Особенное внимание стоит уделить их размещению

Стоит ли уделять внимание Мелочам?

И «да», и «нет». Ответить однозначно невозможно, просто потому, что в сам вопрос недостаточно корректен. Почему не корректен? Да просто потому, что он не учитывает те изменения, которым подвержен любой проект, любая задача.

В этой статье я выскажу свое мнение и свой подход мелочам. Расскажу о том, бывает ли вообще на свете что-то, что можно назвать «Мелочью»…

Итак, по порядку.

В чем суть проблемы. Вся закавыка в том, что существует несколько мнений:
1. Мелочи – решают все!
2. Важен лишь главный принцип – мелочи, второстепенны.

На первый взгляд складывается впечатление, что эти два высказывания противоречат друг другу. Но это только на первый взгляд. Все дело в том, что то, что было лишь мелочью на начальном этапе, превращается в решающую составляющую на более поздних этапах.

За примерами ходить далеко не надо.

Если вы новичок в любом деле, то вам нужно освоить базисы, так сказать «обтесать тюльку топором». Здесь «топор» – самый уместный инструмент, да и результаты дает мощные и быстро. С перочинным ножичком или надфилем замучаешься «тесать бревно».

Однако, если все же из бревна желательно сваять что-то, что можно было бы назвать Произведением Искусства, то одним «топором» не обойдешься – нужны более тонкие инструменты.

Так разного рода мелочи, простительны начинающему музыканту. Никто не будет к нему придираться по этому поводу, дабы не отбить охоту к занятиям. Однако те же мелочи, на более поздних этапах его развития как музыканта, превращаются уже в основной объект, на который направлены его усилия – это называется оттачивание мастерства.

И это все вполне понятно. В чем же проблема. А в том, что нам, как людям неидеальным, свойственно тяготеть к чему-то одному. Одни – любят скрупулезно работать над мелочами с самого начала. Другие – предпочитают заниматься «рубкой с плеча» и работой, требующей не столько скрупулезности, сколько массовости усилий и энергии.

Вот тут и зарождается проблема, которая приводит к провалу как первых, так и вторых.

«Скрупулисты» настолько затягивают все процессы своей дотошностью, что и у самих уже пропадает терпение ждать результаты. Такие люди могут пару месяцев посвятить разработке своей визитки, потом еще пару месяцев будут придумывать лозунг фирмы и т.д. Собственное дело скорее всего так и не начнут, ведь нужно еще столько мелочей продумать.

Ваш браузер не поддерживает встроенные фреймы!

Те, что привыкли «галопом по Европам» многое и быстро начинают, доводят до определенного уровня, когда результаты уже вот-вот появятся… только доведи до ума идейку, отполируй. Но нет, это не в их характере. Раз идея не работает в грязном виде, то не сработает и «приукрашенная».

Лично я отношусь ко второй группе людей, и не скрою, иногда это оборачивается для меня весьма печально. Но все же сознательная сторона берет верх, и с некоторой неохотой принимаешься за «мелочи».

Как же разобраться с мелочами?

Формула успеха в данном случае – это спираль!

Разрешаем основные «куски» задачи – полируем «решения» – занимаемся «кусками» – полируем «решения»….и т.д. и т.п. – занимаемся «кусками» – полируем «решения»

Как использовать формулу?

Вы либо можете найти партнера с противоположным характером, которые, если и не будет заниматься мелочами, то, по крайней мере, напомнит вам своевременно о необходимости уделить им – мелочам, внимание.

Либо вы сами должны сознательно иногда останавливаться. Случился стопор в проекте – рост прекратился? Значит пара менять масштаб инструментов – переключаться с «крупностей» на «мелочи» или наоборот.

Личный пример:
Хочу высказать огромный пример Дмитрию Пославскому, который напомнил мне о том, что мелочи играют значение. Он посоветовал мне добавить к RSS рассылке, форму подписки для желающих получать новости на e-mail.

Множество людей предпочитают именно такой способ получения новостей. Как видите, после воплощения его совета в жизнь, кол-во подписчиков опять начало расти и весьма быстро.

Мне урок! Дмитрию – СПАСИБО!

Итак, реализуя Гигантские планы, не забывайте о мелочах!

Copyright © 2010 Балезин Дмитрий

Ваш браузер не поддерживает встроенные фреймы!

Излишнее внимание к мелочам

Уже не первый раз сталкиваюсь с ситуацией, когда люди не видят серьезных проблем в каком-то деле, но внимательнейшим образом присматриваются к какой-то совершенно несерьезной мелочи. Да, я согласен, что очень часто мелочи могут повлиять на ваше общее представление и склонить чашу весов на ту или иную сторону. Но, если не работает что-то основное, то до мелочей дело может и не дойти. Увы, этого многие не понимают. Вот грубый пример: стали бы вы рассматривать, какого цвета кожа в новом автомобиле, если у него нет двух колес, треснутое лобовое стекло и ржавый двигатель?

Каким бы не казался смешным этот случай, я часто сталкиваюсь с таким подходом. Последний пример был буквально недавно, когда на аудит попал сайт с огромным количеством довольно серьезных ошибок. Ну например, говорить о приверженности и лояльности пользователей к серьезному проекту, если там на главной орфографические ошибки — бессмысленно. Или удивляться, почему не платят деньги, если нет зарегистрированного и подтвержденного стандартного сертификата. И т.д.
Другой пример, с которым сталкивался на бизнес-семинарах: люди увлекаются механизмами оптимизации налогов, выбирают в какой цвет покрасить колонки в сложных CRM-системах при полностью отсутствующей модели бизнеса или непродуманной системе привлечения клиентов. И это сплошь и рядом, не надо думать, что это что-то неординарное.

Еще одна ситуация, это уход от серьезных проблем. Например, вы видите, что у вас на горизонте маячит серьезная проблема. И вы, вместо того, чтоб всерьез заняться ее решением, начинаете придумывать себе другие, менее неприятные задачи: например, составлять какие-то отчеты, или решать старые задачи, которые уже год висят под вопросом (и еще спокойно год могут так же висеть). Конечно, чаще касается не организации в целом, а конкретного человека, но стоит помнить, что люди всегда видят, как ведут себя коллеги и особенно руководитель. Поэтому, если кто-то в коллективе начинает уходить от проблемы – он тем самым создает прецедент, которому постепенно начинают следовать все остальные.
Только не подумайте, будто я рекомендую забить на мелочи и вообще не обращать на них внимание. Именно они и создают общую картину и вобщем-то в кухне запоминаются именно хромированные ручки! Но это при условии, что все остальное находиться пусть и не в идеальном состоянии, то хотя бы выше среднего. Т.е. кухня должна соответствовать ожиданиям: плита работать, мойка не протекать а лампочки гореть. Если же вы увидите, что столешница прибиты гвоздями (причем, не до конца), а дверцы перекошены, боюсь никакие ручки не помогут (разве что совсем смешная цена).
Таким образом встает логический вопрос – где же проходит та грань, когда стоит остановиться заниматься основными характеристиками и начать уделять внимание мелочам? Быть может, нужно все усилия направлять на что-то одно основное, а мелочами вообще не заниматься? Мне понравилось, как на этот вопрос ответил Джим Коллинз в своей книге «Великие по собственному выбору». Там есть глава, где проводился анализ. И доказывается, что великие (лучшие в отрасли) компании не всегда были самыми инновационными. Аналогично, не нужно быть самым-самым лучшим в чем-то одном, пусть и основном. Например, когда вы покупаете билет на самолет, узнаете ли вы, является ли эта модель самолета самой скоростной из всех возможных? Или летает ли он на максимальной высоте? Другими словами, вас не так сильно будет беспокоить, займет ли перелет два часа тридцать минут, или два часа сорок пять минут. Вас больше будет волновать, в какое время, в какой аэропорт, насколько удобные кресла и т.д. С другой стороны, если это же расстояние конкурирующая компания предложит вам преодолеть за восемь часов, пусть там будут супер-удобные кресла, мало шансов, что вы отдадите им предпочтения, верно?
И это всегда должно быть у вас в голове – есть какой-то минимальный уровень приемлемости. Если какая-то из базовых характеристик ниже ее, то заниматься никакими другими делами вообще бессмысленно. Например, если на вашем сайте ошибка в скриптах, и не работает кнопка купить, или корзина выдает ошибку – бессмысленно думать о способе сортировки товара в каталоге. Если ваш сервер может справиться с нагрузкой в 100 человек, нечего планировать инвестиции от будущих поступлений от 300 покупок в сутки. Есть какие-то элементарные, базовые вещи, на которые стоит обращать внимание в первую очередь.
Стройте в голове условную пирамиду, где все элементы вашего бизнеса будут идти от общего к более мелкому (например, работоспособность сайта, привлечение пользователей, удобство использования, привлекательность, другие «фишки»). И всегда просматривайте эту пирамиду, когда решаете что-то поменять. Бывает, что из-за каких-то незначительных изменений, внесения «фишек», ломается общая структура, и сайт просто перестает функционировать.
Невозможно построить второй этаж, без фундамента и первого этажа. Помните об этом, когда начинаете делать «глубинный» анализ для поиска скрытых мелочей.

