Значение освещения сложно переоценить

Роль освещения в интерьере

Свет в интерьере дает нам очень много возможностей. Мы можем сделать помещение ярким и насыщенным или более сумрачным и сдержанным. Однако в одном можно быть точно уверенными. Свет позволяет нам полноценно существовать и в темное время суток, когда солнце — источник естественного освещения покидает небосклон.

Ассортимент осветительных приборов сегодня настолько велик, что под час можно не на шутку растеряться. Традиционным и основным источником искусственного освещения является люстра. Но света, который излучают ее лампочки, часто не хватает, для того чтобы читать или работать с мелкими предметами. Как быть в такой ситуации? А очень просто — к вашим услугам торшеры, бра и бесчисленное количество разновидностей светильников. Вы можете повесить или поставить их таким образом, чтобы ваш рабочий уголок был максимально освещенным и в лучах искусственного мягкого света заниматься своим любимым делом.

Вышеперечисленные светильники за исключением люстр на техническом языке принято называть источниками местного освещения. Их основными характеристиками являются: небольшая мощность. Это означает, что хорошо освещать они могут на маленьком расстоянии. Поэтому неправильно надеяться на то, что расположенная в одном углу настольная лампа будет освещать противоположный угол. У таких светильников выключатели располагаются на самой базе, для того чтобы можно было в любой момент, не вставая с места выключить свет, если в нем уже нет необходимости.

Причина небольшой мощности светильников местного освещения состоит в том, чтобы не ослеплять человека находящего вблизи. С этой целью были придуманы различные абажуры, которые выполняют функцию рассеивателя. Кроме того, дизайнеры, учитывая тот факт, что торшеры и бра всегда находятся в центре внимания, очень тщательно разрабатывают их дизайн.

На вкус и цвет!

Сегодня разнообразие светильников настолько велико, что очень трудно найти повторяющиеся модели. Различие бра, отражателей, плафонов говорит о большом внимании к осветительным приборам со стороны дизайнеров всего мира. Необычные формы и замысловатые стили — светильники способны не только выполнять основную функцию освещения, но и выступать в качестве интересного декора. Мастера всего мира в один голос заявляют о том, что те времена, когда осветительные приборы выполняли в интерьерах второстепенные функции уже давно прошли.

Кто в доме главный?

Когда гости переступают порог вашего дома, вы очень переживаете, чтобы им все понравилось. Но знаете ли вы, что уютную теплую атмосферу у вас в доме создает именно свет. Именно от света, зависит то, заметят ли гости те или иные элементы вашего интерьера. Недаром ценители живописи, свои экспонаты дополнительно подчеркивают подсветкой.

Трудно переоценить значение освещения в такой части жилища, как прихожая. Здесь практически никогда не бывает окон, и поэтому очень важно акцентировать внимание на тех зонах, которые используются чаще всего. Как, правило, это ящик для обуви, зеркало, вешалки, где спрятана верхняя одежда. Именно поэтому местное освещение в этой части квартиры воспринимается не как источник света, а как специальный механизм, позволяющий акцентировать внимание.

Весьма распространенной, даже традиционной, считается композиция, когда в прихожей по обе стороны большого зеркала красуются одинаковые бра. Это не значит, что одной бра в этом месте было бы недостаточно, просто с эстетической точки зрения парная композиция выглядит здесь как нельзя кстати. При этом такие бра практически всегда имеют темные плафоны, для того чтобы свет был максимально приглушенным, и как бы соответствовал атмосфере этой комнаты, которая очень часто встречает гостей теплой атмосферой.

Гораздо более ярким должен быть свет возле гардеробного зеркала. Здесь вы очень часто подбираете себе одежду, смотрите, насколько сопутствуют друг другу те или иные цвета. Поэтому тусклое освещение здесь совершенно не уместно. Для таких целей подойдут галогенные лампы. Их еще называют объективным освещением, так как они практически не искажают цвета. Другое дело лампы накаливания, которые благодаря изящному дизайну очень хорошо смотрятся в качестве подсветки для домашних картин. При этом совершенно неважно — это произведение искусства или дорогая сердцу картинка. Освещение может многое подчеркнуть и передать то, что со стороны не заметно. Лампы предназначенные для подсветки имеют специальную конструкцию. Вот почему свет направляется только в сторону полотна и не рассеивается по комнате.

Теперь поговорим о том, какой свет лучше всего подойдет для гостиной комнаты. Это пространство, где сконцентрировано самое большое количество элементов декора. Акцентировать внимание на каждом не стоит. Достаточно хорошего общего освещения, которое дает люстра. Однако в последнее время все большей популярностью пользуются точечные светильники, монтируемые в потолок. Многие считают, что они выгоднее люстры, так как не нависают над головой и располагаются по всей площади потолка. Но такой тип освещения, скорее подойдет для любителей хай тека, нежели для консервативных ценителей классических интерьеров. Нередко в гостиной можно встретить настольную лампу, бра или торшер. Но это лишь в тех случаях, когда хозяевам не хватает общего освещения для чтения или рукоделия.

Декоративное освещение

Как уже говорилось очень часто осветительные приборы вместо своей основной функции выполняют второстепенную декоративную. Разнообразные ниши в стенах или перегородки разделяющие комнату на две функциональные зоны считаются весьма прогрессивными решениями оформления жилого пространства. Но с наступлением темноты, они, к сожалению, теряют свое изящество, поэтому важно не просто украсить их вычурными вазами или разрисовать необычными узорами, а и продумать грамотное декоративное освещение. Миниатюрные осветительные приборы здесь будут в самый раз.

