Фантазии в стиле арт-деко

Ар-деко или арт-деко? Гид по интерьерным терминам

Вы когда-нибудь задумывались, как правильно: ар-деко или арт-деко? А знаете ли вы, что такое фахверк и как возник поп-арт? Отвечая на эти и другие вопросы, мы собрали для вас подборку из интересных и полезных интерьерных терминов

Ар-деко

Стиль, чьё название вызывает так много споров, появился во Франции после Международной выставки декоративного искусства и промышленности в 1925 году. Ар-деко ознаменовал конец эпохи Первой мировой войны и начало нового эпизода в истории декоративного искусства. Эклектичный и эффектный, этот стиль покорил творческую элиту и стал модным в области архитектуры и дизайна. Его отличительная черта – смешение модернизма, неоклассицизма и даже футуризма и конструктивизма. Но этим ар-деко не ограничивается: постепенно в этот стиль вливались экзотические, восточные и исторические мотивы. В 20-х годах были сделаны многие интересные археологические открытия, например, гробница Тутанхамона – и это возродило увлечение европейцев культурой древности.

В ар-деко сочетаются кубизм, модернизм и даже экзотика – так что же объединяет этот стиль? Использование дорогих современных материалов, геометрические линии и изящный шик. Именно свобода мысли и размытые правила сделали этот стиль таким неповторимым и запоминающимся. Как воплотить ар-деко в интерьере? Выбирайте мебель на стыке модернизма и неоклассики, избегайте ярких цветов, используйте благородные металлы и этнические мотивы в декоре.

Так почему же правильно говорить ар-деко, а не арт-деко? Ответ прост: название стиля пришло в русский язык из французского, а там буква «т» не произносится.

Фахверк

Незнакомое название? Тем не менее, оно означает привычный дизайнерский приём – открытые балки в интерьере. Это направление возникло в архитектуре в XIV веке, и с тех пор к нему не раз возвращались. Вы наверняка видели такие дома, с выступающими наружу балками, в городах и деревнях северной Европы.

Сейчас фахверк стал самостоятельным интерьерным направлением. Чем он привлекает дизайнеров? Натуральными материалами, простотой и, конечно, оригинальным декоративным решением – выступающими балками. Их можно использовать при организации сценариев освещения, покрасить в контрастный цвет или оставить без дополнительного оформления.

Кому подойдёт фахверк? Во-первых, тем, кто живёт загородом – в квартире такой приём реализовать сложно. Во-вторых, тем, кто любит природные материалы и простоту отделки. Фахверк отлично впишется в кантри, бохо и может стать элементом интерьера в стиле лофт.

Ваби-саби

Как вы уже догадались, это течение в дизайне интерьеров пришло к нам из Японии. Ваби-саби – это и искусство, и способ понимания мира. Сторонники философии ваби-саби призывают отказаться от погони за новым и сосредоточиться на старых и проверенных временем вещах. Ищите красоту в несовершенстве: в чашке со сколами, в пожелтевшей фотографии, в потёртой мебели.

С японского ваби-саби переводится по-разному, одно из наиболее частых толкований – «скромная красота». Основные принципы этого направления: простота, функциональность и несовершенство. Посмотрите на окружающий мир и полюбите его таким, какой он есть, со всеми недостатками – в этом заключается дух ваби-саби.

Как создать интерьер в духе ваби-саби? Всё достаточно просто. Начните с расхламления и избавьтесь от всего лишнего. После этого наполните свой дом милыми сердцу предметами. Если вам захочется добавить в обстановку мебель или декор, сначала поищите среди старых вещей. Если ничего не нашли, то попробуйте создать нужное своими руками – даже если результат не будет похож на то, что вы видите на страницах модных интерьерных блогеров. С точки зрения ваби-саби, такая несовершенная вещь будет иметь гораздо большую ценность, чем то, что вы можете купить.

Разумеется, если вы не готовы делать мебель, посуду и декор своими руками, то заставлять себя не нужно. При выборе ориентируйтесь на простоту и скромность предметов, отдавайте предпочтение натуральным материалам и спокойной цветовой гамме.

Поп-арт

Полная противоположность ваби-саби – поп-арт. Этот стиль критиковали за излишнюю любовь к китчу и эксцентричности, называли вульгарным и потакающим прихотям общества потребления, но он всё же вдохновлял многих деятелей искусства. Поп-арт возник в конце 50-х годов прошлого века в США и Западной Европе. Он стал воплощением бунта против абстрактного экспрессионизма – его сюрреалистичности и беспредметности. Художники, скульпторы и декораторы, творившие в стиле поп-арт, использовали обычные предметы массовой культуры – и помещали их в необычный контекст, меняли размеры, в общем, ломали привычные представления о действительности.

Как создать интерьер в стиле поп-арт? Экспериментируйте. Попробуйте добавить красочные картины и постеры в качестве декора, используйте предметы необычной формы. Особенно хорошо будет смотреться игра контрастов: разместите в светлой комнате яркую мебель. Поп-арт не боится оригинальных сочетаний и нестандартных решений – ваша фантазия ничем не ограничена.

Фантазии в стиле арт деко

Или ещё одна из моих ламп;з

Оргстекло, диодная лента, стекло (да да она не для детей, все что красиво опасно))

Найдены возможные дубликаты

Стиль по-русски, кстати, называется “Ар-деко”, хотя по-французски через t пишется.

Гугл написаниями (:з) большинства убивает чувство не то что грамотности ,но прекрасного)

Часы на лампах ZM1040: фото и видео работы

Я уже неоднократно писал посты о сборке часов на аналогичных лампах, повторяться не буду.
Сразу перейду к готовой конструкции:

К сожалению, у всех ламп местами отсутствовал красный лак, так что я решил полностью его удалить, получив таким образом ZM1042.

Сравнение размеров с часами на ИН-8-2:

А перед видео хочу сказать о единственном (на мой взгляд) недостатке динамическом режиме индикации, применённом в этих часах, — при съёмке на камеру телефона можно увидеть мерцание индикаторов, незаметное для глаз. Надуюсь на понимание и заранее извиняюсь за качество видео, так как фото- и видеосъёмка — не совсем моё.

