Способность пропускать воздух и отсекать солнечные лучи

Урок “Свойства воздуха”

Представление о результатах:

Личностные результаты: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; осознание ответственности человека за общее благополучие; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, установка на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты: осознанное и произвольное построение сообщения в устной форме; установление причинно-следственных связей; использование инструкций и освоенных закономерностей.

Предметные результаты: научится наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выполнять простейшие инструкции..

Цель урока: выяснить свойства воздуха и значение воздуха в природе; учить проводить опыты, фиксировать и анализировать результаты; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: учебник О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, С.А. Трафимова “Окружающий мир 2 класс”, рабочая тетрадь №1, хрестоматия по окружающему миру; полиэтиленовые пакеты, газеты, соломинки, стаканы с водой, часы.

ХОД УРОКА

I. Самоопределение к деятельности.

– Какой урок начинается?
– Проверьте, всё ли готово к уроку.

II. Постановка учебной задачи.

– Тему сегодняшнего урока вы назовете сами, если отгадаете загадку:

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем.

III. Актуализация знаний учащихся.

– Что же такое воздух? (Смесь газов: кислорода, углекислого газа и других газов).

– На слайде вы видите диаграмму на которой выделены цветом составные части воздуха.

Какая из выделенных частей соответствует количеству кислорода в воздухе? (1) (СЛАЙД 3)

– Какая из частей соответствует количеству углекислого газа? (2)
– Для чего нам нужен воздух? (Он необходим для дыхания человека и животных, для растений).
– Что произойдет, если воздух вдруг исчезнет? (Мы не проживем и несколько минут).

IV. Открытие нового знания.

– Где находится воздух? (Воздух заполняет все промежутки, все трещинки и щелки в предметах. Он растворен в воде морей, озер, рек, ручьев).

– Сегодня мы проведем первое заседание клуба “Ключ и заря” в нашем классе, которое будет посвящено свойствам воздуха. Задание всем присутствующим: провести опыты и наблюдения. Составить сообщение на тему “Свойства воздуха”. (СЛАЙД 4)

– Посмотрите на доску, на ней записаны правила поведения при проведении опытов: (СЛАЙД 5)

  1. Необходимо бережно относится ко всем приборам, их можно не только разбить, ими можно и пораниться.
  2. Во время работы можно не только сидеть, но и стоять.
  3. Опыты проводятся поочередно каждым учеником.
  4. Если опыт проводит один ученик, то второй молча наблюдает. Только после этого проводится обмен мнениями по результатам проведенного опыта.
  5. Переговариваться друг с другом нужно тихо, не мешая остальным.
  6. Подходить к столу и проводить замену лабораторного оборудования можно только с разрешения учителя.
  7. После окончания работы необходимо тщательно вымыть руки с мылом.

– Мы будем проводить опыты по определению свойств воздуха и составим план доклада на доске из предложений выводов по каждому из них.
– Воздух окружает нас со всех сторон. Вы можете потрогать воздух? Проведем опыт, и вы почувствуете его.

Опыт №1.

– Возьмите полиэтиленовый пакет и “поймайте” им воздух. Закрутите пакет. Пакет наполнен воздухом. Сделайте небольшое отверстие, надавите на пакет и направьте струю воздуха на лицо. Вы почувствуете прикосновение воздуха к коже.
– Как иногда играют дети с бумажными пакетами, надувая в них воздух, после резкого удара по пакету что мы слышим? (Пакет громко щелкает и разрывается).
– От чего это происходит? (Это вырвался воздух, который нагнан изо рта).
– Какой опыт проделал Миша, чтоб доказать, что есть воздух вокруг него? (С. 46 учебника).

Вывод: Воздух окружает нас со всех сторон.

Работа по хрестоматии.

– В хрестоматии есть текст, который называется “Как обнаружить воздух?”, найдите его по оглавлению. Давайте его прочитаем:
– Так как же можно обнаружить воздух с помощью слуха?
– А с помощью зрения?
– Что вы видите вокруг себя? (Столы, доску, цветы, за окном деревья, облака).
– Воздух мешает нам видеть предметы? (Нет, он прозрачен).

Опыт №2.

– Выполните опыт с цветной полоской, представленный в учебнике на с. 46.

Вывод: Воздух прозрачен.

– Можем ли мы увидеть воздух? (Нет, мы не видим окружающего нас воздуха).

– Давайте проведем еще один опыт: возьмите соломинку и опустите ее в стакан с водой. Слегка подуйте в соломинку. Что появилось? (Пузырьки воздуха).
– Какого цвета воздух – кто заметил? (Пузырьки воздуха бесцветные).

Вывод: При помощи зрения воздух всё же можно обнаружить в некоторых случаях, мы видим что он бесцветен.

– Проведите опыт (с. 47 учебника, опыт с цветным стеклышком) и сделайте вывод. (Воздух бесцветен).

Вывод: Воздух бесцветен.

– Почему же в параграфе “Свойства воздуха” нет рисунка воздуха? (Воздух бесцветен).
– Вы были в лесу? Вдыхали лесной воздух? Чем он пах? (Лесом). Бродили по берегу реки вечером? Что вы чувствовали? (Запах речки). Что вы чувствуете, когда мама печет пирог? (Запах пирога).
– Чем же пахнет чистый воздух? (Воздух не имеет запаха).

Вывод: Воздух не имеет запаха.

– Но иногда невидимый воздух становится видимым, когда в нем слишком много дыма, он приобретает неприятный запах, им становится трудно дышать.
– Прочитайте на с. 47, что нужно делать, если в квартире запахло дымом.
– Расскажите, от чего загрязняется воздух? (В городах строится много заводов. Из их труб в воздух поднимается дым, в котором много пыли ядовитых веществ, вредных для здоровья всех живых существ. Выхлопные газы автомашин так же загрязняют воздух).
– Загрязненный воздух нее может быть использован для дыхания ни одним из живых существ, что же делаю люди, чтобы воздух был чистым?

(На заводах работают установки, которые улавливают пыль и ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух…)

– А главным очистителем воздуха являются зеленые насаждения. Вот почему так легко дышится в лесу. Один только тополь выделяет кислорода столько, сколько 3 липы, 7 елей, 4 осины.
– Всегда ли окружающий вас воздух прозрачен и не имеет запаха? (Обращение к личному опыту детей).

Выполнение заданий в тетради для самостоятельной работы:

– Рассмотрите рисунки на с. 18 (з а д а н и е № 27). Правильно ли поступают взрослые и дети? Придумайте знаки к картинкам и нарисуйте их.

Динамический момент.

– Вы, наверное, устали?
– Воздух поможет вам отдохнуть.

Упражнение “Цветочная поляна”.

– А теперь расслабьтесь, представьте, что вы оказались на лесной полянке, вокруг прекрасные цветы. Понюхайте цветок, который вам понравился больше всех.
– Какое слово выразит его душистый аромат?
– Сделайте глубокий вздох и скажите (АХ!)
– Почему звери к зиме надевают тёплые пушистые шубки? (В пушистых шубках между ворсинками больше воздуха, который сохраняет тепло).
– Почему звери и птицы в сильный холод прячутся в снег? (Хоть снег и холодный, но между снежинками есть воздух. Этот воздух и защищает животных от холода).
– Почему очень важно, чтоб на полях лежал снег? (Снег защищает посевы от вымерзания. Он холодный, но между снежинками находится воздух. Этот воздух предохраняет растения от холода).
– Значит, воздух обладает ещё одним полезным свойством – сохранять тепло, воздух плохо проводит тепло. Поэтому в домах делают двойные рамы. Воздух между стеклами рам удерживает тепло и не выпускает его на улицу.

Вывод: Воздух плохо проводит тепло.

– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с.48. Почему в холодный зимний день воробей такой нахохленный? (Между перьями воробья – воздух, он сохраняет тепло тела воробья).
– Как человек использует в быту знания о том, что воздух плохо проводит тепло? (В шерстяной и меховой одежде между волосками много воздуха. Именно поэтому она хорошо сохраняет тепло нашего тела в холодную погоду. В ватном халате тоже много воздуха, а так как воздух плохо проводит тепло, то в жаркую погоду он не дает перегреваться телу человека).

Выполнение заданий в тетради для самостоятельной работы:

– Прочитайте о привычке дедушки Вани (з а д а н и е № 26). Почему он так делал?
– Почему летом вам советуют надеть на голову панамку? (Чтобы не напекло голову. Летом Солнце прогревает поверхность Земли, так как воздух пропускает солнечные лучи).
– Что такое облака на небе? (Это капельки воды).
– Когда теплее – когда солнечные лучи беспрепятственно попадают на Землю или когда солнце закрыто облаками, тучами? (Солнце лучше прогревает Землю когда на небе нет туч, больших кучевых облаков).

Вывод: Воздух хорошо пропускает солнечные лучи.

Опыт №4.

– Проделайте опыт с часами (с. 49).
– Что лучше передает звук – воздух или дерево?

Вывод: Воздух хуже проводит звук, чем дерево.

V. Первичное закрепление нового знания.

Выполнение заданий в тетради для самостоятельной работы:

З а д а н и я № 23, 24 в тетради.

– Какие условия необходимы для жизни на Земле? (Воздух, вода, тепло).
– Ученые делали опыты с воздухом и узнали, что он состоит из разных газов. Что это за газы? (Кислород и углекислый газ).
– Выполните з а д а н и е № 25 самостоятельно.
– Какие свойства воздуха вы перечеркнули? (Прозрачен, бесцветен, не имеет запаха).
– Какие еще свойства воздуха вы здесь нашли? (Плохо проводит тепло, бесцветен, хорошо пропускает солнечные лучи).
– Вспомните о задании провести опыты и наблюдения, составить сообщение на тему “Свойства воздуха”. Доложите о свойствах воздуха, о которых вы узнали на уроке:

(Выступления учащихся с докладами).

VI. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее изученного.

– Из опытов мы увидели, что вокруг нас есть воздух, но мы его не замечаем: он невидим. Воздух заполняет все промежутки, трещинки и щелки в предметах. Воздух находится не только в твердых телах, но и в воде.
– Дружная работа на уроке помогла вам узнать много интересного о воздухе и составить план сообщения о свойствах воздуха.
– Ребята, людям и животным, заводам и машинам – всем нужен воздух. Почему же на земле его не становится меньше? (Потому что на Земле есть зеленые растения. Человек дышит кислородом, а выдыхает углекислый газ. А растения используют углекислый газ, а выделяют кислород, который необходим людям и животным).

– Молодцы, ребята! Давайте же стараться жить так, чтобы на нашей планете – Земле всегда цвели цветы и пели птицы! (СЛАЙД 7)

* Дети читают стихотворение Г. Маршановой “Береги свою планету!” (СЛАЙД 8)

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Здесь в траве живет беспечно
Стрекотун-певун кузнечик,
Юный ветер, хулиган,
Щекочет старый океан,
Грациозные дельфины
Вальс танцуют и поют,

В общем, счастливо живут.
Здесь лишь утро золотое,
Воздух нежно-голубой,
Дышится легко и вволю.
Забываем мы порой –
Воздух дан в аренду нам,
Он один на всех землян.
Чтобы жизнь торжествовала,
Охранять нам воздух надо.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!

VII. Рефлексия деятельности.

– Кто оценит свою работу на уроке на “отлично и хорошо”?
– Кто недостаточно уверенно чувствовал себя на уроке, кому нужна помощь в усвоении знаний данной темы?
– Кто сможет продемонстрировать родителям опыты, которые проводили на уроке?
– На ваш взгляд, кто был самым активным на уроке?
– А теперь откройте дневники для домашнего задания.

VIII. Домашнее задание (дифференцированное): с.45-49, читать

Слабые: оформить сообщение с рисунками о воздухе.
Сильные: рисунок на тему “Охрана воздуха”.

Как использовать законы физики для увеличения урожаев

Физика в огороде

  • Ускорим таяние снега
  • Прогреваем почву

Приближается весна. Увлеченные садоводы уже планируют первые работы на своих участках. Многим хочется поторопить приход садового сезона. В какой-то мере это возможно, например, ускорить таяние снега, прогреть почву грядок. В результате есть возможность несколько раньше начать огородный сезон. Тут работают простые физические законы, которые изучают в средних классах школы.

К сожалению, мы мало что помним из школьной программы. Кроме того, в дачной литературе и периодике нередко можно увидеть очень неожиданные объяснения физических явлений. Попробуем немного разобраться в этих вопросах.

Основное понимание в этом плане – солнце нагревает не воздух, а предметы, поверхности. От них уже нагревается воздух. Светлые предметы большую часть солнечных лучей отражают, темные поглощают. Чем темнее поверхность, тем больше она нагревается на солнце. Чем больше солнечных лучей поглощено поверхностью, тем больше тепла поверхность отдает в окружающую среду.

Ускорим таяние снега

Для того чтобы снег быстрее таял, нужно, чтобы он сильней нагревался. А снег нагреваться никак не хочет, потому что он светлый. Из сказанного выше легко сделать простой вывод: для того, чтобы снег таял быстрей, надо сделать его темным. Например, припорошить золой. Частички золы нагреваются на солнце и передают это тепло снегу. Снег тает.

Я использую золу, потому что её в достатке к весне: дом обогревается котлом на твердом топливе. Для этой цели можно взять и любой сыпучий темный материал: мелкий отсев угля, песок, даже обычную пыль с дорожек вашего огорода (заготовленную с осени). В крайнем случае, даже подкрашенная чем-нибудь вода подойдет. Химический состав в данном случае не имеет значения. Важно, чтобы материал был темный. Наверное, каждый обращал внимание на то, что снег на обочине дороги (грязный) даже там, где не применялись реагенты, тает при небольших отрицательных температурах, образуя причудливые формы.

Нужно иметь в виду, что этот прием работает там, куда попадают прямые солнечные лучи. В тени этот прием бесполезен. Нет прямых солнечных лучей, нет нагрева темных предметов. Возможно, такое уточнение кому-то покажется смешным. Но в дачном Интернете недавно встретил такое объяснение достаточно авторитетного в садовых делах человека: «Возможно, вы удивитесь, но я каждую весну, в феврале-марте, процарапываю на грядках, клумбах и просто там, куда граблями достану, снег. Таять он начинает очень быстро. Каждая царапинка-ложбинка дает в определенное время тень, а это наиболее темное место, которое притягивает к себе солнечный свет».

Никто из принимавших участие в обсуждении не усомнился в правильности такого объяснения. Наверное, слишком сильны в нас стереотипы. Часто ведь приходится слышать: «Чёрный цвет притягивает тепло». Как-то в личном разговоре поправил человека: «Не притягивает, а поглощает». Тот отмахнулся: какая, мол, разница! А разница есть. Если бы тень притягивала тепло, то в тени было бы теплей. На самом деле темные предметы свет не притягивают, они свет поглощают и преобразовывают в тепло. Но для этого нужно, чтобы на темные предметы падал прямой солнечный свет.

Читайте также:  Грубоватый джут, натуральный бамбук или комбинации из них

В тени и при невозможности «подкрасить» снег стоит воспользоваться советом, процитированным выше: перекопать или пробороздить снег граблями. В этом случае мы увеличиваем поверхность снега, контактирующего с воздухом. И когда воздух прогревается выше ноля, снег тает быстрей, чем снег не тронутый граблями или еще каким-то инструментом.

