Кассеты могут смещаться

Кассеты могут смещаться

Отзывы

Блоги

Сколько живут записи на видеокассетах?

В статьях, найденных в интернете, можно встретить много вариантов оценки срока сохранности видеозаписи на кассетах, причем цифры сильно разнятся. Кто говорит о 5-ти а кто и о 20-ти (!) летнем сроке. Чему же верить?

Для своего времени магнитная пленка для записи звука, а потом и видео, – была настоящим технологическим прорывом, таким же как в свое время фото-кинопленка. И при этом магнитная пленка обладала очень важным преимуществом – запись можно было делать многократно. Неминуемой расплатой за такое удобство стала невысокая долговечность записей. Все намагниченное со временем размагничивается в силу естественных причин. Конечно, если хранить кассеты правильно – в вертикальном положении, вдали от источников магнитного излучения (коими являются все электроприборы, наиболее вредный из которых – телевизор с кинескопом), и раз в год перематывать (ни разу не встречал человека, кто бы дома делал так) – то можно продлить срок жизни видеозаписей на несколько лет.
Наша Студия ежегодно обрабатывает огромное количество видеокассет разных лет и разных форматов, и мы готовы поделиться результатами своих наблюдений.
Как будем оценивать сохранность видеозаписи? Когда на сотню кадров при считывании попадается один испорченный, то сохранность видеозаписи можно признать удовлетворительной.
Аналоговые и цифровые видеозаписи имеют разные признаки старения и сроки жизни, поэтому будет рассматривать их раздельно. В любом случае – все видеозаписи, которым 5 и менее лет считываются довольно уверенно. А вот дальше проявляются особенности.
Начнем с цифровых записей, записанных на маленькие кассеты “miniDV” или “Digital8”, они моложе аналоговых. Первые бытовые цифровые видеокамеры стали поступать в продажу где-то в 2000-м году, а массово – года на 2-3 позже. Таким образом, самым старым записям лет 10-11. Физически кассеты неплохо сохранились, но проблемы со считыванием 8-10 летних кассет уже гарантированно есть. Почему? Плотность записи цифровых данных на одном и том же участке видеопленки выше, чем аналогового сигнала, поэтому, при прочих равных условиях, любые негативные изменения в магнитном слое видеопленки сказываются на цифровой записи сильнее. И там где аналоговая видеозапись лишь только теряет качество изображения, то на цифровой видеозаписи изображение выпадает кусками кадров, а то и целыми кадрами! И чем старше запись, тем больше выпадающих кадров. Если цифровым кассетам больше 7 лет то их уже пора переписывать на другой цифровой носитель, лучше – оптические диски – DVD или Blu-ray, срок службы которых (по заверениям производителей) 50 лет.
Аналоговые видеозаписи, сделанные на кассетах форматов VHS, VHS-c, SVHS, Video8, Hi8, живут дольше. Но уже к десятому году жизни признаки старения уже заметны – появляется шум, помехи, падает контраст и резкость, цвет на предметах расплывается пятнами. В конце своего пути, к 18-19 годам, аналоговая видеозапись представляет черно-белую мешанину искаженных бегущих кадров и видеошума пустой пленки.
Хуже всего дела обстоят с большими кассетами VHS неизвестных производителей, обычно на такие кассеты переписывали в свое время маленькие кассеты видеокамер. Очень часто в качестве больших кассет использовались кассеты с видеофильмами. Но все ли догадывались тогда, что для видеофильмов использовалась самая дешевая видеопленка, рассчитанная на короткий срок службы? К 10-му году видеозапись на таких кассетах умирает полностью. Фирменные кассеты держатся дольше, до 15 лет.
Лучше обстоят дела с маленькими кассетами VHS-c (компактные кассеты, использовавшиеся в видеокамерах Panasonic). Кассеты производства Panasonic, TDK или JVC можно считать и спустя 15 лет, при хорошем ответственном хранении 17-18 лет. Конечно, изображение будет далеко не идеальным, но все еще узнаваемым.
Еще чуть лучше обстоят дела с кассетами Sony форматов Video8 и Hi8. Они вполне способны сохранить запись и все 18 лет. Почему так? It’s a Sony… Акио Морита владел каким-то секретом.
А вот кассеты старше 18 лет, практически все, даже самые-самые фирменные, 1994 года и старше, резко теряют свою способность сопротивляться времени. Хорошо если считается половина кадров, но часто бывает и меньше.
Так что если вашим цифровым кассетам 7 лет и больше (2005 год и старше), а аналоговым стукнуло все 15 (1997 год и старше)– то их уже пора спасать – делать оцифровку и реставрацию изображения. Или выкидывать.

Телефон службы спасения видеозаписей (495) 771-27-02

© Сергей Рахманов, 06-01-2012

Понравилась статья?
Хотите получать интересные статьи регулярно?
Подпишитесь на информационную рассылку

Сообщества › Клуб Почитателей Кассетных Магнитофонов › Блог › Как правильно хранить кассеты?

С учетом возвращения к «старому формату» долго искал куда убрали/положили до лучших времен.
Главное нашёл)

Как думаете они живы? Хранились лет 15, если не больше, в гараже…
И как их правильно из хранить?
Насколько губительны минусовые температуры?

P.s. Конечно, чуть позже, сам пойму живы или нет, но пока рад что нашёл)

P.s.s. у винила нет таких проблем…

Смотрите также

Комментарии 18

кассеты надо хранить вертикально, не горизонтально, а то со временем происходит деформация и верхний слой покрытия смещается вниз. А еще их нужно периодически перематывать с бобины на бобину.

мне друг отдал около ста кассет! так вот большую половину я отнес на мусорку- пишут очень плохо-я их и размагничивал, толку ноль! :-))

Влага — враг всего! Если в помещении было сухо, то перепады температур не так страшны. Как только появляется влага, она начинает разрушать всё. В тандеме с температурами намного быстрее.

живы!
У меня по много лет в машине лежат/лежали кассеты. Температура там летом +55 на солнце в салоне ну а зимой до минус 45…
После всего этого лента на почти 30 летних кассетах в отличном состоянии!
Магнитная лента боиться магнитов .

c97 го по 01г в количестве около 200шт все кассеты как новые в обычной коробке дома лежат
так же бабины 10шт 80х годов просто лежат в шкафу всё играет всё крутится,
даже есть 2 винил пластинки, я их под водой помыл, тоже играют )

P.s.s. у винила нет таких проблем…

Винил — дорогое удовольствие) И аппаратура также…

Пять лет в гараже и все живы если сами кассеты не мусорные. Вы что думаете в их времена их на складах с отоплением хранили чтоль? Нет конечно…

Конечно нет, но не все 15) а то и более…
Надеюсь, что с ними все хорошо:)

Пять лет в гараже и все живы если сами кассеты не мусорные. Вы что думаете в их времена их на складах с отоплением хранили чтоль? Нет конечно…

Значит у друга кассеты больше 5 лет лежали) Ну кстати было известно заранее что там бывало сыро к тому же…

Если там плесень бывала то тогда плохо дело…

До фирменного Фуджика не добралась)))

Не так давно тоже стал брат заниматься кассетным хобби, начал с кассет друга из подвала частного дома и из гаража, все были дохлые из-за перепада температур… одна кассета из 15-20 штук выжила, это Фуджи японская 2 типа Хромная… На ней щас живет Модерн Токинг 4 альбом.

