Способ, который позволял выполнять изделия высочайшего уровня сложности

Подходы к определению уровня сложности тестовых заданий

Дата публикации: 21.02.2017 2017-02-21

Статья просмотрена: 2667 раз

Библиографическое описание:

Жунусакунова А. Д. Подходы к определению уровня сложности тестовых заданий // Молодой ученый. — 2017. — №4.1. — С. 55-58. — URL https://moluch.ru/archive/138/39700/ (дата обращения: 04.03.2020).

В статье рассматриваются вопросы методического аспекта разработки заданий в тестовой форме, определения уровня сложности тестовых заданий в соответствии с их назначением.

При разработке тестовых заданий очень важно понять, как определить уровень сложности задания. Сложность заданий определяется в два этапа. Сначала сложность заданий определяет сам составитель. Второй этап – сложность заданий проходит проверку, и затем – на стадии экспертной оценки – с участием экспертов.

На первом этапе при разработке заданий в тестовой форме он изучает их структуру, т. е. ход решения заданий. Выявляя содержащиеся в нем элементы знания, операции и т. д., располагает их по возрастающей сложности, отвечая на вопросы: как выражается этот результат по завершению обучения, каким образом учащиеся должны демонстрировать ими усвоенный материал?

Для подхода к определению уровня сложности тестового задания, обратимся В. А. Красильниковой, которая приводит по уровням сложности тестовые задания к общепризнанной таксономии Блума (таблица 1).

Как видно из таблицы 1 сложность тестовых заданий зависит от той совокупности деятельности мыслительной обучающегося, которая потребуется для его выполнения. Данная схема отражает связи между планируемыми уровнями усвоения учебного материала и структурой заданий, выявляющих соответствующий уровень, то есть связь между теоретическими и эмпирическим. По сути, она является моделью создания заданий в соответствии с их назначением.

Возможности заданий первого (простого) уровня сложности: тестовые задания первого уровня сложности позволяет провести оценку минимального уровня подготовленности обучающегося. Тестовые задания можно представить в форме вопроса или форме высказываний с необходимостью ввода обучающимся ответа в открытой или закрытой форме. Первый уровень сложности заданий характеризует воспроизведение знаний и умение применить знания по образцу. Этот уровень носит репродуктивный характер мыслительной деятельности. От учащихся требуется воспроизвести основные понятия, отдельные важные положения учебного материала, например, некоторые алгоритмы решения линейных, квадратных уравнений, вычисления производной, пределов и т. д.

Уровни познавательной деятельности

Познавательный уровень (категория)

Познавательный процесс (интеллектуальные умения)

Часто употребляемые ключевые слова/вопросы для построения тестовых заданий

Узнавание фактов, терминов, условий, понятий, определений принципов

Определите, перечислите, идентифицируйте, назовите. Кто? Где? Когда? Какой (что)?

Объяснение, интерпретация знакомого учебного материала

Объясните, предскажите, интерпретируйте, суммируйте, преобразуйте, переведите, приведите пример, вычислите, перескажите.

Использование понятий или принципов для решения проблемы (задачи) в знакомых и конкретных ситуациях

Примените, решите, докажите, покажите используйте, измените, продемонстрируйте, вычислите

Деструктурирование системы на ее составляющие части для выявления отношений и иерархии, организация связей между частями

Дифференцируйте, сравните, отличите Z1 от Z2 , свяжите Z1 с Z2 , почему работает Z1 с Z2 .

Создание чего-то нового, оригинального из составных частей (элементов, слов, др.)

Спроектируйте, сконструируйте, разработайте, сформулируйте, вообразите, создайте, измените так, чтобы, др.

Формирование суждения, основанного на предоставленном наборе критериев

Спроектируйте, сконструируйте, разработайте, сформулируйте, вообразите, создайте, измените так, чтобы. Что было лучше?

Задания, соответствующее этому уровню также характеризуют применение знаний в типичных ситуациях, т. е. задания этого уровня предполагают умение осуществить практические и умственные действия по образцу, непосредственного применения усвоенных знаний без существенного преобразования, решать типовые задачи. Заданиями этого уровня могут быть такие формы тестовых заданий, как задания на установление алгоритмической последовательности, установления соответствия. Причем система заданий низкого уровня должна быть составлена с учетом достижения образовательного минимума знаний.

Примеры: Обвести кружком номер правильного ответа.

a) квадратичная функция

b) линейная функция

c) обратно-пропорциональная функция

d) степенная функция

Возможности заданий второго уровня сложности: Предлагаемый тип заданий рекомендуется применять при: проверке знаний и понимания составления единого правильного ответа из разных составных частей; умений упорядочить по определенной классификации объекты или совокупность операций, составляющих определенное действие; позволяет проверить способность анализа и установления причинно-следственных связей между событиями или объектами; выполнять математические и логические операции. Относится к заданиям закрытого типа.

Второй, средний уровень сложности предполагает использование заданий, характеризующих выявление умения в применении знаний в знакомой ситуации. Этот уровень характеризуется продуктивной умственной и практической деятельностью, предполагает интенсивную работу мышления. От ученика требуется знание содержания и объема понятия, умение анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать при выполнении действий в знакомых, но отличающихся от образца ситуациях.

Обвести кружком номер правильного ответа.

3. Прямая , где с — некоторое число, касается гиперболы в точке с отрицательными координатами. Найдите с.

а) 3 б) 2 в) -12 г) 18

Выберите все правильные ответы.

Пример 4. На реке Нарын находится ГЭС:

Пример 5. К функциям относятся

1) У=2х 2 -10х 5) у= 9) У=

2) У=3 2х -53 х +6 6) у=log2(x-3) 10) у=lnx

3) У=arccosx 7) у=cos2x

4) У=e x 8) у=

Возможности заданий третьего уровня сложности:

Предлагаемый третий тип заданий рекомендуется применять при проверке знаний, умений и навыков. Предлагаемый тип тестового задания имеет высокие дидактические возможности для постановки тестовых и обучающих заданий, дает возможность тестировать разные виды творческой деятельности. Таким образом, система заданий третьего уровня сложности должны носить элементы творчества. Она характеризует широкий перенос имеющихся знаний и умений в незнакомые, новые подчас неожиданные ситуации, и требует от учащихся сформированности умений, исследования учебно-познавательных проблем. Задания такого уровня предполагают более сложную умственную деятельность, чем задания второго уровня. В каких умениях и действиях проявляются элементы творческой деятельности? Это, прежде всего умение найти новую проблему в привычной ситуации, видение новой функции знакомого объекта, умение самостоятельно увидеть элементы рассматриваемого объекта в их взаимосвязи, видение альтернатив, вариантов решения, комбинирование ранее известных способов. В систему таких тестовых заданий включаются задания проблемного характера, призванные раскрыть перечисленные проблемно-познавательные действия учащихся.

Пример 6. Прямая проходит через точку . Угловой коэффициент этой прямой равен 3,5. Запишите уравнение этой прямой.

Пример 7. Формула объема – ___________.

Таким образом, при разработке уровня сложности тестовых заданий необходимо сделать акцент на компоненты и элементы результата обучения, которое должно быть наиболее полно представительно в соответствующих программах учебных предметов, в виде требований к знаниям и умениям учащихся. Они должны быть представлены в программах в виде результатов обучения по конкретным темам и разделам.

