Грубый тесаный камень, дерево

49. Дикий камень и камень тесаный[561]

49. Дикий камень и камень тесаный[561]

В одной статье, где речь шла об алтарях, которые у древних евреев должны были строиться исключительно из дикого камня, мы прочли вот эту, прямо скажем, поразительную фразу: “Символика дикого камня была изменена франкмасонством, которое перевело ее из области сакральной на профанический уровень; символ, первоначально предназначенный выражать сверхприродные связи с «живым» и «личным» Богом, здесь выражает отныне реальности алхимического, морального, социального и оккультного порядка”. Автор этих строк, судя по всему, что мы знаем о нем, принадлежит к числу тех, у кого предвзятость легко может перейти в недобросовестность; ну а то, что инициатическая организация может опустить символ “на профанический уровень”, это утверждение такое абсурдное и противоречивое, что мы не думаем, будто кто-нибудь может принять его всерьез. С другой же стороны, настаивание на словах «живой» и «личный» наглядно свидетельствует о твердом намерении ограничить “сакральную область” одной только точкой зрения религиозного экзотеризма! А то, что ныне подавляющее большинство масонов больше не понимает истинного смысла своих символов так же, как и большинство христиан не понимает своих, это совсем другой вопрос.

В чем на масонство более, чем на Церковь, можно возложить ответственность за фактическое состояние дела, созданное самими условиями современного мира, по отношению к которому и то, и другая равно «анахроничны» в силу их традиционного характера? «Морализирующая» тенденция, в действительности слишком заметная, начиная с XVIII века, в конечном счете, была почти неизбежным следствием, если учесть общую ментальноеть, «спекулятивную» дегенерацию, на которой мы так часто настаивали. Можно сказать то же и об огромном значении, придаваемом точке зрения социальной, и, кроме того, в этом отношении масоны очень далеки от того, чтобы являться исключением в наше время. Пусть-ка попробуют бесстрастно исследовать то, чему учат сегодня от имени Церкви, и пусть скажут нам, много ли обнаружится здесь иного, нежели простые моральные и социальные соображения! Чтобы покончить с этими замечаниями, вряд ли есть необходимость подчеркивать неуместность, возможно преднамеренную, слова «оккультный», потому что масонство определенно не имеет ничего общего с оккультизмом, которого оно много старше, даже в своей «спекулятивной» форме. Что же касается символики алхимической или, точнее, герметической, она решительно не содержит в себе ничего профанического и соотносится, как мы уже объясняли в другом месте, с областью “малых мистерий”, которая есть как раз область собственно ремесленных инициации вообще и масонства в частности.

Но не просто для того, чтобы сделать это уточнение, сколь бы ни было оно необходимо, процитировали мы вышеприведенную фразу, а в особенности потому, что нам она показалась хорошим поводом для внесения некоторых полезных уточнений в вопрос о символике дикого и тесаного камня. Верно, что в масонстве дикий камень имеет совсем другой смысл, нежели в случае еврейских алтарей, к которому надо присовокупить здесь и случай мегалитических памятников; но если это и так, то потому, что такой смысл не соотносится с одним и тем же типом традиции. Это легко понять всем, кто знаком с соображениями, высказанными нами по поводу важных различий, существующих — самым всеобщим образом — между традициями кочевых и оседлых народов. И, кстати сказать, когда Израиль перешел от первого из этих состояний ко второму, запрет воздвигать здания из тесаного камня исчез, так как последний больше не имел смысла для него, свидетеля строительства Храма Соломона, которое наверняка не было профаническим предприятием и с которым связано, по крайней мере символически, само происхождение масонства. Не столь важно здесь, что алтари могли продолжать строиться из дикого камня, потому что это — частный случай, в котором первоначальная символика могла быть сохранена совершенно беспрепятственно, тогда как, что слишком очевидно, невозможно построить даже самое скромное здание из таких камней. А то, что еще и “ничего металлического не могло обретаться” в алтарях, как также отмечает это автор рассматриваемой статьи, соотносится с другим порядком идей, который мы уже тоже объясняли и который, впрочем, обнаруживается в самом масонстве в символе “отнятия металлов”.

