Тиффани все же применял свинцовые прутки

О СТЕКЛАХ ТИФФАНИ И ДРУГИХ ВИТРАЖАХ

Развитие витражного искусства в XIX столетии долгое время пребывало на стадии освоения утраченных секретов эпохи Средневековья и Возрождения.

Для многих название витражей Tiffany ассоциируется с названием известной ювелирной фирмы “Tiffany Co”. Самое интересное, что связь, действительно, существует. Луи Комфорт Тиффани, легендарный стекольный проектировщик, – сын Чарльза Льюиса Тиффани, “Короля Брильянтов” – основателя фирмы драгоценностей

Луис Тиффани родился в 1848 году и с детства хотел стать художником. Однако дизайн украшений его не привлекал. Еще меньше ему нравился бизнес. Луис брал уроки живописи, а потом и вовсе бросил школу, отправившись в 17 лет изучать искусство в Европу. Здесь он впервые увидел старинные витражи,. . Витражи Шартрского собора в Париже произвели на него неизгладимое впечатление и пробудили интерес к стеклу.

Свою художественную карьеру Тиффани начал как живописец и уже после того, как стал известен на этом поприще, стал заниматься стеклом. Первые результаты его деятельности в области витражного искусства его не удовлетворили. Изготавливаемые в то время стекла не соответствовали его требованиям. Тиффани чрезвычайно ценил силу света и естественную красоту материала. По его мнению, роспись красками лишь скрывала естественную красоту стекла, лишала его эффектности и производила неприятное впечатление. Тиффани считал, что в восприятии витражей наибольшую роль играет эффект транспаранта (сквозного прохождения света) и драгоценное сияние цветных стекол.

Опыты Тиффани по изготовлению витражей из стекол чужого производства не были удачными. Поэтому при поддержке семьи он приобрел стекольную фабрику и начал экспериментировать. За короткое время он достиг замечательных результатов и смог собирать витражи из стекол собственного производства. Благодаря применению нового вида стекла — опалесцентного или опалового (иногда его называют радужным, что не верно), он с успехом справлялся с такими задачами, как изображение поверхности воды или листвы одной стеклянной пластиной без применения росписи красками. Только для изображения рук и лиц он использовал шварцлот

В 1885 году он основал «Стеклянную компанию Тиффани», впоследствии переименованную в «Мастерскую Тиффани». В ней работали более 300 человек: дизайнеры, художники, стеклодувы. Они создавали витражи, вазы, бутылки, бокалы и чернильницы. Но самой знаменитой продукцией мастерской были лампы. Кстати, интересно, что свою первую лампу Тиффани сделал случайно – из обрезков стекла, которые остались у него после работы над витражом.

В «Мастерской Тиффани» делали самые разные светильники – с цельными стеклянными, бронзовыми и витражными абажурами, собранными из разноцветных кусочков стекла. Здесь создавались люстры, бра, напольные и настольные лампы. Их стоимость доходила до тысячи долларов, и они были рассчитаны в первую очередь на состоятельных покупателей. В этом Луис Тиффани ни в чем не уступал отцу – его клиентами также были президенты, крупные бизнесмены и промышленники.

В этом же 1885 г. младший Тиффани был приглашен, чтобы украсить театр в Нью-Йорке. Этот театр – Лицеум – стал первым в мире театром с электрическим освещением. А Тиффани – прадедушкой всех театральных и кино-“светиков” (то есть осветителей). В 1900 г. на выставке в Париже он показал свою первую настольную электролампу. Когда-то электричество было роскошью. Об этом сегодня напоминают настольные лампы и витражи от Галле или люстры от Тиффани. Благодаря этим мастерам формы, уподобленные природным, флористические орнаменты впервые вошли в странное сочетание с искусственным светом. Характерный стиль Тиффани – рисунок из мелких кусочков переливающегося стекла, сложенных наподобие мозаики, – в этом стекле и в этом металле свет бесконечно отражается, дробится, рассыпается на тысячи неверных оттенков цвета.

Подлинного совершенства Тиффани добился в дизайне витражей, он создал новый, необычайно красочный и насыщенный тип витражного стекла. В 1890 году образцы стекла favrile, как назвал его сам Тиффани, и изделия из него были представлены Смитсоновскому институту и Метрополитен музею, Тиффани завоевал Гран-при Парижской выставки. Тиффани получал заказы на оформление окон и потолков Белого дома, президентского дворца на Кубе, домов Марка Твена, Эндрю Карнеги и Корнелиуса Вандербилта. Его не удовлетворяла технология росписи по стеклу – по его мнению, это принижало природную красоту и возможности стекла.
успех Тиффани в первую очередь стал возможен благодаря широкому применению новой техники сборки витража. Раньше витражисты отдельные кусочки цветного стекла скрепляли свинцовым или иным Н- образными переплетами и пропаивали места стыков. Согласно новому способу сборки витража, который впоследствии получил название «техника Тиффани» (Tiffany), каждый вырезанный кусочек стекла сначала по всему периметру торца оборачивался тонкой медной лентой. Ширина ленты немного превышала ширину стекла и края ленты загибались на плоскость стекла. Выложенные, согласно эскизу, стекла, обернутые фольгой, спаивались оловом с двух сторон по местам загибов ленты. В результате получали стекла, скрепленные легким надежным оловянным каркасом. Новый способ позволил ширину протяжки свести к минимуму и придать неповторимую изящность витражам, в отличие от витражей с широкими свинцовыми переплетами. Новый способ позволял собирать витражи из сколь угодно мелких кусочков стекла, что сильно увеличивало их зрелищность. Кроме того, этот способ позволил собирать витражи не только в плоскости, но и объеме, чем Льюис Тиффани с большим успехом пользовался, создавая плафоны для ламп.. К 1900 году Тиффани уже являлся одним из известнейших производителей стекла в мире. В его мастерских возникали стекла, невиданные до тех пор. На складах Тиффани, вероятно, крупнейших в мире, находилось до 200 тонн стекла примерно 5 тысяч различных оттенков, которые были классифицированы и разложены по специальной системе.

Стекло для Тиффани — это прежде всего цвет. Как живописец на палитре, так и он в процессе производства стекла смешивал различные тона и «рисовал» ими свои картины. Он чрезвычайно тщательно подбирал цвета и, если необходимого тона не было в одной пластине стекла, он складывал три или четыре стекла друг на друга по так называемому «сэндвич-методу», пока не получал желаемого тона. Известны случаи, когда уже из готового витража Тиффани выбивал своей прогулочной тростью не удовлетворяющие его фрагменты.

Деятельность Тиффани, несомненно, оживила художественное стеклоделие. Но собственно изобретателем опалесцентного стекла (или стекла Тиффани) он не является. Эта заслуга принадлежит Джону Ла Фаржу, который уже в 1875 году использовал опалесцентное стекло для витражей. Через некоторое время и другие художники обратили внимание на новый вид стекла и стали сами экспериментировать в этой области или просто копировать стекла Ла Фаржа. Тиффани не был исключением. Дважды он работал вместе с Ла Фаржем в его мастерской в Бруклине. Впоследствии Тиффани поставил изготовление опалесцентного стекла и предметов из него на коммерческую основу. При этом он заключил с Ла Фаржем соглашение о том, что ламповые абажуры, витражи из опалесцентного стекла и само это стекло будут носить имя Тиффани как второе название.

Для большинства стекол, используемых в произведениях Тиффани, характерна непрозрачность — их опалесцирующий эффект. Его получают, добавляя в состав сырья замутняющие вещества (олово или жженую кость). При добавлении костяного пепла в расплавленной массе образуются крохотные капельки фосфатного стекла, которые «глушат» (замутняют) стекло. Эффект такого стекла состоит в том, что оно не столько пропускает свет, сколько его преломляет. В зависимости от массы непрозрачных веществ можно получить различные степени опалового эффекта.