Глава 5. Освещение

Глава 5. Освещение

Значение освещения для передачи цвета трудно переоценить. В сущности, мы и видим только то, что хотя бы как-то освещено, да и сам цвет — это тоже следствие взаимодействия освещения и зрения. Гегель писал в своей «Эстетике»: «Если мы теперь спросим, каков тот физический элемент, которым пользуется живопись, то это — свет как всеобщее средство видимого проявления предметности вообще».[36]

В эстетике, где свет и цвет выступают как самостоятельные и независимые друг от друга эстетические категории, проблема взаимосвязи света и цвета имеет свои особенности. Это подтверждается, прежде всего, разделением изобразительного искусства на графику, где основным элементом выразительности служит тон в виде контраста темного и светлого, и на живопись, где действительность изображается через многоцветье красок. Примерно так же соотносятся между собой черно-белое и цветное кино, фотография и телевидение. Если же черно-белое изображение подвергнуть более глубокому анализу, то можно прийти к выводу, что и посредством черного и белого можно выражать цветовые качества предметной действительности. Но при этом цветное изображение так же имеет дело не только с цветом, но и со светлотными различиями: свет и цвет как бы вступают между собой в различные взаимоотношения и нередко как бы борются за право играть главную роль в арсенале художественных средств. До сих пор в лексиконе художников, когда речь идет о живописи, часто понятию «свет» противопоставляется понятие «цвет». При этом первому обычно отводят главную роль в моделировке объемной формы предметов и создании эффектов определенной глубины, а второму приписывают функцию преимущественно украшательскую, декоративную. Например, в истории живописи длительное время цвет рассматривали как свойство поверхности, а свет как что-то чисто внешнее, накладываемое на эту поверхность. И сегодня многие по-прежнему убеждены, что дело обстоит именно таким образом. В действительности же цвет точно так же, как и свет, участвует в моделировании формы и в построении пространства, и светотень не может быть бесцветной.

Обычно мы рассматриваем свет как антипод тени. Художники раннего Возрождения в Италии создавали свои сюжетные композиции всегда как бы в залитой светом среде. Они не чувствовали, что мир вообще погружен во мрак и лишь различные источники света делают его видимым. И только после открытия и использования «чиароскуро» это стало очевидным для большинства художников. Караваджисты и вслед за ними Рембрандт совсем иначе трактовали свет, чем художники раннего Возрождения. Свет у них выступал в роли формообразующего элемента, как средство выразительности.

Леонардо да Винчи рекомендовал художникам располагать источник света таким образом по отношению к оси зрения, чтобы светлый фон размещался за теневой стороной предмета, а темный — за светлой. Дальнейшее развитие этого правила привело к возникновению известного приема — прикрывать источник света каким-либо предметом, находящимся между ним и зрителем. Этот прием широко использовал в своих картинах Латур. Однако подобное правило не стало незыблемым. Джошуа Рейнольдс в своих лекциях, читаемых студентам Академии, говорил: «Если бы Леонардо дожил и увидел то превосходное и великолепное впечатление, которого впоследствии добились как раз обратным приемом — присоединением света к свету, тени к тени, – то он, без сомнения, был бы этим восхищен».[37]

И все же художники-живописцы чаще всего изображали предметы при боковом освещении — оно наиболее четко выявляет объемную форму, фактуру, пространство и цвет. При боковом освещении предмет делится на две части — освещенную и затененную, которые находятся между собой в сложном взаимодействии. С одной стороны, они как бы отрицают друг друга, а с другой — стремятся к единству, основой которого служит принадлежность общей объемной форме.

Все современные виды изобразительных искусств, несмотря на различную технику воспроизведения видимой действительности, подходят одинаково к проблеме освещения. Поэтому многовековой и необыкновенно обширный опыт живописи в этом деле всегда будет полезен для фотографии, кино и телевидения. А. Головня в известной книге «Свет в искусстве оператора» писал: «Именно художественные задачи определяют сейчас техническую систему освещения. Установка света только для общей видности объекта и возможностей экспонирования устарела и никого сейчас не удовлетворяет. В современном художественном фильме каждый кадр является как бы картиной, изобразительная конструкция которой слагается из подбора тональностей и фактур декораций и костюмов, реквизита, мебели и соответствующего их освещения. Освещением подобранных фактур в кадре создается заданная гармония тонов, образующих изображение».[38]

Лучше не скажешь, но только добавим, что давно замечена одна интересная закономерность: каждый начинающий профессионал, приступая к изучению освещения в кинематографе, неизбежно проходит весь путь, которым шел мировой кинематограф в освоении света как выразительного средства. Видимо, иначе в искусстве и не бывает.

Впрочем, в искусстве развитие не всегда идет от простого к сложному, эволюционизм в изложении истории искусств порой только затемняет суть дела. Говоря о системах операторского освещения при съемке, не следует представлять себе дело таким образом, будто лет 80 тому назад, т.е. в 20-е годы, вся творческая технология была на примитивном уровне. Нет. Во-первых, светотехническое оборудование, которое для этого использовалось, вполне соответствовало задачам освещения в немом кинематографе, а во-вторых, изобразительные результаты, которые были достигнуты лучшими кинооператорами немого кино, прочно вошли в арсенал мирового кинематографа как выдающиеся достижения. Недаром, вспоминая изобразительную культуру кино и фотографии 20-х годов, мы чувствуем, что многие изобразительные приемы утрачены, в том числе и по линии выразительности освещения. Хотя осветительная техника, которая сегодня используется, не идет ни в какое сравнение с тем, что было в немом кино. Можно сказать больше: великолепная современная техника в неумелых, нетворческих руках парадоксальным образом приводит к примитивному результату, и сегодня мы это ясно видим на примере телевидения. Бездумное использование осветительных приборов рассеянного света, которые освещают объект в студии со всех четырех сторон, для того чтобы можно было снимать несколькими камерами с разных направлений, привело к тому, что такую световую атмосферу, строго говоря, даже нельзя назвать светом. Это просто техническая равномерная засветка всех поверхностей и всех объемов. Стоит вспомнить, что существует «чиароскуро», которое выражается в том, что на любом освещаемом предмете всегда есть света, тени, полутени, блики и рефлексы. В гармоничном единстве этих признаков освещения и есть весь смысл освещения, как оно понимается в изобразительном искусстве последние 600 лет. Ради того, чтобы можно было ставить телекамеры с любого направления, освещением уничтожаются тени, полутени, блики и рефлексы и, таким образом, уничтожаются объем и фактура снимаемых объектов. Изображение становится предельно невыразительным и плоским, оно выполняет только информационную задачу.