Эффект Даннинга-Крюгера или почему дурак всегда умнее Вас

Эффект Даннинга — Крюгера — когнитивное искажение, которое заключается в том, что «люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы и принимают неудачные решения, но не способны осознавать свои ошибки в силу своего низкого уровня квалификации». Это приводит к возникновению у них завышенных представлений о собственных способностях, в то время как действительно высококвалифицированные люди, наоборот, склонны занижать свои способности и страдать недостаточной уверенностью в своих силах, считая других более компетентными. Таким образом, менее компетентные люди в целом имеют более высокое мнение о собственных способностях, чем это свойственно людям компетентным, которые к тому же склонны предполагать, что окружающие оценивают их способности так же низко, как и они сами.

Заблуждение: Можно с легкостью определить свои возможности и знания в той или иной области.

Реальность: На самом деле объективно оценить свои способности и сложность комплексных задач не так-то просто.

Представьте, что вы хорошо играете в какую-либо игру, будь то шахматы, Street Fighter или покер.
Вы регулярно играете в неё с друзьями и всегда выигрываете. Вы прекрасно справляетесь и уже почти уверены в том, что в состоянии выиграть целое соревнование. В интернете вы узнаёте, где будет проходить следующий областной турнир; платите за участие и в первом же раунде позорно проигрываете. Выходит, вы не настолько умны. Всё это время вы думали, что вы лучший из лучших, но оказалось что вы всего лишь любитель. Это явление называют эффектом Даннинга-Крюгера, оно является неотъемлемой частью человеческой природы.

Вспомнить лишь многочисленных звёзд YouTube за последние годы — неумело крутящих нунчаки и поющих невпопад. Почти все эти исполнения просто ужасны, а главное сами «звёзды» даже не замечают своей бездарности и выступают на полном серьёзе. Это действительно жалкое зрелище, после которого невольно задаёшься вопросом, зачем они позорятся перед такой обширной аудиторией? Дело в том, что им кажется, будто мир так же будет восхищаться их «талантами», как близкие друзья, семья и сверстники.

«В современном мире, глупые слишком самоуверенны, в то время как умные полны сомнений».
– Бертран Рассел

Благодаря эффекту Даннинга — Крюгера стали известными такие телешоу как «Америка полна талантов» и «Американский идол». В местном баре-караоке вы можете быть лучшим певцом. А если вам придется соперничать с целой страной? Будете ли вы лучшим? Не думаю.

Вы никогда не задумывались, почему люди с учёной степенью кандидата географических или биологических наук не обсуждают на интернетовских форумах проблемы глобального потепления или эволюцию? Зато те, кто не имеет ни малейшего понятия о психологии, пишут статьи в 1200 слов о психологическом искажении.

Чем меньше вы знаете какой-либо предмет, тем больше вам кажется, что достаточно этих знаний, которые есть, и учиться уже не надо. Только тогда, когда набираетесь опыта, вы начинаете различать всю глубину и широту предмета, и чтобы получить хоть какое-то представление о нём, приходится изрядно попотеть.

Конечно это всё в общих чертах. В 2008 году экономист Робин Хэнсон отметил, что эффект Даннинга-Крюгера особенно проявляется перед выборами, когда оппоненты больше смахивают на болванов чем на политиков.

В 1999 году Джастин Крюгер и Дэвид Даннинг выдвинули гипотезу о существовании данного эффекта, основываясь на экспериментах, проведённых в Корнелльском университете. Они предложили студентам пройти тест по грамматике и логике, а затем дать себе приблизительную оценку. Здесь важно отметить, что некоторые испытуемые смогли определить уровень своих способностей. Некоторые знали, что у них плоский юмор, и были правы. Результаты исследования оказались весьма любопытными. Когда одарённые люди осознают, что у них есть талант, они могут точно сказать, как выполнили то или иное задание, но конечно есть и исключения. В целом многие не в силах себя оценить.

Последние исследования попытались опровергнуть категоричность гипотезы Даннинга -Крюгера, указывая на то, что неспособные люди хотя бы знают о своих недостатках.

Исследование, проведённое в 2006 году Барсоном, Ларриком и Клейманом показало:

Испытуемые, которые хорошо справились с лёгким заданием, и те, кто плохо справился со сложным заданием, смогли одинаково точно оценить свои результаты.

«Умелый или неумелый, но все равно не сознающий» — Барсон, Ларрик и Клейман.

Отсюда вывод:

Чем больше у человека навыков, практики и опыта, тем объективнее он себя оценивает. В процессе работы над собой, вы постепенно начинаете замечать свои недостатки и улучшать свои навыки. Вам открывается вся комплексность и нюансы; Знакомясь с деятельностью мастеров, и сравнивая себя с ними, вы находите, что вам ещё есть чему поучиться. И напротив, чем меньше у человека навыков, практики и опыта, тем труднее ему себя оценить. Ваши сверстники не указывают вам на недостатки потому, что они знают столько же сколько и вы, или просто не хотят обидеть. Ничтожное преимущество над новичками даёт вам ложное представление о себе – будто бы вы пуп земли.

«Невежество всегда обладает большей уверенностью, чем знание».
– Чарльз Дарвин

В любой деятельности, будь-то игра на гитаре, сочинение коротких рассказов (или ведение блога), пересказ анекдотов или фотосъёмка, любители всегда будут считать себя асами своего дела, покруче самих экспертов. Образование — это не только получение теоретических знаний, но и их практическое использование.

Хайди Монтаг и Спенсер Прэтт наглядные примеры эффекта Даннинга — Крюгера. Целая индустрия кретинов зарабатывает на жизнь за счёт двух привлекательных, но бездарных людей, убеждая их в том, что они воплощение гениев авторского кино. Они глубоко увязли в пучине невежества, и возможно никогда не выберутся оттуда. Над ними насмехается вся Америка (точнее люди, которые знают, что они американцы), а они, находясь в эпицентре этой трагедии, и не подозревают об этом.

Границу между новичком и любителем, мастером и экспертом не так легко распознать. Чем дальше вы продвигаетесь, тем больше времени займёт переход от одной ступени к другой. От новичка до любителя всего один шаг. Именно на этом этапе ярче всего выражается эффект Даннинга — Крюгера. Вы думаете, потребуется столько же усилий, чтобы перейти от любителя к эксперту? Ошибаетесь. Любой, кто играл в ролевые игры, поймет, о чем идет речь. Если в игре 100 уровней, то первые двадцать вы пройдёте и с закрытыми глазами, но чтобы пройти 50-й уровень, вам, возможно, потребуется больше времени, чем вы потратили на всю игру.