Конечно, Тиффани использовал в своих работах и другие виды стекол, которые применялись в художественном стеклоделии еще до него. Среди них — кафедральное стекло, которое представляет собой окрашенное в массе прозрачное стекло. Промежуточное положение между опалесцентным и кафедральным занимает колоресцентное стекло, при изготовлении которого «глушеная» и прозрачная части стеклянной массы смешиваются не полностью и, таким образом, получаются пластины с матовыми и прозрачными участками. Античное стекло также изготавливают путем смешения прозрачной и непрозрачной масс. Если посыпать уже готовое, но еще не охлажденное стекло металлическими крупинками, то получится иризирующее стекло. При этом на поверхности пластины образуется металлический глянец, который переливается всеми цветами радуги. Иризирующее стекло также изготавливали уже до Тиффани, но только благодаря ему оно стало по-настоящему популярным.

Изобретенная Тиффани техника медной фольги была первоначально предназначена для изготовления ламповых абажуров. Тиффани придавал большое значение лампам в оформлении интерьеров и стремился сделать их доступными для широких слоев населения. Его лампа «Цветущий лотос», собранная из 1600 стеклянных частей, диаметром 46 см. и высотой 35 см. стоила в 1906 году 400 $, а в 1989 году на нью-йоркском аукционе Кристи была продана за 1,2 млн. немецких марок. Относительно низкая цена обуславливалась серийностью продукции, выпускаемой мастерской.

. Тиффани придавал большое значение лампам в оформлении интерьеров и стремился сделать их доступными для широких слоев населения. Теперь это утверждение звучит странно… лампа «Цветущий лотос», собранная из 1600 стеклянных частей, диаметром 46 см. и высотой 35 см. стоила в 1906 году 400 $, а в 1989 году на нью-йоркском аукционе Кристи была продана за 1,2 млн. немецких марок.

…После смерти отца Луис Комфорт Тиффани унаследовал и его знаменитую ювелирную фирму,а незадолго до смерти он закрыл свое знаменитое стеклянное производство? Почему? Творческие проблемы? Перегруженность старика работой по управлению?

С середины прошлого века лампы Тиффани снова в моде. Сейчас их средняя цена – от 10 до 100 тысяч долларов. Наименее ценными считаются лампы с «выдувными», цельными абажурами. Цены на них колеблются где-то в районе 8 000 долларов. Самые дорогие – лампы с цветочным декором, собранные из кусочков стекла.. Две лампы Тиффани даже вошли в десятку самых дорогих предметов декоративного искусства в мире.

Но конечно-главное в “стеклах” Тиффани не их цена,а их красота .

Витражи в технике Тиффани

Одним из способов привнести в жизнь особые радостные нотки, показать мир, подцвеченный десятками цветов и оттенков, стало создание витражей. Это изделия, восхищающие как ценителей красоты и гармонии, так и неискушенных в художественных изысках людей. А уж витраж из кусочков стекла, выполненный в технике Тиффани, — настоящий шедевр. Он венчает собой все остальные произведения витражного искусства. Витражи Тиффани. Сегодня мы всё больше стремимся к общению с прекрасным, пытаясь реализовать это желание в окружающих нас предметах и оформлении нашего интерьера. Мы все больше и больше начинаем ценить истинную красоту, отражённую в удивительных произведениях прикладного искусства. Рядом с ними мы чувствуем настоящее умиротворение и удовлетворение своей жизнью.

Истоки создания техники «Тиффани»

Впервые об этой удивительной технике витража мир узнал в конце девятнадцатого века. Это произошло благодаря выдающемуся американскому дизайнеру в стиле Арт Нуво — Льюису Комфорту Тиффани (Louis Comfort Tiffany). Во время своего путешествия по Европе и Африке молодой Льюис, родившийся в 1848 году в семье богатого основателя ювелирной фирмы, был очарован витражами Шартрского собора. Он решил посвятить декоративному искусству все свои силы и время.

В 1879 году Льюис Тиффани вместе с двумя своими компаньонами создал компанию по изготовлению эксклюзивных изделий для оформления интерьера. Уже в 80-90-е годы девятнадцатого столетия она стала чрезвычайно популярной среди политической и творческой элиты Соединенных Штатов, а в 1882 году в числе заказчиков Тиффани стал Белый дом. В 1883 году, после разделения компании, её основатель решил заняться только дизайном стеклянных композиций. Страсть к витражам определила дальнейшее развитие его творческой мысли.

Победа «Тиффани»

Так, благодаря изобретению талантливым дизайнером инновационной технологии сборки витражного изделия, на свет появились удивительные витражи Тиффани, раз и навсегда покорившие сердца эстетов — с момента своего появления и по сей день. Первый оглушительный успех, подтвержденный многочисленными призами и медалями, пришёл к мастеру на международной выставке в Чикаго (1893 год). Там на суд публики были представлены двенадцать изумительных витражей и мозаик католической капеллы в византийском стиле. Этот же год стал знаковым для Тиффани ещё и потому, что с ним начал сотрудничать Самуэль Бинг — самый известный меценат Арт Нуво, владелец одной из наиболее престижных арт-галерей того времени. Вскоре мастерские Тиффани получили крупный заказ на витражные окна из Парижа, а сам дизайнер приобрёл широкую известность в Европе.

Знакомство Тиффани со знаменитым изобретателем Томасом послужило толчком для развития ещё одной страсти дизайнера — создания абажуров. Эксклюзивные модели ламп, люстр и торшеров в каталоге 1906 года были представлены более чем тремястами образцами, каждый из которых заслуживал отдельного внимания. Несомненная заслуга Тиффани была в детальной разработке, а затем и популяризации стекла с «пламенеющим» эффектом (иризирующего стекла), изготовленного с применением порошков различных металлов.

Секрет от Тиффани

Уникальность витражной техники «Тиффани» состоит в принципиально новом способе сборки элементов изделия. До этого кусочки витража соединялись при помощи Н-образных свинцовых переплетов, пропаянных на стыках. Дизайнер предложил инновационную технологию, получившую впоследствии имя своего создателя.

Метод Тиффани состоит в оборачивании каждого кусочка витража (по торцу) медной полосой, края которой загибаются на плоскую поверхность стекла. Потом эти кусочки выкладываются в очередности, предполагаемой эскизом, и пропаиваются между собой по всему периметру с двух сторон, образовывая при этом легкий, но прочный оловянный каркас. Впоследствии он покрывался патиной, придававшей изделию ещё более выразительный и привлекательный внешний вид.

Такой способ позволяет использовать для витража самые разнообразные по размеру кусочки стекла, включая и довольно мелкие. За счет этого можно получить совершенно фантастический по красоте и детализации образец, будь то пейзаж или портрет. Также техника Тиффани делает возможной не только плоскую, но и объемную сборку. Она предполагает использование выпуклого и вогнутого стекла и идеальную для создания эксклюзивных плафонов для ламп.

Настоящая красота неподвластна времени

Витражи Тиффани и в настоящее время способны удивлять и вызывать восхищение. Современные создатели витражей «от Тиффани» оперируют высококачественным художественным стеклом многочисленных фактур, используя палитру, в которой более ста пятидесяти цветов и оттенков. Витражи в технике Тиффани теперь можно встретить не только в виде окон или абажуров, но и в качестве вставок для дверей, ширм и внутренних перегородок, а также как элементы подвесных потолочных конструкций.

