Стоит учитывать привычки каждого из членов семьи

Финансовая инструкция для семейного бюджета, чтобы не ссориться из-за денег и сохранить семью

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Финансовые проблемы в семье являются достаточно частой причиной разводов и несчастливых семей. Согласно исследованию, практически 40 % браков распадаются из-за проблем с деньгами. Поэтому о планировании семейного бюджета многие договариваются «на берегу» и ведут его при полном доверии и грамотном планировании. Довольно часто благодаря этому можно избежать множества проблем в отношениях и сохранить крепкую и дружную семью.

Мы в AdMe.ru поползали по финансовым сайтам, блогам и нашли много информации на тему семейного бюджета.

Есть 3 вида семейного бюджета

Традиционно бюджет семьи разделяют на 3 вида:

  • Общий — это значит, что в паре нет разделения денежных средств на «мои» и «твои». Все 100 % своих доходов складываются в «один котел». Общий бюджет больше подходит для пар, которые уже не один год живут вместе, а также семьям с детьми и парам, где один из супругов зарабатывает значительно больше другого. У каждого супруга одинаковый доступ к деньгам и равное право ими распоряжаться. Но здесь могут возникнуть сложности с выбором подарков друг для друга. Также при таком бюджете необходимо обговаривать все расходы (и крупные, и мелкие), а спонтанные покупки могут вызвать разногласия.
  • Раздельный — каждый распоряжается своими заработанными деньгами так, как сам того пожелает, не обсуждая траты с партнером. А общие расходы делятся либо пополам, либо по договоренности. Такой бюджет характерен для пар, которые не живут вместе или же только съехались и лишь начинают вести совместный быт. Достоинства такого ведения бюджета в финансовой независимости друг от друга: у каждого ответственность только за свои расходы и доходы. А недостатки в том, что могут возникать разногласия и даже конфликты в тратах на общие нужды.
  • Смешанный — когда часть собственных заработанных денег каждый откладывает на общие семейные нужды, а часть оставляет себе на личные расходы. Тут важна договоренность партнеров: совместные средства можно тратить лишь на оговоренные вещи, а личные деньги — на свое полное усмотрение. Этот вид бюджета подходит для пар, где оба супруга имеют стабильный заработок и ведут совместный быт. Основной плюс здесь — это финансовая независимость каждого супруга. Но такой вид бюджета нуждается в регулярном контроле и «оптимизации данных» хотя бы пару раз в год.

Финансовые ошибки, которые могут привести к разводу

Утаивание личных расходов. 2/3 супружеских пар скрывают от партнера некоторые личные покупки и долги. Причины могут быть разными, но рано или поздно все откроется и проблем уже не избежать.

Отсутствие сбережений, финансовой подушки рано или поздно скажется на финансах. Проблемы, внезапные трудности с работой и прочие негативные события могут опустошить семейный бюджет и, как следствие, подпортить отношения в семье.

Попытки изменить и контролировать друг друга. У каждого человека свой стиль обращения с деньгами: кто-то умеет откладывать, а кто-то хочет тратить все сразу. В таком случае лучше сразу выяснить все пожелания друг друга и договориться о плане ведения бюджета.

Желание впечатлить окружающих людей своим достатком, сравнивать себя с окружающими, пытаться стать похожим на кого-то также плачевно скажется на семейном бюджете. Очень важно жить по средствам, а к расходам подходить ответственно, полагаясь на свои возможности и желания.

Часто бывает, что в семье работает только один из супругов, чаще всего муж. И это ни в коем случае не должно значить, что жена не имеет права голоса в решении финансовых вопросов. Позиция «Я зарабатываю, значит, я решаю» ни к чему хорошему точно не приведет.

Позиция, что мужчина — добытчик и обязан больше зарабатывать и распоряжаться деньгами, давно уже неактуальна. Финансами должен управлять тот, кто умеет делать это лучше и на благо всех членов семьи.

Объединять финансы в общий или даже смешанный бюджет парам, у которых разный стиль управления деньгами, не совсем разумно. Ведь увлечения и привычки одного из партнеров могут разорить всю семью.

Согласно исследованию, худшие отношения — это те, в которых преобладает меркантилизм, потому отношения «по расчету» редко длятся долго и еще реже бывают счастливыми.

Способы урегулирования денежных вопросов друг с другом

Не столь важно, какой тип ведения бюджета выберет семья и кто будет принимать основные решения по тратам. Это здорово, когда пара умеет договариваться о финансах, обсуждать долгосрочные цели и способы их достижения.

Наличие финансового плана. Необходимо обговорить, какое будущее видят супруги через 5, 10, 15 лет (сюда входит покупка жилья, автомобиля, образование детей, сбережения и прочие важные цели и мечты). После чего составить план этих расходов по месяцам или годам и следовать ему, анализировать и при необходимости менять условия.

Если в семье не раздельный бюджет, можно договориться о том, какую сумму каждый может потратить, не спрашивая разрешения супруга. Незапланированные покупки одного партнера могут нанести значительный урон всему семейному бюджету и подорвать доверие в отношениях.

Создание финансовой подушки безопасности — один из самых важных пунктов. Сюда относятся сбережения «на черный день», на которые можно прожить определенное время, если вдруг пропадет основной источник дохода. Крупные расходы могут быть незапланированными, и к этому нужно быть готовым.

Для создания такой «заначки» нужно вести учет доходов и расходов 2–3 месяца и подсчитать свои ежемесячные траты. А размер финансовой подушки рассчитывается по формуле: сумму ежемесячных расходов умножить на количество «безденежных» месяцев. К примеру, если ваши расходы в месяц составляют ₽ 50 000, а запас хотите сделать на 3 месяца, то накопить нужно ₽ 150 000. Оптимальный период, на который следует иметь запас денег, составляет от 3 до 6 месяцев.

Финансовые вопросы нужно регулярно обсуждать. Отлично, когда супруги могут открыто поговорить друг с другом о новых расходах, корректировать цели по накоплениям, ставить новые цели и распределять траты. Удобнее всего обсуждать такие вопросы в конце месяца, а заодно обсудить финансовые планы на следующий.

А какой способ ведения бюджета в вашей семье? Может, у вас есть свои финансовые секреты?

Неочевидная сторона эффекта Даннинга — Крюгера

Многие люди думают, что понимают суть эффекта Даннинга – Крюгера, прочитав его описание где-нибудь в википедии или на любом другом популярном ресурсе. Однако в силу своего низкого уровня квалификации в области социологии часто оказывается так, что они совершенно недооценивают глубину и разнообразие форм его проявления, причём даже у самих себя. Даже читая про этот эффект они не осознают, как далеки от понимания его реального смысла, испытывая в точности то когнитивное искажение, о котором говорится в описании, которое они читают. В социологии есть вещи, осмысление которых требует понимания того, что осмысляешь. О подобных «замыканиях» я буду говорить довольно часто, поскольку они составляют основу наших научных исследований в «Социальном Лесничестве».

Суть эффекта Даннинга – Крюгера, казалось бы, проста: человек в силу своей низкой квалификации в чём-либо склонен переоценивать своё понимание вещей в этой области и при этом не осознаёт свой низкий уровень квалификации. Выражаясь афоризмами, можно сказать то же самое словами Бертрана Рассела:

Одно из неприятных свойств нашего времени состоит в том, что те, кто испытывает уверенность, глупы, а те, кто обладает хоть каким-то воображением и пониманием, исполнены сомнений и нерешительности.

Истинное знание — в том, чтобы знать пределы своего невежества

Ф. М. Достоевскому приписывают также фразу вроде такой:

Дурак, который понял, что он дурак, уже не дурак.

Подобных фраз много. И вот, прочитав такую, наш читатель уже думает, что раз он понимает заложенный в неё смысл, то он уже точно не дурак, что он обладает знанием и понимание настолько, что к нему подобные фразы применять бессмысленно. Удивительно то, что смысл подобных фраз понимают почти все… и почти все думают, что к ним всё это не относится. И почти ко всем как раз относится.

