Тиффани все же применял свинцовые прутки

Совершенный калейдоскоп – витражи Тиффани

Никто не сможет назвать даже приблизительное количество цветовых оттенков, типов и фактурных особенностей стекол, производимых фабрикой Тиффани. Все это разнообразие было, прежде всего, направлено для создания витражей. Л.К. Тиффани выполнял наибольшее количество оконных заказов, чем кто-либо из его современников-витражистов. Для изображений лиц, рук, рисунка складок, деталей Тиффани применял сложную монохромную живопись специальными стеклянными красками с последующим обжигом. Не добившись нужного цвета в производстве стекольной массы, Тиффани накладывал стекла слоями, получая необходимый тон, кроме того, такой прием создавал особую глубину изображения. В отличие от большинства витражистов, создававших витражи с цветными прозрачными стеклами, Луис Комфорт применял полупрозрачные стекла сложной текстуры. Такой материал пропускал меньше света, но работы выглядели объемнее и более походили на живопись.

В 1875 г. Луис Комфорт проводит свои первые эксперименты в стеклоделии на бруклинском предприятии Flint Glass Works. Сохранился один из витражей, выполненный в 1878 г. для верхнего этажа его студии Bella Apartments на 26-й улице в Нью-Йорке.

В 1878 г. образована компания Louis C. Tiffany and Company и Луис Комфорт открывает первый свой стекольный завод в Бруклине, который, к сожалению, вскоре сгорел.

В 1879 г. он формирует бизнес-группу «Луис Тиффани и ассоциация американских Художников» вместе с Кэндис Уилер, одной из первых женщин дизайнеров интерьера и текстиля, своим бывшим учителем Сэмюэлем Колманом и Локвудом де Форстом, известным интерьерным и мебельным оформителем.

С 1880 г. Тиффани продолжает опыты со стеком на заводе Heidt Glass Furnace в Бруклине.

Его произведения можно классифицировать по трем тематикам и назначениям:

  1. витражи с религиозно-философским содержанием, предназначенные для культовых, некоторых общественных и медицинских сооружений;
  2. работы на историческую и социально культурную тему для публичных и учебных заведений;
  3. особенно привлекательные романтические сюжеты, созданные для различных интерьеров.

Наиболее знаменитые религиозные произведения находятся в 48 крупнейших церквях по всей территории США. Наибольшее число витражей (62) содержит Пресвитерианская церковь в Ричмонде штата Индиана.

Триптих из трех окон в зале Совета управляющих Американского Красного Креста, заказанный для национальной штаб-квартиры в 1917 г. Считается крупнейшим витражным комплектом Тиффани для светского учреждения.

Образование. Витраж, заказанный для Йельского университета в Нью-Хейвене и установленный в читальном зале.

Крупнейший в мире стеклянный купольный потолок (диаметр — 38 футов, площадь — более 1000 квадратных футов) выполнен Tiffany Studios для Престон Брэдли Холла в публичной библиотеке Чикаго (нынче чикагский культурный центр). Проект разработан Я.А. Хольцером. Верхняя часть купола, с витражными знаками зодиака и полупрозрачная, из Тиффани Favrile стекол в форме рыбьей чешуи, насчитывают 30 000 стеклянных деталей, распределенных в 243 секциях. Опорная рама сконструирована чикагской фирмой Decorating Iron Company.

Витражное искусство существовало задолго до того, как к нему обратился Л.К. Тиффани. Однако мастеру удалось вдохнуть в витраж новую жизнь, сделать его более живым, воздушным. Техника соединения деталей со временем стала столь изысканной, что позволяла соединять очень мелкие части в единое полотно с еле уловимыми переходами цвета. Витражи, изготовленные на фабрике Тиффани, превосходно сохранились до наших дней. Свет, проходящий через витражные окна, наполняет смотрящего умиротворением, чистотой и преклонением перед талантом.

Воистину, в японской миниатюре заложен глубокий философский смысл – нет ничего на свете красивей, чем созданные природой цветы. И только мастер может сделать хрупкую красоту вечной, воплотив ее в скульптуре, на художественном полотне или, как Эмиль Галле, в стекле и дереве

Каждая эпоха имеет свои особенности, а любая продукция наделена чертами того исторического периода, в котором использовалась. Нет лучшего образца, чтобы посмотреть, как видоизменялось, совершенствовалось и укреплялось мощнейшее сегодня предприятие Baccarat

Его называли гением при жизни, таковым считают и сейчас. Художник, мастер, изобретатель, ювелир стиля модерн и производитель стекла эпохи ар-деко. Он запатентовал 16 изобретенных им технологий, произвел невероятное количество предметов, считающихся мировыми шедеврами, ввел новые нетрадиционные материалы и сюжеты в ювелирное дело

Т. В. Княжицкая “Витражи Тиффани”

Тиффани: личность, стекло, техника, стиль.

Кто сегодня не слышал о Тиффани? Это имя давно потеряло исключительную принадлежность конкретной исторической личности и стало нарицательным, обозначая придуманные им полтора века назад приемы и материалы в области художественного стеклоделия.
Развитие витражного искусства в XIX столетии долгое время пребывало на стадии освоения утраченных секретов эпохи Средневековья и Возрождения. Одним из самых смелых новаторов в области художественного стеклоделия, переставший оглядываться на наследие прошлого, стал американец Луис Комфорт Тиффани. Прогресс в области художественного стеклоделия во второй половине XIX столетия неразрывно связан с его деятельностью по созданию и применению новых видов стекол и усовершенствованию техники их соединения между собой.

Личность Тиффани
Тиффани родился в 1848 году в семье известного нью-йоркского ювелира и уже с ранних лет был причастен к «изящным искусствам». В 1865 году в возрасте 17 лет он совершил путешествие по Европе. Витражи Шартрского собора в Париже произвели на него неизгладимое впечатление и пробудили интерес к стеклу.

Свою художественную карьеру Тиффани начал как живописец и уже после того, как стал известен на этом поприще, стал заниматься стеклом. Первые результаты его деятельности в области витражного искусства его не удовлетворили. Изготавливаемые в то время стекла не соответствовали его требованиям. Тиффани чрезвычайно ценил силу света и естественную красоту материала. По его мнению, роспись красками лишь скрывала естественную красоту стекла, лишала его эффектности и производила неприятное впечатление. Тиффани считал, что в восприятии витражей наибольшую роль играет эффект транспаранта (сквозного прохождения света) и драгоценное сияние цветных стекол.

Опыты Тиффани по изготовлению витражей из стекол чужого производства не были удачными. Поэтому при поддержке семьи он приобрел стекольную фабрику и начал экспериментировать. За короткое время он достиг замечательных результатов и смог собирать витражи из стекол собственного производства. Благодаря применению нового вида стекла — опалесцентного или опалового (иногда его называют радужным, что не верно), он с успехом справлялся с такими задачами, как изображение поверхности воды или листвы одной стеклянной пластиной без применения росписи красками. Только для изображения рук и лиц он использовал шварцлот.