Следует обратить внимание на то, чтобы тестовое задание было валидным, объективным и обеспечивало надежность и эффективность измерения, оно должно отвечать ряду требованиям и удовлетворять определенным принципам. В работах В. С. Аванесова, М. Б. Челышковой, А. Н. Майорова, Г. В. Ельниковой, С. К. Калдыбаева находим ряд правил касающихся по разработки различных тестовых заданий.

  1. Аванесов, В. С. Основы теории разработки заданий в тестовой форме [Текст] / В. С.Аванесов. – М., ИЦПКПС, 1989. – 187 с.
  2. Аванесов, В. С. Форма тестовых заданий [Текст]: учебное пособие для учителей школ, лицеев, преподавателей вузов и колледжей/ В.С.Аванесов. – 2 изд., переработанное и расширенное. – М., 2005. – 156 с.
  3. Анастази, А. Психологическое тестирование [Текст]/ А. Анастази, С. Урбина. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 688 с.
  4. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии [Текст]/ В.П. Беспалько. – М., 1987. – 189 с.
  5. Калдыбаев, С. К. Компьютерная диагностика результатов обучения в общеобразовательной школе [Текст]: практико-ориентированная монография / С. К. Калдыбаев, Д. М. Ажыбаев, М. М. Бекежанов. – Бишкек, 2007. – 136 с.
  6. Калдыбаев, С. К. О роли результата обучения на современном этапе развития высшего образования [Текст] / С. К. Калдыбаев // Высшее образование Кыргызской Республики. – Бишкек, 2014. – №2/24. – С. 13-18.
  7. Красильникова, В. А. Теория и технологии компьютерного обучения и тестирования. Монография [Текст] / В. А. Красильникова. – М.: Дом педагогики, 2009. – 333 с.
  8. Ельникова, Г. В. Совершенствование контроля и учета знаний учащихся в средней школе [Текст]: дис…. канд. пед. наук: 13.00.01./ Г. В. Ельникова. – Харьков, 1983. – 201 с.
  9. Майоров, А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования: Как выбирать и использовать тесты для целей образования [Текст] / А. Н. Майоров. – М: Народное образование, 2000. – 351 с.
  10. Рамочный национальный куррикулум среднего образования Кыргызской Республики [Текст]. – Бишкек, 2009. – 32 с.
  11. Челышкова, М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов [Текст]: учебное пособие / М.Б. Челышкова. – М.: Логос, 2002. – 432с.

Простой гид, который сделает вас экспертом в стилях интерьера

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Наши дома являются отражением не только нас самих, но и культуры, в которой мы живем. Так и дизайн интерьера меняется в зависимости от страны.
Мы в AdMe.ru разобрали для вас некоторые из наиболее узнаваемых стилей, которые теперь стали ближе, чем кажется.

Скандинавский стиль

Простота, минимализм, функциональность

  1. Светлые и приглушенные цвета
    Полы, стены и потолки, как правило, окрашены в белый, чтобы сохранить пространство ярким в течение долгой и темной зимы.
  2. Натуральные материалы
    Будь то пол, мебель или элементы декора — скандинавский дизайн включает в себя много дерева. Обычно используется светлая древесина, такая как бук, ясень и сосна.
  3. Естественный свет
    Поскольку в скандинавских странах темно в течение всего года, необходимо больше естественного света. Приветствуются большие окна и легкие занавески.
  4. Простые линии и формы
    Стиль интерьера направлен на максимальный комфорт, его должно быть просто поддерживать в чистоте, поэтому в нем отсутствуют вычурные детали и формы.
  5. Свободное пространство
    Традиционно скандинавские дома были очень маленькими и не допускали большого количества вещей. Сейчас дома стали больше, но идея сохранения пространства от беспорядка осталась важным аспектом дизайна.
  6. Уютный текстиль
    В странах с холодным климатом неудивительно, что часть декора приходит в виде шкур, ковров, подушек и пледов. Они не только создают ощущение тепла и уюта, но также добавляют еще один слой текстуры в пространство.
  7. Освещение
    Освещение в Скандинавии жизненно важно и крайне почитается, потому светильники и лампы присутствуют в большом количестве.

Для кого?

Для минималистов с любовью к натуральным материалам. Также подходит для небольших квартир и пространств, лишенных естественного света.

Марокканский стиль

Богатство, роскошь, экзотика

  1. Яркие акценты
    Цветовая гамма, присущая марокканскому интерьеру, чаще всего представлена пустынными или морскими оттенками. Преобладают яркие красные, оранжевые, зеленые и синие тона в сочетании с нейтральным фоном.
  2. Арки и закругленные дверные проемы
    Красивые арки и изогнутые дверные проемы в виде замочной скважины — одни из самых узнаваемых элементов стиля.
  3. Подвесные фонари
    Красочные фонари из тонированного стекла и латуни или меди создают экзотическую атмосферу и используются как снаружи, так и внутри.
  4. Роскошные ковры
    На сегодняшний день марокканские ковры — одни из самых узнаваемых в мире. Традиционно их орнамент сосредоточен на абстрактных и геометрических узорах в красочной или в современной нейтральной палитре.
  5. Смелые узоры
    Геометрические принты, вдохновленные традиционными марокканскими мотивами, великолепно отображены на подушках, ковриках и мягкой мебели.
  6. Низкие кушетки и пуфы
    Расшитые вручную во всевозможных цветах и стилях, низкие сидения являются идеальным дополнением к зоне отдыха.
  7. Обилие ткани
    Марокканские ткани, такие как шелк или другой мягкий текстиль, могут использоваться в качестве драпировки или защиты мебели.

Для кого?

Теплый и приветливый облик стиля идеально подходит для любителей экзотики, не лишенной элегантности.

Японский стиль

Гармония, традиции, гибкость

  1. Многофункциональность
    Эффективное использование ресурсов является фундаментальной частью японской культуры. По этой причине мебель выбирается раздвижная.
  2. Низкая, компактная мебель
    Традиционно низкие и компактные предметы мебели в Японии помогают извлечь выгоду из ограниченного жилого пространства.
  3. Природные материалы
    Японцы известны своим уважительным отношением к природе, поэтому в интерьере, как правило, используются натуральные материалы, такие как кедр, бамбук, шелк, рисовые соломенные маты и бумага.
  4. Простота
    Стремление к минимализму, заложенное в японской культуре, и пространство в комнате не менее важны, чем элементы дизайна. Комната не должна содержать лишних предметов интерьера и иметь загроможденный вид.
  5. Нейтральные цвета
    В японском интерьере часто используются натуральные, естественные цвета, чтобы обеспечить простой фон. Кроме того, естественные цвета минимизируют чувство беспорядка, что также важно для восточного дизайна.
  6. Дополнительное освещение
    Искусственные источники света вводятся таким образом, чтобы извлекать максимальную пользу, но не привлекать внимание.
  7. Раздвижные двери и перегородки
    Жилье в Японии — одно из самых дорогих в мире, а дома, как правило, небольшие. Чтобы сэкономить пространство, в интерьере используются раздвижные двери.

Для кого?

Из-за использования устойчивых материалов и строгих линий этот стиль привлекает эколюбителей и тех, кому нравится минимализм.

