С точки зрения эстетики дубу нет равных

С точки зрения эстетики дубу нет равных

Так как название «эстетика» неудачно и носит поверхностный характер, возникли попытки создать другой термин. Предлагали, например, слово каллистика[1]. Однако это название также представляется неудовлетворительным, ибо наука, о которой идет речь, рассматривает не прекрасное вообще, а только прекрасное в искусстве. Поскольку слово само по себе нас не интересует, мы готовы сохранить название «эстетика», тем более что оно утвердилось в обычной речи. И все же единственное выражение, отвечающее содержанию нашей науки, это – «философия искусства» или, еще более определенно, – «философия художественного творчества».

I. Установление границ и защита эстетики

1. Прекрасное в природе и прекрасное в искусстве

Приняв указанное определение, мы тем самым сразу исключаем из нашего предмета прекрасное в природе. Такое ограничение может отчасти показаться произвольным – ведь принято считать, что каждая наука имеет право определять границы своей области по собственному усмотрению. Однако не в этом смысле следует понимать ограничение эстетики сферой художественно прекрасного. В обычной жизни люди привыкли говорить о красивом цвете, красивом небе, красивой реке, красивых розах, красивых животных и еще чаще – о красивых людях. Не углубляясь пока в споры о том, в какой мере допустимо приписывать подобным предметам качество прекрасного и ставить тем самым прекрасное в природе рядом с красотой искусства, мы уже сейчас можем отметить, что художественно прекрасное выше природы. Ибо красота искусства является красотой, рожденной и возрожденной на почве духа, и насколько дух и произведения его выше природы и ее явлений, настолько же прекрасное в искусстве выше естественной красоты.

Более того: формально говоря, какая-нибудь жалкая выдумка, пришедшая в голову человеку, выше любого создания природы, ибо во всякой фантазии присутствует все же нечто духовное, присутствует свобода. Конечно, по своему содержанию солнце, например, является абсолютно необходимым моментом, а вздорная выдумка как что-то случайное и преходящее быстро исчезает. Но такой образец природного существования, как солнце, взятый с точки зрения для-себя-бытия, есть нечто безразличное, не свободное внутри себя и лишенное самосознания. Когда же мы рассматриваем солнце в его необходимой связи с другими подобными существованиями, мы не берем его с точки зрения для-себя-бытия и тем самым не рассматриваем его как нечто прекрасное.

Высказав ту общую истину, что дух и связанное с ним художественно прекрасное выше красоты в природе, мы, разумеется, еще ничего или почти ничего не сказали, ибо «выше» – это совершенно неопределенное выражение. Оно предполагает, что прекрасное в природе и прекрасное в искусстве находятся как бы в одном и том же пространстве представления, так что между ними существует лишь количественное и, следовательно, внешнее различие. Однако высшее в смысле превосходства духа (и порожденной им красоты художественного произведения) над природой не есть чисто относительное понятие. Только дух представляет собой истинное как всеобъемлющее начало, и все прекрасное лишь постольку является истинно прекрасным, поскольку оно причастно высшему и рождено им. В этом смысле прекрасное в природе – только рефлекс красоты, принадлежащей духу. Здесь перед нами несовершенный, неполный тип красоты, и с точки зрения его субстанции он сам содержится в духе.

Прибавим к этому, что ограничение предмета эстетики прекрасным в искусстве будет вполне уместно, так как при всех разговорах о красоте природы (древние говорили об этом меньше нашего) до сих пор еще никому не пришла в голову мысль взяться за изучение предметов естественного мира под углом зрения их красоты и создать науку, дающую систематическое изложение этих красот. Руководствуясь точкой зрения полезности, создали, например, науку о предметах природы, помогающих нам в борьбе с болезнями, науку о materia medica – описание минералов, химических продуктов, растений и животных, полезных для лечения болезней. Но никто не объединил в одно целое и никогда не рассматривал различные царства природы с точки зрения красоты. Мы чувствуем, что наши представления о красоте природы слишком неопределенны, что в этой области мы лишены критерия, и потому объединение предметов природы с точки зрения красоты не имело бы особого смысла.

БЕРДСЛИ М. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ

/…/ Что же тогда есть эстетическая точка зрения? Я предлагаю следующее: принять эстетическую точку зрения по отношению к Х – значит быть заинтересованным в любой эстетической ценности, которой Х может обладать. /…/

Эстетическая ценность объекта есть та ценность, которой он обладает благодаря его способности доставлять эстетическое удовольствие… /…/

Полагаю, что удовольствие является эстетическим, когда оно получено в основном от внимания к формальному единству и/или региональным (regional) качествам сложного целого и когда его величина есть функция степени формального единства и/или интенсивности регионального качества. /…/

…величина эстетической ценности, которой располагает объект, является функцией степени эстетического удовольствия, которую он способен обеспечить в индивидуальном (particular) опыте (переживании). /…/

Вопрос, однако, в том, является ли определение «эстетической ценности» по способности слишком несовершенным для описания того, что действительно происходит в художественной критике. Я полагаю, что имеются три трудности, которые реально существуют или могут возникнуть в дальнейшем. Их можно назвать 1) проблемой нераспознанного шедевра, 2) проблемой ЛСД, и 3) проблемой Эдгара Берроуза. Или, давая более абстрактные наименования, это 1) проблема фальсификации, 2) проблема иллюзии и 3) проблема обесценивания. /…/

1) …Нет действительного парадокса в том, что многие предметы, на которые стоит посмотреть, могут навсегда остаться неувиденными. Но есть другой вид эстетической недоступности в высоко сложном и неясном произведении, где ни один критик не сможет найти субстанциальную ценность, хотя она и может, тем не менее, быть заключена в нем. Так, в коротком рассказе Бальзака «Неведомый шедевр» великий живописец годами работает в уединении, добиваясь совершенства своего величайшего произведения; но в своей самоотреченности и заблуждении он покрывает полотно красками посредством такого огромного количества ударов кисти, что произведение испорчено. Когда его коллеги-художники наконец видят картину, она приводит их в ужас. Но как они могут быть уверены, что картина не имеет эстетической ценности только потому, что они не нашли в ней ничего? Способность доставлять эстетическое удовольствие в высокой степени может, тем не менее, все же быть там, хотя люди и не оказались достаточно проницательными или чувствительными, чтобы получить таковое.