К 1900 году Тиффани уже являлся одним из известнейших производителей стекла в мире. В его мастерских возникали стекла, невиданные до тех пор. На складах Тиффани, вероятно, крупнейших в мире, находилось до 200 тонн стекла примерно 5 тысяч различных оттенков, которые были классифицированы и разложены по специальной системе.

Изобретенная Тиффани техника медной фольги была первоначально предназначена для изготовления ламповых абажуров. Тиффани придавал большое значение лампам в оформлении интерьеров и стремился сделать их доступными для широких слоев населения. Его лампа «Цветущий лотос», собранная из 1600 стеклянных частей, диаметром 46 см. и высотой 35 см. стоила в 1906 году 400 $, а в 1989 году на нью-йоркском аукционе Кристи была продана за 1,2 млн. немецких марок. Относительно низкая цена обуславливалась серийностью продукции, выпускаемой мастерской.

В 1905 году в ателье было занято 200 человек. Хотя многие этапы работ были рационализированы, каждый абажур оставался уникальным произведением благодаря индивидуальной цветовой гамме и высочайшему мастерству ручного исполнения.
Не только сам Тиффани и мастера его ателье создавали проекты изделий. Для воплощения в материале он принимал и лучшие проекты других художников того времени. Так, например, знаменитый абажур «Стрекоза », получивший гран-при на Всемирной Парижской выставке 1900 года, был создан по проекту Клары Дрискол.

Не все лампы, имеющие подпись «Тиффани », ведут свое происхождение из этой мастерской. В это же время были и другие известные фирмы, создававшие ламповые абажуры. Среди них — Quezal Art Glass & Decorating Company, Crest & Co и Edward Miller & Co. Все они, в большей или меньшей степени, получали прибыль за счет успеха, который Тиффани завоевал своими лампами на Парижской выставке 1900 года, когда они вызвали настоящий бум.

Кроме абажуров в мастерской Тиффани проектировалась и ламповая арматура: подставки, основания, ножки, заклепки, навершия. И здесь Тиффани проявил себя художником, с любовью относящимся к детали. Его лампы — цельное произведение искусства, где абажур и арматура дополняют друг друга и составляют органическое единство.
Конструирование ламп в технике Тиффани сегодня стало для многих хобби. Некоторые оригинальные вещи можно сделать самому, купив набор из составных стеклянных частей и арматуры лампы или витража.

Стекла Тиффани
Стекло для Тиффани — это прежде всего цвет. Как живописец на палитре, так и он в процессе производства стекла смешивал различные тона и «рисовал » ими свои картины. Он чрезвычайно тщательно подбирал цвета и, если необходимого тона не было в одной пластине стекла, он складывал три или четыре стекла друг на друга по так называемому «сэндвич -методу», пока не получал желаемого тона. Известны случаи, когда уже из готового витража Тиффани выбивал своей прогулочной тростью не удовлетворяющие его фрагменты.

Деятельность Тиффани, несомненно, оживила художественное стеклоделие. Но собственно изобретателем опалесцентного стекла (или стекла Тиффани) он не является. Эта заслуга принадлежит Джону Ла Фаржу, который уже в 1875 году использовал опалесцентное стекло для витражей. Через некоторое время и другие художники обратили внимание на новый вид стекла и стали сами экспериментировать в этой области или просто копировать стекла Ла Фаржа. Тиффани не был исключением. Дважды он работал вместе с Ла Фаржем в его мастерской в Бруклине. Впоследствии Тиффани поставил изготовление опалесцентного стекла и предметов из него на коммерческую основу. При этом он заключил с Ла Фаржем соглашение о том, что ламповые абажуры, витражи из опалесцентного стекла и само это стекло будут носить имя Тиффани как второе название.

Для большинства стекол, используемых в произведениях Тиффани, характерна непрозрачность — их опалесцирующий эффект. Его получают, добавляя в состав сырья замутняющие вещества (олово или жженую кость). При добавлении костяного пепла в расплавленной массе образуются крохотные капельки фосфатного стекла, которые «глушат » (замутняют ) стекло. Эффект такого стекла состоит в том, что оно не столько пропускает свет, сколько его преломляет. В зависимости от массы непрозрачных веществ можно получить различные степени опалового эффекта.

Конечно, Тиффани использовал в своих работах и другие виды стекол, которые применялись в художественном стеклоделии еще до него. Среди них — кафедральное стекло, которое представляет собой окрашенное в массе прозрачное стекло. Промежуточное положение между опалесцентным и кафедральным занимает колоресцентное стекло, при изготовлении которого «глушеная » и прозрачная части стеклянной массы смешиваются не полностью и, таким образом, получаются пластины с матовыми и прозрачными участками. Античное стекло также изготавливают путем смешения прозрачной и непрозрачной масс. Если посыпать уже готовое, но еще не охлажденное стекло металлическими крупинками, то получится иризирующее стекло. При этом на поверхности пластины образуется металлический глянец, который переливается всеми цветами радуги. Иризирующее стекло также изготавливали уже до Тиффани, но только благодаря ему оно стало по-настоящему известно.

Опалесцентные и кафедральные стекла получают методом вальцевания: вязкая стекломасса прокатывается между двумя вальцами (или с помощью одного вальца на столе), и получается пластина. Каждая пластина, как во времени Тиффани, так и сейчас, изготавливается отдельно и имеет неповторимый вид. Структурированная поверхность образуется путем прокатки вальцами с соответствующим узором. Определенный цветовой эффект может быть получен, если прокатать вместе массу из разных плавок. Ребристое стекло или «Драпировки », получают, деформируя еще мягкую пластину. Сам Тиффани использовал «драпировки » и «складки » в больших витражах. В знаменитой композиции «Магнолии » из них сделаны цветы. Для наилучшего воздействия этих стекол необходима большая площадь фрагмента, так как в маленьких пластинках они слишком сильно дробятся. Беспорядочная поверхность такого стекла является источником сильной светотеневой игры, постоянно изменяющейся в зависимости от угла зрения. Тиффани использовал такое «складчатое » стекло для фонов в виде растительных мотивов или для изображения листвы деревьев. Как правило, одна сторона такого стекла остается гладкой и хорошо режется. Некоторые виды работ не позволяют использовать эти очень «живые » стекла. Кроме плоского стекла в некоторых своих работах Тиффани использовал стеклянные «камни “.

Техника Тиффани
Свинцовые прутья, использовавшиеся в течение многих веков для соединения стекол между собой, казались Тиффани очень грубыми: он хотел создавать филигранно-тонкие и сложные произведения. Он нашел собственный заменитель свинцовым прожилкам в виде медных полосок, вырезанных из металлического листа. Они приклеивались к стеклу пчелиным воском и спаивались между собой при помощи олова. Таким образом стало возможно соединять мельчайшие кусочки стекла и создавать сложные объемные формы. Первоначально техника медной фольги применялась им для создания ламповых абажуров, и только позже — для витражей. Иногда Тиффани использовал сочетание двух техник в одном произведении, сочетая свинцовую проволоку с медной фольгой.