Мексиканский стиль

Яркость, аутентичность, уют

  1. Яркие цвета
    Огромная цветовая палитра является отличительной чертой мексиканского дизайна интерьера, включая в себя насыщенные тона и яркие оттенки красного, оранжевого, синего и зеленого.
  2. Керамика, расписанная вручную
    Традиционная мексиканская керамика подразумевает ручную роспись и широко представлена в виде ваз, плиток и цветочных горшков.
  3. Текстиль ручной работы
    Этот стиль — богатый источник тканого и вышитого текстиля, который можно использовать в виде цветных одеял, декоративных подушек и ковров.
  4. Геометрические узоры
    Аксессуары, расписанные и расшитые племенными узорами, часто украшают дома в качестве предметов, передающихся из поколения в поколение.
  5. Терракота
    Плитка из обожженной красной или желтой глины является ключевым элементом дизайна. Традиционно она покрывает пол не только в ванной и кухне, но и в жилых комнатах.
  6. Простая деревянная мебель
    Предметы мебели изготавливаются вручную из максимально доступного и недорогого дерева, например, из сосны.
  7. Декоративные коврики
    Яркие ковры ручной работы занимают центральное место в комнате, исполняя декоративную роль. Голые полы из твердых пород дерева или каменной плитки больше соответствуют простому мексиканскому декору, чем застеленные плотным ковром.

Для кого?

Этот стиль для творческих людей, стремящихся к уютному дому, наполненному яркими оттенками и вещами, сделанными своими руками.

Французский стиль

Мягкость, элегантность, изысканность

  1. Пастельные тона
    Интерьер во французском стиле наполнен пастельными тонами: бежевым, белым, бледно-розовым, карамельным, бледно-голубым, бледно-желтым, светло-зеленым.
  2. Обилие декоративных элементов
    Это могут быть предметы искусства, рамки с фотографиями на полке, вазы, зеркала в резной позолоченной раме, свечи. Но ничто не отражает очарование этого стиля больше, чем присутствие всех деталей сразу.
  3. Золочение
    Позолота, чаще состаренная, является важным элементом французского стиля. Применяясь к различным объектам, таким как рамы картин и зеркал или подсвечники, она характеризует богатство и роскошь.
  4. Плавные линии
    Во французском интерьере практически отсутствуют острые углы. Декор, мебель — все, вплоть до изогнутых ножек кресла, имеет плавные очертания.
  5. Винтажная мебель
    Франция славится своими блошиными рынками, на которых можно найти множество предметов декора. Заполучить вещь, имеющую немного потертый, но не изношенный вид, — редкая удача, ведь она добавит интерьеру особый шик.
  6. Элегантное освещение
    Люстра является отличным решением для создания еще более «французской» атмосферы. Наилучшим выбором станет шелковый абажур с бахромой или бусинами или полностью кованый канделябр.
  7. Лепнина
    Французы любят этот элемент декора и не упускают возможности использовать его везде, где только можно. Обычно лепнина подчеркивает высокий потолок, карнизы или камин.

Для кого?

Стиль подходит для тех, кто хочет создать обстановку, на которую не влияют веяния моды, а также для любителей подбирать и сочетать предметы декора.

Английский стиль

Традиционность, вещизм, камерность

  1. Открытые полки
    Шкафы или стеллажи с открытыми полками заставлены книгами, декоративной посудой, фотографиями в рамках и всевозможными семейными реликвиями.
  2. Обои
    Современный интерьер отошел от типичных для викторианской эпохи темных красок и перешел на светлую цветовую гамму, оставив свойственный цветочный орнамент и текстуру.
  3. Благородное дерево
    Для английского стиля дерева просто не бывает много. Шкафы, деревянные панели, паркет, карнизы, только натуральный массив и ценные породы.
  4. Обилие аксессуаров
    Небольшие мраморные бюсты, вазы, сувениры, декоративные подушки — все это может и должно присутствовать в английском интерьере. При этом все предметы должны хорошо просматриваться.
  5. Теплые тона
    Стиль характеризуется натуральными, приглушенными цветами. Наиболее подходящими будут различные оттенки коричневого, красного и желтого, а также теплый зеленый и серый.
  6. Загроможденность
    В английском интерьере предметы не принято ставить к стенам, чтобы сэкономить и освободить пространство. Напротив, все должно стоять в центре комнаты, создавая уютную, наполненную обстановку.
  7. Кресло с «ушами»
    Непременный атрибут стиля — кресло с высокой спинкой и характерными выступами в верхней части. Такой дизайн фокусирует тепло и защищает от сквозняков — идеальный вариант для времяпрепровождения с книгой у камина.

Для кого?

Для тех, кто не желает обходиться малым количеством вещей и кому не хватает спокойной и размеренной атмосферы.

Русский стиль

Простота, естественность, традиции

  1. Натуральные материалы
    Русский интерьер не допускает пластика, стекла или блестящего металла. Предпочтительно использование натурального дерева как для внутренней отделки, так и в качестве основного материала для мебели.
  2. Простая мебель
    Мебель деревянная или плетеная, максимально простая, функциональная и с грубой обработкой. Главная особенность — незатейливые правильные формы и простота исполнения.
  3. Традиционные элементы
    Особый уют создают плетеные коврики, вязаные накидки и лоскутные одеяла (пэчворк), тонкие занавески из прозрачного кружева, глиняные горшки, медная посуда и расшитые полотенца и салфетки.
  4. Естественные цвета
    Базовые цвета максимально естественных, приглушенных оттенков — коричневых, красных, бежевых. Акценты и аксессуары могут быть яркого красного, синего, желтого и оранжевого цветов.
  5. Грубые ткани
    Текстиль выбирается с учетом русских традиций. По большей части это необработанный лен, хлопок и ситец, которые используются для штор, чехлов для мебели, скатертей и постельного белья.
  6. Роспись
    Свойственную стилю традиционную роспись в различных стилях можно наблюдать на посуде, декоративной плитке, шкафах и даже стенах.
  7. Элементы хранения
    Традиционный сундук для хранения вещей чаще встречается как декоративный элемент и заменяется буфетом или открытыми полками, куда выставляются самые красивые вещи.

Для кого?

Для поклонников колоритных вещей, уважающих традиции, или любителей простой и уютной обстановки.

Как добиться идеально ровной поверхности бетонной поверхности

Вопрос о том, как сделать бетон гладким, возникает перед мастерами, которые планируют обустраивать свои владения малыми архитектурными формами. При строительстве можно использовать готовые смеси от производителя или замесить бетон в домашних условиях самостоятельно. Для того чтобы готовая конструкция была прочной , ровной и долговечной, нужно правильно выдерживать все пропорции и технологию приготовления раствора.

Для различных условий эксплуатации бетонных конструкций требуется приобретать ингредиенты с определенными характеристиками. На длительность службы отлитых изделий будут оказывать такие характеристики материала, как устойчивость к морозу,фильтрационный коэффициент и устойчивость к истиранию. Такие показатели, как водонепроницаемость , прочность и однородность, определяются типом наполнителей, которые добавляются в смесь при ее размешивании. Зная,как сделать бетон своими руками , можно изготавливать из него сооружения любого размера и уровня сложности. Современные технологии позволяют даже начинающему строителю самому сделать бетон с любыми техническими характеристиками. Рассмотрим, как сделать крепкий бетон с ровной поверхностью и высокими эстетическими показателями.