2) …Возьмем какой-то объект, неважно обыкновенный или безобразный – скажем, груду уличного мусора, ждущую прихода мусорщика. Конечно, мы захотим сказать, что ей недостает эстетической ценности. Но, предположим, что кому-то, чье сознание быстро прогрессирует под воздействием ЛСД или какого-то другого галлюциногенного наркотика, случилось посмотреть на эту груду, и она дает ему острое эстетическое удовольствие. Тогда мы можем утверждать, что эта груда мусора имеет способность к этому, и тогда она имеет высокую эстетическую ценность. Но тогда, похоже, каждый визуальный объект обладает высокой эстетической ценностью. /…/

Этот пример предполагает изменение определения, данного ранее: эстетическая ценность Х есть та ценность, которой Х обладает на основании способности доставлять эстетической удовольствие в опыте правильного чувственного восприятия.

3) В молодости я одно время был страстным читателем «Марсианских хроник» Эдгара Берроуза. Недавно, купив переиздание и просмотрев их снова, я обнаружил, что едва смог читать их. /…/

Проблема такова: если в понедельник мне очень нравится новелла, и, значит, известно, что она имеет способность доставлять удовольствие, тогда как я могу когда-нибудь отринуть это суждение и сказать, что новелле не достает этой способности? /…/

Очевидно, определение понятия «эстетическая ценность» должно быть снова изменено. /…/

Тогда это определение будет звучать так: эстетическая ценность Х есть та ценность, которой Х обладает на основании способности доставлять эстетическое удовольствие в опыте правильного и полного чувственного восприятия. /…/

Принять эстетическую точку зрения – значит просто отыскать источник ценности.

Эстетические взгляды и вкусы Руссо

Руссо не оставил специального труда, где были бы изложены его эстетические принципы, но их можно проследить почти во всех произведениях философа, как теоретических, так и художественных.

Нетрудно убедиться, что Руссо находится в резкой оппозиции к царившей тогда аристократической эстетике, обязательной для всех придворных и светских людей. Например: парки того времени своими прямыми аллеями и подстриженными деревьями должны были отличаться геометрической правильностью планировки. Это должно было внушать мысль: перед вами упорядоченный, строго продуманный мир, даже природа вынуждена здесь подчиниться рассудку.

А с точки зрения Руссо, подобная красота фальшива, (с. 28) ибо красоту надо прежде всего чувствовать, а в пресловутом «высшем свете» «так же мало понимают чувства, как ученые педанты Гомера». Иначе говоря, больше умствуют, чем чувствуют.

Молодой Руссо любит совсем другую природу. В одной на ранних своих поэм, отдельные строки которой вдесь приведены, воспевается «Сад в Шарметтах»:

Любезный сердцу сад, где все манит к покою,

Отрада лучших дней, дарованных судьбою,

Уединения, невинности приют,

Когда б я только мог навек остаться тут!

… Здесь ласково ручей лепечет на бегу.

Цветы, чаруя взор, пестреют на лугу…

… При первом свете ли родившегося дня

Спешу увидеть я, как солнце за холмами,

Вставая, золотит вершины их лучами,

Иль в жаркий день, его усердием гоним,

Прохлады я ищу под деревом густым.

… Иль ночь сверкающий покров свой расстилает

И взору моему светила открывает.

… Или, застигнутый грозою, я бегу.

И, встретив пастуха со стадом на лугу,

Его растерянность пред бурей успокою.

Под ветра свист, и гром, и блеск над головою —

Равно я участью довольствуюсь своей

И счастья не могу желать себе полней.

Перевод А. И. Исаевой.

В зрелом возрасте Руссо предпочитал садам и лугам дремучие чащи, леса, где не видно, куда ведут тропы. «Дикой» называет Руссо природу, если ее еще не касалась рука человеческая, и как раз такая природа, по его убеждению, стократ прекраснее возделанной художниками-садоводами. То же и в его отношении к искусству. (с. 29)

В то время как профессора академий признавали нарисованный пейзаж достойным одобрения лишь в том случае, если картина отличалась строгой композицией по раз навсегда установленным правилам, Руссо не сомневается, что «все настоящие образцы вкуса — в природе», и незачем ее «исправлять» — «чем больше мы удаляемся от учителя, тем безобразнее становятся наши картины».

Вот почему говорят, что в XVIII веке, когда в светских кругах надменно отвергалось все стихийное, естественное, Руссо открыл истинное «чувство природы» умение ощущать очарование ее живописных и световых эффектов, ее величие как необъятного целого и прелесть единичных ее явлений. В человеческом существе «природа» — это богатство вольной фантазии, свежесть первичных впечатлений, это и оригинальность ума, чужих мыслей не повторяющего. Человек из народа нескладен, но что в душе — то и на лице, всегда искренен; грубоват, зато самобытен. Изящной в своих манерах личности аристократа достаточно иметь благонравную внешность, за его маской вежливости редко таится сохранивший своеобразие характер.

«Культ природы»— стержень эстетики Руссо. Там, где все естественно,— красота; в цивилизованном мире — красивость; там все правдиво, здесь — лживо. Усилия мастеров кисти и резца, рифмоплетов и беллетристов наделить дурной общественный строй привлекательностью обречены на неудачу.

Конечно, для полного удовлетворения своих эстетических потребностей человек нуждается в искусстве, он смотрит картины, читает художественную литературу, посещает театр и концертные залы. Образования не получивший труженик развлекается бесхитростными песенками, танцами, коротенькими спектаклями. Народная самодеятельность восхищает Жан-Жака не менее, (с. 31) чем профессиональное искусство. Ценит он и «пасторальный жанр» с пастухами и пастушками, жанр, известный в литературе со времен Древней Греции. Только бы в этих образах не было фальши переодетых аристократов, «играющих в природу»!

