Лампы должны быть направлены вниз

Да будет свет

Дизайнеры говорят, что планировка определяет «лицо» квартиры, а освещение придает ей определенное «настроение». Тусклый свет в гостиной, или яркие светильники в спальне одновременно негармоничны и нефункциональны. У освещения каждой комнаты есть свои «маленькие секреты», которые легко упустить из виду. И эти упущения непременно всплывут со временем, давая о себе знать неприятным чувством дискомфорта. Чтобы этого не случилось, давайте лишний раз вспомним — в чем же специфические особенности освещения разных комнат.

Прихожая. Основное правило здесь — это отказ от мягкого полумрака. Конечно, он может присутствовать, но в то же время здесь должна быть возможность все ярко осветить. Это вполне объяснимо. Во-первых, прихожая выполняет утилитарную функцию, и мы не должны в потемках пытаться попасть в рукав пальто или отыскать ботинок. Не говоря уже о том, что подправить макияж в полутьме — весьма трудная задача. Во-вторых, количество света в соседних помещениях должно быть сравнимым. Поэтому если соседняя комната в данный момент залита ярким солнечным светом, прихожая тоже должна быть ярко освещена. И, наконец, именно прихожая определяет общее впечатление от квартиры. Не превращайте ее в мрачный коридор средневекового замка. Не забывайте, что с помощью света можно увеличить маленькое помещение и расширить узкое, сделав прихожую уютной и светлой. Кроме общего освещения добавьте местное. Оно необходимо для освещения зоны зеркала. Чтобы отражение было хорошо видно, свет должен равномерно направляться от зеркала, не создавая бликов и теней. Лучше всего освещать зеркало двумя светильниками с обеих сторон примерно на уровне головы. Их можно расположить не только на стене, но и на самой зеркальной поверхности, получив другое распределение интенсивности света.

Холлы, лестницы, лестничные площадки. Здесь набор осветительных приборов призван равномерно озарять пространство для вашей безопасности. На ступеньки лучше направить верхний свет, чтобы подступенки оставались в тени, а проступи, напротив, ярко выделялись. Светильник не должен мешать движению, а осветительные элементы необходимо располагать в прямой доступности для ремонта и замены.

Гостиная. Здесь необходимо обеспечить достаточный уровень фонового света (даже если используется местное освещение). Он должен помочь избежать глубоких теней в дальних уголках. Задача освещения – представить гостиную в самом выигрышном (парадном) виде. Подчеркните декоративную нишу со скульптурой, живопись, витрину с заморскими сувенирами, изысканную посуду. Эффектно выглядят подсвеченные по периметру гардины. Помимо люстры в центре потолка, вы можете использовать приборы направленного света, точечные потолочные светильники, заднюю подсветку маленькими трубчатыми лампами. Прекрасную возможность для творчества дают конструкции на основе токоведущих шин. Вы сможете изменять дизайн освещения под ваше настроение без ремонта. Кроме общего освещения необходимо учесть местное освещение в функциональных зонах.

Если это зона отдыха, установите настенный светильник. А еще лучше, поставьте рядом с удобным креслом торшер. Он идеально подходит для создания уютной атмосферы, неповторимым образом меняя окружающее пространство. В кругу света вы будете чувствовать себя уединенно, и ничто не сможет отвлечь вас от книги. Не забудьте про настольную лампу или бра рядом с журнальным столиком. Она должна быть достаточно яркой, ведь вышивание гобеленов требует большого напряжения глаз. Если гостиная совмещена с кабинетом, он обязательно должен иметь местный источник света. Прекрасным дополнением к удобно расположенным осветительным приборам является возможность регулировать интенсивность их света. Подбирая абажуры и рассеиватели для гостиной, отдавайте предпочтение таким, в которых не видны лампы или трубки. И помните — для создания в комнате комфортной и уютной атмосферы необходимы не менее трех источников света с разной интенсивностью, расположенных на разных уровнях.

Столовая. Чаще всего она совмещается с гостиной или кухней. При этом возникают свои важные «оттенки взаимоотношений». Главное — осветить стол, не слишком ярко, но и не очень тускло. Потребуется либо регулирующаяся по высоте лампа, либо точно направленные потолочные светильники. Фоновое освещение здесь лучше ослабить. Буфет и место, откуда подаются блюда, можно дополнительно осветить с помощью бра, источников восходящего света или направленных потолочных светильников.

Кухня. Здесь освещение преимущественно функциональное. Фоновый свет желателен, но главное — не оставить в темноте основные рабочие места: плиту, мойку и разделочный стол. Удобно также поместить светильники внутрь полок (шкафов). Для этого подойдут гибкие источники, регулируемые независимо друг от друга. Если плита снабжена вытяжкой, то подсветка, как правило, монтируется в ней. Если вытяжки нет, можно использовать направленные потолочные светильники. Из-за специфики кухни часто рабочие поверхности располагаются под верхним рядом кухонных шкафов, которые при общем освещении отбрасывают тень. Поэтому дополните общее освещение, поместив ряд светильников под нижней плоскостью шкафов, чтобы свет непосредственно падал на рабочие поверхности. У светильников должны быть замкнутые абажуры, иначе свет будет падать вам в лицо. Для освещения плоскостей под навесными шкафчиками или полками лучше всего установить ленточные светильники на стену прямо под этими шкафчиками. Встроенные шкафы и открытые полки разумно осветить лампочками, утопленными в потолок, а в напольных шкафах могут разместиться маленькие светильники, автоматически включающиеся при открывании дверец. Общее освещение в кухне может осуществляться с помощью подвесного светильника, спускающегося над обеденным столом. Источник света должен находиться чуть выше уровня глаз, не попадая прямо в них.

