Пример использования противоположных оттенков

Контраст дополнительных цветов

Мы называем два цвета дополнительными, если их пигменты, будучи смешанными, дают нейтральный серо-черный цвет. В физике два хроматических света, которые при смешивании дают белый свет, также считаются дополнительными. Два дополнительных цвета образуют странную пару. Они противоположны друг другу, но нуждаются один в другом. Расположенные рядом, они максимально возбуждают друг друга и взаимоуничтожаются при смешивании, образуя серо-черный тон, как огонь и вода. Каждый цвет имеет лишь один-единственный цвет, который является по отношению к нему дополнительным. В цветовом круге на рисунке 3 дополнительные цвета расположены диаметрально один другому. Они образуют следующие пары дополнительных цветов:

  • желтый — фиолетовый
  • желто-оранжевый — сине-фиолетовый
  • оранжевый — синий
  • красно-оранжевый — сине-зеленый
  • красный — зеленый
  • красно-фиолетовый — желто-зеленый.

Если мы проанализируем эти пары дополнительных цветов, то найдем, что в них всегда присутствуют все три основных цвета:

  • желтый, красный и синий: желтый — фиолетовый = желтый, красный + синий;
  • синий — оранжевый = синий, желтый + красный;
  • красный — зеленый = красный, желтый + синий.

Подобно тому как смесь желтого, красного и синего дает серый, так и смесь двух дополнительных цветов также превращается в вариант серого цвета.

Можно вспомнить также опыт из раздела «Физика цвета», когда при исключении одного из цветов спектра все остальные цвета, будучи смешанными, давали его дополнительный цвет. Для каждого из цветов спектра сумма всех остальных образует его дополнительный цвет. Физиологически доказано, что как и явление остаточного изображения, так и симультанный контраст иллюстрируют удивительный и до сих пор необъяснимый факт появления в наших глазах при восприятии того или иного цвета одновременно и другого, уравновешивающего его дополнительного цвета, который в случае его реального отсутствия спонтанно генерируется в нашем сознании. Это явление весьма важно для всех практически работающих с цветом. В разделе «цветовая гармония» было установлено, что закон дополнительных цветов является основой композиционной гармонии, потому что при его соблюдении в глазах создается ощущение полного равновесия.

Дополнительные цвета, в их пропорционально правильном соотношении, придают произведению статически прочную основу воздействия. При этом каждый цвет остается неизменным в своей интенсивности. Впечатления, производимые дополнительными цветами, идентичны сущности собственно самого цвета. Эта статистическая сила воздействия дополнительных цветов играет особо важную роль для настенной живописи. Однако помимо этого каждая пара дополнительных цветов обладает и другими особенностями. Так, пара желтый — фиолетовый представляет собой не только контраст дополнительных цветов, но и сильный контраст светлого и темного. Красно-оранжевый — сине-зеленый это также не только пара дополнительных цветов, но одновременно и чрезвычайно сильный контраст холодного и теплого. Красный и дополнительный к нему зеленый равнозначны по своей светлоте. Чтобы яснее усвоить элементарную сущность контраста дополнительных цветов, приведем несколько следующих упражнений.

На рисунках 23-28 представлены три пары дополнительных цветов и их смеси, позволяющие получить серый тон. Цветовая градация полос, образованных при смешении каждой пары дополнительных цветов, определяется постепенным увеличением количества цвета, добавляемого к основному. При этом в центре каждого из этих рядов возникает тот нейтральный серый, который свидетельствует, что данная пара цветов является дополнительной. Если же этого серого не получается, то выбранные цвета не являются дополнительными. Рисунок 29 демонстрирует композицию из красного и зеленого и различных модуляций, возникающих при их смешении. Рисунок 30 составлен из квадратов, образованных смешением двух пар дополнительных цветов: оранжевого и синего и красно-оранжевого и сине-зеленого.

Во многих картинах, построенных на контрастах дополнительных цветов, эти цвета используются не только в их собственно контрастных качествах, но и составляют основу смесей, которые, наоборот, служат средством тонального выравнивания произведений.

Природа весьма часто демонстрирует нам подобное цветовое смешение. Его можно видеть на стеблях и листьях кустов красных роз пока еще не распустились бутоны. Красный цвет будущих роз смешивается здесь с зеленым цветом стеблей и листьев, вследствие чего возникают прекрасные красно-серые и зелено-серые оттенки.

С помощью двух дополнительных цветов можно получить особенно красивые серые цвета. Старые мастера добивались столь цветного серого, например, благодаря тому, что на основной цвет полосками накладывали противоположный ему или же покрывали первый цветовой слой тончайшим слоем дополнительного к нему цвета.

Пуантилисты добивались цветного серого другим способом. Они наносили чистые цвета мельчайшими точками рядом друг с другом, а появление собственно серого тона происходило уже в глазах зрителя.

Примерами использования контраста дополнительных цветов могут служить следующие картины: «Мадонна канцлера Ролена» Яна ван Эйка (1390-1441), Париж, Лувр; «Царь Соломон, встречающий царицу Савскую» в Ареццо и работа Поля Сезанна «Гора Сен-Виктор», Филадельфия, Музей искусства.

Эффективное использование цветового контраста

Мало кто задумывается о том, насколько сильно цвета и их сочетания влияют на нашу повседневную жизнь. Цвета привлекают наше внимание, влияют на наше настроение, вызывают определенные эмоции и даже могут изменить наш образ мыслей. Любой дизайнер знает поговорку о том, что картинка стоит тысячи слов. Это действительно так. Визуальные образы человеческий мозг усваивает намного лучше, чем текст, но для того, чтобы сообщение дошло для адресата, нужно знать, какие именно сочетания цветов наиболее сильно воздействуют на целевую аудиторию.

Порой бывает трудно определиться, с чего именно следует начинать подбор цветовой гаммы проекта. Что именно нужно донести с помощью цвета? Какие оттенки выбрать: яркие или приглушенные? Понадобится ли использовать контраст в своей работе? Единственно верного ответа на все эти вопросы не существует. В любом случае потребуется провести ряд экспериментов, тестируя различные цветовые схемы и комбинации – без этого невозможно найти оптимальное решение. Конечно, для того, чтобы собрать красивую палитру, нужно достаточно хорошо разбираться в теории цвета и понимать, как различные оттенки воздействуют на психику человека. Также нужно понимать, что контрастное сочетание цветов может усилить воздействие. И на этом моменте стоит остановиться подробнее.