Первый режим – цифры плавно гаснут, затем плавно загораются следующие:

Второй режим – цифры сменяются перебором:

Третий (мой любимый) режим – цифры при смене накладываются друг на друга:

Спасибо за внимание. По всем вопросам – matvey6191@gmail.com

Продавец каштанов

Художник Vida Gabor (1937-2007)

Новогодний домик

У нас в семье есть традиция – рядом с новогодней ёлкой ставить маленький игрушечный домик.

Домик собирался из подходящего конструктора, чаще всего из “пластмассового конструктора”, выпускаемого в СССР, который копировал LEGO. Также были годы, когда домик собирался из деревянного конструктора. Или, как вариант, пробовали ставить домики для железнодорожных инсталляций. Их продавали как наборы для склеивания.

Крыши домика обильно укрывались ватой, внутрь заводились гирлянды. Мы всей семьёй сидели вечерами и придумывали истории про жильцов этого домика, как они приходят, включают свет, что то в этом домике делают. И, несомненно, к нам должен был придти полюбоваться этим чудом сам Дед Мороз. Конечно же, он с удовольствием положит рядом подарок!

Первые гирлянды у нас были из ламп накаливания, и они без должного охлаждения вполне были способны поплавить пластмассу. Потом уже, появились гирлянды более безопасные, вначале с мелкими лампочками, а потом и светодиодные. Светодиодов можно было напихать в домик от души, в каждую комнату. Последней гирляндой была USB гирлянда. Она наконец то сделала домик автономным от ёлки. При желании её можно было даже запитать от телефонного зарядника, или повербанка. Единственным недостатком были режимы моргания ламп. Они плохо походили на поведение живущих в доме “жильцов”.

В этом году внезапно пришла в голову идея сделать гирлянду из подручных материалов, которая будет работать именно так, как хочется. Подручными материалами оказалась светодиодная лента из адресных RGB светодиодов WS2812B, arduino nano, ненужный одножильный шлейф IDE80 и многожильный шлейф от дисковода. Ну а сам домик, традиционно, собрать из LEGO и совместимых деталек. Правда для фонарей деталек было недостаточно и “плафоны” пришлось заказывать дополнительно.

Получился вот такой домик-ночник:

На фотке поближе, видно над дверью балкона светодиод на проводках. Фонари на самом деле светят не белым, а кремовым цветом, оттенками голубого или жёлтого. Этого не видно из за пересвета при съемке.

Ну и традиционный вид сзади, куда ж без него 😉 Видно воткнутый в микроконтроллер usb провод. В комнате второго этажа и на лестнице горит свет:

Вот так светит фонарь поближе и без пересвета. Внутри фонаря скручена полоска поляризационной плёнки, взятая из разбитого ЖК-дисплея. Без неё светодиод светит яркой, слепящей точкой.

Как это всё выглядит на видео:

Для изготовления фонарей, светодиоды пришлось отпаять от лент и припаять к выводам тонкие проводки от IDE шлейфа, разделённого на маленькие, 4х-проводные шлейфики. Такие шлейфики отлично проходят в отверстия деталек, а их жёсткость позволяет им легко придать нужную форму. В данной постройке проводки спрятаны за забором. В самом доме пучок проводков собирается на разъёме от разобранного шлейфа, и уже тремя поводами идёт к контроллеру.

Со светодиодами внутри дома заморачивался меньше. Просто разрезал ленту на отдельные светодиоды и соединил их гибким многожильным шлейфом. К потолку и стенам крепил двухсторонним вспенённым скотчем.

Для микроконтроллера написал простенькую программу.

Светодиоды собраны в 3 группы, с разным режимом работы.

Уличные фонари светят ярко, с разными оттенками. Периодически лампы в фонарях “искрят” и гаснут ненадолго. Имитируя поведение обычных, уличных фонарей. Их в этом ночнике – 6.

Свет в доме, в каждой комнате зажигается либо яркий, либо умеренный, либо включается цветной ночник. Горит не всегда. Всего таких светодиодов 9.

В комнатах стоят “телевизоры”. В зависимости от “программы”, могут показывать как резко меняющиеся цветные вспышки, так и едва заметные цветовые переходы. Этот дом очень любит телевидение, у них целых 5 телевизоров! Один в гараже, один на первом этаже, два на втором, и один в мансарде.

Больше светодиодов использовать нежелательно, так как для их питания не хватит мощности USB.

Здесь я заснял работающий в комнате “телевизор”. “Транслируют” чего то в красно-жёлтых тонах. На потолке фиолетовый ночник:

И дети и взрослые очень довольны полученным результатом. Ночник получился достаточно ярким. Он будет радовать нас все новогодние праздники. Осталось теперь дождаться визита Деда Мороза (с подарками)!

Богемная геометрия: стиль арт-деко

Мода на ар-деко возвращается снова и снова добрую сотню лет. Все дело в энергии – нарядная геометрия делает образ невероятно сильным.

Немного истории

Стиль арт деко (фр . art déco , досл. «декоративное искусство») появился в Париже в 1920-х годах, в период «ревущих двадцатых» – когда Запад восстанавливался от самой крупной на их памяти войны. Для многих стиль ар деко (арт-деко) в интерьере стал символом праздника и желанной свободы.

Кадр из фильма “Великий Гэтсби”

В то время активно развивались наука и промышленность: в моду вошли геометрические узоры с жесткими углами, зигзагообразные формы, строгая симметрия. Прибавьте к этому активное использование золота, стали, дорогих материалов – то есть всего, что намекало на богатство новых отраслей.

Мотивы

Стиль ар-деко (арт деко) – это блеск и сила из четких узоров и ярких красок. На этом празднике жизни встречались несколько повторяющихся мотивов:

Геометрические фигуры: трапеции, ромбы, квадраты, зигзагообразные узоры, ступенчатые формы. Хорошо зайдут смелые обои с геометрией – четкие линии на них мгновенно бросаются в глаза. Визитная карточка стиля – зеркала с сияющими лучами.

Элементы природы: листья, ветви, перья, стилизованные животные принты. В 1930-х годах путешествия стали популярны как никогда раньше, это отразилось на стиле: начался бум на африканское сафари, животные принты, экзотическую отделку жемчугом и черепашьими раковинами.