Далее, нет сомнений, что, в силу циклических законов, «доисторические» народы, подобные тем, кто воздвигал мегалитические памятники, каковы бы они ни были, неизбежно находились в состоянии более близком к первоначалу, нежели те, кто пришел за ними. Но несомненно и то, что это состояние не могло длиться бесконечно, и что изменения условий обитания человечества в различные эпохи его истории должны были потребовать последовательных адаптации традиции, что могло происходить на протяжении существования одного и того же народа и без какого-либо разрыва непрерывности, как показывает это только что приведенный нами пример, касающийся евреев. С другой стороны, верно также и то — и мы об этом уже говорили в другой связи, — что у оседлых народов замена каменными строениями деревянных соответствует более выраженной степени «солидификации», в соответствии с этапами циклического «спуска». Но с момента, когда такой способ строительства сделался необходимым в силу условий окружающей среды, в традиционной цивилизации нужно было, чтобы посредством соответствующих ритуалов и символов он получил от самой традиции освящение, которое единственно могло легитимировать его, а затем интегрировать в эту цивилизацию. Вот почему мы говорили в данной связи об адаптации. Подобная легитимация подразумевала легитимацию и всех ремесел, начиная с обтесывания камней, которые требовались для такого строительства, и она могла быть эффективной лишь при условии, что практическая деятельность в каждом из таких ремесел связывалась с соответствующей инициацией. Ибо, в соответствии с традиционной концепцией, оно должно было являть на своем случайном уровне правильное применение принципов. Так было повсюду и всегда, за исключением, естественно, современного западного мира, цивилизация которого утратила всякий традиционный характер. И это верно не только для строительных ремесел, которые мы особо рассматриваем здесь, но, равным образом, для всех других, возникновение которых стало необходимо в силу определенных обстоятельств времени или места. Важно отметить, что эта легитимация — со всем, что она включает в себя, — всегда была возможна во всех случаях, за исключением одних лишь чисто механических ремесел, которые зародились только в современную эпоху. Итак, для камнетесов и для строителей, использовавших продукты их труда, мог ли дикий камень олицетворять нечто иное, нежели недифференцированную «первоматерию», или «хаос», со всеми как микрокосмическими, так и макрокосмическими соответствиями, тогда как полностью, со всех сторон тесаный камень, напротив, олицетворяет завершенность, или совершенство «дела»? В этом все объяснение различия, существующего между символическим значением дикого камня в случаях, подобных случаям мегалитических памятников и первобытных алтарей, и значением того же дикого камня в масонстве. Добавим, не имея возможности далее задерживаться на этом, что такое различие соответствует двойному аспекту materia prima, когда последняя рассматривается как “Универсальная Девственница” или как «хаос», который находится у истоков всякой проявленности. Равным образом, в индуистской традиции Пракрити, одновременно являясь чистой потенциальностью, которая находится буквально под всяким существованием, есть также аспект Шакти, т. е. “Божественной Матери”. Совершенно ясно, что эти две точки зрения ни в коей мере не исключают одна другую, что, кстати, делает оправданным сосуществование алтарей из дикого камня со зданиями из тесаного камня. Эти несколько соображений еще раз засвидетельствуют, что при истолковании символов, как и во всяком другом деле, нужно уметь все помещать на свое точное место, без чего велик риск впадения в самые грубые ошибки.

Грубый тесаный камень, дерево

По степени и характеру обработки поверхностей природные камни, применяемые в строительстве, разделяют на следующие разновидности:

рваный бут — необработанный камень с ломаными гранями, острыми углами, без плоских сторон;

постелистый бут— камень с двумя примерно параллельными естественными плоскостями (постелями);

бутовая плита— постелистый бут, имеющий форму плиты; бут под скобу — камень с грубо отесанными постелями и грубо околотыми боковыми поверхностями;

тесаные камни-, грубой тески — с выступами до 2 см; получистой тески — с выступами до 1 см; чистой тески — с выступами до 0,2 см. Высоту тесаных камней обычно принимают: в кладках — не менее 12 см, в сводах — не менее 9 см.

Сила тяжести камней тяжелых пород: гранита — 26— . 27 KH/MS, известняка и песчаника —до 26 кн/М3,

Необработанные и грубо обработанные камни тяжелых пород часто применяют для кладки фундаментов и подвальных стен зданий.

Тесаные камни с фактурами, полученными обработкой ударными или абразивными инструментами: бугристые, рифлёные, шлифованные, зеркальные и др. применяют для облицовок. Часто их делают из пород средней твердости: мраморов, песчаников, известняков и др. Из твердых пород: кварцитов, сиенитов, гранитов, лабрадоритов и др. камни изготовляют лишь при повышенных требованиях к долговечности или архитектурному оформлению зданий, так как обработка твердых пород весьма трудоемка и дорога.

Камни легких пород выпиливают с помощью камнерезных машин и употребляют в виде параллелепипедов для кладки надземных стен. Сила тяжести камней из туфа — 7,5—14 кн/мъ, из известняка-ракушечника — 8—18 нн/мъ. Стоимость их из-за легкости распиловки мала; их вывоз экономически оправдывается на расстояния до 1000 км от места добычи. Благодаря пористости камни обладают хорошими теплоизоляционными свойствами. Морозостойкость легких камней относительно низка, в связи с чем их применение для частей зданий, подвергающихся интенсивному увлажнению и замораживанию, ограничено. Свежедобытый камень необходимо выдержать для просушки. Обычные размеры пиленых камней 490 X 240 мм или 390 X 190 мм при высоте 188 мм.

Пиленые камни и блоки добывают главным образом на юге СССР: в Крыму, Молдавии, на Кавказе. Их производство непрерывно растет и к 1965 г. будет доведено до 8 млрд. штук условного кирпича в год, т. е. примерно до 9% общего выпуска стеновых материалов в СССР.

Смотрите также:

Длина плит не нормируется, что дает возможность полнее использовать природный камень. Пиленые плиты обладают большей стойкостью, чем тесаные, так как при теске ударами выкалываются и дробятся зерна минералов.

• Облицовочные плиты и камни, элементы лестниц и площадок, парапетов и ограждений изготовляют из блоков природного камня путем их
Брусчатка — колотые или тесаные бруски ( 2.11, б) высотой 10. 16 см, шириной 12. 15 см и длиной 15. 25 см, по форме близки к.

Работа с природным камнем. Природные камни следует применять в кладке в соответствии с их природным положением и такими же слоями.
Поверхности камней мягких пород часто обтесывают, выскребывают, пилят и фрезеруют.

На песчаном основании устраивают и дорожки с покрытием из природного камня ( I—12). Сделанные из бутового, тесаного камней или колотого булыжника, они долговечны и могут быть весьма декоративны.

Читайте также:  Каменная мельница для сада

Смешанной называется кладка, которую выполняют из двух различных материалов, например из бута и кирпича, из кирпича и искусственных камней, из кирпича и природных тесаных камней.

Валунный камень — крупные камни округлой формы ледникового происхождения. Размер камней от 30 до 100 см. Валун крупнее одного метра называется глыбой.
Различают колотый, тесаный и пиленый камень правильной геометрической формы (куб, параллелепипед).