Читайте также:  Винил отлично держится на обоях

Надо сказать, что в свое время кинематограф тоже переболел этим. Я хорошо помню время, когда считалось, что образность, выразительность изображения мешает объективному, честному и беспристрастному изложению сюжета. Этот резкий поворот на сто восемьдесят градусов не оправдал себя. Ведь кино – разное, и изображение должно быть всякое. А телевидение, которое на вызов времени по-своему отвечает тем, что больше всего боится быть пристрастным, скоро поймет, что оно, прежде всего, должно быть разным. И тогда придется вспомнить об образности и выразительности изображения – одного из основных компонентов передачи. Тогда и пригодится хорошо забытое старое, о котором пойдет речь в следующем разделе этой главы.

Читайте также

Освещение

Освещение Последняя деталь жизненного уклада на Бейкер-стрит, о которой осталось рассказать, чтобы реконструкция быта Шерлока Холмса и доктора Уотсона в доме миссис Хадсон не составляла большого труда, — освещение. За те 34 года, что великий детектив провел в Лондоне,

Освещение

Освещение Египтяне, вероятно, научились получать огонь еще до того, как заселили долину Нила, поскольку не осталось никаких следов божеств, имевших отношение к свету и огню. В Египте не было ни бога огня, ни бога света. Когда моряк, потерпевший кораблекрушение (об этом

Взаимное освещение искусств О. Вальцеля и герменевтический синтез М.А. Петровского

Взаимное освещение искусств О. Вальцеля и герменевтический синтез М.А. Петровского Специфической постановке вопроса о синтезе наук об искусстве посвящена статья Михаила Александровича Петровского «Поэтика и искусствознание»[395]. Петровский не был непосредственным

ГЛАВА 5. ОСВЕЩЕНИЕ

ГЛАВА 5. ОСВЕЩЕНИЕ Значение освещения для передачи цвета трудно переоценить. В сущности, мы и видим только то, что хотя бы как-то освещено, да и сам цвет – это тоже следствие взаимодействия освещения и зрения. Гегель писал в своей «Эстетике»: «Если мы теперь спросим, каков

Глава VI

Глава VI «Лекции по эстетике» Гегеля. Герой античной трагедии как воплощение субстанционального принципа, конфликт как столкновение двух правд («Антигона» Софокла). Развитие образов в «Антигоне», «Филоктете» Софокла, «Хоэфорах» Эсхила. Динамика целей и средств в

Глава VII

Глава VII «Лекции по эстетике» Гегеля. Пафос как движущая сила драматической борьбы. Перипетия в трагической фабуле: «Царь Эдип», «Электра», «Гамлет», «Горе от ума», «Три сестры», «Вишневый сад», «Оптимистическая трагедия», «В добрый час», «Прошлым летом в Чулимске».В

Освещение и цвет

Освещение и цвет Нередко при анализе освещения в произведениях живописи вызывает удивление то, как один-единственный источник света, изображенный (или даже подразумеваемый) в картине, дает такое богатство и разнообразие полутеней, бликов и рефлексов. В жизни обычно мы

Глава I.

Глава I. Первые шаги молодого актера… Первые удачные упражнения в аудитории и первые провалы на глазах товарищей, божественный трепет перед выходом на сцену Учебного театра на Моховой, первые аплодисменты… Об этом мы и хотели бы поговорить. Поговорить на языке

Отопление, освещение, убранство дома

Отопление, освещение, убранство дома 1 Дедушка старый весь белый, лето придёт – не глядят на него, зима настанет – обнимают его. 2 Чёрен, голенаст, выгибаться горазд. 3 Дрожит свинка — золотая щетинка. 4 Мать толста, дочь красна, сын храбёр, под небеса ушёл. 5 Привела

Освещение объекта.

Освещение объекта. Включить приборы!Все, что мы видим, мы видим благодаря свету – электромагнитным колебаниям, которые воздействуют на наш зрительный орган – глаза. Мы видим излучения с длиной волн от 380 до 780 миллимикрон, которые наш мозг ощущает как свет и цвет. Из всех

Значение световой инсоляции в освещении эвакуационных путей и лестничных клеток

Трудно переоценить значение солнечного света для всего живого на Земле. Солнце – основа жизни, главный источник энергии, который приобретает все большее значение по мере истощения природных запасов энергетического сырья: нефти, газа, угля. В то же время значение Солнца не исчерпывается его энергетической значимостью. Воздействие Солнца на человека складывается из трёх факторов:

  • Бактерицидное воздействие. Доказано, что за 2-2,5 часа ультрафиолетовая радиация (УФР) убивает до 100% бактерий в чашке Петри, установленной в солнечном пятне на подоконнике;
  • Эритемное воздействие. Под воздействием УФР на кожу человека, в организме вырабатывается витамин Д;
  • Психологическое воздействие. Сегодня научно доказанным является факт, что солнечное излучение стимулирует выработку эндорфинов, «гормонов счастья», поэтому считается, что солнечный свет — лучший природный антидепрессант.

Именно из-за огромного влияния, которое Солнце оказывает на человека, в современных зданиях, так важно обеспечить световой инсоляцией практически каждое помещение, где пусть даже недолгое время, но должны находиться люди. Неважно, будь то офисы, лестничные площадки, коридоры или любые другие помещения.

Говоря об эвакуационном освещении, следует, прежде всего, упомянуть о том, что оно является разновидностью аварийного, которое обеспечивает необходимые условия для эвакуации людей или завершения неотложных работ.

Согласно СНиП 23-05-95 эвакуационное освещение следует предусматривать:

  • в местах, опасных для прохода людей;
  • в проходах и на лестницах, служащих для эвакуации людей;
  • в лестничных метках жилых зданий;
  • в производственных помещениях, где выход людей при аварийном отключении нормального освещения связан с опасностью травматизма из-за продолжения работы производственного оборудования;
  • в помещениях общественных и вспомогательных зданий промышленных предприятий;
  • в производственных помещениях без естественного света.

В большинстве этих случаев часть эвакуационного освещения может взять на себя световод. Даже в темное время суток благодаря системе естественного освещения ALLUX, любое помещение будет освещено естественным лунным светом, что немаловажно в случае возникновение аварийной ситуации.

Освещённость

Эвакуационное освещение должно обеспечивать наименьшую освещенность на полу основных проходов (или на земле) и на ступе­нях лестниц: в помещениях — 0,5 лк., на открытых территориях — 0,2 лк.

