На строгом следовании теории цвета

Теория цвета: подробно о 6 видах контрастных противопоставлений

Все знают пословицу «Встречают по одежке, провожают по уму». В случае с дизайном и вообще всем, где есть визуальная составляющая, «одежка» – это цвет и композиция, первое впечатление от проекта. С цветами сейчас нет проблем – цифровые инструменты подарили миллионы оттенков и вариаций, Pantone выпускает новые цвета без остановки.

Создать правильную палитру цветов для проекта гораздо сложнее, чем кажется. Нужно учесть массу нюансов, о которых часто многие даже не задумываются. Понять, какие цвета сочетаются, а какие лучше никогда не объединять, поможет теория цвета. Она включает в себя множество определений, концепций и дизайнерских приложений – достаточно, чтобы заполнить несколько энциклопедий. Чтобы вы не запутались, мы разберем самые важные понятия. В этом поможет книга «Искусство цвета» Иттена Иоханнеса.

Глаза и мозг способны чётко различать цвета только благодаря контексту — то есть контрастам и сравнениям. Цвет очень легко может обрести новые характеристики, измениться, стать не чистым, стопроцентным цветом. Не секрет, что на чёрном фоне белый квадрат выглядит крупнее, чем такой же квадрат на белом. Белый цвет имеет способность расширяться, выходить за рамки, между тем как чёрный сокращает размеры.

Для постижения азов цветового конструирования автор советует создать двенадцатичастный цветовой круг, опорными точками которого являются жёлтый, синий и красный цвета. Это — цвета первого порядка, и располагаются они по определенным законам. Иттен помещает их в равностороннем треугольнике таким образом, чтобы жёлтый цвет занимал крайнюю верхнюю позицию, синий — внизу слева, а красный — внизу справа. На следующем этапе треугольник вмещается в круг и на основе последнего строится шестиугольник. Для того чтобы получить цвета второго порядка, нужно вписать в треугольники три смешанных цвета, которые мы получаем с помощью взаимодействия двух основных цветов. Таким образом, получаем уравнение:

жёлтый + красный = оранжевый

жёлтый + синий = зелёный

красный + синий = фиолетовый

Цвета третьего уровня можно воссоздать совмещением в свободных «коморках» тонов соответственно первого и второго уровней:

жёлтый + оранжевый = жёлто-оранжевый

красный + оранжевый = красно-оранжевый

красный + фиолетовый = красно-фиолетовый и т.д.

Итак, благодаря нехитрым манипуляциям создается правильный цветовой круг из двенадцати цветов, в котором царствует четкая иерархия. Каждый элемент занимает постоянное место, а их соединение имеет тот же вид, что и естественный спектр.

Кроме того, следуя автору, стоит обратить внимание на шесть видов контрастных противопоставлений, которые помогут лучше понять природу влияния цвета:

1. Контраст цветовых сопоставлений

Конечно же, белый и чёрный цвета обладают самым выраженным контрастом светлого и тёмного. Но не только они. Красный, синий и жёлтый цвета также образуют сильные контрастные пары. Нужно помнить, что экспрессивный потенциал каждого цвета проявляется по-разному. Это выражение и глубокой тоски, и неудержимого веселья, и экзистенциональной универсальности. Творчество участников художественной группы «Синий всадник» В. Кандинского, Ф. Марка и А. Маке, по крайней мере, на раннем этапе строится исключительно на цветовом контрасте. Контраст цветовых сопоставлений демонстрируют следующие работы: «Церковь в Эфесе» в Апокалипсисе Сен Севера, XI век, Париж; «Коронация Марии» Е. Шаронтона, XV век.

2. Контраст светлого и тёмного

Если переходить из крайности в крайность, строгую бинарную пару контраста светлого и тёмного выстраивают белый и чёрный цвета. Но кроме них, существует множественное число разных более светлых и более тёмных оттенков, которые занимают переходное место. Количество таких оттенков, которые может различит глаз человека, зависит от индивидуальных характеристик: чувствительность глаза и предел восприятия. Из множества примеров использования этого типа контраста можно привести картины Франсиско Сурбарана «Лимоны, апельсины и розы», Рембрандта «Мужчина с золотым шлемом», Пабло Пикассо «Гитара на камине».

3. Контраст холодного и тёплого

В большинстве случаев, к тёплым цветам относят жёлтый, оранжевый, красный, рубиновый и их оттенки. Зелёный, сине-зелёный, синий и фиолетовый принято, напротив, называть холодными. Правда, классификация такого типа не всегда оправдывает себя, так как важную роль в восприятии цвета отыгрывает его окружение – мы уже говорили о контексте. В данном контексте можно вспомнить творчество Огюста Ренуара («Мулен де ля Галетт») и Клода Моне («Лондонский парламент в тумане»).

4. Контраст дополнительных цветов

Понятие «дополнительный цвет» не менее важно, но не так уж знакомо, по крайней мере, непрофессиональной аудитории. Два цвета можно назвать дополнительными, если в последствии их смешивания получается нейтральный серо-чёрный цвет. Таким образом, эти цвета диаметральны друг другу, но в то же время связаны между собой. При недалёком размещении они стимулируют друг друга к максимальной яркости, но при непосредственном совмещении убивают друг друга, превращаясь в тёмно-серый или чёрный тон:

жёлтый — фиолетовый

жёлто-оранжевый — сине-фиолетовый

оранжевый — синий

красно-оранжевый — сине-зелёный

Примерами использования контраста дополнительных цветов могут служить следующие картины: «Мадонна канцлера Ролена» Ян ван Эйка, «Гора Сен-Виктор» Поля Сезанна.

5. Симультанныи контраст

Понятие «симультанный контраст» подразумевает появление дополнительного цвета во время рецепции какого-то основного цвета. Если такого нету, то он синхронно , то есть в то же время, создает его сам. Симультанно возникающие цвета это, по сути, впечатление и ощущение, говорить об их объективном существовании нельзя. Для того, чтобы проверить действие симультанного контраста, нужно сделать следующее: расположить на большой плоскости яркой окраски чёрный квадрат меньшего размера, а на него положить папиросную бумагу. Если поверхность красного цвета, чёрная фигура покажется зелёной, а если зелёного, то возникает иллюзия красного квадрата, который на самом деле все же черный.