Дорожки с покрытием из природного камня устраивают в местах, богатых природным материалом — колотым булыжником, бутовым или плоским (пастелистым) тесаным камнем.

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Тесаный камень

Тесаный камень изготовляется из изверженных пород, реже – осадочных. Нужно, чтобы камень обладал высокой прочностью, морозоустойчивостью, стойкостью против выветривания и красивым видом. [1]

Стены собора сложены из белого тесаного камня , а своды и основания глав – из кирпича. [2]

Ручная добыча и обработка камней из твердых пород представляет собой очень трудоемкую работу; поэтому тесаный камень из этих пород стоит применять только в случаях, когда он не может быть заменен более дешевыми материалами, обработка которых менее трудоемка. [3]

При отделке фасадов широко применяется фактурная отделка, когда с помощью специальных приспособлений фасад отделывается под хвою, тростник, тесаный камень . Одним из видов рельефной отделки поверхности является отделка песчаными присыпками. [4]

Знаки пикетные, реперы начала и конца круговых кривых, границы железнодорожной полосы отвода, скрытых сооружений земляного полотна могут изготовляться из бетона или тесаного камня . [6]

Реперы начала и конца кривых, а также знаки: пикетные, границы цолосы отвода, скрытых сооружений земляного полотна – изготовляют из бетона или тесаного камня . [8]

В настоящее время с целью упрощения и удешевления работ по футеровке концентратора применяется новая конструкция антикоррозийной защиты аппарата, для выполнения которой в основном используются диабазовые плитки и кислотоупорный кирпич и лишь в небольших количествах апдезитовый тесаный камень . [9]

Должен знать: способы сопряжения элементов пролетных строений; правила монтажа металлоконструкций с применением высокопрочных болтов; устройство конструкций рельсовых стыков-замков; технологию производства работ по их ремонту; способы и приемы установки подъемного оборудования и вспомогательных обустройств и приспособлений; правила сборки опалубки конструкций и заливки бетонной смеси за облицовку; правила и способы кладки из естественного камня надсводного строения арочных, балочных мостов, труб, лотков и оголовков, кладки из тесаного камня наружных верстовых рядов мостовых опор ; правила сплошной замены мостового полотна; способы визирования с применением оптических приборов; правила устройства и содержания безбалластного мостового полотна; способы приготовления бетонной смеси с пластифицирующими добавлениями для нагнетания и набрызгбетона ( торкретирования), способы приготовления полимерцемен-тного раствора; устройство и принцип работы механизмов. [10]

Рваный и постелистый бут укладывают в кладку горизонтальными рядами толщиной около 30 см с приколкой острых углов и неровностей и обязательной перевязкой вертикальных швов основных камней. Примыкающую к проемам часть стены выполняют из отборного приколотого или тесаного камня , из кирпича или бетона. [11]

Источник Владимирский находится на северозападном склоне горы Железной, открыт проф. Славяно-вым в 1917 г. Источник питьевой, но не применяется ввиду дальности расстояния. Бювет источника расположен в павильоне из тесаного камня . [12]

При слабой почве для предотвращения осадки стен укладывают фундаментные плиты или же устраивают опрокинутые своды ( фиг. Выработки при каменном креплении закрепляют временной деревянной крепью, которую затем при возведении каменного крепления удаляют. Для каменного крепления идет естественный камень-бут, тесаный камень , кирпич, бетон. В случае возведения – круглого, эллиптического, яйцевидного и сводчатого креплений применяют шабло – ны пли кружала металлические, а чаще сколоченные из толстых деревянных досок; кружала перекрывают опалубкой из досок. [13]

Купольные покрытия являются наиболее эффективными с инженерной точки зрения, позволяя с незначительным расходом материалов перекрывать большие пространства. Не случайно купола получили в архитектуре такое широкое распространение с древних времен. Одним из ярких примеров является купол Римского Пантеона, выполненный из тесаного камня и бетона. [14]

Кислотоупорный бетон получают на кислотоупорном цементе и кислотоупорных заполнителях. Затворяют бетонную смесь растворимым стеклом в количестве, обеспечивающем необходимую подвижность бетонной смеси. Кислотоупорный бетон используют для различных конструкций и облицовки аппаратуры в химической промышленности, заменяя им дорогие материалы: листовой свинец, кислотоупорную керамику, тесаный камень . [15]

Ашлар – Ashlar

Щебень ( / æ ʃ л ər / ) тонко одет (вырезать, работали) камень, либо индивидуальный камень , который не работал до квадрата или структур , построенных из него. Ашлар – лучшая каменная кладка , обычно прямоугольная кубовидная , упоминаемая Витрувием как opus isodomum , реже трапециевидная . Точно ограненный «на всех гранях, прилегающих к граням других камней», тесаная обшивка может образовывать очень тонкие стыки между блоками, а видимая грань камня может быть облицована каменоломнями или иметь различные виды обработки: обработать, гладко отполировать или отшлифовать еще один материал для декоративного эффекта.

Одна из таких декоративных обработок состоит из небольших бороздок, полученных с помощью металлической расчески. Обычно используется только на более мягких каменных тесах, это украшение известно как «каменщик».

Ашлар отличается от каменной кладки из щебня , в которой используются камни неправильной формы, иногда минимально обработанные или подобранные для аналогичного размера, или и то, и другое. Ашлар родственен, но отличается от другой каменной кладки, которая тонко одетая, но не четырехугольная, такая как криволинейная и многоугольная кладка .