Стоимость таких произведений искусства довольно высока и зависит прежде всего от количества используемых стеклянных элементов на квадратный метр. Но может ли это стать препятствием для истинного ценителя прекрасного, когда перед ним появляется возможность обладать настоящим произведением искусства? Тем более, что витражи в технике «Тиффани» нередко делаются на заказ, с учётом всех пожеланий будущего владельца шедевра.

Читайте также:  Детская на мансардном этаже

Витражные работы в стиле тиффани. Мастерская витражей тиффани «Любимый Витраж. Рабочий процесс изготовления витража в технике Тиффани

Изготовление художественного начинается с изготовления эскиза. Эскиз разрабатывается с учетом хрупкости стекла и всевозможных приемов его обработки. Например, невозможно простым стеклорезом вырезать деталь с внутренним углом, для этого понадобится лобзиковая пила, и эта деталь будет заведомо слабым местом данного витража. Длинные и узкие детали имеют особенность лопаться в самом узком месте, поэтому заранее, при изготовлении эскиза нужно учитывать эти и другие особенности стекла. Так же нужно учитывать максимально допустимый размер витража (зависит от способа установки) и предусмотреть деление витража на фрагменты. Не стоит забывать, что при большом разнообразии оттенков и фактур художественного стекла, не все цвета на бумаге можно подобрать в стеклах и учитывать это при подборе стекла. После изготовления эскиза, он переносится на «картон». «Картоном» на языке витражистов называется эскиз, нарисованный черным контуром на белой бумаге, в натуральную величину. На «картоне» обычно указывают всю необходимую мастеру-витражисту информацию: распределение деталей по цветам, какой стороной стекла (лицевой или изнаночной) выкладывать определенные детали, также, если в данном эскизе имеет значение направление рисунка стекла, на таких деталях указывают направление.

После этого детали витража нарезаются вручную или с помощью специальных приспособлений и станков в строгом соответствии с эскизом. Далее вырезанные детали необходимо обработать (обточить) на шлифовальной машинке. При окончательной подгонке деталей витража, необходимо учитывать, что между деталями должен оставаться минимальный зазор, который уберется за счет обматывания деталей медной фольгой (фойлом). Так же необходимо обратить внимание на соблюдение основных линий (что бы не было уступов). Для того что бы был изготовлен точно в размер, и не расползался при пайке, витраж по периметру ограничивают жестко зафиксированными прямыми рейками (прямоугольный эскиз). После того, как все детали обточены и подогнаны, следует проверить весь витраж на предмет соответствия цветовой гамме согласно эскизу, если какие то детали не подходят, их необходимо вырезать заново.

Затем кромку деталей обматывают медной самоклеящейся фольгой. Существуют различные размеры фольги по ширине. Выбирать подходящую фольгу необходимо исходя из толщины стекла, используемого при работе. Фольга должна равномерно наклеиваться на кромку деталей и при этом равномерно загибаться за края, концы медной ленты должны заходить друг на друга на несколько миллиметров. Что бы фольга более плотно и ровно прилегала к детали, используют специальную пластиковую лопатку. Обратите внимание на то, что чем точнее будет осуществлена подгонка деталей, тем аккуратнее и изящнее будут швы и тем выше будет прочность витража.

Перед пайкой, швы деталей необходимо обработать паяльной кислотой (флюсом). Затем с помощью паяльника и припоя витраж пропаивают точечной пайкой (как правило, в углах и местах стыка деталей), а затем пропаивают витраж уже целиком с обеих сторон. Вся сложность данного процесса заключается в навыках мастера. Паяльник вести надо равномерно не останавливаясь, что бы избежать растрескивания деталей от перегрева.

После пайки, витраж тщательно промывается и высушивается, затем швы витража патинируются специальным составом (патиной) для придания швам витража необходимого цвета. Далее витраж опять тщательно моется, сушится и при необходимости швы натираются специальным составом, который препятствует окислению швов. Так же при необходимости витраж вставляют в латунную протяжку по периметру.

Установка витража тиффани

Изготовление и монтаж витража

Луис Комфорт Тиффани – это гордость американского искусства. Его работы спорны, стильны, эмоциональны, а техника безупречна. Последователи Тиффани продолжают его идеи, не изменяя сути, но подкрепляя работы духовно. Тиффани был прекрасным живописцем, дизайнером, архитектором и немножко изобретателем. Его бессмертные работы украшают богатые частные коллекции, храмы, дома и, безусловно, служат людям в быту. Сегодня мы поговорим о витражной технике Тиффани, ее особенностях и применении в интерьере обычных домов и квартир.

Философия витража Тиффани

С развитием промышленности в конце 19 века появилась возможность полностью приручить неподвластное до тех пор стекло. Техника витража, которая существовала до Тиффани, была негибкой, консервативной и громоздкой. Гениальный художник сумел собрать в один комплекс по работе со стеклом:

Часть из технологических новшеств Тиффани изобрел самостоятельно, часть перенял от предыдущих поколений, но и активно пользовался самыми свежими на то время разработками. Собственно, с конца 19 века мало что изменилось в обработке и декорировании стекла.

Но самое главное, за что мы должны быть благодарны Тиффани – витраж, как неприкосновенное произведение искусства, остался в прошлом. Художнику удалось вывести витраж из, буквально, оконных рамок и поселить его в обычных предметах быта и обихода. Это могли быть витражные журнальные столики, знаменитые абажуры Тиффани, музыкальные инструменты, телефоны и зеркала. Фантазия мастера не знала пределов и его мастерская постоянно захлебывалась от заказов.

Техника витража Тиффани

Тиффани усовершенствовал витражную технику древности до неузнаваемости. Теперь это был не просто набор из кусочков разноцветного стекла, умело вписанных в оконную раму. Мастер получил возможность соединять стекла между собой не только в одной плоскости, но и создавать объемные объекты самых причудливых форм. Это могли быть уже упомянутые абажуры, стеклянные перегородки, элементы мебели, светильники, люстры и бра.

Традиционно, в витражной технике для скрепления кусочков стекла использовался свинцовый пруток. Тиффани отверг такой способ создания витражей, поскольку он не удовлетворял мастера. Был слишком грубым, неточным и негибким. Для создания тончайших филигранных произведений Тиффани необходим был другой материал и другая технология.

Мастер нашел способ, который позволял выполнять изделия такого уровня сложности. Это были тонкие медные полоски, которые крепились к стеклу при помощи пчелиного воска, а между собой легко спаивались обычным оловом.

Именно таким методом создавались знаменитые абажуры Тиффани. В более крупных произведениях для создания основы, каркаса или силового блока, Тиффани все же применял свинцовые прутки.

Тиффани начинал карьеру, как живописец, поэтому прекрасно понимал роль цвета и света в одномерном и объемном произведении. Эксперименты с обычным стеклом не смогли удовлетворить мастера и тогда он начал создавать свой особенный вид стекла. Обычное стекло требовало нанесения краски на поверхность, а мастер считал, что таким образом глушится неуловимая прозрачность стеклянного изделия, а краска придает материалу тяжеловесности.

Уже к 1900 году Тиффани имел свою собственную стекольную фабрику и получил возможность экспериментировать со стеклом безо всяких ограничений в технологиях. Через короткое время фабрика Тиффани стала одним из крупнейших в мире производителей художественного стекла, предлагавшая более тысячи видов окрашенного специальным способом материала.

Фактически весь цветовой спектр на произведениях Тиффани мог быть повторен исключительно стеклом, не прибегая к окрашиванию красками. Опалесцентное стекло с эффектом преломления света мельчайшими частичками жженой кости по сути не было изобретением мастера. Его изобрел другой художник, Ле Фарж, с которым Тиффани постоянно сотрудничал.

