У малыша должен быть свой личный уголок

В каком возрасте ребенку нужна своя комната

Многие с рождения обустраивают малышу детскую, но психологи против такого подхода. Ребенку до года важен максимально тесный контакт с матерью, а по достижению им этого возраста ему достаточно угла в родительской спальне, где он сможет поиграть. Минимальный возраст перевода в отдельную комнату – три года: некоторые дети уже в этот период стремятся к отделению от взрослых. В большинстве случаев период, когда ребенку необходимо личное пространство наступает в пять-семь лет. Особенно важно иметь свое пространство в подростковом возрасте, с 12 лет изолированное помещение для ребенка является жизненной необходимостью.

Конечно, каждая семья индивидуальна: одни дети с самого рождения привыкают спать в отдельной комнате и прекрасно себя чувствуют, другие с трудом привыкают к самостоятельности даже в раннем школьном возрасте. Не стоит заставлять малыша переезжать от родителей, желательно сделать так, чтобы он сам захотел спать и играть в своей комнате. Для этого можно привлечь его к обустройству помещения, посоветоваться с ним при выборе мебели или обоев, подчеркивая, каким он стал взрослым и самостоятельным.

Если нет возможности выделить комнату

Если семья проживает в однокомнатной квартире, то ребенку необходимо организовать отдельный угол с помощью ширмы или перегородки. У малыша должно быть свое спальное место и учебная зона, где он сможет играть или делать уроки. Главное, чтобы пространство, организованное для ребенка, было достаточно просторным и светлым. Также желательно выделить место для его вещей и игрушек. Если нет возможности приобрести или поставить отдельный шкаф, то стоит отдать ему полку в шкафу родителей.

Что делать, если детей несколько?

Если малышей в семье двое или трое, у родителей не всегда есть возможность обустроить каждому свою комнату. По мнению психологов, это и не всегда нужно – до достижения старшего школьного возраста дети могут жить вместе, особенно это касается детей одного пола. Две сестры или два брата иногда настолько привыкают жить в одной комнате, что отдельные помещения им не нужны вплоть до того, как они покинут родительский дом. Но здесь важно учитывать возраст детей – если разница слишком большая, то и режим дня будет различным. А это значит, что они будут мешать друг другу отдыхать. Например, младший будет ложиться спать в то время, как старшему до сна еще далеко. Очень маленький ребенок может часто просыпаться по ночам, плакать, мешая сну других детей.

Как двум детям жить в одной комнате? Поделитесь опытом, выразив свое мнение на портале «Я-родитель».

Если несколько детей живут вместе, у каждого должно быть свое место для игры и занятий. При этом детские психологи не рекомендуют жестко разделять комнату на части – это способствует усилению соперничества между детьми – предпочтительнее мягкое разделение на несколько частей с помощью планировки или отделки. У каждого ребенка должен быть свой стул и стол, шкаф, спальное место, а игровую зону можно сделать общей. Такое разделение способствует социализации и учит детей совместно играть, взаимодействовать между собой. Если есть возможность выделить каждому свое помещение, с шести лет нужно интересоваться у детей – хотят ли они жить вместе или готовы переехать в отдельную детскую?

В пребывании детей в одной комнате есть свои плюсы – они становятся более самостоятельными, учатся соблюдать порядок в своей части помещения, делиться игрушками с братом или сестрой, находить компромиссы. Большой проблемой для родителей может стать подселение младшего ребенка в комнату, которую ранее занимал только старший. При этом, чем взрослее первый ребенок и чем дольше он жил один, тем сложнее без конфликтов выделить место его брату или сестре. Старайтесь не ругать и не заставлять старшего, попытайтесь договориться с ним, учитывайте его мнение при перепланировке помещения.

Многие дети бояться спать одни. Как приучить ребенка к самостоятельности? О том, что делать родителям в этом случае, рассказывает детский психолог портала «Я-родитель».

Личное пространство для разнополых детей

Пока дети маленькие особых проблем пребывание разнополых детей в одной комнате не вызывает. Психологи уверяют, что дети разного пола в одной комнате более дружны. У каждого ребенка должно быть свое место в этой комнате – его личное пространство, где он мог бы «уединиться». По мере взросления детей, когда старшему ребенку исполнится 12 лет, детскую комнату придется поделить на две половины с помощью ширмы, шкафа, плотной занавески или перегородки. Узнайте мнение детей и планируйте комнату с учетом их пожеланий. Можно устроить одну общую зону для обоих детей и отдельные зоны для каждого ребенка с раздвижными перегородками. Чтобы сохранить мир и покой в семье, важно всегда советоваться с обоими детьми, чтобы ни один из них не чувствовал себя ущемленным, тогда дружеские отношения между детьми сохранятся.

Как организовать детскую: рекомендации специалистов

Чтобы избежать ссор между детьми, старайтесь соблюдать следующие правила:

  1. При организации детской учитывайте мнение и вкус ребенка. Не забывайте, что это его комната, а не ваша. При этом, если в комнате проживает несколько детей, стоит прислушиваться в равной степени к каждому ребенку.
  2. Даже если в комнате живет несколько детей, у каждого должно быть личное место, куда имеется доступ только у него одного. Это может быть как целый угол, если пространство позволяет, так и хотя бы отдельный ящик, где малыш может хранить свои вещи.
  3. Учите детей договариваться самостоятельно, как можно меньше вмешивайтесь в их конфликты.
  4. Определите сразу, какие вещи принадлежат старшему, какие младшему, а какие будут общими.
  5. Оформите личную зону каждого ребенка в разных цветах, а на ящиках для игрушек и других вещах сделайте монограммы с именем владельца. Так все дети будут чувствовать себя хозяевами в своем уголке.
  6. Позаботьтесь о грамотной планировке детской, в ней не должно быть лишних вещей. Тогда у детей будет больше места для отдыха и совместных игр, а значит, и для развития ребенка.