Наша проблема со стороны выглядит примерно так: человек прочитал что-то про эффект Даннинга – Крюгера, проникся мыслью, согласился с ней, быстро нашёл примеры из своей жизни, как он безуспешно пытался объяснить что-то человеку, который ничего не понимает в некоторой области, но упорно пытается спорить, а может быть и себя вспомнил, как он думал, что в чём-то разбирается, пока на самом деле не начал разбираться. Человек этот думает, что понял суть феномена, научился его распознавать и следить за тем, чтобы самому не оказаться его жертвой… и тут же становится очередным образцом, по которому данный эффект можно изучать. Почему? Потому что в силу своей низкой квалификации в области социологии он не видит, что суть данного метакогнитивного искажения гораздо серьёзнее, чем в этих поверхностных описаниях. Я попробую пояснить это здесь хотя бы кратко на примерах со всё увеличивающейся сложностью обнаружения в них эффекта Даннинга – Крюгера. Чем дальше вы будете читать, тем больше вероятность, что вы ничего не поймёте. Далее пойдут абзацы текста, почти не связанные между собой сюжетом, кроме разве лишь наличия в них всё усложняющегося проявления обсуждаемого когнитивного искажения.

Возьмём для начала простейший пример. Пить и/или курить вредно. Те, кто об этом не знают и делают это – яркие жертвы эффекта Даннинга – Крюгера. Многие из них при этом закусывают выпивку «соусом доктора Фокса», который выражается в советах врачей или якобы научных исследованиях. Они не способны осознать, что пить и курить вредно в силу тех же особенностей интеллекта, которые и являются причиной употребления этих ядов (кто не понял, одна из этих особенностей – тупость). То есть, грубо говоря, ситуация такая: умный человек достаточно умён, чтобы не пить и не курить по собственному выбору, а глупый не достаточно умён, чтобы самостоятельно додуматься не употреблять алкогольный и табачный яд, и не достаточно умён, чтобы поумнеть и бросить данные привычки, если они у него были. Перефразирую Ф. М. Достоевского, упомянутого вначале, – если дурак поймёт, что он дурак – он перестанет делать то, что делает его дураком (в данном примере – пить и/или курить).

Идём дальше. Взять, скажем, начинающего фотографа. Ведь не даром по интернету ходят шутки про таких людей, что, дескать, купил зеркалку и уже считает себя профессиональным фотографом, а если купил скальпель – то уже профессиональный хирург. Ведь и правда, с хорошей профессиональной техникой фотографии и правда будут получаться на твердую «четверку с плюсом», если у человека хотя бы руки растут из плеч, а поскольку большинство не в состоянии отличить искусство от ширпотреба, такие фотографии будут оценены выше, чем они того стоят. Не понимая свою низкую квалифицированность в области фотографии, человек тоже не будет осознавать, что по сути его работы – помойка. В эту же категорию примеров попадают начинающие дизайнеры, программисты, частные строители (шабашники) и т. д.

Горе-строитель, у которого в частном доме рухнул потолок, скажет, что «надо было толще арматуру брать», но не скажет, что не сделал расчёт плиты перекрытия на распределённую и сосредоточенную нагрузку, потому что он в принципе не знал о необходимости таких расчётов, а когда его уволят, или когда горе-заказчик пошлёт его лесом, он не будет понимать за что, так как в принципе не способен осознать узость своего понимания строительной механики. Часто такая ситуация возникает с шабашниками, которые не понимают, почему им не платят за работу то, что они якобы заработали. Им невозможно объяснить, почему тот или иной элемент в строительстве они сделали неправильно, потому что у них на всё один ответ «мы так всю жизнь делали, наши деды так делали, и ничего», а фразу «расчёт балки на прогиб» они никогда и не слышали. Корче говоря, объяснить некомпетентному человеку то, что он некомпетентен, невозможно именно в силу его некомпетентности.

Я нередко наблюдал за попытками так называемых «ферматистов» предъявить своё изящное доказательство Великой Теоремы Ферма. С одной стороны, удивляет их настойчивость пропихнуть полную математическую несуразицу, а, с другой стороны, — их неспособность понять аргументы людей, которые действительно понимают математику. Фанатику-ферматисту невозможно объяснить, в чём ошибка в его доказательстве. Он будет с пеной у рта доказывать, что «научная мафия специально не хочет признавать моё доказательство…», будет обвинять математиков в том, что они сговорились и не пропускают талантливых людей в науку, чтобы не потерять свою работу и т. д. Есть довольно много таких обиженных на науку людей, которым в силу их непонимания математики невозможно объяснить, что их «доказательства» не являются доказательствами Теоремы, однако у них есть сайты, где они говорят, что вот, их обижают, их не признают… аналогично дело обстоит с другими учёными, которых сейчас модно называть «альтами» или «альтернативными учёными». Почти все они не владеют логикой, но не способны понять это, так как не владеют логикой.

Некомпетентный начальник, не понимающий основы управления, скорее всего свалит всё на подчинённых, будто это они не справляются с задачей, в то время как он не понимает (и не может понять в силу узости своих представлений), что именно он неверно наладил схему управления. Возможна и другая ситуация: подчинённые в силу своей некомпетентности в области управления будут думать, что во всём виновато управление, не понимая, что это они такие бездарные, что завалили проект. Вообще просто понаблюдайте за людьми, они часто ищут оправдания своих неудач на стороне, а заслуги объясняют именно своими личными качествами.

Здесь, кстати тоже есть интересная особенность нашего общества, попадающая в нашу тему: многие думают, что во всём виновата власть, с другой стороны считают себя достаточно компетентными, чтобы её выбирать и вообще разговаривать о политике, вести кухонные разговоры на политические темы и говорить в духе «надо было этому Путинку так сделать:…» Осознать свою некомпетентность в политической сфере эти люди не могут сами знаете почему.

По данной теме можно вообще привести множество примеров, где описываемый эффект работает в полной мере: от фанатичного увлечения футболом до коллекционирования каких-нибудь монеток, от увлечения компьютерными играми до попыток строить карьерную лестницу в официальной науке (это не все поймут, но когда-нибудь я поясню). Все люди, страдающие подобной ерундой, не способны в силу своей некомпетентности в вопросах нашего жизнеустройства осознать, что занимаются ерундой. Осознание смысла своей жизни и необходимости действовать в соответствии с этим смыслом для них является пустым звуком, потому что уровня их понимания хватает только на ерунду.

Есть такая популярная шутка про марксистов. Марксистов не существует. Человек, который понимает марксизм, никогда марксистом не будет, а тот, который не понимает, марксистом не является. Эта шутка содержит в себе обсуждаемый нами эффект, но она очень не понравится «марксистам»… они её не поймут… сами знаете почему.

Гораздо более сложным является непонимание последствий своих решений в жизни. Есть такое наблюдение, что люди не понимают причины происходящего с ними. Например, человек живёт в плохих условиях, постоянно должен торчать на работе ради каких-то копеек, постоянно что-то в его жизни не ладится. Он не может осознать, в чём именно причина, но часто находит «простые объяснения» тем последствиям, которые всю жизнь и разгребает, которые по сути являются всего лишь оправданиями. Скажем, женщина может найти простое объяснение того, почему она до сих пор «сильная и независимая» в фразе «все мужики козлы», одновременно с этим мужчины могут найти такое же объяснение своих неудач в другой не менее известной фразе. Вообще, любящие поплакать о своей судьбе люди – это все те, кто полностью находится под властью эффекта Даннинга – Крюгера. Осознать причину своих неудач они не могут именно потому, что причина эта – та же самая причина, которая привела их к этим неудачам, то есть неспособность мыслить и принимать правильные решения. Если бы они действительно понимали свою жизнь, не было бы и неудач, не было бы и необходимости плакать. Когда у человека что-то не ладится в жизни, далеко не всегда он способен отыскать длинную-предлинную цепочку причинно-следственных связей, которая, возможно, тянется на многие годы, и отыскать её начало. Почему? Потому что он, в силу узости своих представлений об этом мире, не знает (а если ему сказать, то не поверит), что подобные цепочки действительно существуют и их действительно нужно уметь раскручивать. Они не могут осознать, что каждое действие в этом мире имеет последствия. Причём нередко причина от следствия может отстоять на многие годы и даже десятилетие. Однако это уже сложная тема, она явно требует отдельного разговора.