Тиффани просто усовершенствовал технологию получения такого стекла в фабричных условиях и значительно повысил его качество. Другой вид стекла, изобретенный уже самим художником, иризирующее стекло, получалось совсем другим методом. В процессе изготовления на еще сырую стеклянную пластину в разных пропорциях наносилась металлическая пудра. Такое металлизированное стекло имело совершенно необыкновенный вид и переливалось всеми красками радуги.

Витражная техника Тиффани и его стилистические решения балансируют на грани средневековых витражей и стилем арт-деко. Тем не менее, стилистическая особенности витражной техники Тиффани не теряет актуальность и по сей день. Безусловно, восприятие идеологии и философии каждого из изделий последователей Тиффани весьма неоднозначно и требует глубокого понимания тенденций современного искусства и искусства прошлого века.

Все же, ни одному из изделий Тиффани нельзя отказать в магнетизме. Пластичные и колоритные абажуры и витражи притягивают взгляд и хочется смотреть на них бесконечно. Зыбкая игра света, воздушность и легкость каждого из изделий сделало их совместимыми с интерьером практически любой стилистики. Витражи Тиффани фото в интерьерах убедительно это доказывают.

Невероятно стильный и эмоциональный витраж Тиффани будет пленить сердца поклонников прекрасного еще не одно столетие.

Витражи Тиффани – самые разнообразные изделия из цветного стекла, созданные по оригинальным технологиям, разработанным порядка ста лет назад. Сегодня они активно используются как в уличных, так и в интерьерных работах, с их помощью изготавливаются предметы декора, мебель, светильники и т.п.

Витражи Тиффани и их создатель

Американский художник и дизайнер Луис Комфорт Тиффани, много сделавший в области витражного искусства, жил и работал в конце 19 – начале 20 века. Свою деятельность он начал с основания ювелирной компании, носившую имя создателя. Образование в сфере живописи он получил в Париже и, конечно, не мог не наблюдать воочию великолепные образцы французского стекольного производства. В частности, его воображение поразил Шартрский собор.

Именно в этот период он и определился с основной сферой деятельности – декоративным искусством. Выбор пал на дизайн интерьера и разработку предметов его декора, так в 1879 году возникла компания «Луис К. Тиффани и Ассошиэйтед Артистс», основателем которой явился он сам, а также Самуэль Колеман и Канданс Уиллер. Тиффани был приверженцем стиля Ар-Нуво, а это обусловливает синкретизм его деятельности: в данном стиле любое архитектурное сооружение рассматривалось как единое целое. Внешние решения, внутренняя отделка, окна, лестницы, двери, декор стен и потолков, мебель, текстиль, осветительные приборы и даже предметы сервировки стола – все это занимало дизайнера во время разработки проектов. В рамках своей работы дизайнер вплотную занимался витражами, столь популярными в Ар-Нуво. Цветное стекло действительно очень зрелищно преображает интерьер, поэтому дизайнер начинает все плотнее интересоваться технологическими возможностями витража, и с 1883 года полностью переходит в эту сферу. В результате длительных экспериментов художник разрабатывает принципиально новую технику сборки стеклянных деталей, который и получил название по имени автора.

Особенности изготовления витражей в технике Тиффани

Тиффани не был удовлетворен существовавшим ранее подходом к изготовлению витражей: он был слишком жесткий. В результате изделие полностью подчинялось строгой геометрии, а стекло не раскрывало всего своего потенциала. Идея дизайнера заключалась в том, чтобы вместо свинцового направляющего профиля, который использовался в , разработать другой, более пластичный вариант крепления.

Каждый кусочек стекла он предложил оборачивать по краю специальной фольгой или медной лентой, а затем производить пайку самой фольги (ленты). При этом ширина ленты выбиралась чуть больше, чем толщина стекла, чтобы края ее можно было загнуть. Пайка производится оловянным припоем, а готовый витраж для прочности конструкции помещают в жесткий металлический профиль.

Фото изготовления витражей Тиффани мастерами “Стеклосферы”

Преимущества витражей Тиффани

Результатом нововведений становится возможность сделать ширину протяжки минимальной, что сделало витражи максимально изящными. Толщина контура изображения может быть очень небольшой, всего 1- 2 мм, что позволяет создавать минималистичные по формату работы. Это не мешает при необходимости производить дополнительную роспись в области мелких деталей. Специальная краска содержит составляющие, которые обеспечивают прочное сцепление с основой при обжиге.

Кроме того, технология позволяет значительно уменьшить размеры стеклянных элементов, из которых складывается будущее произведение искусства. Это делает работы более детализированными и богатыми по цвету и образности. Линии пайки имеют разную толщину на разных участках, это обеспечивает дополнительную выразительность и ощущение пластичности изделия, подчеркивает ручную работу.

Очень важное преимущество данной технологии заключается в том, что элементы легко припаивать друг к другу под различными углами. С таким креплением стало возможным собирать из разноцветных кусочков стекла не только плоские изделия, но и декор округлых форм. Самым известным примером таких сложных конфигураций явились лампы Тиффани, которые на долгие десятилетия стали его визитной карточкой.

Современное использование

Мастера нашего времени активно используют появившуюся сто лет назад технологию в своих проектах. Благодаря огромным декоративным возможностям она применяется художниками студии “Стеклосфера” (г. Москва) как для изготовления традиционных окон, дверей, перегородок, так и для более изящных и замысловатых предметов интерьера: светильников, элементов мебели, экранов для маскировки отопительных приборов и т.п. Если полотно использовано в качестве вставки в окно или входную дверь, то применяется защита триплексом или противоударной пленкой. В результате значительно повышается надежность всей конструкции.

Современные нововведения коснулись и изготовления витражей в технике Тиффани – сегодня применяют не только силикатное стекло, но и акриловое, что в итоге значительно уменьшает вес изделия. Это достижение расширяет возможности дизайнеров, ведь теперь крепить конструкции можно даже на подвесных потолках.

Сегодня надо очень внимательно относиться к качеству изделий из цветного стекла. Если вы решили купить витражи Тиффани в Москве, необходимо их рассмотреть со всех сторон: проверить его на свет, проанализировать, не оставлено ли лишнего припоя, качественно ли отполированы места пайки. Так, китайские витражи Тиффани по низкой цене могут иметь низкое качество пайки с изнаночной стороны. Обращайте внимание на наличие/отсутствие трещинок, сколов и щелей на элементах. Латунная арматура, если она используется, не должна быть деформирована.

Мастера студии «Стеклосфера» в совершенстве владеют техникой изготовления витражей Тиффани и знают все ее тонкости. Если вы хотите купить качественное и уникальное художественное изделие по низкой цене, то мы будем рады вам помочь!

Витражи Тиффани изготавливают из цветного стекла, соединяя элементы между собой в определённую картинку. Витражи в технике Тиффани благодаря способности пропускать свет идеально подходят для разграничения пространства комнат или других помещений, заполнения проёмов, чаще всего дверных и оконных. Помимо стандартного украшения дверей, окон и потолков, витражи Тиффани применяются в оформлении фасадов зданий и домов. Витражи Тиффани хорошо вписываются в интерьер любого стиля и привносят в него фантастическую яркую нотку.

Всевозможные творческие идеи поможет воплотить в жизнь использование витражей Тиффани, благодаря чему такие произведения декоративно-орнаментного искусства стали модным атрибутом дизайнерских решений.

В мастерской Viteaj LOVE можно заказать витраж Тиффани по своему эскизу.

Стоимость изготовления витража Тиффани — от 25 000 руб./м²*

*Цена зависит от размера и сложности эскиза.