На счет хранения, думаю не ломать специально самим и хранить в сухом месте где нету перепадов температур… тоесть у себяв комнате)

Ну и еще раз где то в пол года перематывать все кассеты, чтобы лента не размагничивалась и не слеживалась.

На счет того, живы ли они или нет — попробуй записать на них что то, и на хорошем оборудовании желательно на деке кассетной.

Значит минусовая температура плохо(
Плохой процент, из вашего примера, выживших кассет(
Основная часть уже записана на хорошем (нормальном) оборудовании, чуть позже узнаю что с ними…
Понятно, что их надо было слушать и т.д. это как с машиной, домом и т.п. пока ты рядом (живешь, пользуешься) все работает, оставишь и все начинает ломаться.

А как быть с запечатанными?
В т.ч. которые сейчас продают… Кот в мешке?

была одна запечатанная голдстар нд 90 — записал ее, играет до сих пор хорошо)

Значит минусовая температура плохо(
Плохой процент, из вашего примера, выживших кассет(
Основная часть уже записана на хорошем (нормальном) оборудовании, чуть позже узнаю что с ними…
Понятно, что их надо было слушать и т.д. это как с машиной, домом и т.п. пока ты рядом (живешь, пользуешься) все работает, оставишь и все начинает ломаться.

А как быть с запечатанными?
В т.ч. которые сейчас продают… Кот в мешке?

Ну фирма так скажем есть шанс что не вся мертвая в продаже, я с братом также покупали с Авито по объявлению около 60 кассет или чуть больше за 1000 руб. Фирма вся живая оказалась, корейцы и ноунеймы 50 на 50 по жизни, продавец сказал что хранились дома в коробке из под чайника кассеты) Ну хоть не в гараже…

Двадцать лет спустя. Популярный рассказ о том, почему видеокассеты нужно оцифровывать

Детство каждого ребенка конца восьмидесятых или самого начала девяностых прочно ассоциируется с множеством весьма символичных для того периода российской жизни вещей. Жевательные резинки Turbo и Love is с вкладышами, растворимые соки Zuko, фишки Chupa-Caps, портативные игровые приставки «Тамагочи» и их вариации, китайские липучки, радуги.

Совершенно особое место в воспоминаниях о постсоветском периоде занимают видеокассеты — когда вся семья собиралась в гостиной комнате для просмотра «нового» американского боевика с Сильвестром Сталлоне, когда на картинке изредка проскакивали непонятные тени, когда все фильмы в обязательно ужасном качестве переводили гнусавые переводчики-синхронисты, когда в каждом ларьке продавались пиратские видеокассеты с криво прилепленными наклейками и неизвестным содержанием.

Кто в детстве не любил заглянуть вовнутрь видеокассеты? А вытянуть пленку наружу? Не беда, если она потом не хотела втягиваться обратно: достаточно было надеть кассету на палец и покрутить.

К слову, именно повсеместное распространение недорогих видеокассет, доступных каждому, породило чудовищный по величине пиратский рынок, с наследием которого не могут справиться до сих пор.

Некоторые люди могли купить себе более дорогой видеоплеер с возможностью записи эфира прямо с телевизора (такие модели гордо называли «видеомагнитофон»): взрослые с большим удовольствием сохраняли для себя выпуски «Новогоднего огонька на Шаболовке», а дети — очередную серию «Утиных историй».

Чуть позже в свободном доступе появились аналоговые видеокамеры с возможностью записи, так называемые камкордеры. Счастливые обладатели элитной техники ринулись записывать на пленку все домашние праздники, путешествия на природу, за границу, свадьбы друзей, первые шаги щенка таксы, поход сына в пятый класс — и так далее.

Вот что случалось с видеокассетами при неправильном использовании. Восстановить настолько сильно поврежденную пленку, увы, почти невозможно.

Недорогие цифровые видеокамеры у нас появились еще лет через десять, а все эти годы обладатели камкордеров снимали, снимали, снимали. Представляете, сколько памятных записей пылится сейчас в шкафах? Прошло уже немало лет — рынком переносных носителей давно правит формат DVD, да и вообще — сейчас отказываются от каких бы то ни было материальных носителей! В октябре 2008-го с флоридского склада Distribution Video Audio, последнего крупного поставщика видеокассет, была вывезена последняя партия — формат официально считается умершим.

Много ли видеокассет у вас дома? Помните ли вы, что на них записано? Ведь некоторые съемки могут быть попросту бесценными, а срок жизни видеокассеты — это 10-15 лет с момента записи. Подождите еще лет пять — и вставленная в видеоплеер (если его к тому времени еще удастся найти) видеокассета покажет серые полосы с белым шумом вместо звука.

Пленочные премудрости

В самом начале девяностых гений русской мысли придумал весьма элегантный способ резервного копирования — на обычную видеокассету формата VHS. Кто-то додумался, что на видеокассетах данные можно хранить так же, как раньше на пленочных стримерах. Дело было за малым — нужно было придумать специализированную компьютерную плату, которая позволила бы передать данные с компьютера в нужном виде.

Сказано — сделано. Первые версии комплекса АрВид (Архиватор на Видео) позволяли сохранить целых 2 Гб данных на одной видеокассете. Объем был просто чудовищным для того времени — тогда в магазинах продавались винчестеры вместимостью до 500 Мб. Последующие версии АрВид постепенно увеличивали плотность записи. Последняя известная версия комплекса позволяла записывать до 16 Гб на 300-минутную видеокассету. Что нехарактерно для российской действительности, все компьютерные платы АрВид производились отечественными заводами — например, в Зеленограде. Понятное дело, с распространением дешевых CD и увеличением объема жестких дисков запись архивных данных на видеокассеты утратила актуальность, но идея была потрясающая.

Технологии прошлого

Пленка DuPont Mylar помогла существенно увеличить срок службы видеокассет — подложка на основе полиэстера очень стабильна, хотя и не может совсем спасти носитель от старения.

Чтобы понять, почему так происходит, необходимо разобраться в строении видеокассеты, вспомнить эпоху, когда пленка была единственным пригодным для хранения видеоданных носителем. Для большей наглядности советуем найти старую ненужную видеокассету и аккуратно разобрать ее (хотя, что кривить душой, собрать ее назад уже вряд ли получится).

Разобрали? Если да, то перед вами — две пластиковые катушки, на которые намотана тонкая пленка. Во время просмотра эти катушки перематывают пленку с одной на другую, а считывающая головка магнитофона преобразует записанное в визуальную информацию — для отображения на экране телевизора.

Пленка, эта тонкая на вид полимерная полоска, состоит из нескольких слоев. Сколько их — зависит от модели видеокассеты. Первый слой, верхний — это гладкая защитная поверхность, благодаря которой пленка легко скользит по считывающим головкам. Без этого слоя поверхность пленки была бы слишком грубой, примерно как наждачная бумага. Чем более гладкая верхняя поверхность, тем меньше сила трения и, соответственно, износ носителя во время воспроизведения в магнитофоне. Следующий, самый важный слой пленки — магнитные частицы, которые хранят всю информацию. Под записываемым слоем расположен поддерживающий слой, он придает пленке жесткость, снимает статический заряд, предотвращает деформацию при сматывании в катушки.