Читайте также:  Это все же часть квартиры

Ну и последний пример на сегодня (но не последний по своей сложности) – есть люди, которые реально думают, что понимают эффекта Даннинга – Крюгера. Так вот… они его не понимают! Подумайте сами, почему. В качестве подсказки задайте себе вопрос: вот вы прочитали эту статью, и что? Вы думаете, что поняли её смысл?

Несмотря на вышесказанное, всегда есть способ «проломить» замкнутый круг, образованных эффектом Даннинга – Крюгера. То есть с одной стороны дурак не может стать умным именно потому что дурак, но, с другой стороны, люди умнеют. Из любого замкнутого социологического круга есть выход, то есть можно научиться понимать то, что для своего понимания требует это же самое понимать изначально. «Замыкания» всегда имеют точку входа и выхода. Но как же их отыскать?

Экономсовет

Блог о домашней экономике и разумной экономии – это место, где вы найдете эффективные практические советы по управлению семейным бюджетом и экономии денег, времени и ресурсов. Многие советы представлены в виде инфографики – информации в картинках !

Правила ведения семейного бюджета.

Сегодня мы познакомимся с тем, как вести семейный бюджет и рассмотрим основные правила ведения семейного бюджета.

Итак, вы решили начать вести семейный бюджет. Я вас поздравляю – это самый первый и самый важный шаг к вашему финансовому благополучию . Здесь представлены, на мой взгляд, наиболее важные и необходимые рекомендации по ведению любого семейного бюджета. Соблюдение этих правил позволит вам и вашей семье избавиться от финансовых проблем и обеспечить финансовое благополучие и стабильность!

1.Ведение семейного бюджета должно быть добровольным и осознанным.

Все члены семьи должны поддержать ваше желание навести порядок в финансах. Это необходимо для того , чтобы избежать взаимных упреков и разногласий по поводу распределения денег и для предотвращения семейных конфликтов в будущем. Семейный бюджет должен быть бесконфликтным и учитывать интересы всех членов семьи.

2.Необходимо определить какой тип семейного бюджета подходит именно вашей семье (общий, смешанный или раздельный).

Про типы семейного бюджета можно прочитать здесь .

Общая тенденция сейчас следующая – чем выше уровень жизни, тем более разделен бюджет. Это связано с тем, что совместно выживать намного проще и выгоднее. Чем выше уровень жизни, тем большая часть денег тратится на личные расходы.

3.Необходимо заранее договориться о размерах личных бюджетов.

( в денежном или процентном выражении) если вы выбрали смешанный бюджет. Если вам больше подходит общий бюджет , то обязательно должны быть выделены статьи на личные карманные расходы всех членов семьи. У всех есть свои личные потребности, и зависимость от других членов семьи унижает человека. Есть еще один очень важный момент – личные расходы женщин, как правило выше, чем расходы мужчин.

4.Семейный бюджет должен планироваться на основе текущей финансовой ситуации.

Все расходы должны быть запланированы, никаких спонтанных трат. За спонтанные траты можно ввести штрафные санкции в денежном выражении или в виде услуг. Это мотивирует не делать незапланированных покупок. Планирование может быть краткосрочным ( оптимально – ежемесячный план), а может быть долгосрочным (на год и более).

Желательно, чтобы цели супругов совпадали, у них должны быть общие планы и взаимопонимание в способах их достижения. Если общих планов нет, то необходимо договариваться каким образом будут реализовываться личные планы каждого из членов семьи. Разногласия, чувства дискомфорта или обиды при планировании бюджета недопустимы, это может привести к исчезновению самой семьи!

5.Необходимо жить по средствам! Расходы не должны превышать доходы!

Необходимо поддерживать уровень жизни, соответствующий реальным доходам . Нужно быть, а не казаться и не тянуться за стандартами, навязанными рекламой, которая имеет одну цель – выкачать из потребителей как можно больше денег. Если же вы хотите получить от жизни больше – ищите возможности больше зарабатывать!

6.Необходимо вести регулярный (лучше и удобнее всего ежемесячный) учет доходов и расходов.

в любой форме, который позволяет фиксировать движение всех денежных потоков в семье. Это может быть и тетрадка и кассовая книга, или таблица в Exel, или специальные программы для ведения домашней бухгалтерии. Выбирайте любой вариант, кому что удобнее. Важно только одно – учет обязательно должен быть!

О том как можно организовать домашнюю бухгалтерию можно прочитать здесь

7.Необходимо постоянно анализировать и контролировать расходы

и искать возможности их минимизировать или оптимизировать. Это позволит вам высвободить из вашего бюджета дополнительные денежные резервы.

8.Необходимо научиться разумно тратить деньги

т.е. применять все возможные способы экономии. Это избавит вас от ненужных расходов и позволит не тратить деньги впустую.

9.Необходимо сберегать часть заработанных средств.

это позволит обеспечить финансовую стабильность семьи. Для этого необходимо ежемесячно откладыва ть минимум 10% о т семейного дохода. Эти деньги необходимо распределить следующим образом.

  • на формирование резервного фонда , который обеспечит финансовую защиту семьи в случае форс-мажорных обстоятельств ( болезни, потери работы и т. д.). Оптимальный запас денег в резервном фонде должен позволить семье комфортно прожить в течение 3-6 месяцев без дополнительных доходов. Отнесите его в банк, поместите на срочный вклад и не дайте инфляции обесценить его. Пользуйтесь им в исключительных случаях и храните деньги в той валюте , в котор ой собираетесь тратить. Резервный фонд обеспечит вам душевное спокойствие по поводу денег.
  • на накопление денег для крупных покупок ( бытовая техника, автомобиль , недвижимость, турпутевки) или реализации долгосрочных целей . Любая цель должна иметь точную формулировку, стоимость и срок. Накопительный фонд также нужно хранить в банке на срочном вкладе.
  • на грамотное инвестирование для обеспечения своего будущего (пенсионные накопления). Инвестировать можно начинать только тогда, когда сформирован резервный фонд и получены необходимые базовые знания по управлению деньгами. Можно начать инвестировать самим (при этом необходимо постоянно повышать свои знания в области финансов) или доверить это финансовому консультанту.
  • на страхование различных рисков – риска потери жизни, здоровья и трудоспособности, имущественных рисков, и других непредвиденных расходов. Застрахуйте все , что дорого для вас и что вы боитесь потерять.

10.Необходимо раз и навсегда отказаться от всех видов потребительских кредитов и займов!

Это разрушает финансовую стабильность семьи! Исключение составляют только кредиты на приобретение жилья, если вам негде жить.

11.Средства семейного бюджета должны расти и приумножаться за счет роста доходов!

Необходимо иметь несколько источников доходов!

Чтобы получить желаемый результат необходимо не только знать эти правила ведения семейного бюджета , но и регулярно применять их на практике. Только в этом случае будут обеспечены финансовое благополучие и стабильность вашей семьи.

Я очень надеюсь,что эти рекомендации по ведению семейного бюджета будут полезны для вас и вашей семьи. Кроме того данные советы могут с успехом применены и для ведения личных бюджетов, если у вас пока нет семьи.

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ И ПРИВЫЧЕК

В беседах с родителями воспитатель должен подробно и в доступной форме разъяснить, при каких условиях наиболее успешно формируются навыки и привычки.