Значение контраста

Как правило, при слове «контраст» многие вспоминают о противоположностях. Черное и белое, большое и маленькое – ход мыслей примерно таков. Однако все не так просто. Контраст является одним из основополагающих принципов дизайна и он обязательно должен присутствовать в любом проекте. Но зачем? Все просто: контраст позволяет лучше организовать процесс проектирования, с его помощью можно выстроить визуальную иерархию, показывая зрителям, какая часть дизайна является наиболее важной. К тому же использование контраста вызывает повышенный интерес со стороны аудитории и неважно, в каком виде дизайна он используется – это может быть логотип, плакат, сайт, цифровая иллюстрация или наружная реклама – правильное использование контраста может сделать успешным любой проект.

Согласно теории цвета, контрастные оттенки расположены на противоположных сторонах цветового круга. Желтый резко контрастирует с фиолетовым, а синий с оранжевым цветом. Если дизайнер хочет использовать сильный контраст, то после того, как он определится с основным цветом, ему нужно потратить некоторое время на то, чтобы подобрать подходящий комплиментарный оттенок. Но этого недостаточно. Подбирая контрастные цветовые сочетания, нужно не забывать о таких вещах, как яркость, насыщенность и цветовая температура.

Цветовые схемы

Говоря об оттенках, нужно прежде всего помнить о 12 основных цветах, которые мы видим на цветовом круге. Для каждого из этих оттенков можно быстро найти контрастную комплиментарную пару. Но иногда этого недостаточно, прежде всего потому, что автоматическое использование контраста может сделать дизайн скучным и непривлекательным. Значит, нужно использовать в дизайне другие сочетания цветов.

Например, сплит-комплиментарную схему. В данном случае основной цвет дополняют два оттенка, которые на цветовом колесе расположены рядом с комплиментарным цветом. Такая схема достаточно контрастна, но обладает менее драматическим эффектом.

Также в работе можно использовать триады – это три цвета, которые расположены на круге на равном расстоянии друг от друга. Это очень жизнеспособная схема, которая позволяет привнести в дизайн необходимое цветовое разнообразие.

Насыщенность

Под насыщенностью понимают интенсивность цвета по отношению к белому или черному оттенкам. Любой цвет, если подразумевать под этим чистоту и яркость, обладает 100% насыщенностью. И чем больше падает интенсивность, тем менее контрастным становится оттенок. О насыщенности нужно помнить всегда, особенно занимаясь проектированием ключевых элементов. Чем более ярким и насыщенным будет цвет, тем легче дизайнеру будет привлечь внимание зрителя к важным частям своего проекта.

Цветовая температура

Любой человек подсознательно разделяет все цвета на три группы. Это холодные, теплые и нейтральные оттенки. Например, красный, желтый и оранжевый однозначно воспринимаются как теплые цвета. Синий, фиолетовый и зеленый входят в «холодную» группу. Черный, белый и серый цвета являются нейтральными. При этом в число нейтральных цветов также могут входить оттенки бежевого или коричневого, но в этом случае все зависит от контекста. Контраста можно добиться, сочетая оттенки с разной цветовой температурой. Наиболее сильным воздействием обладают резкие сочетания теплых и холодных оттенков.

Контрастные цвета в дизайне логотипов

Немного скучную теоретическую часть лучше всего разбавить примерами. Очень многие бренды используют контрастные цвета для того, чтобы донести свой мессидж до целевой аудитории. Вот наиболее яркий пример: логотип напитка Mountain Dew.

В дизайне этого логотипа активно задействованы насыщенные оттенки красного и зеленого, причем зеленый цвет является основным. Зеленый, как и само название Mountain Dew вызывает ассоциации с природой, навевая мысли о свежести и чистоте. Но если бы дизайнер ограничился только оттенками зеленого, то логотип не смог бы донести свое основное сообщение до потребителя. Поэтому слово Dew сделано красным, в результате чего логотип хлестко бьет по глазам и прекрасно запоминается.

В логотипе платежной системы Visa также используется контрастное сочетание цветов. Но в данном случае все немного сложнее. Да, желто-оранжевый и синий являются контрастными цветами, так как они располагаются на противоположных сторонах цветового круга. Но значение имеет не только позиция – у каждого из этих цветов есть свое значение. Синий цвет традиционно ассоциируется с надежностью, доверием и лояльностью. Желтый, являясь оттенком теплой группы, означает доброжелательность и участие. Таким образом, логотип Visa сигнализирует целевой аудитории, что бренд ценит доверие, верность принципам и старается привнести радость в жизнь своих клиентов. Это как раз то, что люди ждут от компании, которой они доверяют распоряжаться своими деньгами.

В случае с веб-дизайном использование контрастных оттенков немного усложняется. Дизайнеру нужно прежде всего найти удачное цветовое сочетание между основным контентом и фоном. Это очень непростая задача, так как в дизайне нередко приходится использовать сложные контрастные схемы, состоящие из нескольких оттенков. Никаких ограничений по количеству цветов в дизайне цифровых проектов не существует, однако лучше не впадать в крайности и разумно использовать основные и дополнительные цвета. А для того, чтобы усилить драматический эффект, можно поэкспериментировать с насыщенностью и цветовой температурой.

Контрастные цвета в веб-дизайне позволяют не только усилить впечатления зрителя, но и правильно структурировать все основные сообщения, выделив главные элементы и приглушив второстепенные. Например, при создании главной страницы сайта mint.com дизайнер использовал одну из самых мощных контрастных цветовых комбинаций. Белый текст, ярко-оранжевые кнопки с призывом к действию и броский зеленый логотип резко контрастируют с темным фоном. Намеренное усиление контраста привело к тому, что все самые важные части дизайна мгновенно считываются пользователем. Что интересно, дизайнер не забыл и о цветовой температуре: фон он специально сделал подчеркнуто холодным, текст нейтральным, а для кнопки CTA, которая является самым главным элементом, подобрал наиболее яркий и «горячий» оттенок оранжевого.