AVerMedia DVD EZMaker USB Plus помогает оцифровать видео с аналоговых носителей и сохранить его на компьютере. К сожалению, аппаратного кодировщика тут нет, всю нагрузку придется взять на себя процессору.

По иронии судьбы каждый слой пленки представляет опасность для записанных данных. К примеру, полимерная верхняя поверхность очень восприимчива к влаге — под воздействием частиц воды, парящих в воздухе, структура слоя распадается. Чем выше влажность в помещении, тем быстрее испортится видеокассета. Повреждение верхней поверхности известно как феномен «липкой пленки». Воспроизвести такую совсем непросто — она будет прилипать к считывающей головке, что приведет к перепрыгиванию секций или даже остановке проигрывателя. Восстановить читаемость влажной пленки можно: народные умельцы рекомендуют засунуть кассету в духовку и готовить при температуре 50 градусов Цельсия на протяжении трех дней. Если повезет, видеомагнитофон сможет проиграть ее еще несколько раз — этого вполне достаточно, чтобы успеть переписать материал.

Такие вот видеокассеты с криво прилепленными наклейками, только на русском языке, можно было купить в любом ларьке с продуктами. Люди зарабатывали деньги как могли.

Как вариант, в слоях пленки может закончиться смазывающее вещество, используемое для улучшения скольжения по считывающей головке. Без смазки пленка очень быстро изнашивается, застревает. Смазка потихоньку расходуется при каждом воспроизведении видеокассеты — часть ее каждый раз остается на механических элементах плеера. Говорят, пленку можно смазать заново, но это совсем не так просто — замена смазочного вещества тоже ни к чему хорошему не приведет.

Следующая насущная проблема — деградация или размагничивание магнитного записываемого слоя. Магнитные частицы хранят данные благодаря изменению направления магнитного поля. Со временем эти частицы теряют свои магнитные свойства, сигнал ухудшается: портится конечное изображение, звук становится тише и хуже. К сожалению, предотвратить размагничивание у вас точно не получится. Видеокассеты можно хранить в прохладном сухом помещении, это позволит немного замедлить процесс, но не остановить его. Деградация магнитных частиц в разных типах пленки происходит по-разному — записанные на две видеокассеты данные «умрут» в различное время.

Симпатичный компактный «жук» — это весьма мощный кодировщик с аппаратным чипом и всеми необходимыми разъемами для перегонки аналогового сигнала в цифровой.

Поддерживающий слой (так называемая подложка) также подвержен постепенному старению. В сороковых-пятидесятых годах для поддержки использовались материалы, которые тоже портились от воды, как и верхний слой пленки. К счастью, в начале шестидесятых для поддержки начали использовать искусственный полиэстер — полиэтилентерефталат. Новая подложка оказалась куда более живучей, чем другие слои пленки. И тем не менее даже полиэстер постепенно деградирует: при изменении условий, в которых хранится видеокассета, пленка может расширяться и сжиматься под воздействием влаги. Подложка при этом растягивается и стягивается, и в определенный момент видеоплеер не сможет воспроизвести деформированную пленку должным образом.

Как видите, сохранить пленку в должном состоянии совсем непросто, и сейчас самое время озадачиться вопросом оцифровки записей: быть может, ваши архивные видеокассеты уже не смогут пережить еще одно российское лето — с перепадами температур и постоянно изменяющейся влажностью. К счастью, оцифровать видеокассеты совсем не так сложно, как может показаться.

Форматные войны

Недавняя кровавая битва HD DVD и Blu-ray привлекла самое пристальное внимание — все с замиранием сердца гадали, какой же из двух форматов станет индустриальным стандартом. А между прочим, подобные противостояния — норма для рынка носителей данных.

В конце 1970-х годов производители наплодили множество несовместимых друг с другом пленочных форматов, которые начали отчаянно бороться за выживание. Яростнее всего конкурировали Betamax разработки Sony, VHS от JVC и Video 2000 от Philips. Как известно, окончательную и бесповоротную победу в той битве одержал формат VHS. Творение Philips, Video 2000, исчезло сравнительно быстро, в 1988 году, а Betamax сопротивлялся до последнего. По сравнению с VHS формат предлагал лучшее качество, большую долговечность, звук в формате Hi-Fi. Кассеты Betamax были легче и меньше, чем кассеты VHS. К сожалению, прозорливости компании Sony не хватило, чтобы продвинуть свое детище: проигрыватели с возможностью записи телевизионного сигнала стоили слишком дорого, ощутимо дороже аналогичных устройств конкурентов.

Важнейшим недостатком стандарта было ограничение по времени записи: на кассеты Betamax умещался всего час видео — слишком мало для домашнего использования. Владельцы видеомагнитофонов Betamax не могли записать ни пары серий любимого сериала, ни трансляцию футбольного матча. Люди предпочитали стандартные кассеты VHS с их двумя часами записи — пусть и менее высокого качества. Масла в огонь подлил Голливуд: студии поняли, что все старые фильмы можно выпустить повторно на видеокассетах для домашнего просмотра и хорошо заработать на новом рынке. Сами понимаете, большинство голливудских шедевров не могло поместиться на часовых носителях.

В итоге прогрессивное общество сделало выбор в пользу VHS. Последняя кассета формата Betamax была выпущена компанией Sony в 2002 году, в то время как рынком домашнего видео правил формат DVD. К слову, в мире до сих пор есть люди, которые считают, что Betamax куда лучше всех конкурентов, — проигрыватели регулярно уходят с молотка на аукционе eBay за сотни долларов.

Цифра всему голова

На заре эпохи DVD выпускались комбинированные плееры, которые проигрывали и DVD, и VHS. Некоторые такие модели умели оцифровывать аналоговый сигнал и сразу записывать его на диск.

Перевод всех записей с видеокассеты на DVD — очень заманчивая перспектива. Посудите сами, вы сможете разбить запись на сцены, сделать удобное меню управления, наложить музыку, фильтры, поработать над качеством картинки, быстро вырезать ненужные куски. Иными словами, вам откроются все прелести цифровой обработки.

Скажем сразу, повозиться придется немало — даже современные многоядерные процессоры справляются с перегонкой аналогового видео в цифровые форматы далеко не так быстро, как хотелось бы. Да и саму пленку придется проиграть от начала до конца на обыкновенной скорости, один в один — других способов захвата с аналоговых носителей индустрия пока не придумала.

Сейчас программы для оцифровки видеокассет VHS в формат DVD не выпускает только ленивый.

Оцифровка видео — процесс очень деликатный и многогранный, но если времени и желания разбираться в нем нет, то можно свалить всю работу на полностью автоматизированные устройства. К примеру, HP когда-то выпустила узконаправленный девайс DVD Movie Writer Dc4000. Это устройство в форме обычного внешнего DVD-привода, оно умело записывать однослойные диски DVD±R/RW на разных скоростях, получая сигнал с видеоплеера или видеокамеры с аналоговым видеовыходом. Достаточно было подключить Movie Writer Dc4000 к компьютеру, подсоединить источник с аналоговым сигналом и нажать кнопку Play. В комплект поставки входили необходимые программы для редактирования и резервного копирования цифрового видео. Сейчас, правда, найти Movie Writer Dc4000 в продаже не так просто. Но не расстраивайтесь: пишущие DVD-приводы сейчас есть даже в самом заштатном офисном компьютере, зачем покупать еще один только для оцифровки видео?

