна составляет 25 бар., для изделий из цветных металлов – 40 бар.

Рис. 3 Запорная чугунная фланцевая арматура

  • Универсальность. Устройства могут работать в магистралях любого назначения с высокой химической активностью передаваемых веществ, рассчитаны на использование в трубопроводах диаметров от 15 до 2000 мм.
  • Высокие гидравлические характеристики. Задвижные устройства подбирают по внутреннему диаметру трубопроводов, имеющему стандартные значения, поэтому они не влияют на гидравлическое сопротивление в линии. Плавное перемещение заслонки при перекрытии потока транспортируемого вещества позволяет избежать гидравлического удара в системе. Конструкция задвижных элементов и корпусного седла рассчитана на создание высокой герметичности перекрываемого канала.
  • Хорошая ремонтопригодность. Монтаж и ремонт арматуры и фитингов с задвижками легко провести при наличии простого инструмента и комплектующих – разводных сантехнических ключей, прокладок. Заслонки и прокладки в случае износа просто снять и поменять на новые.
  • Длительный срок службы. Корпусные детали и затворы изготавливаются из прочных долговечных материалов, рассчитанных на использование в конкретной рабочей среде, внутренние заслонки делают из коррозионно-устойчивых металлов – это существенно увеличивает их эксплуатационный срок.

Рис. 4 Виды задвижек из цветных металлов

Минусы

При изготовлении запорной арматуры для удешевления часто используют чугун, подобные конструкции имеют следующие недостатки:

  • Высокий вес задвижек затрудняет монтаж узлов при больших диаметрах трубопроводов – может понадобиться несколько рабочих или специальная подъемная техника для удержания массивной детали. К примеру, вес чугунного запора с условным проходом 1600 мм. Согласно ГОСТ 9698-86 составляет 10025 кг.
  • Чугун относится к коррозионно неустойчивым материалам, со временем его внутренняя поверхность ржавеет, покрывается раковинами и известковым налетом – это приводит к нарушению герметизации при перекрытии потока.
  • Еще к одним недостатком чугуна относится его хрупкость, приводящая к необратимой поломке изделия при сильных ударных воздействиях.
  • Дешевое сальниковое уплотнение с набивкой, какое находит применение в бюджетных чугунных изделиях, не является достаточно герметичным по сравнению с современными торцевыми уплотнениями – в процессе его эксплуатации нередко возникают утечки транспортируемого вещества.

Рис. 5 Принцип работы затвора клинового типа

Задвижки для трубопроводов – виды и классификация

Задвижные узлы имеют разные конструктивные и физические параметры, по конструкции и классификации задвижек их подразделяют на следующие классы:

  1. По технологии изготовления корпуса:
  • Сварные.
  • Литые – основной метод формообразования корпусов.
  • Кованые или штампованные – технология применяется для создания высокопрочных корпусов, детали соединяются между собой сваркой.
  • Комбинированные – производятся из кованых и штампованных деталей посредством сварки.
  1. По типу уплотнения:
  • Графитоармированные, жидкометаллические.
  • Сальниковые – подвижной шпиндель или шток отделяется от рабочей среды сальниковой прокладкой, пропитанной маслом и сжатой накидной гайкой или специальной деталью – сальником.
  • Сильфонные – герметичность достигается за счет использования гофрированных упругих оболочек из металлических и синтетических материалов.

Рис. 6 Разборка клиновидной системы (корпус, вид клина задвижки)

  1. По типу передачи усилия к заслонке:
  • Вращательное – применяется в ручных механических системах, где винтовой шпиндель перемещается за счет маховика.
  • Поступательное – шток имеет цилиндрическую форму и перемещается за счет передачи ему усилия гидравлическим или электрическим способом.
  1. По типу привода:
  • Ручной – для передачи усилия используют маховик и шпиндель с резьбой.
  • Электрический – управление задвижкой происходит перемещающимся шпинделем, который является якорем электрокатушки.
  • Гидравлический – на подвижный шток с заслонкой, помещенный в герметичный цилиндр, оказывает давление гидравлическая жидкость.
  • Пневматический – шпиндель передвигается за счет давления на его поверхность сжатого воздуха.