Ванная комната. Ванная комната должна быть ярко освещена, этот эффект создает радостное и праздничное настроение. Фоновое освещение может создаваться как верхним, так и несколькими боковыми источниками. В то же время хорошо было бы установить местный приглушенный свет, например, подсветив одно лишь зеркало — атмосфера покоя в ванной комнате порой тоже необходима. Вспомните о воздействии синего и дневного освещения, которое выделяет тени и резко контрастирует с отражением в зеркале. Для бритья или умывания достаточно простой люминесцентной трубки. Но если зеркало используется для нанесения макияжа, лучше использовать лампы накаливания, не искажающие цвета. Правильно и интересно расположив светильники в ванной комнате, вы значительно расширите ее функции, превратив банальную комнату для совершения туалета в комнату отдыха, в любимое место уединения. В ванной комнате часто бывает повышенная влажность, поэтому используйте светильники с полностью закрытыми абажурами из матового стекла. Выключатели рекомендуется устанавливать снаружи, чтобы исключить возможность прикасания к ним мокрыми руками. Все внутренние выключатели также должны быть защищенными от попадания влаги.

Кабинет. Очень важно грамотно организовать свое рабочее место. При правильном освещении вы сможете работать дольше, не уставая, и не будете рисковать испортить себе зрение. Надо учитывать, что условия освещенности ночью должны максимально соответствовать дневным. При работе на компьютере крайне нежелательны блики. Установите два настенных светильника, чтобы обеспечить косвенное освещение, а рядом на столе поставьте настольную лампу. Она будет освещать рабочее место без отражений, которые сильно раздражают и утомляют глаза. К тому же не будет резкого контраста между освещением стола и всей комнаты — это тоже сильно утомляет. Будет еще лучше, если ваша настольная лампа способна гибко менять положение и не нагревает поверхность. Если вы занимаетесь рисованием, позаботьтесь об осветительном приборе достаточной яркости, который будет передавать цвета без искажений. Здесь нужны мягкие полутона и тени без бликов. Для этих целей прекрасно подходит белый свет.

Спальня. Это одно из самых подходящих помещений для игры с полутонами. Здесь могут выигрышно «зазвучать» верхняя небольшая люстра, бра, прикроватные лампы, торшеры или подсвеченные карнизы. Как и везде, здесь необходимо общее освещение, но свет не должен быть направлен вниз. Лучше всего, если он будет мягко рассеиваться в потолок. Особенно нежелателен в спальне эффект бликов, поэтому, располагая светильники, продумайте их взаимодействие. Для освещения платяного шкафа постарайтесь расположить светильник на уровне глаз и направить свет внутрь. Тогда дверцы не будут давать тень, и вы без общего освещения сможете определить ткань и цвет висящей в шкафу одежды. Обязательно установите освещение около кровати. Это можно сделать с помощью ночной лампы на прикроватной тумбочке или повесить на стену бра. Света от лампы должно хватать для чтения (чтобы не озарять радостным ярким светом спящего соседа), и он должен падать чуть сверху и сбоку от головы читающего. Используйте светильники с непрозрачными абажурами, дающие направленный свет. Если в спальне стоит туалетный столик, то для освещения зеркала установите по обеим сторонам на уровне головы светильники с мягким рассеянным светом.
Не освещайте зеркало светом цветным или падающим сверху. Это укромное женское местечко лучше оборудовать лампами с различной цветовой температурой — холодной дневной и теплой вечерней, что поможет правильно подобрать косметику перед выходом в «свет». Лучше иметь два проходных выключателя, причем один из них стоит расположить рядом с постелью. Дизайн светильников может быть весьма разнообразным — от абажуров с оборочками до самых неожиданных современных форм. Лишь бы все они хорошо смотрелись не только из кровати, но и из любой другой точки комнаты.

Детская комната. Свет в детской — особая тема. Малышу нужен яркий, но не резкий фоновый свет для игры, ночник для комфортного сна и отдельный светильник для смены пеленок, переодевания и ночного туалета. Ребенку постарше необходимо освещение рабочего места. Потребности в свете у подростков и вовсе невероятно широки. Помимо фонового освещения и рабочего освещения письменного стола, душа юного человека может возжелать самых разнообразных световых эффектов, начиная от лампы-проектора и кончая стробоскопом.
Для детской лучше всего подходит самая светлая комната в квартире — чем больше естественного света, тем лучше. Не стоит навязывать ребенку свою любимую цветовую гамму. Цветовые и световые решения интерьера активно воздействуют на развитие, состояние, самочувствие растущего человека. Главное и очень простое правило при установке освещения в детской — светильники должны быть недоступны ребенку, так как желание выкрутить патрон, рассмотреть внутренности лампочки у любознательного малыша вполне естественно. Нежелательно использовать в детской переносные светильники, которые легко опрокидываются и только мешают играм. Вместо этого можно повесить на стены светильники на длинных кронштейнах. Помните, в детской комнате нельзя использовать лампы меньших размеров и яркости, чем в остальной квартире. Зрение ребенка требует такой же заботы, как и у взрослого. Если же ваш ребенок боится темноты, установите у кровати лампу-подсветку. Она дает приятный, приглушенный свет, и ребенку не будет страшно засыпать ночью.