Эклектика: в стиле представлены черты французской, египетской и средиземноморской культуры с геометрическими узорами и часто яркими цветами. На фото выше золотая колонна прекрасно уживается с классической бежевой, а лакированный стол – с цветочными мотивами.

Читайте также:  Интерьер спальни в классическом стиле

Геометрическое освещение ар-деко

Ар деко (арт-деко) любит освещение слоями – бра и торшеры разворачиваются одновременно вверх и вниз. В ходу также “индустриальные” светильники – полированные и блестящие, хромированные или латунные.

Мебель в стиле интерьера арт деко

Стиль ар-деко в интерьере – это мебель из полированной и лакированной древесины и металла, предметы, окрашенные глянцевой краской. Мебель крупная, украшена зигзагами, полосками, шелковым текстилем. Предметы обтекаемые и сильные – большие буфеты, шкафы, кресла.

Цветовая гамма ар деко

Цвета в стиле ар-деко яркие и смелые, со множеством контрастов. Сочные и глубокие желтый, красный, зеленый, синий и розовый цвета хорошо сочетаются с хромом, серебристым и глянцевым черным цветами.

Если вам хочется что-то более мягкое – добавьте кремовые и бежевые оттенки. Эти цвета прекрасно контрастируют с лакированной древесиной и блестящей обивкой диванов и кресел.

Материалы

И снова зеркало с восходящими лучами. Ар-деко может быть в очень разных трактовках – в этой комнате господствует минимализм

Большинство материалов мы уже упоминали, но остановимся на них подробнее: для стиля характерно использование нержавеющей стали, зеркал, стекла, экзотических шкур зебры или акулы. Часто используются роскошные материалы: эбеновое дерево, мрамор, другие редкие виды деревьев, что делало некоторые предметы стиля ар-деко доступными только для богатых.

В современной интерпретации стиля обратите внимание на стеклянную мебель, блестящие ткани, металлические краски и зеркала.

Полы в стиле ар-деко

Абстракции на линолеуме или черно-белые плитки также типичны для стиля, как и лакированные полы. Идеально для пола подойдет полированный паркет. Обратите внимание на то, что в прошлом полы часто были покрыты большими коврами с геометрическими узорами.

На этом фото мы видим все те же правильные линии, выполненные на этот раз в черно-белом варианте. Комната выглядит очень свежо за счет больших окон и узоров на потолке

Арт деко в интерьере дома – решение для сильных и уверенных. Пожалуй, самый стильный способ использовать декор сегодня – включить в интерьер всего несколько элементов, оставив остальной дизайн нейтральным. Остались сомнения, подходит ли ар-деко лично для вас? Пройдите наш тест на подбор идеального стиля в интерьере.

Картины в стиле арт-деко

Картины арт-деко — это гармоничное сочетание экспрессионизма, модерна и кубизма. Этот стиль, проживший свои золотые годы в период между двумя крупнейшими мировыми конфликтами, был одним из самых элегантных и гламурных в истории современного искусства. Его принимали многие мастера независимо от области, в которой они работали: от архитектуры и дизайна интерьера до живописи, скульптуры, керамики, моды и ювелирных изделий.

В межвоенный период картины арт-деко были синонимом модернистских идей прогресса, оптимизма и роскошного образа жизни целого поколения молодёжи, достигшей совершеннолетия после войны. Эстетика и наследие арт-деко продолжают восторгать и сегодня — в интерьерах, одежде, картинах, мебели. А ностальгические тенденции в современном обществе продолжают возрождать некоторые черты этого роскошного стиля прошлого.

Характе́рные особенности

Арт-деко зародился во Франции в 1920-х, а пика своей популярности в международном масштабе достиг уже к середине 1930-х. Можно сказать, что это направление стало преемником и своеобразной реакцией на модерн.

Огромное влияние на зарождение оказали такие художественные направления, как кубизм, конструктивизм и футуризм, которые создали некий симбиоз со сплетениями различных экзотических мотивов.

Что касается живописи, то арт-деко в картинах можно описать основными, но очень важными чертами:

  • точная геометрия всех элементов;
  • полный или частичный уход от реальности;
  • яркие, живые, насыщенные оттенки;
  • чёткий смысл, отсутствие загадки или подтекста;
  • некоторая вычурность и помпезность;
  • плавные штрихи, контуры;
  • полная симметрия;
  • этнические мотивы.

Произведения искусства просто пестрят роскошью и богатством, которые удивительным образом сплетаются с прямыми линиями и чёткостью.


Принципы основаны на модерне и неоклассицизме:

  • Изображения фигур и людей выполнены в строгости.
  • Цветовая палитра, используемая в арт-деко, присуща фовистам из Парижа.
  • Отображение египетской культуры, искусства ацтеков, классики античности.
  • Полотнам не характерна какая-либо философия, это исключительно декоративное направление.
  • Орнаменты, этномотивы, строгие узоры.

Стиль развивался в относительно сложных условиях. Нестабильная экономика, политическая ситуация — это отразилось и в картинах арт-деко. Как правило, они не заставляют размышлять, вдаваться в подробности и тонкости. Они созданы, чтобы радовать людей, поднимать им настроение, удовлетворять их эстетические вкусы. Цель художника – создать гармоничный симбиоз лучших направлений, представив миру нечто роскошное и впечатляющее.


Картины арт-деко в интерьере

Если вы пытаетесь воссоздать этот стиль в своём доме, то живопись поможет вам на 100% расставить акценты и погрузиться в атмосферу роскоши и шика.

Ищете образное изображение? Сосредоточьтесь в основном на обнажённой натуре или портретах. А в том случае, когда особое влияние на вас оказали работы Тамары де Лемпицки, то ищите портреты с подчёркнутыми кривыми или с ощущением «твёрдости» или «тяжёлой фигурности».

Впрочем, повесить полотна можно в любой из комнат, которую вы решили оформить в этом эклектичном направлении. В целом картины арт-деко — довольно снисходительная и декадентская живопись, поэтому они хорошо работают в помещениях, где можно по-настоящему похвастаться обстановкой.

Самые яркие представители

Тамара Лемпицка. Польская и американская художница, автор известной картины «Прекрасная Рафаэлла» (1927). Её стиль был воплощением прохладной, но весьма чувственной стороны арт-деко.