Читайте также:  Спокойные пастельные оттенки

Эстетику Руссо, кроме «культа природы», отличает и «культ примитива», за которым нет никакой специальной выучки. Когда в своем первом трактате Руссо утверждал, что искусство якобы всегда чуждо морали, ссылаясь на статуи, украшающие парки, на картины галерей с фигурами бесстыдно обнаженных мифологических богов и богинь, то он выдвигал путь и нравственного оздоровления искусства: живописцам и скульпторам надо для этого изображать защитников отечества, людей, прославленных своими гражданскими добродетелями; литераторам же следует сочинять не вычурные, манерные стихи на «галантные» мотивы, а поэзию, наполненную возвышенными идеями, гражданственным содержанием.

В «Письме о зрелищах» Руссо осуждает театр как вредное для общества искусство. Почему же вредное? Да ведь персонажи драм — властелины, отталкивающие своим безразличием к морали; сюжеты искажают исторические события, к тому же еще с непременной слащавой приправой — любовной интригой. В этом же «Письме» Руссо одобряет Мольера за то, что он выводил на сцену — помимо дворян — мещан и слуг, правда упрекая его в том, что простые люди обычно у него либо глупцы, либо хитрецы.

Руссо подвергает критике стиль классицизма, преобладавший тогда во всех искусствах. На сцене действующим лицам не полагалось давать бурный выход своим порывам в ущерб индивидуальному своеобразию характеров и драматизму действия. Требование величия во что бы то ни стало осуществлялось посредством (с. 32) драматургических и театральных условностей (строгая логика сюжета, напыщенный язык, эффектные позы и т. д.). Малейшее нарушение этих условностей влекло за собой гнев придворных эстетов и академиков в париках.

Всему этому Руссо предпочитал драму бытовую, семейную, с персонажами среднего масштаба, лишенными крупных характеров. Ведь среди представителей третьего сословия много таких, что располагают к себе скромностью, добропорядочностью, искренностью в проявлении своих чувств! В одном из своих литературных произведений Руссо, касаясь официального театра своего века, с иронией замечает: можно подумать, что вся Франция населена одними маркизами и графами; а почему бы драматургу не заглянуть в контору купца, в мастерскую ремесленника? Удручает скука будничных дел? Но право же, дела таких людей трогают душу куда больше, чем всякие ложно-героические ужасы современных пьес.

Однако эстетику Руссо определяют как «сентиментализм», что допускает не только «чувствительность», но и пылкую страстность. К могучим страстям Руссо отнюдь не равнодушен. Лишь краем уха слыша о Шекспире, Руссо отлично знал великих французских трагиков XVII столетия — Корнеля и Расина, хотя они были классицистами, находя у них высокие достоинства, каких семейные драмы лишены. Но существу его эстетики они были чужды, ибо в них никогда не подвергался сомнению принцип монархической государственности. Зная, что, помимо страстей, возмущающих нравственное чувство, бывают и благородные страсти, гражданские, патриотические, Руссо призывает современных ему драматургов сочинять трагедии, проникнутые идеалом республиканским.

Во втором трактате Руссо, говоря о деспотизме «какого-нибудь султана», имел в виду французского короля, а порицая якобы «Берн и Гаагу»— города (с. 33) Швейцарии и Голландии — мол, в их театрах не ставятся республиканские пьесы, Руссо, конечно, имеет в виду театры Парижа.

Итак, круг эстетических интересов Руссо весьма широк: народная самодеятельность и артистически совершенные произведения; простенькие романсы и большие оперы; драмы и трагедии; стихи и художественная проза. Во всех родах и видах искусства Руссо желает одного: за какой бы сюжет ни брался художник, пусть не связывает крылья воображения рассудочными теориями и догматическими правилами, пусть образы его всеми чертами своими будут естественны, правдивы, тогда они будут волновать, доставлять наслаждение. Не только романтики были впоследствии благодарны Жан-Жаку за этот совет, но и писатели-реалисты.

Эстетика Кроче и понятие искусства

В «Кратком изложении эстетики» читаем: «На вопрос, что такое искусство, можно отшутиться, что это то, о чем все знают. В самом деле, без такого предзнания нельзя сделать и шага, ибо спрашиваемое обозначено в самом вопросе как что-то качественно определенное». Кроче убежден, что предпонимание истины (пусть не всегда ясное) так или иначе присутствует в человеке. Задача философии — придать ей критически отточенные формы. Дух равным образом присутствует как в философе, так и в простом смертном, разница лишь в том, что вопросы и ответы философа обладают большей интенсивностью. Вот некоторые примеры крочеанских ответов на вопросы о сущности искусства.

1. Искусство — «интуитивное познание». Кроче считает заблуждением распространенную идею о беспомощности интуиции, которой интеллект одалживает свои глаза. Интуитивное познание совершенно автономно, в чужих глазах не нуждается и к другим формам познания не сводимо. Вспомним крочеанскую диалектику различий, где интуиции отведена в познании самостоятельная роль. В искусстве любой элемент (философские сентенции, диалог в романе и т. п.) включен как часть в общую интуицию. Интуицию нельзя заместить перцепцией, опознающей факты или события. В искусстве реальное и ирреальное тесно переплетены. В интуиции мы не противОгюставляем себя внешней реальности, но объективируем свои впечатления. В искусстве познаваемое всегда характерно и индивидуально.

2. Второе основоположение крочеанской эстетики: «Всякая эстетическая интуиция экспрессивна». Без экспрессии нет интуиции. Нельзя верить тому, кто говорит: «Я это интуитивно чувствую, но не знаю, как выразить». Форма выражения неотделима от интуиции. «Интуиция активна настолько, насколько она выразительна, — говорит Кроче. — Если это звучит парадоксально, то лишь потому, что мы слишком узко толкуем понятие “экспрессия”. Но разве в невербальных формах экспрессии — линии, цвете, звуках, художественном, словесном, музыкальном образе — мало интуиции? Кажется, что все мы интуитивно воображаем страны, фигуры, сцены — почти как художники. Каждому дано экспериментировать с внутренним

От философии ХИвека — к философии XXвека

светом, пока не удается наконец сформулировать для себя собственные впечатления и чувства. Благодаря слову чувства выходят из сумеречной зоны души на яркий свет созерцающего духа. В этом познавательном процессе невозможно интуицию отделить от экспрессии. Одна появляется в то же мгновение, что и другая, и вот уже их не две, но одна. Если в момент выражения казавшиеся нам такими важными мысли становятся вязкими, убогими и ничтожными, то это означает, что и мысли были такими же убогими и вялыми, либо что их и вовсе не было». Неверно, что Мадонну Рафаэля может вообразить любой из нас, а выразить — лишь тот, у кого есть технический навык. Интуитивно вообразить Мадонну нельзя без того, чтобы одновременно не найти нужную экспрессивную форму, чтобы так или иначе не передать свое восхищение. Нет выраженного восхищения — нет интуиции».