Для тех, кто рассуждает примерно так же, существуют и другие комплексы — не такие уж и новые, но достойные внимания наборы ADS USB Instant DVD, Adaptec VideOh DVD, Pinnacle Studio MovieBox USB и AVerMedia DVD EZMaker Plus. Все эти комплекты умеют оцифровывать видео с аналоговых носителей и складировать результаты на жесткий диск — для дальнейшей обработки. Разумеется, устройства эти отличаются друг от друга. Первые три оснащены аппаратными чипами-перекодировщиками, которые обрабатывают входящий поток видео еще до того, как он поступает в компьютер. Устройство AVerMedia DVD EZMaker Plus, напротив, всего лишь транслирует сигнал — вся обработка ложится на плечи центрального процессора. Понятное дело, комплект дешевле коллег с аппаратными декодерами, но стоит ли экономить.

Утилита VirtualDub — одна из самых многофункциональных для редактирования видео: в ней множество плагинов и собственных фильтров.

Что касается обработки оцифрованного видео, так тут вообще никаких проблем: разработчики подобных устройств давно продумали все за нас. Так, в комплект поставки Adaptec VideOh входит программа Sonic MyDVD, которая записывает видеоDVD. Некоторые такие программы (например, Ulead DVD MovieFactory) позволяют и вовсе обходить жесткий диск стороной: подключили видеомагнитофон или камкордер к входному порту — и тут же начали кодирование и запись на DVD одновременно. Многие такие программы автоматически разделяют видео на сцены, добавляют анимированное меню. Правда, для всего этого требуется в меру мощный компьютер.

Еще один простой способ оцифровки видеокассет — продвинутые цифровые камкордеры с аналоговым видеовходом. Подключите видеомагнитофон к камкордеру, нажмите несколько кнопок. Автоматика оцифрует сигнал, а вы сможете забрать готовый файл со встроенного в камеру жесткого диска или MiniDV-кассеты. Будьте внимательны при выборе камкордера — далеко не все современные модели оснащают аналоговым входом.

Найти работающий видеоплеер скоро будет не проще, чем «живую» видеокассету. Обычно в плеере скапливается смазка и пыль и застывают, как бетон, если плеером долго не пользоваться.

Наконец, специально для тех, кто любит пошагово контролировать процесс оцифровки, хочет поэкспериментировать и добиться наилучших результатов, существует самый сложный способ. Вам понадобится плата видеозахвата или продвинутый внутренний ТВ-тюнер с аналоговыми видеовходами, а также очень объемный жесткий диск. Придется вручную установить все необходимое программное обеспечение и драйверы, подключить источник к входам тюнера или платы видеозахвата и… экспериментировать, экспериментировать, экспериментировать. В Сети полно пошаговых инструкций, как избавиться от назойливого шума и артефактов, правильно сжать полученное видео, наложить фильтры для улучшения изображения, изменить яркость и контрастность, повысить резкость. Скажем лишь, что с большинством из этих действий вполне успешно справляется известная в мире видеоредактирования программа VirtualDub.

Деградация пленочных носителей, к сожалению, доказанный факт, и если у вас еще остались неоцифрованные видеокассеты — действовать нужно как можно быстрее. Приключения Черного Плаща и клипы Аллы Пугачевой всегда можно будет с легкостью достать в интернете, а памятные записи со свадьбы или дня рождения никто вернуть не сможет.

Разбирая старые завалы. Или внезапная экскурсия в историю компакт-кассет.

Собственно началось всё банально. Придя в гости к родителям, получил просьбу освободить старую тумбочку – её планировалось выкидывать, освобождая место под рассаду. И там попалось это “сокровище”. Проигрывать было на чём 🙂 Из ностальгии держу дома в роли радио старый магнитофон, который в принципе вполне себе ещё жив. Одна сторона страдает автоотключением, на второй же можно было послушать эти раритеты.

Содержимое. Скажем так, разное 🙂 В основном попса 80-2000-х, как русская, так и зарубежная. Но попалась кассетка и из студенческих годов. Альбом Limp Bizkit одна сторона, Dj Alligator вторая. Вполне был рад прослушать 🙂

А тут мы имеем альбом Ace of Base 1995го года, The Bridge и частично альбом Happy Nation 1992-го. При прослушивании самопальный 3D surround звук – вся кассета заслушивалась “до дыр”, жевалась, выпрямлялась, снова жевалась. Ситуация на фотографии (отчётливо видимые полосы от сминания) на протяжении всей плёнки 🙂

Ну и не хотелось как-то оставлять пост совершенно пустым и бесполезным.

Первую компакт-кассету (её первоистинное название) представила Philips (целая эпоха аудио-формата зародилась в Нидерландах короче) в 1963-м году. Предложенный формат позволял вести запись на обе стороны, время звучания составляло 30 либо 45 минут на сторону, язычков-предохранителей от стирания не было ещё в принципе. В качестве воспроизводящего устройства предлагался кассетный магнитофон Philips EL 3300 (на картинке). Качество звука оставляло желать лучшего – наличествовали посторонние шумы, поэтому кассету на первых порах больше позиционировали для применения в диктофонах.

Красная кнопка – запись, справа индикатор сигнала (позволяет регулировать чувствительность микрофона при записи), рычажок управления: вверх – проигрываем, лево/право перемотка. Два регулятора – проигрываемого звука и чувствительности подключаемого микрофона. Пара гнёзд для наушников и микрофона. Работал от трёх батареек по 1,5 вольта. На поток был поставлен уже в 1964-м году и имел сокрушительный успех.

В частности, лицензия на производство кассет предоставлялась бесплатно, что обеспечило успешное вхождение её на рынок и обусловило быстрое развитие формата. Впрочем, не обошлось и без попытки “войны форматов” – в лице компании Grundig, которая запустила свой формат DC International с блэкджеком и шлюхами кассетами чуть более больших размеров (12х7,5) и соответственно магнитофона для них.

На фоне вполне себе реальных конкурентов партнёр филипсов – Sony обговорили бесплатное распространение голландской новинки на территории Японии, что обеспечило процветание формата компакт-кассеты и тотальное угасание стандарта от Grundig.

Магнитофон от Grundig и кассета формата DC International:

Первые же музыкальные компакт-кассеты появились уже через два года, в 1965-х годах благодаря разработке системы шумоподавления Dolby A (1965—1966, для профессионалов) и чуть позднее Dolby B (1967—1968, для обычных пользователей).

Далее в 1966-1968 появляются новые производители кассет: Agfa, Maxell, Hitachi, TDK, BASF и другие. Хронометраж плёнки растёт до 60, 90 и 120 минут.

Очередной вехой в становлении аудиокассет можно назвать 1970-й год. Американская компания Дюпон создает такое химическое соединение, как диоксид хрома. Качество звука выходит на новый уровень, приближаясь к студийному.

Мгновенно оценив ситуацию, немцы из BASF покупают лицензию и уже к следующему, 1971 году, разрабатывают принципиально новую ленту (CrO2, тип ленты II). В отличие от своего «железного» собрата та имеет высокий ток подмагничивания и выдает более широкий частотный диапазон. Качество этой ленты впоследствии будет доведено до высочайшего. Но самый первый «хромдиоксид» от BASF относительно качественно можно записать даже сегодня, по прошествии более 40 лет! Качественно – само собой, по понятиям того времени.