Родителям стоит заранее продумать, как обустроить рабочее место школьника дома. Где будет стоять стол? Как подобрать стул? Какое потребуется освещение? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в видеоуроке с участием эксперта портала «Я-родитель».

Игровой уголок — это личное пространство ребенка

Полянская Наталья Владимировна
Игровой уголок — это личное пространство ребенка

Игровой уголок – это личное пространство ребенка

Игровой уголок – это личное пространство ребенка, где он имеет возможность свободно действовать. Как его устроить, чтобы ребенку было удобно, и он мог полноценно развиваться?

Прежде всего, для уголка понадобиться детский стол – простой, незатейливый, с ровной деревянной или пластиковой поверхностью (однотонной, без рисунков и орнаментов, достаточно большой (оптимальный размер 50х70 см) для свободного размещения настольной игры, бумаги для рисования, конструктора и т. п. Нужны два стула (один для ребенка, другой для взрослого, который при необходимости сможет легко присоединиться к ребенку). Стол надо разместить таким образом, чтобы было удобно действовать и сидя, и стоя, со свободным подходом к любой стороне.

Обязательные элементы игрового уголка – открытый низкий стеллаж или этажерка (из двух-трех полок, по высоте доступных руке ребенка, несколько больших пластиковых или картонных емкостей (контейнеров) для игрового материала. Необходимо также предусмотреть свободное место на полу, где ребенок сможет расставить игрушечную мебель, возвести постройку из кубиков, оставить все это на какое-то время (без помех для окружающих). «Напольную» часть игрового уголка целесообразно обозначить ковриком.

Оформленный таким образом игровой уголок занимает немного места и при этом позволяет сконцентрировать материал для детских занятий. Ребенок получает личное пространство и личные вещи, которыми он свободно распоряжается сам (это важно для развития самостоятельности и личностной зрелости, а взрослый освобождается от лишних хлопот (доставать игрушки с недоступных для ребенка «высот» или извлекать из «глубин» шкафов). В игровом уголке ребенок вправе и разбросать игрушки и навести порядок.

Наличие игрового уголка – противовес неистребимой тяге многих родителей к гиперопеке, к стремлению держать ребенка в зависимости от своей воли и настроения.

Есть несколько типичных ошибок в отношении родителей к личному пространству ребенка. Первая – отрицание необходимости такового по принципу: «Он везде может играть, мы ему не запрещаем». Вроде бы это хорошо, но в какие-то моменты жизни присутствие ребенка «везде» становится неудобным для взрослых, которым надоедает натыкаться на разбросанные повсюду игрушки.

Ребенок не может сконцентрироваться на своих занятиях, или, когда он сосредоточился на игре, от него требуют, чтобы он убрал игрушки и т. п.

Другая ошибка: вплоть до 3-4 лет родители оставляют детский стол-трансформер, предназначенный для кормления ребенка раннего возраста (стол с бортиками и прикрепленным к нему стулом). Ребенок с трудом может забраться в это сооружение и выбраться из него, бортики мешают его ручной работе (особенно графической). Получается, что формально игровой уголок есть, но фактически это просто громоздкая ненужная вещь.

Еще одна ошибка: уже в 3-4 года ребенку отдают настоящий письменный стол, по принципу: «Он уже есть, зачем что-то еще, ведь к школе все равно понадобиться». Следуя такой логике «навырост», родители не отдают себе отчета, что из-за неприспособленности этой вещи к детским занятиям (высота стола, невозможность пристроиться к нему с разных сторон, действовать не только сидя, но и стоя, она также оказывается нефункциональной, в лучшем случае, заменяет полку, на которую складывают игрушки. Письменный стол, как и школьный ранец, – это знак перехода ребенка в новую социальную позицию школьника; он должен появиться (или быть отдан ребенку) именно в момент поступления в школу.

«Начинка» игрового уголка связана с занятиями, которым может предаваться ребенок в возрасте от двух до шести-семи лет, один, с близким взрослым или с другом-сверстником.

«Играть, создавать, исследовать» – вот девиз, под которым происходит развитие дошкольника. Это девиз объединяет игру (сюжетную и игру с правилами, продуктивную деятельность (рисование, лепку, конструирование, исследовательскую деятельность (сравнение свойств реальных объектов, классификацию символических объектов-картинок, установление пространственных, причинных, временных связей между явлениями окружающего мира). Для всех этих видов деятельности, развивающих дошкольника, в истории человеческого общества изобретались и отбирались наиболее подходящие материалы.

Ребенку исполнилось два года и надо правильно наполнить игровой уголок. Начнем со стержневых материалов – необходимого минимума, который составит его основу.

Для сюжетной игры это средних размеров кукла (в одежде мальчика или девочки, в зависимости от пола ребенка) и антропоморфное мягкое животное (в классическом варианте – плюшевый медвежонок). Такие игрушки обычно становятся своеобразными компаньонами ребенка, объектами эмоциональной привязанности. Непременный приклад к этим персонажам – игрушечная посуда, соразмерные куклам кровать, кухонная плита, кукольная коляска (для девочки, грузовик (для мальчика).

Для конструирования понадобиться большой строительный набор из дерева (с деталями, различающимися по форме, величине, цвету). Это универсальный материал, который ничто не может заменить и который пригодиться ребенку вплоть до школы.

Для рисования и лепки необходимы пластилин, стопка бумаги, цветные и простые карандаши, коробка гуашевых красок, толстая и тонкая кисти (эти материалы должны все время пополняться по мере расходования).

Материалы для лепки, рисования и конструирования – это одновременно и объекты для практического исследования (для постижения свойств и качеств предметов).

Читайте также:  Современные материалы и современная компактная техника

Дополним уголок несколькими настольными играми, стимулирующими исследовательскую деятельность: мозаикой, детскими лото с картинками, кубиками. На стеллаже отведем место для детских книг (слушание книг и рассматривание иллюстраций дает мощный импульс развитию ребенка).