  1. По конструктивному исполнению затворного узла:
  • Клиновые. Затвор имеет клиновидную форму, при опускании располагается между двумя наклонными седельными поверхностями.
  • Параллельные (одно- или двухдисковые, шиберные). Затворный элемент сделан в форме плоского диска или шибера, которые запирают канал, опускаясь в небольшие профильные углубления в корпусе.
  • Шланговые. При работе системы затворный механизм сдавливает эластичный резиновый шланг, перекрывая тем самым канал движения вещества.
  • Поворотные. Запорный элемент в виде диска располагается в канале трубы на его центральной линии, при работе он разворачивается вокруг центральной оси и перекрывает поток проходящего вещества.

Клиновые задвижки

Устройство задвижки данного типа представляет собой заслонку с расположенными под углом поверхностями, которая при отпускании располагается в клинообразном седельном гнезде.

Жесткий клин

Модель отличается невысокой стоимостью, простотой, жесткостью, надежностью и хорошими параметрами герметичности, при изготовлении требует использования высокоточного оборудования. Клин шарнирно подвешен к шпинделю, размещенному в верхней крышке, и опускается в канал по встроенным в корпус направляющим, система способна работать с большими перепадами давления. К недостаткам относится сложный ремонт и заклинивание при воздействии высоких температур в результате линейного расширения металла при нагревании.

Рис.8 Двухдисковый клин – конструкция

Клин с двумя дисками

Клиновые модели данного типа состоят из заслонки в виде двух размещенных под углом дисков с разжимной деталью между ними (имеет вид шарообразного грибка) – это позволяет ей самоустанавливаться, обеспечивая при этом высокую плотность перекрытия канала и исключая заклинивание.

Типы задвижек с двумя дисками имеют сложное конструктивное исполнение и соответственно дороги, их преимущества – малый износ затворных и седельных поверхностей за счет отсутствия контакта по пути перемещения, высокая степень герметизации, небольшое прилагаемое усилие для закрывания прохода.

Устройства выпускают только с выдвижным штоком, многие модели бывают с кольцевыми уплотнениями на затворных дисках, позволяющими повысить герметизацию прохода.

Рис. 9 Разновидности поворотных систем

Упругий клин

В данной конструкции привод затвора разрезан на две части и между ними расположен пружинящий элемент – это позволяет перемещаться уплотнительным элементам относительно друг друга на небольшой угол, обеспечивая тем самым лучший контакт с седельным кольцом. При изготовлении не требуется высокоточная подгонка, исключено высокотемпературное заклинивание, к недостаткам относится повышенная истираемость плоскостей клина в результате раннего вступления в контакт при опускании.

Поворотные

Устройство такого типа называют дисковым поворотным затвором, при работе диск располагается в потоке вещества и перемещается по его направлению. Диски используются в системах с диаметром трубопроводов до 1200 мм. при температурах среды от -200 до +450 С. и давлении до 600 бар. Устройство имеет простую конструкцию, малые размер и массу, хорошо герметизирует перекрываемый канал, легко ремонтируется. К недостаткам относят высокое сопротивление потоку, работу только в одну сторону, невозможность использования в среде с повышенной вязкостью и загрязненностью.

Параллельные (шиберные)

В данных устройствах поверхности седел и затворного диска параллельны, при опускании диск (шибер) герметично перекрывает проход за счет давления на его поверхность проводимой среды. К недостаткам относят большие энергозатраты на перемещение в результате трения уплотнительных колец седла и шибера на всем пути движения и соответственно повышенное истирание герметизирующих поверхностей. Используется при пониженных требованиях к герметичности, легко обслуживается и ремонтируется.