Стиль Тиффани
Интересный проект может потерять привлекательность в готовом изделии из-за неправильно подобранных стекол. Тиффани всегда очень тщательно выбирал цвет и фактуру стекол для своих работ. Именно эта любовь к детали отличала его произведения от работ других художников и являлась секретом успеха. Главное при выборе стекол — верное сочетание цветовых оттенков и направлений текстурных линий. Из имеющихся стеклянных пластин нужно точно вырезать необходимый для композиции фрагмент.

Многие работы Тиффани имеют особую притягательную силу, хотя современному зрителю они могут показаться слишком яркими и перегруженными. Когда пытаются объяснить этот эффект, невольно сравнивают произведения Тиффани с живописными картинами. Творчество Тиффани всегда находилось между реалистической манерой изображения и стилизованной, близкой средневековым витражам. Без росписи поверхности стекла он создавал витражи, которые могут сравниться только с картинами. Однако сам Тиффани не считал, что пытается копировать природу. Он интерпретировал ее глазами художника.

Мастерская Тиффани прекратила свое существование в 1932 году, а сам художник умер в следующем году. Сегодня в мире существует множество ателье, имеющие в своем название слово «Тиффани ». Они не являются прямыми продолжателями традиций Луиса Комфора Тиффани: используя приемы и материалы, прославившие его имя, они создают собственные оригинальные произведения.

Иногда технику Тиффани неверно отождествляют со стилем Тиффани. Первое означает всего лишь метод соединения стеклянных фрагментов с помощью медной фольги. А под Тиффани-стилем подразумевают яркие лампы классических форм с преобладающими натуралистическими мотивами и пестрые витражи насыщенных цветов, изображающие природные мотивы и пейзажи. Подлинные же работы художника-новатора остались достоянием истории искусства: многие из них украшают частные особняки, церкви, общественные здания в Америке, Великобритании и странах Западной Европы, большая часть стала предметами музейных собраний, антикварных аукционов и частного коллекционирования.

Тиффани в России
Когда же о Тиффани узнали в России?
Первые сведения об опаловом стекле на русском языке относятся к концу XIX столетия. В рекламных объявлениях крупных витражных мастерских появилось упоминание стекол Тиффани. Всемирная выставка в Париже, после которой о Тиффани заговорил весь мир, стала точкой отсчета и для знакомства россиян с творчеством знаменитого американца. Лампы Тиффани поступили в продажу. Опалесцентные стекла появились на складах и среди товаров Торговых домов, однако русские заводы так и не стали их производить. В витражах начала ХХ века, сохранившихся на лестницах доходных домов Петербурга и Москвы, можно увидеть опалесцентные стекла. Все они заграничного производства. Применялись они небольшими фрагментами для мелких деталей изображения и всегда играли подчиненную роль изысканного дополнения витражного окна.

Читайте также:  Воздуховоды плоские пластиковые

Иризирующее стекло известно нам по лампам в собраниях многих российских музеев. Подлинных же витражей Тиффани в России крайне мало: трудности с доставкой хрупких изделий больших габаритов, традиционная ориентация архитекторов на немецкое витражное искусство, сделали их исключительно редкими изделиями на территории России. Настолько редкими, что автору статьи известен единственный подлинный витраж Тиффани в нашей стране — он находится на экспозиции в Государственном Эрмитаже и ведет свое происхождение из музея академии технического рисования им. барона А. Л. Штиглица.

Информацию о других витражах Л. К. Тиффани на территории России автор статьи примет с благодарностью.

Витражи, изготовленные по технологии тиффани

Витражи – декор благородный, необычный и дорогой. Они сродни сказочным картинам и ожившим фантазиям; они вплетаются в интерьер легкой и изысканной аранжировкой. Их сегодня используют так же, как стильное произведение высокого ювелирного искусства, как роскошный аксессуар. Витраж как предмет искусства уникален, дорог и долговечен.

Существует несколько техник исполнения витражей. Самая распространенная, классическая техника – когда кусочки стекла собирают в оправу и спаивают алюминиевыми, свинцовыми или латунными протяжками. Но самой ценной и сложной считается техника тиффани, названная так в честь знаменитого американского декоратора Луиса-Комфорта Тиффани (1848-1933 гг.), одного из самых успешных дизайнеров своего времени. Он был экспериментатором. Искал новые художественные эффекты, новые цвета с особой выразительностью, используя для этого различные способы подготовительной обработки стекла. Для того чтобы придать своим изделиям больше сходства с природными и естественными формами, он растягивал, прокатывал, отливал будущие детали. Он создал уникальное многоцветное стекло “фавриль” (оно окрашено в массе особыми реактивами, бывает матовым или шлифованным).

Он первым предложил использовать для оборачивания стекол липкую медную фольгу, а не свинец, как раньше было принято. Суть метода состоит в следующем: каждый кусочек цветного стекла оборачивается по периметру клейкой медной фольгой, а затем они спаиваются друг с другом, образуя ту или иную комбинацию.

Это в корне отличает витражи, выполненные в технике тиффани, от других. Во-первых, можно создавать довольно сложные композиции, которые включают в себя очень мелкие детали. В отличие от свинцового профиля фольга позволяет соединять даже самые небольшие кусочки под любым углом друг к другу, по весьма прихотливо изогнутым линиям. Так и получается красивый силуэтный рисунок внутреннего каркаса.

Во-вторых, такие витражи получаются намного прочнее, ведь таким образом можно “намертво” спаять все детали, вплоть до мельчайших.

В-третьих, узоры и картины из цветного стекла получаются объемными (выпуклыми или вогнутыми), наполненными светом и воздухом, что придает изделиям неповторимость. Солнечные лучи, преломляясь, заставляют стекло гореть яркими сочными красками, делая витраж всякий раз новым и неповторимым.

В-четвертых, витражи эти не боятся высоких температур. А это значит, что их можно использовать не только в украшении окон, дверей и перегородок, но и как светильники: торшеры, бра, люстры.

Работа на очень маленькой по сравнению с классическим витражом, к тому же криволинейной поверхности светильников потребовала использования большого количества очень мелких фрагментов, из которых собиралось целое изображение, при этом линии рисунка на витраже получались тонкими и изящными. Толщина швов также менялась автором намеренно, чтобы усилить впечатление естественности, случайности возникшего объемного или пространственного эффекта. Растения, вода, солнце в его изделиях как живые – не в смысле натуральности. Художнику удалось найти меру условных отношений в своем искусстве, поэтому оно получилось именно подобным жизни, не копируя ее реальные формы. В искусстве Тиффани не было вульгарного натурализма.