В дизайне печатной продукции принципы использования контрастных цветов работают точно так же, как и в других видах визуального проектирования. Если дизайнеру нужно создать листовку, брошюру или журнал, то ему нужно помнить не только об иерархии элементов, но и о контрасте. Так проще всего сделать дизайн более заметным и связать все ключевые элементы воедино, при этом выделив самое главное. Контраст может привнести в дизайн необходимые для печатного документа ясность и организацию.

Читайте также:  Пример мельницы с размерами

Например, в дизайне брошюры Hilton Hanoi Opera контрастные цвета использовались не только для того, чтобы сделать фотографии более привлекательными, но еще и для того, чтобы усилить воздействие текстового контента.

Еще один яркий пример эффективного использования цветового контраста – это реклама плеера Apple iPod. Перед дизайнером стояла задача привлечь внимание зрителя к инновационному проигрывателю и эта задача была решена максимально простым и эффектным способом. В рекламе использовались яркие контрастные цвета, при этом два основных оттенка относятся к нейтральной группе. Контрастируя с очень насыщенным фоном, эти цвета позволяют усилить драматический эффект.

Контраст в наружной рекламе

Вывески, баннеры и прочая наружная реклама также нуждается в правильном цветовом оформлении. При этом дизайнеру нужно думать не только о цветовой схеме вывески, но и о пространстве, в которой ей предстоит находиться. Следовательно, в этом случае обязательно использовать контраст, иначе наружная реклама просто сольется с фоном и не будет привлекать внимание. Вот несколько хороших примеров.

Вывод

Как уже говорилось в самом начале, не существует секретной формулы по подбору контрастных цветовых сочетаний. Подбирая оттенки, дизайнер должен руководствоваться здравым смыслом и принимать условия, в которых будет работать его дизайн. Поэтому необходимо экспериментировать, подыскивая наиболее удачные сочетания цветов. Очень часто к успеху приводит правильное использование контраста. И дело не только в привлечении внимания зрителя – контраст позволяет более внятно донести сообщение до зрителя и повлиять на его восприятие контента.

Цвета в интерьере: основы, которые должен знать каждый

Заставка «Санта-Барбары», причёска депутата Петренко, навязчивая реклама — так уж устроена наша память, что зачастую мы знаем и запоминаем то, чего знать и запоминать не следовало бы, в то время как ценная информация, усвоенная нами раннее, быстро остаётся за бортом памяти. Кто из нас не слышал о теории цвета и цветовом круге? Наверняка большинство. Правда рассказать, как это работает, смогут немногие. А между тем, основы теории цвета — та вещь, которая в багаже знаний никогда не будет лишней. По крайней мере до тех пор, пока большинство из нас оформляет интерьер, следуя интуиции и душевному порыву, а нанять профессионала для выбора цвета стен считается не самой рациональной тратой. Разбираемся, как правильно выбирать, использовать и сочетать цвета, чтобы по окончании ремонта мысль «срочно всё переделать» не стала навязчивой.

1. Цветовой круг

Цветовой круг (или шкала для подбора цвета) — это то, о чём вы наверняка слышали. Он даёт представление о том, какие цвета гармонично сочетаются между собой, а какие друг к другу совершенно не подходят. Использование цветового круга избавляет от необходимости мучительно гадать и долго экспериментировать с различными цветами. Большинство таких кругов-палитр содержат базовые цвета, однако, если постараться, в интернете можно найти и множество расширенных версий с огромным количеством оттенков.

Разумеется, запоминать цвета на круге наизусть или выписывать их названия нет никакой необходимости – существует масса способов сохранить их в цифровом варианте. Наиболее популярными можно назвать вебсайт Paletton , на котором можно создать свои цветовые схемы, и ColorSchemer , который предлагает те же возможности, но в приложении для iPhone.

2. Базовые цвета

Любой цветовой круг содержит не менее 12 базовых цветов. Как же так получается, что в радуге всего 7 цветов, а базовых в цветовом круге — 12? А так:

К основным цветам относятся красный, синий и жёлтый. Они не могут получиться путём смешивания других цветов.

Ко вторичным цветам относятся оранжевый, фиолетовый и зелёный. Они могут получиться путём смешивания основных цветов.

К третичным цветам относятся шесть оттенков, которые могут быть получены путём смешивания основных и вторичных цветов.

Если вы никак не определитесь с цветовой гаммой интерьера, сузьте выбор до этих 12 цветов, а затем выберите из них тот, который нравится вам больше прочих. Теперь можно внимательно рассмотреть палитру оттенков именно этого цвета.

Photo: Design Milk

3. Изменение основного цвета с помощью нейтральных

Как только вы определились с цветом, можно приступать к созданию оттенков той же группы. Для этого нужно всего лишь смешать его с нейтральным цветом, чтобы он стал светлее или темнее. В терминологии дизайнеров есть несколько понятий для таких смешанных вариантов:

  • оттенок (tint) — это изменение цвета при добавлении в него белого;
  • тень (shade) — это изменение цвета при добавлении в него чёрного;
  • тональность (tone) — это лёгкое затемнение цвета при добавлении в него серого.

Многие художники рекомендуют экспериментировать с цветом, смешивая краски до тех пор, пока нейтральный цвет не изменит основной достаточно сильно. Конечно, если у вас нет времени или желания заниматься смешиванием красок, есть и простой вариант — достаточно пойти в магазин товаров для дизайна интерьера и попросить показать вам цветовые палитры. Но надо понимать, что уникальный цвет создать можете только вы.

Photo: Design Milk

4. Температура цвета

Скорее всего, вы знаете, что цвета бывают «холодными» и «тёплыми», и эти «температурные» характеристики тоже отражены на цветовом круге.

Красный, оранжевый и жёлтый – тёплые цвета. Они более яркие и, как правило, придают помещению ощущение тепла и уюта. Синий, фиолетовый и большинство оттенков зелёного – холодные цвета. Их хорошо использовать для создания атмосферы спокойствия в комнате, подходящей для отдыха и релаксации.

Выбирая температуру цвета для комнаты, вы, кроме её назначения, должны в первую очередь исходить из размеров помещения. Если маленькая комната будет окрашена в тёплые цвета, в ней, скорее всего, будет не слишком некомфортно. И, наоборот, большая комната, окрашенная в холодные цвета, будет казаться слишком неуютной и неприветливой.