Парадоксальный тезис «сколько интуиции — столько экспрессии» Кроче поясняет при помощи другого тезиса, согласно которому «художественная интуиция дана всем». Разница количественная, а не качественная, говорит он. В противном случае гений не был бы человеком, а люди никогда не поняли бы гения. Великие художники показывают нам нас самих. Но как это было бы возможно, не будь природного тождества нашей фантазии и фантазии художника? Человек рождается поэтом, но есть поэты великие и есть поэты маленькие. Гениальность, таким образом, не дар небес (и нет повода для создания художественного культа), она — сама человечность. Гений, вообразивший себя и внушающий другим, что он превыше всех, смешон, его ждет наказание забвением, идет ли речь о романтическом герое или о сверхчеловеке нашего времени.

3. То, что характеризует эстетическую интуицию, — это настроение как состояние души. Не идея, а чувство, единственно только и питающее интуицию, сообщает воздушную легкость художественному символу. Порыв, заключенный в образе, — вот что такое искусство. Чувство, кроме того, лирично. Сказать, что интуиция лирична, не значит добавить еще одно определение. Лиричность есть синоним интуиции.

4. В «Кратком изложении эстетики» соотношение интуиции и экспрессии Кроче сравнивает с кантианским априорным синтезом или, точнее, с «априорным эстетическим синтезом». Нечто становится искусством не благодаря содержанию или форме, но только тогда, когда есть их синтез. Художественны сама связь формы и содержания, их единство, а не мертвые абстракции. Конкретное и живое единство есть априорный синтез чувства и образа в интуиции. Чувство без образа слепо, образ без чувства пуст. Для артистического духа чувство и образ не существуют вне эстетического синтеза, однако чувство — аспект также практического духа, который любит

Кроче: понятие искусства

==339

и ненавидит, желает и отталкивает. Воображение без чувства — бездушная оболочка или сухой лист на ветру. Искусство — не суетное фантазирование (или смятение чувств), оно есть преодоление одного действия другим или, если угодно, замена одного порыва другим, возможно, также тщетным; наконец, оно немыслимо без жажды формы и созерцания. Вопрос терминологии — представить искусство в виде формы или содержания, ибо всегда речь идет о содержании, обретшем очертания, и об исполненной форме, об изображенном чувстве и чувственном изображении.

5. Не менее важные характеристики искусства — универсальность и космичность. Художественное чувство — не что-то частное, а «универсум, увиденный sub specie intuitionis» (с точки зрения интуиции). Вслед за Гумбольдтом Кроче признает, что художественное представление космично по характеру и наглядно в принципе. Что же это за чувство, не выделяемое из универсума? Возможно, часть и целое, индивидум и космос, конечное и бесконечное в самом деле далеки друг от друга? Любая изоляция, уверен Кроче, ведет к абстракциям, в то время как чистая интуиция художника в корне чужда абстракции, будучи в каком-то смысле наивной. С помощью интуиции трепетное дыхание одного становится пульсом жизни всего, универсум предстает в индивидуальной форме, а последняя — в облике универсума. В каждом поэтическом акценте, рождаемом фантазией, скрыты судьба, надежды, иллюзии, страдания, радости, величие и ничтожество человека, драма всей жизни, которая непрерывно перерастает самоё себя».

Для понимания сути искусства Кроче применяет серию негативных определений. Что же не есть искусство? «Искусство — не понятие и не теория (как предмет логики они образуют вторую ступень Духа). Не имея отношения к практической активности, экономическим и моральным целям, оно имеет цель в себе самом». Знакомая формула «искусство для искусства» в контексте крочеанской философии означает его самодостаточность и несводимость к рассудочной и другим узкопрактическим формам познания. Акцент на художественную экспрессию, в свою очередь, означает примат динамического над статическим, креативного над репродуктивным.

Напомним основные черты крочеанской эстетики.

1. Для Кроче не существует литературных жанров: искусство едино в своих проявлениях. Придуманные в угоду интеллекту классификации (лирика, эпос, драма, комедия) чужды искусству как таковому. Вторжение логического в область эстетического ведет к ошибке — интеллектуализации искусства.

2. Просто физической красоты, по Кроче, также нет, ибо прекрасное по определению исключительно духовно. То, что мы называем в природе «красивым», — только материал, который,

К оглавлению ==340

От философии XIX века — к философии XX века

возможно, обретет форму прекрасного, пройдя через горнило творческого вдохновения.

3. не следут смешивать экспрессию в искусстве с его внешними проявлениями. Художественные техники принадлежат к внешнему плану, артистическая экспрессия как таковая — всегда интуиция. Техническое в искусстве принадлежит к практической активности, связанной с общением.

4. В творчестве персональное исчезает: «Поэт — это его поэзия, и только». Данте и Шекспир — это их нетленные творения. Их языком говорит сам Дух.

5. Кроче отождествляет лингвистику и эстетику. В самом деле, язык сущностным образом экспрессивен. Значит, язык — эстетическое творение. Логическая форма языка, его грамматическая структура — следы вмешательства интеллекта в его органическую жизнь.

Атмосфера в доме

Я всегда замечала, что одни семьи счастливы, а другие живут будто по привычке.

У кого-то есть тепло и уют, а у кого-то всегда холодно. И это не связано с ценой на мебель, особенностями ремонта, чистотой в квартире.

Читайте также:  Двери или арки

У меня есть друзья, к которым всегда приятно забежать в гости. Если они приглашают на праздники, то собирается огромная толпа за одним столом, и всегда радостно, интересно и весело. В других же домах можно встретиться тем же коллективом, но все быстро разбегутся, так как вечер не будет фееричным. Так в чем же секрет? Кто и как создает атмосферу дома?