6. Контраст цветового насыщения

Под «контрастом насыщения» имеют в виду противоположность между насыщенностью, яркостью и тусклостью, затемненностью. Чистые цвета, которые образуются с помощью преломления белого света, это и есть цвета максимальной яркости (насыщения). Такой интенсивный цвет можно смягчить с помощью чёрного и белого цветов. Э. Делакруа не любил серый цвет в живописи и старался не обращаться к нему из-за нейтрализации серым цветом чистых тонов. Говоря о контрасте насыщения, вспоминаем картины Жоржа де ла Тура «Новорожденный» и Анри Матисса «Пион».

На строгом следовании теории цвета

4.3. Последовательные образы. Последовательный контраст цветов

Зрительные ощущения не возникают одновременно с началом действия стимула (раздражителя) и не исчезают мгновенно с прекращением его действия. Чтобы под действием света возникло возбуждение, в сетчатке глаза и в нервной системе должны совершиться определенные процессы, на которые требуется некоторое, хотя и весьма малое, время. При интенсивности света, превышающей пороговую интенсивность в 400 раз, ощущение возникает спустя 0,1с после воздействия света. Иногда промежуток времени, на который отстает момент возникновения ощущения от момента воздействия раздражителя, удлиняется до 25с и более [7]. По прекращении действия раздражителя некоторое время сохраняется его зрительное ощущение.

Последовательным образом называется зрительное ощущение, сохраняющееся в зрительном анализаторе некоторое время после прекращения непосредственного действия раздражителя (цвета). Затухание последовательного образа длится продолжительное время (15 – 20с) и зависит от яркости стимула по отношению к яркости фона, от времени его действия и углового размера. Последовательный образ называют положительным, если он по светлоте и цветовому тону соответствует предварительному раздражителю, и отрицательным – при отсутствии соответствия.

После наблюдения хроматически окрашенного предмета иногда можно наблюдать последовательный образ противоположного цвета. Так, если после наблюдения зеленой фигуры в течение 15 – 20с перевести взгляд на ахроматический фон, на фоне возникает последовательный образ фигуры розового цвета. После воздействия на глаз зеленого цвета все кажется розовым. Цвета последовательных образов при переводе взгляда на белую поверхность близки к цветам, дополнительным к стимулу, но не совпадают с ним (табл. 4.5) [7, 15, 25].


Таблица 4.5. Цветовой тон последовательных образов для некоторых цветов

Последовательные образы являются причиной зрительно-нервного утомления и могут мешать восприятию сигналов другого цвета.

Изменение цветов наблюдаемых объектов в результате предварительного действия на глаз каких-то иных цветовых раздражителей (от последовательных образов) называют последовательным контрастом цветов. Последовательный контраст может быть светлотным (когда меняется светлота наблюдаемых цветов) и хроматическим (когда меняется цветовой тон или чистота цветов). Представление о последовательном контрасте можно получить, если пристально посмотреть на зеленый колпак горящей настольной лампы, а затем перевести взгляд на белую бумагу. Подобное явление можно легко наблюдать также на станциях метро, освещенных люминесцентными тепло-белыми лампами, имеющими розовое излучение. Если к станции подходит поезд, вагоны которого освещены лампами накаливания, свет последних воспринимается как зеленоватый. Явление последовательных контрастов необходимо учитывать при цветовом оформлении и разработке системы световой сигнализации, особенно при установке и пользовании световыми сигналами на транспорте – на распределительных и других щитах (табло, мнемосхемах и т. д.), на которых имеются сигнальные лампы.

В таких случаях целесообразно, по-видимому, окрашивать фон сигнальной лампы в малонасыщенный цвет последовательного образа. В этих условиях последовательный образ исчезает быстрее всего и его вредное воздействие сводится, таким образом, к минимуму. Практически, при наличии нескольких близких по цвету ламп фон следует окрашивать в цвет, близкий к цвету последовательного образа от основной (самой яркой) лампы. При соседстве ламп, совершенно различных по цвету (красная, синяя, желтая), наиболее приемлемым решением является окраска в светло-ахроматический цвет с оттенком цвета последовательного образа от основной лампы.

Цвет последовательного контраста изменяется в зависимости от того, на какую цветовую поверхность переводится взгляд после действия на него сигнальной лампы. В том случае, когда сразу после восприятия сигнала нужно увидеть цветную кнопку управления, прочитать надписи показания приборов и т. д., а последние окажутся близкими к цвету последовательного образа, возникающего на фоне этого объекта, чтение будет затруднено на все время затухания образа. Поэтому цвет объекта должен резко отличаться от цвета последовательного образа на данном фоне. В табл. 4.6 указано изменение цветов в результате последовательного контраста [15].


Таблица 4.6. Цвета последовательного контраста на различных фонах

Последовательный контраст возникает под влиянием как цветных источников, так и окрашенных поверхностей. Однако в последнем случае он значительно слабее, быстрее исчезает, и его роль при цветовом оформлении несущественна.

Цвета последовательного контраста объясняются трехкомпонентной теорией Ломоносова – Юнга – Гельмгольца, согласно которой в сетчатке глаза содержатся три вида цветовоспринимающих элементов, соответствующих основным цветам (красному, зеленому, синему). Каждый вид элементов возбуждается преимущественно одним из цветов. Однако в некоторой степени он может реагировать и на другие лучи, в связи с чем кривые чувствительности отдельных видов цветовоспринимающих колбочек частично накладываются друг на друга. Изолированное возбуждение одного вида элементов вызывает ощущение основного цвета, при равном раздражении всех трех элементов ощущается белый цвет. Цвета последовательного контраста появляются как следствие пониженной возбудимости тех цветоощущающих элементов сетчатки глаза, которые преимущественно реагировали в предшествующий момент.

Отклонения контрастных цветов от дополнительных объясняются тем, что возбудимость трех основных цветоощущающих элементов сетчатки по мере действия раздражения снижается не с одинаковой скоростью. Вследствие возникновения последовательных образов, цвет которых как бы подмешивается к наблюдаемым цветам, последние соответственно изменяются.

Цветовые раздражения в основном обусловлены физиологическими и психологическими явлениями. В связи с этим целесообразно упомянуть о теории взаимной индукции нервных процессов, которую И. П. Павлов считал одним из основных законов высшей нервной деятельности. Сущность этой теории заключается в том, что в окружности (на периферии) пункта раздражения возникают контрастные явления, наблюдаемые также и в самом пункте раздражения после прекращения действия стимула (раздражителя). Первая группа явлений называется одновременным контрастом, а вторая – последовательным контрастом.