В Интернете видел недоумение огородника: «Накрыла снег пленкой и нетканым материалом, а он не таял, а покрылся льдом. Тот, что был не накрыт, растаял быстрей». Ничего удивительного в этом нет. Работают те же физические законы, о которых говорилось выше. Прозрачная пленка пропускает солнечные лучи к снегу, но он лучи отражает и не нагревается. Пленка ещё и не пропускает к снегу теплый воздух – поэтому без пленки чистый снег тает быстрей (при плюсовой температуре). Нетканый материал солнечные лучи к снегу не пропускает (сам отражает солнечные лучи) и частично отсекает теплый воздух. Эффект тот же.

Ещё один пример неудачной попытки согнать зимний покров: снег на грядках полностью засыпан торфом. Торф темный, но снег под ним не тает быстрее, чем открытый. Это тоже не удивительно. Торф – материал рыхлый, он плохо передает тепло в отличие, скажем, от золы или песка. Если сделать слой торфа толще, то быстрее растает и незакрытый снег. Это всё равно, что поместить снег в термос.

Есть ещё один момент, не связанный с вышесказанным. В условиях холодных зим и тонкого снегового покрова бывает важно сохранить максимум весенней влаги. Сделать это можно, регулируя таяние снега – зачернить снег полосами. На зачерненных полосах снег сходит раньше и оттаивает верхний слой почвы. Оттаявшая почва способна впитывать влагу таящего снега. Замерзшая почва воду не впитывает, и вода стекает в низины.

Прогреваем почву

Тут работают те же законы. Черная почва прогревается быстрей. Накрытая мульчей – медленней. Это все знают. Недоумения начинают появляться в случаях, когда для прогрева применяются пленки. Работает тот же стереотип – темное притягивает тепло. По этой логике под черной пленкой почва должна прогреться быстрей. Но это не так. Черная пленка сама поглощает солнечные лучи (сама нагревается) и не пропускает их к почве. Затем пленка излучает тепло в атмосферу и под пленку. Но пленка, как правило, неплотно прилегает к почве, между ними есть воздушный зазор. А воздух – плохой проводник тепла. Так что под черной пленкой прогревание почвы может идти даже дольше, чем на открытом пространстве.

Под белой пленкой почва будет прогреваться ещё дольше. Белая пленка отражает солнечные лучи. Сама не нагревается и не дает нагреваться почве. К тому же белая пленка не только отсекает от почвы солнечные лучи, но и теплый воздух.

Совсем иначе работает прозрачная пленка. Она пропускает солнечные лучи к почве, и почва нагревается. Пленка остается холодной. Прогреву способствует тот факт, что пленка не пропускает к почве холодный воздух. Почва прогревается быстрее, чем под белой, черной пленкой и быстрее, чем открытая почва. Но ночью почва теряет тепло, несмотря даже на пленку.

Дело в том, что теплые предметы охлаждаются не только за счет контакта с холодным воздухом. Но и из-за инфракрасного излучения. Сильно нагретые предметы становятся красными, мы это излучение можем увидеть. Менее нагретые поверхности тоже излучают инфракрасные лучи, только мы их не видим. Это излучение (тепло) подчиняется тем же законам, что и видимые солнечные лучи: легко проходит через прозрачную пленку и отражается от белой и серебристой. Поэтому под прозрачной пленкой почва ночью быстро остывает. Максимально быстрый прогрев можно обеспечить, если почва днем будет накрыта прозрачной пленкой, а ночью – серебристой или белой.

Удачного всем вам урожая в новом сезоне!

Олег Телепов,
огородник,
Омская область

Опыты с воздухом

ольга романова
Опыты с воздухом

Опыты с воздухом.

Цель: продолжать знакомить детей с неживой природой, чтобы формировались правильные и объективные знания. Умение анализировать явления, вещества, выделять прежде всего свойства по внешним, наглядным, чувственно-воспринимаемым качествам (ясно, снег, тепло, дует ветер). Развивать правильное представление об окружающей деятельности. Показать значение воздуха, способы и приемы его обнаружения. Способствовать развитию и знаниям детей. Дать правильное представление об окружающей действительности. Воспитывать интерес и стремление к новым знаниям, любопытство, познавательный интерес. Заботится об экологической среде, любить и охранять нашу природу. Стимулировать активную умственную деятельность.

Оборудование: стакан, посуда с водой, горсть земли, лист бумаги, кусок ткани (носовой платок, два стакана горячей воды, градусник для измерения воды.

Словарь: колба, неживая природа, бактерии, газообразное тело, атмосфера, кислород, углекислый газ, азот, пустоты, прозрачный, бесцветный, расширение, сжимание, свойство, экология, водяной пар, авария, фильтры, пылеулавливатели.

Предварительная работа: кратковременные, но систематические наблюдения в естественной обстановке за явлениями неживой природы. Практическая деятельность и игры. Обобщающие беседы –двух видов:

Первый вид: беседы, уточняющие представления, полученные на предшествующих этапах эксперимента.

Второй вид: беседы после рассказов воспитателя, чтение отрывков из художественных произведений.

Воздух

Вы уже знаете, что воздух относится к неживой природе.

Для чего он нужен?

Попробуем задержать дыхание.

Долго ли мы смогли находится в таком состоянии?

Нет, потому что воздухом мы дышим и делаем это непрерывно. Известно, что без еды человек может прожить несколько недель. Без воды проживет несколько дней, а без воздуха – лишь несколько минут. Воздухом дышат не только люди, но и животные, растения, некоторые бактерии.

Воздух вокруг нас.

Воздух газообразное тело. Он, как и любое другое тело, занимает определенное место.

Давайте это проверим.

Опыт.

Опустим пустой стакан вверх дном в посуду с водой.

Заполняет ли вода стакан? (нет).

Почему он не заполняется, и где находится воздух?

Узнать об этом нам помогут опыты.

Опыты.

1. Возьмем пустую бутылку, и будем погружать ее в посуду с водой.

Что выходит из бутылки? (пузырьки, пузырьки воздуха).

Почему? (бутылка заполняется водой, и из нее выходит воздух).

2. В стакан с водой бросим комок земли.

Выделяются ли из него пузырьки воздуха? (да).

3. Нальем в стакан холодной воды. И будем наблюдать за тем, как постепенно на стенках стакана появляются пузырьки.

Что это за пузырьки? (это пузырьки воздуха).

4. Помашем тетрадью перед лицом.

Что мы чувствуем? (дуновение ветра, движение воздуха).

Посмотрим в окно, и мы видим, как качаются ветки деревьев, колышется трава.

Почему это происходит? (ветер приводит воздух в движение).

Следовательно, воздух заполняет все пустоты. Он есть в почве, воде, вокруг нас.

Воздух толстым слоем окружает Землю. Слой воздуха вокруг Земли называют атмосферой. Атмосфера состоит из несколько слоев, расположенных один над другим, как этажи дома. В слое, богатом кислородом, живут люди, животные, растения и другие живые организмы.

Толстый слой чистого воздуха хорошо пропускает солнечные лучи. Освещенный Солнцем, он кажется голубым. Поэтому и безоблачное небо – голубое.

Свойства воздуха.

Воздух окружает Землю, он есть везде, но мы его не видим, не ощущаем. Воздух прозрачный, бесцветный, не имеет запаха. Это свойство воздуха. Кроме названных, у воздуха есть и другие свойства.

Узнать о них нам помогут опыты.

Опыты.

1. В стакан с водой опустим вверх дном колбу так, чтобы в нее не вошла вода. Будем нагревать колбу руками. Из нее выходят пузырьки воздуха

2. Не вынимая колбы из воды, положим на нее холодную влажную ткань. В колбу начнет набираться вода.

Почему это происходит?

При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.

Теплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх, а холодный опускается в низ.

Воздух имеет еще одно интересное свойство, очень важное для людей, животных, растений.

Узнать о нем нам поможет еще один опыт.