Адольф Жан-Мари Мурон (А. М. Кассандр) Работы мастера в полной мере демонстрируют изящность, футуристическое вдохновение с их энергией и динамизмом, что подтверждается такими работами, как Nord Express. В 1925 году его картина Au Bûcheron получила первое место на Международной выставке декоративного искусства, которая и дала название стилю. Сегодня его полотна служат источником вдохновения для художников и дизайнеров по всему миру, а сам Адольф считается выдающимся художником арт-деко в искусстве.

Жан Дюпа. Тоже француз, который аналогично представил свою работу на той же выставке, что и Кассандр. На ней он вывесил работу «Les Perruches» («Попугайчики»), не только принёсшую ему известность, но и определившую его дальнейшую карьеру, и, пожалуй, самую знаменитую в этом течении.

Рафаэль Делорм. Оставил заметный след в истории искусства. Теперь он признан одним из самых важных фигур периода арт-деко наравне с Жаном Дюпа и Тамарой де Лемпицка.

Жан Габриэль Домерг. Французский художник, специализировавшийся на портретах парижских женщин.

Секреты древних зодчих, или как перехитрить зрение

Кандидат педагогических наук Наталья Карпушина.

Нередко зрение обманывает нас, и мы видим то, чего в действительности не существует. Объясняется это оптическими иллюзиями — ошибками зрительного восприятия. Люди с давних пор учились их преодолевать и даже использовать. И, надо сказать, значительно в этом преуспели.

ИГРЫ С ЦВЕТОМ

Ошибки восприятия, свойственные человеческому глазу, умели исправлять ещё древние зодчие, когда создавали разные архитектурные формы. Оптический обман зачастую связан с выбором точки наблюдения, особенностями окружающего фона или освещённостью. Чтобы скорректировать искажения, мастера прибегали к оптическим поправкам ещё на стадии проектирования сооружения. Они сознательно нарушали геометрию строения: изменяли пропорции, отклоняли элементы от вертикали или горизонтали, искривляли их контуры и т.п. С помощью таких приёмов зодчим удавалось «перехитрить» зрение. Иногда, напротив, оптические иллюзии специально создавали и усиливали. Считается, что более всех преуспели в этом искусстве греки, научившиеся придавать архитектурным формам особую пластичность и выразительность.

Давно подмечено, что светлые предметы на тёмном фоне кажутся больше, чем есть на самом деле, а тёмные на светлом, наоборот, меньше. В оптике это явление называется иррадиацией*. Римский архитектор и инженер Марк Витрувий, живший в I веке до н.э., образно выразил её суть так: при сочетании тёмного и светлого свет «пожирает» мрак. Действительно, в белой одежде человек выглядит полнее, нежели в чёрной, а ветви деревьев в лучах солнца заметно «истончаются».

Знакомые с этой иллюзией архитекторы Древней Греции пошли на хитрость — они делали колонны своих построек разной толщины. Примером тому служит знаменитый Парфенон — главный храм афинского Акрополя, построеный в 447—438 годах до н.э. Его создатели, архитекторы Иктин и Калликрат, учли, что для угловых колонн фоном будет яркое небо Эллады, а для остальных — тёмный фон, создаваемый святилищем храма. Поэтому они сделали угловые колонны более широкими и уменьшили расстояние между ними и соседними колоннами. Благодаря этим «поправкам» издали все колонны выглядели совершенно одинаково, а разница между ними обнаруживалась только при непосредственном измерении.

Снимок Парфенона зафиксировал и другую оптическую иллюзию: когда глаз «скользит» по колоннаде, заполненное ею пространство зрительно удлиняется, отчего здание кажется больше. По той же причине мы склонны преувеличивать размеры построек, украшенных орнаментами и скульптурными композициями.

ПРЯМЫЕ ИЛИ КРИВЫЕ?

Древнегреческие зодчие знали и о том, что вертикальные и горизонтальные прямые при значительной длине кажутся не параллельными. Чтобы колонны здания визуально не расходились, их при установке на основание (стилобат) слегка наклоняли внутрь, тогда, как отмечал Витрувий, сооружение выглядело цельным и прочным как монолит. Чтобы колонны не казались вогнутыми, их немного утолщали на уровне трети высоты. Приём этот получил название «энтазис» от греческого слова entasis — напряжение, усиление. Кроме того, колонны сужали кверху (как говорят архитекторы, утоняли), зрительно удлиняя их и делая менее массивными.

С эффектом «провисания» горизонтальных линий боролись с помощью другого приёма — искривления прямых, или курватуры, от латинского curvatura — изгиб, кривизна. Так, ступени Парфенона были слегка изогнуты, а само здание стояло на выпуклой каменной платформе — тем самым сглаживалась иллюзия «проседания» пола. Горизонтальная балка (архитрав), лежащая на капителях колонн, в центральной части была уже, чем по краям, а издали выглядела абсолютно ровной.

Вероятно, подобные секреты были известны не только древним грекам. Например, строители Стоунхенджа (древнейшего каменного сооружения на территории Англии) при обработке камней делали их поверхность выпуклой с разных сторон. Благодаря такой форме стыки каменных столбов и уложенных на них плит визуально выпрямляются (возникает иллюзия их перпендикулярности), а сами камни кажутся прямоугольными.

Оптические иллюзии были знакомы и русским зодчим. Один из примеров — Троицкий собор в Троице-Сергиевой лавре, сооружённый в 1422 году над гробом Сергия Радонежского. Его наружные стены имеют заметный наклон к центру здания, благодаря чему усиливается впечатление устойчивости строения. Служащий опорой купола барабан со щелевидными окнами сужается кверху. Этот приём зрительно вытягивает храм, и он выглядит выше, чем есть на самом деле.

В православном храме возникает и другая иллюзия: внутри он кажется значительно выше, нежели есть в действительности. Достигается такой эффект не без помощи оптических поправок. При строительстве Троицкого собора, например, были наклонены внутрь стены выше арок порталов и столбы, служащие опорами свода (пилоны). Ещё больший эффект высоты создают крутые линии арок и сводов.