На строгом следовании теории цвета

Искусство цвета. Цветоведение: теория цветового пространства

Общее учение о цветах

История учения о цветах

Читайте также:  Кассеты могут смещаться

Общее. В научной литературе еще не имеется основательного труда, посвященного истории науки о цветах.

Гёте, который в течение многих лет собирал материал для такой работы, имея в виду дать связное изложение предмета, отказался от своего намерения при попытке осуществить свой план, и ограничился изданием собранного материала в необработанном виде. Он понимал, что подобный труд представлял бы весьма ценное научное произведение, но считал себя не обладающим в достаточной мере необходимыми специальными познаниями.

Другие исследователи в этой области шли по тому же пути, т. е. собирали материал и издавали его; но для целостного, связного изложения данная отрасль науки оказывалась все еще не вполне созревшей.

Попытки греческих и римских авторов выяснить природу наших цветовых переживаний очень несовершенны. Древние авторы перечисляют, как различные цвета, только белый, черный, желтый и красный. Встречающиеся в памятниках искусства египтян также синий и зеленый цвета не рассматриваются, как самостоятельные, а причисляются к черному цвету.

Из описаний красящих веществ и по сохранившимся сочинениям о красках видно, что древним народам были известны также синие красящие вещества. Вероятно, яркий зеленовато-синий силикат медно-натриевой соли, который еще и теперь называется египетской голубой, был первым искусственно приготовленным красящим веществом. Древним были известны также индиго, медная лазурь и, позднее, ультрамарин. Для получения желтых и красных тонов служили соответствующие, часто встречающиеся в природе, сорта охры. В качестве черной краски употреблялся измельченный уголь. Связывающим веществом (цементом) были камедь и воск.

Подобно тому, как в древнем периоде исторического развития музыки, тот или иной музыкант к первоначальным пяти тонам гаммы прибавлял еще один тон, – в истории практического использования красок можно наблюдать, как средства крашения умножались с открытием новых красящих веществ. Бесчисленные опыты получения красок из различных, встречающихся в природе красителей – цветов растений, – не удавались, так как полученные соединения оказывались весьма непрочными. Однако с течением времени удалось найти некоторые красители, – как в животном, так и в растительном мире, – удовлетворяющие и более строгим требованиям.

Древним принадлежит открытие пурпура в некоторых улитках. Средние века дали нам зеленое красящее вещество крушинной ягоды, желтое, красное и фиолетовое красильных деревьев, кармин и шафран. Древним были также известны сурик и киноварь, между которыми они не делали различия. Средние века добавили еще синие кобальтовые вещества.

Развитие химии с XVIII века очень быстро пополнило этот список. Появление берлинской лазури, швейнфуртской зелени, различных соединений хрома, искусственно приготовленного ультрамарина – отмечает последовательные ступени этого развития. Количество органических красителей также увеличилось благодаря все более оживляющейся мировой торговле.

Целые потоки красителей полились на мировой рынок благодаря открытию – во второй половине XIX века – синтеза красящих веществ из продуктов сухой перегонки каменного угля. Мы еще и теперь находимся в этой области в стадии дальнейшего развития.

Теперь, после того как уже найдены в щелочных и кислых красящих веществах представители всех цветов, работа ведется в том направлении, чтобы придать краскам наибольшую стойкость и прочность по отношению к выцветанию, трению, мытью, поту, грязи и т. д., какую только позволяет достичь современная техника.

Предыдущий обзор развития наших знаний о красящих веществах мы привели все необходимое введение для изучения цветов.

Грандиозная попытка методического изложения науки о цветах, сделанная Гёте, не удалась потому, что в его эпоху непосредственно были еще мало изучены зеленые и фиолетовые цвета, ибо существующие в те время красители не были достаточно чистыми.

Мы должны строго различать понятия: цвет и краска (красящее вещество).

Цветом называется то ощущение, которое возникает в результате передачи соответствующих внешних раздражений, вызванных светом, – через посредство глаза и зрительного нерва – в мозг. Цвет можно ощущать и без краски: стоит только закрыть глаза и слабо прижать глазное яблоко, как появятся различные цветовые и световые эффекты. Существуют люди, и таких немало, – которые по произволу в самой глубокой темноте, без всякого внешнего раздражения, могут вызвать в своем сознании цветовые образы.

Мы должны поэтому раз навсегда принять к сведению, что словом «цвет» обозначается лишь определенный класс психических переживаний, именно те переживания, которые возникают у нас, обычно благодаря раздражению глаза лучистой энергией или светом; но это же самое переживание мы можем получить и другими путями – через какое-либо иное раздражение зрительного нерва или же в результате некоторой внутренней деятельности. Те же химические вещества, при виде которых у нас появляется ощущение «цвета», называются красящими веществами. Энергия, которая обычно обусловливает такое раздражение глаза, называется светом.

Замечательно, что несмотря на знание многочисленных красок, находивших себе применение в уже высоко развитой живописи – попытки расположить все цвета в стройную и удобообозримую систему долгое время отсутствовали.

Даже Леонардо да Винчи (1452–1519), являющий собой столь редкую комбинацию дарований, человек высокой художественной одаренности и строгого научного мышления, – даже он, с его даром научных предвидений, не высказал ни одной ценной мысли в столь близкой ему области.

Понадобилось вмешательство совершенно с другой стороны физики, – чтобы доказать самую возможность научно обоснованного упорядочения мира цветов. Этот шаг вперед удался Исааку Ньютону (1643–1727), первым достижением которого было открытие зависимости между преломлением света и цветом. Он доказал, что белый свет, который до него принимали за однородный, разлагается после преломления в призме на множество разнородных световых волн, характеризуемых различной преломляемостью.

Параллельно с этим чисто физическим явлением идет другое, чисто психологическое, – а именно ощущение цвета, которое вызывается в глазу этими отдельными составляющими белого света. Цвета образуют беспрерывный ряд, как и различия в преломлении.

Свет наименьше преломляемый вызывает ощущение красного цвета; затем следуют цвета: оранжевый, желтый, лиственная зелень (желто-зеленый), морская зелень (сине-зеленый), холодно-синяя (зелено-синий), синий (ультрамарин) и в самом конце фиолетовый, которому соответствует самое сильное преломление.