Читайте также:  Оштукатуривание стен своими руками, маяки

Т. В. Княжицкая “Витражи Тиффани”

Тиффани: личность, стекло, техника, стиль.

Кто сегодня не слышал о Тиффани? Это имя давно потеряло исключительную принадлежность конкретной исторической личности и стало нарицательным, обозначая придуманные им полтора века назад приемы и материалы в области художественного стеклоделия.
Развитие витражного искусства в XIX столетии долгое время пребывало на стадии освоения утраченных секретов эпохи Средневековья и Возрождения. Одним из самых смелых новаторов в области художественного стеклоделия, переставший оглядываться на наследие прошлого, стал американец Луис Комфорт Тиффани. Прогресс в области художественного стеклоделия во второй половине XIX столетия неразрывно связан с его деятельностью по созданию и применению новых видов стекол и усовершенствованию техники их соединения между собой.

Личность Тиффани
Тиффани родился в 1848 году в семье известного нью-йоркского ювелира и уже с ранних лет был причастен к «изящным искусствам». В 1865 году в возрасте 17 лет он совершил путешествие по Европе. Витражи Шартрского собора в Париже произвели на него неизгладимое впечатление и пробудили интерес к стеклу.

Свою художественную карьеру Тиффани начал как живописец и уже после того, как стал известен на этом поприще, стал заниматься стеклом. Первые результаты его деятельности в области витражного искусства его не удовлетворили. Изготавливаемые в то время стекла не соответствовали его требованиям. Тиффани чрезвычайно ценил силу света и естественную красоту материала. По его мнению, роспись красками лишь скрывала естественную красоту стекла, лишала его эффектности и производила неприятное впечатление. Тиффани считал, что в восприятии витражей наибольшую роль играет эффект транспаранта (сквозного прохождения света) и драгоценное сияние цветных стекол.

Опыты Тиффани по изготовлению витражей из стекол чужого производства не были удачными. Поэтому при поддержке семьи он приобрел стекольную фабрику и начал экспериментировать. За короткое время он достиг замечательных результатов и смог собирать витражи из стекол собственного производства. Благодаря применению нового вида стекла — опалесцентного или опалового (иногда его называют радужным, что не верно), он с успехом справлялся с такими задачами, как изображение поверхности воды или листвы одной стеклянной пластиной без применения росписи красками. Только для изображения рук и лиц он использовал шварцлот.

К 1900 году Тиффани уже являлся одним из известнейших производителей стекла в мире. В его мастерских возникали стекла, невиданные до тех пор. На складах Тиффани, вероятно, крупнейших в мире, находилось до 200 тонн стекла примерно 5 тысяч различных оттенков, которые были классифицированы и разложены по специальной системе.

Изобретенная Тиффани техника медной фольги была первоначально предназначена для изготовления ламповых абажуров. Тиффани придавал большое значение лампам в оформлении интерьеров и стремился сделать их доступными для широких слоев населения. Его лампа «Цветущий лотос», собранная из 1600 стеклянных частей, диаметром 46 см. и высотой 35 см. стоила в 1906 году 400 $, а в 1989 году на нью-йоркском аукционе Кристи была продана за 1,2 млн. немецких марок. Относительно низкая цена обуславливалась серийностью продукции, выпускаемой мастерской.

В 1905 году в ателье было занято 200 человек. Хотя многие этапы работ были рационализированы, каждый абажур оставался уникальным произведением благодаря индивидуальной цветовой гамме и высочайшему мастерству ручного исполнения.
Не только сам Тиффани и мастера его ателье создавали проекты изделий. Для воплощения в материале он принимал и лучшие проекты других художников того времени. Так, например, знаменитый абажур «Стрекоза », получивший гран-при на Всемирной Парижской выставке 1900 года, был создан по проекту Клары Дрискол.

Не все лампы, имеющие подпись «Тиффани », ведут свое происхождение из этой мастерской. В это же время были и другие известные фирмы, создававшие ламповые абажуры. Среди них — Quezal Art Glass & Decorating Company, Crest & Co и Edward Miller & Co. Все они, в большей или меньшей степени, получали прибыль за счет успеха, который Тиффани завоевал своими лампами на Парижской выставке 1900 года, когда они вызвали настоящий бум.

Кроме абажуров в мастерской Тиффани проектировалась и ламповая арматура: подставки, основания, ножки, заклепки, навершия. И здесь Тиффани проявил себя художником, с любовью относящимся к детали. Его лампы — цельное произведение искусства, где абажур и арматура дополняют друг друга и составляют органическое единство.
Конструирование ламп в технике Тиффани сегодня стало для многих хобби. Некоторые оригинальные вещи можно сделать самому, купив набор из составных стеклянных частей и арматуры лампы или витража.

Стекла Тиффани
Стекло для Тиффани — это прежде всего цвет. Как живописец на палитре, так и он в процессе производства стекла смешивал различные тона и «рисовал » ими свои картины. Он чрезвычайно тщательно подбирал цвета и, если необходимого тона не было в одной пластине стекла, он складывал три или четыре стекла друг на друга по так называемому «сэндвич -методу», пока не получал желаемого тона. Известны случаи, когда уже из готового витража Тиффани выбивал своей прогулочной тростью не удовлетворяющие его фрагменты.

Деятельность Тиффани, несомненно, оживила художественное стеклоделие. Но собственно изобретателем опалесцентного стекла (или стекла Тиффани) он не является. Эта заслуга принадлежит Джону Ла Фаржу, который уже в 1875 году использовал опалесцентное стекло для витражей. Через некоторое время и другие художники обратили внимание на новый вид стекла и стали сами экспериментировать в этой области или просто копировать стекла Ла Фаржа. Тиффани не был исключением. Дважды он работал вместе с Ла Фаржем в его мастерской в Бруклине. Впоследствии Тиффани поставил изготовление опалесцентного стекла и предметов из него на коммерческую основу. При этом он заключил с Ла Фаржем соглашение о том, что ламповые абажуры, витражи из опалесцентного стекла и само это стекло будут носить имя Тиффани как второе название.

Для большинства стекол, используемых в произведениях Тиффани, характерна непрозрачность — их опалесцирующий эффект. Его получают, добавляя в состав сырья замутняющие вещества (олово или жженую кость). При добавлении костяного пепла в расплавленной массе образуются крохотные капельки фосфатного стекла, которые «глушат » (замутняют ) стекло. Эффект такого стекла состоит в том, что оно не столько пропускает свет, сколько его преломляет. В зависимости от массы непрозрачных веществ можно получить различные степени опалового эффекта.

Конечно, Тиффани использовал в своих работах и другие виды стекол, которые применялись в художественном стеклоделии еще до него. Среди них — кафедральное стекло, которое представляет собой окрашенное в массе прозрачное стекло. Промежуточное положение между опалесцентным и кафедральным занимает колоресцентное стекло, при изготовлении которого «глушеная » и прозрачная части стеклянной массы смешиваются не полностью и, таким образом, получаются пластины с матовыми и прозрачными участками. Античное стекло также изготавливают путем смешения прозрачной и непрозрачной масс. Если посыпать уже готовое, но еще не охлажденное стекло металлическими крупинками, то получится иризирующее стекло. При этом на поверхности пластины образуется металлический глянец, который переливается всеми цветами радуги. Иризирующее стекло также изготавливали уже до Тиффани, но только благодаря ему оно стало по-настоящему известно.