Для того чтобы ребенок овладел теми или иными навыками, надо не только рассказать, какие действия он должен выполнить, но и показать составляющие их отдельные элементы, научить производить каждый из них сначала в отдельности.
Чем моложе ребенок, тем в большей мере он нуждается в таком наглядном показе. Демонстрируя, как выполнить то или иное действие, необходимо замедлять движение и сопровождать его объяснениями. Например, обучая малыша чистить зубы, надо показать, как вымыть зубную щетку, выдавить из тюбика пасту, правильно водить щеткой сверху вниз и снизу вверх.
Затем можно предложить самому выполнить эти действия в присутствии взрослого. В первое время надо следить за тем, чтобы ребенок делал все правильно и тщательно.
Если с самого начала он будет действовать бесконтрольно, может образоваться неправильный навык.
Обучая ребенка тем или иным навыкам, надо позаботиться о том, чтобы задание было ему посильным, соответствовало возрастным возможностям и уровню его развития.
Требовать от четырехлетнего ребенка, чтобы он самостоятельно пришил пуговицу, так же неправильно, как не требовать этого от ребят шести лет. Двигательные умения, координация движений, развитие мелкой мускулатуры рук у четырехлетнего малыша еще недостаточны для того, чтобы он мог, не причинив себе вреда, действовать иголкой.
Предъявление к ребенку непосильных требований вселяет чувство неуверенности, а иногда может послужить причиной отрицательного отношения к делу.
На одном из собраний в детском саду отец трехлетнего Димы рассказал о постигшей его неудаче. Вдохновленный идеями трудового воспитания, молодой папа предложил сыну отремонтировать деревянный автомобиль. Дал мальчику молоток, гвоздик и показал, как прибить отломившуюся стенку кузова. Дима с интересом взялся за дело, но сразу же поранил палец. Помахав рукой и подув на палец, подбадриваемый отцом, малыш мужественно принялся снова за дело, но оно никак не клеилось. Разочарованный, он сдался, бросив в сторону молоток, а в ответ на настойчивые уговоры отца пустился в рев. «Чтобы отвлечь Диму и успокоить, — рассказывал отец, — я предложил ему построгать со мной дощечку. Но Дима воспринял это предложение как наказание: подозрительно посматривая то на ушибленный палец, то на маленький рубанок, решительно отказался от предложения».

Вместе с тем существует и другая опасность — опоздание в формировании того или иного навыка.

Дело в том, что успех в обучении ребенка пред дошкольного и дошкольного возраста во многом зависит от его заинтересованности, так как все поведение детей этого возраста носит преимущественно непроизвольный характер, т. е. строится на их интересе к выполняемому заданию.
То, что привлекает ребенка, что радует его, что ново, выполняется им охотно и поэтому успешнее. Если ребенок уже «перерос» то простое дело, которому его вовремя не научили, оно перестает его интересовать. Известно, например, что легче научить ребенка есть самостоятельно до полутора-двух лет, чем в более старшем возрасте, когда он, во-первых, уже привыкает к тому, что его кормят взрослые, и, во-вторых, у него появляется много других занятий, благодаря которым он может удовлетворить возрастающую потребность в проявлении самостоятельности.
Воспитание навыков и привычек — одна из задач всестороннего развития ребенка. Поэтому при их формировании необходимо соблюдать все педагогические правила. Особенно большое значение имеет пример окружающих ребенка взрослых. А. С. Макаренко в «Лекциях о воспитании детей» указывал на огромную роль личного примера родителей в воспитании ребят.
Он говорил: «Ваше собственное поведение — самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему.
Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету, — все это имеет для ребенка большое значение» (1).
Эти слова А. С. Макаренко, безусловно, в полной мере относятся и к формированию привычек. Действительно, поведение окружающих ребенка взрослых оказывает значительно большее влияние на поступки и привычки детей, чем словесные указания. Как бы часто ни говорили ребенку, что, входя в комнату, надо переобуваться, если это не выполняется самими взрослыми, у ребенка прочной привычки не образуется.
На занятиях по счету в детском саду девочка особенно внимательно и с большим интересом слушает объяснения воспитателя. Когда ее просят ответить на вопрос, она вначале тянет руку к затылку, затем дает правильный ответ. И так несколько раз. И всегда, прежде чем произнести слово, рука направляется к затылку, будто только с помощью такого жеста она может правильно ответить. За девочкой в детский сад пришел папа. Не стоило начинать с ним разговор с упоминания об этой нежелательной привычке. Девочку сначала похвалили за сообразительность. «Считать она любит»,— сказал папа, теребя сзади волосы. Стало ясно, откуда у ребенка некрасивый жест.

В поведении ребенка, его манерах, умениях, привычках находит отражение весь уклад жизни семьи, стиль взаимоотношений между ее членами. Детям необходима спокойная, радостная обстановка, понимание их внутреннего мира. Вместе с тем доброжелательность в отношениях взрослых с детьми должна сочетаться с требовательностью.

Большое значение для закрепления навыков имеет единство требований, предъявляемых ребенку всеми взрослыми, воспитывающими его. Если это не соблюдается, если требования детского сада не поддерживаются родителями или один из них отменяет то, что считает необходимым требовать другой, прочные навыки и привычки не могут образоваться.

Жертвой как раз такого положения дел стал четырехлетний Миша. Его мама Татьяна Леонидовна в полном согласии с воспитателем приучает мальчика самостоятельно одеваться и терпеливо добивается этого по утрам. Но когда сына в детский сад ведет папа, у него не хватает терпения наблюдать неловкие движения малыша, и он быстро одевает Мишу сам, сэкономив несколько минут, но не подумав, какой ущерб воспитанию сынишки тем самым он наносит.
Результат не замедлил сказаться: мальчик начинает одеваться только после маминых напоминаний, в детском саду после дневного сна одевается неумело, медленнее других детей.

Пока привычка не закрепилась, ребенок нуждается в контроле и указаниях взрослых. Но не менее важно и поощрение. И малыш, самостоятельно надевший и даже зашнуровавший ботинок, и ребенок постарше, так старательно уложивший игрушки в игровом уголке, будут рады услышать слово одобрения. Оно поддержит желание ребят и в дальнейшем поступать так же.
Спокойный, дружелюбный тон старших настраивает детей положительно по отношению к тем действиям, которые должны стать привычкой. Раздражительность, нервозность — плохие помощники в воспитании.
Воспитание новых для ребенка привычек целесообразно связывать с уже имеющимися, закрепившимися ранее.
Напутствуя «выпускников» детского сада, воспитатель напоминает им о необходимости беречь школьные принадлежности, относиться к ним так же бережно, как она учила их обращаться с игрушками и пособиями в детском саду.
К. Д. Ушинский, высказавший много чрезвычайно ценных мыслей о природе навыков и привычек и их воспитании, писал: «Природа наша не только приобретает привычки, но и приобретает наклонность приобретать их, и если хотя одна привычка установится твердо, то она проложит дорогу и к установлению других однородных».
В воспитании навыков и привычек не должно быть муштры. Можно найти множество средств, чтобы закрепить ту или иную полезную привычку. Для закрепления многих навыков и привычек целесообразно использовать игру. Игра — самый близкий, понятный, увлекательный вид деятельности ребенка-дошкольника. То, что он осваивает в процессе игр, дается без напряжения, как бы само собою и закрепляется прочно.
Однако игра — средство воспитания при условии руководства ею со стороны взрослых.
Родители могут тактично помочь ребенку довести игру до завершения, при необходимости подсказать возможные варианты ее продолжения или усложнения, включившись в игру, напомнить о том или ином правиле.
Стараясь сохранять игрушки, не портить их, не разбрасывать, ребенок учится бережному отношению к вещам вообще.
Предлагая ребенку надеть кукле платье, ботинки, родители тем самым закрепляют у него навыки одевания.
Игра позволяет ребенку глубже понять окружающий мир. Она, пожалуй, самое эффективное средство воспитания у дошкольника привычки доводить начатое дело до конца. Этому способствует заинтересованность ребенка игрой, ее конечным результатом: построить что-то, переодеть кукол и т. п.