Дети — лучшие индикаторы

Если понаблюдать за обычной семьей со стороны, то многое становится понятно. Тепло дома зависит полностью от женщины, она создает особое пространство, она его наполняет и украшает своим присутствием. И это не вещи делают его теплым, манящим и расслабляющим, а настроение.

Если счастлива мама, то радуется вся семья. Если же женщина раздражена, то все домочадцы чувствуют неудовлетворенность. Вспомните себя, когда вы были маленькими: если мама приходила в плохом настроении, вам хотелось плакать, вы будто чувствовали, что что-то не так. Конечно, она старалась не показывать, что расстроена, что ей больно, но даже ее молчание давало понять, что что-то случилось.

Дети являются первыми индикаторами. Они остро ощущают настроение окружающих и ведут себя соответственно. Получается, что негатив мамы способствует капризам ребенка. Малыши начинают хныкать, жаловаться, чем могут усилить сложную ситуацию родительницы. Возникает все большее недовольство и раздражение. И в эту обстановку приходит мужчина.

Не каждый мужчина способен понять настроение женщины с первого взгляда. Иногда девушка обладает хорошими театральными способностями, а порой у супругов нет времени и желания обращать внимание на состояние ближнего. Обычно «как дела?» и короткий ответ могут составлять все общение в течении вечера. Это особенно характерно для тех пар, где плохое настроение женщины связано с поступками ее мужа. Невнимательность, отсутствие чуткости тоже могут усугубить обстоятельства.

И мужчина приходит домой, понимая, что что-то не так. И это почти невозможно выразить словами, это витает в воздухе. Просто в квартире или в доме ощущается напряжение. И в этом пространстве невозможно расслабиться, трудно отдохнуть от работы и повседневных дел. Да и делать ничего не хочется, что приводит к накоплению домашних обязанностей.

Дом — это место отдыха

В пространстве собственного дома человек проводит большую часть жизни. Он здесь завтракает, ужинает, спит и отдыхает в выходные. И все мечтают о теплом и уютном уголке, в котором отдых будет по-настоящему приятным и ярким. Чтобы такое место получить, нужно всего лишь научиться женщине балансировать свое состояние.

Если дама радуется, если в квартире звучит ее смех, легкое щебетание, то все вокруг расцветает. Счастливая мама делает радостными своих детей, а муж стремится как можно быстрее вернуться домой, где уже пахнет вкусным ужином, а впереди приятный семейный вечер. Чтобы все это воплотить, нужно соблюдать лишь несколько простых правил:

Не нужно нести проблемы внешнего мира в свою семью. Если на работе случились неприятности, и это вас расстроило, постарайтесь восстановить настроение по пути домой. Существует много мелких радостей, которые позволят улучшить эмоциональное состояние: вкусное мороженое, пешая прогулка, приятная покупка, интересный фильм в ближайшем кинотеатре. Иногда будет полезнее встретиться с подругой на нейтральной территории, пожаловаться ей на жизнь, высказать все наболевшее. Но домой стоит стараться прийти уже спокойной и доброжелательной.

Не нужно копить обиды на любимого мужчину. Страшнее всего те раздражители, которые идут из самой семьи, они очень быстро разрушают атмосферу дома. Не стоит срывать злость на супруге, нужно учиться ее выражать, проговаривать. Правильная критика позволит избежать плохого настроения. Но важно не обвинять его, а просто рассказать, как его поступки влияют на ваше настроение. Иногда можно устраивать небольшие ссоры, это снимает напряжение, а примирение делает общение более разнообразным, но тут важно не увлекаться.

Существуют сотни способов улучшить настроение. Каждая женщина знает, что ее радует, что помогает получить заряд бодрости и дарит улыбку. Составьте список вещей, которые дарят радость – важно найти не менее 50 пунктов. Но лучше чередовать большие вещи и маленькие: например, радовать могут покупка шубы и чашка любимого кофе, приятная ванна с пеной и поездка на море. Делать крупные покупки или путешествовать каждый день сложно, а вот приятные косметические процедуры или любимый напиток доступны всегда. И на реализацию этих мелочей нужно совсем не много времени. Этот список важно держать на видном месте и регулярно выполнять отдельные пункты. Вспоминайте о нем, когда настроение испорчено, и это будет инструкцией — как изменить обстановку в доме.

Научитесь выражать свои эмоции. Злость, претензии, обиды важно не прятать в себе: когда их становится слишком много, хорошее настроение пропадает. Если у вас есть эти чувства, выражайте их. Не нужно кричать на ближних, не стоит добиваться желаемого любой ценой, попробуйте писать письма. В любой неприятной ситуации, связанной с человеком, научитесь говорить важные слова на бумаге. Сначала выскажите все свои претензии, обвиняйте его, ругайте и пишите любые оскорбления. В порыве гнева могут возникнуть слезы, но это не страшно. Потом порвите это письмо и напишите второе, оно уже получится менее грозным, да и писать его будет легче. Если же обида не проходит, создайте третье письмо, в нем опишите, как вы смотрите на ситуацию, кто виноват и как из нее выйти. Только третье письмо можно отдавать адресату, но, возможно это уже будет и неуместно. Важно, что благодаря этой технике вы освобождаетесь от переживаний, перестаете прокручивать в голове ситуацию и возможные варианты ее развития.

Чтобы дом был уютным, важно просто следить за настроением. Чтобы звук гитары был идеальным, ее настраивают. Человек очень похож на музыкальный инструмент, и порой нам просто не хватает умения правильно натянуть или ослабить струны.

7 красивых вещей, которые сделают атмосферу дома теплее и уютнее

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Вещь 1: Сказочные часы «Тайга»

Вы можете жить в однокомнатной хрущевке, роскошных апартаментах площадью 100 кв.м. или загородном доме, но в вашем интерьере все равно будут присутствовать хотя бы одни настенные часы. Если у вас всегда висели скучные, возможно даже советские экземпляры, которые выполняли исключительно практичную функцию, то самое время заменить их на более стильные и современные часы. Выбранное вами самобытное изделие, сможет выгодно дополнить и подчеркнуть интерьер квартиры, став удачным декоративным элементом. Есть лишь один нюанс: при выборе часов обязательно следите за тем, чтобы они гармонично вписывались в дизайн квартиры. Например, сказочное изделие «Тайга» прекрасно подойдет для скандинавского интерьера.