ПО ЗАКОНАМ ПЕРСПЕКТИВЫ

При строительстве монументальных зданий чаще всего архитекторам приходилось бороться с кажущимся искажением их размеров с изменением расстояния, то есть в перспективе. Если, например, взглянуть на высокое здание снизу вверх, создаётся впечатление, что в верхней части оно гораздо уже, чем у основания, и отклонено назад. Пример тому — колокольня Ивана Великого на Соборной площади Московского Кремля, построенная в XVI веке. Эффект её «падения» ощущается даже на фотографии; более того — его запечатлел художник Джакомо Кваренги, рисовавший колокольню с натуры и смотревший на неё с другой точки.

Один из приёмов устранения оптической иллюзии, связанной с перспективой, предложил известный итальянский живописец эпохи Возрождения, главный архитектор Флоренции Джотто ди Бондоне (1267—1337). Проектируя кампанилу (колокольню) при кафедральном соборе Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции, он сделал её в верхней части значительно шире, чем у основания, иначе говоря, прибегнул к обратной перспективе.

Древние греки использовали такой приём: отклоняли элементы верхней части постройки от вертикального положения. Например, фронтон устанавливали под углом, наклоняя немного вперёд, подобно тому, как вешают картины в музеях. А скульпторы делали фигуры, украшавшие здания, более рельефными, и это сглаживало визуальный эффект их уменьшения при взгляде с земли. Принимались во внимание и точки наблюдения: каждая статуя создавалась с учётом места, которое ей отводилось во всей композиции.

Читайте также:  Коридор в хрущевке, дизайн, фото

Иногда архитекторы использовали иллюзию перспективы не для сглаживания, а, наоборот, для усиления того или иного визуального эффекта. Например, в портике (крытой галерее перед входом в здание) с двойным рядом колонн внутренние колонны делали более тонкими по сравнению со стоящими впереди, зрительно удаляя их. Тем самым создавалось впечатление большей глубины пространства. Другое оригинальное изобретение греков состояло в том, что внутреннюю колоннаду в храмах они возводили иногда двухэтажной. В Парфеноне, например, это было сделано не столько для красоты, сколько для достижения иллюзии большей высоты статуи богини Афины, установленной в святилище. На фоне двухэтажного сооружения она смотрелась крупнее, чем есть, и оттого выглядела более торжественно и величественно. Одним словом, система оптических поправок, придуманная зодчими, лишний раз демонстрирует их высочайшее мастерство в сложном искусстве архитектуры.

Комментарии к статье

* Иррадиация — зрительное восприятие трёхмерных объектов и плоских фигур на контрастном фоне, при котором происходит оптический обман: наблюдаемый предмет кажется иного размера, нежели есть на самом деле.

4 научных обоснования, почему следует выбирать впечатления, а не материальные ценности

Представьте себе следующее. Вы только что закончили работу над трудоёмким проектом, который оказался самым утомительными за весь прошедший год, и ваши труды были хорошо вознаграждены.

Вы решили побаловать себя и размышляете о том, куда же потратить деньги. Что бы вы выбрали из перечисленных ниже вариантов?

  1. Телевизор нового поколения или отпуск за границей?
  2. Ювелирное украшение или комплексный ужин в дорогом ресторане?
  3. Телефон последней модели или же познавательные курсы?

Все эти вопросы касаются того, как мы должны тратить свои деньги. Должны ли мы приобретать на них материальные ценности, которые наверняка принесут нам удовольствие, или же отдавать их за новые впечатления, которые ещё не известно, к чему приведут…

Если вы стоите перед таким выбором, то выбирайте впечатления. И вот почему.

Хотя материальные ценности будут дольше оставаться в пользовании, впечатления будут дольше оставаться у вас в памяти

В целом, предметы остаются в нашей жизни на более продолжительное время, нежели впечатления. Новый диван, который может простоять у вас десятилетиями, сопоставим по цене с поездкой на Бермуды, которая продлится всего пару дней. Если посмотреть на ситуацию с этой точки зрения, то не будет ли более логичным выбрать диван?

С экономической точки зрения, возможно. Но если говорить о том, что способно принести больше счастья, то здесь наука идёт против логики.

После двадцати лет наблюдений доктор Гилович, профессор психологии из Корнеллского университета, пришёл к заключению, что опыт и впечатления дарят людям больше радости, нежели материальные вещи.

Он поясняет это так: «Один из врагов счастья — это привыкание. Мы покупаем вещи, которые делают нас счастливыми, и в этом мы преуспеваем. Но только на время. Новые вещи вызывают в нас восторг только поначалу, а затем мы к ним привыкаем».

Неважно, как сильно вы радовались приобретению какого-то продвинутого девайса, он, в конце концов, становится частью вашего дома. Вы к нему привыкаете. А для того чтобы снова пережить подобное возбуждение, вам нужно будет купить что-то поновее и лучше.

С другой стороны, впечатления и опыт не отличаются большой продолжительностью: поездка на один день в местный музей, мастер-класс по рисованию, который длится один час, туристический тур по Азии на месяц — все эти переживания рано или поздно завершатся.

Сам тот факт, что они непродолжительные по времени, — это одно из их отличительных преимуществ над материальными предметами. Впечатления лежат за пределами нашей повседневной жизни, поэтому мы можем наслаждаться ими всё то время, пока они длятся. Предметы присутствуют в нашей жизни гораздо дольше, нежели вызывают первоначальную радость — со временем они теряют свою привлекательность для нас.

Что касается эмоциональной сферы, то новый опыт и впечатления вызывают в нас отличные чувства от тех, которые мы получаем при приобретении новых вещей.

Новые впечатления оказвают гораздо большее влияние на нашу жизнь, чем вещественные предметы

Когда люди говорят о поворотных моментах в своей жизни, то они, как правило, упоминают свой опыт и впечатления, а не определённые предметы. Оказывается, для этого есть обоснование.

Доктор Гилович поясняет, что наша личность по большей части формируется из полученного опыта, а не определяется предметами из нашей жизни. Поэтому без разницы, как сильно вы привязаны к своей новенькой блестящей машине или просторному дому, они остаются за пределами вашего существа. А вот если вы решите испытать свои силы и подниметесь в горы Новой Зеландии или поплаваете с маской и трубкой в Карибском море, то именно эти впечатления окажут воздействие на вашу личность. Они станут неотъемлемой частью вашего «я».