Понимая, что чуть опоздал, будущий транснациональный гигант SONY немедленно покупает у BASF лицензию на производство хромдиоксидных лент, а также получает у немцев исключительное право на их распространение на территории Японии, отсекая, таким образом, всех потенциальных конкурентов в своей стране.

В 1972 году на рынке появляется первая кассета продолжительностью 180 минут. Но для того, чтобы рулон помещался в кассету, пленку приходилось делать очень тонкой. Такие ленты были весьма ненадежными и в конце концов, их выпуск был прекращен. Поэтому все кассеты С180 сегодня очень ценятся коллекционерами и на аукционах они стоят весьма дорого.

В том же 72-м компания SONY разрабатывает очередной тип ленты. Покрытие ленты впервые становится двойным: хромовый слой лежит поверх гамма-оксида железа. Магнитная пленка теперь двухцветная – снизу коричневая, сверху – черная с синим отливом. Продукт получает наименование Sony Ferrichrome (FeCr, тип ленты III). Стоит заметить, что ленты FeCr выпускались не всеми мировыми флагманами, в то время как остальными их производство продолжалось сравнительно недолго, лишь до 1984 года. Причина – нецелесообразность. При высокой себестоимости ленты типа III ее качество было аналогичным типу II.

Вторая попытка войн форматов.

Несмотря на то, что рынке кассетных технологий чуть ли не каждый год появлялось что-то принципиально новое, уже было очевидным, что по качеству звучания аудиокассета вряд ли догонит существующий катушечный формат, к тому времени уже много лет имевший культовый статус.

Поэтому в 1976 году инженеры все той же Sony предложили альтернативный вариант – что-то среднее между кассетой и катушкой. По их мнению, выглядеть это должно было, как кассета (потому как тренд), но с лентой, как катушечная.

Новый продукт получил название elcaset и имел размеры 15×10 см. Кассета была похожа на видеокассету и имела тот же принцип действия – при воспроизведении лента вытягивалась из корпуса. Элкассеты комплектовались только лентами типа Normal или FeCr. Частотный диапазон был заявлен в пределах от 15 до 27 000 Гц.

Очередная веха истории, 1978-79. Scotch Metafine.

Американцы из компании 3М (Scotch) разрабатывают ленту с напылением металлического порошка путем испарения металла в вакууме (Тип IV). Полоса воспроизводимых частот становится еще шире. И хотя массовое производство лент типа «металл» оказывается трудным и дорогим, новый продукт получает широкое распространение.

Так же к середине 80-х появляются первые бумбоксы и переносные плееры.

Пожалуй, 80-е были последним десятилетием крупных музыкальных форматов: начиная со следующего десятилетия музыкальные проигрыватели и носители постоянно уменьшались в размерах, теряли в весе и становились все более и более портативными. Бумбокс оказался на перепутье между гигантским музыкальными проигрывателями 60-70-х (основательными, напоминающими мини-холодильник и не предназначенными для переноски) и минималистичными CD-плеерами 90-х и mp3-плеерами нового века.

Эта двойственность отразилась на дизайне бумбоксов: с одной стороны это, несомненно, статусный аксессуар, который невозможно спрятать. Наоборот, он должен привлекать к себе максимум внимания на улице. А с другой стороны, это устройство переносное и функциональное.

Первый Walkman. Снова свой ход делает компания SONY.

1 июля 1979 года она устраивает настоящий переворот в кассетной индустрии: в этот день на рынке начались массовые продажи первого кассетного стереоплейера класса Walkman. Все «карманные» модели, известные до этого момента, являлись, скорее, диктофонами и высоким качеством воспроизведения не отличались. Модель Walkman TPS-L2 являлась портативным стереоустройством и имела размер чуть больше самой кассеты, что по тем временам было весьма инновационным решением. Она имела выход на две пары наушников, а также встроенный микрофон, который позволял обоим слушателям общаться друг с другом во время прослушивания. И хотя игрушка была недешевой – 33 тысячи японских иен, ее продажи исчислялись десятками тысяч. Впоследствии Walkman переживет десятки инкарнаций, станет частью музыкальной культуры.

Ну и конечно же, нельзя не сказать о том, что 1982 год

стал историческим в жизни каждого меломана в СССР. В магазинах по всей стране в свободной продаже появились аудиокассеты ведущих мировых производителей, и более того, последних моделей. Еще годом раньше подобное казалось совершенно немыслимым. В течение нескольких лет кассеты BASF LH-Extra I, JVC Dynarec F1, TDK D, Denon DX1, Sony (CHF и EF), Agfa Fe-I и Maxell LN продавались по госцене 8 руб. за 60-минутную и 9 руб. за 90-минутную.

Продажи записанных аудиокассет впервые превысили продажи виниловых пластинок. А катушечные системы уже практически вытеснены с потребительского рынка.

Наступление цифрового формата и все увеличивающиеся продажи компакт-дисков в странах Запада. Начало медленного спада продаж аудиокассет. В продукции некоторых производителей уже чувствуется явная экономия на разработке дизайна и вообще какая-то обреченность. Но качество лент пока остается на высоком уровне.

На рынке появляются ленты с металлическим покрытием класса Hi-end. Sony выпустила новую версию топовой Metal Master, Maxell представила премиумную модель Metal Vertex, компания That’s отметилась Suono, а фирма TDK продолжила потрясать качеством уже известной модели MA-XG. Еще никогда качество звучания аудиокассет не было настолько высоким.

Ну а далее производство аудиокассет практически полностью вытесняется компакт-дисками. Уже к 2001-му году доля аудиокассет в общей продаже музыкальной продукции составляет лишь 4 %. На рынке остаются всего несколько производителей: Sony, Maxell, TDK, SKC. Модельные ряды сокращены, качество некоторых выпускаемых аудиокассет (Maxell UR, TDK FE) заметно снижено – до уровня, который, по мнению производителей, должен удовлетворять непритязательный вкус небольшого количества оставшихся пользователей данной продукции.

Ну в целом вот и всё 🙂 Для сбора, компоновки информации и картинок использовались википедия, пяток сайтов от ценителей этого дела и сайт музея Филипса.

Полезные советы по хранению кассет

LX5 | 20 мая 2010 | 22875

Вот ещё нарыл в нете. Писалось для архивов в американских библиотеках, но, думаю, будет небезынтересно почитать и нам.
Полезные советы по хранению кассет
(by Amy Kohlstedt and Sara Doyle, for the Iowa Conservation and Preservation Consortium)
В условиях правильного хранения аудио кассеты прослужат до 30 лет. Вы можете продлить им жизнь, соблюдая следующие рекомендации.

Совет #1—Запись. Всегда старайтесь использовать новые, высококачестенные 90-минутные бренды ( 60-минутные всё же предпочтительнее). Более длинные кассеты менее долговечны. Отдавайте предпочтение кассетам с винтовыми соединениями вместо спаянных. Избегайте хромдиоксидных лент – они не так долго служат. Записывайте только на одну сторону во избежание импринтинга записи на соседний участок. Кассеты следует маркировать водными или не содержащими растворителя маркерами с войлочным( фетровым) наконечником.

Совет #2—Хранение. Перемотайте кассеты в обе стороны перед консервацией – убедитесь, что пленка намотана ровно и равномерно по всей длине. Храните кассеты вертикально в коробках или контейнерах в нейтральной среде. Температура среды должна быть ниже 70F (21C). Избегайте отрицательных температур.Уровень влажности желателен в пределах 20-40 процентов. Не держите кассеты на деревянных полках, а также в подвале или на чердаке.