3. Возьмем два стакана с горячей водой. Измерим температуру воды в них. Один стакан оставим открытым. Второй накроем большим стаканом. Спустя некоторое время опять измерим температуру воды в обоих стаканах. Сравним температуру воды в стаканах. Она стала разной.

А почему она стала разной?

В накрытом стакане вода осталась горячей потому, что между стаканами был воздух. А воздух плохо проводит тепло.

Это свойство воздуха можно наблюдать в природе. На зиму у зверей отрастает густая шерсть, а у птиц появляется пух. Между густыми волосками шерсти и пушинками много воздуха. Он сохраняет тепло тела животных.

Зимой некоторые травянистые растения – озимая пшеница, рож, земляника не отмирают, а остаются зелеными. Но не гибнут они только тогда, когда они укрыты толстым слоем пушистого снега. Почему? Если снег пушистый, то между снежинками много воздуха, который плохо проводит тепло. Тепло сохраняется около растений и согревает их в мороз.

Из чего состоит воздух.

Мы уже знаем, что воздух – это газообразное тело.Он состоит из разных газообразных веществ: азота, кислорода, углекислого газа и других газов.

Больше всего в воздухе азота. Он непригоден для дыхания.

Кислород составляет пятую часть на Земле. Его вырабатывают и выделяют в воздух только зеленые растения. Кислород растворяется в воде. Растворенным кислородом дышат растения и животные, обитающие в водоемах. Кислород необходим для дыхания людям, животным, растениям и другим живым организмам.

Углекислый газ попадает в воздух при горении, извержении вулканов, следствии перегнивания остатков растений и животных. При дыхании живые организмы поглощают из воздуха кислород, а выделяют углекислый газ.

В воздухе есть водяной пар. Он выделяется в воздух листьями растений, при дыхании люде и животных. А также в результате испарения воды из почвы, с поверхности озер, морей и океанов. Если в воздухе водяного пара мало, то он сухой. Если водяного пара много, воздух становится влажным. Воздух часто содержит пыль, сажу, дым, радиоактивные и другие вредные вещества. Они загрязняют воздух.

Сбережем воздух чистым.

Нас окружает воздух. Им дышат живые организмы. Но для дыхания необходим чистый воздух. Загрязненный воздух вызывает разные заболевания. Он может быть причиной гибели живых организмов. Как в воздух попадают вредные вещества? Они содержатся в дыму фабрик, заводов, шахт, доменных печей, котелен. Отравляют воздух отработанные газы автомобилей, самолетов, тракторов, мотоциклов. Много опасных для здоровья человека веществ попадают в воздух при авариях на химических заводах, атомных станциях. Бедой не только для Украины, но и для многих других стран мира стала авария на Чернобыльской атомной станции.

Наше государство заботится о чистоте воздуха. В Украине принят закон об охране воздуха. Он требует, чтобы на всех предприятиях установили специальные фильтры, пылеулавливатели. Они задерживают ядовитые и радиоактивные вещества, пыль, сажу, газы.

Чтобы сохранить воздух чистым, люди переоборудуют автомобили. Вместо бензина в них используют газовое топливо. Паровозы, работающие на угле, заменены электровозами.

Незаменимым помощником человека в очистке воздуха являются растения. Растения поглощают из воздуха углекислый газ и обогащают его кислородом. Своими листьями они задерживают пыль, сажу, другие вредные вещества.

Каждое дерево и куст, посаженные нами, будут очищать воздух не только нашего города, но и всей планеты.

Ознакомление с воздухом и его некоторыми свойствами проводится на нескольких занятиях.

Серия занятий состоит из нескольких этапов:

1 этап. Систематические наблюдения в естественной обстановке за явлениями неживой природы.

2 этап. Практическая деятельность и игры.

3 этап. Обобщающие беседы – двух видов.

№ 1 – беседы, уточняющие представления, полученные на предыдущих этапах.

№ 2 – беседы после рассказов воспитателя, чтение отрывков из художественных произведений (путешествие капельки, почему воздух и солнце необходимы растениям, и др.).

Подумай и понаблюдай.

1. Почему птицы нахохливаются в сильный мороз?

2.Когда лучше сохраняется тепло в комнате: если окно застеклено толстым слоем или оно с двойными рамами?

3. Почему в морозную погоду люди предпочитают носить одежду из искусственного или натурального меха?

4. Почему нужно ежедневно проветривать группу?

5. Почему растения являются незаменимыми помощниками человека в очистке воздуха? Обоснуй свое мнение.

6. Как заботятся о чистом воздухе у нас в городе?

Вопросы по теме.

1. К каким телам относится воздух?

2. Почему без воздуха не возможна жизнь на Земле?

3. Как доказать, что воздух занимает определенное место?

4. Где находится воздух?

5. Что такое атмосфера?

6. Какие свойства имеет воздух?

7. При помощи каких опытов можно доказать, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается?

8. Какое значение имеет свойство воздуха плохо проводить тепло? Приведи примеры.

9. Назови газообразные вещества, из которых состоит воздух.

10. Какое значение в природе имеет кислород?

11. Откуда в воздух попадает кислород?

12. Как в воздух попадает углекислый газ?

13. Как в воздух попадает водяной пар?

14. Назови вещества загрязняющие воздух?

15. Какие вещества загрязняют воздух?

16. Как наше государство заботится о чистоте воздуха?

17. Какой воздух полезен для здоровья? Почему?

Интеграция образовательных областей при ознакомлении детей с бытовой техникой Поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного по­знания детьми окружающих предметов, установления связей между ними по чувственно.

Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я использую – опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной.

Ультрафиолетовые лучи солнечного света: факты и рекомендации

Польза и вред ультрафиолетовых лучей солнечного света на организм и кожу человека: как обеспечивать защиту при загаре

Солнечные ультрафиолетовые лучи дарят жизнь всему живому на нашей планете. Если в один момент пропадут ультрафиолетовые лучи солнечного света, то сразу же остановятся все процессы фотосинтеза, наступит страшный холод, исчезнет свет. Наступит самый настоящий «конец света».

И все всей этой важности учеными постоянно ставится под сомнение положительное биологическое действие ультрафиолетовых лучей, строятся теории относительно того, что это вредное излучение. Действительно некоторые факты говорят о том, что действие на организм ультрафиолетовых лучей приводит к развитию патологических процессов. Но в основном, если соблюдать рекомендации дерматологов, даже загар является полезной процедурой. Ведь только под действием ультрафиолетовых лучей в организме человека продуцируется незаменимый витамин D. Без него начинается разрушение костей и невозможен процесс усвоения кальция.

Стоит ли говорить о том, как все мы стремимся летом на пляж, чтобы насладиться купанием и солнечными ваннами? В последние годы ученые значительно расширили свое представление о воздействии солнечных лучей на кожу. И чем больше информации об этом появляется, тем громче призывают нас быть осторожными. Злоупотребление солнечными ваннами чревато серьезными последствиями. Регулярный интенсивный загар приводит к преждевременному старению: появлению морщин, нездоровому цвету кожи, ожогам, раздражению, и самое опасное — увеличению риска ракового заболевания кожи. Так почему бы своевременно не предотвратить негативные последствия?

Читайте также:  Запахи в холодильнике

Виды, типы и доказанные свойства ультрафиолетовых лучей

Широко известно, что существует несколько видов ультрафиолетовых лучей. UVA и UVB-излучение — это два различных типа солнечной радиации. Типы ультрафиолетовых лучей UVA проникают глубоко в кожу, снижая ее эластичность и упругость, вызывая преждевременное старение кожи, выражающееся в ускоренном образовании морщин, пигментных пятен и веснушек, особенно у светловолосых и светлоглазых людей. Такие лучи также могут являться причиной возникновения рака кожи.