Как приготовить бетонный раствор самостоятельно

Цели использования бетона бывают весьма разными. Наиболее прочный бетон используется для обустройства фундаментов и несущих конструкций, испытывающих сильную нагрузку. Крупноячеистый бетон имеет низкую плотность и вес. Применяемый для его изготовления бетон марки 200 не отличается высокой прочностью.Фильтрование в таком материале значительно выше, что делает его нестойким к воздействию влаги. Однако такой сорт бетона зимний , так как в случае его намокания, воде есть куда расширяться при замерзании, не разрушая структуру материала. Основной вопрос, который приходится решать строителям:как сделать бетон водонепроницаемым . Особенно это актуально, когда возводятся здания с подвалами во влажном грунте или монолитные бассейны. Здесьфильтрация материала должна отсутствовать полностью.

Чтобы получить желаемый результат, нужно изучить причины появления в бетоне пор, через которые влага попадает внутрь конструкции.

На уменьшение плотности застывшего бетона влияют такие факторы:

недостаточное армирование формы, вызвавшее появление трещин;

  • плохое перемешивание смеси, в результате чего реакция гидратации прошла не полностью;
  • использование цемента низкого качества;
  • добавление в раствор излишнего объема воды ;
  • некачественное уплотнение, из-за чего в материале остается много воздушных пузырьков.

Для того чтобы раствор получился качественным, необходимо соблюдать пропорции при смешивании раствора. Если выбрать оптимальное соотношение песка, щебня и цемента, то это позволит изготавливать конструкции с высокими эксплуатационными характеристиками. Даже при использовании цемента марки 300 можно добиться высокой водостойкости готовых изделий.

Изготавливается раствор с помощью бетономешалки в такой последовательности:

    В ее горловину засыпается песок и цемент. В зависимости от поставленной строительной цели, их пропорции могут варьироваться в пределах 2,5-4:1. Смесь хорошо перемешивается.

Добавляется вода. Оптимальным вариантом является соответствие ее количества объему цемента. Раствор перемешивается до однородного состояния. Если готовится цветной бетон , то в него добавляется краситель.

Засыпается щебень. Предварительно осуществляется его очистка от земли и глины. Это необходимо для достижения чистоты раствора. После длительного перемешивания раствор заливается в форму.

Чтобы бетон зимой не трескался от мороза, в него добавляются специальные гидроизоляционные добавки. После того как бетон залит в опалубку, необходимо принять меры для его равномерной усадки. Для этого его поверхность регулярно смачивается и накрывается тканью или целлофаном.

Как добиться идеально ровной поверхности

Гладкая поверхность бетона необходима в тех случаях, когда он не будет покрываться финишной отделкой. Этот процесс начинается сразу после того, как раствор залит в опалубку и проведено его уплотнение. Удаление пузырьков воздуха позволяет избежать образования на поверхности следов от их выхода и сделать бетон более прочным .

Как правило , первичное выравнивание проводится вручную с использованием маяков и ручных инструментов. Маяки служат для соблюдения заданного уровня и в качестве направляющих для правила. Раствор накладывается между маяками и распределяется по всему объему формы широкими движениями с небольшой вибрацией. Излишки материала стягиваются правилом . Правило можно купить или сделать самостоятельно, использовать подручные материалы. Свой инструмент пригодится для будущих работ.

Хорошим подспорьем для сглаживания раствора являются гладильные установки. Они имеют идеально ровную глянцевую поверхность. При движении гладилки по раствору происходит опускание щебня от его поверхности. Это позволяет добиться практически идеально ровной поверхности без впадин и выступов. Гладилки выпускаются оборудованные двигателем или приводимые в движение мускульной силой.

После того как бетон выровнен гладилкой, его оставляют в покое на сутки. За это время раствор густеет, но сохраняет некоторую податливость. На этом этапе проводится его корректировка специальными устройствами. Они срезают все выступы по заданному уровню, заполняя снятым веществом выбоины и впадины. Подобное оборудование стоит довольно дорого и приобретается только крупными промышленными компаниями.

Выровнять бетон можно и вручную, если знать, как правильно работать со шпателем и другими инструментами для отделки. Гладкая поверхность создается за счет нанесения на бетон материалов, которые закрывают все неровности и шероховатости. Самым простым и дешевым способом является использование цемента россыпью. Он насыпается на бетон спустя несколько часов после заливки. Впитывая в себя влагу от раствора, цемент становится жидким. Он равномерно растирается по поверхности широким шпателем или правилом .

Как улучшить качество бетона

Сегодня существует много способов сделать прочный водостойкий бетон, не тратя лишних денег на приобретение дорогостоящих марок цемента и гранитного щебня. Для этого используются различные пластификаторы как фабричного, так и собственного производства.

Сделанный собственными руками раствор с пластификаторами позволяет решить такие задачи:

  • облегчить процесс укладки бетона в формы;
  • не допустить распада раствора на составляющие его фракции;
  • увеличить температурный диапазон использования материала;
  • придать бетону гидрофобные свойства;
  • улучшить пластичность готовых изделий;
  • сократить время на сцепление раствора с закладными деталями;
  • ускорить или увеличить срок застывания;
  • сделать бетон легким и пористым.Если знать, как сделать пластификатор для бетона своими руками , то можно избежать дополнительных расходов на приобретение фирменных препаратов. В качестве добавок в раствор можно использовать такие вещества, как стиральный порошок для машин автоматов, канцелярский клей, жидкое мыло или гашеную известь. При выборе моющих средств следует учитывать, что они образовывают обильную пену при смешивании.

Добавлять пластификаторы нужно после перемешивания песка и цемента. Если это сделать в конце размешивания, то большая часть добавок уйдет на обволакивание наполнителя, что не позволит добиться желаемого эффекта. Пропорции для каждого наполнителя должны варьироваться в пределах 0,2-3% от общего объема смеси.

Еще одним способом улучшить качество бетона является нанесение полимерных пропиток на его поверхность. Работу нужно проводить по полностью застывшему бетону. Полиуретановая пропитка наносится на поверхность в соответствии с инструкцией. После полного застывания полимерного покрытия выполняется его выравнивание и шлифовка. Нанесенный слой пластичен и полностью герметичен.

Как придать бетону цвет

Сделать цветной бетон можно двумя способами. Первый заключается в добавлении красителя в смесь еще на этапе ее приготовления. Готовый раствор будет иметь одинаковый цвет и оттенок по всему своему объему. Истирание никак не скажется на качестве его поверхности. Этот способ применяется для изготовления сооружений с высокой проходной нагрузкой. Как правило , используется цветной бетон для создания площадок, дорожек и изготовления тротуарной плитки. При выборке красителя следует учитывать, что он не должен ухудшать прочность готового изделия и быть устойчивым к процессу гидратации. Второй способ предполагает нанесение пигмента на готовую поверхность. Красители растворяются в полимерных пропитках и наносятся на бетон. Это обеспечивает крепкое и герметичное сцепление красителя с основанием.