Чтобы игровой материал стимулировал дальнейшее развитие ребенка, необходимо в 4-5 лет (на переходе от младшего к старшему дошкольному возрасту) пополнить игровой уголок материалами, также имеющими универсальное значение. Для сюжетной игры это настольные макеты: кукольный дом (для девочки, крепость (для мальчика) с прикладом в виде разнообразных транспортных средств, утвари, мелких человечков и животных и т. д., которые будут «населять» эти макеты и позволят ребенку выстроить целый «игровой мир».

Для конструирования надо обзавестись кнопочным конструктором типа «Лего».

Мозаика, пластилин, бумага и карандаши не теряют своей универсальной развивающей ценности, но чтобы ребенок открыл новые возможности этих материалов, необходимо дополнить их раскрасками, альбомами с образцами поделок, орнаментов, рисунков, стимулирующих ребенка к копированию образцов, творчеству.

Для исследовательской деятельности понадобятся разнообразные наборы сюжетных картинок, лото с более сложным содержанием, и, самое главное, должны появиться материалы для освоения письменной речи и счета: магнитная азбука, касса букв и цифр, развивающая математическая тетрадь.

Надо иметь в виду, что избыток игрушек плохо сказывается на развитии ребенка. Необходима оптимально насыщенная предметная среда, стимулирующая разнообразные занятия дошкольника и в то же время не пресыщающая его, а толкающая на путь творчества, изобретательности.

Как же быть, когда накапливается слишком много ненужного? Время от времени стоит вместе с ребенком заняться расчисткой игрового уголка. Старые изношенные игрушки выбросить, что-то раздарить, отвезти на дачу. Однако надо иметь в виду, что дети – большие собственники и с неохотой расстаются даже с не особенно любимыми игрушками. Поэтому к расчистке следует отнестись деликатно и поначалу, может быть, просто собрать часть игрушек и отправить на антресоли, чтобы они, по крайней мере, не загромождали пространство и не создавали мешающий сосредоточиться калейдоскоп.

Все эти рекомендации годятся для любого игрового уголка, независимо от того, встраивается ли он в общую комнату или размещается в отдельной «детской». Если у ребенка есть своя комната, можно дополнить игровой уголок материалами и оборудованием для развития двигательной активности: набором кеглей, скакалкой, мячами разных размеров, небольшим спортивным комплексом.

Главное, надо помнить, что игровой уголок – личное пространство ребенка, которым он владеет полностью. Это пространство его свободы, его самореализации. Возможность управления своими вещами способствует формированию у ребенка волевого усилия, самостоятельности и ответственности. Подбирать игрушки для ребенка следует, исходя из следующих принципов:

1. игрушки должны обеспечить возможность развернуть полноценную игру (сюжетную или с правилами);

2. игрушки должны соответствовать возрастным особенностям игровой деятельности (игра ребенка двух лет – не то же самое, что игра ребенка шести лет);

3. игрушки должны соотноситься с полом ребенка (навязывание игрушек, соответствующих противоположному полу, например, кукол мальчикам, а ковбойского снаряжения девочкам, начиная с четырех лет, может привести к искаженному личностному развитию, нарушению полоролевой идентификации ребенка).

Центр игровой поддержки ребенка (Ципр) “Цент игровой поддержки ребенка” (ЦИПР) Старший воспитатель Ситкина С. А. МКДОУ Д/С «Теремок» с. Шилыково Лежневского муниципального района.

Консультация «Игра — это самый важный период в жизни ребенка» Автор: Французова Ольга Александровна, воспитатель МБДОУ детский сад №2 п. Новозавидовский, Конаковского района, Тверской области. Назначение:.

Личное портфолио воспитателя для аттестации Я-Воспитатель «Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет» Аристотель Когда я думаю о смысле и.

Консультация для родителей «Не используйте это в воспитании ребенка» Воспитание детей — процесс долгий и не всегда простой. Иногда, чтобы воспитать полноценного члена общества, родителям сначала приходится.

Презентация «Музыкальный уголок — это место, где дети познают музыку и её красоту» Музыкальный уголок – это место, где дети познают музыку и её красоту. Задачи:Творчески оформленный музыкальный уголок поможет: – не только.

Родительское собрание «игровой уголок дома для развития сенсорных способностей детей» Родительское собрание на тему: «Игровой уголок дома для развития сенсорных способностей детей» Воспитатель:Горботенко. Т. Н..

Роль игровой деятельности в развитии ребенка «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Воспитание ребенка. Легко ли это? Сложнее ли воспитывать ребенка в наше время? Что дало нам проникновение новых технологий в нашу жизнь? Как доступность информации влияет.

Фотоотчет о выпускном в Центре игровой поддержки ребенка Вот и прошел целый год совместной деятельности в центре игровой поддержки ребенка, год радости педагогов, родителей и детишек, посещавших.

Выступление на педагогическом часе по теме «Детский сад и семья — единое пространство развития ребенка» В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая.

Как выделить ребенку свой уголок

Почему это важно, и как сделать это правильно

Часто ли родители задумываются о том, что ребенку необходимо собственное пространство? Иногда им и свое-то сложно выделить – взрослое, детское, всё вперемешку. Детские игрушки по мере взросления чада всё больше заполоняют квартиру. Пожалуй, их не встретишь только в туалетной комнате, хотя и это возможно. А ведь личное пространство играет свою роль в формировании ребенка как самостоятельно личности и влияет на наше эмоциональное состояние. Имеется ли своё пространство у каждого члена вашей семьи?

Понятно, что возможность обеспечить каждому ребенку отдельную комнату есть не у всех родителей, но нужно постараться выделить каждому из детей свою собственную, неприкосновенную для других зону. От того, насколько комфортно ребенку находиться в своей комнате или уголке может зависеть его эмоциональное состояние, активность и даже общее развитие. Спросите детей, какое место в доме у них самое любимое? А не любимое? Что ребенок чувствует, когда находится у себя в комнате или сидит за своим столом? Ответы помогут понять, комфортно сыну или дочке там, куда вы их определили. Можно так же попросить ребенка нарисовать свою комнату/уголок и расспросить, что на рисунке. Это может дать вам возможность заметить какие-то новые детали, увидеть пространство ребенка его глазами. Каким вещам уделено больше внимания, что проигнорировано, или наоборот, заполонило большую часть рисунка?