Photo: Design Milk

5. Схема дополнительных цветов

Когда дело доходит до выбора цветовой схемы пространства, проще всего руководствоваться принципом дополнительных цветов. Для создания такой схемы берутся два цвета, которые на цветовом круге находятся ровно друг напротив друга. Обычно один цвет рассматривается как доминирующий, а второй – как акцентный. Примером таких комбинаций могут быть красный и зелёный, синий и оранжевый, жёлтый и фиолетовый или соответствующие их оттенки.

Доминирующий красный и дополнительный зелёный цвета

Помните, что подобные цветовые сочетания очень контрастны, поэтому их нужно использовать с осторожностью и небольшими дозами — там, где нужно привлечь внимание к определенному элементу интерьера. И если вы используете два противоположных цвета, вам обязательно нужно разбавить их нейтральными. Так вам удастся создать базовый фон, на котором глаза смогут отдохнуть от ярких элементов.

Пример использования красного цвета как основного и зелёного — как дополнительного. Photo: decor8 holly

6. Смежные цвета

Если вам нравится идея использования дополняющих друг друга противоположных цветов, но вы боитесь, что интерьер получится слишком ярким, попробуйте более безопасный способ — используйте смежные цвета. Для начала выберите основной цвет, а затем, вместо того, чтобы выбирать цвет напротив, возьмите два смежных с ним цвета на той же противоположной стороне. Во-первых, они придадут пространству необходимое ощущение баланса. Во-вторых, визуально цвета будут выглядеть ярко, но при этом их можно использовать в большем количестве и не слишком увлекаться нейтральными цветами.

Смежных цвета: жёлтый на одной стороне цветового круга и фиолетовый с голубым — на противоположной

Смежные цвета смотрятся ещё более эффектно, если основной цвет вы используете в качестве доминирующего в пространстве. Однако пусть он будет не слишком насыщенным – в более приглушенном варианте такие цвета гораздо приятнее. А вот акценты уже могут быть яркими.

Пример использования смежных цветов — жёлтого, голубого и сиреневого. Photo: decor8 holly

7. Аналогичные цвета

В ход могут пойти и аналогичные цвета — под «аналогичными» здесь подразумеваются три цвета, идущих подряд на цветовом круге. Обычно используют их таким образом: берут два основных цвета и третий, который получают путём смешивания первых двух. Например, вы можете выбрать красный, оранжевый и жёлтый (оранжевый = красный + жёлтый) или красный, фиолетовый и синий (фиолетовый = красный + синий). Ну, или любой из их отенков.

Три аналогичных цвета — синий, фиолетовый и красный

Ключ к успеху в применении такой схемы на практике – это строгое соблюдение пропорций: 60-30-10. Таким образом, у вас будет один доминирующий цвет, второй его поддерживающий и третий – акцентный.

Пример использования аналогичных цветов — красного, синего и фиолетового. Photo: Jurgen Leckie

Интересно, что вы можете создать подобную схему, используя даже нейтральные цвета (обычно её называют монохромной). Скажем, выберите чёрный, белый и серый вместо более ярких цветов.

8. Троичные цветовые схемы

Для получения такой схемы (ещё её называют триадой) берутся три цвета с равным расстоянием между ними на цветовом круге. Когда цвета из троичной схемы используются в качестве основных, цветоорганизация зачастую получается, скажем так, очень яркой и насыщенной, иногда даже слишком. Поэтому её используют в основном при оформлении детских и игровых комнат. Так что если вы всё-таки обращаетесь к триадам, продумайте заранее, как будут выглядеть соседние комнаты.

Троичная схема — фиолетовый, горчичный и зелёный цвета

Ни в коем случае не оформляйте две смежные комнаты в троичных схемах, используя эти цвета как основные! По соседству с яркой непременно должна быть комната, оформленная в нейтральных тонах — это правило, которое лучше не нарушать, вам ещё здесь жить. А вот пользоваться сочетаемостью цветов из триад в качестве акцентных очень даже удобно.

Пример использования цветов из триады (фиолетовый, горчичный, зелёный) в качестве акцентных. Photo: Jurgen Leckie

9. Четверичные цветовые схемы

Дальше — сложнее. Мы подходим к моменту, когда понадобилось сбалансированно и гармонично сочетать в пространстве сразу четыре цвета. Четверичную схему (tetradic scheme) иногда называют «прямоугольной», так как именно эта фигура получается, если соединить точки расположения выбранных цветов на круге.

Четверичная цветовая схема: зелёный, фиолетовый, жёлтый, красный

В этой схеме важную роль играет температура цвета. В идеале нужно выбрать два тёплых и два холодных, чтобы пространство получилось гармоничным. Но это, разумеется, не всё, также важно правильное их сочетание. Лучше не оформлять пространство всеми цветами сразу, а включить их в различные принты и узоры. Иначе комната может выглядеть перенасыщенно. Однако и слишком много принтов могут привести к тому, что от них начнёт рябить в глазах. Поэтому помните – всё хорошо в меру.

Пример использования четверичной цветовой схемы на нейтральном фоне: зелёный цвет в качестве доминирующего и жёлтый, фиолетовый и красный — в качестве дополнительных. Photo: Charly W. Karl

10. Квадратные цветовые схемы

Квадратные схемы похожи на прямоугольные, так как в них тоже четыре цвета. Разница лишь в том, что это самый что ни на есть правильный квадрат, то есть все стороны у него равны, а между точками на цветовом круге — одинаковые расстояния.

Квадратная схема, состоящая из зелёного, синего, песочного и розового цветов

Неважно, какие цвета вы выберете, эта схема будет состоять из одного основного, одного второстепенного и двух третичных цветов. Вы можете варьировать интенсивность общего внешнего вида интерьера, делая какие-то два цвета более приглушенными, а два других – более яркими.

Читайте также:  Спальня для принцесс

Пример квадратной цветовой схемы в принте ковра: синий, зелёный, песочный и розовый цвета

И снова, также как в троичной схеме, нужно обратить внимание на баланс тёплых и холодных цветов. Но вместо того, чтобы привлекать одинаковое внимание ко всем цветам, выберите один основной, а остальные три используйте в качестве акцентов. Или, как и в предыдущей схеме, соедините их все в рамках одного принта.

Юлия Любезнова

Тоже про то же

Дизайнер — о важных интерьерных приёмах превращения маленького в большое.