Читайте также:  Кухня и гостиная в стиле ар-деко

Все мы, время от времени, замечаем за собой эффект Даннинга — Крюгера. Не очень приятно постоянно признаваться во всех ошибках и слабостях, и всегда быть честным с самим собой. Вы совершенно убеждены, что ваши рисунки корн-догов достойны выставляться в музее? В этом нет ничего плохого. Чувство неполноценности или несостоятельности лишает всяких надежд — чтобы от него избавиться, нужно приложить немало усилий. Прямая противоположность эффекту Даннинга — Крюгера это глубокая депрессия с симптомом сковывающей неуверенности.

Настоящая проблема появляется тогда, когда люди располагающие к себе, но некомпетентные лезут управлять компаниями или страной.

Не позволяйте эффекту Даннинга — Крюгера завладеть вами. Если вы хотите в чём-то преуспеть, нужна практика. Ещё вы можете поучиться у великих мастеров своего дела. Сравнивайте себя с талантливыми людьми и учитесь у них смирению.

    • Quiz

QUIZ от Шерлока Холмса: проверь свои детективные способности

  • Анастасия М
  • 07.05.2020

Для молодых ученых:

Человек часто неадекватно оценивает других, а еще чаще – самого себя. Профессионалы нередко считают себя бездарями, а ничтожества ведут себя так, будто они гениальны. Понятно, что здесь не поможет арбитр со свистком, но откуда берется такой самообман? Два ученых – психолога из Корнуэла – Дэвид Даннинг и Джастин Крюгер обнаружили «эффект Даннинга-Крюгера» на базе своих исследований по этой проблеме.

Конечно, они не были пионерами в этой области. Психологам давно известно, что средний человек оценивает свои способности выше среднего значения. Опрос инженеров одной компании показал, что 42% опрошенных считало себя среди 5% лучших. Люди пожилого возраста часто говорят, что они управляют авто лучше среднего водителя (тогда как статистика дорожных происшествий свидетельствует об обратном). Даже профессоров не обошла переоценка собственных знаний: 94% участников одного опроса заявили, что их работа лучше посредственной!

Психологи Даннинг и Крюгер профессионально занимаются изучением причин ошибок в восприятии мира человеком. Чтобы понять, где находятся корни этой конкретной лжи, они стали искать тех, у кого наиболее завышенная самооценка. В эксперименте студентам перед экзаменом было предложено оценить свои знания и предвидеть свой результат по сравнению с другими. Оказалось, что наиболее самоуверенными являются слабые студенты. Но удивили Исследователи выдвинули гипотезу, что невежды не только плохо знают предмет, но из-за своих слабых знаний не в состоянии объективно оценить степень своего невежества. Знатоки легко возятся с задачей, а потом думают, что это будет легко и для всех остальных. Именно поэтому они оценивают себя ниже относительно того, как смотрят на них другие люди. Это обобщение относительно лучших и худших получило название «эффект Даннинга-Крюгера».

В науке (как и в других формах человеческой деятельности) часто новая идея не воспринимается обществом. Существует даже мысль, что каждая научная гипотеза проходит 3 стадии:

• высмеивание — это же надо, какой дурак это придумал!;
• критику — нет, гипотеза нормальная, только ошибочна;
• признание — ну, это и так все знали.

Не обошла подобная участь и наших психологов. Пресса откровенно смеялась над исследователями: смехотворно, куда выбрасываются государственные деньги! Не отставали и коллеги — в 2000 году Даннинг и Крюгер получили шутливую Шнобелевскую премию, которая часто дается за качественные, но непонятные обществу (обычно с прагматической точки зрения) открытия.

(Кстати, в том же году Шнобеля получил и голландский физик российского происхождения Андрей Гейм. Всех сильно рассмешила его демонстрация полета обыкновенной жабы под действием магнитов. Но 10 лет спустя Гейму присудили настоящую Нобелевскую премию, хотя и за другую работу — создание графена. Вот так.)

Потом пришло время критики. Одни ученые заявили, что нет никаких особых механизмов в ошибках самооценки. Просто у людей привычка определять себя как «лучше среднего». Эта метка очень далека от невежд, так они сильно завышают свои показатели, но ближе к лучшим, поэтому эти несколько занижают. Другие ученые обратили внимание, что экзаменационные задания экспериментаторами были подобраны несложные, поэтому «двоечники» были пойманы врасплох, потому что не разглядели трудностей, а «отличники» надеялись на равный результат у всех студентов. Дайте им сложные задачи, и слабенькие станут скромнее, а сильные поймут свою мощь — предположили критики. Кроме того, возможно, у лузеров не было мотивации всерьез рассчитывать на свои возможности, и они говорили о результатах наугад. Ну, и все исследования были «лабораторные», т.е. проводился эксперимент, и подопытные об этом знали. Может, в реальной жизни все не так?

Даннинг с Крюгером добросовестно взялись за проверку гипотез. Сначала они повторили свои старые опыты с экзаменом (достаточно сложным — никто не набрал больше «четверки с плюсом», но попросили студентов спрогнозировать не только свой относительный результат (будут ли они лучше), но и абсолютный (сколько правильных ответов они дадут). Начальная гипотеза подтвердилась в обоих случаях, хотя отличники лучше угадали число баллов, чем относительные «места». Далее тот же самый тест провели в «полевых условиях» — на участниках регулярных университетских дебатов между раундами дискуссии. Те, которые пасли задних, вновь переоценили себя, хотя лучшие по разным шкалам оценок или попали в свой настоящий результат, или даже немного преувеличили собственные способности.

Следующий опрос был еще острее. Психологи работали с участниками соревнований по стрельбе. Чтобы те серьезно отнеслись к заданию, некоторым из них предложили деньги за удачный прогноз: от 5 до 10 долларов. Они отвечали на вопросы по знанию техники безопасности и устройства оружия. И снова гипотеза подтвердилась — худшие были самоуверенными, лучшие занизили свои результаты. Более того, те, кому пообещали деньги, еще больше прибавили к своей тенденции завышения и занижения! То же самое было показано и на бедных студентах, которым предлагали уже 100 долларов. Другим студентам изменили финансовую мотивацию на социальную: пообещали собеседование с их профессором, где будет оценена их способность предвидеть собственные результаты. И снова — никакая мотивация не помогала людям точнее себя оценивать.

Таким образом, критики явно были неправы. Но Даннинг и Крюгер пошли дальше. Мало показать, что не влияет на ошибки с самовосприятия. Интересно узнать, что же их вызывает. Здесь гипотезы было две: либо это неверные оценки своих возможностей, или неадекватное отражение чужих способностей. Во время ключевого опыта ученые вновь просили людей предусмотреть собственный результат экзаменов в баллах и средний результат всех участников. После этого двум группам давали подсказку и просили скорректировать ответ. Одной группе сказали настоящий собственный результат и требовали исправить среднее значение, второй — наоборот. Таким образом, изучался вклад в ошибку от самооценки и восприятие окружающих. Оказалось, что худшие катастрофически ошибаются в предсказании своих успехов. А вот лидеры достаточно точно знают себе цену, но считают свои способности обычными, не отличающимися от других, поэтому и занижают свой относительный результат.

Наука не только открывает механизмы того, что происходит вокруг, но и делает выводы. Она еще дает рекомендации, как нам улучшить свою жизнь. Как же улучшить адекватность самооценки у слабых студентов и невежественных людей? Даннинг с Крюгером пишут, что основная проблема таких личностей — недостаток знаний, чтобы оценить свои знания. Такое себе «двойное проклятие» или заколдованный круг. Но в этом кругу и есть разгадка: учитесь, становитесь более компетентными, тогда сможете оценивать себя объективно. Также психологи рекомендуют научить детей тому факту, что приобретение любого знания является посильным для каждого, а именно новое знание чрезвычайно интересно. Уже доказано, что студенты, которые верят в уступчивость «гранита науки», лучше воспринимают знания и лучше предусматривают собственные результаты.

Поэтому призываем преподавателей и учителей: рассказывайте вашим ученикам и студентам, что путь в науку является длительным и требует труда, но главное, что он может быть преодолен и дарит каждому невероятную радость открытий! Мы верим в это и будем и дальше стараться помочь нашим читателям стать более компетентными, более настойчивыми, более радостными наблюдателями и соучастниками великого мира науки.