UVB-лучи по своей энергии многократно превосходят энергию UVA-лучей. Они вызывают солнечные ожоги и являются одной из наиболее частых причин возникновения рака кожи. При этом следует помнить, что UVA и UVB-лучи оказывают вредное воздействие на кожу даже при облачной погоде! Всевозможные кремы защищают от UVB, а пищевые добавки усиливают внутреннюю сопротивляемость UVA-излучению. Доказанные наукой свойства ультрафиолетовых лучей обладают как полезным, так и вредным воздействием на организм человека.

Вы, конечно, отмечали, что у пожилых людей, привыкших защищаться от солнца зонтами и широкополыми шляпами, кожа гораздо более гладкая и мягкая, чем у их ровесников-моряков, садоводов и представителей других профессий, чья работа связана с пребыванием на воздухе в любую погоду и в любое время года.

Но не стоит считать солнце своим врагом! В умеренных дозах оно предупреждает появление рахита и сезонной депрессии, помогает бороться с псориазом и, по неподтвержденным данным, с раком молочной железы и ободочной кишки.

Благодаря солнечным лучам в нашем организме вырабатываются витамин D, необходимый для укрепления скелета, и гормоны хорошего настроения. Помимо прочего, солнечные лучи являются прекрасным природным обезболивающим средством.

Однако не забывайте, что возможности солнечных лучей — палка о двух концах. Знаете ли вы, что солнечный ожог — это не просто некрасиво и больно? Это самый настоящий ожог с глубоким поражением кожи, который требует не меньшего лечения, чем бытовой.

7 плохих новостей о вреде солнца

Досконально польза и вред ультрафиолетовых лучей пока еще не изучены, поэтому ученые строят гипотезы. В настоящее время существует 7 плохих новостей для современного человека о вреде солнца:

  • воздействия ультрафиолетовых лучей настолько интенсивны, что не будь над нами озонового слоя, все живое на Земле сгорело бы. Однако за последние 30 лет озоновый слой стал заметно тоньше, а это значит, что мы подвергаемся все более сильной атаке UV-лучами. Особенно это ощущается на высоте более 1500 метров, где необходимость защиты от солнечных лучей неизмеримо возрастает.
  • Все UV-лучи вредны. И хотя они одинаковы во всем мире, степень вреда ультрафиолетовых лучей зависит от широты местонахождения и облачности.
  • первые дни пребывания на солнце воздействие ультрафиолетовых лучей на кожу особенно агрессивно. Быстрый загар всегда плохого качества и ничуть не защитит от солнца в дальнейшем. Просто кожа станет толще и за счет усиленной пигментации превратится в своеобразный щит, защищающий от солнца. Вывод: нет ничего опаснее, чем краткие выходные на пляже, во время которых вы целый день без всякой защиты проводите на солнце.

  • У каждого из нас есть свой так называемый солнечный лимит, который нельзя превышать. В противном случае организму нечем будет защищаться. Каждый солнечный ожог — это воздействие ультрафиолетовых лучей на человека и удар по нашему организму, с которым мы при рождении заключили договор о ненападении. В конечном итоге UVA и UVB-лучи разрушают нашу ДНК, что приводит к дегенерации клеток и ускоренному старению.
  • Детская кожа еще более чувствительна к солнцу, чем кожа взрослых. Особой опасности подвергаются люди со светлыми или рыжими волосами, организм которых не вырабатывает достаточное количество меланина, необходимого для загара, в результате чего на их долю приходится 90% случаев заболевания раком кожи.
  • Оптимальной формулы крема для или от загара, который защищал бы наш организм от вредного воздействия солнечных лучей, к сожалению, не существует. Однако есть различные защитные фильтры, которые отражают солнечные лучи (минеральные) или поглощают большую их часть (химические). Первые предпочтительнее, хотя и оставляют на коже тонкую белесую защитную пленку. Эффективность вторых более спорна, так как при взаимодействии с солнечными лучами они способны вызвать аллергическую реакцию или угревую сыпь.
  • Использование средств для загара, в состав которых входит оксибензон, по недавно полученным данным, не только приводит к гормональным нарушениям. Самое неприятное то, что молекулы оксибензона способны проникать не только в кровь, но даже в грудное молоко!
  • Рекомендации по средствам защиты от ультрафиолетовых лучей

    Для обеспечения эффективной защиты от ультрафиолетовых лучей врачами разработаны специальные рекомендации. Они приведены далее на странице.

    1. Вы получил солнечный ожог? Принимайте 3 раза в день капсулы с маслом мускатной розы (500 мг) в течение 20 дней.
    2. «Уж сколько раз твердили миру»: защищайтесь от солнечных лучей! И все равно на пляже часами в самое пекло загорают взрослые и дети! Классический пример легкомыслия и безответственности!
    3. Неосторожное пребывание на солнце неминуемо отразится на состоянии здоровья. Глубокие морщины, покраснения, катаракта, дегенеративные пятна, рак кожи — вот далеко не полный перечень возможных последствий. Не говоря о том, что солнечные лучи — самый мощный фактор, ускоряющий старение. UVB-лучи разрушают кожу, а проникающие UVA-лучи повреждают составляющие ее клетки. Не забывайте: средства для/от загара защищают только от UVB-лучей!
    4. Лучшим средством защиты от влияния ультрафиолетовых лучей на организм является тень, и не важно, что именно в этом помогает — стена дома, зонтик, пляжный грибок, шляпа с широкими полями или солнечные очки… Незаменимыми помощниками станут майка, ветровка или парео. И, конечно же, защитный крем, которым необходимо смазывать все открытые поверхности, включая уши и пальцы ног.
    5. Сбалансированное питание — еще одно средство от ультрафиолетовых лучей и верный помощник. Правильное питание не в силах защитить от солнечных ожогов, но оно поможет укрепить защитные силы организма. Ешьте больше оливкового масла, экзотических фруктов и абрикосов, овощей (особенно томатов) и бобовых. Ограничьте потребление мяса, молочных продуктов (в том числе сливочного масла) и сладостей.

  • Берегитесь влияния ультрафиолетовых лучей на организм высокогорного солнца — оно наиболее агрессивно. Загорая на морском пляже, не забывайте, что отражаемые водной поверхностью солнечные лучи в сочетании с легким и таким приятным морским бризом таят в себе большую опасность.
  • Снег также прекрасно отражает солнце, на 10% усиливая ультрафиолетовое излучение на каждые 1000 метров. А это значит, что чем выше в горы вы поднимаетесь, тем больше шансов получить солнечный ожог. Более того, если песок отражает 10% солнечных лучей, а водная поверхность 20%, то свежевыпавший снег отражает 90% солнечных лучей. Таким образом, доза UV-излучения, которую получают ваши глаза и кожа, многократно увеличивается.
  • Так чем же можно обезопасить от влияния ультрафиолетовых лучей на человека: солнцезащитные кремы, покрывая тело тонкой защитной пленкой, создают определенный барьер, ограничивающий попадание солнечных лучей на кожу. Этот способ защиты эффективен только при условии, что вы будете смазывать солнцезащитным кремом все открытые поверхности каждые 2 часа пребывания на солнце. Впрочем, первое проявление загара свидетельствует о том, что UV-лучи все-таки до вашей кожи добрались! Помните, что они наносят значительный вред организму, усиливают процессы окисления, ускоряющие старение клеток. Прием солнцезащитных пищевых добавок, поставляющих в организм необходимые антиоксиданты, позволяет бороться с этими процессами изнутри. Помимо прочего, пищевые добавки направлены на профилактику онкологических заболеваний, препятствуют возникновению аллергических реакций на солнце (летний лучевой дерматит). С этим не справится никакой солнцезащитный крем! Прием 1–2 капсул в день обеспечит надежную защиту в летний период! Кроме того, прием соответствующих пищевых добавок ускоряет время получения красивого загара и делает его более стойким, увлажняя кожу и сохраняя ее мягкость изнутри.