В 1895 году Луис-Комфорт Тиффани стал продавать свои знаменитые бронзовые лампы под абажурами из витражного стекла с изображениями растений и насекомых. Эти мозаичные абажуры мягко приглушали резкий свет лампочки, и этот ореол таинственности очень хорошо соответствовал эстетическим вкусам модерна – нового стиля, который появился к концу XIX века как самостоятельное художественное явление в России и в Европе, где назывался ар нуво или югендстиль, что, собственно, одно и то же. Революционная идея Тиффани буквально произвела сенсацию среди посетителей магазинов. Публика вновь увлеклась витражным стеклом, интерес к которому заметно упал со времен средних веков. Лампы, так же, как и витражи в одно время с Тиффани изготавливало множество художников. При насыщенности рынка продукцией, работы Тиффани выдерживали конкуренцию, потому что были особенно высокого качества и всегда дороги.

Последователи Тиффани

Главная же заслуга Луиса Тиффани в том, что ему удалось внедрить эту технологию в массы, в результате чего витражи американского декоратора получили дальнейшее развитие. С тех пор много раз менялись моды и стили. Витражное стекло и абажуры из него то входили в моду, то снова забывались, но настоящие светильники от Тиффани своей ценности не теряли. Они хранились и хранятся в частных коллекциях самых богатых и знаменитых людей мира, время от времени возникая на престижных аукционах, где их цена доходит до нескольких миллионов долларов. Это и неудивительно, ведь это вещи не только редкой красоты, но и редкой сложности исполнения, – до сих пор техника тиффани считается непревзойденной.

Сегодня последователи Тиффани рассеялись по всему миру. Этот способ нашел широкое применение в изготовлении всевозможных светильников: бра, люстр, торшеров, настольных ламп, он применяется в отделке квартиры, мебели. Конечно, в магазинах вам предложат не коллекционные произведения самого Луиса Тиффани, а современные копии и новые вариации на классические темы Тиффани стиля модерн. В дизайне современных ламп используют и оригинальные эскизы начала века (знаменитые ирисы и стрекозы), и современные рисунки в этом стиле. Современные витражи в технике “тиффани” выполняются по эрзац-технологии: вместо дорогостоящей бронзы применяют сплав пластика и металла, похожий на патинированную бронзу. Нарезанные по картону, калькам или шаблонам цветные стекла оборачиваются по краям полоской тонкой медной фольги с нанесенным на нее клеем. Затем все стекла соединяются, спаиваются между собой и облуживаются оловянным припоем и тонируется специальными препаратами.

Кроме того, появляются и декоративные новшества. Например, абажуры с геометрическим орнаментом (небывалое явление для стиля “тиффани”, возникшего на почве изысканного и вычурного ар-нуво). Появились и небольшие светильники в виде фигурок животных. Есть модели, в которых рисунок является лишь обрамлением, а большая часть абажура остается одноцветной (еще одно явное отступление от стиля). Подобные модели могут стоить от $ 200 (что уже приемлемо) и выше (верхнюю планку, как вы понимаете, не всегда возможно обозначить).

В любой мастерской заказчику предложат свои эскизы, но возьмутся за работу и по индивидуальному заказу – скажем, изготовят настенные панно со сценами из Кама-Сутры или в перегородку в детской сделают врезы с персонажами из мультфильмов. В каждом конкретном случае с заказчиком обсуждаются не только эскизы, но и вид техники, а также материалы. Стоимость главным образом зависит от количества кусочков стекла на одном квадратном метре и марки используемого стекла. Нелишне будет заметить, что для таких витражей используются только особые “опаловые ” полупрозрачные мерцающие стекла высочайшего качества, которые поставляют “Younghiogheny”, “Uroboros”, “Bullseye”, “Spectrum” и другие производители. Именно поэтому компании не любят называть точные цены или составлять свои прайс-листы. В технике тиффани 1 кв. М витража будет стоить от 700 до 1200 долларов – вдвое выше остальных техник. Иногда стоимость устанавливается за изделие в целом.

Популярность изделий тиффани растет год от года, что совсем не удивительно. Эта необыкновенная красота не нуждается ни в какой рекламе. Любое изделие, настенный светильник или витражная дверца в мебели буквально преображает квартиру, делает ее изысканнее и наряднее, а людям, проживающим в ней, прибавляет хорошего настроения. Они, как экзотические цветы, притягивают к себе внимание в любой обстановке, с любым интерьером. Их можно разглядывать до бесконечности, и глаза не устают, несмотря на яркие краски. Это как в детстве, когда мы в калейдоскопе разглядывали разноцветные стеклышки, составляющие причудливые узоры. Только детство ушло, а сказка осталась.

Тиффани все же применял свинцовые прутки

Существует несколько техник изготовления витражей в стиле «Тиффани».
Ниже приведён пример использования техники, считающейся самой сложной по причине её трудозатратности, но обеспечивающей наиболее качественное изготовление витража.

Необходимое оборудование и расходные материалы.
– цветное стекло;
– олово, марка ПОС-61;
– стеклорез наливной с латунной рукояткой;
– специальное масло для стеклорезов (заменители – машинное масло, керосин)
– щипцы для разлома стекла;
– паяльник, 100 Вт.
– шлифовальная машинка типа «Kristall»;
– фольга медная (черная), другое название – фолия, от англ. Foil;
– фольга медная для усиления витража;
– флюс или паяльный жир, паяльная кислота;
– патина (черная или медная);
– П – образный латунный профиль;
– защитные очки;
– небольшие ножницы (можно маникюрные);
– небольшие ножницы по металлу;
– маленькие гвозди, молоток;
– деревянные рейки, 1х2 см;
– жесткая кисточка;
– скотч широкий, прозрачный и малярный.
– писчая бумага. Чем прозрачней, тем лучше. Но не калька.
– ватман;
– клей-карандаш.

Эскиз витража.
Преимущество использования техники «Тифани» состоит в том, что рисунок витража может быть любым, а его детализация сколь угодно мелкой. Все зависит от вашей фантазии. Но при этом, необходимо соблюдать некоторые общие правила.
– чем больше в рисунке витража Т-образных пересечений, тем он прочнее, вспомните принцип кирпичной кладки.
– если швы витража планируются широкими, лучше не делать узкие длинные элементы с очень острыми углами. Во-первых, широкая фолия все равно закроет значительную часть поверхности элемента, а во-вторых, не имея достаточно опыта, можно легко перегреть стекло до образования трещин.
– если витраж планируется узким и высоким, предусмотрите в эскизе плавные линии от края до края, для ребер жесткости.