Читайте также:  Коридор в хрущевке

Вите три года. Он уже вполне освоился в детском саду, знает, где хранится каждая игрушка. Он взял кирпичики, стал накладывать один на другой, но вскоре неустойчивое сооружение развалилось; взгляд мальчика блуждает по комнате и останавливается на полке с книгами. Витя берет одну из них, перелистывает страничку-другую и, оставив книжку открытой, направляется к кукольному уголку. Берет мишку, наклоняет его, прислушивается к его рычанию. Воспитатель видит, что ребенок не знает, чем заняться. Она предлагает Вите вместе построить башню, а на самый верх водрузить красный флажок. Мальчик с удовольствием соглашается. Пока Витя старательно кладет кирпичики, воспитатель вставляет флажок в отверстие катушки так, чтобы его можно было поставить на самый верхний кирпичик. Но вот беда: башня рассыпается. Однако Витю это не останавливает, он берется за дело снова, и вскоре флажок на самой верхушке.

Две девочки играют в дочки-матери. Мама принимается за приготовление обеда, а дочку отсылает гулять. Хотя приготовление пищи происходит понарошку, серьезности у мамы хоть отбавляй. Наконец обед готов, и дочка приглашается к столу. Воспитатель, наблюдая издали за игрой девочек, с удовлетворением отмечает, как ласково и вежливо ведет себя мама: «Пожалуйста, садись за стол», — приглашает она дочку. Воспитатель, как бы включаясь в игру, замечает: «А дочка вымыла уже руки?»
И другой пример: дети играют в магазин. Коля — продавец, Надя — покупатель. Вот у Нади уже полная корзиночка яблок (желудей), груш (шишек), вишен (семян липы). Надя красиво раскладывает покупки на тарелочки и подает кукле и мишке. Заметив это, воспитатель советует Наде: «Надо помыть фрукты, а то у куклы и у мишки животы будут болеть». Воспитатель воспользовалась случаем, чтобы напомнить еще раз правило.
В процессе воспитания у детей привычек взрослым необходимо быть последовательными и настойчивыми в своих требованиях, систематически упражнять детей в тех или иных действиях. Если ребенку разрешили то, что еще вчера запрещали, или, потребовав чего-то, тут же об этом забыли, можно не сомневаться, что намерения закрепить привычку останутся безрезультатными.

Воспитателя средней группы очень радует заботливость ее воспитанника Максима: мальчик начинает есть только после того, как убедится, что у всех его соседей есть ложки, пододвинет хлеб соседу по столу; на занятиях всегда посмотрит, у каждого ли есть стул, если нет, сам принесет.

Из беседы с отцом Максима выяснилось, что проявлять подобные знаки внимания друг к другу — твердое правило, принятое в семье. Для Максима не делалось скидки на возраст. «Сначала приходилось напоминать: «Что ж ты сел, а Боря стоит, ему сесть некуда, подай ему стул». Иногда специально кому-нибудь из членов семьи не положим ложку. Заметит ли? Стал замечать. А теперь эта привычка прочно закрепилась»,— рассказывал отец.

А вот другой пример. У Нади добрая бабушка, она очень любит внучку. Стоит Наде заплакать, и добрая бабушка отменяет любой свой запрет, разрешает все, что та ни попросит: и пирожок купит по дороге из детского сада, и ветку с цветущей яблони сломит, хотя еще недавно убеждала девочку, что есть на улице некрасиво, что цветы с яблони срывать нельзя — из них яблоки вырастут.
Надя уже усвоила, что «слезами горю можно помочь», и пользуется своим открытием. Вот и растет капризной. В беседе с родителями воспитатель подчеркивает, что только последовательность в требованиях к детям позволяет закрепить у ребенка полезные привычки.

Отец Кости рассказал, что родители приучили мальчика помогать старенькой прабабушке, которая с трудом передвигается: принести ей очки, палочку, справиться, не нужно ли ей что-нибудь подать.
Мать Юли очень довольна тем, что девочка охотно участвует в уборке квартиры. Эту привычку удалось закрепить благодаря общим усилиям родителей, дедушки и бабушки, которые всегда находят для Юли посильные задания.

Формирование привычек — процесс постепенный, не допускающий «авралов». И если есть в воспитании пробелы, восполнить их можно также постепенно. Именно поэтому родителям, намеревающимся отдать ребенка в ясли или детский сад, так настойчиво предлагается заранее готовить детей к этому событию, и в первую очередь соотнести круг их умений с теми требованиями, которые будут предъявляться в дошкольном учреждении.

Воспитателю надо познакомиться с родителями еще до прихода ребенка в детский сад, сообщить им о режиме дня, предложить приобщать к нему ребенка.
Желательно приблизить и рацион питания, и способ приготовления пищи к тому, который принят в дошкольном учреждении. Следует также приучать ребенка к посильной самостоятельности.
В беседах с родителями воспитатель рассказывает о том, что должен уметь ребенок, чтобы в коллективе сверстников он мог чувствовать себя равным.
Посещая семью своих будущих воспитанников, педагог узнает о привычках ребенка, его индивидуальных особенностях. Все это важно, чтобы с приходом в детский сад можно было создать лучшие условия для скорейшего привыкания малыша к новой обстановке.
Для успешного воспитания навыков и привычек необходимо учитывать, кроме общих закономерностей, и индивидуальные особенности их формирования.
Это не значит, безусловно, что одни дети могут усвоить такие навыки и привычки, которые недоступны другим.
Однако нетрудно заметить, что одних детей легче, например, приучить доводить начатое дело до конца, аккуратно складывать игрушки, раскрашивать картинки, не выходя за пределы контура.
Другим больше по душе все, что связано с движением, что требует быстроты, ловкости, сноровки.
Они охотно участвуют в подвижных играх, физкультурных занятиях и быстро усваивают соответствующие навыки. Зато такие дети с трудом приобщаются к выполнению тех дел, которые требуют терпения, усидчивости. Но есть дети, которые в равной мере проявляют склонности к занятиям, требующим как усидчивости, так и подвижности; приобретение ими различных навыков и привычек протекает примерно с равной затратой сил.
Чем же объясняются эти различия? Немалую роль здесь играют уклад жизни семьи, ее интересы, профессия старших, семейные традиции. В семье, где увлекаются спортом, дети рано начинают приобщаться к гимнастике, лыжам, конькам, плаванию, рано приобретают соответствующие навыки. А в другой — интересы иные.