Рис.10 Шиберные параллельные задвижки

Шланговые

При транспортировке агрессивной химической среды в системе, задвижки должны иметь высокую защиту от коррозии – лучшим вариантом в этом случае является использование устройств шлангового типа. Узел имеет рабочий канал в виде эластичного гибкого шланга, который при перекрытии потока сжимается в средней части.

Рис. 11 Шланговый тип задвижки – принцип действия

Маркировка

Маркировка задвижной трубопроводной арматуры регламентируется в соответствии с ГОСТ 4666-75, она выполняется на корпусе или табличке с указанием следующих данных:

  • наименование предприятия;
  • давление, температура;
  • проходной диаметр;
  • марка стали в случае использования материалов со специальными свойствами (повышенной коррозионной, температурной стойкостью);
  • знак качества при его наличии.

Рис. 12 Примеры маркировки

Монтаж запорной арматуры в системах водоснабжения

Установка задвижки в магистральный трубопровод промышленного назначения проводится квалифицированными специалистами, при этом наиболее часто используется соединение элементов друг с другом с помощью фланцев. При проведении работ в водопроводной магистрали действуют, соблюдая следующие особенности установки:

  1. Съем запорной арматуры водопровода проводят только при отсутствии рабочей жидкости в системе, при необходимости трубы в местах соединений защищают от грязи, окалины, известкового налета.
  2. Перед монтажом запорной арматуры проверяют качество фланцев – фланцевая шайба не должна иметь трещин, царапин, выемок и прочих дефектов.
  3. Запорная арматура водопровода размещается на строго прямолинейной части магистрали и ровных участках земной поверхности – это позволяет избежать чрезмерных напряжений в местах изгибов и перекосов, вызывающих протечки. При монтаже тяжелых узлов используют дополнительные жесткие опоры.
  4. При эксплуатации не допускается прилагать чрезмерное усилие к маховикам, посредством которых приводятся в действие запорные заслонки – это может привести к поломкам и трещинам.
  5. Монтаж следует проводить с обвязкой мягким стропом, избегая крепления за шток или штурвал и стараясь не повредить защитное покрытие – это приводит к преждевременной коррозии. Падение с высоты и механические удары недопустимы.

Рис. 13 Способы монтажа и настройки запорных устройств

Перед выбором запорной арматуры необходимо учитывать ее характеристики в соответствии с ГОСТ – наиболее высокими параметрами обладают стальные промышленные изделия. Для бытового использования подходят задвижные узлы для трубопроводов из цветных металлов – они имеют небольшие размеры условного прохода и доступный монтаж с помощью резьбовых муфт.

Ознакомительное видео про задвижки для трубопроводов

Как работает задвижка: устройство и принцип действия

Задвижки – очень популярный и распространенный тип запорной арматуры. Благодаря своей надежности и простой конструкции они востребованы на транспортных и технологических трубопроводах с самыми разнообразными рабочими средами. В зависимости от конструктивного и материального исполнения, задвижки могут использоваться в системах с рабочими давлениями до 25 МПа и температурами до +565 °С. Далее описана конструкция и принцип работы задвижек, приведена их классификация, а также отмечены особенности разных модификаций данной арматуры.

Из чего состоит задвижка?

Главные конструктивные элементы арматуры:

  • корпус;
  • крышка;
  • затвор;
  • резьбовая пара (шпиндель и гайка);
  • сальниковое уплотнение;
  • маховик (или другой управляющий элемент).

Устройство задвижки очень простое. Ее основу составляют корпус и крышка – именно они образуют полость, по которой движется рабочая среда. В полости арматуры находится затвор и (у части задвижек) механизм, обеспечивающий его передвижение, – резьбовая пара. Запирающий элемент движется перпендикулярно оси потока: опускаясь, он перекрывает просвет трубы, а поднимаясь, открывает. Механизм передвижения максимально простой – при вращении маховика вращается шток (шпиндель), который связан с запирающим элементом напрямую или через гайку. Вращательные движения маховика преобразуются в поступательные движения затвора.