Вспоминается случай из практики, когда девочку-подростка попросили нарисовать свою комнату, и чуть не половину рисунка занял большой шкаф. При расспросах выяснилось, что это шкаф, в котором родители хранят свои вещи, следовательно, часто без предупреждения и в любой момент могут зайти в комнату и это мешает девочке почувствовать свою автономность, и принять пространство комнаты как своё. В её ощущениях он действительно забирает у неё гораздо больше пространства, чем есть на самом деле. Такими символами родительского присутствия, как этот шкаф, могут быть какие-то мелочи, которым взрослые не придают значения, но на которые дети реагируют остро и болезненно.

В выборе комнаты/уголка не всегда получается учесть все пожелания ребенка, но постараться объяснить отчего вы выбрали тот или иной вариант можно.

” Уделите внимание положительным аспектам выбора: «Эта комната менее шумная, более уютная, светлая», «В этом уголке твоим куклам будет удобно», «За этим столом ты сможешь делать уроки без помех». Эти простые фразы дадут ребенку понять, что при выборе вы думали не только о своих интересах, но и заботились о нем и его потребностях.

Если у вас есть возможность выделить вашему чаду отдельную комнату, то простора для организации пространства, конечно же, больше.

Кто-то из ребятишек легко переносит присутствие других на своей и соседней территории, а кому-то очень важно уединение и возможность побыть в одиночестве, спрятаться в своем маленьком мирке. Если ваши дети делят комнату на двоих, троих, а так же если вы делите с ними свою комнату, то наилучшим выходом будет разграничение пространства на зоны – спальную, игровую, рабочую, которые можно разграничивать цветом обоев, мини-перегородками, разделять раздвижной ширмой или открытой полкой. Определите для каждого свою книжную полку, секцию в шкафу, тумбочку или ящик в столе для различных мелочей, принадлежащих ему одному и неприкосновенных для других. Если детей в комнате несколько, важно найти компромисс или выбрать нейтральные по цвету обои, дав возможность каждому украсить своё место над кроватью по вкусу.

Кстати, наклейки сказочных фей или космических ракет над кроватью не только украсят комнату малыша, но и помогут ему справиться со страхами и одиночеством. Для маленьких трусишек будет так же актуален светильник в виде сказочного персонажа или любимого героя мультфильма. Так же желательно, чтобы ребенок, особенно подверженный страхам, мог видеть входную дверь с кровати. Это позволит ему увидеть входящего, свет в коридоре и соседних комнатах.

Отнеситесь к пространству ребенка с уважением, этим вы учите и его уважать и ваше пространство, не нарушать без разрешения личностные границы.

Каждый из нас имеет право на маленькие секреты. У деток помладше это может быть шкатулка с бусиками или гаечками, у подростков какие-то записи или фотографии (не важно на бумажном или электронном носителе). Ребенку очень важно знать, что его «секретное место» будет оставаться в неприкосновенности. Это помогает ему ощущать свою территорию, вызывает чувство комфорта и безопасности. В противном случае в подростковом возрасте дети уходят на улицу, к друзьям, подальше от дома, где его не уважают.

Комната ребенка – это своеобразная модель мира. Приручайте детей содержать свою комнату/уголок в чистоте. Научите его организовывать своё пространство, в желании самим наводить порядок помогут красочные вешалки с крючками для одежды, панно с кармашками для мелочей. Всё должно быть продумано и ребенку необходимо знать, в каком ящике лежат его вещи, где носочки, а где трусики, какую одежду нужно повесить на плечики. Забавные картинки на тумбочке для малышей помогут чаду запомнить, где что лежит. Игра – любимое времяпровождение для любого ребенка, поэтому и уяснять правила ему будет гораздо легче и веселее играя. Для приручения деток к порядку можно завести отдельную коробку, этакий «домик для потерянных вещей», куда вы или ваши детки постарше будут складывать то, что разбросано на полу или стульях. Это постепенно приучит ваших деток класть вещи на свои места.

Так же важно, чтобы дети имели возможность самостоятельно доставать с полок книжки, игрушки, предметы творчества. И любому ребенку приятно, если то, что сделано своими руками, ценится родителями, поэтому детскую можно украсить детскими рисунками в рамочках, если есть возможность, выделить полочку для поделок.

С детьми постарше не стремитесь сделать всё по своему, позвольте ребенку самому распоряжаться своим пространством, просто обсудите варианты, которые устроят обе стороны. Например, если у ребенка отдельная комната вы можете позволить ему развешивать у себя на стене какие угодно плакаты, но ставите обязательным условием мыть полы дважды в неделю. Если у вас одно пространство на троих, выделите ему зону, в которой он может делать, что хочет, и оставьте зону для себя и т.п. Всё зависит от ваших возможностей и предпочтений. Помните, что компромисс во многих вопросах лучше, чем постоянная борьба за территорию.

Читайте также:  Шторы, как зонирующий элемент

Детская для двоих: как угодить всем без ссор и слёз

Организовать детскую для двух детей и при этом угодить каждому — задача не из легких. Первому нравится одно, второму — совершенно другое, а если это мальчик и девочка с разницей в пять лет? Совсем караул! Что же делать родителям?

Прежде всего, ориентируемся на возраст и пол детей. От этих параметров зависит план дальнейших действий: как разместить кровати и рабочие столы, нужно ли делить комнату на зоны, поставить один большой шкаф или два маленьких? Разберёмся по порядку.

Дети с разницей в 1–3 года, однополые

Пожалуй, самый простой для родителей вариант. Дети одного пола и примерно одного возраста. У них похожие интересы, они проводят много времени вместе, часто играют общими игрушками или ходят в одну школу. Иногда их вещи одинаковые или немного отличаются друг от друга.