Опалесцентные и кафедральные стекла получают методом вальцевания: вязкая стекломасса прокатывается между двумя вальцами (или с помощью одного вальца на столе), и получается пластина. Каждая пластина, как во времени Тиффани, так и сейчас, изготавливается отдельно и имеет неповторимый вид. Структурированная поверхность образуется путем прокатки вальцами с соответствующим узором. Определенный цветовой эффект может быть получен, если прокатать вместе массу из разных плавок. Ребристое стекло или «Драпировки », получают, деформируя еще мягкую пластину. Сам Тиффани использовал «драпировки » и «складки » в больших витражах. В знаменитой композиции «Магнолии » из них сделаны цветы. Для наилучшего воздействия этих стекол необходима большая площадь фрагмента, так как в маленьких пластинках они слишком сильно дробятся. Беспорядочная поверхность такого стекла является источником сильной светотеневой игры, постоянно изменяющейся в зависимости от угла зрения. Тиффани использовал такое «складчатое » стекло для фонов в виде растительных мотивов или для изображения листвы деревьев. Как правило, одна сторона такого стекла остается гладкой и хорошо режется. Некоторые виды работ не позволяют использовать эти очень «живые » стекла. Кроме плоского стекла в некоторых своих работах Тиффани использовал стеклянные «камни “.

Техника Тиффани
Свинцовые прутья, использовавшиеся в течение многих веков для соединения стекол между собой, казались Тиффани очень грубыми: он хотел создавать филигранно-тонкие и сложные произведения. Он нашел собственный заменитель свинцовым прожилкам в виде медных полосок, вырезанных из металлического листа. Они приклеивались к стеклу пчелиным воском и спаивались между собой при помощи олова. Таким образом стало возможно соединять мельчайшие кусочки стекла и создавать сложные объемные формы. Первоначально техника медной фольги применялась им для создания ламповых абажуров, и только позже — для витражей. Иногда Тиффани использовал сочетание двух техник в одном произведении, сочетая свинцовую проволоку с медной фольгой.

Стиль Тиффани
Интересный проект может потерять привлекательность в готовом изделии из-за неправильно подобранных стекол. Тиффани всегда очень тщательно выбирал цвет и фактуру стекол для своих работ. Именно эта любовь к детали отличала его произведения от работ других художников и являлась секретом успеха. Главное при выборе стекол — верное сочетание цветовых оттенков и направлений текстурных линий. Из имеющихся стеклянных пластин нужно точно вырезать необходимый для композиции фрагмент.

Многие работы Тиффани имеют особую притягательную силу, хотя современному зрителю они могут показаться слишком яркими и перегруженными. Когда пытаются объяснить этот эффект, невольно сравнивают произведения Тиффани с живописными картинами. Творчество Тиффани всегда находилось между реалистической манерой изображения и стилизованной, близкой средневековым витражам. Без росписи поверхности стекла он создавал витражи, которые могут сравниться только с картинами. Однако сам Тиффани не считал, что пытается копировать природу. Он интерпретировал ее глазами художника.

Мастерская Тиффани прекратила свое существование в 1932 году, а сам художник умер в следующем году. Сегодня в мире существует множество ателье, имеющие в своем название слово «Тиффани ». Они не являются прямыми продолжателями традиций Луиса Комфора Тиффани: используя приемы и материалы, прославившие его имя, они создают собственные оригинальные произведения.

Иногда технику Тиффани неверно отождествляют со стилем Тиффани. Первое означает всего лишь метод соединения стеклянных фрагментов с помощью медной фольги. А под Тиффани-стилем подразумевают яркие лампы классических форм с преобладающими натуралистическими мотивами и пестрые витражи насыщенных цветов, изображающие природные мотивы и пейзажи. Подлинные же работы художника-новатора остались достоянием истории искусства: многие из них украшают частные особняки, церкви, общественные здания в Америке, Великобритании и странах Западной Европы, большая часть стала предметами музейных собраний, антикварных аукционов и частного коллекционирования.

Тиффани в России
Когда же о Тиффани узнали в России?
Первые сведения об опаловом стекле на русском языке относятся к концу XIX столетия. В рекламных объявлениях крупных витражных мастерских появилось упоминание стекол Тиффани. Всемирная выставка в Париже, после которой о Тиффани заговорил весь мир, стала точкой отсчета и для знакомства россиян с творчеством знаменитого американца. Лампы Тиффани поступили в продажу. Опалесцентные стекла появились на складах и среди товаров Торговых домов, однако русские заводы так и не стали их производить. В витражах начала ХХ века, сохранившихся на лестницах доходных домов Петербурга и Москвы, можно увидеть опалесцентные стекла. Все они заграничного производства. Применялись они небольшими фрагментами для мелких деталей изображения и всегда играли подчиненную роль изысканного дополнения витражного окна.

Иризирующее стекло известно нам по лампам в собраниях многих российских музеев. Подлинных же витражей Тиффани в России крайне мало: трудности с доставкой хрупких изделий больших габаритов, традиционная ориентация архитекторов на немецкое витражное искусство, сделали их исключительно редкими изделиями на территории России. Настолько редкими, что автору статьи известен единственный подлинный витраж Тиффани в нашей стране — он находится на экспозиции в Государственном Эрмитаже и ведет свое происхождение из музея академии технического рисования им. барона А. Л. Штиглица.

Информацию о других витражах Л. К. Тиффани на территории России автор статьи примет с благодарностью.

В тени Тиффани: забытый талант Клары Дрисколл

Знаменитые витражи Тиффани прославили имя их создателя — Луиса Комфорта Тиффани (1848 — 1933). Американский художник и дизайнер, он изобрел способ соединения небольших кусочков стекла с помощью медной фольги, а также новые виды стёкол, что произвело революцию в художественном стеклоделии. Сегодня техника Тиффани является самой распространённой во всем мире для создания витражей, ламповых абажуров и других произведений искусства из цветного стекла. Однако неизвестно, стали ли бы изделия Тиффани такими культовыми, если бы не Клара Дрисколл, скромная работница, имя которой широкая публика узнала лишь через 74 года после смерти Луиса Тиффани.

Родившись в семье основателя ювелирной фирмы «Тиффани и Ко» Чарльза Льюиса Тиффани, Луис обучался живописи сначала в Нью-Йорке, потом в Париже. А потом он увидел витражи Шартрского собора, и они произвели на него огромное впечатление. В тот же период он познакомился с идеями «Движения искусств и ремесел». Это определило его дальнейший выбор — художник решил посвятить себя декоративному искусству.


Лампа Тиффани «Стрекоза», авторство которой, как считается, принадлежит Кларе Дрисколл

В 1883 году Луис основал «Мастерскую Тиффани». В ней работали более 300 человек: дизайнеры, художники, стеклодувы. Они создавали изделия из стекла — лампы, вазы, бутылки, бокалы и чернильницы. Но самой знаменитой продукцией мастерской были витражи. Луис добился подлинного совершенства в их дизайне.

Тиффани хотел превратить витраж в настоящее произведение искусства в интерьере. Из практических соображений он много экспериментировал, стараясь упростить технику создания витражей. Он долгое время изучал старинные витражи и пришел к выводу, что свинцовые полосы, соединяющие стекла, выглядят слишком грубыми, к тому же, они не позволяют работать с объемными формами. Путем экспериментов Луис подобрал другой материал — тонкие медные полоски, которые приклеивались к цветному стеклу с помощью пчелиного воска, а затем спаивались оловом.


Светильник Тиффани, созданный Кларой Дрисколл

Новый способ изготовления витражей стал называться техникой Тиффани, он позволял собирать витражи из сколь угодно мелких кусочков стекла, что сильно увеличивало их зрелищность. Кроме того, этот способ позволил собирать витражи не только в плоскости, но и объеме, чем Тиффани с большим успехом пользовался, создавая едва ли не самые ходовые изделия своей фирмы — плафоны для электрических ламп.