Лексические нормы. Неверно употреблённые слова

Урок 8. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

Конспект урока “Лексические нормы. Неверно употреблённые слова”

· Продолжим разговор о лексических нормах.

· Поговорим о том, как исправлять лексические ошибки.

· Узнаем, как подготовиться к решению такого задания на ЕГЭ по русскому языку.

И перед нами – шестое задание ЕГЭ. И вот как оно звучит:

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

У этого задания может быть и вариант. Иногда нам нужно заменить неверно употреблённое слово.

Проанализируем это задание.

В упрощённой форме оно звучит так: где в этом предложении лишнее слово? При этом лишним чаще всего оказывается существительное или прилагательное. Нам нужно его найти и выписать в графу ответов.

И в чём состоит суть этого задания?

Во-первых, мы должны продемонстрировать своё умение определять лексическое значение слова. Во-вторых, мы должны учитывать особенности сочетаемости слова. Наконец, мы тренируемся видеть лексические ошибки!

А теперь взглянем на второй вариант этого задания.

Он звучит так – отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

И здесь уже всё усложняется.

Ведь упрощённый вопрос звучит так – где тут неправильно употреблённое слово? И теперь нам нужно не просто обнаружить ошибку, но и исправить её!

И в графу ответа мы будем вписывать уже подобранное слово, которое сделает фразу правильной. Иногда при этом возможны даже некоторые варианты.

И здесь нам снова стоит обратиться к теоретической части. С какими типами лексических ошибок нам предстоит встретиться?

Довольно часто это употребление слова в несвойственном ему значении.

Причина этой ошибки – незнание лексического значения слова.

Когда мы не учитываем лексическое значение слова, мы совершаем ошибку и употребляем в предложении не то слово, которое нам нужно.

Например: Я грустил, настроение было самое мажорное.

Мажорный – значит весёлый, бодрый. Вместо этого слова в предложении нужно употребить слово минорный, то есть грустный, печальный.

Очень часто мы встречаемся с нарушением лексической сочетаемости слов.

Ведь у слов есть разные возможности соединяться друг с другом. А у некоторых слов лексическая сочетаемость вообще ограничена.

Когда мы не учитываем сочетаемость слов, мы совершаем ошибку и сочетаем в предложении слова, которые сочетаться не могут.

Например, одержать поражение. Одержать можно только победу.

Произвести уютное впечатление. Уютной может быть комната, а впечатление может быть приятным или хорошим.

Заклятый друг. Заклятыми бывают только враги.

Иногда мы встречаемся в задании и с ошибками в употреблении фразеологизмов.

Причина этой ошибки – непонимание того, что фразеологизм может употребляться только в устойчивой форме.

В предложении фразеологизм может ошибочно сокращаться. Или в нём меняется один какой-то компонент. Или даже смешиваются два выражения.

И яйца не стоит – правильно будет «и яйца выеденного не стоит».

Львиная часть чего-либо. Можно сказать только – львиная доля.

Играет большое значение. Значение можно иметь, а не играть.

И у этого варианта задания тоже есть свои трудности.

Ошибки в этом задании могут быть разного типа. Не всегда нам может помочь деление словосочетания на словосочетания – ведь иногда неверно употребляются однородные члены или подлежащее и сказуемое.

Неужели нам придётся просто заучивать типичные лексические ошибки?

А почему бы и нет? Рассмотрим несколько ошибок, которые встречаются нам чаще всего.

Большая половина – половина не может быть большей, ведь это пятьдесят процентов. Правильно – большая часть.

Повысить кругозор – кругозор невозможно повысить, его можно только расширить.

Улучшился уровень – уровень не бывает плохим или хорошим. Зато его можно повысить или понизить.

Играть значение – значение это не игра, чтобы в него играть. Иметь значение или играть роль.

Предпринять меры – предпринимают шаги, а меры принимают.

Улучшение недостатков – вряд ли недостатки можно улучшить. Зато их можно устранить.

И здесь мы видим, что особенное внимание нужно уделить существительным. Потому что часто прилагательные или глаголы с ними употребляются неверно.

Для примера давайте отредактируем такое предложение.

При этом в ряде регионов цены практически не изменятся, но будут и такие, где цена на отдельные товары подорожает в полтора раза и даже больше.

Начинаем мы опять с чтения предложения. И мы опять должны проявить внимание.

Определяем проблемные зоны. Давайте попытаемся поделить текст на относительно большие смысловые отрезки. И удалить все лишние местоимения, предлоги и так далее.

В ряде регионов

Цены практически не изменятся

Цена на отдельные товары

Цена подорожает в полтора раза и даже больше – подлежащее и сказуемое мы поместим в один отрезок.

А теперь тщательно анализируем все фразы и выбираем сочетание слов, которое кажется странным или ошибочным.

Ряд регионов – тут всё нормально.

Цены практически не изменятся – всё прекрасно.

Цена на отдельные товары – тоже нормально.

Цена подорожает в полтора раза… а может ли цена дорожать?

Выберем это сочетание для нашего анализа.

И попытаемся определить тип ошибки.

Подорожание товара – это уже повышение его цены. Подорожать могут яблоки, куртки, нефть. А цена подорожать не может. Это ошибка сочетаемости слов. А цена может повыситься, возрасти, подняться.

Запишем эти варианты в форме, которая нам нужна.

И теперь нам осталось только вписать ответ. В ответ мы вписываем повысится, или возрастёт, или поднимется.

И теперь мы можем составить алгоритм для этого варианта задания.

· Сначала мы, как всегда, внимательно читаем предложение.

· Потом делим его на смысловые части – это могут быть словосочетания или более крупные отрезки.

· Анализируем эти отрезки-фразы и находим проблему.

· Выясняем, какое слово употребляется во фразе ошибочно.

· Находим слово, которое нужно употребить в этом случае.

Тут нужно заметить, что отрезки, на которые мы можем разделить предложение, могут быть разными. Мы можем сделать из одного сложного предложения несколько простых. Если предложение простое и короткое – можем поделить на словосочетания и отдельно выделить подлежащее и сказуемое. Наконец, мы просто можем разделить текст на смысловые отрезки.

Попробуем выполнить ещё одно такое задание.

Отредактируем вот какое предложение.

Поздней осенью, к великому удивлению всех в усадьбе, он неожиданно вернулся с двумя слепцами в неимущей одежде.

Мы как всегда начинаем с чтения предложения. И давайте попробуем на этот раз не делить его на части.

Вместо этого попытаемся сходу найти и выделить в предложении необычное слово или выражение.

В этом предложении настораживает усадьба. Что-то необычное может быть связано со слепцами. И мы не так уж часто видим прилагательное неимущий.

То есть, мы ищем слова с неизвестным нам значением, иноязычные или просто нечастотные слова.

Читайте также:  Чертеж домика для кошки с размерами, пололон+ткань

Выписываем сочетания, которые содержат эти слова.

К удивлению всех в усадьбе,

Он вернулся с двумя слепцами

В неимущей одежде.

А дальше мы приступаем к анализу сочетаний, которые содержат эти слова. Нам нужно отыскать ошибку.

Первое сочетание её не содержит. И во втором каждое слово употребляется в соответствии со своим лексическим значением.

Остаётся последнее словосочетание.

Неимущий – это бедный человек, человек, у которого недостаточно средств. Но это именно человек! Значит, слово неверно употребляется: одежда не может быть неимущей.

Теперь нужно подобрать верные варианты.

Что имелось в виду в предложении под словом «неимущий»?

Автор подразумевал, что одежда бедная. Синонимы к этому слову – нищенская, убогая, жалкая и так далее.

Мы можем выбрать ответ из этих вариантов.

И здесь нужно обговорить несколько деталей.

Можно ли написать в ответе прилагательное нищая?

Нет. Нищим тоже может быть только человек.