Будьте осторожны: некоторые цвета влияют на настроение больше, чем другие

Эксперты — о переменах, способных изменить наши квартиры.

Цвет для чайников. Обширное руководство для начинающих

Здравствуйте, хватит проходить мимо, сохранять пост и говорить, что Вы его обязательно прочтете “потом”. Прочтите его именно сейчас, уделите всего несколько минут!

Несколько дней назад в Дизайн-Кабаке появилась очень интересная статья от Андрея Гука о теории цвета. Он собрал в одном материале всю имеющуюся информацию по данной теме, в итоге получилась очень занимательная статья, которая обязательная для изучения начинающим. Вы поймете как устроен цвет, как мы его воспринимаем и как с ним работать.

Эта статья основана на книге “Искусство цвета” Иоханнеса Иттена и еще бесчисленном количестве различных статей о теории цвета. Тут я попытался сделать “обезжиренную” версию этих знаний, для более легкого понимания материала. Статья подойдет не только дизайнерам, но и всем людям, которые хотят научится понимать и работать с цветом. В статье вы узнаете о физических свойствах цвета, почему мы воспринимаем его таким, что он может значить и как составлять гармоничные схемы.

1. Немного теории, для понимания основ.

Исаак Ньютон один из первых кто смог разложить белый солнечный свет на цветовой спектр — позднее это назвали “Дисперсией света”.

Опыт заключался в следующем: он пропускал солнечный свет через призму. В ней луч света расслаивался на цвета и выводился на экран.

Обложка альбома группы Pink Floyd “Dark Side of the Moon», отображающая дисперсию света.

Цвета которые выводились называются спектральными или проще — чистые цвета. Это красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий и фиолетовый.

Интересный факт, оказывается, количество цветов в радуге, зависит от страны проживания. Жители Китая считают, что в радуге пять цветов. Для жителей США типичным ответом будет шесть цветов, в то время как жители России насчитывают их семь (+голубой). На самом деле в радуге собран весь спектр, но мы можем увидеть только некоторые из них.

Если все эти цвета пропустить обратно через собирательную призму, то мы опять получим белый цвет.

Если мы соберем красный + оранжевый + желтый в один цвет, и зеленый + синий + фиолетовый в другой, а потом смешаем два получившихся цвета то получим белый.

(красный + оранжевый + желтый) + (зеленый + синий + фиолетовый) = белый

Даже если мы смешаем только отдельные противоположные цвета красный + зеленый, оранжевый + синий, желтый + фиолетовый то в результате получим белый.

Два цвета, объединение которых даёт нам белый цвет, называютсядополнительными цветами.

Пример: Если мы удалим из спектра один цвет, к примеру красный и с помощью линзы соберем оставшееся цвета: оранжевый + жёлтый + зеленый + синий + фиолетовый, то результатом у нас будет зеленыйцвет. Потому что зеленый является дополнительным цветом по отношению к удалённому нами красному. Почему именно такие соотношения “зеленый — красный” расписано ниже.

Если перед лучом света поставить фильтр который пропускает только синий цвет, а за ним фильтр пропускающий только красный цвет, то оба фильтра вместе не пропустят свет и дадут чёрный цвет или темноту. Потому что синий фильтр пропускает только синий цвет, а красный фильтр в свою очередь поглощает все, кроме красного (который уже был поглощен синим фильтром).

Поглощаемые в физическом эксперименте цвета называются такжевычитаемыми.

Тон / Hue — это то, что мы имеем в виду, говоря «цвет». Синий, красный, зеленый, оранжевый, фиолетовый и тд.

Насыщенность / Saturation — параметр цвета, характеризующий степень чистоты цветового тона.

Яркость / Brightness — обозначает степень отличия цвета от белого или черного.

Что такое RGB, CMYK, HEX и чем они отличаются

RGB (Red, Green, Blue) — аддитивная (сложение) цветовая модель. Основные цвета которой красный, зеленый и синий. Это значит, что при сложении всех цветов у нас получится белый. Такая модель используется во всех электронных устройствах. Записывается в виде: rgb(0,0,0), каждый из цветов может варьироваться от 0 до 255 включительно, где (0,0,0) — черный цвет, (255,255,255) — белый. Дополнительно может добавляться четвертый параметр — аlpha канал, который означает насколько прозрачен цвет. Alpha канал может принимать значения от 0 до 1, к примеру rgba(31,104,2, 0.8).

HEX — это RGB в шестнадцатеричной системе. Выглядит таким образом #102945, первые две цифры отвечают за красный цвет, вторые за зеленый и третьи за синий. Каждый символ может принимать значения: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,a,b,c,d,e,f. Где #000000 — черный цвет, а #ffffff — белый.

CMYK (Cyan, Magenta, Yellow, Key color) — субтрактивная (вычитание) схема формирования цвета. Состоит из голубого, пурпурного, жёлтого и ключевого — черного цвета. Эта модель используется в полиграфии при цветной печати. Бумага, как и все материалы, отражает свет, поэтому считают, какое количество света отразилось от поверхности. Несмотря на то, что чёрный цвет можно получать смешением в равной пропорции пурпурного, голубого и жёлтого красителей, по ряду причин (чистота цвета, переувлажнение бумаги, стоимость и др.) такой подход неудовлетворителен, поэтому используют отдельно черный цвет.

Почему мы видим цвета такими?

Световые волны сами по себе не имеют цвета. Цвет возникает лишь при восприятии этих волн человеческим глазом и мозгом.

Цвет предметов возникает, главным образом, в процессе поглощения волн. Желтый сыр выглядит желтым потому, что он поглощает все остальные цвета светового луча и отражает только желтый. Когда мы говорим: «этот сыр желтый», то мы на самом деле имеем в виду, что молекулярный состав поверхности сыра таков, что он поглощает все световые лучи, кроме желтого. Сыр сам по себе не имеет никакого цвета, цвет создаётся при его освещении.

Если красная бумага (поверхность, поглощающая все лучи кроме красного) освещается зелёным светом, то бумага покажется нам чёрной, потому что зелёный цвет не содержит лучей, отвечающих красному цвету, которые могли быть отражены нашей бумагой.