Для герметичного перекрывания потока в корпусе задвижки обычно предусмотрены седла с уплотнительными поверхностями. Когда затвор опускается, он плотно примыкает к седлам, не позволяя среде проходить через полость задвижки. У корпуса также есть два конца для присоединения к патрубкам трубопровода. Они могут быть оснащены фланцами, резьбой или фаской для приварки. В месте выхода штока наружу находится сальник, который предотвращает утечку среды из задвижки.

Маховик – самый простой и распространенный орган управления задвижкой. На трубопроводах больших диаметров, где для перемещения затвора необходимо серьезное усилие, используются дополнительные устройства – механические редукторы, электро-, гидро- и пневмоприводы.

Для изготовления корпусных деталей задвижек чаще всего используется:

  • чугун;
  • сталь (легированная или нержавеющая).

Затвор, как правило, изготавливают из стали, которая лучше переносит работу в потоке среды. От материального исполнения арматуры зависит возможность ее применения с различными средами – неагрессивными или агрессивными, холодными или перегретыми. При этом задвижки (за редкими исключениями) используются только для полного перекрывания трубопровода и не подходят для регулировки потока. Если затвор оставить в полуоткрытом положении, он деформируется под давлением среды, что приведет к заклиниванию арматуры.

Типы задвижек

Общий принцип работы задвижек сходный – затвор, отсекающий поток среды, движется перпендикулярно этому потоку. Но существует несколько типов арматуры, которые отличаются конструкцией запирающего элемента и расположением резьбовой пары. Различают такие типы задвижек:

  1. Клиновые (с жестким, двухдисковым или упругим клином).
  2. Параллельные.
  3. Шиберные.
  4. Шланговые.

В зависимости от расположения ходового узла задвижки подразделяют на два типа:

  • с выдвижным шпинделем;
  • с невыдвижным шпинделем.

Устройство клиновых задвижек

В такой арматуре затвором выступает клин, а седла в корпусе расположены под углом. При закрывании задвижки клин опускается в пространство между седлами и плотно прилегает к ним, обеспечивая высокую герметичность перекрывания. Клин может иметь разную конструкцию:

  1. Жесткий клин – металлическая пластина, сужающаяся книзу. Для надежного и герметичного перекрывания потока при изготовлении задвижки жесткий клин очень точно подгоняют под форму седел. Такой затвор очень прочный, но из-за своей жесткости может заклинивать при колебаниях температуры или давления среды. Кроме того, уплотнительные поверхности здесь довольно быстро изнашиваются.
  2. Двухдисковый клин представляет собой более сложное устройство – он состоит из двух плоских дисков. Диски жестко скреплены между собой под тем же углом, под которым расположены седла в корпусе. В таких задвижках нет необходимости в идеальной подгонке клина под седла, так как элементы затвора способны частично «самоустанавливаться» во время его опускания. Эта особенность обеспечивает и повышенную герметичность перекрывания. Также задвижки с двухдисковым клином меньше подвержены заклиниванию и износу уплотнительных поверхностей.
  3. Упругий клин состоит из дисков, скрепленных не жестко, а посредством упругого элемента. У такого затвора более простая конструкция, чем у двухдискового, но и возможности «самоустановки» меньше. При этом упругий клин также прощает некоторые погрешности при подгонке седел, он проще в изготовлении, чем жесткий затвор.
Читайте также:  Филенчатые двери, фото
Принцип действия параллельных, шиберных и шланговых задвижек

Как разновидность клиновых иногда рассматривают и параллельные задвижки. Их затвор имеет не клиновидную форму, но по конструкции схож с двухдисковым клином. При этом диски затвора параллельных задвижек расположены параллельно друг другу. При перекрывании потока они прижимаются к уплотнительным поверхностям седел специальным клиновым грибком, который находится посредине.

Шиберные задвижки можно рассматривать как параллельные с одним диском. Это очень простые устройства, в которых поток среды отсекается плоским затвором, работающим подобно гильотине. Отдельные их модификации даже оснащаются ножевым затвором для разрушения частиц среды, попавших в корпус во время перекрытия трубопровода. Такая арматура используется с загрязненными средами, в которых есть много механических примесей. По герметичности перекрывания она существенно уступает клиновым задвижкам.