Ашлар может быть густым , что включает длинные горизонтальные слои каменных блоков, уложенных параллельно и, следовательно, с непрерывными горизонтальными швами. Ашлар также может быть случайным, что включает в себя каменные блоки, уложенные с намеренно прерывистыми рядами и, следовательно, прерывистыми швами как по вертикали, так и по горизонтали. В любом случае обычно используется соединительный материал, такой как строительный раствор, для связывания блоков вместе, хотя использовались сухие конструкции из тесаного камня, металлические стяжки и другие методы сборки. Сухой тесак в архитектуре инков в Куско и Мачу-Пикчу особенно хорош и знаменит.

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 Использование
  • 3 Как метафора
  • 4 См. Также
  • 5 ссылки
  • 6 Внешние ссылки

Этимология

Слово засвидетельствовано в среднеанглийском и происходит от старофранцузского aisselier , от латинского axilla , уменьшительного от оси , означающего «доска». «Clene hewen ashler» часто встречается в средневековых документах; это, без сомнения, означает обработанные или тонко обработанные, в отличие от черновых граней.

Использовать

Блоки из ашлара использовались при строительстве многих зданий в качестве альтернативы кирпичу или другим материалам.

В классической архитектуре поверхности стен из тесаного камня часто противопоставлялись рустикам .

Этот термин часто используется для описания обработанного камня доисторической Греции и Крита , хотя обработанные блоки обычно намного больше, чем современные тесаные камни. Например, в гробницах Толоса в Микенах бронзового века каменная кладка использовалась при строительстве так называемого «ульевого» купола. Этот купол состоит из мелко нарезанных блоков тесаного камня, которые уменьшаются в размере и заканчиваются центральным замковым камнем . Эти купола не являются настоящими куполами, но построены с использованием арки на выступе .

Каменная кладка из ашлара также широко использовалась при строительстве дворцовых фасадов на Крите , в том числе в Кноссе и Фесте . Эти постройки относятся к периоду MM III-LM Ib , c. 1700–1450 гг. До н. Э.

В современной европейской кладке блоки обычно имеют высоту около 35 сантиметров (14 дюймов). Когда они короче 30 сантиметров (12 дюймов), их обычно называют маленьким тесаком .

Как метафора

В некоторых масонских группировках, которые такие общества называют юрисдикциями , ашлары используются как символическая метафора того, как личное развитие соотносится с принципами их ложи . Как описано в объяснении Совета по отслеживанию первой степени , в эмуляции и других масонских ритуалах грубый тесак представляет собой камень, взятый непосредственно из карьера, и аллегорически представляет масона до его посвящения; Гладкий тесак (или «идеальный тесак») – это камень, который был сглажен и обработан опытным каменщиком , и аллегорически представляет масона, который благодаря образованию и усердию усвоил уроки масонства и ведет достойную жизнь.

Грубый тесаный камень, дерево

Раннее мы рассмотрели предпосылки организации жилья из самана и плетня, но надо отметить еще, что плетень не явился повсеместно распространенным в степи Крыма.

В районе предгорья плетень явился в самых разнообразных видах:

1) самостоятельная постройка,

2) части построек,

3) часто из плетня делается только фасадная стена дома, где прорезываются окна и двери ( cubuk duvar ), и, наконец,

4) плетневые заборы, загоны и многое другое.

Плетень чрезвычайно употребителен в хозяйственных постройках ахъ r (сарай).

Построек из одного плетня мало, они по большей части обмазываются глиной.

Плетень а r ап — обычный переплет отдельных веток cubuk через вертикально укрепленные на расстоянии 50-80 см одна от другой жерди catal . Сверху плетень имеет обмазку из жидкой глины сатъ r , которая «утепляет» постройку.

Такие формы жилища встречаются, преимущественно, в предгорной полосе, в районе распространения крымских маквисов. Вывоз в степь кустарника для постройки, конечно, не является выгодным, почему плетень и употребляется, преимущественно, в лесистой полосе Крыма.

Плетневая одноэтажная постройка делается следующим образом: выбираются шесть жердей с развилками. Четыре из них, покороче, устанавливаются по углам будущего здания, а по оси устанавливаются большие жерди. На развилки кладутся шесты, которые являются основой крыши.

Такой примитивный остов характерен для плетневых жилищ одноэтажных, которые можно встретить в садах, во временных постройках. В более крупных постройках из плетня, как указывалось, делается только одна передняя стена, остальные стены второго этажа из плетня.

Надо отметить исключительную легкость возведения плетневой постройки. При устройстве плетневого жилища участвуют все члены семьи. Кроме того, такое жилье можно сделать очень быстро. Дверь делается из двух толстых палок 15 см в диаметре, которые держатся параллельно при помощи деревянных палочек, являющихся остовом для переплета, си b ик’ом. Укрепляется она на вбитой в землю оси при помощи веревок или кусков кожи.

Способ ее укрепления на кожаных петлях или специально сделанных деревянных петлях аналогичен укреплению дверей в кибитке. Элементы плетневого жилища (дверь, постоянный остов, переплет) роднят плетенку с теми видами кочевых построек, которые нам известны. (. ) Примитивность плетня приводит нас к первой, кочевнической, стадии татар. Устойчивость и стремление к постоянству и разборности элементов жилища есть отражение полукочевой стадии. Именно полукочевую стадию, комбинацию плетня и камня, и запечатлело предгорье.

Чрезвычайно интересен генезис производства каменного жилища. Каменная постройка Крыма развилась из исторически ранних самана и плетня, постепенно вытесняя последний. (. ) Схематично этот процесс намечался по следующим путям. Для укрепления остова самана или плетня делается каменный фундамент; площадки, аналогичные таким фундаментам, мне приходилось наблюдать в горном районе Туркмении, в районе Копет-Дага, где остов кибитки укрепляется на каменном фундаменте.