Создателем этих и многих других часов является молодой парень Никита. В 2015 году он закончил школу и начал создавать вот такие оригинальные украшения. Чуть позже Никита открыл свою мастерскую, в которой сейчас делает деревянные предметы декора, среди которых часы, ночники и пр. Чем нас покорило именно изделие под названием «Тайга»? Оригинальный узор не только красиво смотрится, но и согревает, дарит уют. У еще они являются абсолютно бесшумными, поэтому смело можете повесить их в спальне – часы не помешают вашему крепкому сну.

Вещь 2: Подсвечник в скандинавском стиле

«Сердцем» дома всегда считался домашний очаг. На подсознательном уровне люди ассоциируют огонь с теплом, уютом и надежностью. Не зря существует фраза о том, что на него можно смотреть вечно. Горящее пламя создает атмосферу покоя и умиротворения, снимает усталость, заряжает особенной положительной энергетикой. Согласно результатам исследований ученый, вид огня располагает человека к расслаблению, раздумьям, помогает привести в порядок мысли и чувства.

Если в вашей квартире не нашлось места для камина, предлагаем неплохую альтернативу – зажечь свечи. А чтобы они устойчиво стояли на столе или тумбе, воспользуйтесь подсвечниками в виде оленей. Они напомнят о добрых северных сказках, предстоящих зимних праздниках и желанных подарках, которые обязательно принесет Дед Мороз.

Вещь 3: Марокканские пуфы Nomadic chic

Что еще может создать теплую атмосферу в доме, как не воспоминания из солнечных стран? Вот только мы предлагаем не ограничиваться ракушками, магнитиками на холодильник и фотографиями из отпуска. Гораздо более действенным будут пуфы, сшитые из марокканских ковров. У этих предметов интерьера особая магическая аура.

Дело в том, что берберские женщины издавна ткут ковры и тщательно оберегают секрет их создания. Даже сейчас существует традиция, согласно которой каждая девушка к своей свадьбе готовит ковер с особенным рисунком – ромбом. Эта геометрическая фигура в Марокко считается своеобразным зеркалом, главной задачей которого является отражение недобрых взглядов и плохих замыслов. Поэтому если вы дополните интерьер пуфами с таким рисунком, то не только привнесете в обстановку нотку экзотики, но и защитите себя от недоброжелательных людей.

Вещь 4: Кашемировый плед Begg&Co

Готовы поспорить, что плед частенько путешествует из комнаты в комнату на ваших плечах, согревая, даже когда за окном лютые морозы. Однако он может дарить тепло не только вам, но и целой комнате, достаточно лишь перекинуть его через спинку кресла или подлокотник диван. Такой прием позволяет визуально продемонстрировать, что в комнате живут, ею пользуются. Вне зависимости от того, какое изделие вы выберете – кашемировое, хлопковое, шерстяное, с рисунком или однотонное – все равно интерьер будет казаться более живим и домашним.

Но все же самым популярным сейчас является шотландский плед. И это неудивительно, ведь специализацией Шотландии издавна является производство шерсти, а потому их текстиль славится во всем мире. Лишним тому доказательством является компания Begg & Co, а также производимая ею продукция. Философия дизайна вдохновлена живописными природными ландшафтами Шотландии: бескрайнее небо, зеленые холмы, драматические пейзажи суровых гор – все это находит отображение в изделиях ткацкой фирмы.

Вещь 5: Подушки

Можем поспорить, что у большинства людей в квартире всего одна или две подушки, которые лежат на кровати, накрытые одеялом, и выполняют лишь одну функцию – переносят в объятия Морфея. И мало, кто догадывается использовать подушки по-другому, например, для декора. Положите одну на кресле, три-четыре на диване и комната сразу заиграет новыми красками, особенно если вы подберете изделия контрастного цвета.

Однако есть несколько нюансов, связанных не столько с красотой, сколько с удобством. Если друзья, гости, члены семьи, присаживаясь на кресло, будут убирать подушку, ни о каком комфорте не будет и речи. Постарайтесь подбирать пуховые изделия, так как они являются самыми мягкими. Если возникнут сомнения относительно размера – сделайте погрешность в большую сторону. Также учитывайте, что цвет подушки обязательно должен совпадать с несколькими вещами в комнате: шторами, постерами, ковром, скатертью на столе и пр.

Вещь 6: Посуда

Даже если вы нечасто готовите дома и еще реже принимаете гостей, это не повод отказываться от красивой посуды, которая (при правильном подходе) сможет стать настоящей изюминкой интерьера. Например, те же масла и соусы гораздо эстетичнее будут смотреться не в заводских упаковках, а в одинаковых стеклянных емкостях. Что касается тарелок, то они также имеют право голоса на кухне. Необязательно покупать их набором – разномастная посуда украсит стол не хуже, чем комплект идентичных тарелок. Нелишним будет и кувшин с красивыми бокалами – особенно полезным этот набор становится летом, когда изо дня в день готовятся прохладительные напитки: морс, лимонад, холодный чай и пр. Кстати, впоследствии кувшин можно будет использовать не по прямому назначению, а в качестве вазы.

Вещь 7: Сервировочные доски Pastore Design

Сервировка стала также имеет не менее важное значение для уюта. А знаете в чем ее магия? В замедлении. Приготовление изысканных блюд, подбор декора, цветов и посуды, украшение стола – все это погружает в глубинное женское состояние, которое отличается плавностью и неспешностью. Именно в таком настроении нужно быть, чтобы создать необходимую атмосферу в семье, передать через еду свою энергию и любовь. А если вы не знаете, с чего начать, обратите внимание на невероятно красивые и стильные сервировочные доски Pastore Design. Волшебный узор притягивает взгляд и создает ощущение, будто изделия сошли с объектов архитектуры древних городов.