Эскиз витража рисуется на ватмане черным тонким фломастером. Оставьте на эскизе поля минимум 2 см. Все линии должны быть отчетливо видны сквозь лист писчей бумаги. Затем ваш рисунок лучше заклеить широким прозрачным скотчем.
Далее ваш эскиз по полям приклеивается малярным скотчем к рабочей поверхности. Рабочая поверхность должна быть идеально ровной. Затем по будущей границе вашего витража прибиваются деревянные рейки. Так как витраж начинают делать с угла, постепенно продвигаясь вниз и вбок, сначала обозначьте рейками стороны этого угла.

Выбор стекла.
Современное витражное стекло американского, европейского и китайского производства отличается большим разнообразием фактуры, цветов и оттенков. В работе лучше использовать американское и европейское стекло. Китайское ниже по качеству. Некоторые фирмы, торгующие стеклом, продают также и его осколки. Обратите на них внимание. Стоят они значительно дешевле, и помогут разнообразить оттенками вашу работу.
При выборе стекла для витража, постарайтесь учесть, как будет освещаться ваш витраж, как сочетаются между собой фактура и цвет стекла.

Изготовление элемента.
Берем лист писчей бумаги необходимого размера. Кладем его на изображение элемента и обводим ручкой.

Аккуратно вырезаем элемент ножницами и наклеиваем на лист стекла.
Стороны стеклянного листа имеют различную фактуру. Резать стекло проще по более гладкой стороне. Это, как правило, «изнанка» вашего витража.

Режем стекло по контуру. Стеклорез следует держать в руке как шариковую ручку, под углом 45º к поверхности стекла. Не нужно давить на стеклорез изо всех сил. Усилие требуется небольшое.
Старайтесь держать стеклорез ровно. Режущий ролик должен быть перпендикулярен поверхности стекла. Если он будет отклоняться, скол стекла пойдет под углом.
Резать стекло нужно от края до края куска, не прерываясь. Заканчивая линию, снизьте давление на стеклорез, иначе получится скол. Линии должны быть плавные, без углов и s-образных отрезков. Если нужно вырезать элемент с дугообразной стороной – разбейте дугу на несколько относительно прямых отрезков. Чем круче дуга, тем этих отрезков должно быть больше.

После того, как вы провели режущим роликом по стеклу, в нем образовались микротрещины. Несильное постукивание концом рукоятки стеклореза (латунного!) по линии отреза с обратной стороны, приводит к увеличению этих трещин и расколу стекла.
Если кусок стекла небольшой, эту операцию можно проделать в руках. Если же необходимо вырезать большой фрагмент – положите лист стекла на край стола.
Для того чтобы отломить небольшой или узкий фрагмент воспользуйтесь щипцами для разлома стекла.

Вырезанный таким образом кусок стекла обрабатывается на шлифовальной машинке. При шлифовке обязательно надевайте защитные очки!

Цель такой обработки – окончательная доводка по размеру, плюс создание шершавой поверхности кромки стекла, необходимой для лучшей фиксации фолии.
Рабочей частью шлифмашинки является шлифовальная головка. Поверхность соприкосновения головки и стекла в процессе работы должна постоянно смачиваться водой. В противном случае, абразивная поверхность быстро приходит в негодность.
Шлифовальные головки бывают различного диаметра и зернистости: тонкая, стандартная и грубая. Стандартная и грубая головки позволяют быстро обработать кромку стекла, но при их использовании неизбежны небольшие сколы. Они незаметны, если использовать широкую фолию, которая их прикроет. Если же планируется сделать тонкий шов в 2-3 мм, целесообразно использование тонкой шлифовальной головки.
Шлифуя стекло, периодически прикладывайте его к вашему эскизу, проверяя соответствие размера. Необходимо учесть, что после обмотки размер элемента несколько увеличится.

Обмотка элемента медной фольгой.

Каждый элемент витража оборачивается фолией. Фолия представляет собой медную полоску различной ширины, с одной стороны покрытую черным или бесцветным клеем. В зависимости от цвета используемой патины, выбирается или «черная» или «медная» фолия. Это важно при изготовлении изделий из прозрачного стекла.
Для того чтобы фолия хорошо прилипала к стеклу, его необходимо насухо вытереть и, при необходимости, обезжирить.
Старайтесь, чтобы загибаемые края фолии были одинаковой ширины. Небольшие неровности можно исправить при помощи ножа или лезвия бритвы, но нельзя допускать больших перекосов. Это влияет не только на эстетику, но и на прочность витража.
После оборачивания фолию необходимо разгладить по всей поверхности. Это можно сделать при помощи обычной пластиковой ручки.
Готовый элемент зафиксируйте на вашем эскизе при помощи небольших гвоздей.

Пытаясь добиться тонких швов, не старайтесь подгонять детали друг к другу «с хрустом». Детали должны лежать свободно. Иначе в процессе пайки ваш витраж пойдет трещинами.

После того, как все элементы витража обмотаны, в витраж вставляются ребра жесткости из медной усиленной фольги. Это повышает прочность витража.

Читайте также:  Схема кладки стен из керамзитобетонных блоков

Далее все швы обрабатываются флюсом. Он удаляет окислы с поверхности меди и способствует разжижжению олова. Каждый флюс хорош по своему, но мне больше нравится немецкий паяльный жир. Он наносится на швы кисточкой.

Если с момента обмотки до момента пайки поверхность меди сильно окислилась, паяльный жир можно смещать с паяльной кислотой.

При изготовлении витражей «Тиффани» используют олово марки ПОС-61.
Кончик оловянного прутка кладется на шов и сверху прижимается разогретым до рабочей температуры паяльником. В таком положении паяльник ведется вдоль шва.
Не следует долго держать паяльник на одном месте – можно перегреть фолию и стекло.
Высоту шва вы определяете сами. С количеством олова надо быть аккуратным. Его излишки конечно можно «согнать» на стекло, но если олова будет слишком много, стекло может треснуть.
Перед тем как паять «начисто», покройте все швы небольшим количеством олова.
Дефекты пайки исправляете сразу.

После того, как все элементы витража спаяны между собой с двух сторон, делается рама витража.
Для этого берется П-образный профиль: 4х4х4 мм или 8х4х8 мм, в зависимости от величины витражного полотна. Он обеспечивает витражу достаточно жесткий каркас.
Профиль режется на отрезки равные длине каждой из сторон витража. Затем край полотна вставляется в профиль и припаивается к нему в местах соприкосновения профиля и швов. Для этого швы по краям витража оставляют с минимальным количеством олова на них. Места соприкосновения отрезков профиля также пропаиваются. Далее, в случае необходимости, профиль покрывается оловом.

После завершения пайки витраж следует тщательно вымыть проточной водой, используя жесткую щетку и обезжиривающие средства типа «Фейри».

Нанесение патины. Патина наносится на сухие, чистые и обезжиренные швы.
Работать лучше в перчатках.
Из основной емкости перелейте в рабочую небольшое количество патины.
При помощи губки нанесите патину на швы.
Остатки использованной патины нельзя смешивать с исходным раствором, так как при этом теряются его свойства.
Далее витраж моется мягкой губкой, с использованием средств для очистки стекол.