Шланговые устройства принципиально отличаются от остальных типов и по конструкции, и по принципу действия. Их относят к задвижкам, поскольку здесь выполняется классический принцип действия задвижки – просвет трубы перекрывается при опускании штока перпендикулярно потоку. У шланговых моделей нет затвора как такового, а через корпус проложен гибкий шланг. Когда трубопровод нужно перекрыть, при вращении маховика опускается шпиндель, который просто пережимает этот шланг.

Подобная конструкция полезна в трубопроводах, по которым транспортируются очень агрессивные среды. Наличие шланга в полости арматуры исключает контакт металлических элементов со средой и предупреждает их коррозию.

Как работают задвижки с выдвижным и невыдвижным штоком

Ходовой узел задвижки – резьбовое соединение шпиндель-гайка – основной элемент, который передает усилие от вращения маховика к затвору. Этот узел может быть расположен как в полости арматуры, так и снаружи:

  1. Выдвижной шпиндель соединен с затвором своим нижним концом. Гайка расположена снаружи, и при вращении маховика шпиндель выдвигается вверх на величину хода затвора. Такая конструкция исключает контакт ходового узла с рабочей средой, что продлевает срок службы арматуры и позволяет использовать ее с более агрессивными средами (или при высоких температурах). Задвижки с выдвижным шпинделем более надежны и просты в обслуживании, поскольку существует свободный доступ к сальниковому уплотнению. Единственный минус подобных устройств – увеличенный вес и большая строительная высота, а также необходимость оставлять свободное место над маховиком для выдвижения шпинделя при открывании арматуры.
  2. У задвижек с невыдвижным шпинделем ходовой узел находится в полости задвижки. Шток закреплен верхним концом и не меняет своего положения при открывании и закрывании устройства. Во время вращения маховика затвор вместе с ходовой гайкой передвигается вверх или вниз относительно шпинделя. Поскольку у таких устройств резьбовое соединение находится в рабочей среде, а доступ к сальнику закрыт, они менее устойчивы к агрессивным средам и сложным рабочим условиям. Их не устанавливают на ответственных объектах, но используют в обстоятельствах, когда важна малая строительная высота и небольшой вес.

Сравнительная таблица применения задвижек с выдвижным и невыдвижным штоком

Условия примененияЗадвижки с невыдвижным шпинделемЗадвижки с выдвижным шпинделем
Диапазон диаметров DN, мм40–50015–1200
Диапазон максимальных рабочих давлений PN, МПа1,61,6–10,0
Диапазон температур транспортируемого вещества, ºС-15…+130-70…+450
Рабочие средыЧистая горячая и холодная вода, неагрессивные среды (нефть, минеральные масла)Горячая и холодная вода, вещества с любой степенью агрессивности, нефтепродукты, газ

Таким образом, несмотря на сходный принцип работы, разные типы задвижек имеют несколько отличное устройство и область применения. У каждого из них есть свои достоинства и недостатки. Но мы готовы подобрать оптимальные задвижки для монтажа на вашем трубопроводе. Знакомьтесь с нашим каталогом и звоните +7 (812) 920-05-98 – специалисты «Компании Север» помогут вам с выбором арматуры подходящего устройства.

Какая запорная арматура для трубопроводов есть на рынке и какую лучше использовать

Функционирование трубопровода требует его постоянного обслуживания. Для этого используют разные виды трубопроводной арматуры — предохранительную, спускную, запорную и т.д. К примеру, чтобы частично или полностью перекрыть движение рабочей среды в системе, применяют запорную арматуру для трубопроводов. О характеристиках и типах арматуры трубопроводов будет рассказано в этой статье.