Читайте также:  Художнику удалось вывести витраж из оконных рамок

Тогда мы имеем тип каменного фундамента, который с развитием хозяйства перерастает в каменный нижний этаж с легким саманным или плетневым верхом. Постепенно происходит вытеснение камнем этого верха, создаются каменные стены. Сначала бутовые в коробке наподобие саманных duvar с мелким камнем isar , а затем из крупного камня. Каменная кладка идет следующим образом: укладываются углы из больших тесаных камней, середина забивается бутом. Угловые камни затесываются только в наружной части. Над дверями, окнами вставляются балки для лучшего упора.

Если верхний этаж не из крупного камня, то мелочь бут укрепляется в рамы с палками odon . Размер рам 1 м 50 см х 2 м. Рамы крепятся при помощи простых лап и сделаны из грубо отесанных планок. Отесываются они простыми топорами balta . Камень бьется молотком tokmaq .

Если второй этаж сделан из более легкого материала, то он часто выступает над первым, поддерживаясь на больших бревнах rasan . Выступание второго этажа имеет целью, главным образом, экономию места на улице. Точнее — нижний этаж сжимается, в то время как верх остается без изменения. Если же это дом, нижний этаж которого имеет коммерческие цели, то, понятно, верхний этаж служит навесом над лавкой, кофейней и так далее.

Каменная постройка татарской деревни, чрезвычайно архаичная, запечатлела на себе переходные этапы. Однако теперь в деревню проникает русский каменщик, который строит дом и прочней, и теплей. Такой дом и явится сменой отмирающему жилищу из самана и плетня и комплексу последних с камнем.

Описанию деревянного дома я уделяю немного больше внимания ввиду почти полной неизученности этого вопроса, а также благодаря тому, что термины и детали крыши почти целиком относятся к ранее указанным постройкам. Описанная ниже деревянная постройка есть типичный представитель ряда жилищ, раскинутых по району.

Общее мнение жителей, что деревянный дом catma ev является старейшей постройкой: приблизительная датировка, по словам крестьян, «триста лет», «при ханах» и так далее. Дом Бекир Умерова считается старейшим в деревне Юкары-Каралез, в 25 км к северо-востоку от Севастополя. К покатому склону горы прилегает дом, фундамент которого сложен из камней. Фундамент фактически представляет собою нижний этаж дома, в котором живут зимой во время холодов, а летом его превращают в подвал.

Начиная с нижнего этажа, идет cuval (собственно в переводе значит «мешок») — колпак для сбора дыма над костром, сделанный из плетенки, обмазанной глиной, являющийся трубой, дымоходом к udjax ‘ y (очагу). От костра, раскладываемого внизу (в нижнем этаже), огонь и теплый дым накаливают плетенку, которая и обогревает помещения верхнего этажа. Так как этот дымоход идет до крыши без всяких изгибов и только наверху отчасти прикрыт черепицей, то очаг часто заливает водой.

Нижний этаж сложен из камней разной величины, приблизительно в среднем 30x40x50 см. Камни связаны между собой глиной. Верхний этаж сделан из дерева, причем одна из стен, прилегающая к скату горы, обнесена стеной из бутового камня для предохранения от скатывающихся с гор камней.

На стенах нижнего этажа, то есть на высоте 2 метров, по каменному фундаменту лежат большие бревна, продольные cember taban и поперечные rasan . Двенадцать из них, поперечные rasan , длиннее каменного фундамента на 2 метра и образуют основу верхней террасы. На этих бревнах rasan по плану каменного фундамента из дубовых досок, сделанных при помощи s ара (клина), возводятся стены, обработанные топором balta . Бревна, верхние плахи адас (60x18x200 см), скреплены между собой по углам срубом ке rt ь q (10×15 см), причем концы адас выступают вперед на 20-50 см.

Эти плоские бревна адас укреплены между собой при помощи вертикальных бревен по продольным стенам. Вертикальные бревна не дают возможности соскальзывать боковым плахам стен. Для крепости сцепления последние прикрепляются при помощи с ui , колышка с шляпкой, причем для каждого бревна одна cui ‘ a . Величина ее 18 см, диаметр 5 см.

Такие же бревна и на боковых стенах, где их форма изменена общей формой стены, — они сходятся кверху под углом.

Можно, однако, наблюдать и исключения. Эти упоры стенных плах по продольным стенам называются celiq drek (17x11x250 см); упоры, сходящиеся конусом на поперечных стенах, называются heivant и имеют те же размеры, что и celiq drek .

Наверху на боковых стенах лежит коневое дерево araklbq , которое поддерживают особые приспособления kir ъ s . Kir , перевязь дома, состоит из длинного бревна, перекинутого со стены на стену, на которое опираются бревна makas , в свою очередь соединенные у коневого дерева при помощи деревянного паза. Таким образом, перекрещенные вверху makas поддерживают коневое дерево, сами опираясь на концы перевязи. Для того, чтобы перекрещенные makas не опускались, они, помимо паза снизу, поддерживаются также перпендикулярным бревном, носящим то же название makas .

Итак, схема этого переплета — равнобедренный треугольник с углом в 140°.

На дом в 15 метров длины —три kir ъ s ‘а; поперек их перекинуты с каждой стороны по три штуки ити rg а — четырехугольные стропила (15×10 см). Поверх последних лежат доски taxta , которые иногда еще называются sacax . На эти доски насыпана и утрамбована земля, на которой еще лежит черепица keramet , весьма распространенная на юге России.