Позднейшие исследования установили, что имеется еще «невидимым свет» с обоих концов спектра, т. е. лучистая энергия, не вызывающая в нашем глазу ощущения цвета, а потому и невидимая. В дальнейшем мы ею не будем заниматься.

Благодаря близкой ассоциации между двумя упомянутыми родами явлений издавна признавалась зависимость более тесная, чем существует на самом деле. Так как вышеупомянутые цвета вполне определенно соответствуют световым волнам с определенными показателями преломления (что в дальнейшем было сведено к длине световой волны и числу колебаний), то и предполагали, что связь физических свойств раздражения с психологическими явлениями непосредственна; поэтому не раз делали попытку установить между числом колебаний и цветом такую же тесную закономерную связь, какая существует между числом колебаний и высотой тона в мире звуков. Ни одна из подобного рода попыток не удалась, и в дальнейшем нам станет понятным, почему такая неудача была неизбежна.

Теория цвета Василия Кандинского

Изобразительное искусство слишком долго было подражанием реальности. Искусное воспроизведение форм, лиц, цветов, оттенков на плоской поверхности вызывало восхищение благодарной публики. Человек, таким образом, имел возможность понять, разложить на составляющие части окружающий его мир и собрать его заново. Но встал вопрос: только ли это может искусство? Впечатления от привычных образов со временем притупляются, эмоциональный отклик становится незначительным. В то же время, появляется фотоаппарат, способный без лишних человеческих усилий воспроизводить реальность. Тогда встает новый вопрос: несут ли сами формы и цвета значение? Как через простую фигуру выразить то самое главное содержание, создав впечатление? Одним из ответов становится теория цвета Кандинского.

Эмоции краски

Василий Васильевич Кандинский (1866-1944) — русский художник, проживший большую часть своей жизни в эмиграции в Германии, затем во Франции. Дипломированный юрист, он предпочел посвятить свою жизнь искусству, в котором придерживался авангардных взглядов и много экспериментировал. Преодоление привычных форм в живописи, и интерес к возможностям воздействия цвета на человека привели к написанию интереснейших теоретических трактатов «О духовном в искусстве» (1911) и «Точка и линия на плоскости» (1926).

Сформулированная в них теория восприятия цвета заключается в том, что цвет воздействует на человека, при этом произведенное впечатление не только визуальное. Краска, как и музыка, способна вызывать отклик всех органов чувств.

Происходит естественное для творцов начала XX века сближение видов искусства и попытка преодоления границ между ними: беспредметное искусство становится отвлеченным, очищенным от искусственности. Цвет, как любой раздражитель, привлекает внимание и производит впечатление. Оно часто рассеивается, как только зритель отойдет от картины. Но если наблюдатель более настроен на восприятие, обладает развитой духовной культурой, то воздействие краски способно проникнуть к нему в душу, вызвать ряд ассоциаций. Их может вызывать любой оформленный в цвет и форму объект: здание, комната, стена.

По мысли Кандинского, каждая краска и форма, которой она ограничена, оказывают специфическое воздействие, рождают определенные ассоциации. Эту специфику живописец и берется описать. Как художник, он применяет на практике свою теорию, создавая абстрактные (беспредметные) картины, наполненные линиями, точками, простыми формами и цветом.

Близко и ярко

Теория цвета во многом стала прорывом в будущее для художников, архитекторов. Оказалось, что круг и квадрат воздействуют по-разному. Форма и краска влияют друг на друга, изменяя значения, по-новому расставляя акценты. Значение имеют и характеристики цветов: теплые или холодные; светлые или темные. Получаются две плоскости, по которым движется каждый цвет, более или менее насыщаясь, рождая новое ощущение. Кандинский в теории психологии цвета называет это «звуками краски». Теплое приближается к смотрящему, холодное же от него отдаляется.

Особенное положение занимают черный с белым: они представляют полюсы между светом или тьмой. Своеобразными полюсами становятся и желтый с синим. Например, желтый ассоциируется с теплом, он колет глаз, приближаясь вплотную к зрителю. Но затемняясь, становясь холоднее, он становится более отдаленным, спокойным, комфортным – приближается к синему. Зеленый, как и серый, оказывается соединением противоположных друг другу цветов, рождает ощущение стабильности, неподвижности.

Но это не полная картина. Теперь добавим форму, усложнив систему соответствий! Динамическая система цветов предлагает такое прочтение: «острые» краски (красный) ощущаются намного острее в треугольнике, чем в квадрате. Глубокий синий, приняв форму круга, станет еще глубже. В голубой комнате посетитель погрузится в спокойствие, темно-синий же цвет способен депрессивно воздействовать, обращая посетителя к бесконечному, неразрешимому.

Эту специфику особенно продуктивно применять в архитектуре. Простая форма фасада или окон, их цвет дают возможность влиять на сознание человека. Конструктивисты 1920-х гг. свободно владели приемами воздействия через архитектурные формы и их краски, не боялись экспериментов. Продолжили и развили эту практику советские архитекторы, почувствовавшие необходимость возводить крупные, устремленные ввысь дома. Монументальность построек давала возможность человеку ощутить себя маленьким винтиком в общем механизме, идущем вперед. Они не так активно использовали краски, предпочитая нейтральные цвета с красными акцентами.

В любом современном городе большая часть фасадов окрашена в нейтральный, статичный серый. Здания по своей природе больше отсылают к статике, поэтому закономерно такое соотношение. Но выбор необычной формы и цвета в оформлении постройки наделяет ее уникальным смыслом. Поэтому так важно не забывать о соотношении формы и содержания: вместе они порождают смысл и чувственное впечатление. В руках художника или дизайнера сделать произведение (картину или здание) целостным.

*Снимки, используемые в статье, взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.

На строгом следовании теории цвета

Тема лекции: Цветовые системы 19 века. Система Вильгельма фон Бецольда.

Вильгельм фон Бецольд

Сразу порекомендую отличный отзыв в ЖЖ о работе Бецольда.

Мой перевод с англоязычного сайта (не бейте тапками, плииз!)

Вильгельм фон Бецольд (1837-1907) был профессором метеорологии в Мюнхене, а также директором Прусского Метеорологического Института. Его главным научным интересом была физика атмосферы, он внёс большой вклад в изучение теории гроз. Его дядя Густав был выдающимся историком искусства, и это вполне могло повлиять на появление в 1874 году книги “Учение о цвете с точки зрения искусства и ремёсел”, в которой Вильгельм фон Бецольд представляет цветовую систему в форме конуса. Хотя его конус и напоминал пирамиду Ламберта, тем не менее он задумывался иначе – фактически, похожим на полусферу Шеврёля.