Виды арматуры для трубопроводов

Выделяют следующие виды трубной арматуры:

  • регулирующая;
  • запорно-регулирующая;
  • невозвратно-запорная;
  • запорная;
  • предохранительная;
  • обратная;
  • невозвратно-управляемая;
  • смесительно-распределительная;
  • дренажная (спускная);
  • отводная;
  • отключающая (защитная);
  • редукционная (дроссельная);
  • фазоразделительная;
  • контрольная.

Как нетрудно догадаться, каждая разновидность продукции предназначена для определённых целей, которым соответствует и устройство трубопроводной арматуры.

Например, запорную трубопроводную арматуру используют для перекрытия движения рабочей среды (или совокупности сред) с целью проведения профилактических работ в сети.

Предохранители служат для защиты трубопровода от превышения рабочего давления, в результате которого система может выйти из строя, путём сброса излишков перемещаемой среды.

Регулирующая арматура предназначена для поддержания нужного количества носителя с помощью изменения его расхода.

Возникновение возвратного потока, снижающего производительность системы, предотвращается обратными элементами (в частности, невозвратно-запорными и невозвратно-управляемыми).

Сброс из трубопроводной системы рабочей среды осуществляется путём использования спусковых, или дренажных, приспособлений.

Разделение фаз (при условии, что в трубах перемещается несколько фазовых состояний среды) производится при помощи фазоразделительных элементов.

Рабочее давление в системе при необходимости снижается благодаря применению редукционной арматуры.

Типы трубопроводной арматуры

Сфера использования арматуры для трубопроводов достаточно широка, она используется во всех типах промышленных трубопроводов, в том числе и в технологически опасных производствах (при перемещении ядовитых, взрывчатых, экологически опасных веществ). Поэтому характеристики трубопроводной арматуры должны полностью соответствовать государственным стандартам безопасности. Обычно производством таких изделий занимаются крупные предприятия.

Сообразуясь с планируемым применением трубной арматуры, выделяют продукцию:

  1. Общетехнического применения.
  2. Для особых условий.
  3. Промышленную специальную.
  4. Судовую и транспортную.
  5. Промышленную сантехническую.

Изделия общего назначения производятся серийно и могут применяться в любой сфере производства.

Для перемещения высокотоксичных, агрессивных, взрывоопасных веществ используют арматуру второго типа. Её же применяют в системах энергоснабжения, для которых предусмотрены особые условия работы. Читайте также: “Какие виды трубопроводной арматуры лучше использовать – характеристики, преимущества, сфера применения”.

Судоходство и транспортные перевозки осуществляются в разном климате и при варьирующихся габаритах транспортных средств, которым должна соответствовать судовая или транспортная арматура.

Специальная промышленная трубопроводная арматура выпускается по специальным проектам предприятий и в соответствии с предъявляемыми ими требованиями (подробнее: “Какая бывает промышленная трубопроводная арматура – виды и характеристики”).

Промышленные сантехнические элементы, как можно догадаться, используются при установке и эксплуатации промышленной сантехники.

Условия производства арматуры

Материал изготовления трубопроводной арматуры определяется будущей областью её применения. Если система (или участок системы) будет работать при давлении до 1,6 МПа, используется ковкий чугун; если больше — сталь. Для трубопроводов небольшого сечения используются высококачественные медные сплавы, благодаря которым не допускается коррозия элементов и прикипание арматуры к трубам.

Следует отметить, что производство арматурных элементов — дело сложное и высокотехнологичное, поэтому должно осуществляться на специальном промышленном оборудовании.

Для производства изделий необходимы:

  • печь;
  • пресс специального назначения;
  • станок для диагностики;
  • стол, на котором осуществляется сборка;
  • токарный станок;
  • сверлильный станок;
  • конвейер;
  • воздушный компрессор для покраски изделий;
  • вспомогательные инструменты и приспособления.

Запорные устройства: классификация и применением

Основные виды запорной арматуры для трубопроводов — задвижки, вентили, клапаны, краны и затворы. Для задвижек характерно движение запирающего элемента под прямым углом к продольной оси трубы, для клапанов — параллельно.