Читайте также:  Удачное применение кобинации для зонирования спальни

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Создание домашнего уюта и комфорта в закладки 1

Во все времена женщина выступала хранительницей домашнего очага и уюта. Общепризнанным является тот факт, что большинство женщин обладают всеми качествами, позволяющими гармонично совмещать краски, отделочные и дополнительные материалы, освещение, расстановку мебели в доме.

Создание уюта в доме, квартире, отдельной комнате – это творческая и нелегкая задача. Ее выполнение требует, как богатого воображения, так и максимум терпения, а также умения воплотить собственные замыслы и идеи в реальность.

Как создать в квартире уют? Уютная атмосфера в любом доме является гарантией и признаком семейного благополучия, гармоничной домашней обстановки и счастья.

Как сделать дом уютным своими руками, фото

Исторические факты свидетельствуют о том, что даже в древности женщина стремилась создать уют в своем неприглядном жилище. И сегодня каждая хозяйка использует свои, сугубо женские хитрости и делает все для того, чтобы в доме был уют, комфорт, тепло и солнечно не только от солнечных лучей, но и от самой обстановки в родных стенах.

Самые стильные и роскошные интерьеры не всегда могут подчеркнуть должным образом комфортную и теплую обстановку в доме из-за отсутствия того или иного предмета.

Уют в квартире своими руками, фото

Перед началом работ по созданию уюта в доме необходимо выделить основные направления в его обустройстве. Помните, что даже самый роскошный и модный ремонт, дорогостоящие мебельные наборы и отделочные материалы не всегда способны подчеркнуть выразительность и индивидуальность помещения.

Иногда некоторые, на первый взгляд, мелочи, среди которых:

  • фото в красивых рамках;
  • вышитые картины;
  • безделушки и предметы декора, сделанные своими руками (пледы, коврики, прихватки для кухни и др.);
  • полотенца или подушечки, —

обеспечивают комнате некую изюминку и шарм, подчеркивая присутствие в ней «души» и жизни.

Как сделать свою комнату, квартиру уютной

Когда мы говорим об уюте, порядке и комфорте в доме или квартире, пусть даже маленькой, однокомнатной, то подразумеваем ощущение приятного отдыха и расслабления. В каждом доме под уютом подразумеваются индивидуальные особенности самого интерьера и характеристики, выраженные либо в творческом беспорядке, либо в чистоте и порядке.

Как сделать дом уютным и красивым, фото

Однако, несмотря на то что идентичность комфорта для каждого случая индивидуальна, он в общем понимании означает благоустроенность и уют. Каждое жилое помещение состоит из своих запахов, цветового оформления, стиля, наборов мебели и деталей интерьера.

Некоторые элементы, являющиеся дополнением в интерьере, могут подчеркнуть комфортную атмосферу и значительно преобразить жилище, превратив его в уютный дом. Любую квартиру можно легко и быстро сделать удобной, комфортной и теплой, чтобы каждый день, прожитый в ней, приносил радость и хорошее настроение.

Как сделать комнату уютной, фото

Есть много способов превратить свое жилье в уютное гнездышко, куда приятно приходить после трудового дня и наслаждаться неповторимой атмосферой теплоты и блаженства, и не всегда для этого нужны большие затраты:

  • немаловажное значение в создании комфорта имеет отделка стен и их цветовые оттенки;
  • дом необходимо держать в чистоте, ведь неопрятность любого жилища подчеркивает его неприглядный вид, который далек от комфорта;
  • добавив в комнате определенную вещь, которая вам очень нравится, вы сможете создать гармоничную уютную обстановку и ощущение неповторимого тепла. Таким дополнением может быть красивый модный ковер на полу или бархатный плед на диване.

Камин в доме – это, без всякого сомнения, атрибут комфорта, особенно ценный в холодные зимние дни, когда вся семья собирается за чашкой чая погреться у огня. Создадут уют не только настоящие, но и электрические камины.

Уютная квартира, фото

В комнатах большого размера бывает не так просто создать комфортную обстановку, но в таких случаях идеальным решением станет использование разделительных перегородок или ширм, которые зрительно делят комнату на небольшие зоны, каждая из которых должна выглядеть по своему, привлекательно и уютно.

Благодаря вышеуказанным вещам дом будет выглядеть роскошно, уютно и иметь обжитой вид. Ваша квартира станет любимым местом и истинным домашним очагом, где вы будете с радостью проводить все свое свободное от работы время.

Как сделать дом уютным, фото

При создании комфорта необходимо тонко и грамотно чувствовать грань между красотой и пошлостью, между безвкусицей и стилем. Поэтому не нужно использовать много зеркал в одной комнате, особенно в спальне. Зеркала — это специфические предметы, которые излучают не только положительную энергию, но также могут усиливать отрицательные эмоции в доме.

Уютные идеи в цветовых решениях

В уютном оформлении дома не последнюю роль играет выбор цветовых оттенков поверхностей стен, мебельных наборов и «одежды» для окон.

Как сделать однокомнатную квартиру уютной, фото

Для спальных и детских комнат рекомендуется выбирать спокойные цвета, позволяющие создавать расслабляющую теплую обстановку. Это касается и гостиных, где могут отдыхать все члены семьи и гости дома.

Уютная комната своими руками, фото

Выбираем мебель для домашнего уюта

Правильно подобранная мебель – это один из важных элементов в создании домашнего комфорта. Оптимальным вариантом будет мебель спокойных цветовых оттенков. Гармоничное единство стиля и дизайна помещения с установленной мебелью создает картину максимального комфорта и красоты.

Огромный ассортимент мебельных гарнитуров позволяет воплощать удивительные и неповторимые дизайнерские идеи в жизнь. Стилисты-профессионалы рекомендуют для оформления комфортного интерьера использовать только натуральные материалы:

  • дерево;
  • стекло;
  • металл, и другие.

Как сделать уют в доме своими руками, фото

Исходя из интерьерного назначения, следует выбирать и цвет, и форму мебели. Необходимо обращать внимание на мелочи и аксессуары, которые подчеркивают завершенное и лаконичное дизайнерское оформление оформляемой комнаты.

Текстильные изделия в благоустройстве дома

В создании комфортной обстановки в доме немаловажное значение имеет использование в нем текстиля, при помощи которого можно обеспечить жилому помещению определенное настроение без кардинальных перемен и длительных ремонтных работ.