Установка и монтаж конька крыши, дефекты крепления или почему под конек задувает снег?

28.02.2017 1,597 Просмотров

При использовании жестких кровельных материалов, таких как асбоцемент, металлочерепица и т.п., естественным образом возникает проблема герметизации соединений плоскостей и переходов.

Любой вариант сочленения образует щель, которая должна быть надежно укрыта, иначе она образует участок активных протечек.

Поскольку сам по себе кровельный материал — листовой, то для решения вопросов стыкования плоскостей выпускаются специальные элементы — доборы.

Они разрабатываются таким образом, чтобы обеспечивалась необходимая защита от попадания воды в подкровельное пространство, а также чтобы внешний вид соответствовал по всем параметрам исходному типу материала, создавая комплект из однотипных элементов. Одним из них является конек крыши.

Конек крыши — что это за кровельный элемент?

Конек крыши дома — это доборный элемент, предназначенный для оформления соединения скатов крыши в самой верхней позиции. Он занимает главенствующее положение, объединяя плоскости и логически завершая их стык.

Выполняет две основные функции:

  • Защита от протечек, проникновения дождевой или талой воды в подкровельное пространство.
  • Обеспечение необходимого зазора для вентиляции подкровельного пространства, чтобы происходил вывод паров из элементов кровельного пирога и имелась возможность просушки утеплителя.

Обе задачи, на первый взгляд, исключающие друг друга, успешно выполняются при правильном монтаже конька, который исключает попадание воды под покрытие крыши, организуя штатный отвод, и допускает свободный проход воздуха для удаления водяного пара из кровельного пирога. Одновременность действия по двум направлениям обеспечивается формой конька, разработанной в процессе многолетней эксплуатации в разных климатических условиях.

Конек на крыше дома: фото элемента

Виды коньков для крыши

В зависимости от типа кровли и способа ее монтажа применяются различные виды коньков. Производители выпускают следующие конструкции коньков:

  • Полукруглый. Не имеет четко выраженного ребра, образуя небольшую воздушную подушку во внутренней части купола, способствующую вентиляции подкровельного пространства. Торцы полукруглых коньков закрываются специальными заглушками, придающими добору законченный вид и исключающими попадание воды в торцевой срез конька.
  • Прямой. Самый простой вид конька, не требующий торцевой заглушки и пригодный для установки на разные конструкции крыши.
  • Узкий. Играет роль декоративного элемента при оформлении крыш беседок, шатровых крыш, покрытия шпилей и т.п.
  • Изогнутый (фигурный). Более сложный профиль усиливает вентиляционные возможности и позволяет более свободно подгонять добор к кровле.

Соединение прямых коньков осуществляется при помощи У- и Т-образных элементов, обеспечивающих герметичный и прочный переход профиля. Все существующие типы конькового профиля выполняют сходные задачи, разница между ними заключается в некоторых отличиях процесса монтажа, обусловленных разницей в конструкции.

Из каких элементов состоит конек для кровли

Узлы конька кровли имеют сложный состав. Кроме коньковой планки — доборного элемента, являющегося основной видимой частью узла, присутствуют элементы гидроизоляции, монтажные бруски, опционально применяется уплотнительный элемент.

Наличие тех или иных деталей в составе конструкции обусловлено несколькими факторами:

  • Размеры крыши.
  • Наличие/отсутствие вентиляции подкровельного пространства (если чердак не используется в качестве жилого или хозяйственного помещения, то кровля обычно не утепляется, вентиляция в этом случае не нужна).
  • Тип кровельного материала и конструктивные особенности доборных элементов, соответствующих ему.

Из обязательных элементов можно указать гидроизолирующий слой, как основной защитный барьер для воды. В местностях с частыми шквальными ветрами обязателен уплотняющий элемент, не позволяющий ветру проникать под коньковую планку и создавать угрозу срыва ее с опоры.

Из каких элементов состоит узел конька

Как рассчитать длину коньковой планки

Расчет конька для крыши сводится к определению количества доборного элемента и комплектующих — гидроизоляции, уплотнителя, крепежных элементов и т.д. Основа такого расчета — план строительства, в котором имеется точная проектная длина крыши и указываются все необходимые материалы, принятые к использованию.

Больше хлопот обычно возникает с правильной организацией подложки — коньковых брусков, обеспечивающих точное и ровное крепление планок.

К моменту монтажа стропильной системы выбор конкретного кровельного материала должен быть завершен, чтобы имелась возможность организации подложки по точным размерам профиля.

Проблема заключается в разнообразии типов конька, не позволяющем определить какую-то единую схему размещения опорных планок — ширина, способ крепления и уплотнения всех элементов несхожи между сбой и требуют индивидуального рассмотрения. Поэтому для точного расчета всегда следует отработать монтаж на пробной планке, чтобы имелась возможность оперативного изменения или коррекции установки подложки.

Чтобы избежать дефектов крепления конька крыши, следует грамотно подойди к вопросу монтажа.

Вентилируемый конек кровли

Монтаж конька на крышу

Пошаговое устройство конька на крышу требует конкретности по материалу — какой вид кровельного покрытия используется, тип чердака, наличие кровельного пирога и т.д.

Некоторые позиции монтажа могут сильно зависеть от этих факторов, но общий порядок действий, в целом, одинаков, что дает возможность описать этапы работ (с некоторыми оговорками).

Установка конька крыши начинается с установки гидроизоляции:

  1. Началом работ по установке конька можно считать завершение укладки кровельного покрытия, которое ведется снизу вверх. Завершающий ряд (по необходимости) подрезается таким образом, чтобы образовать необходимый вентиляционный зазор между скатами, но не слишком большой, чтобы кровельный конек мог надежно закрыть его.
  2. Устанавливается гидроизолирующий материал, защищающий от образования протечек по линии стыка скатов.
  3. Полость между торцами скатов набивается стекловатой. Такая мера позволит избежать образования снежных заносов под коньком в зимнее время. Использование стекловаты — не принципиально, существуют другие варианты, но дешевизна материала и его устойчивость к гниению — решающий фактор. Плотно набивать не следует, иначе можно прекратить возможность вентиляции.
  4. Если под конек крыши задувает снег,то в таком случае целесообразна установка уплотнителя. Одним из простых и действенных вариантов является прокладка полосы рубероида по линии стыка плоскостей крыши. Одна сторона полосы крепится сквозь кровельный материал к обрешетке стропильной системы, другая сторона — к специально закрепленному на прогон деревянному бруску, обеспечивающему необходимую высоту. С другой стороны аналогичным образом крепится вторая полоса, закрепляемая внахлест к брусу. В результате получается дополнительный изолирующий слой, защищающий от возникновения снежных заносов, от ветра и от действия талой воды. Такая процедура очень полезна в районах с частыми вьюгами, способными заметать снег даже в мелкие щели.
  5. Начинается установка конька. Монтаж ведется с края, крепление материала производится на кровельные саморезы, снабженные специальными прокладками из резины и покрытые защитным слоем. Обычные гвозди не применять! После монтажа первой планки необходимо протянуть по линии установки шнурок, чтобы имелась возможность контроля и коррекции прямизны установки.
  6. Все последующие уголки устанавливаются внахлест не менее 5 см или по линиям штамповки волны. Направление укладки — слева направо или наоборот — выбирается исходя из направления преобладающих в регионе ветров.
  7. После полной установки всех коньковых планок прикрепляются торцевые элементы (если имеются), как мера защиты от попадания снега или дождя в коньковую пазуху.