  • Все приборы для искусственного загара, стоящие в салонах красоты и соляриях, наносят непоправимый вред здоровью. Долгие годы дерматологи всего мира делают все возможное, чтобы добиться запрета на их использование. Если вам необходимо выглядеть загорелой, лучше воспользоваться средствами для автозагара, которые не обжигают и не сушат кожу. Отдавайте предпочтение гелиевым формам, которые содержат меньше опасных ингредиентов. Однако при наличии просянок, веснушек или расширенных пор пользоваться средствами для автозагара не рекомендуется.
  • Средства для автозагара не препятствуют получению загара, а значит, не защищают кожу от вредного воздействия солнечных лучей.
  • Ежедневно пользуйтесь солнцезащитным кремом с SPF-фактором не менее 30. Накладывайте крем несколько раз в день, особенно после купания или при чрезмерном потоотделении, даже если на флаконе имеется маркировка «waterproof» (водонепроницаемый).
  • Пейте больше воды: летняя норма потребления жидкости колеблется от 1 до 2 литров в день.
  • Не путайте пребывание на солнце с пребыванием на жаре. Ультрафиолетовые лучи не вызывают чувство жара и сохраняет свое вредное воздействие на организм даже при 40 °C. Необходимо защищаться от солнца с первых же солнечных весенних дней, когда воздух еще довольно прохладный. В период с начала июня и до конца сентября целесообразно пользоваться дневными или тональными кремами с соответствующим SPF. SPF — это солнцезащитный фактор, который обозначает способность косметических средств увеличивать время безопасного пребывания на открытом солнце. Значение величин SPF-фактора может быть в пределах от 2 до 50 единиц. Оно рассчитывается в специальных лабораториях, исходя из того, что определенное средство будет использовано в количестве 2 мг на 1 кв. см поверхности кожи. Чаще всего с указанием значения SPF-фактора выпускаются солнцезащитные кремы и лосьоны, а также дневные кремы, тональные основы, пудры, губные помады и бальзамы для губ.

  • Не забывайте смазывать солнцезащитным кремом ушные раковины.
  • Не надейтесь, что пребывание в городе спасет вас от вредных солнечных лучей. Солнце в сочетании с загрязненным воздухом гораздо опаснее.
  • Для детей солнечные лучи в сотни раз опаснее, поэтому надежно защищайте их от солнца. Помните, что для ребенка доза ультрафиолетовых лучей солнца, получаемая в течение 4 минут, равносильна дозе, которую взрослый получает за 1 час.
  • Не думайте, что солнечное излучение наиболее опасно в период между 12 и 16 часами. В этом интервале отмечается наибольшая интенсивность UVB-лучей, тогда как в остальное время нас атакуют UVA-лучи.
  • Не считайте себя неуязвимым. Использование солнцезащитных кремов и пищевых добавок помогает защититься от солнца, но здравый смысл подсказывает, что помимо этого необходимы солнцезащитные очки, головной убор и майка.
  • Помощь при солнечном перегреве

    В последние годы погода все чаще стала преподносить сюрпризы. В европейских странах, в центральной полосе России столбик термометра подскакивает выше 35 о . Люди, привыкшие на генетическом уровне к мягкому, умеренному климату, с трудом переносят подобную жаркую погоду. Если в помещении можно спрятаться от духоты за работающим вентилятором или, кондиционером, то на улице тень домов и деревьев не дает вожделенной прохлады. Перегретый асфальт еще долго дышит зноем даже после захода солнца.

    Как защититься от жары?

    Что делать, если человек вынужден работать на открытом воздухе под палящими солнечными лучами, когда очень легко получить солнечный удар?

    Старайтесь при высокой летней температуре меньше пользоваться дезодорантами. Большинство из них закупоривают поры, что препятствует выделению пота и тепловому обмену организма.

    На Кавказе в жаркую погоду пьют айран. Кисломолочный напиток легко готовится из бутылки кефира, такого же количества питьевой воды, небольшого количества соли по вкусу. Прохладный айран температуру тела понизит, и водно-солевой баланс сохранит в тот момент, когда организм интенсивно теряет с потом воду и ценные для работы сердца ионы.

    Старайтесь меньше пить сладкие, особенно газированные напитки. Излишне сладкие компоты и соки лучше разбавлять столовой водой. В Средней Азии предпочитают пить в жару зеленый чай, а в Азербайджане, в Турции и в Иране предпочтение отдается черному байховому чаю. Ароматный напиток активирует работу потовых желез, разогревает организм. Дневное пекло переносится значительно легче.

    Спиртное, кофе и другие напитки, содержащие кофеин, лучше исключить.

    Важно. Как бы жарко не было, нельзя пить напитки из холодильника. Чем выше температурам воздуха, и чем холоднее напиток, тем больше шансов простудиться. Температура напитков не должна быть ниже +10 о С.

    Пища в жаркий период должна быть максимально легкой, приготовленной из овощей: кабачков, баклажан, помидоров, перца. В жаркие дни в рационе должны преобладать прохладные овощные супы, окрошки на кефире или квасе, охлажденные салаты.

    Если вы не зависите от графиков и режимов, постарайтесь просыпаться пораньше, пока солнце еще дремлет, и не успело накалить воздух. Выполните намеченную работу с утра, а днем, примерно с часу до 5-ти часов устройте себе сиесту. Поспите. Дневной сон придаст вам силы, и вечером вы сможете выполнить намеченное с удвоенной энергией.

    Берегите от солнца голову. В солнечный день следует носить на голове светлые хлопчатобумажные косынки, шляпки, легкие бейсболки. Если приходится работать на солнцепеке, то головной убор рекомендуется смачивать водой.

    Светлокожие легче получают ожоги, чем смуглые азиаты и представители кавказских национальностей, выросшие под южным солнцем. В жаркие солнечные дни не рекомендуется оголять плечи, открывать грудь. Одежда должна быть из легких, натуральных тканей, но плечи, и грудь желательно прикрывать от палящих солнечных лучей, иначе можно легко получить ожог кожи, даже просто гуляя солнечным днем по городу.

    Что делать при тепловом ударе?

    Тепловой удар и солнечный удар – это отличающиеся понятия, хотя симптоматика у этих состояний схожая. Тепловой удар, или гипертермию можно получить, находясь в душном помещении, рядом с работающими печами, в жарком цехе, или в перкарне, где нарушается техника безопасности или условия производства требуют поддержания высокой температуры.

    Солнечный удар, или гелиоз возникает в результате перегрева, головы солнечнымвоздействием, что приводит к нарушению работы головного мозга.

    Перегрев организма, провоцирующий солнечный или тепловой удар, дает знать о себе следующими симптомами:

    головной болью до тошноты,

    нарушением сердечного ритма.

    Подобные состояния возникают вследствие нарушения кровообращения. При перегреве повышается температура тела.

    Если, находясь на улице, или в помещении в условиях критической температуры воздуха, испытываете подобные симптомы, следует принять прохладный душ, или обмыться до пояса. Во время водных процедур кожа впитывает в себя влагу, что облегчает симптоматику обезвоживания. Когда нет возможности для совершения подобной процедуры, можно положить на лоб и на плечи влажное полотенце, салфетку которые следует менять каждые 10 минут до улучшения состояния. Эти процедуры нормализуют температуру тела, улучшат самочувствие. Пейте воды столько, сколько требует организм.

    В тяжелой форме при тепловом ударе падает артериальное давление, повышается температура выше 40 о С, нарушается координация движений. Больной способен упасть в обморок. И тогда потребуется помощь со стороны. При потере сознания нужно привести человека в чувство посредством нашатырного спирта, который следует накапать на ватку и поднести к носу пострадавшего. Возможно, придется пригласить врача, или вызвать скорую помощь.