Способ, который позволял выполнять изделия высочайшего уровня сложности

Оценка сложности выполняемых функций [c.24]

Для оценки сложности выполняемых функций использованы признаки, позволяющие охватить все аспекты содержания сравниваемых работ и в то же время учесть характер и особенности того или иного вида деятельности характер работ, составляющих содержание труда (определяет технологическую сложность трудового процесса) разнообразие, комплексность работ (данный и все последующие признаки обусловливаются организацией труда) самостоятельность выполнения работ масштаб и сложность руководства дополнительная ответственность. [c.24]

Суммарная оценка сложности выполняемых функций 3,4 [c.32]

Функция тарифной системы – приводить в соответствие интерес предпринимателя А( (как работодателя) с интересом работника Б (как специалиста) за счет периодически производимой адекватной оценки стоимости рабочей силы каждого работника с учетом уровня его квалификации и сложности выполняемых функций, проявленных им деловых качеств и обобщенных результатов труда. [c.260]

По двум другим элементам комплексной оценки — профессионально-квалификационному уровню и сложности выполняемых функций — вследствие особого их содержания и несколько отличных способов определения удельная значимость признаков принимается единой для всех квалификационно-должностных групп специалистов. [c.18]

Коэффициент сложности выполняемых функций (К2) определяется делением суммы оценок каждого признака, умноженных на их удельную значимость, на постоянную величину 83- [c.25]

  1. Какая из перечисленных функций является линейной?

а)

б)

в)

г)

  1. График какой функции изображен на рисунке .
Таблица 6 Балльные оценки признаков, определяющих сложность выполняемых функций специалистов и других служащих

Для повышения объективности оценок желательно, чтобы руководители аттестуемых определили уровни проявления признаков деловых качеств, сложности выполняемых функций и результатов труда до ознакомления с удельной значимостью признаков. При этом условии руководитель менее скован в своих суждениях и устанавливает более точные оценки. [c.30]

Признаки (критерии) сложности выполняемых функций Удельная Уровни (степени ) признака (ay) Оценка [c.32]

Квалификационное разделение труда определяется различием работ по сложности. Это, в свою очередь, обусловливает и разные сроки подготовки персонала к выполнению соответствующих функций. Сложность выполняемых работ является важнейшим фактором дифференциации оплаты труда. Для количественной оценки квалификации персонала обычно используются разряды тарифной сетки, включающей в различных странах 17—25 разрядов. [c.133]

Оценка деловых качеств работников основана на факторах, характеризующих а) самого работника, обладающего определенными знаниями, навыками, способностями б) вид и содержание трудовых функций, которые он фактически выполняет в) конкретные результаты его деятельности. Оценка производится на основе комплексного (интегрального) показателя, который может быть получен путем объединения двух частных оценок. Первая определяет показатели, характеризующие работника, т.е. степень развития профессиональных и личных качеств работника (П) и уровень квалификации (К), а также их количественные измерители вторая — показатели, характеризующие выполняемую работу, т.е. позволяет сопоставить результаты труда работников (Р) с учетом уровня сложности выполняемых ими функций (С). [c.267]

Учитывая это обстоятельство, при совершенствовании аналитического метода оценки сложности работ авторы пошли по пути раскрытия содержания процесса труда, отказавшись от членения работ на функции, которое, как показала практика, недостаточно для оценки несравнимых по содержанию работ. С этой целью вместо оценки сложности работ по функциям предусмотрена их оценка по единой схеме факторов, которая предполагает анализ процесса труда с точки зрения сложности применяемых орудий, предметов труда, сложности технологических процессов, широты комплекса выполняемых операций (работ) и самостоятельности рабочего в процессе выполнения работ. Наряду с этим предусмотрен учет фактора ответственности (материальной и ответственности за здоровье и жизнь), а также специфических для некоторых работ факторов сложности, лежащих, как правило, на грани сложности и условий труда, а в некоторых случаях связанных с крайне высоким нервным напряжением, с необходимостью творческого подхода и другими особенностями выполнения работ. [c.3]

Задачи, связанные с оценкой качества работы, не могут быть решены без учета сложности выполняемых трудовых функций (работы), а также требующейся квалификации. Поэтому рассмотрение методических положений определения сложности работы приобретает самостоятельное значение. Кроме того, метод аналитической оценки сложности может быть использован не только для обоснованного установления квалификационных категорий и дифференциации должностных окладов, но и как основа рационального разделения труда при решении вопросов совершенствования управления. [c.5]

Исследовательский этап. Из всех предложений, выдвинутых на творческом этапе, выбирают наиболее эффективные, которые после соответствующей проработки представляют в качестве рекомендаций ФСА. По результатам оценки рассматриваемые предложения можно разделить на безусловно приемлемые для анализируемого объекта и конкретных производственных условий сомнительные, для доказательства реальности и эффективности которых необходимо проведение дополнительных исследований неприемлемые по причине несоответствия требованиям потребителей или отсутствия возможности приобретения нового оборудования, оснастки, поставок материалов, полуфабрикатов и т. д. При оценке экономичности технических решений следует сопоставлять затраты на один и тот же объем выполняемых функций. В зависимости от целей анализа, сложности объекта и характера рассматриваемых технических решений выбор наиболее эффективных вариантов осуществляется несколькими способами. [c.126]

Обогащение работы на практике означает добавление к выполняемой индивидом работе функций или задач, позволяющих повысить ответственность исполнителя за планирование, организацию, контроль и оценку своей собственной работы. Обогащение относится к таким параметрам работы, как ее сложность и отношения по работе, составляющим вместе понятие организации работы. Считается, что впервые данная модель проектирования работы была применена в 40-е гг. в компании ИБМ. В 50 —60-е гг. резко возрос интерес к этой модели, в частности, после известных экспериментов в AT T и Тек-сас Инструмент . Сильный толчок развитию моделей проектирования работы, связанных с таким параметром, как ее сложность, дала теория двух факторов мотивации Герцберга (см. гл. 2). В соответствии с этой теорией работа должна характеризоваться высокой степенью ответственности и значимости, большой возможностью достижения результата. [c.271]

Надбавки за профессиональное мастерство. В целях стимулирования повышения профессионального мастерства рабочих и усиления их материальной заинтересованности и ответственности за качество выпускаемой продукции (работ) и выполнение производственных заданий предоставлено право руководителям предприятий по согласованию с профсоюзным комитетом вводить дифференцированные надбавки к тарифным ставкам за профессиональное мастерство для рабочих 3-го разряда в размере до 12 %, 4-го разряда — до 16, 5-го разряда — до 20, 6-го и более высоких разрядов — до 24 % соответствующей тарифной ставки. Вопрос об установлении надбавок за профессиональное мастерство решается непосредственно предприятием применительно к организации труда, рабочего места и роли работника в процессе производства. Критериями оценки профессионального мастерства могут быть стабильное обеспечение высокого качества выпускаемой продукции и выполняемых работ, строгое соблюдение технологической дисциплины, систематическое перевыполнение плановых заданий и норм выработки, выполнение работ особой сложности, освоение новых профессий и смежных функций. [c.68]

Учитывая разнообразие выполняемых служащими работ или возложенных функций, при оценке выполнения плановых показателей необходимо принимать во внимание их сложность. Ее можно определить как по трудоемкости выполнения, так и по важности самого задания. [c.215]

Если работник выполняет разнородные работы, которые могут относиться и к простейшим информационно-техническим, и к более сложным аналитико-конструктивным, оценка производится по преимущественно выполняемым. При необходимости достижения большей точности расчета каждая выполняемая работа оценивается по всему набору признаков. Затем определяется средняя арифметическая взвешенная оценка (с учетом затрат времени). Такой расчет более трудоемок, поэтому представляется целесообразным оценивать преобладающие функции работников. Возможная при этом погрешность рассчитанного показателя сложности корректируется оценками профессионально-квалификационного уровня, деловых качеств и результатов труда. [c.25]