Читайте также:  Конструкция крыши в двух вариантах

Характерный стиль Тиффани — рисунок из мелких кусочков переливающегося стекла, сложенных наподобие мозаики, — в этом стекле и в этом металле свет бесконечно отражается, дробится, рассыпается на тысячи оттенков цвета. Мозаичные абажуры Тиффани мягко приглушали резкий свет лампочки, и этот ореол таинственности очень хорошо соответствовал эстетическим вкусам ар нуво — нового стиля, который появился к концу XIX века как самостоятельное художественное явление.


Светильник «Нарциссы», дизайнером которого также считается Клара Дрисколл

Тиффани был экспериментатором. Он искал новые художественные эффекты, используя различные способы подготовительной обработки стекла, чтобы придать своим изделиям больше сходства с природными и естественными формами. Более века прошло с тех пор, как из разноцветных кусочков стекла была собраны первые образцы в технике Тиффани, но интерес к ним не умирает. Напротив, оригинальные витражи, лампы, бра, светильники, создающие уютное и теплое освещение, пользуются огромной популярностью в наши дни.

Однако в 2007 году исследователями был обнаружен любопытный факт: основной вклад в дизайн этих уникальных светильников внес вовсе не изобретатель метода, а некая Клара Дрисколл (до замужества — Клара Пирс Уолкотт), возглавлявшая женское подразделение компании (неофициально оно называлось «Девушки Тиффани»). До прихода Клары в компанию для светильников использовались в основном геометрические узоры. Мисс Дрисколл смогла создать абсолютно новый стиль — в лучших традициях ар нуво. Это был растительный орнамент (знаменитые лампы «Глициния», «Пион», «Нарцисс»). Именно Клара отвечала за подбор стекла и обработку его кусочков.


Знаменитая «Глициния»

О жизни Клары до недавнего времени было известно совсем мало. Она родилась в 1861 году, в штате Огайо, в небольшом городке неподалеку от Кливленда. Отец Клары (он умер, когда ей было 12) поощрял интерес дочери к искусству. Она окончила художественную школу в Кливленде, и некоторое время работала дизайнером для местного производителя мебели. Через некоторое время Клара переехала в Нью-Йорк, чтобы посещать Школу Искусств при Музее Метрополитан. Талант девушки заметил Луис Тиффани, и вскоре она уже работала в его компании, создавая эскизы витражей и плафонов. Это произошло в 1888 году, когда Кларе было 27 лет.

Клара была настоящей женщиной эпохи модерн. Она обожала театр и оперу, вела активный образ жизни и любила велосипедные прогулки.


Светильник «Яблоневый цвет», созданный Кларой Дрисколл

Первой ее лампой для компании стала лампа «Нарциссы». Всего Клара создала дизайн 30 светильников. Лампа «Стрекоза» была даже удостоена бронзовой медали на Парижской выставке 1900 года. По сути, именно Клара разработала все основные элементы дизайна, благодаря которым лампы Тиффани ценятся столь высоко (рекордная цена на аукционе за антикварный светильник составила около 2,8 млн. долларов).


Светильник «Нарциссы»

Возглавляемое Кларой подразделение «Девушки Тиффани» занималось подборкой кусочков стекла для каждого эскиза. Это была невероятно кропотливая работа! Клара старалась достичь естественной пластичности и уникальной цветовой палитры самой природы и была очень придирчива к своей работе.


Клара Дрисколл в мастерской Тиффани

Интересно, что Луис Тиффани считал, что семья отвлекает женщин от работы, и запрещал своим сотрудницам вступать в брак. Поэтому в 1889 г., когда Клара вышла замуж, она ушла из компании. Но первый муж Клары в 1892 г. умер, и она вновь вернулась в мастерскую, где проработала до 1909 г., когда она вышла замуж во второй раз.

Имя Клары Дрисколл оставалось забытым долгие годы. И лишь несколько лет назад, стараниями профессора Мартина Эйдельберга и независимого ученого Нины Грей, были найдены документы, подтверждающие роль Клары в создании шедевров Тиффани.

Тиффани все же применял свинцовые прутки

Разделы сайта

Полезные ссылки

Партнеры проекта

Книга о витражах

Авторизация

Статистика сайта

большие воздушные шарики с доставкой

Существуют различные техники изготовления витражей в стиле «Тиффани». В этой статье мы рассмотрим самую трудоемкую технику, которая, однако, позволяет добиться самых превосходных результатов. Следуйте нашим советам, и вы сможете создать ваш первый витраж Тиффани.

Итак, для создания витража нам понадобится:
– цветное витражное стекло (самое популярное – Spectrum, но может быть и Китайское, оно дешевле);
– оловянный припой марки ПОС-61 или ПОС-60 (без канифоли !);
– стеклорез наливной с латунной ручкой (Silberschnitt, Toyo или аналогичный);
– специальное масло для стеклорезов (например – Novacan)
– щипцы для разлома стекла (например – Inland) ;
– хороший паяльник, мощностью 100 Вт (лучше с регулятором мощности);
– шлиф-машинка типа “Kristall 2000S” или “Inland Aero”;
– фольга медная (шириной 5.16 или 5.56 мм), она же – фолия, от английского Foil ;
– фольга медная для усиления витража;
– флюс или паяльный жир (неплохой флюс – Novacan “Old Master’s”);
– кисточка для нанесения флюса;
– патина Novacan (черная или медная);
– П – образный латунный или цинковый профиль (для усиления конструкции витража);
– пластиковые закрытые защитные очки;
– маленькие гвозди, молоток;
– деревянные рейки, 1х2 см;
– скотч обычный и малярный;
– полупрозрачная бумага (но не калька);
– ватман (для создания картона витража);
– маникюрные ножницы (для вырезания картона витража);
– клей, типа “карандаш”.

Разработка эскиза витража.
За основу эскиза нашего витража возьмем изображение кленового листа. Поскольку это наша первая работа, линии рисунка мы максимально упростим. Для разработки шаблонов Вы можете использовать программу – Glass Eye 2000, или же купить готовые шаблоны витражей разработанные профессионалами.

Общие правила разработки шаблона :
– чем больше в рисунке витража Т-образных пересечений, тем он прочнее;
– если швы витража планируются широкими, лучше не делать узкие длинные элементы с очень острыми углами – во-первых, широкая фольга закроет значительную часть поверхности узкого элемента, а во-вторых, имея мало опыта в пайке, можно легко перегреть стекло до его растрескивания.
– если витраж планируется узким и высоким, предусмотрите в эскизе плавные линии от края до края, это придаст конструкции витража дополнительную жесткость.

Эскиз витража необходимо распечатать в натуральную величину, в двух экземплярах, с учетом полей (минимум 2 см). Каждый элемент эскиза пронумеровать, и один эскиз разрезать по линиям. Поверхность рабочего эскиза заклеивается широким прозрачным скотчем, чтобы защитить рисунок от попадания на него воды при обточке деталей. Затем, эскиз необходимо приклеить малярным скотчем к рабочей поверхности. Рабочая поверхность должна быть идеально ровной (например, лист ламинированной фанеры). Затем по будущей границе вашего витража прибиваются деревянные рейки. Так как витраж начинают делать “с угла”, сначала обозначьте рейками стороны этого угла на рабочей поверхности; используйте угольник – чтобы выдержать прямой угол.