Помимо этого, двенадцать малых стропил olux в более горизонтальном положении лежат одним концом на передней стене (фасаде), а другим — на длинном бревне taban agac . Taban адас стоит на 6 колоннах drek с kaptel ‘ями (капителями). Основания колонн стоят также на нижнем бревне cember agac , которое, в свою очередь, лежит на указанных двенадцати бревнах rasan . Таким образом получается костяк террасы sofa , являющейся принадлежностью почти всех домов татар.

Интересна еще одна деталь. Одно из бревен стен выступает на 70 см, и от него к крайнему стропилу стоит упор, называемый tajama , длиной в 80 см. Такие tajam ‘ bi идут вдоль карниза, поддерживая последний.

Края крыши отделаны доской, называемой sacax – su ; карниз до 20 см. Окна верхнего этажа разделены решеткой parmak – loq из трех-четырех прутьев.

Вот краткое описание интереснейшего вида постройки, которая вклинивается в развитие крымского жилища, отличаясь несколько иной спецификой своего возникновения и роста.

В чем же специфика возникновения и роста деревянного жилища? Довольно развитая форма и техника деревянной постройки заставляет призадуматься, насколько возможно такое быстрое овладение строительным искусством. Выше указывалось, что оседание татар в горном Крыму произошло не раньше, чем во второй половине XVI в., в то время как датировка этой постройки — XVII век, а, может быть, и раньше. В течение одного или полутора столетий, конечно, кочевники сами не смогли дойти до техники постройки, которая должна была сложиться в более продолжительное время у земледельческого народа. Таким земледельческим народом был в средние века в предгорьи Крыма народ, именуемый теперь условно готами. (. ) В дальнейшем татары развивают и совершенствуют «заимствованную» ими технику деревянного жилища. (. )

Таким образом, этот тип постройки появляется в результате взаимоотношений кочевников с земледельцами. Переход к земледелию привел к заимствованию деревянного жилища — спутника земледельческого производства горного Крыма. (. )

КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ, Хрестоматия по этнической истории и традиционной культуре. С имферополь, Издательство “ДОЛЯ”, 2005.

обтесанный камень

1 hewn

2 hewn stone

3 винный камень

4 камень

кам|ень — м.
1. тк. ед. (порода) stone, rock;

3. (гнетущее чувство) load;
у меня на сердце

my heart is heavy;
сердце не

one isn`t made of stone, one has a heart;

ни в печени stones in the liver;

не не оставить raze it to the ground;
(раскритиковать) tear* it to shreds;
держать

за пазухой harbour a grudge (against) ;

с души свалился a load has been taken off my mind.

5 Христос как краеугольный камень

6 бордюрный камень

7 бортовой камень

8 бортовой лекальный камень

9 бутовый камень

10 вонючий камень

11 грубо обтесанный

12 грубооколотый камень

13 декоративный камень

14 дерево-камень

15 дефибрерный камень

16 добывать камень

17 драгоценный камень

18 дробить камень

19 дробленый камень

20 естественный дефибрерный камень

См. также в других словарях:

ВИФАНИЯ — Икона Божией Матери из мон ря во имя святых Марфы и Марии в Вифании Икона Божией Матери из мон ря во имя святых Марфы и Марии в Вифании Камень, на котором сидел Господь во время беседы с Марфой и Марией. Мон рь во имя святых Марфы и Марии в… … Православная энциклопедия

ЛЕША — ЛЕША, лещина, лешка жен., южн. наш лесной орешник, орешина, залещина, деревянные орехи, Coryllus, лязга; лязговина (лястовина?), Avelbana nux (см. также лещ). Лещинный, к лещине относящийся. Лещиновый, из дерева этого сделанный. Лещиноватый, на… … Толковый словарь Даля

Береговые откосы — так наз. земля, заключающаяся между горизонтом воды рек, речек, озер и морей и поверхностью окружающей их земли. Кроме общего значения, какое имеют береговые откосы для сохранения в целости русла рек, в особенности судоходных, а также… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ЦОКОЛЬ — (ит. Zoccolo). Обтесанный камень, которым обкладывают нижнюю часть здания снаружи. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЦОКОЛЬ в архитектуре нижняя часть стены или здания, непосредственно возвышающаяся… … Словарь иностранных слов русского языка

Баба село Черниговской губернии — (иначе Бабы) село и станция Черниговской губернии, Сосницкого уезда, в 13 верстах к СЗ от Сосницы, при реке Бабе, жит. 3115 д. об. п., двор. 560. Близ села огромный курган, следы земляной насыпи в виде укрепления и на нем грубо обтесанный камень … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Баба, село Черниговской губернии — (иначе Бабы) село и станция Черниговской губернии, Сосницкого уезда, в 13 верстах к СЗ от Сосницы, при реке Бабе, жит. 3115 д. об. п., двор. 560. Близ села огромный курган, следы земляной насыпи в виде укрепления и на нем грубо обтесанный камень … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

РЕЯ — • Rhea, Cybĕle, ΄Ρέα, ΄Ρεία, Κυβέλη, дочь Урана и Геи, сестра Океана, Кэя, Крея, Гипериона, Япета, Кроноса, Феи, Фемиды и Мнемозины, супруга Кроноса, была великой матерью богов (Μήτης, Μεγάλη θεά, Magna mater), матерью олимпийского… … Реальный словарь классических древностей

Исаакиевская площадь — Координаты: 59°55′55″ с. ш. 30°18′31″ в. д. / 59.931944° с. ш. 30.308611° в. д. … Википедия