Визуальное разделение комнаты: ставить чёткие границы и делить детскую на две равные части не обязательно. Поговорите с детьми (если они не совсем маленькие), и определитесь с основными цветами будущей комнаты. Если в детской будут жить мальчики, то можно её оформить в морском стиле. Зонировать комнату лучше деталями интерьера: например, постелить покрывала разных оттенков или купить стулья, отличающиеся только цветом.

Расположение кроватей: двухъярусная кровать — универсальное решение. Правда, может возникнуть проблема: оба ребенка захотят ночевать на втором этаже. Если не хотите споров, то подойдут и две кровати, стоящие параллельно. Конечно, так вы не сэкономите ценное пространство, но зато у каждого будет личная прикроватная тумбочка.

(все фотографии увеличиваются по клику)

Рабочая зона: и подросткам, и маленьким детям нужен стол для творчества или учебы. Поэтому лучше разместить в комнате два обычных стола или один длинный стол и два удобных стула. На каждом столе будут лежать личные письменные принадлежности, рисунки, учебники — так дети обойдутся без ссор.

Зона игр и отдыха: для детей одного пола и близкого возраста подойдет общая игровая зона и зона отдыха. Например, круглый ковер в центре комнаты и мягкий диван.

Организация хранения: достаточно одного просторного шкафа с условным делением полок. Хорошим вариантом будет подписать каждую полку или коробку, чтобы дети не путались и не конфликтовали.

Дети с разницей в 1–3 года, мальчик и девочка

Совсем другое дело, когда у вас подрастают мальчик и девочка. Даже если разница в возрасте небольшая, у них будут абсолютно разные интересы. Девочке нужны красивые куклы, а мальчику — яркие машинки. Общие школьные дела их тоже не волнуют — до старших классов подростки находятся в противоборствующих лагерях. Это не значит, что они не дружат, просто хотят, чтобы всё отличалось.

Визуальное разделение комнаты: если вы решили, что комната должна быть выкрашена в единый цвет, то выбирайте что-то максимально нейтральное. Бежевое, фиолетовое, зелёное. Проще говоря, нельзя делать комнату полностью розовой или голубой. Идеальным вариантом будет поделить детскую на две части, наклеив разные обои, купив разные кровати или шкафы, но с условием, что они будут одинаковыми по качеству и цене.

Расположение кроватей: двухъярусная кровать либо две кровати параллельно, но с небольшой перегородкой (например, в виде стеллажа). Можно поставить кровати изголовьями друг к другу, тоже с перегородкой. Здорово, если у вас будет возможность разместить кровати в противоположных частях комнаты, тогда у каждого ребёнка будет свой личный уголок.

Рабочая зона: как мальчику, так и девочке нужны стол и стул, поэтому, как и в первом случае, находим место для двух рабочих зон.

Зона игр и отдыха: конечно, девочки и мальчики играют разными игрушками, но разделить игровую зону и зону отдыха на две части может быть довольно сложно. Просто постарайтесь сделать так, чтобы никому не было тесно.

Организация хранения: хорошо, если у каждого ребёнка будет свой шкафчик и тумбочка. Можно заказать шкаф-купе с двумя одинаковыми секциями.

Дети с разницей в 4–6 лет, однополые

Задача усложняется — у вас двое детей (девочка и девочка, мальчик и мальчик), но с заметной разницей в возрасте. Одному нужно делать уроки, а второй разбросал игрушки по всей комнате. Как сделать так, чтобы комфортно было и большому и маленькому?

Зонирование комнаты: у детей практически нет общих интересов, так что будет правильно поделить их «царство» на чёткие зоны. Комнату нужно оформлять скорее во взрослом стиле: старшему ребёнку детские орнаменты уже не нравятся, а младшему должны скоро наскучить.

Расположение кроватей: двухъярусная кровать — хорошая идея, тогда маленький спит внизу, а большой — наверху. Если кроватей две, то разделите их ширмой или стеллажом: перегородки спасут, когда младшему пора в постель, а старший доделывает уроки или читает книгу.

Рабочая зона: скорее всего, одному ребенку требуется больше места для учебы, а другому для игр (хотя, возможно, учатся уже оба). Значит, нужно ставить два стола, но один может иметь дополнительные полки для тетрадок и учебников.

Зона игр и отдыха: если зона для игр нужна только младшему ребенку, то нужно расположить её так, чтобы игры не мешали старшему заниматься своими делами.

Организация хранения: естественно, что детям понадобятся отдельные шкафчики и полки для хранения одежды, обуви и многого другого. Не забывайте, что старшие очень не любят, когда младшие трогают или перекладывают их вещи.

Дети с разницей в 4–6 лет, мальчик и девочка

Самый сложный и интересный вариант, ведь каждому ребенку необходимо личное пространство, где он сможет побыть наедине со своими мыслями. Но как угодить двум детям, которые живут в разных мирах?

Визуальное разделение комнаты: лучше всего зонировать комнату на две части. Хорошо, если получится сделать перегородку.

Расположение кроватей: двухъярусная кровать подойдет, но все же лучше поставить кровати в противоположных углах комнаты.

Рабочая зона, зона игр и организация хранения: неважно, сколько у вас детей, мальчики это или девочки — каждому хочется иметь свой стол, стул, шкаф, тумбочку, компьютер и собственные игрушки. Конечно, делиться с братом или сестренкой нужно, но не всеми вещами.

Оформляем интерьер детской комнаты

Дизайн детской комнаты должен быть не только практичным, функциональным, но и предоставлять ребенку возможность погружаться в собственный мир мультфильмов и сказок. В выборе декора важно ориентироваться, в том числе, на предпочтения малыша – чего бы хотелось ему, каких любимых героев он хочет видеть. Ведь в этой комнате будет проводиться большая часть времени – за отдыхом, играми, учебой.