Вентили

Возможно применение вентилей на запорных изделиях диаметром до 0,3 м. Часто они применяются в конечных (тупиковых) участках системы во время ремонта. Запирающий элемент, нередко представляющий собой тело вращения или его часть, поворачивается вокруг оси, расположенной по отношению к оси трубы под произвольным углом. Могут использоваться вентили в качестве не только запорной, но и регулирующей арматуры.


Задвижки

Задвижки — это запорные элементы небольшой длины, предназначенные для работы в системах с малым гидравлическим сопротивлением.

По конструкции они бывают клиновыми (с составным, упругим, цельным клином) и параллельными (шиберными). В системах с небольшим давлением применяются задвижки последнего типа.

Основное предназначение задвижек — выполнять запорные функции; в большинстве случаев как регулирующие элементы они не используются. Во время работы задвижки могут быть выставлены в две возможные позиции: закрыто или открыто.

Лучше всего применять такие элементы в полнопроходных системах, то есть при отсутствии уменьшения сечения труб в патрубках. Например, задвижки идеальны для использования в магистральных трубопроводах, где рабочая среда перемещается непрерывно и с высокой скоростью.

Отличительная конструктивная особенность задвижки – присутствие шпинделя, который, в зависимости от конструкции, выдвигается или нет.

Среди недостатков этих арматурных элементов следует отметить длительность закрывания и открывания, большую относительную высоту изделия (если шпиндель выдвижной), серьёзный износ поверхностей корпуса и затвора и ограниченность применения. Задвижки применяются при температурах до 450°С, давлении до 25 МПа, в диапазоне диаметров труб 0,05-1,2 м. Рабочей средой могут являться вода, пар, щёлочи, кислоты, нефть и т.д. Читайте также: “Какие бывают трубопроводы пара и горячей воды – их особенности и правила монтажа”.

Как уже отмечалось, задвижки бывают двух основных типов: шиберные и клиновые.

В конструкцию шиберных элементов включён металлический клин, при движении разрезающий инородные элементы рабочей среды. Шиберными задвижками оснащаются трубопроводы для фекальных стоков, целлюлозно-бумажного производства и т.д.

В случае же необходимости проведения периодического ремонта элементов системы устанавливают клиновые задвижки, состоящие из чугунного корпуса, внутри которого установлен соединённый с клином вращающийся шпиндель. Клиновые задвижки используют при обслуживании систем транспортировки газов и жидкостей, не реагирующих с материалом изготовления трубопровода. Корпус и крышка таких изделий свариваются из вырезанных из листовой коррозионностойкой или углеродистой стали деталей.

Закрыванием и открыванием задвижек можно управлять вручную или при помощи электроприводов – гидравлических, пневматических или электрических. При регулировании положения элемента вручную следует позаботиться и об установке редуктора, позволяющего не затрачивать на процесс слишком много сил.

Клапаны

Предназначение клапанов – открываться и закрываться при определённых условиях, например, при достижении какого-либо уровня давления или смене направления движения рабочей среды.

Изделия подразделяют на одно- и двухсёдельные, причём обычно в производстве используется второй тип, одновременно осуществляющий распределительные и регулирующие функции.

Основываясь на направлении протекания рабочей среды, клапаны делят на угловые (направление меняется на 90°), проходные (направление не меняется) и прямоточные (линия движения среды выпрямляется).

Чтобы полностью перекрыть движение потока внутри труб, используют запорные клапаны. Эта арматура обеспечивает максимальную надёжность и герметичность системы.

Если возникает необходимость не допустить смены движения рабочей среды (к примеру, при выходе из строя насоса и повреждении или обрыве несущего канала), используют обратные клапаны.

С помощью регулирующих клапанов можно контролировать количество подаваемой в систему жидкости или газа, изменяя размер входного отверстия.

Запорно-регулирующие клапаны, как ясно из названия, осуществляют одновременно две функции.