2. Как мы воспринимаем цвета. Психология цвета

Сам цвет не выражает нечего. Его содержание определяется контекстом. Значение цвета может быть определено только с помощью его отношения к другому цвету. Если изобразить светлую фигуру на белом фоне, и эту же фигуру на черном, то на белом фоне она кажется темнее, производя впечатление лёгкого нежного тепла. На чёрном же становится чрезвычайно светлым и приобретает холодный, агрессивный характер.

Согласно данным одного из исследований, персональные предпочтения, опыт, воспитание, культурные различия и контекст зачастую искажают эффект, который оказывают на нас отдельные цвета.

Пользователи не понимают нашего цветокодирования. Желтый значит «веселый» для вас, но для для других это может значить «не здоровый» или «блевотный». Каждый человек воспринимает цвета очень субъективно и зависит это только от его контекста. Он любит одни цвета, и ненавидит другие. И это в значительной степени непредсказуемо. Вы не сможете угадать.

Цвет не является вербальным или рациональным. Он контекстен и эмоционален. Цвет — сильный инструмент, но сам по себе он не имеет смысла.

Отличная статья про желтый цвет в кино, если вам хочется больше узнать на реальных примерах, о том как именно контекст влияет на значение цвета.

3. Цветовая гармония

Когда люди говорят о цветовой гармонии они полагаются исключительно на субъективные чувства, в то время как понятие цветовой гармонии является объективной закономерностью. Гармония — это равновесие, симметрия сил. Наши глаза требуют и поражают комплиментарные цвета (противоположные, дополнительные) создавая этим равновесие. Нейтральным цветом считается серый, наш глаз не создает с ним не какого дополнительного цвета.

Для того что бы создавать гармоничные сочетания, были разработаны различные системы порядка цветов. Это цветовой круг и треугольники для цветов (изображение ниже). Противоположные цвета в этом круге являются дополнительными.

Цветовой круг по Иоханнесу Иттену (1961)

Для цветовой композиции важно количественное отношение цветов. Можно сделать общее заключение, что все пары дополнительных цветов, все сочетания цветов в двенадцатичастном цветовом круге, которые связаны друг с другом через равносторонние или равнобедренные треугольники, квадраты и прямоугольники, являются гармоничными. Эти фигуры можно вращать в пределах круга, все сочетания будут гармоничными.

4. Цветовой контраст

Существует семь типов цветовых контрастов:

1. Контраст по тону.

2. Контраст светлого и тёмного.

3. Контраст холодных(синий, фиолетовый) и тёплых(оранжевый, красный, желтый) цветов.

(Зеленый цвет может относится и к теплым и к холодным цветам, в зависимости от того,

какого цвета в нем больше, желтого или синего).

4. Контраст дополнительных цветов (противоположные в круге Иттена).

5. Симультанный контраст — это создание иллюзии дополнительного цвета на соседнем

6. Контраст цветового насыщения (один цвет: яркий, а второй блеклый).

7. Контраст количества цвета по соотношению к другому цвету.

5. Как составить свою палитру цветов

Ниже описан лайфхак по выбору цвета от Лауры Элизабет. Всю статью можно прочитать тут.

Выбор основного цвета

В нашем распоряжении имеется 10 миллионов цветов, но нам необходимо выбрать всего один. Этот цвет будет основным для нашего бренда.

Необходимо обосновывать выбор цвета. Несколько советов, как выбрать основной цвет:

Используйте то, что у вас есть. Если у клиента уже есть логотип с установленным цветом, то обычно это и будет начальный цвет.

Ликвидируйте цвета ваших конкурентов. Если у одного из ваших сильных конкурентов есть свой фирменный цвет бренда, то не нужно его копировать. Найдите цвета конкурентов, и удалите их из собственных цветовых схем.

Подумайте о вашей целевой аудитории. Цвета для сайтов похоронного бюро и детского сада, скорее всего, должны очень отличаться. Подумайте, кто будет использовать сайт, и как вы хотите, чтобы они его воспринимали.

Но не становитесь заложником стереотипов. Если вы разрабатываете сайт для молодых девушек, вы не должны использовать розовый. Избегайте клише, чтобы завоевать доверие.

Играйте в «слова». Если вы топчитесь на месте, запишите все слова, которые вы связываете с бизнесом клиента. Подбирайте ассоциации, пока не дойдете до самых простых вещей, которые можно ассоциировать с цветом.

Вам нужно выбрать чистый цвет, такие как красный, синий, зеленый, голубой, розовый и тд.

Далее перейдите на сайт Dribbble или Designspiration и нажмите на “Colors”, перед вами появится палитра цветов.

Выберете более подходящий оттенок вашему проекту. Для свежего и энергичного бренда, вам понадобятся более светлые оттенки. Для корпоративных серьёзных сайтов следует выбрать менее яркие оттенки.

Выберите оттенок, и посмотрите все высветившиеся сайты, чтобы увидеть, как наш цвет использовали другие дизайнеры. После этого вы должны выбрать оттенок с помощью пипетки на понравившейся работе. Так у нас уже будет выбран основной цвет!

Большинство палитр имеет гораздо больше цветов, чем вам вообще когда-нибудь потребуется, особенно учитывая, что нам нужно добавить, в среднем, три нейтральных цвета к каждой схеме. Если вы попытаетесь добавить пять или больше нейтральных цветов, то получится бардак. Всё что вам нужно это два цвета:

1. Основной цвет (его мы уже выбрали)

2. Цветовой акцент (мы вернёмся к этому чуть позже)

3. Белый (нейтральный)

4. Темно-серый (нейтральный)

5. Светло-серый (нейтральный, необязательно)

Как найти цветовой акцент

Читайте также:  Сделать его максимально удобным, функциональным, при этом еще и красивым

Перейдите на сайт Paletton, введите свой цвет в специальное поле (внизу слева). И выберете одну из цветовых схем. Если вам совершенно не нравится, что получается, можете нажать на кнопку “randomize” и выбрать другие похожие оттенки.

Как найти серые оттенки

Для большинства веб-проектов, я считаю нужным использовать всего два оттенка серого: светло серый и тёмно серый. И вам придётся использовать их много. Тёмный оттенок обычно используется для текста, а светлый, чтобы создавать границы со всем белым (обычно для фона).

Чтобы получить гармоничный серый цвет по методу Эрики, нам нужно выбрать два стандартных серых цвета. Затем выполните следующие действия:

1. Создайте две формы и залейте их #424242 и #fafafa .