При оформлении детской придется искать баланс между своим мнением и вкусами маленького хозяина комнаты

Для каждого процесса должен быть выделен отдельный участок, поэтому необходимо прибегнуть к зонированию пространства. Качество материалов – еще один важный аспект. Они должны быть безопасными, экологичными, надежными.

Рассмотрим основные рекомендации эффективного и практичного дизайна детской комнаты.

Зонирование детской комнаты

Главным правилом является необходимость зонирования пространства. Требуется разграничить пространство для сна и отдыха, учебы, творчества, игровую зону, место для хранения вещей ребенка. Наиболее распространенным остается принцип разделения комнаты посредством расстановки мебели. Реже родители прибегают к зонированию шторами, текстилем, всяческими колоннами, арками, отделке стен, полов разными материалами, используют ширмы и перегородки.

Зонирование комнаты помогает приучать ребенка к порядку

Выделяется три основных зоны:

  1. «Рабочая зона» должна позволять сосредоточиться, не отвлекаться. Для начала это может быть небольшой столик, позже – полноценное рабочее место. Лучше всего расположить таковое у окна, чтобы дневной свет попадал, непосредственно, на него. В этой зоне нужно разместить несколько полочек для тетрадей, книг, канцелярских принадлежностей.
  2. «Спальная зона» должна вмещать кровать или раскладное кресло. Размещается, обычно, в центре либо у стены. Если у Вас двое детей, спальное место может быть двух ярусным.
  3. «Игровая зона» в раннем периоде занимает для ребенка главную роль в комнате. Так как дети много времени проводят на полу – позаботьтесь о коврике. Для хранения игрушек можно обустроить специальные стеллажи, приобрести корзинки, мягкие пуфы.

Учебная зона, выделенная от остального пространства, позволяет детям сосредоточится и работать самостоятельно

Правила подбора цветовой палитры детской комнаты

Бытует мнение, что цвета определенным образом влияют на психику ребенка. Теплые желтые оттенки способны добавить активности, подвижности. Зеленые имеют успокаивающий эффект. При обустройстве комнаты для мальчика часто используют оттенки синего, голубого – от лазурных, бирюзовых, до глубоких, насыщенных.

Сочный зеленый оттенок активизирует мышление ребенка и подталкивает на новые подвиги

Бежевый цвет создаст в комнате теплую уютную атмосферу, даже окна детской выходят на северную сторону

Для девочек предпочтительно применение пастельных розовых, бежевых тонов. Разбавить их можно нейтральным серым, либо добавить немного кремовых, кофейных, оранжевых вкраплений. Ярких акцентов добавьте морковными, малиновыми, коралловыми оттенками.

Интерьер детской комнаты в пастельных тонах

Нежелательно одновременно использовать более 3 цветов, в противном случае создастся ощущение хаоса, беспорядка. Возраст ребенка имеет значение при выборе основной гаммы – чем младше малыш, тем спокойнее должна быть окружающая его атмосфера.

Особенности отделки

В качестве напольного покрытия чаще всего используют паркет, ламинат, линолеум, ковролин. Преимущество последнего в разнообразном «детском» декоре. На ковролине могут изображаться любимые герои мультфильмов, звери, сказочные принцессы, дороги, различные игры, головоломки. Ламинат — достаточно прочный материал, укладывается легко. Минусы – достаточно холодный, не гасит звуки шагов. Пробковое напольное покрытие также хорошо впишется в интерьер детской комнаты. Оно достаточно мягкое, теплое, не требует значительных усилий, навыков при укладке. Натуральный линолеум долговечный, прочный материал, способен прослужить до 15 лет. Экологически безопасен.

В любом случае поверхность пола должна быть ровной, упругой и не скользкой

В игровой зоне для самых маленьких нужно постелить ковролин, ведь они проводят большую часть времени сидя на полу

Внимание! Отделочные материалы обязательно должны быть безопасными для здоровья, прочными, надежными.

Стены в комнате малыша можно просто покрасить и нарисовать на них любимых героев из сказок или мультфильмов

Стены чаще всего отделывают обоями, краской, деревом. Если выбираете краску – следите за отсутствием вредных растворителей в составе. Благодаря ей, на стенах можно будет писать, рисовать, как на грифельной доске, ведь сейчас существуют моющиеся покрытия. По распространенности обои не уступают краске. Они абсолютно безопасны для здоровья ребенка, пропускают влагу и пар. В зависимости от фантазий, предпочтений малыша можно подобрать фотообои с понравившимся дизайном. Один из самых бюджетных вариантов отделки интерьера детской комнаты. Среди минусов – недостаточная устойчивость к механическим повреждениям. Исключением являются обои с виниловым покрытием, их прочность гораздо выше. Также следует обратить внимание на моющиеся обои. В случае, если Ваш ребенок разрисует их – сможете легко отмыть художества. Стоит выбирать ненавязчивые, спокойные узоры, яркий дизайн может быстро наскучить.

Освещение

Освещение играет важную роль в интерьере детских комнат. Здесь должны присутствовать несколько источников света. Центральным из них выступает потолочный светильник – стандартные люстры либо стилизованные светильники – самолет, облако, цветок. Желательно подготовить ребенку ночник. Мебель можно декорировать диодными лентами. Настенное бра даст приглушенный, мягкий свет вечером. Обязательный элемент – настольная лампа. Она должна иметь яркий свет с правильным оттенком без желтизны.

Читайте также:  Могут передавать информацию, тонкую энергетику

Хорошее освещение должно быть в каждой зоне детской комнаты

Светильники с матовыми полупрозрачными абажурами распределяют свет более равномернее

Выбор мебели

Мебель подбирается под пол и возраст ребенка. В комнате новорожденного обязательными элементами будут манеж, столик для пеленания, стул для кормления, шкаф, комод. Со временем здесь появится невысокий стол со стульчиком, детская кроватка сменится на полноценное спальное место.