Однако учет лишь деловых качеств работника и текущих результатов его труда еще не характеризует достаточно полно качество его работы относительно других работников, поскольку несоизмеримыми остаются уровни этих показателей у работников различных квалификационных групп, выполняющих разносложные функции. Например, высокие деловые качества могут проявлять в работе и техник, и ведущий инженер. Однако общественная значимость деловых качеств (отдача) с позиций профессионально-квалификационной подготовленности работников существенно различается. Аналогично следует рассматривать и оценку результатов труда — с позиций сложности выполняемой работы. Нельзя допустить получение высоких оценок результатов груда за счет выполнения более простых работ. Поэтому оценки профессионально-квалификационного уровня (Ki) и сложности выполняемых функций (К 2) принимают форму корректирующих коэффициентов. [c.18]

Именно очевидная ретроспективность анализа хозяйственной деятельности в годы советской власти была одной из ключевых его особенностей. Сейчас уже никем не оспаривается очевидный тезис, суть которого состоит в том, что в основе управления финансами все же лежит умение принятия обоснованных решений перспективного характера. Подобные решения нельзя принимать, основываясь исключительно на неких формализованных расчетах и критериях. Отсюда с неизбежностью следует вывод о том, что количественное обоснование стратегии и тактики поведения лица, принимающего решения, во-первых, не является единственно возможным и, во-вторых, количественные оценки не могут быть абсолютно точными. Иными словами, обосновывая то или иное решение, не нужно стремиться к какой-то мифической абсолютной точности – в ходе аналитических расчетов важно выявить тенденции, как уже сложившиеся, так и складывающиеся, по мнению финансового менеджера (аналитика). Осознание этого факта представляет определенную сложность, особенно для бухгалтера, в силу обстоятельств выполняющего функции финансового менеджера. [c.5]

Критериями (показателями) оценки результатов труда принимаются количество выполненных плановых и внеплановых работ, качество выполняемых работ, соблюдение сроков выполнения заданий. Характеристику результатов труда дополняют показатели сложности производственных функций, такие как характер раГют, составляющих содержание труда разнообразие, комплексность работ самостоятельность выполнения работ масштаб и сложность руководства дополнительная ответственность. [c.74]

Объектом оценки ценных в природном отношении территорий являются экосистемы или природные комплексы, продуцирующие определенные природные блага и выполняющие экологические функции. Термин экосистема (от греч. oikos — жилище, местопребывание и система) пришел из экологии и означает природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания. Этим термином обозначают природные объекты разной сложности и размеров, например пруд с обитающими в нём растениями, рыбами, лес с лесной подстилкой, почвой, микроорганизмами, с населяющими его животными. Понятие экосистема также часто отождествляют с понятием природный комплекс и применяют и к различным ландшафтам, свойственным природным зонам и самим природным зонам, например, тайга, степь, тундра. [c.552]

Неочевидная сторона эффекта Даннинга — Крюгера

Многие люди думают, что понимают суть эффекта Даннинга – Крюгера, прочитав его описание где-нибудь в википедии или на любом другом популярном ресурсе. Однако в силу своего низкого уровня квалификации в области социологии часто оказывается так, что они совершенно недооценивают глубину и разнообразие форм его проявления, причём даже у самих себя. Даже читая про этот эффект они не осознают, как далеки от понимания его реального смысла, испытывая в точности то когнитивное искажение, о котором говорится в описании, которое они читают. В социологии есть вещи, осмысление которых требует понимания того, что осмысляешь. О подобных «замыканиях» я буду говорить довольно часто, поскольку они составляют основу наших научных исследований в «Социальном Лесничестве».

Суть эффекта Даннинга – Крюгера, казалось бы, проста: человек в силу своей низкой квалификации в чём-либо склонен переоценивать своё понимание вещей в этой области и при этом не осознаёт свой низкий уровень квалификации. Выражаясь афоризмами, можно сказать то же самое словами Бертрана Рассела:

Одно из неприятных свойств нашего времени состоит в том, что те, кто испытывает уверенность, глупы, а те, кто обладает хоть каким-то воображением и пониманием, исполнены сомнений и нерешительности.

Истинное знание — в том, чтобы знать пределы своего невежества

Ф. М. Достоевскому приписывают также фразу вроде такой:

Дурак, который понял, что он дурак, уже не дурак.

Подобных фраз много. И вот, прочитав такую, наш читатель уже думает, что раз он понимает заложенный в неё смысл, то он уже точно не дурак, что он обладает знанием и понимание настолько, что к нему подобные фразы применять бессмысленно. Удивительно то, что смысл подобных фраз понимают почти все… и почти все думают, что к ним всё это не относится. И почти ко всем как раз относится.

Наша проблема со стороны выглядит примерно так: человек прочитал что-то про эффект Даннинга – Крюгера, проникся мыслью, согласился с ней, быстро нашёл примеры из своей жизни, как он безуспешно пытался объяснить что-то человеку, который ничего не понимает в некоторой области, но упорно пытается спорить, а может быть и себя вспомнил, как он думал, что в чём-то разбирается, пока на самом деле не начал разбираться. Человек этот думает, что понял суть феномена, научился его распознавать и следить за тем, чтобы самому не оказаться его жертвой… и тут же становится очередным образцом, по которому данный эффект можно изучать. Почему? Потому что в силу своей низкой квалификации в области социологии он не видит, что суть данного метакогнитивного искажения гораздо серьёзнее, чем в этих поверхностных описаниях. Я попробую пояснить это здесь хотя бы кратко на примерах со всё увеличивающейся сложностью обнаружения в них эффекта Даннинга – Крюгера. Чем дальше вы будете читать, тем больше вероятность, что вы ничего не поймёте. Далее пойдут абзацы текста, почти не связанные между собой сюжетом, кроме разве лишь наличия в них всё усложняющегося проявления обсуждаемого когнитивного искажения.

Возьмём для начала простейший пример. Пить и/или курить вредно. Те, кто об этом не знают и делают это – яркие жертвы эффекта Даннинга – Крюгера. Многие из них при этом закусывают выпивку «соусом доктора Фокса», который выражается в советах врачей или якобы научных исследованиях. Они не способны осознать, что пить и курить вредно в силу тех же особенностей интеллекта, которые и являются причиной употребления этих ядов (кто не понял, одна из этих особенностей – тупость). То есть, грубо говоря, ситуация такая: умный человек достаточно умён, чтобы не пить и не курить по собственному выбору, а глупый не достаточно умён, чтобы самостоятельно додуматься не употреблять алкогольный и табачный яд, и не достаточно умён, чтобы поумнеть и бросить данные привычки, если они у него были. Перефразирую Ф. М. Достоевского, упомянутого вначале, – если дурак поймёт, что он дурак – он перестанет делать то, что делает его дураком (в данном примере – пить и/или курить).