Посмотреть конус по ссылке.

Читайте также:  Отделка пола в коридоре

Бецольд пишет: “В таком цветовом конусе возможно расположить практически все представляемые цвета, что значит – все цветовые тона, которые способны воспринимать глаза. На своей внешней поверхности конус содержит только полностью насыщенные цвета в их различных уровнях яркости.” Он продолжает: “Если нужно изготовить такой конус с помощью красителей, то самая отдалённая от центра поверхность, содержащая спектральные цвета, другими словами – полностью чистые цвета, может быть представлена только, если самые отдалённые от центра конуса пигменты выведены за пределы абсолютной чистоты.”

Бецольд намеревался создать цветовую систему, напрямую основанную на восприятии, но он был не первым в этих намерениях. Художник Йоганн Кристоф Фриш из Берлина был первым, кто удостоился этой чести. В 1788 году Фриш представил ассиметричную конструкцию, предлагающую цветовой круг из 8-ми сегментов, которые позволяли глазу различать большее расстояние между синим и красным и синим и жёлтым, чем между жёлтым и красным. Но эксперимент Фриша не нашёл отклика, и прошло ещё 100 лет до тех пор, когда Берцольд предложил похожую работу.

Цветовой конус фон Бецольда белый в центре круга, который формирует основание конуса. Цвета затемняются по направлению к вершине конуса до тех пор, пока не достигнут черного цвета. Он вывел круг из своего опыта: “если пурпурные цвета помещаются между фиолетовым и красным, то фактически возможно разместить все цвета в рециркуляционных сериях. Они поэтому могут быть распределены вдоль замкнутой линии, проще всего по периметру круга, и таким образом они обретут материальную форму.”

(Во втором издании теории цвета Вильгельма фон Бецольда, которое вышло в 1921 году – почти полвека спустя – издатель В. Зайтц произвёл несколько радикальных изменений: конус Бецольда был просто заменён двойным конусом Виллиама Освальда, который будет описан позже).

Фон Бецольд вводит особый цветовой круг – по ссылке.

Он считает этот круг секцией, фактически “порцией схемы истинных цветов”, которая приближается к треугольнику, в углах которого можно найти цвета красный, зелёный и сине-фиолетовый. Таким образом он строго ориентируется на три первичных цвета – синий, зелёный и красный – которые Герман фон Гельмгольц и Джеймс Кларк Максвелл смогли научно обосновать и популяризировать в своих трёхцветных теориях, приводящих к выбору треугольника как истинной схемы цветов. В предисловии к своему изданию 1874 года фон Бецольд признаёт заслуги своих двух предшедственников. Он напоминает нам, что Гельмгольц был первым, кто осознал разницу между аддитивным смешиванием лучей света и субтрактивным смешиванием красок, и что Максвеллу мы должны быть признательны за законы “истинного смешивания цветов, установленных в ходе убедительных экспериментов”. Только после их исследований физические и физиологические аспекты теории цвета стали считаться достаточными для того, чтобы служить основаниями для практических и эстетических исследований.” Фон Бецольд продолжает утверждать, что сейчас пришло время попытаться – и он имел ввиду свою работу – “организовать теорию образования цвета подобным образом на крепком фундаменте и поместить её в компанию равного роста рядом с двумя другими науками” – подразумевая анатомию и геометрию, обе из которых важны для искусства.

Его собственный цветовой круг таким образом “. составленный с помощью треугольника, другим словами, его нужно рассматривать как деталь этого треугольника, или как увеличение маленького круга, вписанного в этот треугольник. Деления расположены вдоль окружности, которые указывают на количество колебаний таким образом, что когда мы движемся от одного деления к другому, мы достигаем цвета, который содержит на 10 миллиардов колебаний больше, чем его предшедственник. простое распределение этих делений, которые содержат в себе ощутимую форму строго математического закона смешивания, указывает на особенные отношения между красным, зелёным и синим цветами.”

Несмотря на внимание, которое он уделяет науке и научным вычислениям, фон Бецольд изначально заинтересован в искусстве и дизайне, и хочет, чтобы его круг помогал художникам и колористам. Даже если самые точные эксперименты и чувство порядка наводят на мысль, что “на одном и том же отрезке периметра круга находится примерно одинаковое количество едва раличимых тонов, расположенных рядом друг с другом, то всё равно остаётся впечатление, что оттенки в районе синих и зелёных меняются гораздо медленнее, чем в районе пурпурных и фиолетовых”. Следовательно, он делает попытку: “разделить круг на цветовые группы таким образом, чтобы характер соседних групп воспринимался глазом как имеющих одинаковую разницу”. Отдельные цвета, идущие по направлению к зелёному следующие: пурпурный, кармин, вермиллион, оранжевый, жёлтый, желто-зелёный, зелёный, сине-зелёный, бирюзово-синий, ультрамарин, сине-фиолетовый и пурпурно-фиолетовый, с многочисленными “комплементарными цветами”, расположенными напротив зелёного – самого большого сектора. Буквы, расположенные вдоль внутреннего периметра, представляют музыкальные ноты и составляют часть попыток опровергнуть теорию “хроматических соответствий”, которая восходит к Джорджу Филду. Мы оставим без внимания эти оба аспекта, хотя фон Бецольд прилагал огромные усилия в своём исследовании гармонии цветов. Он пытался найти гармонические триады посредством конструирования равносторонних треугольников вокруг белого центра его цветового круга. Мы показываем один треугольник, который соединяет сине-фиолетовый и вермиллион с зелёным. То, что его вершина не достигает зелёного сектора, наглядно показывает фундаментальный недостаток систем, которые подразумевают возможным интеграцию колориметрии в пространственную геометрию. Цветовые системы должны быть трёхмерными, но их структуры необязательно должны быть графически простыми. Эта идея впервые была реализована в системе, которую предложил американский художник Генри Манселл в начале 20 века.