В детской для младенца удобно поставить взрослую кровать для мамы, пока ребенок не подрастет

Детям до трех лет достаточно небольшого столика для рисования или настольных игр

Чем ближе к школе, тем больше должен быть рабочий стол

Для ребенка школьного возраста понадобится рабочий стол, несколько полочек для книг. Позаботьтесь о достаточном количестве шкафов, этажерок, комодов, в которые будете складывать личные вещи, постельное белье, игрушки. Но не перегружайте интерьер детской комнаты тяжелой, массивной мебелью. В центре пространство должно оставаться свободным для игр, развлечений.

Кровать в виде машины, сказочного домика, воздушного шара поможет разнообразить помещение, доставит малышу массу положительных впечатлений. Различные пуфики, корзинки, сундуки позволят значительно увеличить количество места для хранения.

Такой домик для малыша можно сделать самостоятельно

Важно. Дизайн детской комнаты подбирается не только исходя из размера, планировки помещения, а и с учетом предпочтений, интересов ребенка.

Решить проблему хранения в маленькой комнате поможет встроенная мебель

Чаще всего при оформлении комнаты для девочки используются розовые оттенки. Рекомендуем отойти от этого стереотипа и выбрать из пастельной гаммы фиолетового, оливкового, оранжевого, персикового, золотого. Яркости добавят небольшие контрастные вкрапления. Цвет обязательно должен нравиться маленькой хозяйке. Главный акцент можно поставить на кровать. При наличии свободного пространства – приобретите полноценную кровать с большим количеством подушек, как у принцесс из мультфильмов. Изголовье может быть текстильным, бархатным. Если же пространства не так много – отличным выходом станет кровать-чердак, кушетка.

В комнате должно размещаться достаточное количество шкафов для хранения гардероба.
Комнату для мальчика совсем не обязательно оформлять в синей цветовой гамме. Подойдут зеленые, фиолетовые, коричневые, бежевые оттенки.

Детская в морском стиле

Хорошей идеей для обустройства комнаты мальчика послужит ее стилизация в морском стиле. Для отделки стен подойдут фотообои с морским пейзажем, виниловые наклейки, бумажные, красящиеся обои в голубых, бирюзовых оттенках. На полу будет уместным паркет, ламинат, пробковое покрытие.

Масштаб переделки детской зависит от того, насколько глубоко вы хотите погрузиться в тематику. Кровать-корабль, сундуки вместо шкафов, отделка под каюту капитана – всё это потребует немалых вложений

Легкая стилизация не так затратна и предполагает тематическое оформление стен, подбор подходящего текстиля и декораций

Светильники подбирайте в заданной тематике – ракушки, камни, иллюминаторы, якоря. Основой палитры выступят цвета моря, неба, песка. В просторной комнате можно повесить гамак. Украшайте стены картинами, панно, декоративными рифами, кораллами, макетами яхт.

Основные цвета – белый, светло-серый и все оттенки синего

Помните, что дети – это личности со своими потребностями, интересами, каждый из них хочет иметь свое собственное пространство.

Детская комната для двух мальчиков одного возраста

В небольшой комнате лучше поставить двухъярусную кровать, а высвободившееся пространство использовать для спортивного уголка

Если у Вас двое детей – постарайтесь разделить комнату на две отдельных части. Это позволит каждому из них жить в собственном мире. При симметричном расположении кроватей близко друг к другу, разделите их переносной ширмой, прикроватной тумбой. Для девочек подойдет разделение драпировкой, шторой. Для мальчика и девочки необходимо увеличить пространство между спальными местами, каждому из них предоставить личную тумбу. Сэкономить пространство в маленькой комнате поможет двухъярусная кровать. Если у детей не получится договориться о расположении, предложите периодически меняться местами. В интерьере для двоих детей важно подбирать похожие материалы, отделку, декор.

Спортивный интерьер

Дизайн интерьера детской комнаты допускается оформить в спортивном стиле. Это поможет привить у малышей любовь к спорту. Выбирайте футбольный, баскетбольный, гоночный стили – в зависимости от вкусов ребенка.

Мячи и корзина – главные атрибуты интерьера в баскетбольном стиле

Пол в комнате юного футболиста уместно застелить ковром зеленого оттенка

Если у вас двое мальчиков – комната сможет объединять их интересы, даст возможность зонировать пространство. Одному нравится футбол, второму – баскетбол. Используйте ковролин разных оттенков, имитирующий зеленое, оранжевое покрытие. Декоративные элементы подберите отдельно для каждого вида спорта. Тогда у малышей появится свой личный уголок. На стенах можно разместить макеты ворот и корзины для мяча.

Интерьер и возраст

Интерьер детской напрямую связан с возрастом ребенка. Для детей школьного возраста 9 – 12 лет комната должна быть многофункциональной – игры, учеба, отдых, сон, встречи с друзьями – для всех процессов необходимо найти уголок. Рабочее место важно зрительно отделить от пространства для игр посредством зонирования. Выделите его желтым, оранжевым, коричневым – эти тона способствуют концентрации внимания. Стены оставшегося пространства рекомендуется оформлять в нейтральных тонах. Они не будут надоедать, при необходимости новизну внесут новые шторы, элементы мебели, декора. Используйте универсальные бежевые, кремовые, серые, оливковые цвета.

У каждого ребенка должен быть свой рабочий стол

Мебель важно подбирать по росту ребенка. Классический стол допускается заменить трансформером – он будет «расти» вместе со школьником. Правильное размещение столешницы – на 2 – 3 см ниже уровня груди. Положение спинки стула, высота сидения обязательно должны регулироваться.

Интересы у детей этого возраста другие. В качестве развлечений подойдет грифельная, магнитная доска, мольберт для рисования, стол для игры в шахматы, складывания конструкторов, пазлов – единого правила нет, интерьер зависит от хобби ребенка. Лучшим декором послужат глобусы, настенные карты, изображения Солнечной системы, ботанических садов, океанов. Обустройте специальное место для наград, кубков – они не должны лежать в ящиках, размещайте их на видном месте. Школьникам, подросткам потребуется много места для хранения личных вещей – закрытые шкафы, комоды, полки, этажерки – каждый предмет должен находиться на своем месте в доступности.