Может быть, можно указать, что одежда грязная, рваная, драная? Нет. Потому что одежда может быть рваной или грязной, но при этом не быть бедной.

Нужно выбрать слово, которое наиболее подходит по контексту.

Ближе всего по значению – слова бедной и нищенской.

И в графу ответа мы можем вписать любое из этих слов.

При этом вписывать предлог вместе с прилагательным не нужно, потому что он относится к существительному, а не к прилагательному.

Но ведь если мы всё время будем заняты только поиском необычных слов или фраз, мы можем и пропустить ошибку!

Именно поэтому мы можем пользоваться сразу двумя методами.

Начнём с поиска необычного в предложении, а если необычного не окажется – расчленим предложение.

Выполним пару заданий таким способом. Возьмём такое предложение:

Время от времени глава семьи менял расстановку сил в собственном доме, одних возносил, других лишал на время полномочий, держал в грязном теле, с тем чтобы потом снова одарить вниманием и заботой.

Сначала читаем и ищем необычное. И сразу же натыкаемся на явно устойчивое выражение – держал в грязном теле.

Если мы нашли такое выражение – мы анализируем его.

Держал в грязном теле – это неверно употреблённый фразеологизм, такого фразеологизма нет.

Ошибка есть – значит, нужно её проанализировать и подобрать правильный вариант.

В этом фразеологизме неверно употреблено прилагательное.

Держать в чёрном теле – правильно.

Ответом в задании становится прилагательное чёрном.

Попробуем ещё раз:

Режиссёр увлечён магией кадра и почти не уделяет значения характерам персонажей, сюжету и прочим, с точки зрения мастера, мелочам.

Читаем и ищем необычные слова и выражения. Здесь нет ничего необычного. Расчленим предложение. На этот раз мы сделаем из него несколько коротких простых предложений:

режиссёр увлечён магией кадра,

режиссёр не уделяет значения характерам персонажей,

режиссёр не уделяет значения сюжету,

режиссёр не уделяет значения мелочам

Теперь будем анализировать части – особенно существительные и словосочетания с устойчивым значением.

Не уделяет значения – как раз такое словосочетание. В нём есть существительное значение. И значение нельзя уделять.

Проанализируем ошибку.

Это неверная сочетаемость слов. Уделять можно внимание. А значение можно придавать чему-либо.

В графу ответа мы можем вписать либо уделяет, либо придаёт.

Итак, что мы должны помнить, чтобы быстро исправить лексическую ошибку в предложении?

· Лексические ошибки могут быть разных типов, но очень часто они связаны с сочетаемостью слов, особенно в устойчивых выражениях.

· Часто с существительными неверно сочетаются прилагательные или глаголы. На такие сочетания слов нужно обратить пристальное внимание.

· Нам может помочь в выделении задания поиск устойчивых выражений, редких или иноязычных слов.

· В выполнении задания может помочь расчленение предложения на смысловые отрезки.

Старший дошкольный возраст

Образовательные задачи:

– совершенствовать умение работать с различными изобразительными материалами, инструментами и художественными техниками;

– получать различные оттенки в результате смешения цветов;

– закреплять умение работать с цветовым кругом, определять цветовые гармонии;

– продолжать учить гармонизировать цвета на основе схем и таблиц;

– закреплять умение использовать выразительные возможности цвета при создании образа, отражая не только общие свойства предметов, но и свое отношение к нему, эмоционально-эстетическое состояние;

– продолжать учить соподчинять различные выразительные средства (цвет, форму, технику, композицию) для достижения целостности образа;

– учить приемам рисования;

– создавать (с помощью точки, линии, штриха, пятна) различные по ха­рактеру образы (реалистичные, стилизованные, абстрактные);

– формировать композиционные умения в процессе усвоения закономер­ностей: фактура, линия горизонта, равновесие, симметрия (асимме­трия), ритм, динамика (статика), композиционный центр, перспектива, светотень;

– продолжать учить рисованию с натуры;

– знакомить с различными видами декоративно-прикладного искусства, росписями, их мотивами и элементами;

– учить составлять мотивы декоративных росписей, используя их элемен­ты и приемы;

– продолжать учить составлять орнамент (геометрический, растительный), познакомить с зооморфным орнаментом;

– выполнять узоры на разных формах;

– выделять в предметах сложной формы более простые;

– учить сюжетному рисованию.

Развивающие задачи:

– закреплять умение пользоваться палитрой для получения оттенков;

– продолжать развивать формообразующие движения: нанесение точек, различных по форме и характеру; проведение прямых, волнистых, изо­гнутых, спиралеобразных, замкнутых и смешанных линий в различных комбинациях и композициях;

– формировать чувство цвета, формы; композиционные умения;

– развивать наглядно-образное и наглядно-действенное мышление в процессе создания образов;

– закреплять понятия, употребляемые педагогом на предыдущем воз­растном этапе;

– расширять словарь ребенка новыми специальными понятиями: «реф­лекс»; «орнамент»; «перспектива: линейная, воздушная»; «глубина»; «пространство»; «фактура»; «строение»;

– развивать память, воображение.

Воспитательные задачи:

– стимулировать интерес к процессу творчества в рисовании;

– воспитывать эстетический вкус в процессе создания выразительных образов;

– продолжать воспитывать аккуратность при работе с изобразительными материалами и инструментами;

– умение договариваться во время создания коллективной работы;

– умение радоваться достижениям других и сопереживать их неудачам, формировать чувство взаимопомощи;

– умение выполнять определенные действия по словесной инструкции педагога;

– воспитывать эстетическое отношение к процессу рисования.

Особенности обучения. В старшем дошкольном возрасте актив­ны в процессе рисования больше сами дети, поэтому необходимо уделять внимание развитию самостоятельного творчества. Посколь­ку в этот период у детей уже накоплен достаточный изобразительный и эмоционально-личностный опыт, чтобы свободно сознательно экс­периментировать над созданием выразительного образа в рамках определенной темы.

Развитие эстетического восприятия — один из центральных во­просов в старшем дошкольном возрасте. Поэтому необходимо ак­туализировать процесс создания выразительного образа на основе воспринятых произведений искусства. Если раньше произведения живописи, графики использовались только с целью решения кон­кретных задач (ознакомление с колоритом, формой, жанрами и т.д.), то теперь следует подчеркивать в них взаимодействие всех вырази­тельных средств, чтобы дети видели, чувствовали и учились раскры вать главную идею образа, соподчиняя все компоненты изобрази­тельной грамоты. Зачастую старшие дошкольники в процессе рисо­вания стремятся как можно детальнее рассмотреть центральный образ, забывая о его взаимодействии с фоном, другими, менее зна­чимыми, объектами.

Рисуя иллюстрацию к сказке, Арина (6 лет) увлеченно изображала прин­цессу, не упуская даже таких мелочей, как колье, кольца. Когда же принцес­са была готова, она очень быстро, не задумываясь, закрыла небрежно фон традиционными цветами (небо голубое, трава зеленая). Фон вокруг прин­цессы остался чистым листом бумаги, не закрытым цветами. Когда педагог предложил подумать, какие оттенки более всего подходят к образу принцес­сы, Арина сказала: «Любые. Главное же — принцесса. И вообще я уже устала рисовать». Данный факт свидетельствует о том, что изначально ребе­нок сконцентрировал свое внимание на отдельном объекте, а не целостной композиции.

Чтобы избежать подобных ошибок необходимо на примере про­изведений живописи и графики подчеркивать в них единство образа, соподчиненность его элементов. Чем чаще дети будут анализировать произведения, выделяя в них выразительные средства в их взаимо­действии, тем правильнее будут построены их собственные компо­зиции.

Рисование с натуры также имеет свои качественные изменения. Во-первых, натурные постановки становятся гораздо сложнее и раз­нообразнее. В процессе обучения все больше внимания обращается на правдоподобность изображения предметов, составляющих натюр­морт.