Идём дальше. Взять, скажем, начинающего фотографа. Ведь не даром по интернету ходят шутки про таких людей, что, дескать, купил зеркалку и уже считает себя профессиональным фотографом, а если купил скальпель – то уже профессиональный хирург. Ведь и правда, с хорошей профессиональной техникой фотографии и правда будут получаться на твердую «четверку с плюсом», если у человека хотя бы руки растут из плеч, а поскольку большинство не в состоянии отличить искусство от ширпотреба, такие фотографии будут оценены выше, чем они того стоят. Не понимая свою низкую квалифицированность в области фотографии, человек тоже не будет осознавать, что по сути его работы – помойка. В эту же категорию примеров попадают начинающие дизайнеры, программисты, частные строители (шабашники) и т. д.

Горе-строитель, у которого в частном доме рухнул потолок, скажет, что «надо было толще арматуру брать», но не скажет, что не сделал расчёт плиты перекрытия на распределённую и сосредоточенную нагрузку, потому что он в принципе не знал о необходимости таких расчётов, а когда его уволят, или когда горе-заказчик пошлёт его лесом, он не будет понимать за что, так как в принципе не способен осознать узость своего понимания строительной механики. Часто такая ситуация возникает с шабашниками, которые не понимают, почему им не платят за работу то, что они якобы заработали. Им невозможно объяснить, почему тот или иной элемент в строительстве они сделали неправильно, потому что у них на всё один ответ «мы так всю жизнь делали, наши деды так делали, и ничего», а фразу «расчёт балки на прогиб» они никогда и не слышали. Корче говоря, объяснить некомпетентному человеку то, что он некомпетентен, невозможно именно в силу его некомпетентности.

Я нередко наблюдал за попытками так называемых «ферматистов» предъявить своё изящное доказательство Великой Теоремы Ферма. С одной стороны, удивляет их настойчивость пропихнуть полную математическую несуразицу, а, с другой стороны, — их неспособность понять аргументы людей, которые действительно понимают математику. Фанатику-ферматисту невозможно объяснить, в чём ошибка в его доказательстве. Он будет с пеной у рта доказывать, что «научная мафия специально не хочет признавать моё доказательство…», будет обвинять математиков в том, что они сговорились и не пропускают талантливых людей в науку, чтобы не потерять свою работу и т. д. Есть довольно много таких обиженных на науку людей, которым в силу их непонимания математики невозможно объяснить, что их «доказательства» не являются доказательствами Теоремы, однако у них есть сайты, где они говорят, что вот, их обижают, их не признают… аналогично дело обстоит с другими учёными, которых сейчас модно называть «альтами» или «альтернативными учёными». Почти все они не владеют логикой, но не способны понять это, так как не владеют логикой.

Некомпетентный начальник, не понимающий основы управления, скорее всего свалит всё на подчинённых, будто это они не справляются с задачей, в то время как он не понимает (и не может понять в силу узости своих представлений), что именно он неверно наладил схему управления. Возможна и другая ситуация: подчинённые в силу своей некомпетентности в области управления будут думать, что во всём виновато управление, не понимая, что это они такие бездарные, что завалили проект. Вообще просто понаблюдайте за людьми, они часто ищут оправдания своих неудач на стороне, а заслуги объясняют именно своими личными качествами.

Здесь, кстати тоже есть интересная особенность нашего общества, попадающая в нашу тему: многие думают, что во всём виновата власть, с другой стороны считают себя достаточно компетентными, чтобы её выбирать и вообще разговаривать о политике, вести кухонные разговоры на политические темы и говорить в духе «надо было этому Путинку так сделать:…» Осознать свою некомпетентность в политической сфере эти люди не могут сами знаете почему.

По данной теме можно вообще привести множество примеров, где описываемый эффект работает в полной мере: от фанатичного увлечения футболом до коллекционирования каких-нибудь монеток, от увлечения компьютерными играми до попыток строить карьерную лестницу в официальной науке (это не все поймут, но когда-нибудь я поясню). Все люди, страдающие подобной ерундой, не способны в силу своей некомпетентности в вопросах нашего жизнеустройства осознать, что занимаются ерундой. Осознание смысла своей жизни и необходимости действовать в соответствии с этим смыслом для них является пустым звуком, потому что уровня их понимания хватает только на ерунду.

Есть такая популярная шутка про марксистов. Марксистов не существует. Человек, который понимает марксизм, никогда марксистом не будет, а тот, который не понимает, марксистом не является. Эта шутка содержит в себе обсуждаемый нами эффект, но она очень не понравится «марксистам»… они её не поймут… сами знаете почему.

Гораздо более сложным является непонимание последствий своих решений в жизни. Есть такое наблюдение, что люди не понимают причины происходящего с ними. Например, человек живёт в плохих условиях, постоянно должен торчать на работе ради каких-то копеек, постоянно что-то в его жизни не ладится. Он не может осознать, в чём именно причина, но часто находит «простые объяснения» тем последствиям, которые всю жизнь и разгребает, которые по сути являются всего лишь оправданиями. Скажем, женщина может найти простое объяснение того, почему она до сих пор «сильная и независимая» в фразе «все мужики козлы», одновременно с этим мужчины могут найти такое же объяснение своих неудач в другой не менее известной фразе. Вообще, любящие поплакать о своей судьбе люди – это все те, кто полностью находится под властью эффекта Даннинга – Крюгера. Осознать причину своих неудач они не могут именно потому, что причина эта – та же самая причина, которая привела их к этим неудачам, то есть неспособность мыслить и принимать правильные решения. Если бы они действительно понимали свою жизнь, не было бы и неудач, не было бы и необходимости плакать. Когда у человека что-то не ладится в жизни, далеко не всегда он способен отыскать длинную-предлинную цепочку причинно-следственных связей, которая, возможно, тянется на многие годы, и отыскать её начало. Почему? Потому что он, в силу узости своих представлений об этом мире, не знает (а если ему сказать, то не поверит), что подобные цепочки действительно существуют и их действительно нужно уметь раскручивать. Они не могут осознать, что каждое действие в этом мире имеет последствия. Причём нередко причина от следствия может отстоять на многие годы и даже десятилетие. Однако это уже сложная тема, она явно требует отдельного разговора.

Ну и последний пример на сегодня (но не последний по своей сложности) – есть люди, которые реально думают, что понимают эффекта Даннинга – Крюгера. Так вот… они его не понимают! Подумайте сами, почему. В качестве подсказки задайте себе вопрос: вот вы прочитали эту статью, и что? Вы думаете, что поняли её смысл?

Несмотря на вышесказанное, всегда есть способ «проломить» замкнутый круг, образованных эффектом Даннинга – Крюгера. То есть с одной стороны дурак не может стать умным именно потому что дурак, но, с другой стороны, люди умнеют. Из любого замкнутого социологического круга есть выход, то есть можно научиться понимать то, что для своего понимания требует это же самое понимать изначально. «Замыкания» всегда имеют точку входа и выхода. Но как же их отыскать?

Оценка сложности работ

Оценка сложности работы — это процесс выстраивания в порядке сложности выполняемых видов работ с целью установления спра­ведливого вознаграждения работникам за их выполнение. Она каса­ется требований, предъявляемых к выполнению работы, и условий ее выполнения, но не имеет отношения к персональным качествам исполнителя, занимающего данную должность. Вследствие значи­тельного разнообразия работ и их различий по множеству аспектов проблема оценки относительной важности каждого вида работы представляет существенные трудности. Работа состоит из целой се­рии задач, обязанностей и ответственности, включая требуемые мастерство, знания, интеллектуальные способности, качество про­являемой инициативы, надежность, способность противостоять стрессам, а также способность планировать, контролировать других, координировать состояние среды, в которой осуществляется работа. В идеале работы должны быть ранжированы в соответствии с объективными критериями — известными и понятными всем, кто работает в организации. Первым шагом в оценке сложности работы является установление иерархии (ранжированного ряда) для всех видов работы (должностей), вторым — присвоение каждому рангу ценности в денежном выражении.