2. Создайте слой-заливку поверх этих двух фигур.

3. Измените её цвет на основной цвет.

4. Установите режим смешивания на “Overlay”, а непрозрачность установите

в промежутке от 5 до 40% .

5. Откройте палитру и скопируйте получившиеся значения.

Цветовая схема готова!

Как применять цветовую схему

Для начала создайте дизайн с помощью серых блоков. Только потом начните его разрисовывать.

Основной цвет используется как на больших фигурах, так и на иконках.

Акцент, выгодно выделяется на фоне основного цвета. Он используется в очень малых областях — кнопках и иконках. Чем меньше вы используете этот цвет, тем больше он будет выделяться.

Тёмно серый цвет мы используем для текста, логотипов и очертания значков. (Не забудьте проработать цвета для иконок — это очень влияет на общую картину).

Белый и светло серый цвета используются как фон.

Теперь, когда вы знакомы с основами, начните составлять собственные палитры и схемы, экспериментируйте и практикуйтесь и тогда, у вас все точно получится!

Цветовой круг — правила подбора цветовых сочетаний

Цветовой круг – это набор цветов, расположенных по окружности в соответствии со спектром. Родственные цвета помещаются рядом друг с другом, дополнительные цвета – напротив.

Цветовой круг можно использовать для выбора цветов в окрашиваемых помещениях. С его помощью можно получить необходимое сочетание цветов.

Дополнительные цвета (вторичные)
При смешивании двух основных цветов в одинаковых пропорциях получают цвета, называемые дополнительными (вторичными):

  1. Красный, смешанный с желтым, дает оранжевый.
  2. Синий, смешанный с желтым, дает зеленый.
  3. Красный, смешанный с синим, дает фиолетовый.

Третичные цвета
При смешивании равных частей сопредельных основных и дополнительных цветов получают следующие цвета:

  1. Желтый с зеленым = желто-зеленый.
  2. Зеленый с синим = сине-зеленый.
  3. Синий с фиолетовым = сине-фиолетовый.

Можно бесконечно расширять данный спектр цветов, пока он не превратится в непрерывный спектр или цветовую радугу.

Оценка цветов
Каждый цвет имеет определенные качественные характеристики. Это тон, оттенок, степень «осветленности», яркость цвета.

Расцветка – значение этого слова совпадает со значением слова цвет.

Осветленность – показывает насколько цвет светлый или темный.

Яркость – показывает насколько цвет яркий или грязный. Нельзя путать яркость с осветленностью.

Тон – каждый цвет может различаться по степени осветленности. Если добавить красный цвет в белый, то получится розовый тон. Этот тон с высокой степенью осветленности. Красный цвет сам по себе имеет более низкую степень осветленности. Чем темнее цвет, тем ниже его степень осветленности. Тон получают, добавляя колер в белый цвет. Оттенок получают, добавляя колер в цветную или черную базу.

Дополнительные цвета
Два цвета, расположенные в цветовом круге друг напротив друга, называются дополнительными друг другу. При смешивании двух дополнительных цветов в одинаковых пропорциях получается черно-серый цвет. Если небольшое количество цвета добавить к его дополнительному цвету, то цвет станет темнее.

Дополнительные (или противоположные) пары следующие:

  1. Красный — зеленый;
  2. Синий — оранжевый;
  3. Желтый — фиолетовый.

Заметьте, что каждая пара состоит из одного основного и одного дополнительного цвета.

Термины, относящиеся к дизайнерскому цветовому оформлению «Прямое дополнение» – это контраст каких-либо двух цветов, которые противоположны друг другу на цветовом круге. Желтый и фиолетовый, красный и зеленый, синий и оранжевый.

Комната может быть украшена двумя дополнительными цветами одновременно с целью достижения драматического эффекта.

«Дробленое дополнение» – это дополнительный цвет и сопредельный цвет противоположного дополнительного цвета.

«Триада» – три цвета, равноудаленные друг от друга на цветовом круге.

«Двойное дополнение» – использование в оформлении двух пар цветов, причем каждая пара состоит из прямых дополнений, создающих ощущение гармонии цвета.

«Взаимное дополнение» – удачное сочетание аналогичных или сопредельных цветов.

«Монохромный» – сочетание тонов и оттенков одного и того же цвета.

Важность понимания дополнительных цветов очевидна. Если дилер не следует формуле цвета в точности, то это грозит проблемой несовпадения цветов.

Некоторые правила, которым следует придерживаться при смешивании цветов

  1. При смешивании цветов «на глаз» всегда используйте цвета прямого дополнения, чтобы нейтрализовать цвет (приблизить к серому).
  2. Так как нет цветов, которые были бы абсолютно белые, то формула должна быть строго выдержана. По многим техническим причинам база может содержать намек на цвет, например синий. Сочетание колорантов в выбранном цвете тщательно выверено, чтобы нейтрализовать намек на присутствие цвета в базе в ходе перемешивания.

Основная концепция в использовании цветов

Внутренние поверхности

Красный, оранжевый и желтый (и их оттенки) считаются теплыми цветами. При использовании очень светлых оттенков этих цветов создается эффект уменьшения размеров комнаты.

Фиолетовый, синий и зеленый относят к холодным цветам и делают комнату больше, чем она есть на самом деле. Тем не менее, если использовать очень яркие и светлые оттенки этих цветов, то можно зрительно уменьшить комнату.

Следующие правила помогут вам выбрать цвет

  1. Маленькие площади. Рекомендуется красить стены, молдинги и обналичку в светлые, холодные цвета, которые помогают комнате выглядеть больше.
  2. Большие объемы. Темные, теплые цвета делают комнату меньше и уютней.
  3. Длинные, узкие комнаты. Рекомендуется красить противоположные маленькие стены более темным цветом, что создает эффект близости двух стен, улучшая визуальное восприятие размеров комнаты.
  4. Квадратные комнаты. Для акцентирования внимания покрасить другим цветом одну стену напротив входа.
  5. Поток цвета. Эффект потока цвета используется при покраске соединяющихся комнат, с целью создания эффекта пространства. К примеру, когда обеденная комната соединяется с гостиной, то обе комнаты могут быть покрашены одинаковым цветом. Если к тому же использовать одинаковое половое покрытие, то создается эффект протяженности (пространства).
  6. Покраска труб и радиаторов. Трубы, радиаторы парового отопления, пожарные выходы рекомендуется окрашивать тем же цветом, которым покрашена прилегающая стена.
  7. Традиционное представление цвета в комнате. Традиционно, полы – самая темная часть комнаты, стены обычно светлее, потолки — самые светлые, хотя не обязательно, чтобы потолки были белыми.
  8. Баланс и пропорции. Стенная деревянная обшивка и подлокотники кресел позволяют использовать множество расцветок верхней и нижней части стены.
  9. Стеновые панели. С помощью окраски стеновых панелей можно преобразить комнату, сделать ее светлее, ярче, привлекательнее.