Поскольку жизнь по своей сути состоит из событий, то именно приобретённый опыт оказывает гораздо большее влияние на нас, нежели те предметы, которые находятся в нашей собственности. Какое-то необычное событие из нашей жизни способно заставить нас немного поменяться, узнать что-то новое о себе или развить несвойственную нам до этого точку зрения.

Например, вы можете обменяться шутками и от души посмеяться с уличным торговцем в Колумбии. Этот опыт будет длится всего минуту, но вы осознаете то единство, которое существует между вами и человеком из совсем другой культуры, вы почувствуете универсальность природы юмора.

Гилович также выяснил, что люди гораздо более склонны жалеть о неполученном опыте, нежели о неприобретённых вещах. Опыт, который вы не получили, очень трудно воспроизвести в будущем в то время, как предметы могут быть приобретены позднее. Если вы пропустите встречу в друзьями, то вы не сможете заново пережить то, что происходило с ними.

Итак, возможность раздвинуть личностные границы и потребность в минимизации возможных сожалений — это хорошие мотиваторы для того, чтобы выбрать опыт, а не предметы.

Вещественные предметы слишком предсказуемые, а новые впечатления отрывают вас от рутины

Однако проблема с новыми впечатлениями заключается в том, что они по большему счёту являются неопределёнными. Одной этой причины хватает, чтобы вызвать в нас раздумья по поводу того, хотим ли мы принимать участие в чём-то новом или нет.

А что, если мы отправимся в путешествие куда-то, а нам там не понравится и мы тут же захотим вернуться обратно? А что, если мы запишемся на курсы, а они нам придутся не по душе? Что, если мы пойдём на какое-то мероприятие только для того, чтобы простоять в углу в полнейшем одиночестве?

Этого вполне достаточно, чтобы отказаться от своих замыслов и не пускаться в авантюру.

Однако исследование показывает, что риск оправдывает себя. Даже если событие и пошло не так, как ожидалось, люди, по наблюдениям Гилович, всё же положительно отзываются о происшедшем в последствии. Даже если нам довелось пережить что-то такое, что нам не понравилось, то полученные нами впечатления со временем полируются и становятся приятными.

Допустим, вы отправились в поездку с друзьями и промокли до ниточки. Вряд ли это был именно тот опыт, которого вы желали, но всё же из ситуации можно вынести некоторые положительные впечатления.

Прежде всего, это время предлагает вам возможность укрепить свою связь с вашими друзьями-путешественниками. Вы также с улыбкой будете вспоминать то, как, перепрыгивая через лужи, добирались до магазина с сувенирами, чтобы переждать там дождь и что-то прикупить.

То обстоятельство, что новые впечатления и опыт значительным образом отличается от того, что вы привыкли делать в вашей повседневной жизни, уже вносит свою положительную лепту в те смешанные чувства, которые вы получаете от приобретённого опыта.

Одна из причин, почему опыт ценнее материальных предметов, заключается в том, что опыт очень тяжело градуировать и сопоставить с другим опытом. Когда вы покупаете новую модель телефона, то вы можете чувствовать себя очень хорошо… но до тех пор, пока вы не увидите у кото-то ещё лучшую модель.

Опыт, с другой стороны, очень тяжело сравнивать. Конечно же, если кто-то отправился на Мальдивы и остановился там в роскошном отеле, то это у вас может вызвать зависть. Но это ещё не означает, что отпуск этого человека был гарантированно лучше вашего туристического похода с рюкзаками за спиной. Опыт не бывает одинаковым.

Если вы выбираете новые впечатления, то это даёт вам возможность предвкушать предстоящее событие. В результате этого опыта вы можете приобрести новых друзей, развить интересную привычку или же по-новому взглянуть на жизнь.

Материальные предметы предсказуемые. Они надёжные. Они приведут нас к ожидаемому результату. По этой причине многие люди выбирают предметы, а не новый опыт, несмотря на то, что бы они потенциально могли получить от опыта, если бы выбрали его.

Впечатления граничны, но они дарят приятные воспоминания, которые сохранятся на всю жизнь

Хотя исследование и склоняется к большей пользе нового опыта, всё же мы все в некоторой степени нуждаемся как в новых впечатлениях, так и в материальных предметах. Наверное, не будет правильным отправляться в путешествие и при этом ограничивать себя в жизненно необходимом или тратить деньги, которые вы должны были откладывать.

В то же время важно понимать, что все мы находимся на разных отрезках шкалы, измеряющей потребности во впечатлениях и предметах материального мира. Некоторые люди стремятся к открытию новых видов, запахов и звуков, в то время как другие наслаждаются приобретением новых предметов, которые они могут разместить у себя дома.

Если вы всё же подпадаете под вторую категорию людей, то опять же — почему бы вам не попробовать отправиться в путешествие и открыть для себя какое-то новое место или же приобрести новое умение? Да, у вас дома будет на один блендер меньше, но зато вы приобретёте впечатления на всю жизнь.

Впечатление гораздо большей площади, чем есть на самом деле

Вокруг света за 80 минут

Иероним Карл Фридрих фон Мюнхгаузен в Wikipedia

Приключения Мюнхгаузена

В мире существует несколько музеев, посвящённых Карлу Фридриху Иерониму, больше известному как барон Мюнхгаузен. Таковые есть в Москве, в немецком Боденвердере и в латвийском Дунте. Последний, пожалуй, самый реалистичный и в то же время романтичный.

Российский музей — это скорее дань литературному герою — весёлому рассказчику, любившему приврать о своих приключениях. Экспозиция в Германии, открытая ещё в 1937 году, носит исключительно исторический характер. Здесь и дом, в котором родился и жил потомок древнего нижнесаксонского рода, и даже его могила. Однако память о знаменитом на весь мир бароне хранит и латвийская земля.

Именно здесь Мюнхгаузен — настоящий, а не литературный — прожил целых 13 лет. Да не один, а со своей любимой супругой Якобиной. Да-да! Это в знаменитом фильме Марка Захарова Карл и Якобина пылали друг к другу ненавистью, а в жизни супруги души в своей второй половинке не чаяли.