Читайте также:  Камин вписывается в любой стиль оформления зала

И еще немного интересной информации. Количество излучаемого света измеряется в люменах (лм). Что касается нормы освещенности, то она измеряется в люксах (лк) и определяется путем деления светового потока на площадь помещения (лм/м2). Например, для коридоров норма освещенности — 75 лк, для холлов — 100 лк, для рабочей зоны – от 300 до 500 лк. В случае с рабочей зоной тонкость состоит в том, что освещенность зависит от вида работ. Скажем, часовщику, ювелиру или вышивальщице необходима величина, приближенная к максимальной, а для чтения и письма достаточно исходных 300 лк.

Такое разное освещение: часть 1

Типов светильников сейчас множество — все условия для того, чтобы создать разнообразное многоуровневое освещение. О том, как это важно, мы говорили в статье «Как правильно расставить свет в квартире». Каких же типов бывают светильники и какие задачи каждый из них решает поговорим далее.

Все освещение в квартире можно разделить на общее и местное: первое для глобального освещения комнаты, а второе — более личное, для избавления от полной темноты небольшого пространства. Их можно и даже необходимо сочетать друг с другом. При этом один светильник может служить как для общего освещения, так и для местного, если у него подвижные элементы или регулируется интенсивность света. В отдельную группу выделяют подсветки, которые дают мало полезного света, но акцентируют объекты и создают атмосферу. Подробный пост про этот тип освещения тут.

Подвесные светильники

Классический вариант общего освещения — люстра, — является подвесным светильником. Но не она одна — подвесные светильники бывают разных типов, размещаются по одному или группой, имеют один или несколько плафонов. Этот тип освещения относится к общему, когда размещен на достаточной высоте и ближе к центру комнаты. Может использоваться и как местный, если, например, подвесной светильник опущен совсем низко над обеденным столом.

Выбирая подвесной светильник, обратите внимание на его форму. Если свет направлен вниз, зона под светильником будет освещаться хорошо, но потолок останется темным, как и углы. Их нужно будет дополнить местным освещением, чтобы комната не казалась низкой и давящей. Если свет направлен и вниз, и вверх, он будет очень хорошо освещать пол и достаточно освещать потолок и стены (за счет отраженного от света). Если плафоны люстры направлены только вверх, свет будет более мягким и рассеянным, отраженным от потолка. Наиболее мягкий и рассеянный общий свет будут давать светильники в форме шара.

Подвесные светильники лучше размещать только в помещениях с высокими потолками. Идеальное расстояние от пола до светильника — 2 метра. Если потолки низкие, лучше предпочесть светильники, вплотную прилегающие к поверхности или встроенные в нее.

Важный момент: если стены и потолок оформлены глянцевым материалом или в помещении много зеркал, выбирайте более приглушенный свет. Иначе, отражаясь, он может утомлять глаза.

Встроенные светильники

С приходом эры натяжных потолков стали частым выбором встроенные точечные светильники . Сам по себе каждый такой светильник является местным, особенно когда его используют для подсветки шкафов или полок, встраивают в стены, лестницы или даже пол. На потолке их обычно размещают группой, что и создает общее освещение. Концентрация таких светильников над обеденной зоной может заменить люстру, а размещенные по периметру комнаты, они превращают ее в яркий куб, очень сильно расширяя пространство.

Встроенные светильники могут быть представлены в виде светящихся панелей. Их тоже обычно располагают группой на потолке, чтобы обеспечить равномерный свет. Также используют как местное освещение, например по периметру пола или для зонирования. Панели — излюбленное освещение для офисов и общественных помещений.

О других типах светильников читайте в продолжении статьи.

8 основных правил при подборе светильника для интерьера. Методология выбора

Наверное, многие из нас выбирали себе в квартиру или загородный дом светильники. Это может быть обычная покупка люстры или светильника взамен старого и надоевшего, или в интерьер, который планируется «с нуля», в любом случае выбор огромен, а желания разрывают на части.

Тем не менее, меняя освещение или планируя его изначально — результат может оказаться непредсказуемым.

На самом деле все не так сложно. Есть несколько основных моментов, о которых нужно помнить, чтобы выбрать оптимальный для вас вариант светильника. Конечно, никто не спорит с тем, что проще и удобнее работать с профессиональным дизайнером или архитектором, который всегда подскажет, как будет лучше, и объяснит почему. Но что делать тем, кто делает выбор самостоятельно? Как не ошибиться в выборе светильника?

Мы собрали 8 основных правил, которые стоит учитывать при выборе светильника для интерьера:

1 — Отдать предпочтение известному проверенному бренду.

Не обязательно эксклюзивному или очень дорогому. Дешевое — не значит всегда плохое, так же как и завышенная цена не показатель качества.

Это позволит избежать дальнейших возможных проблем технического характера: неожиданные поломки, проблемы с проводкой, вероятность возгорания, повреждение покрытия и т. п.; используемые материалы должны быть надежные/натуральные (металл, стекло, дерево….), а на светильник должен иметься соответствующий сертификат. Бывают случаи, когда материал, из которого сделан светильник в процессе эксплуатации плавился, издавал неприятные запахи, разваливался или даже возгорался.