Наиболее распространены три метода оценки сложности работы.

§ Ранжирование представляет собой неаналитический метод, по­скольку работа оценивается в целом, на основании впечатления, которое она производит.

§ Классификация по сложности — полуаналитический метод, при котором производится беспристрастный, но не исчерпывающий анализ квалификационных требований.

§ Попунктный рейтинг — это аналитический метод, требующий очень детального исследования квалификационных требований.

Ранжирование. В рамках этого метода комитет оценивает каждую должность (вид работы) в целом, по значимости и ценности. Иногда для упрощения этой работы в качестве ориентиров используются два вида ра­боты, место которых в иерархии видов работ признано всеми.

Этот метод имеет следующие преимущества:

• быстро дает результат и не требует больших затрат админист­ративных усилий;

• очень доступен для понимания;

• особенно удобен для оценки сложности практически одно­родных видов работы, например, если вся работа в организа­ции имеет офисный (конторский) характер, или для органи­зации, система оплаты которой уже считается вполне удовле­творительной.

Данный метод оценки сложности имеет и ряд недостатков.

• несмотря на доступность понимания этого метода, результа­ты его применения трудно обосновать, поскольку они осно­вываются на впечатлениях, почти на интуитивной оценке.

• этот метод неприменим в крупных организациях или ма­леньких компаниях, где все работы сильно различаются по объему, сложности, содержанию.

• он не дает возможности определить расстояние между ранга­ми в общем ранжире, т.е. если работа А ранжирована как бо­лее значимая, чем работа В, то метод не позволяет опреде­лить, насколько работа А важнее работы В.

• этот тип оценки (который часто именуют интуитивно спра­ведливой оценкой) может спровоцировать обиженных работ­ников прибегнуть к иску в суд по конфликтам в промышлен­ности с обвинением компании в том, что им несправедливо занижают вознаграждение по сравнению, например, с пред­ставителями другого пола, выполняющими аналогичную ра­боту, на основании дополнений к Закону о равной оплате труда, пересмотренному в 1984 г. Метод парных сравнений позво­ляет оценивать сложность работ разного вида.

При этом очевидна субъективность ранжирования, хотя опыт­ные эксперты в этой области зачастую достигают удивительно точ­ной согласованности оценок.

Классификация по сложности.Этот метод обеспечивает рамки, в которые можно вписать все виды работ. При этом заранее решают, сколько градаций, или классов оплаты, следует установить, затем определяют, какие виды работы (должности) подпадают под каждую градацию. Например, к наибо­лее низкой градации относят работы, которые требуют незначи­тельных навыков (умений) и выполняются под жестким непосред­ственным контролем. С каждой последующей градацией необходи­мые для выполнения работы мастерство, знания, обязанности и ответственность возрастают. Затем члены комитета зачитывают ква­лификационные требования для каждой должности, сопоставляя их с требованиями каждой градации до тех пор, пока не будет опреде­лена подходящая градация. В конечном счете, каждый вид работы в компании находит «свою» градацию.

Преимуществами этого метода оценки сложности являются:

• относительная простота, не требующая больших затрат вре­мени и средств;

• решения комитета могут подтверждаться определениями каж­дой градации.

Этот метод имеет и свои недостатки.

В систему, как правило, трудно «втиснуть» комплексные ви­ды работы, они могут содержать признаки нескольких града­ций. Как и ранжирование, этот метод дает наилучшие резуль­таты, если речь идет об оценке сложности достаточно одно­родных видов работ.

• Из-за перечисленных выше трудностей первоначальные гра­дации могут разбиваться на подклассы, что делает этот метод более сложным для применения.

• Метод менее объективен, чем представляется на первый взгляд. В основном виды работ оцениваются до того, как ко­митет проводит изучение квалификационных требований, по­скольку сначала выносятся экспертные решения о принад­лежности определенных характеристик работ к определенным категориям. Например, недобросовестный работодатель в це­лях занижения вознаграждения своим работникам может по­стараться построить систему градаций таким образом, чтобы большинство должностей в его компании подпадало под низшие градации. Но такие манипуляции были бы невоз­можными, если бы содержание и характеристики градаций были бы составлены и опубликованы независимым источни­ком, например Институтом административного менеджмента.

Попунктный рейтинг.Это наиболее широко применимый метод оценки сложности рабо­ты. Сначала определяется ряд факторов, относительно которых в дальнейшем будут анализироваться виды работ. Самый простой на­бор факторов, пригодных для оценки физического труда, может включать:

Однако каждый из этих факторов может дополнительно подраз­деляться на три субфактора, таким образом, всего субфакторов две­надцать. Например, категория «мастерство» может быть подразде­лена на «образование», «опыт», «сноровка». Для видов интеллекту­ального труда к имеющемуся числу факторов могут добавляться, например, сложность должностных обязанностей, поддержание ра­бочих контактов с другими работниками, необходимость работы с информацией конфиденциального характера; иногда для конкрет­ной группы работ добавляется специальный набор факторов. Каждый фактор содержит целый набор пунктов; комитет анали­зирует квалификационные требования к каждому типу работы, что­бы решить, сколько пунктов можно присудить типу работы за каж­дый из факторов. Общее число пунктов, присвоенных типу работы, при сопоставлении с аналогичным показателем других типов рабо­ты дает относительное положение рассматриваемого типа работы в организационной иерархии

Взвешивание.Факторы, избранные для оценки сложности работы, могут быть неравнозначны. Мастерство может включать три субфактора — об­разование, опыт и сноровка, при этом опыт может рассматриваться как наиболее важный с точки зрения вклада в ценность данного типа работы. Под взвешиванием понимают процесс придания отдельным факторам большей важности, нежели другим. Взвешивание можно осуществить двумя способами.

§ Вводится специальный множитель, так что ценность, присуж­даемая фактору, с помощью определенного числа пунктов может быть удвоена, утроена и т.д. Каждый фактор характеризуется при помощи одинакового набора пунктов, например от 1 до 10, но цен­ность, присуждаемая, скажем, опыту, может быть умножена на 4, а обучению — всего на 2.

§ Факторы, которые рассматриваются как более важные, имеют больший набор пунктов.

Выбор факторов и определение их веса. Подбор факторов и определение их веса представляет собой скорее интуитивный, нежели объективный процесс. Компания, у которой отсутствует опыт проведения оценки сложности работы, вероятно, начала бы с использования схемы оценки, позаимствованной у дру­гой компании, или одной из тех, что описаны в учебниках и руко­водствах. Если результаты оценки сложности нескольких хорошо известных типов работы не соответствуют здравому смыслу или традициям, компания может изменить состав факторов или при­данный им вес по своему усмотрению вплоть до получения прием­лемого набора взаимосвязей.

Различные типы работ требуют различных факторов. Любой компании практически невозможно оценить сложность всех вы­полняемых ее персоналом работ с использованием одной единст­венной схемы оценки.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читайте также:  Лампы должны быть направлены вниз
Ссылка на основную публикацию