Кроме предметов простой формы в старшей группе можно ис­пользовать комнатные растения с крупными листьями и несложным строением; садовые и полевые цветы; плоды; ветки деревьев и ку­старников с листьями или цветами (вербы, мимозы, ели, тополя). Конечно, рисовать такие предметы труднее, чем предметы, имеющие правильные геометрические формы с симметричным построением, однако самое главное в данном случае — научить детей определять общую композицию натюрморта, и только потом, используя различ­ные приемы рисования, выполнять отдельные его компоненты. Рас­положение натуры перед детьми зависит от задания. Если нужно передать правильные пропорции, то натура должна быть в статичном положении, повернута к детям так, чтобы были видны все части.

В старшем дошкольном возрасте дети более осознанно использу­ют цвет, форму, композицию рисунка для создания динамичного образа. Если в предыдущих группах динамика в рисунках могла по­являться случайно, то теперь она сознательно включается в образ. В процессе обучения передачи динамики необходимо раскрыть до­школьникам три правила. Первое: образ будет динамичным, когда в рисунке в больших количествах используются диагональные и вер­тикальные линии. Второе: перед движущимся предметом оставляет­ся пространство листа. Третье: движение изображается в самой ха­рактерной для него форме. Для большего уточнения понятия о ха­рактере движения и связанном с ним положении частей тела можно предложить детям самим принять ту позу, которую они затрудняют­ся изобразить. Рассматривание и анализ характера поз и положений фигуры в пространстве сопровождается также обрисовывающими жестами.

Большую роль в обучении детей рисованию выполняют различные упражнения, позволяющие отработать отдельные приемы. Причем упражнения могут быть как составной частью занятия (использо­ваться в качестве предварительной работы), так и самостоятельным видом деятельности. Форма упражнений различна от простых сло­весных инструкций, которые дети последовательно выполняют, до рабочих тетрадей, которые размещаются в «Уголках творчества» и используются детьми в свободной деятельности.

Педагогические эскизы также применяются педагогом, отличие состоит в их количестве и сложности. Любой экспозиционный ряд должен быть рассчитан на разные уровни творческого развития детей. Необходимо не только отразить разные способы реализации одной темы, но и продемонстрировать динамику развития выразительного образа: от простого к сложному. В этом случае очень важно поддер­живать инициативу детей выбирать сложные композиции для рисо­вания. Однако стоит обратить внимание на такой момент: в старшем возрасте дети очень часто выбирают более легкий путь создания об­раза, не прилагая больших усилий. Для таких детей следует придумать проблемную ситуацию, стимулирующую творческие поиски, рас­крывающие потенциал ребенка.

В этом возрасте существует опасность потери у детей интереса к рисованию. Причинами этого может стать стереотипность образов, возникающая в результате педагогически неверного обучения, когда дети привыкли рисовать только по образцу педагога. Зачастую эти образцы содержат в себе долю схематизма, отличающего их от реаль­ности. Видя эту разницу между воспринимаемым миром и рисунком, дети начинают испытывать сначала страх, что у них так же красиво не получится, а затем и нежелание что-либо рисовать. В этот период схематизм у многих детей превращает рисунок не в средство художе­ственного самовыражения, а в способ общения и игры. В работах также начинает проявляться половая принадлежность. Мальчики рисуют воинов, героев мультсериалов, оружие, сражения, спорт. Де­вочки выбирают в качестве сюжетов сказки о принцессах, портреты красавиц, своих близких, изображение животных, цветов и т. д. Од­нако даже при таких приоритетах важно формировать у детей пред­ставление о многообразии сюжетов, способов изображения. С этой целью необходимо вводить новые техники, обучать новым приемам или усложнять способы выполнения уже знакомых, чтобы дети обладали большей изобразительной свободой, могли экспериментиро­вать, выбирать.

Показ как метод обучения используется с детьми старшего до­школьного возраста в различных ситуациях. Он может быть полным, когда надо объяснить последовательность изображения какого-либо предмета, объекта, и частичным, когда более углубленно демонстри­руется отдельный прием.

Полный и частичный показ очень часто используется при обуче­нии детей линейной перспективе при изображении городского пей­зажа. Город детьми изображается следующим образом. В низу листа проходит полоска, обозначающая дорогу, а над ней рисуются пря­моугольные дома, разные по величине. Такой рисунок свидетельству­ет о фризовом построении. Чтобы устранить, а лучше предотвратить подобную ситуацию, можно так построить обучение.

На листе провести линию горизонта, выполнить фон (небо и земля). Далее двумя тонкими кистями, которые ставятся в одну точку, расположен­ную на линии горизонта, по направлению к нижнему краю листа прово­дятся диагональные линии, расходящиеся в разные стороны от центральной точки. Линии рисуются до конца листа. Образовавшийся треугольник ими­тирует дорогу. По обе стороны от дороги изображаются дома, ракурс определяет ребенок. Однако есть существенный момент. Архитектурные сооружения изображаются постепенно, сначала дальние дома, близко рас­положенные к линии горизонта, их размеры значительно меньше, чем ар­хитектура переднего плана; затем те, которые расположены чуть ближе. И так далее. Дома, которые располагаются на переднем плане, более контрастные, что создает дополнительный эффект перспективы. Для подчеркивания ли­нейности можно нарисовать фонарные столбы, высота которых по мере удаления от переднего края уменьшается.

В декоративном рисовании изменения касаются в основном тех­нической и содержательной сторон. Помимо усложняющихся прие­мов в декоративных образах появляется сюжет. В этой связи пред­ставляется необходимым в процессе декоративного рисования детей активизировать их опыт построения композиции в сюжетном рисо­вании, учитывая специфику конкретной росписи или декоративно­го мотива.

Использование литературных произведений расширяет тематику детских рисунков и выступает одновременно методом их обучения, способствующим развитию творческой инициативы. Словесный ху­дожественный образ раскрывает конкретные черты какого-либо предмета или явления и в то же время дает возможность слушателю домыслить образ или ситуацию, в которой происходит действие. В этой связи полезно познакомить с таким явлением в искусстве, как типизация, т.е. характеристикой определенного образа, имеющего отличительные черты. Например, для Бабы-яги типично наличие ступы, метлы, горбатой спины, носа, похожего на крюк, растрепан­ных волос и рваной, грязной одежды. Для героини сказки Ш. Перро «Красная Шапочка» обязательны шапочка красного цвета, корзинка с угощением для бабушки. И так у многих сказочных персонажей. Однако несмотря на типичные признаки, позволяющие узнать героя, образ может быть различен (его характер, настроение, поза и т.д.). Домыслить образ, сделать его отличным от подобных — задача для творческой личности. Поэтому, чтобы справиться с ней, дошколь­нику необходимо не только владеть изобразительными умениями и навыками, но и обладать способностью преобразовывать опыт в но­вую ситуацию.

Иногда дети создают образы литературных героев, о которых они узнают только из произведения. В этом случае поле их фантазии не ограничивается какими-либо признаками, если только в произведе­нии нет четких указаний на внешнюю характеристику героя. Чтобы детям было легче продумывать композицию рисунка по мотивам литературного произведения, его следует разбить на ряд эпизодов, где текстом определены действующие лица, место и время действия. Самостоятельно дети не всегда могут справиться с этим. Педагог в начале занятия разбирает с ними, какие сюжеты можно нарисовать по данному произведению, что было сначала, потом, чем все закан­чивается. Можно предложить тему какого-либо эпизода или несколь­ких эпизодов. В этом случае педагог косвенно направляет детей, давая им возможность самим проявить себя в творчестве.

Анализ своих работ в этом возрасте также не всегда объективен. В основном дети отмечают свои рисунки, работы друга или лидера. И только с помощью наводящих вопросов педагога они могут дать объективную оценку. Однако нужно ли, чтобы при всех были вы­сказаны замечания по поводу ошибок, допущенных ребенком? В этом возрасте дети очень ранимы и эмоционально переживают свои не­удачи, болезненно реагируют на критику. Конечно, это не означает, что все время и за все нужно хвалить. Но в каждой работе необхо­димо отмечать положительное, поскольку это стимулирует детей к дальнейшей деятельности. А вот ошибки корректировать, указывать нужно в процессе рисования ребенка, а не на всеобщем обозрении. И даже отмечая неточности, следует указывать возможные варианты исправления.