Наружные поверхности

Несколько факторов необходимо принять к рассмотрению при выборе цветов для покраски наружных поверхностей.

  1. Крыша. Цвет крыши должен гармонировать с цветом стен и отделки остальной части дома.
  2. Характерные элементы. Следует уделить внимание цвету фронтона, мансардных/слуховых окон и других строительных материалов снаружи. Например, цвет каменной/кирпичной кладки должен быть базовым при выборе цвета остальных наружных поверхностей.
  3. Двери — это хорошее место для использования ярких, акцентирующих цветов, например, красного.

Влияние искусственного освещения на проявление цвета
Следует выбирать цвет при том освещении, которое планируется в комнате или здании. Дело в том, что одни и те же цвета могут выглядеть по-разному при разном освещении (это явление называется «метамерия»). Следовательно цвета, которые сочетаются при дневном освещении, могут совершенно не сочетаться в лучах холодного люминесцентного света.

На примере следующей ситуации можно объяснить явление метамерии. Покупатель приходит в магазин с куском материи, тщательно выбирает цвет на палетах, совпадающий с цветом материи, ему готовят краску, которую он приносит домой. Затем красит комнату, делает дорогостоящую изготовленную на заказ драпировку. Тут выясняется, что цвет краски отличается от цвета материи, несмотря на то, что при сравнении в магазине в искусственном освещении, цвета совпадали. Фактически же и краска и материя выглядят по-разному при разном освещении.

Значение цвета для торговли
Раньше для торговли цвет не имел значения. В наше время практически каждый осознает важность цветового оформления. Изготовители краски тратят сотни тысяч долларов на то, чтобы у архитекторов, дизайнеров по интерьеру, подрядчиков и технического персонала были каталоги, по которым можно подобрать цвет.

Пример использования противоположных оттенков

Войти

СОЧЕТАНИЯ ЦВЕТОВ или ЦВЕТОВЫЕ КОМБИНАЦИИ

Курс о ТЕОРИИ ЦВЕТА завершен, но я еще хочу к нему вернуться, что бы облегчить работу с Вашими новыми индивидуальными палитрами.

Как формировать сочетания цветов в ансамбле?
Началась весна, солнце и очень хочется ЦВЕТА!
Как не испортить ваш наряд, а подчеркнуть его гармонию при помощи цвета?
Вам поможет все тот же цветовой круг Итена:

Рассмотрим 10 типов цветовых сочетаний:

1. Ахроматический
2. Основные
3. Составные
4. Сложные
5. Контрастные
6. Дополнительные
7. Монохраматические
8. Родственные
9. Нейтральные
10. Родственно-контрастные

Ахроматические

Эти цвета вы в спектральном круге не найдете, эти цвета получаются путем смешивания хроматических/цветных тонов.
В природе не встречается чистых ахроматических цветов, всегда черный/серый цвет будет иметь какой-то цветной подтон.
При уменьшении яркости цветного оттенка цвет будет стремиться стать черным, так же и при увеличении яркости цвет будет стремиться стать белым цветом.

Основные

Как мы помним основные цвета цветового круга по Иттену: желтый, синий и красный.


При смешивании с их помощью можно создавать массу оттенков.

Составные

Составные цвета – это цвета полученные от смешивании основных: оранжевый (красный и желтый), зеленый (желтый и синий) и фиолетовый (красный и синий).

Сложные

Далее смешиваем уже составные цвета с основными в равной пропорции и получаем еще 6 сложных цветов.
На цветовом круге сложные оттенки находятся между составными цветами.

Если менять пропорция смешивания цветов осветлять/затемнять цвета, мы получим массу новых оттенков и объемную картинку цветового шара.
Три сложных цвета, пример:


Так же можно смешивать не только три основные цвета и на базе их составлять сложные и составные, но всегда ЧИСТЫЕ хроматические цвета, но так же можно добавлять в чистые цветные оттенки ахроматические цвета (черный/белый цвет) и получать цвета приглушенные или темные оттенки, пример:

Рассмотрим расположение цветов на ПОЛНОМ цветовом круге более детально:

Контрастные

Два цвета находящиеся на цветовом круге через ТРИ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ цвета называются контрастные. Их 6 пар, по количеству цветов в основном круге.
Это НЕ дополнительные цвета, а именно контрастные, пример:

Что бы сделать свой образ более кричащим, театральный даже цирковым можно использовать эти сочетания. Но будьте осторожны, не переусердствуйте, помните, что эти сочетания очень акцентирующее внимание!
При добавлении ахроматических цветов в контрастные сочетания, их яркость можно приручить и приспособить к будничной жизни.

Дополнительные

Цвета противоположные друг другу на цветовом круге называются дополнительными/комплиментарными. Смешивание двух дополнительных цветов дает нам чистый белый цвет!

Идеально чистые дополнительные цвета часто не украшают друг друга. Смягченные/разбеленные дополнительн ые цвета воспринимаются живее, пример:






Родственные

Любые три цвета, которые идут один за другим на цветовом круге называются родственными или гармоничными. Вариантов всего 12 троек, пример:

Нейтральные

Два цвета рядом расположенные на цветовом круге в пределах двух полос цветов, смешанные с ахроматическим цветом (белый/черным) или при добавлении родственных оттенков дадут нам нейтральные цвета, пример:


Родственно-контрастные

Цвета и их оттенки, расположенными на цветовом круге слева и справа от дополнительного цвета называются родственно-контрастные, пример:

авт. Копылова И.В.
(любое копирование текста без разрешения автора ЗАПРЕЩЕНО)

Ссылка на основную публикацию