CEO ALLUX, в зависимости от выбранной модели, обеспечивает естественную освещенность помещения до 2270 лк. в летний период и 1000 лк. — в зимний.

Световоды ALLUX — равномерное естественное освещение (до и после)

Равномерность освещения

Неравномерность эвакуационного освещения по оси эвакуационных проходов должна быть не более 40:1.

Для создания равномерного освещения пространства, можно использовать один световод, соответствующего диаметра или установить систему из нескольких устройств, расположив их так, чтобы обеспечить помещение достаточной световой инсоляцией и устранить участки затенения.

Использование системы естественного освещения ALLUX в эвакуационных путях и лестничных клетках имеет ряд преимуществ:

  • рекомендуется использовать комбинированное освещение, т.е. совмещать искусственное и естественное освещение, что дает возможность экономии расходов на электроэнергию;
  • световоды ALLUX не требуют замены аккумулятора, постоянной проверки систем могут выступать как резервное освещение для эвакуационных путей;
  • система естественного освещения ALLUX позволяет обеспечить помещение, находящееся в абсолютно любой части здания достаточной световой инсоляцией, независимо от времени суток и погодных условий.

Несмотря на существование различных видов искусственного освещения, наиболее надежным и безопасным способом световой инсоляции темных коридоров, различных лестничных пролетов, эвакуационных путей в дневное время остается естественный солнечный свет.

Световоды ALLUX — освещение коридора (фотография на этапе строительства)

Полезная информация по теме

В производственных помещениях без естественного освещения, обеспеченного световодами или другими видами проводников дневного света, для эвакуационного освещения следует применять:

  1. лампы накаливания;
  2. люминесцентные лампы;
  3. разрядные лампы высокого давления.

Световые указатели «Выход» необходимо устанавливать над дверными проемами:

  • эвакуационных выходов из здания наружу (при отсутствии естественного освещения на примыкающих к ним общих путях эвакуации);
  • эвакуационных выходов из помещений с массовым пребыванием людей;
  • эвакуационных выходов из общих коридоров, холлов или фойе;
  • эвакуационных выходов с эстрад или стен зальных помещений с массовым пребыванием людей.

Указатели выходов могут быть:

  • световыми, со встроенными в них источниками света, присоединяемыми к сети аварийного освещения,
  • не световыми (без источников света) при условии, что обозначение выхода (надпись, знак и т.п.) освещается светильниками аварийного освещения.

Светодизайн в интерьере: что нужно знать о свете.

Роль света в формировании пространства сложно переоценить. Правильно выстроенное освещение способно визуально трансформировать объём пространства, не затрагивая конструкцию и архитектуру. Неправильное же освещение может уничтожить на корню всю задумку дизайнера.

Светодизайн — искусство управлять светом. Задача светодизайнера — создать привлекательное и комфортное пространство, учесть взаимодействие с окружающей средой, продумать воздействие на эмоции и настроение человека. Это искусство основывается на научном понимании физических аспектов света, принципах устройства и работы источников света.

В работе светодизайнер опирается на 3 базиса: эстетическое восприятие, эргономический аспект и энергоэффективность.

Сегодня светодизайн — пользующееся популярностью направление. До XVIII века в распоряжении людей были только солнечный, лунный и свет огня. И это не мешало создавать потрясающие произведения архитектуры и дизайна интерьеров. В настоящее время у светодизайнеров огромный выбор световых приборов и источников света для решения практически любых задач.

Современные светодизайнеры способны создавать удивительные иллюзии, изменять восприятие пространства, усилить и подчеркнуть детали. Они заботятся о красоте и стиле интерьеров и экстерьеров, учитывают безопасность и энергоэффективность проектов.

Светодизайн — сложная и многогранная наука, которая всегда находится в связке с творчеством и искусством. Попробуем разобраться в основах этого направления и особенностях правильного планирования света в интерьере.

Типы освещения

Тип 1: основное (общее) освещение. Цель — обеспечить достаточное количество света в помещении, отобразить общую концепцию дизайна помещения. Реализовать основное освещение можно с помощью люстр, подвесных, накладных и встроенных осветительных приборов.

Тип 2: акцентное освещение. Оно создает атмосферу и законченный вид в помещении. Акцентирующий свет используют при необходимости показать зрителю «контент» интерьера, сформировать представление о пространственном расположении объектов. С его помощью подчёркивают объекты: вазы, статуэтки и другие заслуживающие акцента предметы.

Тип 3: локальное освещение. Такой свет используют для решения функциональных задач: создания комфортных условий для чтения, работы или приготовления пищи. Для этого встроенные над рабочей зоной светильники, настольные светильники, бра или напольные торшеры.

Типы распределения светового потока

Прямой свет. Световой поток исходит от излучателя и направлен на место, которое должно быть освещено. Примером светильников прямого света можно назвать прожекторы, споты, даунлайты, подвесные светильники, световой поток которых направлен в определенную сторону (к примеру, в интерьерах в стиле лофт и минимализм) или потолочные. Они обеспечивают необходимый уровень освещенности на поверхности, не засвечивая остальное пространство.

Рассеянный свет. Мягкий и ровный, он снижает уровень контрастности и минимизирует тени. Тот свет, который не имеет ни направления, ни источника, подходит под определение рассеянного света, но в реальном мире такого света не может быть. Поэтому рассеянным называют неяркое, нерезкое освещение. Создать такой свет в помещении помогут некоторые виды люстр, потолочных и настенных светильников.

Отражённый свет. Отражённый свет получается при преломлении луча, который направлен на стены, пол или потолок. Такой вид света наиболее естественный и мягкий. Производители создают светильники, которые светят только отраженным светом, но бывают модели, сочетающие прямой и отраженный свет. В зависимости от задачи можно выбрать себе наиболее подходящий вариант.

Виды освещения

Естественный свет. Его источники — солнечные лучи и рассеянный свет небосвода. Спектральный состав солнечных лучей благотворно влияет на эмоциональное состояние человека. Использование этого вида освещения, работая над проектом помещения — одна из задач светодизайнера.