Вите только четыре года. Но он уже решает задачи в два действия и проявляет немалое усердие и успехи в рисовании гуашью. Не обидно ни маме-художнице, ни папе-математику. Вот только воспитатель детского сада недоволен, что Витя привык «сиднем сидеть» и никак его не расшевелишь: он не хочет ни в салочки поиграть, ни в кошки-мышки. Естественно, таким детям, у которых намечается однобокое развитие, воспитатель должен уделить особое внимание, стараясь вовлекать их в разнообразные занятия и игры, которые помогут восполнить пробелы семейного воспитания.
Различие в быстроте формирования навыков и привычек и избирательной склонности ребенка к приобретению их зависит так же от типа высшей нервной деятельности ребенка, который предопределяет его темперамент: уравновешенный, шустрый, медлительный или робкий. Поэтому у одних детей привычки формируются легче, у других для их образования требуется как от самого ребенка, так и от воспитывающих его взрослых больше усилий. Например, у ребенка уравновешенного или шустрого они закрепляются быстрее, чем у медлительного. Но зато медленное закрепление, требующее большего числа упражнений, ведет порой к большей их прочности. Поэтому навыки медлительного ребенка могут оказаться более устойчивыми, чем у шустрого.
К сожалению, взрослые нередко весьма своеобразно учитывают особенности ребенка. Кому неизвестны «штатные» помощники воспитателя! Это спокойные, уравновешенные дети или шустрые, всегда готовые выполнить любое поручение: позвать к телефону кого-то из взрослых, принести на участок лопатки. Необходимо приобщать к подобным поручениям и других детей, чтобы они учились преодолевать робость или медлительность. Важные выводы может сделать для себя воспитатель (и поделиться этим с родителями), наблюдая, какие игры и игрушки предпочитает тот или иной ребенок. Шестилетняя Вера с приходом в детский сад сразу направляется в кукольный уголок, наряжает кукол, готовит им пищу; переставлять здесь предметы, посуду она готова хоть целый день. А вот скакать через веревочку не научилась. Зато Ира не появляется ни в кукольном уголке, ни за настольными играми. А если и сядет за мозаику, тут же бросит: то ли от того, что не получается у нее узор, то ли от неусидчивости. Но побегать с вертушкой в руках или попрыгать через веревочку она первая. Таких ребят труднее усадить за стол, но все же надо этого добиваться. В процессе формирования у ребенка необходимых в данном возрасте навыков и привычек, в том числе и тех, к которым у него нет врожденной расположенности, следует соблюдать осторожность, чувство меры, такт. Нельзя против воли заставлять малыша бегать, прыгать или рассматривать картинки в книжке. В ответ на это могут быть слезы, упрямство, отчужденность; не помогут в таком деле и уговоры. Лучшее средство в достижении положительного результата в воспитании дошкольника — его заинтересованность.

Л. И. Каплан, “Посеешь привычку – пожнешь характер”, М., 1980.

Десять привычек счастливых семей

Когда я задавала своим знакомым один и тот же вопрос: «Какие традиции существуют в вашей семье?», многие из них на время задумывались. Не так просто было вычленить из разнообразия жизни то, что можно назвать устоем, обычаем, привычкой, ведь многие вещи в дружных семьях происходят сами собой – это естественное отражение счастья их обитателей.

Например, совместный ужин, живое общение за трапезой без книг и телефонов, празднование дней рождения каждого члена семьи, совместные еженедельные посещения родственников и т.д. Из множества рассказанных мне разными людьми привычек и устоев я выделила то, что можно назвать общими принципами.

Зинаида Серебрякова “За завтраком” 1914

Привычка 1. Время вместе

Находить радость в проведении времени всей семьей – удел всех счастливчиков. Это можно назвать главной отличительной чертой крепких, дружных семей. Несмотря на то, что родители – обычные люди, так же устающие за день, как и все, дети в таком доме не чувствуют себя обузой. Каждый член семьи понимает, что он ценен, его любят и принимают.

Итак, что любят делать вместе счастливые семьи?

Елена, 3 детей: «Один – два раза в неделю мы стараемся ужинать всей семьей с просмотром фильма, поскольку наши дети уже подростки, мы выбираем подходящее для всех кино».

Валентина, 6 детей: «Каждый вечер мы собираемся с детьми и читаем Библию, так же молимся с ними перед сном. Любим всей семьей путешествовать».

Светлана, 2 детей: «Нам нравится вместе гулять: бродить по улочкам, разговаривать и вспоминать что-то интересное из прошлого. Почти во всех поездках мы также вместе. Даже в магазин нам нравится ходить всей семьей».

Катерина, 3 детей: «Сейчас, когда нашей малышке год – самое непоседливое время – нам сложно осуществлять некоторые наши любимые традиции: нам очень нравится всей семьей смотреть мультфильмы или передачи о животных. Я сейчас в поиске новых идей времяпрепровождения для всей семьи, в которых будет участвовать и наша младшая дочь».

Привычка 2. Проявление чувств

Все знают, как важно не просто любить в душе своих близких, но и проявлять эти чувства. Есть семьи, где одному из родителей легче это делать, другому – сложнее в силу разных причин. Кому-то просто каждый день обнимать своего ребенка, даже если он уже подросток, кому-то легче говорить словами, как он любит сына или дочь. В счастливых семьях члены семьи не задумываются о том, ценны ли они в глазах своих близких – они глубоко уверенны в любви своей семьи, потому что ее проявляют каждый день.

Светлана, 2 детей: «Когда я была маленькой, в нашей семье было не принято говорить ласковые слова друг другу и признаваться в любви. Также, например, меня не звали домой с прогулки, чтобы пообедать, не спрашивали, не замерзла ли я, как будто бы не беспокоясь обо мне. Я помню, как пыталась убедить себя в том, что меня все-таки любят, только у моих родителей какая-то своя, особая любовь.

Теперь, когда у меня своя семья, я стараюсь исправить ошибки моих родителей. Каждый день я обнимаю детей и говорю, как сильно они дороги мне, называю их ласковыми словами – этого так не хватало мне в детстве. Бывает, в конце дня я понимаю, что мало проявила нежности к детям, и тогда время перед сном – хорошая возможность напомнить им, как я люблю их.

С мужем мы также стараемся каждый день проявлять внимание друг ко другу. Важно, чтобы и дети видели, как мама и папа любят друг друга, это делает их счастливыми».

Ольга, 2 детей: «На разные праздники мы любим друг другу подкладывать записки с признаниями в любви. Например, муж может найти в своем домашнем тапочке записку от сына, дочь идет в ванную чистить зубы и находит послание от папы и т.д. На Новый год мы играем в игру «Пять качеств»: каждый по очереди садится в центр, а остальные рассказывают его пять положительных качеств».

Привычка 3. Особенные семейные дни

Психологи утверждают, что счастливую семью отличает именно создание традиций. Сделать определенные дни особенными несложно – поводов для этого масса. Отмечаете ли вы семьей 1 сентября, если у вас есть школьники? Многие устраивают настоящее торжество в этот день. Празднуете ли вы приезд главы семейства из командировки? Это также отличный повод провести особое время. Родители вместе с детьми придумывают свои «красные дни календаря» и обязательно отмечают их.

Катерина, 3 детей: «Каждое воскресенье у нас особенный совместный завтрак, в приготовлении которого участвует вся семья».

Наталья, 2 детей: «По пятницам мы всей семьей смотрим основанный на реальных событиях, или документальный фильм. В воскресенье завтрак для всех готовит у нас папа, это блинчики или бельгийские вафли».

Елена, 3 детей: «Когда по выходным мы ездим на дачу, у нас есть обязательный вечерний ритуал: каждый вечер мы разжигаем костер, поджариваем на нем хлеб и пьем чай и кофе, завернувшись в пледы. Еще у нас есть традиция в предновогодние дни: 21 декабря вместе с детьми выпекать много разнообразного печенья для грядущих праздников».

Привычка 4. Помощь

Вовремя заметить, кому и где необходима помощь и вовремя отреагировать на эту нужду сможет лишь человек с чутким сердцем. Обычно такие люди вырастают в семьях, где все были внимательны друг к другу, выручая в сложных ситуациях, «подставляя плечо», поддерживая, где детям рассказывали, насколько важно быть готовым оказать помощь нуждающемуся.

Светлана, 2 детей: «Приходя с работы и немного передохнув, мой муж каждый день включается в домашние дела, помогая мне. Чаще всего он проводит время с детьми, помогая делать уроки и играя с ними. Для меня это очень большая поддержка».

Читайте также:  Спальня. арт-деко, или нет?

Ольга, 2 детей: «В нашей семье дети каждые выходные посещают бабушку и дедушку. Так мы привлекаем их к помощи, объясняем, что пожилым необходима наша поддержка».

Татьяна, 4 детей: «Уроки в нашей семье старшие дети помогают делать младшим. Мальчики любят принимать участие в «мужских делах» с папой – что-то подать, подержать, поднести. Дочь, подражая мне, проводит много времени с младшим братом, заботится о нем».