Не стоит рисковать здоровьем своим и своих близких.

2 — Подобрать люстру под стиль интерьера.

Эта банальная рекомендация по выбору люстры в квартиру или загородный дом до сих пор актуальна. Казалось бы, что может быть проще. Но нет. Когда ассортимент в магазине света большой, то концентрация мысли пропадает, внимание рассеивается, и перемещается на объекты, которые видите перед собой здесь и сейчас. А то, что стиль интерьера может абсолютно диссонировать с понравившимся светильником, забывается. Постарайтесь заранее перед приходом в салон света представить, какой светильник вам нужен, и с этой мыслью отправляться за покупкой.

Есть еще один простой вариант — «шпаргалка». Возьмите с собой страницу из журнала или загрузите фотографии похожего на ваш интерьер в мобильное устройство. Так вы всегда сможете контролировать свой выбор, подглядывая на нужную картинку.

3 — Определиться с цветовой гаммой и материалами светильника.

Цветовая гамма в интерьере важна не только при выборе штор, отделочных материалов или предметов интерьера, она важна и при выборе светильника. Если ваша новая люстра будет сливаться с обоями с активным рисунком, или торшер станет агрессивным цветовым пятном, то это будет портить интерьер или еще хуже, раздражать вас.

В мягкие интерьеры в классическом стиле лучше выбирать светильники спокойных тонов, с тканевыми абажурами или матовыми стеклянными плафонами, избегать темных контрастных цветов или холодных зеркальных поверхностей. Люстра не должна быть безликой, но и не агрессивной по цвету. Приглушенные цвета арматуры: состаренная латунь, матовое серебро или оттенки коричневого; бежевый или кофейный текстиль с декором в природных тонах (зеленый, желтый, кирпичный и т. п.) — проще вписать в интерьер. А вот лофт или минимализм приемлют металлический блеск арматуры светильников или четкие угловатые формы темных тонов.

Для детских комнат обычно выбирают светильники, которые не бьются и не представляют опасность. Это может быть светильник из прочного пластика. Даже если в него попадет мяч или другой предмет, которыми играют дети, то он не сломается и не треснет.

4 — Обратить особое внимание на габариты светильника.

Выбирая, например, люстру для помещения нужно помнить, что жилое пространство имеет определенные размеры и высоту потолка. Слишком маленький светильник потеряется в большом пространстве, и не обеспечит необходимое количество света. Слишком большой светильник сделает помещение непропорциональным, будет визуально «давить» и ему будет «тесно» в комнате. Большую и высокую люстру, размещенную в доме с малой высотой потолка, придется обходить, хотя кто-нибудь обязательно ее заденет, проходя мимо, разобьет или ударится и т. п. Все предметы в интерьере, в том числе светильники, должны быть соразмерны помещению. Тогда они будут смотреться гармонично.

Обычно, в торговых залах, магазинах и выставочных пространствах потолки высокие, не такие, как в реальных условиях. Поэтому светильники воспринимаются меньше, компактнее, чем есть на самом деле. Лучше заранее промерить размеры светильника, который подойдет в комнату, и ориентироваться на них при выборе.

5 — Определиться с задачей, которую будет выполнять светильник.

Выбор светильников очень велик. Все они разнообразны и выполняют разные функции в интерьере. Одни светильники служат для украшения и декора, могут быть светящимся арт-объектом, который освещает только себя, но не пространство. Фактически такие дизайнерские светильники являются украшением интерьера, гордостью хозяина и предметом восхищения гостей. А есть светильники, выполняющие полезную функцию — их задача освещать. Но не нужно думать, что они не достаточно красивы и они не могут быть достойным элементом дизайна. Обеспечение необходимого количества света обуславливает их форма, конструкция, количество источников света, тип и мощность лампы (ламп).

6 — Выбрать светильник с оптимальным количеством источников света.

Когда нужна люстра для большой комнаты, которая должна ее освещать, то источников света должно быть несколько, более 5 или 7. Даже это не гарантирует равномерное освещение по всему периметру комнаты в 30м². Ведь люстра, размещенная в центре, освещает центральную часть комнаты, а не ее темные углы. Также плафоны люстры могут быть направлены вверх, и получаемый свет будет отраженным от потолка; или направлены вниз — свет будет направленным, и не будет рассеиваться в пространстве. Бывают гибридные светильники — с прямым и отраженны светом. Это хороший вариант: когда отраженный свет визуально поднимает потолок, а направленный освещает пространство внизу.

Если кажется, что ламп слишком много, и света от них будет больше чем нужно, удобно воспользоваться диммером и приглушить свет настолько, насколько считаете комфортным и уместным. Это самый удобный и простой вариант управления освещением.

В маленькую комнату или коридор люстра на 10 рожков не нужна. Места она займет много, будет слишком светло и не комфортно. Если комната скорее «квадратная», то можно использовать центральную люстру, подобрав к ней источники света нужной мощности. А если помещение вытянутое, например, коридор, то для его освещения лучше использовать несколько расположенных в ряд одиночных светильников (накладных/встраиваемых/подвесных). Тогда свет будет равномерным по всей длине помещения. Часто в узких вытянутых комнатах размещают несколько бра, позволяющих решить проблему с недостаточным и не равномерным освещением.

Читайте также:  Выглядит вполне достойно

7 — Определиться с глобальной задачей подбора освещения: замена одного светильника или переделка освещения в помещении?