Читайте также:  Домик состоит из колец шириной 5 см

Лещадь (значения) — «Лещадь», также «Лещадка», «Лещадная плита» плитка, плитняк, расколотый на слои обтёсанный камень, плоский прямоугольный кирпич для полов, специальный кирпич или чугунная плита для печных подов. См. Лещадность. «Лещадь» (устар.) … … Википедия

жёрнов — а; мн. жернова, ов; м. Мельничный каменный круг для размола зерна. Ручной ж. Мельничный ж. Каменный ж. Перемалывать зерно жерновами. Остановить жернова. ◁ Жерновой, ая, ое. Ж ая насечка. Ж. камень (пригодный для приготовления жерновов). * * *… … Энциклопедический словарь

КВАДЕР — (от лат. quadrus четырехугольный). Камень, обтесанный в виде четырехугольника. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КВАДЕР от лат. quadra, от quadrus, четырехугольный. Камень, обтесанный в виде… … Словарь иностранных слов русского языка

ЖЕРНОВ — круглый обтесанный естественный или искусственный камень; рабочий орган постава. Изготовляется из твердого материала (гранит, кремень, наждак и т. п.) … Большой Энциклопедический словарь

Жёрнов — круглый обтёсанный естественный или искусственный камень; рабочий орган жернового постава (См. Жерновой постав), служащий для шелушения плёнчатых культур и измельчения зерна и др. материалов (рис. 1). Парно работающие Ж. получили… … Большая советская энциклопедия

обтеса́ть — тешу, тешешь; прич. страд. прош. обтёсанный, сан, а, о; сов., перех. (несов. обтесывать). 1. То же, что отесать. Обтесать бревно. Обтесать камень. □ Они срубили два небольших дерева, обтесали их топорами. Паустовский, Колхида. 2. перен. прост.… … Малый академический словарь

ЖЕРНОВ — круглый обтёсанный естеств. или искусств. камень; рабочий орган жернового постава. Изготовляется из твёрдого материала (гранит, кремень, наждак и т. п.) … Большой энциклопедический политехнический словарь

Момик — Хачкар, 1306 год Момик (арм. Մոմիկ) (XIII XIV вв.) армянский архитектор, мастер по камню и художник. Уроженец Ва … Википедия

Грубый тесаный камень, дерево

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

НЕВИДИМАЯ ЭНЕРГИЯ. ЧАСТЬ 4. ДЕРЕВО, МЕТАЛЛ И КАМЕНЬ

Уверена, что многие из Собеседников когда-нибудь имели четки из дерева или камня, деревянные или металлические крестики и другие предметы, не имеющие утилитарной ценности, но представляющие большую значимость для владельца. Возможно, те, кто бывал на Востоке, когда-то видели или приобретали изделия мастеров Традиции: подсвечники, подносы и шкатулки с нанесенными чеканкой узорами, вышивки, изделия из шерсти и кожи, и т.д. Функцию таких предметов – с самого начала особенных благодаря вложенной в них энергии мастера, – можно значительно усилить, правильно их располагая и сочетая.

Речь, конечно же, идет о функции в отношении «невидимой энергии», которую поглощают и излучают все материальные объекты, и которой посвящен данный цикл заметок.

Можно ли класть деревянные четки в металлическую шкатулку? Где лучше разместить декоративный поднос с чеканкой? Какие предметы можно хранить рядом, а какие нельзя, и почему? Почему от четок из некоторых видов камней, когда их берешь в руку, бывает ощущение слабого разряда?

В Части 1 , рассматривая исследования Вильгельма Райха, касающиеся универсальной жизненной энергии – «оргона», мы отметили сделанное ученым наблюдение, что органические материалы абсорбируют и накапливают оргон, тогда как металл его привлекает и тут же излучает вовне. Это очень похоже на свойства электропроводности – диэлектрики удерживают заряд, как, например, в конденсаторе, а проводники его проводят.

Изделия из дерева, кости, шерсти, кожи и другой органики по своей природе накапливают тонкую энергию, что отражается в качестве их «светимости», отмечаемой видящими. (Об этом свидетельствуют эксперименты Карла фон Рейхенбаха, тоже описанные в Части 1 ). Чем сильнее абсорбирующие качества материала, тем слабее излучаемый ими свет. Самое слабое излучение – у шерсти, хлопка и других натуральных волокон, поэтому шерстяной ковер на стене – лучший накопитель оргона. То же касается вышивок и других изделий из натуральных тканей и шерсти – халатов и шапок дервишей, тканых и кожаных мешочков для четок и т.д. – ценность этих вещей не только с точки зрения антикварности, но и с точки зрения накопленной энергии становится тем больше, чем они старшe, и чем более развит человек, который ими пользовался.

Человеческое тело, также составленное из органических материалов, может взаимодействовать с накопленной в других органических предметах энергией, отдавая или поглощая ее. Этим объясняется трепетное отношение, с которым дервиши или их сообщества относятся к предметам, переданным им в пользование их Друзьями или другими сообществами.

Будь то камень, дерево или другие материалы вроде рога, слоновой кости, клыков и т.п. – природный материал имеет способность удерживать, впитывать и отдавать энергию, которую использует в контексте своей деятельности человек. Поскольку большинство людей тоже часть природы, логично предположить, что они хорошо взаимодействуют с естественными материалами, не только в тактильном или визуальном смысле, но и в других смыслах. (Омар Али-Шах. Суфийская Традиция на Западе. Глава «Функции предметов и объектов Традиции»)

В примерах с оргонным аккумулятором мы также увидели, что если из металлических поверхностей создать замкнутое пространство, эффект многократного отражения позволяет «уловить» оргон внутри такого пространства. Можно абсорбировать его, поместив предметы из органики в металлическую шкатулку, сундучок или табакерку, а затем использовать накопленную таким образом энергию.