Совет #3—Условия хранения. Храните свою аудиоколлекцию в прохладной, сухой, непыльной среде, избегайте влаги. Избегайте попадания прямых солнечных лучей и флюоресцентного освещения. Не храните кассеты вблизи таких легковоспламеняющихся материалов, как древесина или картон. Не подвергайте кассеты резким температурным перепадам. Выделяйте время на акклиматизациюиз расчета 4 часа на каждые 10 градусов Цельсия ( 18 F) разницы.

Совет #4—Обращение с кассетами. При обращении с кассетами руки должны быть чистыми от масел, грязи и пота, а рабочая территория вокруг не должна содержать пыль. Не трогайте рабочие поверхности. Держите кассету за корпус. При обращении с оригиналами ( мастер-копиями?) желательно одевать перчатки. Не пользуйтесь кассетами и не держите их вблизи источников сильного магнитного поля или вибрации.

Совет #5—Чистка. Для чистки поверхностей ленты используйте такие очистители, как 3M ”Tape Cleaning Fabric,” эта мягковолокнистая ткань соберет грязь, обычно встречающуюся на поверхности ленты. Очищайте оборудование( магнитные головки, направляющие и т.д.) достаточно часто и тщательно с помощью изопропилового спирта и ватных палочек.

Совет #6—Меры предосторожности. Не используйте старые кассеты заново. Перед записью произведите перемотку в обоих направлениях для снятия натяжения. Выломайте лепестки после завершения записи для предотвращения её стирания. Проигрывайте запись каждые несколько лет, чтобы проверить состояние и свести к минимуму симптомы склеивания (слипания слоёв).

Совет #7—Ремонт. Иногда проблемы с кассетами могут быть решены с помощью проигрывания на профессиональной кассетной деке. В случае, если кассета подверглась воздействию высокой температуры, дайте её остыть при 20 градусах Цельсия в течение нескольких дней, затем перемотайте её, чтобы снять натяжение. Если кассета побывала во влажной среде или была погружена в воду, лучше всего проконсультироваться со специалистами по хранению архивов.

Совет #8—Магнитофоны. Старайтесь содержать ленточный тракт в чистоте. Не подвергайте магнитофон воздействию прямых солнечных лучей. Накрывайте магнитофон, чтобы избежать попадания пыли. Каждые 100 часов чистите головки с целью их размагничивания. Через каждые 1000 часов обращайтесь в сервис на предмет выявления износа направляющих, головок, и для проверки натяжения. Множество проблем, в частности «зажевывание» ленты возникают вследствие неотрегулированного ленточного тракта, проблем со скоростью и плохого натяжения.

Совет #9—Перенос в другие форматы. Для каждой записи рекомендуется делать две копии. Мастер-копия для копирования. Вторая копия для использования.

Дата написания: 5 марта, 2005

Helpful tips for preserving your precious documents & memorabilia
Tips on Preserving Audio Cassette Tapes
by Amy Kohlstedt and Sara Doyle, for the Iowa Conservation and Preservation Consortium
If given proper care, audio cassette tapes have a life expectancy of up to 30 years. Extend the life of your audio cassette tapes by following the tips listed below.
Tip #1—Recording. Always use new, high quality, brand name tapes, 90 minutes or shorter (60 preferred). Longer tapes are less durable. Use cassettes that are screwed together instead of welded. Avoid chromium dioxide tapes; they don’t last as long. Record on one side only to prevent the sound on one layer of tape being imprinted onto the next. Tapes should be labeled using non-solvent-based or water-based felt-tip permanent markers.
Tip #2—Storage. Fast-forward and rewind the tapes before storage- make sure that the tapes are correctly wound evenly and smoothly onto the cassettes. Store all tapes vertically in acid free protective boxes or containers. Store in an area where the temperature stays lower than 70F (21C). Avoid temps below freezing. Humidity should be between 20-40 percent RH (relative humidity). Do not store on wood shelving or in a basement or attic.
Tip #3—Environment. Keep your audio cassette collection in a cool, dry, dust-free environment with no moisture. Store away from direct sunlight and fluorescent light. Do not store near combustibles like wood or cardboard. Avoid subjecting tapes to rapid temperature changes. Allow acclimatization before playing at four hours for every 18 degrees F difference.
Tip #4—Handling cassette tapes. Make sure your hands are clean and free from oil, grease, and sweat before handling the tapes and make sure the area you are working in is free of dust. Do not touch playing surfaces; handle the cassette tapes by their outer casings. Wear gloves when handling original tapes. Do not operate or store cassette tapes near high magnetic fields or high vibrations.
Tip #5—Cleaning. Clean tape surfaces using a product such as 3M “Tape Cleaning Fabric,” this soft fabric product will pick up loose debris commonly found on tape surfaces after being dislodged by the fabric fibers. Clean equipment (tape heads, guides, etc.) often and thoroughly with isopropyl alcohol and cotton swabs.
Tip #6—Precautions. Do not reuse old tapes. Before recording, fast forward to the end and back to relieve stress. Push out the lugs (small squares found at the top corners of cassette tapes) after recording; this prevents the material from being taped over. Play tapes through every few years to check their condition and to minimize any sticky shed symptoms (tendency for the layers to stick together).
Tip #7—Making repairs. Sometimes a problem cassette can be salvaged by playing it on a professional tape deck. If a tape has been subjected to a high temperature, cool it under 68F for a few days and then rewind it to relieve stress. If the tape has been subjected to moisture or submerged in water it is best to consult with a preservation librarian or conservator.
Tip #8—Tape recorders. Always keep the tape path components clean. Keep recorder out of direct sunlight. Cover recorder with dust cover. Clean the heads every 100 hours in order to demagnetize them. After 1000 hours of use have the recorder checked for worn guides, worn heads, and proper tension. Most problems, such as tapes being “eaten,” arise when tape recorders create poor tape guiding, speed variations, and poor tension.
Tip #9—Reformatting. It is best to create two copies of each recording. One is the master copy, a copy of the original audiocassette on ¼”, 1.5 mil, reel-to-reel polyester tape. The master is used to make copies. The second copy is made for use and reference and is a digitized copy of the master saved onto a CD- ROM for access.
Date of completion: March 5, 2005

Перемотай меня полностью. Вспоминаем аудиокассеты и разбираемся, кому они нужны сегодня

Кассеты исчезли с рынка так же стремительно, как заполонили его. Кому сейчас придет в голову сидеть перед двухкассетником и терпеливо ждать, пока аппарат домотает пленку? Но вокруг происходят какие-то странные вещи: японская компания TEAC зачем-то представляет кассетную деку за $1300, Эминем выпускает дебютный альбом на пленке, а в Британии уже шестой год проходит фестиваль, на котором все показывают друг другу кассеты и радуются жизни. Кассеты возвращаются?

Коротко. О чем тут речь

Часть 1. Дуновение ветра

Сейчас это выглядит как время больших свершений и настоящих рок-героев. «Жуки», сбившие пальцы в кровь в клубах Ливерпуля и Гамбурга, наконец созрели для первой долгоиграющей записи. Альбом Please Please Me рвет на части британские хит-парады и являет миру главных поп-артистов Старого и Нового света. По ту сторону Атлантики в это же время выходит дебютник Surfin’ U.S.A., который с ходу занимает второе место в американском хит-параде, а некто Роберт Аллен Циммерман записывает великую в рамках рок-музыки песню Blowin’ in the Wind.