Читайте также:  Шторы нити фото в интерьере

Искусственный свет. Основной задачей источников искусственного света в дизайне помещения является создание комфортного уровня освещения при дефиците солнечных лучей. Современными источниками искусственного света чаще всего являются лампы. Направляют свет светильники. Использование определённых источников света может создать подобие естественного освещения.

Комбинированный свет. Вариант, когда естественное освещение дополняется искусственными источниками света. Это повысит освещённость в нужных участках комнаты и создаст комфортную обстановку.

Используйте естественный свет там, где это возможно. Комбинируйте освещение для достижения красоты и комфорта.

Ключевые правила светодизайна интерьеров

Итак, мы разобрались с основными понятиями дизайна света в квартире и видами освещения. Но как же их правильно организовать и применить на практике?

Профессиональные светодизайнеры интерьеров разработали общую концепцию, где фундаментальным понятием служит свет и его значение в жизни человека.

Свет, чтобы жить. Свет жизненно необходим всем. Он поддерживает способности организма и течение физиологических процессов. Эту роль выполняет естественное освещение, поэтому оно стоит на вершине световой пирамиды.

Свет, чтобы видеть. Свет необходим нам, чтобы ориентироваться в пространстве в темное время суток — не сталкиваться друг с другом в коридоре, не наступать на лапу собаке и безопасно перемещаться по дому. Здесь в игру вступает искусственный свет.

Свет, чтобы работать. Речь идет о том свете, который необходим для чтения, письма, приготовления пищи и других ежедневных действий, без которых человек не представляет своей жизни.

Свет, чтобы чувствовать. Освещение выступает в роли декоративного элемента интерьера. С помощью света в интерьере появляется возможность акцентировать внимание на деталях, менять пространство и воплощать в жизнь смелые дизайнерские решения. Приятная атмосфера комнаты и благоприятное эмоциональное состояние — заслуга грамотно спроектированного освещения.

В последнее время стало модно и удобно создавать световые сценарии. Это стало возможным благодаря современным технологиям, которые позволяют управлять освещением, настраивать различные сценарии для определенных задач или требуемых условий (просмотр ТВ, чтение книг, прием гостей, вечерника и т. п.). Это отдельная и интересная тема.

В статье обозначены общие понятия, касающиеся вопроса светодизайна. Подписывайтесь на наш блог, чтобы быть в курсе особенностей планирования освещения.

Влияние освещенности на организм

Информация, которую обрабатывает мозг, поступает к нему через глаза. Но итоговое влияние света на организм не ограничивается органами зрения, так через них излучаемый спектр в той или иной степени воздействует на все процессы, происходящие в организме человека. Поэтому важно выбирать безопасные и комфортные источники освещения для дома, мест отдыха и рабочих помещений.

Общее влияние света на работу организма человека

Органы зрения

Включенные искусственные лампы оказывают прямое воздействие на сетчатку. Эти приборы вызывают у человека усталость, приводят к переутомлению и головным болям в том случае, если не сбалансировано соотношение яркостей или имеет место слепящее действие.

Общее состояние здоровья

От выбора освещения будет зависеть общее самочувствие и здоровье, сон, иммунитет, работа внутренних органов, нервной и дыхательной систем.

Трудоспособность

Интенсивность, температура и тип осветительных приборов в офисах и производственных помещениях оказывают влияние на человека, выполняющего профессиональные обязанности. От этих параметров зависит то, как быстро рабочие будут утомляться, насколько лучше концентрироваться и как часто делать ошибки.

Какой свет лучше – естественный или искусственный

Сравнительная оценка естественного и искусственного света, полученная в ходе исследований, показывает явное преимущество первого. Причина кроется в спектральном составе излучения и динамичности естественного света, которая влияет на циркадные ритмы. Но полагаться только на естественное освещение невозможно – человеку нужен свет на 4-8 часов дольше, чем длится световой день, плюс около 20 % рабочих в промышленно развитых регионах трудятся посменно, в том числе в ночные часы.

Оптимальный уровень яркости освещенности для человека в среднем составляет 1000-1500 лк. Если дневной свет не способен обеспечить эти показатели, необходимо дополнить его искусственным. Он может быть общим или локальным, рассчитанным на определенную зону работы или отдыха.

Вред от некачественного освещения

Первыми страдают от некорректно организованного освещения органы зрения человека. Прямое попадание лучей света на сетчатку не является желательным, но представляет опасность только при длительном (в течение нескольких часов) прямом воздействии и избытке доли синего цвета, который приводит к фотохимическим изменениям. Лучше выбирать лампы с рассеивателем – он снижает риск повреждения сетчатки.

Ожоги, полученные в результате случайного касания человека к источнику светового излучения – еще один повод расстаться с традиционными лампами накаливания. После 10 минут работы температура на поверхности колбы повышается до 110-120 °С, у люминесцентных ламп этот показатель в два раза ниже. В этом отношении безопасны светодиодные лампы. Они выделяют небольшое количество тепла, но уже не могут обжечь человека при случайном касании, так как почти вся тепловая энергия поглощается радиаторами, которые служат для отвода тепла от платы с LED-элементами.

Люминесцентные лампы небезопасны при нарушении их целостности – они выделяют пары ртути, которые имеют выраженное негативное воздействие: вызывают тошноту, головокружение, угнетают функцию почек, нервной и дыхательной систем. Разбить LED-лампы сложнее благодаря наличию в них рассеивателя из прочных материалов – матированного поликарбоната, прозрачного или полупрозрачного пластика. Такие приборы легко переносят падение с высоты 1-2 метров. Даже если светодиодная лампа разобьется, ее содержимое не будет представлять угрозы для здоровья человека.

Вред организму наносят мигания, характерные для всех ламп. Они незаметны органам зрения, но не ускользают от мозга. Мерцание вызывает усталость, головную боль, расстройство нервной системы. Негативное влияние объясняется изменение ритмической активности нервных элементов мозга, который вынужден перестраиваться под воздействие световых пульсаций. У лампы накаливания коэффициент пульсации достигает 15-18 %, а у светодиодных светильников, оснащенных драйверами, не превышает 4 %.