Выбор стекла для витража.
Современное витражное стекло американского, европейского или же китайского производства отличается большим разнообразием фактуры, цветов и оттенков. В работе лучше всего использовать американское или европейское стекло.
Некоторые фирмы и витражные мастерские, предлагают обрезки такого стекла – обратите на них внимание. Обрезки (бой стекла) стоят значительно дешевле, и помогут разнообразить оттенками вашу работу, а также сэкономить деньги и нервы, особенно на начальном этапе.
При подборе стекла для витража, обязательно учитывайте – как будет освещаться витраж, как сочетаются между собой фактура и цвет стекла.

Изготовление элементов витража.
Вырезанный шаблон стеклянного элемента наклеиваем на лист цветного стекла. Обратите внимание – стороны стеклянного листа имеют различную фактуру и резать стекло всегда проще по более гладкой стороне, она будет с «изнанки» вашего витража.
Вырезаем стеклянный элемент витража по контуру бумажного шаблона, при этом стеклорез держим в руке как шариковую ручку, под углом около 45º к поверхности стекла. Не нужно давить на стеклорез изо всех сил, при резке стекла нужно совсем небольшое усилие. Старайтесь держать стеклорез ровно, так чтобы режущий ролик был перпендикулярен к поверхности стекла. Если ролик будет отклоняться, то скол стекла может пойти под углом.
Резать стекло нужно от края до края листа, без остановок. Заканчивая линию, всегда снижайте давление на стеклорез, иначе получится скол. Линии должны быть плавные, без углов и s-образных отрезков. Если нужно вырезать элемент с дугообразной стороной – разбейте дугу на несколько относительно прямых отрезков. Чем круче дуга, тем этих отрезков должно быть больше. После того, как вы провели режущим роликом по стеклу, в нем образовались микротрещины. Несильное постукивание концом латунной рукоятки стеклореза по линии отреза с обратной стороны, приводит к увеличению этих трещин и постепенному расколу стекла.
Если кусок стекла небольшой, эту операцию можно проделать в руках. Если же необходимо вырезать большой фрагмент – положите лист стекла на край стола.
Для того чтобы отломить небольшой или узкий фрагмент воспользуйтесь щипцами для разлома стекла.

Вырезанный таким образом кусок стекла обработайте на шлифовальной машинке. При шлифовке стекла обязательно используйте защитные очки ! Также, рекомедуем использовать специальный защитный экран, который продается как дополнение к шлифмашинам, этот экран предотвращает разлет осколков стекла и создает дополнительную защиту для глаз и лица.
Пазы под стеклянные капли, также, вытачиваются на шлифмашинке.

Цель шлифовки стекла – окончательная доводка элементов по размеру, а также создание шершавой поверхности кромки стекла, необходимой для лучшей фиксации фолии.
Рабочей частью шлифмашинки является шлифовальная головка. Поверхность соприкосновения головки и стекла в процессе работы должна постоянно смачиваться водой. В противном случае, абразивная поверхность быстро приходит в негодность.
Шлифовальные головки бывают различного диаметра и зернистости: тонкая, стандартная и грубая. Стандартная и грубая шлиф-головки позволяют быстро обработать кромку, но при их использовании неизбежны небольшие сколы. Эти сколы будут незаметны, если использовать широкую фольгу, которая их прикроет. Если же Вы планируете сделать тонкий шов в 2-3 мм, то целесообразно использование тонкой шлиф-головки.
Шлифуя стекло, периодически прикладывайте его к вашему эскизу, проверяя соответствие размера. Необходимо учесть, что после обмотки стекла фольгой – размер элемента немного увеличится.

Обмотка стеклянных элементов медной фольгой.
Каждый стеклянный элемент витража оборачивается медной или латунной фольгой. Фольга представляет собой полоску металла, с одной стороны имеющую черную или бесцветную клеевую основу. В зависимости от цвета используемой патины, выбирается или «черная» или «медная» фолия. Причем, «медная» фолия – дешевле. Это важно при изготовлении изделий из прозрачного стекла.

Для того чтобы фолия хорошо прилипала к стеклу, его необходимо насухо вытереть и, при необходимости, обезжирить. Старайтесь, чтобы загибаемые края фолии были одинаковой ширины и концы перехлестывались на 2-3 мм.

Небольшие неровности можно исправить при помощи ножа или лезвия бритвы, но нельзя допускать больших перекосов. Это влияет не только на эстетику, но и на прочность витража. После оборачивания, фольгу необходимо разгладить по всей поверхности. Это можно сделать при помощи специального обжима или обычной пластиковой ручки.

Готовый элемент зафиксируйте на вашем эскизе при помощи небольших гвоздей. Пытаясь добиться тонких швов, не старайтесь подгонять детали друг к другу «с хрустом». Элементы должны лежать свободно. В противном случае, во время пайки стекло может треснуть даже при несильном нагреве.

Далее, все швы необходимо обработать флюсом или паяльным жиром. Он удаляет окислы с поверхности меди и способствует разжижению олова. Флюс (как и жир) наносится на швы кисточкой.

Следите за тем, чтобы между обмоткой элементов и пайкой всего витража был как можно меньший промежуток времени, т.к. фольга постепенно окисляется на воздухе и пайка, в итоге, может быть очень затруднена. Если, все же, поверхность фольги успела сильно окислиться, то паяльный жир можно смешать с паяльной кислотой. Но в этом случае необходима более тщательная промывка готового витража и обработка его нейтрализующим кислоту раствором.

Пайка швов витража.
При изготовлении витражей «Тиффани» используют олово марки ПОС-61 или ПОС-60. Кончик оловянного прутка кладется на шов и сверху прижимается разогретым до рабочей температуры паяльником. В таком положении паяльник ведется вдоль шва. Не следует долго держать паяльник на одном месте – можно перегреть фолию и стекло. Высоту шва вы определяете сами. С количеством олова надо быть аккуратным. Его излишки конечно можно «согнать» на стекло, но если олова будет слишком много, стекло может треснуть.

Все дефекты и неровности пайки необходимо исправлять сразу. Если, по контуру, Ваш витраж будет обрамлен в латунный профиль, необходимо оставить непропаянной некоторую ширину швов по периметру, иначе стекло может просто не войти в профиль.

После того, как все элементы витража спаяны между собой с двух сторон, делается рама витража. Для этого берется (в нашем случае) П-образный профиль: 4х4х4 мм или 8х4х8 мм, в зависимости от величины витражного полотна. Он обеспечивает витражу достаточно жесткий каркас.
Профиль режется на отрезки равные длине каждой из сторон витража. Затем край полотна вставляется в профиль и припаивается к нему в местах соприкосновения профиля и швов. Для этого швы по краям витража оставляют с минимальным количеством олова на них. Места соприкосновения отрезков профиля также пропаиваются. Далее, в случае необходимости, профиль покрывается оловом, т.е. лудится.

После завершения пайки – витраж следует тщательно вымыть под проточной водой, используя при этом щетку и жидкие моющие средства типа «FAIRY».

Покрытие витража патиной – патинирование.
Патина должна наноситься только на сухие, чистые и обезжиренные швы. Работать лучше в перчатках. Из основной емкости перелейте в рабочую небольшое количество патины. При помощи губки нанесите патину на швы. Остатки использованной патины нельзя смешивать с исходным раствором, так как при этом теряются его свойства.
И, наконец, готовый витраж еще раз моется мягкой губкой, с использованием средств для очистки стекол.

Ваш первый витраж Тиффани – готов ! Конечно же, в этой статье невозможно раскрыть всех секретов и тонкостей создания витражей по технологии Тиффани. Рекомендуем Вам почитать специализированные книги о витражах, а также посетить наш форум о витражах.

Извините, у Вас недостаточно прав для комментирования материалов. Пройдите регистрацию или авторизуйтесь.

Ссылка на основную публикацию