Читайте также:  Спальня на мансардном этаже

Контрольные вопросы

1. Какие виды рисования можно условно выделить?

2. Какие техники можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста?

3. В чем суть обучения детей раннего возраста?

4. Какие методы обучения рисованию вы могли бы указать?

5. Каким приемам рисования следует уделить повышенное внимание?

6. Какое место занимает формирование изобразительных умений в развитии детского изобразительного творчества?

Внимание. Внимание.Задание.. Методы исследования внимания

Тема: Методы исследования внимания.
Практические задания.

  1. Приведите примеры проявления основных видов внимания и условий, которые их вызывают.

Непроизвольное – ученики старшего класса пишут контрольную работу. Раздавшийся звук грома за окном привлек внимание каждого из-за чего все обернулись в сторону окна, оторвавшись от тетрадей. Условие: действие сильного, контрастного или значительного, вызывающего эмоциональный отклик, раздражителя.

Произвольное – Сотруднику банка к следующему дню необходимо подготовить важный отчет. Чтобы не отвлекаться, он специально выключает телевизор и откладывает телефон. Условие – постановка (принятие) задачи.

Послепроизвольное – ученик, читая определенную главу книги, которую задали прочитать к завтрашнему уроку литературы, на столько заинтересовался сюжетом, что прочитал больше заданного. Условие: вхождение в деятельность и связанный с этой деятельностью интерес.

2. Какие виды и свойства внимания проявляются в следующих ситуациях:

Послепроизвольное/распределение – а) Гроссмейстер ведет одновременную игру с несколькими опытными шахматистами.

Произвольное/устойчивость – б) Выпускник усиленно готовится к экзамену по геометрии.

в) Читая рассказы Л.Н. Толстого, школьница слышит громкую музыку, доносящуюся из окна.

Произвольное/концентрация – г) Ученикам нужно прослушать небольшой рассказ и назвать встретившиеся в нем прилагательные.

Непроизвольное/переключение – д) Рабочую тишину в классе нарушают звуки сигнализации припаркованной во дворе школы машины.

Послепроизвольное/переключение – е) Получив новые учебники, дети стали с интересом их рассматривать, не обращая внимания на речь учителя.

Произвольное/устойчивость – ж) Испытуемые по команде психолога в течение пяти минут должны находить в тексте и максимально быстро подчеркивать буквы «к» и «а».

Произвольное/объем – з) Учитель химии во время демонстрации опыта говорит ученикам, что сейчас окраска раствора в пробирке должна измениться.

и) Перед объяснением нового материала учитель предупреждает учащихся о том, что тема очень сложная.

к) Корректор проверяет ошибки в напечатанной статье.

л) Секретарь набирает на компьютере текст приказа под диктовку начальника.

м) Примерно 65-70 % времени переводчик слушает речь оратора и одновременно передает ее содержание на другом языке.

Произвольное/концентрация – н) Заканчивается урок, учащиеся пытаются разобраться в материале, но время от времени они отвлекаются, заговаривают друг с другом. Чтобы активизировать их деятельность, учитель резко повышает голос. Класс успокаивается, но ненадолго, а вскоре снова начинает шуметь. Учителю приходится снова повысить голос.

3. Опишите ситуации, в которых проявляются основные свойства внимания (устойчивость, концентрация, распределение, переключение).

Устойчивость – студент готовится к экзамену в течение всего вечера;

Концентрация – девочка так увлеклась рисованием своей новой картины, что не услышала, как мама вернулась домой, хлопнув дверью;

Распределение – преподаватель читает лекцию, при этом следит за поведением студентов;

Переключение – молодой человек, гуляя по парку, наблюдал за уточками в пруду, а затем ответил на телефонный звонок, переключив внимание на собеседника.

4. Проранжируйте действия, требующие распределения внимания, в порядке нарастания степени трудности:

1-б) Чистить картошку и одновременно смотреть любимую телепередачу.

2-д) Вести автомобиль и беседовать с коллегой о работе.

3-в) Ходить по гимнастическому бревну, декламируя при этом стихи.

4-г) Вести автомобиль и разговаривать при этом с пассажиром на иностранном языке (язык изучается четыре месяца).

5-а) Читать про себя с полным пониманием текста и одновременно записывать под диктовку слова.

6-е) Читать про себя с полным пониманием текст и одновременно записывать названия категорий, к которым относятся диктуемые слова.

7-ж) Осуществлять синхронный перевод речи оратора, говорящего в среднем темпе.

5. Напишите рекомендации по поводу того, как организовывать на уроках внимание учащихся со следующими особенностями:

а) с низкой концентрацией

б) с хорошим распределением

в) с плохим переключением.

Рекомендации должны содержать следующие компоненты: цель, описание ситуации, адресат и способы воздействия.

6. Чтобы во время урока или самостоятельных занятий учащиеся были в состоянии управлять своим произвольным внимание, о каких условиях его организации и поддержания им следует помнить?

  • Прямое требование внимания;
  • Поддержание дисциплины на уроке;
  • Усиление впечатления;
  • Осознание долга и обязанности;
  • Отчетливое понимание конкретной задачи, выполняемой деятельности;
  • Привычные условия работы;
  • Возникновение косвенных интересов;
  • Создание благоприятных условий для деятельности;
  • Постановка вопросов по ходу выполнения деятельности.

7. Опишите ситуации, в которых возникает необходимость привлечения внимания. Предложите способы привлечения внимания в данных ситуациях.

8. Определите, какие способы привлечения внимания (повторение, новизна, изменение интенсивности, контрастные цвета, формы или размеры, искусственное подогревание общественного интереса) использованы в следующих случаях.

Контрастные цвета – а) Женщина нарисовала на своей черной машине белую полосу.

Изменение интенсивности – б) Учитель повышает голос и кричит: «Тихо!».

Искусственное подогревание общественного интереса – в) У прилавка на рынке, где можно поторговаться, постоянно собирается много покупателей.

Повторение – г) Мать постоянно твердит своему ребенку: «Не забудь убрать свою комнату».

Новизна – д) Взрослый человек обливает каждого встречного из водяного пистолета.

Новизна – е) Новый преподаватель входит в аудиторию и молча ждет, когда установится тишина.
Ситуационные задачи для разбора на занятии

1. Какое свойство внимания проявляется в игре? По каким признакам можно это установить?

В течение одной минуты ребёнок должен увидеть вокруг себя как можно больше предметов установленного цвета. Проходит минута, раздаётся сигнал, и поиски прекращаются. Ведущий узнаёт, кто насчитал больше предметов, предлагает ему перечислить вслух увиденное. То, что он не заметил. Дополняют остальные участники игры. Победителем считается тот, кто успел увидеть больше других.

Ответ: В игре проявляется такой свойство внимания, как объем. Объем – количество предметов, которое одновременно может охватить внимание. Это можно установить по принципу игры – необходимо увидеть вокруг себя, как можно больше предметов, посчитать их и в последствии озвучить ведущему свой ответ.

2. Какое свойство внимания проявляется в описанном случае? По каким признакам можно это установить?

Начинающий художник – реставратор однажды восстановил старую картину. На поверхности доски в разное время были сделаны два рисунка – фигура человека и телега, запряженная парой волов. Теперь оба рисунка ясно проступали, и их детали переплетались между собой. Художник восстанавливал только одно изображение, но многие отрезки линий, относящихся к изображению телеги, входили в изображение человека.

Ответ: В описанном случае проявляется такой свойство внимания, как концентрация. Концентрация – удержание внимания на одном объекте при отвлечении от всего остального. Художник восстанавливал определенное изображение, не обращая внимания на предыдущее.

3. О каком свойстве внимания говорится в отрывке? Назовите условия его формирования.