Искусственный свет «холодных» оттенков – с длиной волны 440-500 нм и температурой более 3500 Кельвинов – угнетает у человека выработку мелатонина, что приводит к ухудшению сна и снижению иммунитета. Однако такое его влияние на организм в рабочих условиях оправдано с экономической точки зрения.

Как организовать правильное освещение

Чтобы организовать правильное освещение дома, в офисе или в производственных помещениях придерживаются нескольких принципов, которые частично нейтрализуют вред искусственного освещения для здоровья человека.

Равномерное рассеивание

Видимые глазу человека перепады интенсивности света приводят к ухудшению адаптации и снижают видимость, что провоцирует потенциально опасные ситуации, вызванные ошибочной оценкой окружающей обстановки. Это важно для организации работы в ночные смены, когда на 20 % увеличивается количество несчастных случаев и на 10-20 % снижается базовая работоспособность.

Комфортная яркость

По санитарным нормам освещенность рабочих кабинетов и помещений учебных заведений составляет 300 лк, детской комнаты ребенка до 7 лет – 200 лк, гостиной и кухни – 150 лк, спальни – 100 лк, санузла, коридора и подсобных помещений – 50 лк.

Оптимальная мощность

На 1 м2 комнаты приходится от 10 до 20 Вт (от приглушенного до яркого) в эквиваленте мощности лампы накаливания. Для среднего по яркости света (14 Вт на 1 м2) в комнате площадью 12 м2 понадобятся осветительные элементы суммарной мощностью 15х12=168 Вт. В случае со светодиодными лампами это значение делят на 7 (усредненный коэффициент) и получают рекомендуемую мощность, равную 24 Вт.

Осветительные приборы с драйверами

Они способны уменьшить видимое мерцание лампы и то, которое воспринимается на уровне мозга человека. Драйвер – электротехническое устройство внутри LED-лампы, которое преобразовывает переменный ток в постоянный. Драйвер выпрямляет, сглаживает и стабилизирует напряжение, используемое для питания светодиодов.

Тепловая температура

Определяет комфортность и безопасность человека, находящегося в сфере действия искусственного света. Чем выше тепловая температура, выраженная в Кельвинах (К), тем белый будет визуально холоднее. Для дома это 2700-3000 К или «теплый белый свет», приятный для глаз. Для рабочего кабинета и производственных помещений рекомендуемое значение тепловой температуры составляет 3500-4000 К. В таких условиях человек чувствует себя бодрее, растет производительность его труда за счет снижения интенсивности выработки мелатонина.

Оптимальный выбор для дома, лечебных и учебных заведений, административных учреждений, офисов и производственных помещений – LED-лампы. Они безопасны (не содержат хрупких и токсичных компонентов), с энергопотреблением в 2 и 7 раз ниже, чем у люминесцентных и традиционных ламп накаливания соответственно, и увеличенным в 5-50 раз сроком службы. Выбирая LED-лампу, оцените прочность и точность изготовления пластикового корпуса, колбы и алюминиевой пластины, фиксацию цоколя, тип используемого драйвера.

Для того, чтобы узнать больше о преимуществах светодиодного освещения, рекомендуем Вам прочитать статью: “Светодиодное освещение от А до Я”.

Сложности с выбором светильников?

Подготовим полный расчет стоимости, необходимого оборудования и 3D визуализацию для освещения вашего объекта. Это БЕСПЛАТНО – еще до покупки и заключения договора, вы сможете узнать: «Сколько и какие светильники подойдут?», «Сколько это будет стоить?», «Как это будет выглядеть?» и даже «Сколько будет наматывать счетчик?».

Почему недостаток освещения опасен для здоровья

Искусственный свет, заменяющий человеку солнечные лучи, не только позволяет продлить световой день, но и иногда оказывает положительное влияние на здоровье. Однако если освещение подобрано неправильно, это может быть по-настоящему опасно.

Так ли важен свет для человека?

Свет играет очень важную роль в поддержании правильного функционирования нашего организма. Когда человек страдает от недостатка света, у него может нарушаться сердечный ритм, снижаться концентрация, колебаться температура тела, могут появиться симптомы усталости и даже депрессия. А все потому, что наши биологические часы подстраиваются под солнечную активность . Другими словами, когда начинается новый день, человеческий мозг переходит из режима отдыха в активное действие. Солнечный свет стимулирует секрецию кортизола, а этот гормон отвечает за нашу активность. Кстати, максимальная концентрация кортизола в крови приходится на утреннее время (как правило, около 8.00), а самая низкая – поздним вечером (около полуночи). А вот примерно с 19 часов в нашем организме более активно вырабатывается другой гормон – мелатонин, который способствует успокоению и более легкому засыпанию. Ученые из Гарвардской медицинской школы доказали влияние света на циркадный ритм человека [1] (отвечает за желание спать ночью и бодрствовать днем). Важность правильного функционирования этого процесса неоспорима, ведь если в нем что-то идет не так, могут появиться самые разные заболевания: от гипертонии до диабета и рака.

  • Так ли важен свет для человека?
  • Что такое правильное освещение
  • Какой должна быть яркость лампы, чтобы не вызывать проблем со здоровьем
  • Чем опасен недостаток света

Понятное дело, что нет ничего лучше для людей, чем естественный солнечный свет. Тем не менее современному человеку очень трудно вести жизнедеятельность в ритме восхода и заката солнца. В таких случаях на помощь приходит искусственный свет. Но если освещение в помещении некачественное, это может только навредить. Напротив, хорошее освещение – это не только часть дизайнерского решения, но также источник энергии и положительных эмоций [2] (не в последнюю очередь благодаря более активному производству гормонов счастья – эндорфинов, количество которых также зависит от продолжительности светового дня).

Что такое правильное освещение

Одним из главных критериев правильного выбора источника света является цветовая температура, которая измеряется по шкале Кельвина. Теплый свет издают лампы, цветовая температура которых не превышает 3300 К (например, лампы накалывания 200 Вт), в то время как холодный свет – это, как минимум, 4600 К (люминесцентная лампа). Первый влияет на мозг успокаивающе, расслабляет, создает хорошее настроение и наиболее подходящую для отдыха атмосферу. Противоположный эффект создает холодный свет – он стимулирует к действию, помогает сосредоточиться, мотивирует к работе.