Фон Бецольд, конечно, не смог представить исчерпывающую систему, он чрезмерно выделял синие и фиолетовые цвета – но его имя осталось в современной физиологии цветовосприятия под названием феномена Бецольда-Брюке. Он наблюдал за электрическими лампами через цветные фильтры и заметил, что, если, например, смотреть через красный фильтр на самую яркую точку лампы, то она меняла цвет на жёлтый, а если смотреть на лампу через сине-зелёный фильтр, то самая яркая точка лампы казалась зелёной. Таким образом, цвета (в случае их высокой светлоты), зависят от интенсивности света. Это смещение цветовосприятия в настоящее время объяснено предположением, что в точке наивысшей световой интенсивности – самой яркой точке – световосприимчивые клетки глаза, которые возбуждаются до своего максимума, оказываются насыщенными (сатурированными) и таким образом принимают сравнительно небольшое участие в нашем восприятии цвета.

В предыдущие годы Брюке, между прочим, попытался сформулировать психологию цвета в рамках эстетической системы. В своей книге Бецольд предпринимает вторую попытку этой формулировки. По его мнению, всё самое существенное со времен теории цвета Гёте “не имело длительного влияния на развитие науки и длительное время было объектом для превосходного опровержения”. Сто лет назад всё ещё было возможным писать таким образом без противоречий. Тем временем, учёные смогли понять эти вопросы более полно.

Изучаем основы колористики или как избежать неудач в окрашивании волос

Колористика — наука о цвете, цветовых контрастах. Теория цвета — важный инструмент в парикмахерском деле, в окрашивании волос. Сегодня вы узнаете основы колористики, строение волоса, составляющих цвета. Во второй части статьи мы поговорим о фонах осветления, глубине тона, о применении полученных знаний на практике.

Строение волоса

Волос относится к придаткам кожи. Он нечувствителен, потому как лишен нервных окончаний. Условно его разделяют на 2 части:

  • видимую (волосяной стержень);
  • невидимую (корень).

В процессе окрашивания волос задействована только видимая часть волоска, сразу перейдем к ее изучению. Волосяной стержень состоит из медуллы (сердцевины), кортекса (коркового вещества) и кутикулы (внешней оболочки).

Медулла — центральная часть волосяного стержня. Она представляет собой 2–4 слоя крупных неороговевших клеток кубической формы. Медулла выступает в роли терморегулятора: не допускает перегрев и переохлаждение в разное время года. Медулла невсегда сплошная, может прерываться. Это наблюдается в тонких волосах, где она на трети волосяного стержня отсутствует.

Кортекс — основная часть волосяного пространства. Корковое вещество представлено веретенообразными эпителиальными клетками. Качественные показатели составляющих кортекса отражаются на упругости, прочности, эластичности волос. Окислительные процессы при окрашивании, осветлении протекают непосредственно в корковом веществе.

Структура кортекса также обуславливает оттенок, качество волоса. Связано это с его составляющими:

  • кератином или ороговевшими клетками, соединенными мембранно-клеточным комплексом. Подобный «каркас» придает волосяному стержню формы, делает его упругим и эластичным;
  • меланином, собственно пигментными частицами;
  • воздухом. Воздушные частицы — это «растворитель» натурального пигмента внутри волосяного стержня. Чем меньше воздуха, тем насыщеннее тон, а в седом волоске его больше всего.

Кутикула — это внешняя оболочка волоска, состоящая из 8–10 слоев. Слои сложены из чешуек (плоского бесцветного кератина), расположенных в шахматном порядке, словно соты, черепица. Связь между слоями также представлена мембранно-клеточным комплексом. Слои плотно соприкасаются друг с другом и обеспечивают надежную защиту от негативных факторов внешней среды.

Внешний вид волоса говорит о состоянии кутикулы:

  • тусклые, пористые волосы — признак поврежденной внешней оболочки и раскрытых чешуек;
  • здоровый блеск свидетельствует, что чешуйки достаточно плотно прилегают, не повреждены.

От чего зависит цвет

Цвет шевелюры напрямую связан с меланином (натуральным пигментом). Меланин делится на эумеланин и феомеланин.

Эумеланин — пигментные частицы удлиненной формы, крупного размера, красного и синего цвета. Количество гранул отражается на глубине тона, цветовом нюансе. Для брюнеток характерно большее количество эумеланина. Или наоборот, чем его меньше, тем шевелюра светлее.

Важный момент! В натуральных волосах есть эу- и феомеланин одновременно. На цветовое отражение влияет их количество, каких частиц больше. У природных блондинок преобладает феомеланин, а в черных прядях содержится больше эумеланина.

Феомеланин — молекулы меланина округлой формы и незначительного размера. Они бывают красного и желтого цвета. Избавиться от феомеланина — задача нелегкая. Удалить его полностью практически невозможно, плюс грозит разрушением волосяного стержня.

Частицы феомеланина обуславливают фон осветления. Они влияют на конечный оттенок после окрашивания. Яркий пример — рыжие, желтые или красные нотки в цвете при осветлении. В медных волосах вы увидите огромное количество красно-желтых гранул, а в черных их немного.

С возрастом синтез меланина прекращается, происходит обесцвечивание прядей. Такое явление получило название поседение. Использование агрессивных химических составов при покраске шевелюры приводит к потере волос, связано это с разрушением феомеланина.

Основы теории цвета

В колористике выделяют первичные, вторичные и третичные цвета. Этого достаточно, чтобы в полной мере передать цвет волос.

Первичных цветов только 3 (красный, желтый и синий). Их нельзя получить из других цветов, они основные, базовые.

Смешивая первичные цвета, вы получаете цвета второго порядка (так называемые вторичные). К ним относятся: фиолетовый — это сочетание красного и синего, оранжевый — красного с желтым, а зеленый — желтый с синим.

Если же смешать вторичные цвета с базовыми, то получатся третичные.

Условная линия, разделяющая теплые и холодные оттенки, проходит через зеленый и красный, как указано на схеме выше. Таким образом, фиолетовый, синий относятся к холодным тонам, а желтый, оранжевый — это теплые. Зеленый, красный бывают холодными и теплыми.