Оформление комнаты для юного путешественника

Главным правилом в подборе интерьера детской остается следование вкусам, интересам малыша. В этой комнате ребенок должен чувствовать себя спокойно, уютно. Цвета, вещи, мебель, текстиль, декоративные элементы – обязаны доставлять Вашему чаду положительные эмоции, впечатления. Ведь детская комнаты – это особый мир, позволяющий малышу выполнять все задачи, играть, отдыхать, а иногда погружаться в мир мечтаний и фантазий.

Видео про главные правила планирования детской комнаты

“Домашний игровой уголок ребёнка”
статья

Консультация для родителей

Тема: Домашний игровой уголок ребёнка”

Каким должен быть домашний игровой уголок и когда ему следует появиться у ребенка?

Скачать:

ВложениеРазмер
domashniy_igrovoy_ugolok_rebyonka.docx15.79 КБ

Предварительный просмотр:

Домашний игровой уголок ребёнка

Каким должен быть домашний игровой уголок и когда ему следует появиться у ребенка?

Развивающая среда должна отделиться от домашней обстановки в целом,

сконцентрироваться в особом пространстве, где ничто не помешает ребенку

заниматься своими делами, а он сам не будет мешать взрослым. Это значит

– организовать игровой уголок.

Игровой уголок – это личное пространство ребенка, где он имеет возможность

свободно действовать. Как его устроить, чтобы ребенку было удобно, и он мог

Чтобы приобщить ребенка к игре, прежде всего позаботьтесь об игровом уголке, где

бы он мог спокойно заниматься своими делами. Выделите для него место удобное,

хорошо освещенное от сквозняков, вдали от отопительных приборов и дверей.

Прежде всего, для игрового уголка понадобится детский стол – простой, незатейливый, с ровной деревянной или пластиковой поверхностью, достаточно большой для свободного размещения настольной игры, бумаги для рисования, конструктора и т. п.

Обязательные элементы игрового уголка – открытый низкий стеллаж по высоте доступных руке ребенка, несколько больших пластиковых или картонных емкостей (контейнеров) для игрового материала.

Необходимо также предусмотреть свободное место на полу, где ребенок сможет расставить игрушечную мебель, возвести постройку из кубиков, оставить все это на какое –то время. В игровом уголке ребенок вправе и разбросать игрушки, и навести порядок. Чтобы правильно наполнить игровой уголок нам нужно для сюжетной игры кукла, игрушки –персонажи, игрушечная посуда, кукольная мебель, складная кукольная коляска (для девочки), машинки (для мальчика).

Для конструирования понадобится строительный набор (с деталями, различающимися по форме, величине, цвету).

Для рисования и лепки необходимы пластилин, альбом для рисования, цветные и

простые карандаши, краски и кисти

Чрезмерное изобилие игрушек рассеивает интерес к ним, поэтому в игровом уголке не должно быть большое количество игрушек. Избыток игрушек приводит к беспорядку. Ребенку надоедают одни и те же игрушки, и в результате он в них не играет, а только манипулирует ими или разбрасывает.

Игрушки периодически необходимо сменять, т. е. убирать одни и доставать другие (желательно смена одного вида) . Например, неделю играли в кубики «Транспорт» , через неделю достали кубики «Звери» , или поменяли 2-3 машины на новые или давно забытые.

Смена игрушек приводит к тому, что:

Во – первых ребенок получает от игры разностороннее развитие, а не выполняет заученные действия,

во – вторых ребенок успевает соскучиться по убранной игрушке и когда она

появляется в его уголке через некоторое время, воспринимает ее как любимую,

родную. Игрушка вызывает у ребенка положительные эмоции (радость, восторг) .

Необходимо следить, чтобы после игры ребенок убирал игрушки на свои места, сам приводил в порядок свой уголок . Порой сами родители приучают своих детей к неряшливости, к беспорядку. Например, ребенок играет, а его срочно зовут одеваться на прогулку, обедать или купаться, не давая ему время на уборку игрового материала . У ребенка формируется такое качество как небрежность к вещам. За несколько минут до предстоящего мероприятия предупредите ребенка о том, что пора собирать игрушки, потому что мы… (пойдем обедать, гулять) . Оцените результат уборки. Если игра прерывается по экстренным случаям, то нужно нацелить ребенка на дальнейшую уборку после проведенного мероприятия или произвести совместную уборку, но не брать на

себя всю работу.

Бывает, что дети играют в одну игру несколько часов или дней и тут важно, чтобы постройка или созданная ребенком среда для игры находилась на своем месте в порядке, а не порушена. Это воспитывает у детей аккуратность, бережливость, формирует навык поддерживать порядок, нацеливает ребенка на дальнейшую работу, проектную деятельность, умение доводить дело до конца.

Часто родители заставляют убирать созданную ребенком среду, постройку или сами убирают ее только потому, что видят в этом беспорядок, стараются создать идеальный порядок в комнате. Ребенок очень переживает, т. к. его план на дальнейшую игру разрушается и если это происходит постоянно, то у него не возникает желание к данному виду деятельности, пропадает интерес к созиданию.

В таких случаях появляются капризы, агрессия, озлобленность. Здесь нужно подумать, что важнее: идеальный порядок или душевное равновесие ребенка, его творческое развитие.

Желательно совместно с детьми проводить генеральную уборку, помыть игрушки, протереть полки, расставить игрушки на места, отобрать игрушки для починки

Такая совместная работа воспитывает у ребенка трудолюбие, желание помочь взрослым, почувствовать себя взрослым и значимым в трудовом процессе.

Дети, которые мало играют, плохо развиваются! Играйте чаще со своим ребенком! Создавайте ребенку условия для гармоничного развития.

Ссылка на основную публикацию