Уплотнитель и вентиляционная лента

Другие виды доборных элементов

Кроме коньков, изготавливаются:

  • Ендовы. Оформление стыков плоскостей во впадинах.
  • Стеновые уголки. Оформляют места примыкания кровли к стенам.
  • Карнизные и ветровые планки.
  • Оконные сливы.
  • Снеговые барьеры. Удерживают снежные массы от нештатного схода с крыши.

Все элементы, как коньковые, так и остальные, имеют четкое соответствие своему профилю материала. Варианты установки для каждого из них имеют свои нюансы и должны быть выяснены заранее, до монтажных работ. Сама по себе установка, при наличии знания материала и методики монтажных работ данного профиля, не вызывает особых проблем и вполне доступна для самостоятельного осуществления.

Полезное видео

Монтаж конька вы можете просмотреть на видео ниже:

Конек на крышу из профнастила: крепление, монтаж, размеры профиля

На двухскатной крыше верхний ряд металлокровли всегда заканчивается установкой конька на профнастил. Иного способа, кроме как закрыть щель между двумя смежными кромками установкой коньковой планки, еще не придумали. Смотрится конек на кровле из профлиста слегка вычурно, но гораздо симпатичнее и надежнее, чем полукустарные коньковые заделки шифера, гонта или фальца.

Особенности коньков для крыши из профнастила

Сразу стоит уточнить, что речь идет не о коньковом прогоне стропильного каркаса. В данном случае коньком называют горизонтальную накладную планку из тонколистовой оцинковки, которую нужно обязательно установить на верхней линии стыка двух скатов крыши.

Крепление конька на крыше из профнастила, помимо сугубо декоративного назначения, имеет вполне конкретные технические цели:

  • Накладка защищает образовавшийся стык между кромками профнастила от затекания талой и дождевой воды, и самой страшной для теплой кровли – конденсирующейся влаги. Нахлест конька на профнастил обеспечивает наиболее эффективное стекание и скапывание конденсата на поверхность профнастила;
  • Правильная установка коньковой планки обеспечивает непрерывную и эффективную работу системы вентиляции подкровельного пространства. Устройство конька таково, что на обтекаемом воздухом профиле создается разрежение воздуха, и большая часть паров, как пылесосом, вытягивается из-под профнастила.

Защита от влаги и дождя считается важной, но не единственной проблемой, с которой сталкиваются владельцы крыш из профнастила. Кромки тонкого профилированного металла необходимо закрывать от сильных порывов ветра.

На фронтонных линиях и карнизах боковин и свесов можно установить доборы Г-образного сечения, для конькового прогона приходится использовать профиль специальной обтекаемой формы. При умелом монтаже конек крыши из профнастила надежно защитит верхнюю кромку кровельного покрытия от деформации и обрыва с креплений.

Виды коньков для кровли из профлиста

Для установки защитного профиля на линии крыши используют несколько типов профилированных планок. Их конструкция подобрана таким образом, чтобы конек получился простым, а установить его на крыше мог бы человек с минимальными навыками кровельных работ.

Для рядовой двухскатной крыши традиционно используется три вида профиля:

  • Треугольник, накладка выполнена в виде обратного желоба с углом раскрытия 100 о . Кромки коньковой накладки отогнуты и завальцованы для увеличения жесткости элемента;
  • V – образный тип конька с прямоугольным срединным каналом П-образного сечения;
  • Круглый конек с плоскими опорными полками универсального типа.

На практике можно отметить преимущества круглого конька лишь в отсутствии образования конденсата и скапывания воды. В сильный холод образующаяся тонкая водяная пленка стекает по дугообразной поверхности планки на поверхность профнастила.

Размеры конькового профиля для крыши

Для закрытия верхушки кровельного покрытия используют планки нескольких размеров. Это связано с тем, что угол наклона профнастила на крыше может существенно отличаться. В этом случае при расчете размеров конька для профнастила приходится учитывать поправочный коэффициент по приведенной ниже табличке.

Размеры полок самого простого треугольника 140-145 мм для стандартной крыши и 190-200 мм для наиболее покатых и длинных скатов. Ширина фасочной полки 10-15 мм.

Профилированные коньки с прямоугольным ребром изготавливают с шириной 115-120 мм, размер ребра жесткости составляет 30-40 мм. Полукруглые коньки самые большие, диаметр скругления – 200-220 мм, боковые полки — 85 мм.

Длина отдельных секций, из которых набирается коньковая накладка на профнастиле, составляет 200 см для готовых изделий. Простые треугольные коньки продаются также отрезками по 6 м.

Вентилируемый конек для профнастила

Для утепленных крыш, для которых даже малейшее появление конденсата чревато тяжелыми последствиями, всегда используется схема с вентилируемым пространством конька.

Для традиционных крыш из профнастила с небольшим размером ската используют стандартный треугольный конек, который укладывается непосредственно на опорные брусы обрешетки. Щели заделываются укладкой ленты уплотнителя. Из-за небольшого размера вентканалов под профнастилом разрежения воздуха достаточно, чтобы удалять пары и выбрасывать их на кровельное покрытие.

Если крыша дома достаточно пологая, высота конька невелика, а скаты под профнастилом относительно длинные, то в этом случае используются составные системы вентиляции. Отличие заключается в том, что накладка конька укладывается не на обрешеточный брус, а на специальный перфорированный каркас. Это уменьшает сопротивление воздуха и позволяет удалять водяные пары даже при небольшой высоте крыши.

Уплотнитель для конька на кровлю из профлиста

Наличие дополнительного уплотнительного материала создает небольшое сопротивление потокам воздуха и уменьшает эффективность системы вентиляции, но без него не обойтись.

  • Во-первых , тонкая стальная полоска конька будет промерзать насквозь, а значит, водяные пары будут замерзать на деревянном коньке крыши.
  • Во-вторых, уплотнитель препятствует попаданию под накладку насекомых, грызунов и даже мелких птиц, которым очень нравится делать гнезда в утеплителе.