Стильные и грамотно подобранные шторы или занавески являются отличным решением, чтобы обеспечить в комнате больший уют и придать ей жизнерадостную атмосферу. Симпатично смотрятся занавески с оборочками, воланами или складками, обеспечивая помещению некий шарм и комфортабельность.

Как создать уют в доме своими руками, фото

Ламбрекены – это один из элементов, позволяющих придать жилищу благоустроенный вид, а мягкая драпировка дополнительно подчеркнет в доме уютную обстановку.

Комфортную обстановку в жилом помещении можно создать при помощи мягких покрывал на диване и креслах. Бархатная или велюровая ткань, покрывающая мягкую мебель, придает комнате умиротворенности и настраивает на романтическую атмосферу.

Уютный дом своими руками, фото

Акцент следует сделать на спокойных пастельных оттенках, подчеркивающих расслабляющую и миролюбивую домашнюю атмосферу. Небольшие декоративные подушки сочных, ярких цветов, которые разбросаны на диване, будут настоящей изюминкой в уютном интерьере квартиры и благодаря своей мягкости придадут ей нотки комфорта.

Как сделать комнату уютной своими руками, фото

Значительно повысят рейтинг различных вещей, подчеркивающих уют в квартире, не только один напольный ковер, но и один-два дополнительно постеленных коврика у порога комнаты, которые способствуют разбавлению однообразного интерьера, выглядят привлекательно и достаточно мило, к тому же по ним приятно ходить босиком.

Одной из самых уютных идей для домашнего интерьера является обновление стульев и кресел текстильными чехлами. Правильно подобранные фактура и цвет способны подчеркнуть гармоничное единство этих предметов с общим дизайнерским оформлением помещения. Даже классический интерьер будет выглядеть живенько со стильными чехлами на мягкой мебели.

Как сделать квартиру уютной своими руками, фото

Аксессуары

Аксессуары – это важные дополняющие элементы интерьера дома, которые придают ему особую изюминку и шарм. Украсив комнаты высушенными или свежими цветами, небольшими подушками, статуэтками или картинами, можно обеспечить тепло и благополучие.

Предпочтение следует отдать:

  • плетеным корзинкам;
  • вязаным пледам;
  • вышитым салфеткам и скатертям;
  • фаянсовой посуде;
  • вазочкам, шкатулкам, декоративным свечам.

Такие декоративные элементы следует использовать грамотно и разумно, чтобы не создать обстановку безвкусицы и захламленности. Здесь необходимо знать чувство меры, и тогда жилье будет выглядеть эстетично и уютно.

Как маленькую квартиру сделать уютной, фото

Небольшие картины или фотографии в красивых рамочках значительно оживляют интерьер, подчеркивают комфорт и украшают комнату. Красиво смотрятся в жилом помещении всевозможные вазы с декоративными цветами, особенно теплых оттенков, подчеркивая тем самым благоустроенность дома.

Читайте о том, как даже чехлы для стульев на кухне, сделанные с любовью своими руками, преобразят невзрачный интерьер; их можно сшить или связать из остатков пряжи крючком или спицами.Узнайте, как оформить интерьер гостиной в стиле арт деко, тут.

Варианты и фото пробковых обоев для стен в интерьере смотрите по адресу: http://prostilno.ru/otdelka/probkovoe-pokrytie.html

Цветы в доме

Огромное значение в уютном обустройстве жилого помещения имеют цветы, как живые в вазонах и вазах, так и декоративные. Поставив цветы в необычную вазу, или создав креативный букетик, каждая хозяйка обеспечит своему жилищу теплую атмосферу.

Уют своими руками, фото

Интерьер любого помещения значительно преображается с цветами, которые устанавливают на подоконниках и на полу, на журнальных столиках и навесных полках. Спокойствие, радость, комфорт и необыкновенное настроение обеспечат в вашем доме комнатные растения.

Освещение

Светлые помещения позволяют зрительно увеличивать площадь комнаты и обеспечивать чувство простора и легкости. Поэтому выбор осветительных приборов играет не последнюю роль в уютном обустройстве квартиры или частного дома.

Торшеры, настольные лампы, настенные бра обеспечивают дополнительное освещение, элегантность и комфорт в комнате.

Уютная квартира своими руками, фото

Зеркала на стенах, помещенные напротив окна, отражают свет и создают определенный шарм и уют в помещении.

Мелочи, украшающие кухню

Новая кухня после ремонта выглядит свежо и чисто. Но чего-то иногда будто не хватает: возможно, сказывается теплоты и уюта. В дизайнерских журналах дешёвых решений не найти, но есть множество простых приёмов, которые почти не требуют затрат.

Для тех, кто любит и умеет рукодельничать, они подойдут больше всего. Если Вы умеете вышивать или вязать крючком, то сможете украсить свою кухню оригинальными, эксклюзивными вещами: вышитыми полотенцами, вязаными салфетками, сшитыми из остатков тканей прихватками с веселенькой расцветкой, домашними занавесками.

Эти вещи смотрятся на кухне очень органично и несут соответствующую энергетику уютного дома.

Не прячьте припасы. Можно заполнить банки разноцветными крупами, фасолью, макаронами. Если есть возможность, то пусть некоторые продукты останутся частью оформления интерьера кухни. К примеру, в одной из банок слоями уложите макароны разной формы или фасоль разного цвета.

Хорошо смотрятся на кухне букетики из сухоцвета. Поставьте их в вазочку из керамики или сделайте панно на стене. Так же можно поступить с шишками, которые найти в нашем климате — не проблема.
Тарелки и горшочки из керамики лучше поставить на полки или на кухонные шкафчики.

Попробуйте что-нибудь из предложенного, и ваша кухня сразу преобразится.

Мы рассказали, как сделать свой дом уютным, чистым и красивым своими руками, ведь комфортная атмосфера в жилище создается не только за счет дополнительных финансовых вложений, переоборудования комнат и установки различных предметов. Главными являются: позитивное настроение, забота о сохранении домашнего очага и любовь к своим родным.

Ссылка на основную публикацию