    Читайте также:  Стеклянные перегородки разделяют пространство

    На пляже

    Правильно полученный загар обеспечит организм витамином D практически на весь последующий сезон. И если есть возможность принимать солнечные и водные процедуры, купаться и загорать на берегу реки или иного водоема, следует не упускать такой возможности хотя бы раз в неделю. Как ни странно, такой способ отдыха послужит надежной профилактикой ОРЗ, ОРВИ и гриппа. Вы будете меньше болеть и легче переносить эти болезни. Но отдыхать и загорать на пляже тоже надо правильно.

    Утром с 7-ти до 10 часов можно купаться, не рискуя обгореть и облезть. Но в проточных водоемах вода в это время будет, скорее всего, холодная. После 10 утра и до 3-х часов дня самое опасное время для загара. В эти часы нежелательно находиться на солнце более 30 минут, или следует прятать тело и голову от солнечных лучей, надевая, выходя из воды, халат. Помните, что загар на теле проявляется не сразу, и если вы пробыли на пляже до покраснения на коже и ощущения стянутости, приготовьтесь к бессонной ночи.

    Самое благословенное время для купания и безопасного загара с 3-30 до заката. Когда водоем находится далеко от дома, ради 15-30 минут купания отправляться на пляж не имеет смысла. Дорога займет больше времени. Выбирайтесь на отдых у водоема во второй половине дня.

    Если все-таки увлеклись и провели на солнце больше времени, если обгорели, облегчить ваши страдания способен старый добрый лосьон, типа «Огуречного», «Розовой воды» и т.п. Только натереть его надо сразу после возвращения с пляжа и душа. Пусть вас не пугает, что лосьон на спирте. Он действительно способен защитить кожу от последствий ожога и боли.

    Другой способ при ожогах – кефир. Он приятно охлаждает кожу, подпитывает и смягчает ее.

    «Холодные крыши» заботятся об окружающей среде

    Экология потребления.Наука и техника:Концепция американских ученых, предположивших, что благодаря способности отражения солнечных лучей кровли белого цвета могут противостоять изменению климата, приобретает все большую популярность в мире.

    Концепция американских ученых, предположивших, что благодаря способности отражения солнечных лучей кровли белого цвета могут противостоять изменению климата, приобретает все большую популярность в мире. Впечатляющие результаты многолетних испытаний эффективности белых крыш из различных материалов позволили американской ассоциации инженеров в сфере отопления, охлаждения и систем кондиционирования (ASHRAE) в 1999 году официально признать концепт «прохладной кровли» в документе ASHRAE 90.1 («Энергетические стандарты для зданий, кроме малоэтажных жилых домов»). На сегодняшний день эта технология упоминается в рейтингах «зеленого строительства» (the U.S. Green Building Council’s LEED и the Green Building Initiative (GBI)’s Green Globes) и приобретает все большую популярность в различных странах мира, особенно в регионах с жарким климатом.

    Почему они «холодные»?

    «Холодными» считаются крыши, отражающие бОльшую часть падающего на них светового потока и эффективно отводящие со своей поверхности тепло. Такие крыши чаще всего имеют белый цвет и отражают весь спектр солнечного излучения.

    Известно, что кровля черного цвета, абсорбирующая солнечные лучи, нагревается почти до 50 градусов выше температуры окружающего воздуха. То есть, если за окном +30, на кровле может быть до +80 градусов. Кровля с высокой отражающей способностью, обеспечиваемой светлым материалом, поглощает меньше солнечной энергии, чем традиционная темная кровля. Температура белой кровли обычно повышается лишь на 5—14 градусов в сравнении с окружающей средой. Это означает более низкую температуру поверхности, что напрямую ведет к снижению нагревания воздуха внутри здания и, соответственно, к снижению затрат электроэнергии на кондиционирование помещения.

    Основными параметрами, характеризующими «холодность» крыш, являются отражающая способность и тепловое излучение.

    Отражающая способность – это отношение количества отраженной лучевой энергии к общему количеству энергии, падающей на поверхность тела. Тепловое излучение же показывает насколько эффективно покрытие способно отводить тепло от своей поверхности. Оба этих параметра важны для определения качества крыш – покрытие, обладающее высокой отражающей способностью, но низким тепловым излучением, не может считаться «холодным». Например, металл отлично отражает свет – именно поэтому он блестит на солнце! – но плохо отводит тепло, что дает нам возможность запекать в фольге мясо, но не позволяет создать из металла действительно «холодную» кровлю.

    Для того чтобы учесть оба этих свойства, был введен специальный коэффициент отражения солнечных лучей SRI (Solar Reflectance Index). Чем выше этот коэффициент, тем ниже будет температура крыши после долгого солнечного дня. Абсолютно черная крыша будет иметь коэффициент SRI, равный нулю, а абсолютно белая поверхность – сотне. Коэффициент отражения солнечных лучей обычных темных крыш обычно не превышает 20.

    Использование «холодных» крыш, особенно в странах с жарким климатом, имеет множество преимуществ – как долговременных, так и единомоментных.

    Преимущества для жильцов здания:

    • Значительное (до 15%!) снижение расходов на кондиционирование в жаркое время года;
    • Улучшение микроклимата внутренних помещений;
    • Более щадящий режим эксплуатации кровельного покрытия, а значит – увеличение срока его службы. Покрытие темного цвета характеризуется высокой температурой поверхности днем и большим перепадом температур в течение суток – сочетание этих двух факторов вызывает быструю потерю эксплуатационных свойств покрытия. Кроме того, не стоит забывать о разрушениях, вызываемых невидимой глазу ультрафиолетовой частью потока излучения. Например, в случае мембранных кровельных покрытий именно под воздействием УФ-излучения нарушаются химические связи внутри полимера, из-за чего происходит испарение пластификатора и старение кровельного материала.

    Преимущества для окружающей среды:

    • Уменьшение локальной температуры воздуха в городе или поселке, что улучшает качество воздуха и препятствует образованию смога. В английской литературе есть специальный термин, обозначающий зону повышенной температуры, связанную с местами обитания или промышленной деятельности людей – urban heat island, дословно – «остров городского тепла». Это явление далеко небезобидно – в городе меняется привычное течение воздушных масс, нарушаются годовые циклы жизнедеятельности растений и животных.
    • Уменьшение пиковой нагрузки на электросети в особо жаркие дни, в результате чего оборудование способно работать намного дольше.
    • Уменьшение выбросов парниковых газов. Подсчитано, что «холодная» крыша площадью 93 кв.м (1000 кв.футов) за 20 лет предотвращает выделение в воздух 20 тонн углекислого газа! Если бы все крыши в жарких странах стали светоотражающими, то автомобилисты могли бы не волноваться за неэкологичность своих «железных коней» – выбросы углекислого газа в атмосферу сократились бы на 24 гигатонны, что соответствует работе 300 млн автомобилей в течение 20 лет!
    • Уменьшение количества тепла, аккумулированного атмосферой, замедление климатических изменений. Когда свет падает на «холодную» крышу, он отражается от нее и покидает атмосферу планеты, которая для него абсолютно прозрачна. Когда же свет падает на обычную крышу, большая его часть преобразуется в более длинноволновое излучение – то, что мы обычно называем теплом. Для этого типа излучения атмосфера Земли непрозрачна и так просто покинуть ее лучи не могут. Не имея возможности выйти за пределы атмосферы, это избыточное тепло становится причиной медленного, но неуклонного изменения климата планеты.

    «Холодной» можно сделать практически любую кровлю, нанеся на нее специальное покрытие. Так, мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг предлагал программу по снижению выбросов парниковых газов в городе на 30% к 2030му году, в том числе благодаря оснащению кровель акриловым покрытием белого цвета. Однако, более технологичный путь – изготовление таких светоотражающих материалов в заводских условиях. Сейчас материалы для устройства “холодной” кровли есть и в ассортименте российских производителей.