Всего в 52 км от Риги в небольшом живописном селении Дунте, что на побережье Рижского залива, расположился, наверное, самый правдивый музей Мюнхгаузена. Почему самый правдивый? Да потому что он совместил в себе подлинную историю и вымысел, реальность, в которой существовал барон, и фантазию, которую он подарил потомкам. А разве может одно существовать без другого, если мы говорим о Мюнхгаузене?! Именно в Дунте барон вытащил себя за косицу парика из болота, летал на упряжке из уток, усмирял бешеную шубу. Но обо всём по порядку.

Читайте также:  Макет ветряной мельницы своими руками

История 1. Я не боялся казаться смешным. Это не каждый может себе позволить

В будущем году музею Мюнхгаузена в латвийском Дунте исполнится 20 лет. Первая экспозиция, посвящённая барону, была открыта в апреле 1991-го. Спустя три года выставка стала постоянной. Располагался тогда музей в деревянном здании местной корчмы. Барон в нём, разумеется, не жил, а лишь захаживал вместе с другими деревенскими мужиками пропустить кружку пива и потравить охотничьи байки. Слава об уникальном музее разлетелась по всему миру, так что в 1999 году здесь даже проходил Первый Всемирный слёт лгунов. Однако в 2001 году здание полностью сгорело. К счастью, все до единого экспоната тогда удалось спасти. Позже было принято решение отстроить новый музей прямо на том месте, где стоял дом, в котором проживала чета Мюнхгаузен.

32 мая (1 июня) 2005 года посетителей со всего мира впервые принял восстановленный дом барона. Таким это здание предстало передо мной. За современной отделкой трудно угадать подобие средневековой постройки. В любом случае дай Бог простоять музею на этом месте ещё не одну сотню лет, обрастая легендами и весёлыми байками, как и его бывший хозяин.

Музей располагается у озера, у которого Мюнхгаузен когда-то убивал одним выстрелом десяток уток. В местном лесу до сих пор растут вековые дубы, к одному из которых барону, как меткому охотнику, удалось пригвоздить лисицу за хвост. Говорят, что охват самого старого дуба более 7,5 метров.

Сразу скажу: какие экспонаты в музее подлинные, а какие не имеют к барону никакого отношения — угадать сложно (в этом особенность музея в Дунте). Экскурсовод, например, уверяет, что это кирпич из основания дома, в котором жил Мюнхгаузен. На нём якобы оставили свои следы любимая кошка и собака барона. Ну разве можно не поверить этой милой байке?

Ещё стоит отметить, что этот музей живёт и каждый, кто попадает в него, оказывается в сказке. Каждый посетитель перед началом экскурсии имеет возможность надеть на себя костюм, который могли носить во времена Мюнхгаузена, и проследовать в этом облачении по всем комнатам. Можно также трогать абсолютно все экспонаты. Фото — совершенно бесплатно. В общем, в атмосферу фантазии окунуться ничего не мешает.

История 2. Это не мои приключения, это не моя жизнь! Она приглажена, причёсана, напудрена и кастрирована!

Но давайте войдём в дом к Карлу Фридриху Иерониму фон Мюнхгаузену. Человек с таким именем существовал не только в знаменитых рассказах Рудольфа Распе. Настоящий барон родился 11 мая 1720 года в немецком городке Боденвердере. Его семья была многодетной — Карл был пятым из восьми детей. Вообще же считается, что основателем рода Мюнхгаузенов является некий рыцарь Хейно (Ремберт), который ещё в XII веке участвовал в крестовом походе Фридриха Барбароссы. Карл Иероним мог и не родиться вовсе, поскольку его предки постоянно воевали и погибали в многочисленных войнах. Однако одному из них — монаху — всё же удалось уцелеть. Он и стал родоначальником ветви Мюнхгаузенов. Кстати, эта фамилия в переводе означает не что иное, как «дом монаха». Из родового генеалогического древа видно, что барон был сыном Отто фон Мюнхгаузена. Тот был полковником и умер, когда Карлу исполнилось всего четыре года.

Сам Карл Фридрих Иероним внешне был мало похож на книжного персонажа, прообразом которого являлся. Единственный портрет настоящего Мюнхгаузена, дошедший до наших дней, принадлежит кисти Г. Брукнера. Эта работа датирована 1752 годом (подлинник уничтожен во время Второй мировой войны). Как видно из портрета, где барон изображён русским офицером кирасирского полка, Мюнхгаузен отнюдь не был худощавым, а, напротив, мускулистым, с круглым лицом и совсем безбородым (носить бороду в XVIII веке считалось плохим тоном).

— Мне в этом? В однобортном? Вы что, не знаете, что в однобортном уже никто не воюет? Мы не готовы к войне!

Благодарить за ошибочное, но довольно устоявшееся представление о внешнем облике барона мы должны художника Гюстава Доре. Именно он в 1862 году изобразил Мюнхгаузена сухощавым, с хитрыми глазами и лихо закрученными усами и эспаньолкой.

Ну а славой лгуна настоящий Мюнхгаузен был обязан сразу двоим своим соотечественникам — Рудольфу Эриху Распе и Готфриду Августу Бюргеру. Мюнхгаузен очень любил заходить в один кабак. После пары кружек вина или пива словоохотливый барон принимался рассказать друзьям о своих приключениях на охоте и о воинских подвигах во время службы в России. Эти байки, приукрашенные слушателями, и дошли до Распе. В 1785 году он впервые издаёт на английском языке книгу «Рассказ барона Мюнхгаузена о его путешествиях в России». Разумеется, от правдивых охотничьих баек остаётся лишь толика. Позже Бюргер переводит книгу на немецкий и приправляет её содержание уже своими подробностями. Вот и выходит, что барон Мюнхгаузен совершенно незаслуженно предстал перед человечеством фантазёром и вруном. Кстати, большинство когда-либо изданных книг о приключениях барона, в том числе и на русском языке, тоже хранятся в музее.

— Не усложняй, барон… В тайне — ты можешь верить.
— Я не могу в тайне. Я могу только открыто.