Таким образом, в офисах, библиотеках, домашних кабинетах, местах для учебы ребенка следует использовать холодное освещение. В местах, где мы, как правило, не задерживаемся подолгу (например, коридоры, уборные) можно использовать нейтральное освещение. А в гостиной и, тем более, в спальне лучше устанавливать лампы, излучающие теплый свет. Кстати, специалисты говорят, что кухни и столовые также следует освещать такими же лампами. Все дело в том, что под холодным светом даже свежеприготовленное блюдо может выглядеть несвежим и неаппетитным.

Читайте также:  Малые архитектурные формы

Еще один важный момент, на который следует обращать внимание при выборе лампы для закрытого помещения, это ее индекс (коэффициент) цветопередачи (измеряется в Ra). Этот параметр указывает, насколько естественно выглядят цвета при искусственном освещении по сравнению с их видом при дневном свете. Максимальный показатель Ra – 100, и он полностью соответствует характеристикам дневного освещения. То есть чтобы цвета под искусственным светом выглядели максимально естественно (как днем), надо выбирать лампы с максимально высоким показателем Ra. Лучшими для закрытых помещений считаются лампы с индексом цветопередачи в 80-90.

Какой должна быть яркость лампы, чтобы не вызывать проблем со здоровьем

Яркость освещения измеряется в люксах. Люкс – это интенсивность света, падающего на поверхность. В обычный летний солнечный день яркость на улице составляет от 50000 до 100000 Л. В жилых и офисных помещениях летом этот показатель колеблется в пределах 50-500 Л. А вот в ноябре интенсивность света на улице может снижаться до 500 Л, а в помещении яркость при дневном свете обычно не превышает 100 Л, что намного меньше, чем в летние дни. А каким должно быть правильное освещение в офисах и комнатах, чтобы не вызвать дискомфорта и проблем со здоровьем?

Когда речь заходит об уровнях освещения, то для разных типов помещения существуют разные рекомендуемые нормы [3] . Например, помещение, используемое для хранения вещей, требует относительно немного света, в то время как мастерская или классные кабинеты в школе – более яркого освещения.

Нормы освещенности жилых помещений

Вид помещенияОсвещение в Люксах
Лестничные сетки20
Санузлы50
Коридор, холл50
Гардеробная75
Жилая комната150
Кухня150
Тренажерный зал150
Детская200
Рабочий кабинет, библиотека300
Бильярдная300
Нормы освещенности офисов, производственных помещений, школьных кабинетов

Вид помещенияОсвещение в Люксах
Архив75
Конференц-зал200
Офис, где работают за компьютером200 – 300
Офис, где работают с чертежами500
Производственные помещения (в зависимости от вида выполняемой работы)200 – 1250
Школьный класс – возле рабочего стола300
Школьный класс – возле доски500
Школа – комната отдыха150
Детский сад – спальня100
Детский сад – игровые комнаты, комнаты для занятий в группе400

Чем опасен недостаток света

Согласно статистике, примерно 90% людей трудоспособного возраста ежедневно проводят от 6 до 8 часов в закрытых помещениях (офисах, цехах, складах, магазинах и т. п.), где они постоянно подвергаются воздействию искусственного света. И далеко не в каждом помещении освещенность соответствует требованиям. В 2015 году польские специалисты проверили качество освещения в офисах Польши, и как оказалось, почти в 84% случаев оно не соответствовало нормам. Позже аналогичная проверка была проведена и в других странах ЕС. Общеевропейский результат оказался не намного лучшим польского – в 61% европейских офисов не соблюден как минимум один пункт из списка требований к освещению в закрытых помещениях. Кроме того, оказалось, что почти треть работающих при недостаточном освещении чувствуют сонливость и слабость в течение всего года, а около половины опрошенных страдают нарушением внимания и усилением аппетита. Но это далеко не все проблемы, которые могут возникать из-за нехватки освещения.

Чрезмерное напряжение глаз

Первыми недостаток освещения ощущают глаза, и надо сказать, именно они страдают больше всего. Слабый свет заставляет наши глаза постоянно напрягаться. В результате появляется раздражение, покраснение, чувство жжения и сухости в глазах. В свою очередь постоянное напряжение глаз ведет к усталости и раздражительности. Ну и конечно же, работа или учеба при плохом освещении ведет к разным офтальмологическим расстройствам. Это снижение остроты зрения, нарушение фокусировки, двоение в глазах, плохое восприятие цвета, близорукость. Поэтому многие работающие в полутьме часто прищуриваются.

Чтение и учеба при плохом освещении наиболее опасна для детей, чьи организмы еще только формируются. Офтальмологи напоминают родителям, что наиболее подходящий свет для детских глаз – дневной. Поэтому очень важно, чтоб ребенок постарался сделать все домашние задания именно при дневном свете, благодаря чему нагрузка на глаза существенно снижается. Чем слабее освещение, тем сильнее напрягаются глаза. Группа ученых из США и Австралии провела исследование, в ходе которого обнаружила, что чем больше времени ребенок проводит на улице при дневном свете, тем меньше он подвержен риску ухудшения зрения.

Головные боли

Плохое освещение может вызвать сильные головные боли. Если работать в полумраке постоянно, то боль может приобрести хронический характер.

Плохая осанка

Когда человеку приходится читать или писать при слабом освещении, он, понятное дело, будет стремиться максимально приблизить глаза к тетради, книге и т. п. Если это будет продолжаться изо дня в день, у человека выработается неправильная осанка, что крайне нежелательно, особенно в детском возрасте. У взрослых, работающих при недостатке света, часто развивается шейный остеохондроз.

Снижение работоспособности

Слабое освещение негативно сказывается на трудоспособности человека. Если в офисе или учебном заведении не хватает света, взрослые и дети становятся вялыми, быстро устают, эффективность их работы снижается в разы.

Расстройства психики

Ученые обнаружили, что люди, проводящие много времени при тусклом свете, чаще страдают депрессией и другими психическими отклонениями. Специалисты объясняют этот факт тем, что при нехватке света в организме снижается уровень гормонов, отвечающих за хорошее настроение.