Это две абсолютно разные задачи. Если меняется только одна надоевшая люстра на новую, то проблем с подбором светильника, скорее всего, не возникнет. А вот если вы задумали переделать освещение во всей комнате, это совсем другой вопрос.

Например, сделав ремонт в комнате и повесив новый светильник на прежнее место электрического вывода, вы можете быть не удовлетворенны результатом. И все дело будет не в плохой новой люстре, а в том, что старая проблема с освещением так и не была продумана, и решена. И вам все также не комфортно.

Если есть возможность переделать помещение полностью, подумайте, если нужно запишите, что вам нравится сейчас, что оставить и что не устраивает. Чего не хватает для полного комфорта? Вспомнив в последний момент, что вы хотели бра (настенные светильники) около зеркала, когда обои оклеены, а выводы под бра забыты — будет уже поздно и обидно. Если вы любите читать в кресле, можно купить удобный торшер с поворотным плафоном. У кровати предусмотрите ночник (прикроватную лампу). Для создания более интимной/камерной обстановки, продумайте включение света одного светильника с несколькими источниками света с двухклавишного выключателя, чтобы при необходимости включать только половину ламп или установите диммер. Обычно используются несколько разных зон в одном помещении (функциональное зонирование), подумайте о них как об отдельных пространствах. Пусть в этих зонах будет свое освещение. Когда вы будете находиться в определенной зоне комнаты, то сможете включать свет локально там, где необходимо.

Светильников слишком много не бывает, они обеспечивают комфорт, удобство и являются неотъемлемой частью дизайна интерьера.

8 — Есть вопросы — спросите совета у консультанта.

Не бойтесь показаться не слишком сведущим, если возникает вопрос или есть сомнения, лучше проконсультироваться со специалистом. Не обязательно полностью соглашаться с консультантом во всем, но услышать еще одно мнение, доводы и рекомендации никогда не будет лишним. Лучше продумать все заранее и, возможно, потратить чуть больше времени, чем потом желать о неверном выборе и потраченных деньгах.

Выбираем бра. Практический опыт

Бра – это декоративный светильник, предназначенный для крепления к стене. Используется при создании вспомогательного освещения помещений и наружной подсветки зданий. Отличается от других видов настенных светильников тем, что осветительный элемент находится на арматуре и на некотором удалении от поверхности стены. Плафоны и абажуры бра могут быть направлены вверх или вниз, а в некоторых моделях это положение регулируется.

Как и все настенные светильники, бра предназначены для установки на вертикальные поверхности, в том числе и на стены. С их помощью оформляется нужное точечное освещение или дополняется эффект от основного источника света. Но они также могут быть использованы в качестве главного светового прибора. В основном, в небольшом по площади и объему помещении. Перед тем как правильно выбрать бра, узнаем немного больше об этом популярном светильнике.

В первую очередь мы определимся, какие задачи может решить использование бра при оформлении освещения.

1) Создание местного и дополнительного освещения. В качестве местного освещения бра можно выбрать в нескольких случаях: в небольших помещениях, в комнатах с низкими потолками, на лестницах внутри домов. А как дополнительное освещение, этот вид светильников идеально подходит для выделения конкретных зон: в спальне у кровати, в гостиной у дивана, в кабинете для чтения, у зеркал или картин.

2) Оформление освещения в больших помещениях. Бра особо эффектно используется при создании торжественных вариантов освещения больших комнат, залов, вестибюлей и т.д. Комбинация потолочных и настенных источников света позволяет создавать различные варианты обстановки. Например, включение всех люстр и бра в большом зале создаст торжественную обстановку. А вот если в этом же помещении будут работать только настенные светильники, то атмосфера уже станет более спокойной и размеренной. При создании такого варианта оформления бра необходимо выбирать из той же коллекции, что и остальные светильники – это поможет соблюсти целостность в интерьере.

3) Разделение помещения на различные зоны. При оформлении освещения в комнате, бра можно использовать для акцента на отдельные участки. Например, рабочий кабинет можно визуально разделить на рабочую зону и зону отдыха. В этом случае при помощи бра можно выделить угол для отдыха, с расположенным там диваном или креслом.

4) Дополнительный декоративный элемент. Даже без учета своей основной функции, светильник может играть роль украшения. При правильном выборе бра или лампы, общий дизайн комнаты будет дополнен соответствующим элементом, акцентирующим внимание на отдельных участках и мебели.

Как правильно выбрать бра. Рекомендации и советы

При оформлении помещения необходимо основательно подходить ко всем мелочам, в том числе и к выбору бра. Учитывая то, что это далеко не мелочь, а полноценный элемент интерьера.

1) Дизайн и общий стиль. В первую очередь, настенный светильник должен полностью соответствовать общей концепции и оформлению комнаты. Самое практичное решение в этом случае – выбрать бра из той же коллекции, что и остальные светильники (люстры, торшеры). Если придется выбирать отдельно, то старайтесь найти светильник, который будет сочетаться и гармонировать с остальными деталями дизайна.

2) Где будем устанавливать? При выборе бра также необходимо знать его будущее местоположение. Обратите внимание, как светильник будет смотреться с разных ракурсов. Например, если повесить бра с полуоткрытым абажуром или плафоном возле лестницы на мансарду, то сверху будет видно лампу и патрон. Похожая ситуация может получиться в том случае, если повесить бра намного выше уровня глаз возле кресла или дивана.