Суфийский Учитель Идрис Шах когда-то давал ученикам достаточно детальные инструкции по этому поводу:

Поместите деревянные четки в шкатулку и храните их там под закрытой крышкой. Субстанция, нисходящая свыше, концентрируется в шкатулке (металлы: серебро, латунь и медь [почему используются именно эти три металла, мы обсуждали в Части 3] ) и абсорбируется органической материей четок (дерево). Они действуют как аккумулятор. Затем возьмите четки в правую руку и попытайтесь ощутить эффект втекания субстанции внутрь вашего тела. Вы можете почувствовать что-то вроде слабого удара тока или увеличение концентрации; возможны и другие эффекты.

И наоборот – выполняя какое-либо упражнение, вновь возьмите четки. В этом случае вы сами концентрируете определенную субстанцию. Вы не можете хранить ее в себе, поскольку ассоциативное мышление и действия нарушают поток. Но вы насыщаете ею четки – после этого вновь поместите их в шкатулку, где они будут храниться до следующего использования. Относитесь к этому ровно, без привязанности к результату – просто отмечайте свои ощущения. Цель в том, чтобы научиться регистрировать вкус получения данной субстанции, научиться осознавать процесс получения импульса. (О.Хоар. «Все и ничего»)


Старинная шестигранная латунная шкатулка в каирском стиле, инкрустированная серебром и медью

( Когда-то один из Друзей рассказал, как ощущал нечто вроде слабого разряда при прикосновении к четкам. Это может быть следствием перенасыщения материала накопленным «оргоном», который, по утверждению Райха, при сильных концентрациях может переходить в тепловую энергию или электричество).

На стенах суфийских теккий или ханак – мест, где дервиши собираются для совместных практик или проживают некоторое время, практически всегда можно увидеть металлические подносы с чеканными узорами или каллиграфией. Хотя они, безусловно, представляют эстетическую ценность и являются носителем знания и информации, их главное назначение – служить чем-то вроде излучателя. Они генерируют энергию и фокусируют ее в выбранном направлении.

Антикварный поднос каирского стиля из латуни с инкрустацией из серебра и меди

…Однажды мне довелось побывать в сема-хане – месте, где турецкие дервиши-мевлеви исполняли кружение – сема. Впечатление, оставленное этим опытом, было незабываемым и ни с чем не сравнимым, и, мне кажется, во многом благодаря самому сема-хану, при устройстве которого были применены знания о воздействии, оказываемом сочетанием тех или иных материалов, цветов и звуков. Это был старинный хамам – круглое помещение без окон с куполообразной крышей с отверстиями, откуда проникал свет. Толстые стены были возведены из необработанного известняка. Такой материал, представляющий из себя окаменевшую органику, обладает отличными абсорбирующими свойствами. За много веков он пропитался эманациями посещавших хамам людей (в одной из заметок я писала о том, что средневековые хамамы были не просто банями – они были «домами кайфа» – местами получения впечатлений непревзойденного качества). Hа стене сема-хана висел огромный медный или бронзовый «излучатель» – выпуклый диск с нанесенными на нем узорами. Он был закреплен на куске ткани яркого красного цвета и хорошо освещен. Больше на стенах ничего не было. В ходе представления до меня дошло, что излучатель фокусировал тонкую энергию и направлял ее в центр зала, туда, где происходил танец дервишей.

Опыт пребывания в этом помещении помог мне понять слова Омара Али-Шаха о том, что в теккии или помещении для медитации должно быть правильное сочетание предметов, излучающих и поглощающих энергию. Он также говорил, что узор или рельеф отражающей поверхности объекта имеет важное значение, придавая излучению нужный паттерн. Не случайно основатель суфийского ордена Накшбанди Бахауддин Накшбанд по роду занятия был не кем-нибудь, а Мастером Узора, наносившим рисунок для чеканки…

Как утверждал Идрис Шах (по свидетельству Оливера Хоара), камни тоже впитывают и сохраняют тонкие эманации их владельца. «Также они способны передавать нам субстанцию, исходящую извне и свыше. Для использования их можно помещать в шкатулку, – так же, как и деревянные четки, – однако камень никогда не должен храниться в шкатулке вместе с деревом. Некоторые люди получают большую пользу от использования кристалла, другие – дерева; это вопрос эксперимента».

Могу сказать, что экспериментировала с четками из всех возможных материалов, и для меня самыми работающими оказались подаренные Другом индийские четки-мала, где маленькие бусины горного хрусталя перемежались с сандаловым деревом. Думаю, причина в особенностях структуры кристалла, о которых мы поговорим в следующих заметках.

Впрочем, и просто деревянные четки мне тоже нравятся, и я полностью согласна с тем, что каждый находит наиболее подходящий ему носитель.

Определенный материал – например, некоторые породы дерева – могут быть предпочтительны для изготовления четок-тасби. Такие тасби более теплые, не только в переносном, но и в простом физическом смысле, и нагреваются в руках быстрее, чем тасби, сделанные из камня. Данные характеристики, безусловно, происходят от разницы между тем, как природой производится дерево, и как производится камень. . Все уравнение сходится или не сходится в той степени, в которой предмет способен получать и удерживать заряд энергии, и насколько он может получать и отдавать ее при любых обстоятельствах, при этом не обязательно проявляя это каким-либо видимым образом. (Омар Али-Шах. «Функции предметов и объектов Традиции»)

Немного рассказав о свойствах, сочетании и применении различных предметов Традиции, мне хотелось бы, дабы правильно расставить акценты, закончить эту заметку высказыванием великого Саади:

Ссылка на основную публикацию