Интересный факт, по мнению некоторых исследователей причиной конфликтов во многих семьях также может быть неправильное освещение жилых помещений. По наблюдениям ученых, люди, в чьих домах освещение слишком слабое, более агрессивны и меньше контролируют свои эмоции.

Нарушения в работе мозга

  • Коронавирусы: COVID-19
  • Антибиотики для профилактики и лечения COVID-19: на сколько эффективны
  • Самые распространенные «офисные» болезни
  • Убивает ли водка коронавирус
  • Как остаться живым на наших дорогах?

Не так давно исследователи нашли доказательства тому, что частое и длительное пребывание в помещениях со слабым светом может затормаживать работу головного мозга. Полумрак ведет к ухудшению памяти и концентрации. Больше всего в условиях плохой освещенности страдает детский мозг.

К этой мысли ученых подтолкнуло исследование, проведенное специалистами из Мичиганского университета. В ходе научного опыта они поместили лабораторных крыс на 4 недели в условия тусклого освещения. Оказалось, животным хватило 28 дней пребывания в таких условиях, чтобы активность гиппокампа (область мозга, отвечающая за обучение и память) ухудшилась на 30%. Активность головного мозга у подопытных восстановилась до прежнего уровня только после того, как животных на 4 недели поместили в условия яркой освещенности. В результате ученые из Мичигана пришли к выводу, что нехватка освещения ведет к ослаблению связей между нейронами гиппокампа.

Идеальный свет не только для глаз, но и для всего человеческого организма – дневной. Поэтому специалисты советуют в помещениях, где человек проводит очень много времени, обзавестись светильниками, свет которых максимально приближен к естественному. По мнению многих ученых, это залог хорошего самочувствия, отличного зрения и превосходного настроения.

4 типа освещения, необходимых вашей квартире

Привет всем читателям нашего блога! Сегодня хочу затронуть очень важную тему – искусственное освещение квартиры.

Значение освещения в интерьере переоценить сложно: можно долго выбирать модный диван в гостиную или нужный оттенок голубого для детской, однако при неправильном освещении все труды пойдут прахом – комната будет выглядеть плоско и уныло, небесно-голубой станет грязно-серым, ценные квадратные метры будут “съедены” темными углами.

Особое внимание нужно уделить освещению, если у вас маленькая квартира – правильный свет может сделать комнату визуально значительно просторнее.

Где покупать светильники в квартиру? Мы рекомендуем исследовать интернет-магазины. Как правило, цены в них бывают значительно ниже, чем в торговых центрах.

By Catherine Davis

Всего существует 4 типа освещения, и желательно, чтобы каждый из них так или иначе присутствовал в вашем интерьере. Именно сочетание этих видов освещения разной интенсивности на различных уровнях поможет вам создать комфортное и стильное пространство для жизни.

Основные типы освещения

  1. Базовое
  2. Рабочее
  3. Акцентное
  4. Декоративное
Базовое (основное, рассеянное) освещение

Выполняет главную функцию: равномерно заполняет помещение светом. Заходя в квартиру и нащупывая выключатель, вы включаете именно базовое освещение. Этот свет должен быть максимально нейтральным, не привлекающим внимания. Нельзя использовать лампы дневного света в этих целях, дабы избежать ощущения больничной палаты. Лампы, дающие теплый, естественный свет, сделают привлекательнее не только отдельные предметы вашей квартиры, но и вас самих =)

Как правило основное освещение включает встроенные потолочные светильники, люстры, бра и торшеры – все, что дает рассеянный свет, отражающийся от потолка и стен.

Рабочее освещение

Это более яркий, сконцентрированный на отдельной зоне свет, служащий для выполнения определенных задач.

В рабочем освещение особенно нуждается кухня: отдельные светильники необходимы над мойкой, плитой и рабочей поверхностью. Как правило этот вопрос решается за счет подсветки, встроенной в кухонные шкафы.

Помимо кухни специальное рабочее освещение должно присутствовать:

– в прихожей (чтобы окинуть себя критическим взглядом перед выходом из дома)

– в ванной (чтобы муж не поранился бритвой, а вы сделали идеальный макияж и прическу)

– над обеденным столом (оно создает комфортную атмосферу, располагающую к общению)

– над креслом или диваном, где вы читаете или занимаетесь рукоделием

– и, конечно, в домашнем офисе и в детской, где ваш ребенок готовится к занятиям.

С задачами этого типа освещения справляются настольные лампы, подвесные светильники и торшеры.

By Minas Kosmidis

Правильное рабочее освещение необходимо не только для комфорта при работе, но и для вашего здоровья.

Акцентное (точечное) освещение

Точечная подсветка выделяет отдельные зоны и предметы в комнате. Как правило она используется для привлечения внимания к элементам декора: картинам, фотографиям, скульптурам. Можно подсветить ступеньки в доме или красивый фарфор в кухонном шкафу. Часто подсветка используется в нишах, где стоят вазы или семейные фото.

By Kelly Hoppen

By RAD Design Inc

Для этих целей чаще всего используются скрытые встроенные светильники и софиты или настенные бра, бросающие свет на подчеркиваемый объект.

Такой свет делает помещение живым и динамичным и имеет важное значения для создания в квартире уютной атмосферы.

Декоративное освещение

Не несет особой функциональной нагрузки, а является отдельным предметом декора. Сюда можно отнести свечи, красивые декоративные лампы, выполненные из состаренного метала или разноцветного стекла. Такое освещение не является обязательным, оно также, как и точечное, служит скорее для создания нужного настроения в вашей квартире.

Одна из наиболее распространенных ошибок – использование одного типа освещения для всех целей. В результате даже при покупке дорогой мебели и материалов вы получаете скучный и нефункциональный интерьер. И наоборот: правильно комбинируя все типы освещения, создавая игру теней и отражений, вы своими руками создаете стильный и оригинальный дизайн, скрывающий недостатки и подчеркивающий достоинства вашей квартиры.

Я еще не раз буду возвращаться к этой важной теме и отдельно остановлюсь на выборе правильного освещения в гостиной, спальне и на кухне. Оставайтесь с нами – подписывайтесь на обновления нашего блога по электронной почте и в социальных сетях!

Ссылка на основную публикацию