Обратите внимание еще на то, что бра с направленными вверх плафонами визуально увеличивают расстояние до потолка. И наоборот, направленные вниз плафоны сделают это расстояние заметно меньше.

Возле кровати бра устанавливайте на высоте 130-160см – это наиболее оптимальное положение.

3) Оформление дополнительного освещения. При помощи настенных светильников можно эффектно выделять участки комнаты и отдельные элементы интерьера: картины, зеркала, столики и т.д.

– Освещение зеркала. Постарайтесь использовать два одинаковых светильника, расположите их симметрично по обеим сторонам зеркала. Помните о соблюдении общего дизайна. Зеркало и бра должны совпадать по стилю. Освещение должно быть мягким, и при выборе бра учитывайте это, так как яркие лампы будут слепить.

– Картины и декоративные элементы. При помощи настенных светильников можно грамотно подсвечивать картины, гобелены и прочие элементы декора. Для этого лучше выбирать бра с матовыми плафонами – вы сможете подчеркнуть главную изюминку, избежать световых бликов и слепящего света.

– Светильники для чтения и зон отдыха следует выбирать с белым ярким светом, матовым абажуром или плафоном. Желательно, если у бра будет регулятор яркости, удобный выключатель (в зоне досягаемости) и свет, приближенный к естественному.

Использование в интерьере бра придает помещению особую оригинальность, неповторимую изящность, комфорт и домашний уют. Уникальная атмосфера домашнего очага и спокойствия может быть дополнена уникальными, неповторимыми формами и современными материалами настенных светильников. Правильно подобранное бра придаст особый шик любой комнате.

Как правильно организовать освещение на рабочем месте

Нормы освещения на рабочих местах

Для каждого вида и категории работ существуют свои нормативы освещенности. Периодически они пересматриваются, и на данный момент ориентироваться стоит на два документа: СП 52.13330.2016 и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03. Нормативная освещенность на поверхности столов (или на условной горизонтальной плоскости, расположенной на высоте 0,8 м над полом) в офисах, где работают на компьютере, составляет 300 люкс.

При выборе подходящих источников света, их количества и мест для установки стоит учитывать возможность перегорания и загрязнения части ламп. Поэтому максимальное значение освещенности стоит выбирать на 20-30% выше расчетной. Кроме того, для создания оптимальных рабочих условий рекомендуются лампы холодного света – с цветностью 5000-6000 К.

Виды освещения

В рабочих кабинетах и других помещениях используют три вида освещения:

  1. естественное (солнечный свет);
  2. искусственное (электрические источники);
  3. смешанное или гибридное.

Последний вариант представляет собой комбинацию двух предыдущих. Искусственное освещение, в свою очередь, делится на общее, локальное и комбинированное, естественное может быть верхним, боковым или смешанным.

Естественное освещение

Использовать естественное освещение для офиса не только эффективно, но и выгодно. В большинстве случаев, солнечные лучи создают достаточный уровень освещенности на расположенных рядом с окнами столах. При том, что работа такого источника света бесплатная – единственной проблемой могут стать облака и осадки.

При большом количестве окон в помещении для комфортной работы может быть достаточно естественного освещения

Для определения соответствия нормам освещенности от солнечных лучей пользуются коэффициентом КЕО. В южных регионах он должен быть не меньше 1,2%, в северных частях страны – 1%. Рассчитывают коэффициент путем деления уровня освещенности в комнате на показатель на открытом месте в безоблачную погоду и умножения полученного результата на 100%.

Свет может попадать на рабочие места через два вида проемов:

  • световые фонари на крыше, дающие верхний свет, который считается более естественным – правда, пользоваться ими можно только в комнатах на верхних этажах здания;
  • окна в стенах, обеспечивающие только боковое освещение – самый распространенный и простой вариант;
  • световые трубы – способ достаточно дорогой, но позволяющий получить верхнее освещение за счет использования специального «светопровода», сделанного из светоотражающего материала.

Устанавливая оборудованию, технику и компьютеры ближе к оконным проемам, можно обеспечить рабочие места достаточным количеством солнечного света. При выборе офисного помещения стоит обратить внимание на максимально возможную по строительным нормам площадь окон.

Искусственное освещение

Искусственные источники света используются в основном в системах общего освещения, которые могут быть верхними (потолочными) и боковыми (настенными). Из-за большого количества теней размещать светильники на стенах не рекомендуется, потому их обычно устанавливают только сверху – это могут быть подвесные, встраиваемые, точечные и накладные осветительные приборы.

В вечернее время или при недостатке естественного освещения общие системы должны дополняться локальными или местными. Это могут быть настольные лампы, подвесные или направленные светильники. Луч должен быть направленным на рабочее место, а уровень освещенности – равномерным по всему столу. Источник не должен создавать бликов на экране монитора.

В соответствии с нормами не допускается использовать на рабочих местах только локальное освещение даже в вечернее время. Из-за этого создаются перепады освещенности – от максимальных до минимальных значений. Ухудшается адаптация, снижается работоспособность, а при постоянном пребывании в таких условиях у работников появляются проблемы со зрением.

Читайте также:  Интерьер спальни с обоями двух видов

Гибридное освещение

Гибридными называются системы, включающие естественное и искусственное освещение. Они подходят для случаев, в которых только солнечного света недостаточно для создания соответствующего нормам уровня освещенности. При определении значения светового потока естественное освещение не учитывается – расчеты выполняются только для электрических источников.