Помните, работа с цветом при покраске прядей имеет свою специфику. Основные правила сочетания цветов:

  1. Цвета, противостоящие друг другу в цветовом круге, одинаковой степени интенсивности и способны нейтрализовать друг друга.
  2. Для нейтрализации холодных тонов используются теплые, но не наоборот. Добавляя к теплым тонам холодные, вы получите грязный цвет.
  3. Если клиент с окрашенными локонами холодного оттенка желает получить теплую гамму, сначала нейтрализуйте холод в тоне.
  4. Теплые оттенки, стоящие друг за другом по часовой стрелке, совместимы.
  5. Холодные оттенки, стоящие друг за другом против часовой стрелки, несовместимы.
  6. Сочетать теплые и холодные оттенки не удастся, они несовместимы.
Читайте также:  Дизайн потолка в гостиной

Уровень глубины тона

Уровнем глубины тона называется основной цвет волос до покраски, без дополнительных оттенков. На этот показатель влияет исключительно количество меланина в волосяном стержне.

Для удобства и взаимопонимания мастера колористики определили 10 уровней глубины тона и обозначили их цифрами от 1 до 10. Это базовые тона, по цифровому номеру можно судить о его светлости: 1 — самый темный, 10 — самый светлый.

Базовые тона составляют натуральный цветовой ряд, это первая цифра номера любого красителя. Производители красок частично корректируют цифровое обозначение цвета, расширяя или сокращая его. Для этого существует вторая, третья цифра.

Чтобы определить глубину тона, достаточно визуального осмотра. Возьмите прядь на затылке, ближе к корням, уплотните ее, подобно примеру в палитре, и выберите близкий образец. Его номер соответствует глубине тона вашей шевелюры.

Фон осветления и его нейтрализация

Еще один важный для окрашивания прядей параметр — фон осветления (ФО). Это цветовое выражение меланина после проведенного окисления, который сохранился внутри волосяного стержня.

Окрашивание — это процесс окисления меланина перекисью водорода (H2O2). Из перекиси водорода выделяется атомарный кислород (О), он вытесняет из натурального волоса синий пигмент. В итоге остается красный и желтый. По их сочетанию судят о фоне осветления.

Интенсивность окисления зависит от концентрации молекул перекиси в составе для окрашивания. Чем она выше, тем сильнее реакция и эффект осветления.

Важный момент! Каждой глубине тона свойствен свой фон осветления.

Рассмотрим, как связан фон осветления и глубина тона:

  • 1, 3, 4 тонам соответствует красный фон осветления: очень темно-красный, темно-красный, красный фон осветления соответственно. Вспоминаем, что для нейтрализации красного используется противостоящий цвет в цветовом круге. Это зеленый. Поэтому выбираем зеленый микстон, корректор.
  • 5, 6, 7 УГТ имеют оранжевый фон осветления. Для нейтрализации оранжевого используют синий. 5 и 7 уровни — смешанные, имеют двойной фон осветления, поэтому корректор будет сложным. Пятому тону соответствует оранжево-красный фон осветления, поэтому используется сине-зеленый корректор (микстон). Седьмой тон шевелюры имеет оранжево-желтый ФО, подбираем корректор сине-фиолетовый.
  • На 8, 9, 10 уровнях глубины тона проявляется только желтый ФО: желтый, светлый желтый, очень светлый желтый соответственно. С повышением глубины тона желтый уменьшается, светлеет. Нейтрализуем желтый фон осветления фиолетовым корректором.

Возможные действия с фоном осветления:

  • нейтрализация — если клиент желает получить холодный (натуральный) оттенок;
  • дополнительное осветление, повышение глубины цвета — если полученный при обесцвечивании цвет недостаточно светлый;
  • усиление ФО, когда он совпадает с выбранным красителем. Если желаемый цвет глубокий красный, средний медный, светло-золотистый, то необходимости в нейтрализации нет, наш ФО поспособствует проявлению желаемого цвета, сделает результат насыщенным, глубоким.

Запомните главное правило колориста: краска краску не осветляет! Искусственный цвет не способен растворить исходный искусственный пигмент.

Рассмотрим на практике: клиент выбрал краску светлых оттенков, но волосы окрашены темным стойким красителем. Нанесение выбранного красителя на предыдущий не даст желаемого осветления. Для успешного результата необходимо удалить искусственный пигмент из волосяного стержня (получить только ФО), а потом использовать светлую краску.

Что такое цветовое направление

Цветовое направление — это оттенок на локонах, проявившийся в результате окрашивания, не путайте с пигментом (базовым цветом прядей). Например, девушка с медными локонами после покраски — медный считается направлением цвета.

Цветовой нюанс — это дополнительный оттенок, он выделяется в картах красок цифрой или буквой. В маркировке красителей обозначение цветового нюанса стоит после глубины тона (8G, 8/41, 9,60). Третья цифра в маркировке красителя — дополнительный цветовой нюанс, легкий перелив.

Палитры красок от разных производителей могут отличаться обозначением цветового направления, выбранного оттенка. После цифры глубины цвета, вы можете увидеть не цифру, а букву. Это начальная буква названия оттенка на английском (родном для производителя) языке.

Обратите внимание! Две одинаковые цифры после обозначения глубины тона указывают на интенсивность выбранного оттенка. Например, 8/44 — интенсивный медный, 8/77 — экстракоричневый.

Колористика — важная наука для парикмахера. Не зная ее основы, добиться желаемого успеха в окрашивании не удастся.

Примеры окрашивания волос в разные цвета:

Цветовой круг: инструкция для event-дизайнера и организатора событий

Поделиться

Неправильно подобранные цвета могут испортить самый крутой дизайн. Вот например, этот.

Это плохой, очень плохой дизайн, потому что цвета не сочетаются, а буквы не читаются. Избежать такой проблемы поможет цветовой круг. В этой статье мы расскажем что это такое и как с его помощью самостоятельно подбирать цветовые сочетания, даже если вы никогда этого не делали.

Что такое цветовой круг

Цветовой круг или цветовое колесо — это основа теории цветов. Благодаря ему можно понять, какие цвета создают гармоничные сочетания. Первый цветовой круг придумал Исаак Ньютон еще в 1665 году.

Как и зачем им пользоваться

При помощи круга можно подобрать цвета, которые хорошо сочетаются, выбрать безопасные варианты и найти самые смелые сочетания. Все это легко сделать онлайн, на странице цветового круга Canva . Расположение цветов в этом круге отличается от привычного цветового круга Иттена, которым пользуются художники.

Наиболее удачные сочетания цветов, их еще называют цветовыми схемами, подбирают для того, чтобы сделать дизайн гармоничным. Есть пять способов сочетать цвета, их выбирают в зависимости от цели и количества нужных оттенков.