Все клапаны, при условии надлежащего качества изготовления и установки, пригодны для работы в вакууме, коррозионных средах, в условиях повышенных температуры и давления. Эту трубопроводную арматуру сравнительно просто ремонтировать и обслуживать.

Краны

Более универсальный вариант трубопроводной арматуры – краны. Их можно использовать как запорные, регулирующие или распределительные устройства. Подходят краны для любых, в том числе вязких, жидкостей и газов. Ремонт этих приспособлений требует больших усилий и наличия опыта.

Краны состоят из затвора (или пробки) шарообразной, конусообразной или цилиндрической геометрии, с отверстием в центре, и корпуса. Производятся эти запорные элементы из латуни, бронзы, чугуна и стали, а в случае более агрессивных внутренних условий – из фарфора или специального пластика.

Краны принято подразделять на группы в зависимости от:

  • направления движения потока и количества патрубков (проходные, трёхходовые, угловые, многоходовые);
  • принципа движения затвора (с отжимом, или подъёмом, или с вращением, без подъёма, затвора);
  • способа управления (ручные, с электро-, пневмо-, гидроприводами);
  • геометрии затвора (игольчатые, конусные, шаровые, цилиндрические);
  • способа обеспечения герметичности (сальниковые или натяжные).

Основное преимущество крана – возможность регулировать объём потока. Если задвижка работает только в двух режимах – открыто или закрыто – то устройство крана позволяет, изменяя положение отверстия затвора относительно оси движения рабочей среды, добиваться полного прекращения, усиления или ослабления потока. Поэтому кран может служить одновременно и запорным, и регулирующим устройством.

Затворы: практика использования

Затворы – главнейшая часть запорной арматуры любого типа. Именно благодаря исправности затвора возможно своевременное и полное (или, при необходимости, частичное) перекрытие движения в трубопроводе потока жидкости или газа.

Соответственно, при неисправности или некачественном изготовлении затвора последствия могут быть любыми – от незначительной, безвредной течи, устраняемой простой заменой элементов конструкции, до полноценной экологической катастрофы или взрыва носителя. Поэтому особое внимание уделяется материалу изготовления затворов и условиям их эксплуатации.

Наиболее часто встречающийся тип затворов – дисковые. Они применяются в системах отопления, водоснабжения, подачи пара, неагрессивных рабочих сред или продуктов нефтепереработки. Применяются и фланцевые затворы, отличительной особенностью которых является наличие в конструкции фланца.

Затворы можно изготавливать из чугуна, однако использование стальных изделий (из легированной, нержавеющей или углеродистой стали) предпочтительнее.

Стальные затворы обладают рядом значимых преимуществ:

  • возможна работа при температуре до -60°С;
  • такие затворы могут работать в среде температурой до 700°С;
  • предназначены для использования в агрессивных рабочих средах;
  • выдерживают большое давление (до 10 МПа).

Как поворотные механизмы затворы отличаются:

  • простотой установки и ремонта;
  • компактностью (их можно крепить в ограниченных пространствах);
  • небольшими, по сравнению с задвижками, весом и габаритами;
  • простотой замены при износе изделия при большом сроке годности;
  • невысокой ценой;
  • отсутствием угрозы заклинивания или прикипания во время использования.

Можно сказать, что запорная арматура, при простоте и сравнительно небольшой цене продукции, является не только полезнейшим элементом конструкции трубопровода, но и главной гарантией безопасности как работы системы, так и здоровья и жизни обслуживающего персонала. Ведь именно благодаря запорным элементам можно вовремя остановить утечку опасной жидкости или ядовитого газа и перекрыть движение среды в нужной точке, не нарушая всего цикла работы системы.

Поэтому к выбору, качеству и установке запорной арматуры следует подходить как можно ответственнее, сообразуя свои решения не только с ценой изделий или страной происхождения, но и с предварительно произведёнными расчётами. И, разумеется, нельзя забывать о своевременном обслуживании и плановой замене столь важных для любого трубопровода элементов.

Ссылка на основную публикацию