Необходимость в гибридном освещении появляется, если значение КЕО ниже допустимого значения – 1 или 1,2%. Если этот показатель, зависящий от затененности, типа стекла и ширины окон, не соответствует норме, вместе с естественным освещением на рабочем месте устраивается искусственное. Источники света устанавливают только на тех участках, на которых КЕО ниже нормы.

Особенности расчета освещенности

Выполнять расчеты можно с помощью специального программного обеспечения типа DIAlux. Еще один способ – обратиться к профессионалам. Но при необходимости можно самостоятельно рассчитать параметры источников света для небольшого офиса или одного рабочего места, используя такую формулу Ф = (Е х S х K х Z) / (N х η х n) с такими переменными:

  • Ф – определяемая величина, световой поток одной лампы, лм;
  • E – норма освещенности для рабочего места, лк;
  • S – площадь помещения, кв. м;
  • K – коэффициент запаса, учитывающий уровень запыленности и снижение светового потока со временем (для светодиодных ламп равен 1);
  • Z – поправочный коэффициент для помещений, где не только работают на компьютере, но еще и читают тексты или работают с документацией;
  • η – коэффициент, учитывающий использование светового потока и определяемый по индексу помещения и коэффициенту отражения с помощью специальных таблиц;
  • N – количество светильников;
  • n – число установленных в каждом светильнике ламп.

Индекс помещения определяют по другой формуле – (i = S / ((a + b) х h)). Здесь S – площадь освещаемой комнаты или участка, a и b – длина и ширина. Показатель h – высота, но не помещения, а от источника света до рабочего места. Коэффициенты отражения зависят от цвета стен. Таблицы есть для каждого типа светильников, которые могут быть с глубоким плафоном, подвесными, потолочными, с равномерным освещением и косинусным распределением потока света.

Лампы для системы освещения

Популярные ранее лампы накаливания и их галогеновые аналоги уже давно не считаются лучшим вариантом для системы освещения. Они отличаются высоким энергопотреблением и сравнительно небольшим сроком службы. Лампа накаливания в среднем работает не больше 1000 часов, галогеновая – около 4000 часов. Из-за этого многие выбирают светодиодные и люминесцентные светильники, отличающиеся большим списком преимуществ.

Использовать лампы накаливая экономически невыгодно

Причинами для выбора светодиодного освещения можно назвать:

  • минимальный уровень пульсации – до 1%;
  • небольшое энергопотребление – в 5-8 раз меньше, чем у ламп накаливания с тем же световым потоком, вдвое ниже по сравнению с люминесцентными элементами;
  • длительный эксплуатационный срок – от 10 до 50 тысяч часов;
  • полную безопасность использования – ни работающая, ни разбитая светодиодная лампа не угрожает окружающей среде;
  • отсутствие нагрева – хотя для этого светильники должны комплектоваться эффективной системой охлаждения;
  • подходящие для рабочего места характеристики излучения – цветовая температура от 3000 до 8000 К, цветопередача больше 0,75.

К недостаткам светодиодов относят высокую стоимость и дорогие источники питания. Альтернативно рабочие места можно освещать и с помощью люминесцентных ламп типа ЛБ. Цвет этих элементов ближе к естественному показателю, а стоимость не такая высокая, как у светодиодных светильников. Однако при работе люминесцентные элементы могут сильно шуметь. Также они имеют высокую инерционность, из-за которой дольше включаются и быстрее выходят из строя при частом включении.

Рекомендации по расположению источников света

Линия, вдоль которой размещаются светильники, должна располагаться параллельно стене с окнами. Столы стоит устанавливать между рядами источников света. Направление расположения осветительных приборов должно быть параллельным взгляду сидящего перед монитором человека. Так световой поток не мешает работать, а глаза устают меньше, чем при выборе другого варианта установки ламп.

Правильное расположение рабочего стола, при котором окно находится сбоку

Обеспечить равномерное распределение света на рабочем месте позволяет использование светорассеивающих элементов. Один ряд светильников обязательно установить ближе к окну – это позволит избежать появления зоны с недостаточным КЕО. При стандартной глубине офиса в 5-6 метров вторая линия источников света должна находиться вдоль окна на расстоянии около 2/3 этого значения.

Организация рабочего места при работе с компьютером

При работе на компьютере следует учитывать не только норму освещенности в 300 лк, но и возможные помехи для пользователя со стороны светильников. Отражения на столе или экране могут привести к повышению нагрузки на зрение. Света должно быть достаточно для охвата клавиатуры и расположенного рядом пространства (где могут быть документы) – но не столько, чтобы появились блики.

Монитор не следует располагать экраном к окну – пользователь должен сидеть к оконному проему боком. Но, если другой возможности размещения дисплея нет, следует использовать шторы или жалюзи.

При использовании искусственных источников мы советуем придерживаться таких рекомендаций:

  • расстояние от лампы до монитора должно более чем в 5 раз превышать размер его диагонали;
  • источник света желательно располагать с левой стороны от экрана;
  • свет не должен быть слишком ярким – высокая освещенность тоже приводит к напряжению зрения и усталости.