Дуновение ветра из песни Боба Дилана символизирует большие перемены, которые буквально витают в воздухе. Это очень своевременная песня, описавшая настроения во всем мире: он стремительно меняется и больше никогда не будет прежним.

Для звукозаписи 1963 год стал переломным. Огромные метательные диски бабушкиных пластинок уже не являются единственным возможным вариантом, неудобные кругляши «бобинников», укутанные километрами пленочной «кишки», больше не выстраивают вокруг себя бессмысленный ритуал. В конце августа, спустя три месяца после выхода The Freewheelin’ Bob Dylan на международной выставке бытовой электроники IFA в Берлине компания Philips представила миру первую компакт-кассету. Кусок пластика с лентой внутри был в четыре раза меньше ленточного картриджа для бобины и открывал для простого слушателя и воротил огромных лейблов принципиально новые горизонты. Смотрите, теперь у вас есть Philips EL 3300 — 90 минут звука на одном носителе!

Дальше все развивалось стремительно. Новый формат подхватили Штаты и Европа, а спустя пару лет первые залетные магнитофоны очутились за «железным занавесом». Новинку распробовали. В 1967-м харьковский завод «Протон» изготовил первую советскую магнитофонную кассету, а спустя два года появился и отечественный кассетник «Десна». Сейчас коробка с микрофоном и внешним блоком питания выглядит, конечно, очень странно, но для времен советского дефицита это был настоящий прорыв.

Разумеется, новый формат, который значительно облегчал процесс записи материала, породил множество умельцев и комбинаторов. Иностранные студенты обеспечивали советскому человеку доступ к западным записям на виниле, а советский человек в домашних условиях старательно переписывал всю эту прелесть на аудиокассеты. А дальше весь Советский Союз сквозь шипение и треск пропускал через себя музыкальную программу под условным названием «Их нравы».

«Кассета малогабаритная» со временем звучания в 40 минут продавалась за 4,5 рубля. Понятное дело, что редкие записи увеличивали стоимость в несколько раз: стереокассетные магнитофоны выпускались в СССР с начала 1970-х, но исчезали быстрее, чем появлялись на прилавке.

Импортные кассеты появились в «совке» во время Олимпиады 1980 года. Удовольствие было недешевым: они продавались в два раза дороже советских. Фарцовщики мгновенно сметали продукцию фирмы Sony и через некоторое время продавали еще дороже — в условиях дефицита могли себе позволить. Впрочем, это все равно было дешевле, чем музыка на виниле, а разрыв в качестве звучания сократился ровно настолько, чтобы массовый слушатель окончательно сделал выбор в пользу удобства. Так начался настоящий кассетный бум.

Ну а дальше вы помните. Прошло еще немного времени, и на рынок хлынули тонны контрафакта. Кассеты переписывались по несколько раз, вкладыши печатались на жиденьких принтерах — на каждом уважающем себя базаре можно было купить что-то вроде Romantic Collection, «Золотого саксофона» или «Лучших хитов Дмитрия Маликова», записанных заботливой рукой пирата специально для тебя, милый друг. Сосчитать масштабы этой эпидемии было невозможно: пираты производили промышленные тиражи, простой рабочий человек переписывал музыку на своем двухкассетнике, и теплое ламповое шипение затертой пленки ласково трепало за ухо каждого из нас. Положить конец этой трагедии звукозаписи можно было лишь одним способом: выломав «ушки» у всех кассет на свете — но ни один супергерой не справился бы с этой задачей. Пленка крутилась со своими привычными 4,76 сантиметра в секунду.

В США этот поток замедлился в 1992 году. То есть альбом Automatic for the People группы R.E.M. выходил в условиях, когда продажи компакт-дисков опередили аудиокассетный бум: 408 миллионов против 366. На постсоветском пространстве все эти изменения произошли с задержкой в 14 лет — еще в начале XXI века аудиокассеты были здесь самым популярным носителем. Но рынок звукозаписи упорно диктовал свои условия, и прекрасная эпоха двухкассетников, зажеванной пленки, карандаша для перемотки и тройного одеколона для экстренной чистки головки ушли в раздел ностальгии и мемуаристики.

Спустя 20 лет после победы CD-формата динамика продаж музыки на аудиокассетах выглядела катастрофической: 349 млн в 1993-м, 173 млн в 1997-м, 76 млн в 2000-м, 13 млн в 2012-м… Дальше все было совсем плохо, но энтузиасты, которые могут прочитать вам прекрасную в своем занудстве лекцию о «правильном» звучании и настоящем Lo-Fi, тщательно сохраняли этот тлеющий уголек. В 2013 году, когда никто уже не сомневался в скорой смерти пленки, «трупик» был выставлен напоказ: впервые в Британии состоялся Cassette Store Day — фестиваль, на котором в прошлом году, к примеру, представили записи на кассетах 300 групп и лейблов.

Например, компания National Audio Company в 2015 году зафиксировала рекордный спрос на давно забытые носители и попала в обзор Bloomberg. При этом руководство компании утверждает, что продажи на аудиокассетах увеличиваются на 20% ежегодно: меломаны по-прежнему покупают музыку именно на этом носителе.

В прошлом году продажи аудиокассет достигли рекордных с 2012 года показателей. По данным The Verge, было продано 174 тыс. экземпляров. Специалисты связывают это с популярностью сериалов «Стражи галактики» и «Очень странные дела», в которых особенно четко прослеживается тема ностальгии по 1980-м. Но покупали не только саундтреки: хорошо продавались альбомы The Eminem Show, Nevermind и Yeezus. Не то чтобы индустрия встала с колен и расправила крылья, но на кассеты есть спрос. Пленка возвращается!

Часть 2. Какой-то странный парень

Дима прекрасно помнит ту эпоху, когда кассеты были единственным разумным и приемлемым вариантом для обычной семьи. Хочешь музыки — иди на рынок и выбирай на металлических вертикальных стеллажах пеструю обложку с надписью «Рэп».

— Я родился в Вильнюсе, а потом наша семья переехала в Бобруйск. Отец перевез с собой в Беларусь огромную коллекцию кассет (он слушал танцевальную электронную музыку). Постоянно что-то искал: у нас дома стояла кассетная дека, он брал вторую у брата и сам записывал музыку. Меня все это увлекало, интересен был сам процесс.

Вероятно, тогда подросток не мог представить, что когда-то сам будет делать музыку при помощи вот этого пленочного архаизма. Сейчас парень под псевдонимом Awlnight выпускает альбомы на канадских, американских и французских лейблах, а для Беларуси он белая ворона, какой-то странный чувак, который зачем-то записывает хип-хоп на кассеты.

— Первое, что я купил когда-то, — это был первый альбом Децла. Помню, ехали с бабушкой из Минска в Вильнюс, и я увидел на вокзале этот альбом. Мне его тогда очень советовали: «Чувак, покупай, это новый рэп, это очень круто!» Потом я начал скупать на рынке все, что имело отношение к хип-хопу… Когда появились компакт-диски, все это затихло и кассеты отошли на второй план, но моя коллекция осталась: просто жалко было денег, которые я потратил на все это добро.