Привычка 5. Гостеприимство

Члены счастливых семей обычно дружелюбны и с радостью зовут к себе в гости своих приятелей. Вряд ли, придя в такой дом, вы почувствуете дискомфорт. У открытых людей много друзей, и они легко заводят новые знакомства.

Марина, 2 детей: «Мы стараемся звать гостей хотя бы два раза в неделю. Вокруг нас масса интересных людей, с которыми нам хочется пообщаться. Дети также любят, когда к ним приходят друзья. Мы поддерживаем связь не только с людьми определенного круга, но и с бывшими однокурсниками, с приятелями, с которыми познакомились в детских студиях».

Светлана, 2 детей: «Нас тревожит, когда мы понимаем, что в суете стали редко приглашать к себе в гости знакомых и друзей. Это неправильно – жить, сконцентрировавшись только на себе и на своих проблемах. Даже, если проблемы есть, в общении с людьми ты находишь ответы, идеи, решения трудностей и просто получаешь поддержку и отдаешь свое тепло другим».

Виктория, 3 детей: «Пока что у нас идет ремонт, и мы не можем приглашать гостей, но нам так приятно, когда нас зовут пообщаться. Когда тебя тепло принимают, ты просто отдыхаешь и душой и телом в такой семье».

Привычка 6. Праздники

В праздничное время в дружных семьях особо много обычаев и традиций. Различные торжества рассматриваются, как отличный повод лишний раз собраться вместе, накрыть стол, общаться, играть, дарить подарки. Для ребятишек праздники – особо важные дни, ведь детские впечатления от них останутся на всю жизнь.

Дина, 3 детей: «На Новый год мы собираемся всей семьей. Еще до боя курантов к нам в гости приходят бабушки и дедушки, которые устраивают нашим детям их любимую игру: с завязанными глазами ребятишки обрезают подарочки, подвешенные на нитках. Этот номер мы проводим каждый год».

Катерина, 3 детей: «День рождения каждого члена семьи мы начинаем праздновать с самого утра: сперва делаем завтрак в пижамах. Вечером к нам обязательно приходят гости, и мы празднуем с ними».

Елена, 3 детей: «На Новый год мы обязательно приглашаем гостей и много играем в разные игры. Затем в 12 ночи встречаем Новый год и сразу выходим на улицу с бенгальскими огнями и делаем фото. 1 января в нашей семье традиция: с утра, часов в 10 или 11, ходить всем вместе в кино».

Привычка 7. Давать другим возможность отдохнуть

Там, где нет места ревности и недоверию, есть место возможности отдыхать по отдельности членам семьи. Например, папа может посидеть с детьми и отпустить маму с подругами в кафе, мама не будет против папиной рыбалки с друзьями.

Светлана, 2 детей: «Мне очень нравится, когда муж остается с младшим ребенком и отпускает меня со старшей дочерью прогуляться, купить каких-нибудь приятных мелочей, посидеть в кафе. Это очень важно для наших отношений. Сейчас, когда дочь подросла, она периодически соглашается посидеть с братом и отпускает нас с мужем прогуляться вдвоем».

Елена, 3 детей: «Каждый год мой муж и двое сыновей ходят на выставку машин. Они заранее планируют это мероприятие. Меня и дочь с собой они не берут – это их мужское время. По субботам, пока спят дети, мы с мужем ходим завтракать в Макдоналдс. Это наше с ним особое время».

Евгений Демаков “Сказка на ночь” 2002

Привычка 8. Все любят подарки

Сделать приятное близкому человеку и проявить внимание – это основная цель подарка. В дружных семьях любят преподносить друг другу сюрпризы. Праздники здесь не обходятся без подарков, которые готовят не только взрослые, но и дети.

Татьяна, 4 детей: «На дни рождения и на Новый год в нашей семье принято дарить подарки. На Новый год каждый готовит сюрприз каждому. Пусть это будет просто рисунок или поделка, важно, чтобы мы уделили внимание друг другу. На день рождения имениннику также дарит подарок каждый член семьи».

Дина, 3 детей: «У нас принято оставлять друг другу что-то вкусное. Даже младшая пятилетняя дочь никогда не доедает конфеты, которыми ее угощают, потому что знает, что вечером придет папа – она оставляет гостинец ему».

Елена, 3 детей: «Елку на Новый год мы наряжаем с детьми 1 декабря. Мы ставим под нее большую корзину. В течение всего месяца мы готовим и складываем подарки друг для друга в эту корзину. 24 декабря мы готовим вкусный ужин, обычно итальянский: лазанья, салат, чесночный хлеб. Едим, потом читаем Библию о Рождестве, молимся о нашей семье. А потом папа достает по очереди подарки и вручает их. Делаем фото на память. Подарок в нашей семье получают даже собака и кошка».

Привычка 9. Решение проблем

Проблемы возникают в равной степени и в дружных семьях и там, где согласья нет. Все дело в том, как решаются эти трудности. Где есть диалог, где не принято играть в молчанку и мучить обидчика презрением, проблемы разрешаются с помощью общения.

Светлана, 2 детей: «Еще до свадьбы мы договорились о «круглом столе» – когда мы спокойно разговариваем на тему возникших проблем. Мы не дуемся, не кричим, не психуем, а мирно, с уважением объясняем другому, в чем он был не прав. И сейчас, прожив 13 лет, мы стараемся соблюдать эту традицию как друг с другом, так и с детьми».

Регина, 3 детей: «Когда мы поженились, мне казалось, что муж должен сам догадываться о том, где я нуждаюсь в его помощи. Если он не помогал мне, я обижалась на него и не разговаривала с ним. Потом я поняла, что это разрушает отношения».

Привычка 10. Место мечте

Светлана, 2 детей: «Любимое занятие нашей семьи, где бы мы ни были и что бы мы не праздновали – рассказывать друг другу о своих мечтах. Так рождаются новые идеи, которые мы впоследствии осуществляем, так мы лучше и глубже узнаем мысли и чувства друг друга. Когда озвучиваешь свои чаянья и надежды, приходит ощущение, что нет ничего невозможного, нужно лишь верить и ждать, и это вдохновляет нашу семью».

Ольга, 2 детей: «Каждый год, отмечая Рождество, каждый член нашей семьи рассказывает, как мечтает отметить этот праздник в следующем году. Также мы собираемся с друзьями в канун Нового года, пишем записки со своими желаниями, осуществления которых мы ожидаем в грядущем году. На следующий год мы открываем коробку, куда были сложены все записки, и читаем каждый свою. Всегда интересно оглянуться назад и понять, оценить то, чем благословил тебя Бог в прошедшем году».

Дина, 3 детей: «Нам очень нравится мечтать всей семьей. Например, мы сейчас строим дом, и мы часто мечтаем о том, как здорово нам будет жить в нем».

Счастливые семьи – это не люди, достигшие какой-то неземной точки совершенства. Это те, кто не останавливается на достигнутом: не удовлетворяется просто жизнью под одной крышей и сном в одной кровати. Кто чувствует свою ответственность сделать еще немного для своих близких, чтобы им стало лучше и радостнее, кто будет с удовольствием искать новые пути и традиции, помогающие провести больше времени вместе, отдать больше своего тепла друг другу и углубить отношения со своими любимыми.

А какие обычаи поддерживаются в вашей семье?

Зачем нужен семейный финансовый план

Больше половины россиян не учитывают в письменном виде доходы и расходы своего семейного бюджета, а почти каждый десятый не знает точно, сколько денег поступает и тратится в течение месяца.

Многие думают, что с помощью финансового плана можно меньше тратить. Однако его основная задача — получать за те же деньги больше. Еще одна польза от финансового плана — он поможет избежать различных неприятных неожиданностей при внезапной необходимости продления полиса ОСАГО или уплаты имущественных налогов.

Что это такое?