Рабочая поверхность тоже не должна отражать свет, поэтому в офисы не покупают столы с лакированной поверхностью. Если рабочее место организуется с использованием уже готовой мебели (например, в домашних условиях), и на столешнице заметны блики, ее закрывают с помощью силиконовых или матовых покрытий (салфеток, ковриков). Монитор желательно выбрать глянцевый, с лучшей цветопередачей и высокой яркостью. Но при попадании на его поверхность света от естественных или искусственных источников стоит использовать технику с матовым экраном, снижающим нагрузку на глаза и предотвращающим появление отражений на дисплее.

Какие светильники выбрать в ванную комнату на потолок

Потолочные светильники зачастую единственный подходящий вариант для тесной и приземистой ванной комнаты. Поэтому вопрос организации правильного освещения здесь крайне актуален. Еще одна проблема, с который приходится сталкиваться — повышенная влажность и жесткие требования к электроприборам. Рассмотрим подробно, какие люстры и светильники выбрать в ванную комнату, разберем нюансы освещения с натяжным потолком, а также дадим несколько рекомендаций для маленьких помещений.

Требования к освещению ванной комнаты

Повышенный уровень влажности накладывает определенные ограничения на использование осветительных приборов и электропроводки. Вода и пар повышают опасность возникновения короткого замыкания и поражения током, поэтому при проведении электромонтажных работ важно соблюдать ряд требований.

По фактору риска ванную условно разбивают на зоны. Самая опасная расположена в радиусе 70-100 см по горизонтали и 2,5 м по вертикали от источника воды.

Здесь нельзя устанавливать розетки и высоковольтные агрегаты. Все элементы проводки обязательно должны быть закрытыми. В целях пожарной безопасности кабели прокладываются в гофрированной трубке из негорючего материала.

В ванную комнату рекомендуется устанавливать светильники на 12В или 24В, но не более. Такие приборы не причинят вреда человеку, даже если на токопроводящие части попадает вода или произойдет короткое замыкание. Подключение осуществляется через трансформатор, который дополнительно защищают от попадания воды или переносят в другую комнату.

Светильники должны быть оснащены плафонами или влагонепроницаемым корпусом. Открытые приборы быстро выходят из строя, поскольку из-за высокой влажности контакты окисляются.

Проводку в ванной обязательно заземляют. Розетки и выключатели лучше располагать за пределами помещения. Если такой возможности нет, то сверху устанавливают защитные крышки, не допускающие попадания внутрь пара и капель, когда разъем не используется.

Одна из проблем, с которой часто приходится сталкиваться в ванной комнате — появление ржавчины на металлических деталях из-за высокой влажности и контакта с бытовой химией. Поэтому лучше выбирать светильники из материалов, не подверженных коррозии (нержавеющая сталь, алюминий, пластик, стекло). Металлические изделия должны быть обязательно обработаны порошковыми красками или защищены полимерным покрытием.

Классификация светильников по уровню влагостойкости

Светильники изготавливают с разной степенью защиты от влаги. Соответствует ли прибор тем или иным условиям эксплуатации, выясняют по маркировке IP (Ingress Protection). Рядом с буквами всегда две цифры — IPXX. Первая показывает, насколько прибор защищен от пыли, вторая — от влаги.

Пылезащищенные светильники имеют маркировку 5 или 6. В первом случае возможно проникновение некоторого количества пыли, но она не нарушает работу прибора. Полностью пыленепроницаемые светильники обозначаются цифрой 6.

В шкале влагозащищенности десять значений:

  • 0 — восприимчив к воде в любой форме;
  • 1 — защищен от вертикально падающих капель;
  • 2 — капли, падающие под углом 15°, не представляют опасности;
  • 3 — используется под дождем, брызгами, падающими прямо или под углом до 60° к вертикали;
  • 4 — допустимы брызги любого направления;
  • 5 — имеет защиту от струй воды;
  • 6 — можно направлять сильные струи воды;
  • 7 — дозволяется кратковременное погружение под воду на глубину до 1 м, постоянная эксплуатация в таком состоянии не предусмотрена;
  • 8 — разрешается погружение на глубину до 1 м не дольше, чем на 30 минут;
  • 9 — устройство может работать под горячими струями воды.

Как уже говорилось, пространство ванной комнаты делится на зоны. Для каждой выбирают светильник с определенной степенью защиты от влаги:

  1. В области рядом с чашей ванны и душевой кабиной, куда могут попасть струи воды, рекомендуется защита не менее IP65.
  2. Для остальных зон (удаленных на метр от первой) подойдет IP44.

Выбор точечных светильников

Это группа самых удобных приборов, которые активно используются в современном дизайне помещений. Их преимущество — компактные размеры и простота монтажа.

Типы светильников

Различают несколько видов точечных светильников:

  • Встраиваемые. В таких моделях корпус прибора утапливается в межпотолочное пространство, образующееся при монтаже подвесных или натяжных конструкций. Сам светильник незаметен, так как располагается вровень с плоскостью потолка. Благодаря этому подсветка с использованием врезных моделей зрительно расширяет пространство, что важно в таком тесном помещении. Встраиваемые точечные светильники бывают разные. Чаще всего это сплошной корпус, в который встроены крепежные элементы и фиксаторы ламп. В последнее время популярны неразборные модели «таблетки», в которых осветительный элемент вмонтирован в корпус. По внешнему виду светильники могут быть круглыми или квадратными, минималистического дизайна либо украшаться декоративными накладками — например, хрустальными подвесами, образующими на потолке причудливые блики.

Ссылка на основную публикацию