Идея записывать музыку на кассеты пришла с Запада: там как раз состоялся первый Cassette Store Day, и стало понятно, что носитель, несмотря на свою архаичность, жив. Оказалось, что где-то там есть куча музыкантов, которые до сих пор выпускают альбомы на кассетах и кому-то это даже интересно.

— Подумал: «Блин, а это прикольно! У меня же есть магнитофон, кассеты — нужно попробовать самому делать такую музыку». Дома стояла кассетная дека МП-204, в которой барахлил один канал, кассеты отца были перезаписаны по сто раз, так что звук получился очень специфический. Но я послушал — и мне понравилось! В итоге я записал материал, выложил его в открытый доступ и получил классную реакцию! Потом у меня сломался компьютер, и я, наверное, месяц делал музыку только благодаря вертушкам, семплеру и кассетам. Записал материал, а потом оцифровал его и выложил в сеть.

Процесс записи выглядит предельно просто: кассетная дека (сейчас уже не советская МП-204, а добротная Technics) подключена через линейный вход к микшеру и принимает сигнал. Соответственно, цифровой звук записывается на кассету, а затем снова конвертируется в «цифру», но уже с характерными кассетными нотками.

— Крутость кассетного звучания… — думает Дима. — Этот звук отсылает меня к детству: шипение, треск… Он неполноценный, но мягкий, добавляет больше баса, какие-то посторонние звуки. Это будто бы музыка из другой вселенной. Сейчас эра технологий, и все стараются выкрутить звук до идеального, а я иду от обратного: хочу, чтобы это звучало шероховато, по-странному. Парадокс, но сейчас многие музыканты стали обращаться ко мне, чтобы я помог им записать на кассету треки и оцифровать их. Это хаус, рок — людям просто интересно экспериментировать со звучанием. В какой-то степени я кассетный мастер.

Есть музыканты в моем стиле, которым, наоборот, нравится некачественное звучание. Я даже знаю ребят, которые записывают музыку через видеокассету. Они подключают видеомагнитофон, записывают дорожку, а потом снова все это оцифровывают — звук получается очень специфический.

Сейчас Awlnight выпускает альбомы на небольших кассетных лейблах. Он один из немногих, кто делает подобную музыку в Беларуси. Впрочем, кассеты сегодня — это не редкость.

Множество микролейблов, которые проповедуют эстетику DIY (Do It Yourself), выпускают релизы на пленке. Это своего рода философия, которая в первую очередь отсылает нас к эстетике панк-рока: в 1970-х, когда мейджор-лейблы захватили все на свете, музыкальные группы начали самостоятельно записывать и распространять музыку и делать концерты с низкой платой за вход. В общем, эпоха ушла, а философия осталась. Самиздат символизирует уникальность во всем: оформлении, звучании и подходе. Издание на кассете фактически позволяет поклоннику группы заиметь ее альбом на физическом носителе — с оригинальным буклетом и принтом на самой кассете.

Плюс жгучая ностальгия по прекрасной эпохе. Кассеты пропали с рынка, но воспоминания о них остались. Поколение, которое воспитывалось на пленке, вдруг заскучало по неповторимому звучанию — большие игроки сразу подхватили эту идею, и мода на старые носители вышла в тираж. Достаточно вспомнить, как звучит начало хита The Weeknd.

Часть 3. Для тех, кому это интересно

Долгое время кассетный формат в среде людей вдумчивых и знающих не вызывал ничего, кроме скептической улыбки. Его называли «MP3 доцифровой эпохи» из-за сравнительно низкого качества звучания и кучи недостатков вроде медленной перемотки и архаичного процесса записи материала. Индустрия послушно шла на поводу у скептиков, и новая аппаратура для воспроизведения пленочной записи практически не выпускались. Последний кассетный плеер Walkman был выпущен в 2010 году, а деки для ценителей и аудиофилов практически не анонсировались. Вот здесь можно прочитать безапелляционную эпитафию аудиокассетам.

Но проходит еще немного времени, и японский производитель TEAC представляет новую кассетную деку W-1200. Да, это случилось в июне 2018 года. Это дека с возможностью аудиокомментариев при перезаписи, USB-портом для вывода цифрового потока на компьютер и тонкой подстройкой скорости воспроизведения. На Amazon дека стоит около $1300.

На самом деле кассетный формат — это вещь на любителя. Даже во времена расцвета пленочных носителей позволить себе дорогую аппаратуру мог далеко не каждый. А ширпотреб звучал очень так себе, поэтому компакт-диски моментально выиграли конкуренцию и открыли для слушателя новые горизонты. Но те, у кого сохранились кассетные деки высшего уровня, утверждают, что сравниться с этим звучанием может разве что хороший винил. Более того, записанная с компакт-диска музыка звучит на кассетной деке лучше, чем оригинал. Здесь мы рискуем уйти в доморощенное аудиофильство, поэтому предлагаем вам прослушать пару тестовых оцифровок и сделать выводы самостоятельно.

Эта запись сделана с кассетной деки Nakamichi 1000.

А здесь предлагают послушать классику Metallica с кассетной деки и на CD.

Часть 4. Где купить все это добро?

Продавцы Hi-Fi-аппаратуры говорят, что сегодня очень сложно найти поставщика кассетных дек. Фактически новое оборудование в Беларусь не привозят, так что стоит обратить внимание на форумы и барахолки. Например, на «Барахолке» Onliner.by можно найти Nakamichi CR-2 1988 года выпуска. Или еще одного «японца» JVC KD-D30. Стоит такая аппаратура от $50 до $150. Самый дорогой вариант на «Барахолке» — Denon DRS-810 за $300. Впрочем, вы можете встретить и варианты за $1500.

Специалисты советуют обращать внимание прежде всего на внешнее состояние деки. От того, в каких условиях она хранилась, зависит качество воспроизведения и исправность механики — она страдает в первую очередь. Дальше помогут только ваши уши.

На «Барахолке» можно найти и чистые аудиокассеты. Вообще, они бывают трех видов: железные, хромовые и металлические. «Хром» можно купить по $5 за штуку, но самые крутые и долговечные — металлические. Для ценителей на форуме Onliner.by есть целых две ветки для коллекционеров. Чтобы обменяться или купить записи на пленке, можете заглянуть сюда и сюда.

Но если вдруг вам понадобились пустые кассеты в промышленных масштабах, придется поискать. Например, небольшое кассетное производство GoTape есть в Санкт-Петербурге. Его основатели выкупили оборудование — наматывающие станки, тампопечатные машины, дубликаторы — у разорившегося завода. Прочитать про этих странных ребят можно здесь.

Наблюдать за тем, как развивается то, что давно должно было умереть, весьма увлекательно. Новые независимые лейблы грибами растут из-под земли и выпускают странную музыку для настоящих ценителей. Никому не известные группы делают тиражи на аудиокассетах, и выглядит это не как архаизм, а как вполне себе тренд. Чего уж там, недавно Эминем переиздал свой дебютный альбом на кассетах, а на последнем фестивале Cassette Store Day были презентованы сразу три альбома The White Stripes. Так бывает: группы уже нет, а ее альбомы на кассетах еще выпускают. На всякий случай доставайте с пыльных полок свои кассетники. Вполне возможно, совсем скоро их ожидает вторая жизнь.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Читайте также:  У малыша должен быть свой личный уголок
Ссылка на основную публикацию