Семейный финансовый план представляет собой долгосрочный прогноз всех финансовых потоков семьи. Он позволяет планировать поступления денежных средств в семейный бюджет и с их последующим расходованием.

Когда и зачем может пригодиться финансовый план?

Практически всегда, при всех тратах. К примеру, вы хотите продать свой старый автомобиль, а вместо него приобрести новый. Вы ставите себе цель поменять машины за полгода. Для этого вам потребуется 300 тысяч рублей. Значит, вам нужно либо накопить эти средства, либо занять их, либо купить в кредит.

Возникают вопросы — успеете ли вы накопить нужную сумму за полгода, как повлияет необходимость обслуживания кредита на ваш уровень жизни и пр. Именно финансовый план поможет разобраться, как лучше распределять доходы и расходы и какой вариант для вас наиболее предпочтителен.

Даже если у вашей семьи нет финансовых затруднений, а деньги всегда в наличии, план все равно будет полезен. Он поможет держать стратегические цели в фокусе и намечать возможности увеличения своих доходов.

Что следует учитывать при составлении финансового плана?

Выделим основные моменты, на которые обязательно нужно обращать внимание при составлении семейного финансового плана.

1. Руководствуйтесь интересами всех членов семьи

Чтобы избежать обусловленных финансовыми вопросами конфликтов в семье, обязательно нужно учитывать интересы всех. Каждый член семьи должен знать и понимать общие цели и чувствовать заинтересованность в их достижении. Например, растущим детям нужно часто покупать новые вещи, родителям же требуется отдых.

2. Пользуйтесь страховкой

Многие пренебрегают страхованием жизни. Полис ОМС — это максимум, что есть у большинства. Однако в случае неожиданной потери работоспособности одним из кормильцев бюджет семьи неизбежно «поедет». Именно страховка в подобной ситуации способна сгладить неприятные последствия.

3. Самостоятельно копите на пенсию

Большинство россиян привыкло, что все пенсионные отчисления за нас производятся работодателем. Однако такое положение вещей не может обеспечить нам хороший уровень жизни в старости. Поэтому графа «Пенсия» в вашем финансовом плане будет совсем не лишней.

4. Накопление сбережений

В случае внезапных срочных расходов или потери работы именно сбережения в виде финансовой «подушки безопасности» помогут вам сохранить уверенность и приемлемый уровень жизни. Причем в роли источника сбережений могут выступать не только отложенные с зарплаты денежные средства, но и различные скрытые возможности вроде получения налоговых вычетов, открытия индивидуального инвестиционного счета либо вклада.

5. Помните об инфляции

На ваш план напрямую будет влиять регулярное повышение уровня цен на разнообразные товары и услуги. Чтобы план адекватно отражал реальную картину, в него нужно закладывать и потенциальные потери семейного бюджета вследствие инфляции.

6. Улучшайте баланс активов и пассивов

Все принадлежащее вам имущество, все покупки можно достаточно условно разделить на две группы — активы и пассивы. К активам отнесем то, что приносит вам доход, к пассивам — то, что уменьшает уровень дохода или как минимум не приносит его.

Классический пример — автомобиль. Он может как быть активом (если с его помощью вы больше зарабатываете или получаете дополнительный доход), так и пассивом (например, если он приобретен преимущественно для поддержания статуса).

Аналогичным образом активом будет жилье, которое вы сдаете в аренду. А вот стоящая пустой квартира будет только обременять вас дополнительными расходами на ЖКХ. В целом вам нужно стремиться увеличивать число активов, а также избавляться от пассивов либо переводить их в разряд активов.

С чего начинать? Порядок действий

1. Заведите таблицу учета всех доходов и расходов

Учитывать все доходы и траты — занятие весьма кропотливое. Однако оно приносит несомненную пользу. Всего за два-три месяца вы сможете точно уяснить, сколько средств зарабатывает ваша семья за месяц и каким образом эти деньги расходуются.

Учет нужно вести обязательно каждый день. Записывайте все, даже самые незначительные расходы — ведь именно из них впоследствии складываются ваши ежемесячные траты. Желательно сразу же распределять все свои расходы по нескольким основным категориям (например, коммунальные расходы, питание, медицина, спорт, развлечения и пр.). Это поможет эффективнее анализировать все ваши траты.

2. Анализируйте доходы и расходы

Выделите свои регулярно повторяющиеся расходы и сколько денег ежемесячно вам требуется на их покрытие.

3. Сформулируйте цели

Четко определите для себя, зачем вы составляете план. Поставьте перед собой финансовые цели и сроки их достижения.

4. Составьте план

Просчитайте различные варианты достижения целей. Вы можете использовать накопление сбережений, кредиты, займы. Каждой цели сопоставьте конкретный вариант, которого впоследствии будете придерживаться. Обязательно учтите в своем плане необходимую для реализации каждой цели сумму (которую впоследствии вам придется откладывать).

5. Строго следуйте плану, но при необходимости вовремя его корректируйте

Соблюдение плана помогает не только неуклонно продвигаться к цели, но и замечать непредвиденные проблемы. При необходимости корректируйте свои расходы.

Не воспринимайте план в качестве догмы. Некоторые цели со временем теряют актуальность. Поэтому не забывайте вовремя вносить в него необходимые изменения.

Средства для учета

Существует довольно много удобных программ планировщиков, предназначенных для упрощения и повышения эффективности ведения бюджета. Подобное ПО можно устанавливать на компьютеры или смартфоны. Планировщики помогают грамотно распределять ваши финансы. Они могут вычитать из дохода обязательные траты (ЖКХ, кредиты, образование и пр.), распределяя оставшиеся средства по неделям и дням.

Планировщики способны наглядно показать, на что именно вы расходуете деньги. Существуют программы, обеспечивающие доступ к ним нескольким разным людям. Главное помнить — экономию не стоит приравнивать к ограничениям.

Как оптимизировать семейный бюджет

Лишь 54% семей в РФ ведут семейный бюджет. Большинство из них планирует его на весьма небольшой срок — 1—6 месяцев.

Нужно стремиться сделать свой бюджет максимально прозрачным и сбалансированным. Для этого прежде всего необходимо проанализировать свои расходы. Это поможет их оптимизировать.

У большинства семей основной статьей расходов являются продукты. Возможно, вы сможете оптимизировать расходы на питание, если станете закупаться раз в несколько дней в гипермаркете, предварительно составив список. Да, покупать продукты ежедневно в магазине возле дома многим проще и привычнее. Но и цены там бывают заметно выше. Некоторые эксперты даже советуют перед выходом из квартиры фотографировать содержимое холодильника — чтобы не купить что-нибудь лишнее.

Для сохранения отложенных денег можно использовать несколько разных конвертов. Удобно будет завести в мобильных банковских приложениях разные цели. Можно откладывать накопления на отдельный счет либо банковский вклад.

Принципы составления семейного бюджета

Обязательно сформируйте свой резервный фонд, в который будет откладывать часть зарплаты. Обычно советуют выделять на наполнение этого фонда 10—20 процентов дохода. Начинайте с комфортной для себя суммы, а затем постепенно увеличивайте ее.

Составьте перечень регулярных трат (ежемесячных, ежегодных). Включите сюда страховку, одежду, налоги.

Не забывайте о развлечениях. Они тоже являются важной частью семейного бюджета. Не отказывайтесь от них, иначе уровень вашей жизни будет крайне низок.

Поставьте цель. Это может быть отпуск через 2 года либо квартира через 5 лет. Представляйте себе конкретный результат, тогда к нему будет проще стремиться.

Лайфхаки и приложения

Фиксировать доходы и затраты поможет специальное приложение. Используйте также программные продукты, собирающие информацию о различных скидках, акциях, а также о ценах на аналогичные товары в разных торговых точках.

Сервисы объявлений либо доставки позволяют купить большинство вещей.

Ссылка на основную публикацию