М. Горький писал: «Вот, в Берлине, одна дама показывает фокусы: обеими руками в одно время пишет на разных языках – английском, немецком, французском – разные фразы. Даже так делает: в руки берёт по два карандаша, в зубы – пятый и одновременно пишет пять различных слов на пяти языках».

Ответ: В этом отрывке говорится о таком свойстве внимания, как распределение. Распределение – умение выполнять два или более различных вида деятельности, удерживая на них свое внимание. Чтобы успешно выполнять несколько работ одновременно, необходимо знать хотя бы одну из них настолько хорошо, чтобы она выполнялась автоматически сама собой, а человек лишь время от времени контролировал и регулировал ее сознательно.

Как привлечь внимание собеседника: 12 приемов активизации и управления вниманием человека

Для успешного взаимодействия необходимо настроить собеседника на правильное восприятие информации, пробудить интерес к теме разговора, сформировать готовность к восприятию сообщения. Для этого необходимо владеть приемами управления вниманием человека.

Для успешного взаимодействия необходимо настроить собеседника на правильное восприятие информации, пробудить интерес к теме разговора и к происходящим событиям, сформировать готовность к пониманию и анализу сообщения. Для этого инициатору необходимо владеть приемами активизации и управления вниманием человека. Под активизацией внимания понимаются пробуждение активности восприятия человека, усиление его мыслительной деятельности и чувств.

Конечно, наиболее надежный способ привлечь внимание человека — начать говорить с ним о том, что его волнует. Однако нельзя не учитывать и то, как вы говорите. Вы можете сделать вашу речь выразительной, чувственной и эмоциональной, а можете говорить безлико и безразлично; ясно, что воздействие на слушателя при этом будет различным.

Средство, с помощью которого вы доносите ваше сообщение до партнера — ваш голос. Возможно, вы довольны своим голосом, но следует помнить, что человек слышит свой голос иначе, чем слышат его другие; ведь звук проходит и через воздушные каналы, соединяющие наши рот и уши. Поэтому нередко человек, который впервые слышит свой записанный голос, не сразу узнает его. Ваш голос может стать мощным и эффективным инструментом воздействия и передачи информации, а может оказаться инструментом пытки для слушателя, если сделать его монотонным и неприятным для слуха.

Можно без преувеличения сказать, что голос человека — это место, где встречаются его сознательное (содержание речи) и бессознательное (характеристики голоса). Для слушателя порой важно не столько то, что мы говорим, сколько то, как мы это делаем.

1. Прием «нейтральной фразы». Он заключается в том, что общение с собеседником инициатор начинает с фразы, напрямую не связанной с интересующей его темой, но имеющей отношение к собеседнику.

2. Наиболее простым средством привлечения внимания собеседника является повышение голоса. Речь, конечно, не идет о повышении до крика. Это недопустимо не только по морально-этическим, но и тактическим соображениям, так как крик любого человека — явный признак его слабости и бессилия. Но при этом нельзя не признать, что некоторое повышение голоса, особенно в начале фразы, не только привлекает внимание, но и оказывает дополнительное воздействие на партнера.

3. Прием «завлечения». Суть его заключается в том, что инициатор общения вначале произносит что-то трудно воспринимаемое, например, очень тихо. Собеседнику для понимания приходится предпринимать усилия, которые предполагают концентрацию внимания. При этом необходимо отметить, что прием может оказаться эффективным только в том случае, если инициатору общения уже удалось произвести на собеседника значительное впечатление своим профессионализмом и уверенностью в своих силах.

4. Важным способом фокусировки внимания является прием установления зрительного контакта между говорящим и слушающим. Очень многие пользуются этим приемом, зная его эффективность: они обводят аудиторию взглядом, смотрят пристально на кого-нибудь одного, фиксируют взглядом нескольких человек в аудитории.

Установление зрительного контакта широко используется в любом общении (не только в массовом, но и в межличностном, деловом и т. д.) Пристально глядя на человека, вы привлекаете его внимание; постоянно уходя от чьего-то взгляда, вы показываете, что не желаете общаться. Зрительный контакт используется не только для привлечения внимания, но и для того, чтобы его удерживать в процессе общения.

5. Прием «акцентировки». Он используется в тех случаях, когда необходимо обратить особое внимание партнера на самые важные (с точки зрения говорящего) моменты в сообщении. Данный прием можно реализовать с помощью прямой и косвенной акцентировки.

Прямая акцентировка достигается за счет употребления таких фраз, как, например, «прошу обратить внимание», «важно отметить, что…», «необходимо подчеркнуть, что…» и т. д. Косвенная акцентировка происходит, если места, к которым нужно привлечь внимание, выделяются из общего строя общения так, чтобы контрастировать с окружающим фоном и автоматически привлекать внимание.

6. Еще один прием поддержания внимания — это «навязывание ритма». Внимание человека постоянно колеблется (флуктуирует), и если намеренно не прилагать усилий к тому, чтобы все время его настраивать, то оно неотвратимо будет «убегать», переключаться на что-то другое. Особенно способствует такому переключению монотонная, однообразная речь. Когда собеседник говорит именно так, даже заинтересованный слушатель с трудом удерживает внимание, и чем больше он пытается сосредоточиться, тем сильнее его клонит в сон.

Именно здесь и применяется прием «навязывания ритма». Постоянное изменение характеристик голоса и речи — наиболее простой способ задать нужный ритм разговора. Говоря то громче, то тише, то быстрее, то медленнее, то скороговоркой, то нейтрально, собеседник как бы навязывает слушающему свою последовательность переключения внимания, не дает ему возможности расслабиться и что-то пропустить.

7. Прием «своевременного использования пауз» подготавливает партнера, выделяет мысль и позволяет оценить важность сказанного.

Использование пауз полезно для инициатора беседы в следующем ряде случаев:

  • Перед тем как начать говорить. Пауза дает возможность слушателю подготовиться к восприятию, настраивает его внимание на слушание и позволяет говорящему собраться с мыслями.
  • Для управления вниманием и усиления значения сказанного. Если вопрос, фраза или мысль имеют особую важность, но их можно не услышать или понять неправильно, применение пауз весьма полезно перед ними. В данном случае она сравнимо с остановкой гида перед особенно интересной картиной.
  • Вместо знаков препинания, когда паузы используются для структурирования речи и увеличения степени ее понятности.
  • При смене характера беседы. В данном случае пауза разделяет ее процедуры, не позволяет смешивать различные этапы деловой встречи.

8. Прием «переформулировки» — действенное средство поддержания внимания и усиления воздействия. Уже высказанная ранее мысль переформулируется инициатором по-новому, иными словами и выражениями. Это тем более целесообразно, когда речь идет о сложных или очень значимых для собеседника вопросах. При отказе собеседника ответить на поставленный вопрос рекомендуется не настаивать на ответе, а переформулировать вопрос.

9. Прием «провокации». На короткое время у собеседника вызывается реакция несогласия с излагаемой информацией. У него тотчас же появляется желание ее исправить, уточнить.

10. Прием «гиперболы». Не бойтесь прибегнуть к преувеличению, чтобы заострить внимание слушателя, но потом не забудьте четко изложить свою позицию по затронутой проблеме.

11. Прием «прогноза». Основываясь на реальных фактах, предлагайте собеседнику прогнозы ожидаемых событий.

12. Прием «трехходовки». Применяется, когда собеседник вспылил. Выполняется в следующем порядке:

  • проговаривается его состояние: «Я вижу, что вы возмущены, вас что-то задело»;
  • проговаривается свое собственное состояние: «Я тоже немного взволнован(а)»;
  • после небольшой паузы проговаривается оценка ситуации: «Если беседа так пойдет и дальше, у нас ничего не выйдет. Давайте успокоимся».

Управлять вниманием в деловом общении — важная задача не только для говорящего, но и для слушающего. Если он намерен увидеть и услышать именно то, что имеет отношение к делу, он должен уметь управлять своим вниманием. Разнообразные приемы активного слушания направлены именно на приобретение этого навыка.

Ссылка на основную публикацию