    Свежий воздух и солнечный свет: как 100-летний рецепт может помочь в борьбе с COVID-19

    Когда появляются новые вирусные заболевания, такие как атипичная пневмония и Covid-19, люди начинают находить новые вакцины и методы лечения. По мере того, как разворачивается нынешний кризис, правительства применяют карантин и изоляцию, а публичные собрания не поощряются. Органы здравоохранения приняли тот же подход 100 лет назад, когда испанский грипп распространялся по всему миру. Об этом пишет Medium.

    Результаты были смешанными. Но записи о пандемии испанского гриппа в 1918 году указывают на то, что один из методов борьбы с гриппом – малоизвестный сегодня – оказался эффективным. С трудом завоеванный опыт величайшей пандемии в истории человечества может помочь в предстоящие недели и месяцы.

    Более 100 лет назад медики обнаружили, что пациенты с тяжелой формой гриппа, за которыми ухаживали на открытом воздухе, выздоравливали быстрее, чем те, кто лечился в помещении. Кажется, что сочетание свежего воздуха и солнечного света предотвратило смертность среди пациентов и инфекции среди медицинского персонала.

    Для этого есть научное основание. Исследования показывают, что наружный воздух является естественным дезинфицирующим средством. Свежий воздух может убить вирус гриппа и другие вредные микробы. Точно так же солнечный свет является бактерицидным, и теперь есть доказательства, что он может убить вирус гриппа.

    Лечение под открытым небом в 1918 году

    Во время великой пандемии двумя из худших мест были военные казармы и военные корабли. Из-за перенаселенности и плохой вентиляции солдаты и моряки подвергаются высокому риску заражения гриппом и другими инфекциями, которые часто сопровождают его. Как и в случае нынешней вспышки Covid-19, большинство жертв так называемого «испанского гриппа» находились в тесном контакте с другими людьми в закрытом помещении. Они умерли не от гриппа, а от пневмонии и других осложнений.

    Когда пандемия гриппа достигла восточного побережья Соединенных Штатов в 1918 году, город Бостон был особенно сильно поражен. Гвардия создала больницу скорой помощи, куда помещали заболевших моряков. Медицинский работник больницы заметил, что тяжелобольные моряки до госпитализации находились в плохо проветриваемых помещениях.

    Их разместили в палатках, чтобы максимально обеспечить доступ свежего воздуха. В солнечную погоду их вывозили из палаток на улицу. Терапия под открытым небом широко использовалась для пострадавших с Западного фронта. И это стало лечением другой распространенной и часто смертельной респираторной инфекции того времени – туберкулеза.

    Пациенты вывозились на улицу прямо на койках и дышали свежим воздухом. Если они находились в палатах, то с перекрестной вентиляцией и с открытыми днем ​​и ночью окнами. Режим лечения под открытым небом оставался популярным, пока в 1950-х годах его не заменили на антибиотики.

    Врачи, которые имели непосредственный опыт терапии на открытом воздухе в больнице в Бостоне, были убеждены, что режим эффективен. Этот режим практиковали и в других местах. Лечение на открытом воздухе под солнцем снизило смертность среди пациентов больниц с 40 до 13 процентов. По словам генерального хирурга Национальной гвардии штата Массачусетс, эффективность лечения на открытом воздухе абсолютно доказана, нужно только попробовать, чтобы раскрыть ее ценность.

    Свежий воздух – дезинфицирующее средство

    Пациенты, получавшие лечение на открытом воздухе, реже подвергались воздействию инфекционных микробов, которые часто присутствуют в обычных больничных палатах. Они дышали чистым воздухом в стерильной среде. В 1960-х годах ученые Департамента обороны доказали, что свежий воздух является естественным дезинфицирующим средством.

    Фактор Открытого Воздуха способен бороться с вирусом гриппа больше, чем воздух в помещении. Это эффективно как ночью, так и днем.

    Их исследование также показало, что дезинфицирующая способность Фактора Открытого Воздуха может быть сохранена в корпусах – если скорость вентиляции достаточно высокая. Примечательно, что показатели такие же, как и для больничных палат с перекрестной вентиляцией, с высокими потолками и большими окнами.

    Со временем антибиотики заменили лечение под открытым небом. С тех пор бактерицидное действие свежего воздуха не учитывалось ни в инфекционном контроле, ни в дизайне больницы. К сожалению, вредные бактерии становятся все более устойчивыми к антибиотикам.

    Солнечный свет и испанский грипп

    Солнечные лучи способствуют выздоровлению зараженных, возможно, потому что это инактивирует вирус гриппа. Солнце также убивает бактерии, которые вызывают другие инфекции в больницах. Во время Первой мировой войны военные хирурги обычно использовали солнечный свет для заживления инфицированных ран.

    Только в 1920-х годах стало известно, что под воздействием солнечных лучей кожа человека синтезирует витамин D, понижающий восприимчивость к гриппу.

    Кроме того, биологические ритмы нашего организма влияют на то, как мы противостоим инфекциям. Как и в случае с витамином D, во время пандемии 1918 года была отмечена важная роль солнечного света в синхронизации этих ритмов.

    Маски для лица, коронавирус и грипп

    Хирургические маски в настоящее время в дефиците в Китае и по всему миру. Их носили 100 лет назад, во время великой пандемии, чтобы попытаться остановить распространение вируса гриппа. Хотя хирургические маски могут обеспечить некоторую защиту от инфекции, они не закрывают лицо. Таким образом, они не отфильтровывают мелкие частицы в воздухе.

    В 1918 году каждый, кто находился в больнице в Бостоне и имел контакты с пациентами, должен был носить импровизированную маску для лица. Она состояла из пяти слоев марли, прикрепленных к проволочной раме, которая закрывала нос и рот. Рама была сформирована так, чтобы соответствовать лицу пользователя и не допускать попадания марлевого фильтра на рот и ноздри. Они были предшественниками респираторов N95, используемых сегодня в больницах для защиты медицинского персонала от воздушно-капельной инфекции.

    Временные больницы

    Сотрудники больницы соблюдали высокие стандарты личной гигиены. Без сомнения, это сыграло большую роль в относительно низких показателях заболеваемости и смертности. Еще одним фактором является скорость сооружения больниц и других временных помещений под открытым небом.

    Сегодня многие страны не готовы к серьезной пандемии гриппа или другого заболевания. Их медицинские учреждения будут перегружены. Вакцины и противовирусные препараты могут помочь. Антибиотики могут быть эффективны при пневмонии и других осложнениях. Но большая часть населения мира не будет иметь к ним доступа.

    Если наступит еще один 1918 год или кризис Covid-19 усугубится, история предполагает, что было бы благоразумно построить палатки, готовые справиться с большим количеством тяжелобольных. Много свежего воздуха и немного солнечного света тоже могут помочь.

    stdClass Object ( [term_id] => 1 [name] => Разное [taxonomy] => category [slug] => no_theme )

    stdClass Object ( [term_id] => 2958 [name] => грипп [taxonomy] => post_tag [slug] => gripp )

    stdClass Object ( [term_id] => 13992 [name] => Ликбез [taxonomy] => category [slug] => poleznaja-informatsija )

    stdClass Object ( [term_id] => 26429 [name] => пандемия [taxonomy] => post_tag [slug] => pandemiya )

    stdClass Object ( [term_id] => 28340 [name] => коронавирус [taxonomy] => post_tag [slug] => koronavirus )

    stdClass Object ( [term_id] => 28347 [name] => Спецпроекты [taxonomy] => category [slug] => specproekty )

    stdClass Object ( [term_id] => 28353 [name] => ЧИТАТЬ О КОРОНАВИРУСЕ [taxonomy] => special [slug] => kitajskij-koronavirus )

    Ссылка на основную публикацию