Надо сказать, переживал барон свою славу вруна очень тяжело, ведь после выхода книги в Мюнхгаузена начинают тыкать пальцем. К концу жизни Карл Иероним совсем замкнулся и почти не общался с соотечественниками. Они не могли простить земляку того, что в своих байках он повествует только о далёкой России, а не о родной Германии. Впрочем, книги о бароне не принесли большого счастья и своим создателям. Бюргер и Распе умерли почти одновременно — в 1794 году, даже не сумев пережить своего героя. Оба почили в одиночестве и нищете.

— Говорят, юмор жизнь продлевает…
— Это тем, кто смеётся, жизнь продлевает, а тем, кто острит, — укорачивает.

Отдельного внимания, на мой взгляд, заслуживают взаимоотношения барона и России. В 18 лет Мюнхгаузен, будучи сыном военного, становится корнетом русского кирасирского полка «Брауншвейг». Через два года он получает звание лейтенанта. Его полк был расквартирован в Риге, которая в те времена была в подданстве у России. Службе русской армии барон отдал 11 лет — с удовольствием отдал бы и больше, но был уволен из-за длительных отлучек. Кстати, немцы до сих пор припоминают барону службу в русском полку, а россияне, разумеется, гордятся тем, что Мюнхгаузен воевал против турок под русскими знамёнами.

Добрая половина рассказов о Мюнхгаузене, касающаяся его военных подвигов, относится именно к его службе в России. Совершенно точно известно, что Мюнхгаузен несколько раз бывал в Кёнигсберге (Калининграде) и в Северной столице. Одна из его баек (о том, как во время сильнейшего снегопада он привязал лошадь к столбику, который потом оказался крестом колокольни) начинается со следующих слов: «Я выехал в Россию…» Да и в большинстве других рассказов описывается именно российская природа — и бездорожье, и обильные снегопады, и богатые дичью леса.

Вот, например, какими были первые впечатления барона о России. «Холодный климат и нравы страны отвели бутылке, среди других светских развлечений, в России гораздо больше места, чем в нашей трезвой Германии. Мне приходилось встречать там людей, которые в благородном искусстве выпивки имели право считаться подлинными виртуозами». К сожалению, большинство иностранцев до сих пор считают, что россияне виртуозы по части выпивки. К нашему стыду, сие умозаключение небезосновательно.

История 3. Ну не меняться же мне из-за каждого идиота!

Гораздо больше мне нравится другое описание бароном России: «Я стремлюсь привлечь ваше внимание к более важным и благородным предметам, а именно — к лошадям и собакам, к лисицам, волкам и медведям, а их, как и всякой другой дичи, в России такое изобилие, что ей может позавидовать любая другая страна на земном шаре». Мюнхгаузен, как прирождённый охотник, конечно, не мог не воспользоваться уникальной возможностью побродить по лесу с ружьём. Оно здесь же, как и положено, висит на стене. Но самые многочисленные экспонаты музея — охотничьи трофеи, добытые Карлом. Правда, я совершенно не помню, в каком рассказе барон добыл буйвола, но, может быть, я плохо читала…

Среди дичи можно заметить и тех пернатых, которые фигурировали в рассказах о бароне. Самые узнаваемые — утки, которых барон нанизал на нитку, к которой привязал кусочек сала. Те, как мне помнится, подняли Мюнхгаузена в небо, покружили по округе и опустили рядом с домом. А уже потом Карл Иероним зажарил их на ужин.

— Утка готова.
— Отпусти её, пусть летает.

Здесь и другой герой правдивых рассказов о Мюнхгаузене — олень, у которого на голове растёт вишнёвое дерево. Кстати, экскурсовод уверяет, что это были любимые ягоды барона, так что удивляться тому, что они оказались у него под рукой, не стоит.

— Стрелял он не черешней, а смородиной, когда они пролетали над его домом.
— Медведи?
— Ну не мамонты же.

Почти во всех обитателях этой комнаты узнаю персонажей бароновских баек. Вот чучело лисы, которую Карл пригвоздил иглой за хвост к дереву, смелый селезень, умудрившийся победить сокола, а также шкуры, из которых, наверное, была скроена та самая бешеная шуба, которая едва не покусала Мюнхгаузена. Поскольку шкур несколько, делаю вывод, что одна из них принадлежала волку, которого барон вывернул наизнанку. Здесь же глухарь, несущий золотые яйца (наверное, аналог нашей Курочки Рябы).

Честно признаюсь, что ни одного рассказа про эти экспонаты я совершенно не помню. Наверное, барон далеко не всё нам рассказал.

Зато знаменитое ядро, на котором барон слетал на Луну, лежит на самом видном месте. Истории достоверно неизвестно, сколько раз летал Мюнхгаузен к естественному спутнику Земли. Но один раз точно. Кстати, при желании в музее вам покажут мультфильм или фильм о Мюнхгаузене. Мне довелось увидеть экранизацию латышских мультипликаторов.

Мюнхгаузен славен не тем, что летал или не летал, а тем, что не врёт!

Но при взгляде на воскового Мюнхгаузена мне вспомнился российский мультфильм о бароне, в котором он постоянно «клялся своей треуголкой». Помимо головного убора, на голове у Карла тот самый парик, за который он вытянул себя из болота.

— Вы утверждаете, что человек может поднять себя за волосы?
— Обязательно! Мыслящий человек просто обязан время от времени это делать.

Не исключено, что эта сбруя принадлежала тому самому коню, которого барон привязал в заснеженном поле к колышку. Наутро, как вы помните, Мюнхгаузен проснулся посреди улицы, а испуганно ржущий конь висел, привязанный к кресту местной церкви.

Снегопад подвёл и меня. Зима выдалась в Латвии на редкость богатой на осадки, поэтому знаменитая тропа Мюнхгаузена, которая располагается прямо в лесу, оказалась заметена метровым слоем снега. Но если вам посчастливится побывать в Дунте летом, то не забудьте пройти по самой длинной в Европе тропе, выложенной из осиновых дощечек. Её длина 5,3 км. На пути вам встретятся различные эпизоды из историй Мюнхгаузена — муха величиной с овцу, султанские пчёлы, летающая рыба, заячья тропа, ворота, способные перерезать коня, комариная кормушка, гнездо ледовой птицы, будка сумасшедшей собаки, лежащий великан, челюсть льва-крокодила и многое другое.

— Делайте что хотите, но чтобы через полчаса в лесу было светло, сухо и медведь!

Ссылка на основную публикацию