Монохроматические комбинации

Монохроматическая комбинация — это сочетание трех оттенков одного базового цвета. Например, розовый, светлый розовый и еще более светлый розовый. То есть один цвет разной степени насыщенности, без примеси других оттенков. Это консервативный и простой вариант, который можно смело использовать даже новичкам. Безопасное сочетание, при помощи которого можно создать гармоничный дизайн.

Подойдет для оформления интерьеров, свадебных пригласительных, оформления документов, чек-листов. Такие сочетания могут показаться скучными, чтобы сделать их интереснее, используйте их в разной пропорции — пускай один цвет будет доминирующим, а остальные два вспомогательными. А если дизайн с такой комбинацией покажется вам слишком скучным, добавьте контраста при помощи черных и белых элементов.

Чтобы найти такую комбинацию:

  1. В первом окне введите HTML-код нужного цвета. Или выберите его курсором на цветовом круге.
  2. Во втором окне выберите из выпадающего снимка цветовую комбинацию Monochromatic.
  3. Двигайте точку, расположенную на внешнем ободке круга, чтобы выбрать более темные или светлые оттенки цвета.

Аналогичные комбинации

Аналогичная комбинация — это от двух до шести цветов, которые находятся друг за другом на цветовом круге. Такая комбинация не может состоять из одного цвета в разных оттенках, это обязательно несколько разных, но близких цветов.

Такие комбинации смотрятся необычнее и красочнее монохроматических, хорошо подойдут для оформления сайтов. Чтобы сохранить гармонию, следует выбрать один доминирующий, а остальные два использовать в меньшем количестве, для акцентов. А чтобы определиться с основным цветом, предлагаем прочитать статью о том, как выбирать цвет согласно психологии цветов .

Три аналогичных цвета можно подобрать на цветовом круге Canva . Например, к оранжевому программа предлагает максимально близкие оттенки желтого и красного.

Чтобы найти такую комбинацию:

  1. В первом окне введите HTML-код нужного цвета. Или выберите его курсором на цветовом круге.
  2. Во втором окне выберите из выпадающего снимка цветовую комбинацию Analogous.
  3. Вы можете двигать любую точку на цветовом круге, если захотите поменять оттенок. Остальные два цвета будут соответственно меняться, и у вас появятся другие варианты аналогичной комбинации.

Комплементарные комбинации

Комплементарная комбинация — это сочетание из двух максимально контрастных цветов, которые подчеркивают друг друга. Комплементарные пары образуют два строго противоположных цвета. Такие сочетания выглядят ярко, они привлекают внимание в первую очередь, поэтому их лучше использовать, чтобы выделить что-то важное.

Комплементарные пары нужны для того, чтобы привлечь внимание, их хорошо применять для плакатов и флаеров. Важно использовать их в дизайне умеренно, из-за высокого контраста они могут утомить.

На цветовом круге Canva можно подобрать комплементарную пару к любому цвету. Например, если вы выберете бирюзовый, программа предложит вам самый контрастный вариант красного. Оттенок можно выбрать на самом круге или ввести его HTML-код.

Мы привыкли считать, что контрастная пара красному — зеленый. Все верно, согласно цветовому кругу Иттена, которым пользуются художники. Дело в том, что тот круг построен на трех основных цветах: красном, синем и желтом, а всего в нем 12 цветов. Цветовой круг для онлайн-дизайна построен на красном, синем и зеленом, и в нем более 16 миллионов оттенков.

Чтобы найти такую комбинацию:

  1. В первом окне введите HTML-код нужного цвета. Или выберите его курсором на цветовом круге.
  2. Во втором окне выберите из выпадающего снимка цветовую комбинацию Complementary.
  3. Вы можете двигать любую точку на цветовом круге, если захотите поменять оттенок. Второй цвет тоже будет меняться, чтобы оставаться контрастным к выбранному цвету.

Чтобы подобрать контрастное, но более мягкое сочетание, выберите комплементарную пару, а потом один из цветов замените на два его соседних.

Триадные комбинации

Триадная комбинация — это три равноудаленных друг от друга цвета на цветовом кругу, которые создают контрастные сочетания, но не такие яркие, как комплиментарные. Это те цвета, которые можно соединить равносторонним треугольником.

Чтобы найти такую комбинацию:

  1. В первом окне введите HTML-код нужного цвета. Или выберите его курсором на цветовом круге.
  2. Во втором окне выберите из выпадающего снимка цветовую комбинацию Triadic.
  3. Вы можете двигать любую точку на цветовом круге, если захотите поменять оттенок. Второй цвет тоже будет меняться, чтобы оставаться контрастным к выбранному цвету.

Они тоже подойдут для смелого дизайна и привлечения внимания, но они не такие агрессивные, их легче применять. Часто такие комбинации используют для дизайна интерьеров, чтобы он выглядел гармонично, но не так скучно, как при использовании лишь двух цветов. Триадные сочетания можно использовать для плакатов, ярких логотипов, как, например, это сделал Burger King.

Тетрадные или четырехугольные комбинации

Тетрадные или четырехугольные комбинации — это четыре цвета, которые образуют на цветовом круге квадрат или прямоугольник. Два из этих четырех цветов — комплиментарные, то есть противоположные. Самый сложный вариант, подойдет для опытных дизайнеров или смелых новичков. У этой схемы наибольшее количество возможных комбинаций, поэтому такие сочетания хорошо подойдут для фирменной цветовой палитры. Если с тремя цветами легко оказаться похожим на кого-то, то с четырьмя вероятность выделиться на фоне конкурентов гораздо выше.

Осторожнее, чем больше цветов вы используете, тем сложнее сохранить баланс и добиться их гармоничного сочетания.

А для тех, кто еще не рискует самостоятельно подбирать четыре цвета при помощи цветового круга, мы подготовили подборку 100 цветовых сочетаний, которые привлекут нужную аудиторию . Каждый пример — это гармоничное сочетание четырех цветов. Все примеры палитр мы взяли из любимых фотографий. Вы тоже можете подобрать цвета по фотографии при помощи генератора палитр .

Цветовой круг помогает новичкам находить безопасные сочетания, а профессионалам экспериментировать и находить новые комбинации цветов для дизайнов. Подобрать цвета по этим схемам легко можно на страничке с цветовым кругом Canva . И помните, чтобы дизайн выглядел гармонично, в любой комбинации следует выбрать один доминирующий цвет.

Ссылка на основную публикацию