Стандартный утеплитель представляет собой сложенную гармошкой ленту из геотекстильного полотна, с пришитыми на краях алюминиевыми полосками. Для крепления на алюминий нанесен толстый слой бутилкаучука, очень хорошо прилипающий к металлической поверхности профнастила.

Как закрепить конек на крыше из профнастила

Для того чтобы без проблем установить коньковую планку, процедуру монтажа нужно начинать еще до укладки кровельного покрытия. Для работы потребуются инструменты и материалы:

  • Кровельный конек для профнастила, перед началом работ необходимо замерить общую длину кровли, на которой планируется установить накладку;
  • Торцевые заглушки и уплотнитель;
  • Болгарку и ножницы по металлу;
  • Саморезы;
  • Напильник по металлу;
  • Кровельный герметик.
Читайте также:  Не требуется подключение

Все без исключения специалисты не рекомендуют использовать угловую машинку для резки профнастила, то же самое относится и к коньковой накладке.

Разумеется, перед тем как устанавливать планку, линию реза необходимо пройти напильником, даже если раскройка материала выполнялась ножницами по металлу. Если установить с заусенцами, то острая, как лезвие, кромка металла сдерет защитное полимерное покрытие и цинк. В результате в месте перехлеста со временем из-за коррозии образуется дыра.

Подготовка к работе

Установить коньковую накладку можно лишь в том случае, если верхняя часть стропил и обрешетки усилена подшивкой. Параллельно коньковому прогону к уже имеющейся обрешетке крыши нашивают дополнительно по две доски с каждой стороны. Это позволит установить планку и прочно притянуть ее к деревянному основанию.

Как по уму установить конек на профнастил

После того как был уложен профнастил, необходимо проверить расстояние между верхними кромками соседних противоположных листов. Оптимальный размер составляет 45-60 мм. При большем зазоре нормально установить планку не удастся, если расстояние слишком мало, то выход паров из подкровельного пространства будет затруднен.

Прежде всего потребуется вырезать необходимое количество планок. Установку начинают с подветренной стороны крыши. Идеальным случаем была бы ситуация, когда ветер не задувал бы воду под линию перехлеста, но столь удачное расположение коньковой балки крыши встречается очень редко, поэтому линию перехлеста приходится хорошо «сдабривать» герметиком. Наиболее удачными в этом отношении считаются полукруглые коньковые элементы, на торцах профиля имеется специальный выступ, блокирующий затекание воды под кромку.

В первую очередь на линию, по которой планируется установить планку, разматывается уплотнитель. Материал фиксируется на поверхности профнастила, ориентируясь по габаритам накладки.

Советы и рекомендации

Само по себе кровельное покрытие из профлиста, уложенное руками профессионала, выглядит достаточно привлекательно. Испортить красоту крыши довольно легко, например, попытаться сэкономить и согнуть коньковую планку из остатков кровли, да еще в придачу монтаж конька на профнастил сделать на первом попавшемся под руку материале.

Установить кустарно изготовленный профиль еще можно на крыше сарая под профнастилом, но для дома самодельная накладка, даже окрашенная в тон кровельного покрытия, будет выглядеть слишком убого. Лучше купить готовый профиль, тем более что цена на качественный материал невелика, всего 150-200 руб. за метр длины.

Заключение

Если установка конька на крышу из профнастила выполнена по рекомендациям и советам производителя, то проблем с протечкой или вентиляцией кровли не будет. Выбор за хозяевами крыши, но самодельные накладки из оцинковки служат вдвое меньше, чем фирменные доборные элементы.

Как крепить конек на крышу

Конек – это расположенное в самой верхней точке крыши горизонтальное ребро, которое образуется стыком кровельных скатов. К коньку относятся также прикрепленные к ребру разные элементы. Через эту точку происходит вентиляция как самой кровли, так и подкровельного пространства. Установке конька – это также создание конькового прогона: он соединяет скаты системы стропил.

Сама суть конька указывает на то, что он является элементом в первую очередь двускатных кровель, однако присутствует и в конструкциях более сложной конфигурации – например, ломаных четырехскатных. Бывают также кровли неправильной формы с разными скатами со смещенным коньком. Конструирование этих разновидностей – процесс более сложный, чем в случае стандартной формы.

Во время монтажа конька особое внимание надо уделять двум моментам: произвести точные расчеты высоты этой детали и устроить хорошую вентиляцию кровельного пирога и помещения чердака.

Хотите узнать как выглядит фронтон крыши фото и найти полезную информацию?

Советы о конструктивных особенностях односкатной крыши читайте здесь.

Раньше при оформлении конька использовался асбестоцемент. В настоящее время все большую популярность обретает оцинкованное железо. Строительный рынок предлагает множество вариантов готовых уголков на основе оцинковки, нарезанных на детали примерно двухметровой длины. Аналогичные уголки можно изготовить из листа самостоятельно.

Виды коньков

Конек может быть выполнен в разных вариантах. В некоторых случаях он представляет собой уложенный на вертикальные стойки брус, служащий опорой для стропильных ног. Сами вертикальные стойки опираются на балки перекрытия потолка или на затяжки.

Вторым вариантом конька является соединение посредством продольных связей выставленных треугольников системы стропил. В этом случае с обеих сторон на стропила пришивают доски под определенным углом один к другому, в результате формируется конек.

Кровельный конек выполняется на основе материалов, использованных в качестве кровельного покрытии: металлопрофиля, шифера, керамической или битумной черепицы и т.д. На сегодняшний день в магазинах можно приобрести следующие виды конька:

  • коньковую планку;
  • полукруглый конек;
  • врезной;
  • пересеченные коньки.

Другое название коньковой планки – коньковый профиль. Его функцией является соединение участков стыковки двух противоположных скатов на коньке. Конек выполняет и декоративную функция. В продаже можно найти коньковые элементы, по расцветке идентичные кровельному покрытию, что позволяет ему органично вписаться в общий дизайн кровли. Во время монтажа под коньковую планку непременно подкладывают особый уплотнитель.

Полукруглый конек выполняет те же функции ,что и коньковая планка, при этом выглядит более эстетично. Как правило, компании-производители выпускают коньки, отличающиеся по расцветке и фактуре. Кровельные элементы лучше приобретать у одного производителя: в этом случае можно добиться качественного устройства конька и его высокой функциональности.

Врезные коньки используются для устройства вальмовых кровель. Исходя из самого названия, можно понять, что эта деталь врезается в кровельный скат. При этом его горизонтальный уровень во всех случаях бывает ниже основного (у верхнего конька).

Ендовы представляют собой совместные элементы врезного конька.

Пересеченные коньки также применяются при создании кровель вальмового типа. Данная разновидность имеет пересечения и всегда располагается горизонтально. По этой причине их нередко путают с кровельными вальмами.

Важные моменты при устройстве конька

  • При работе следует учитывать, что для свободного доступа воздуха в подкровельное пространство монтируемое кровельное покрытие не должно соединяться в коньке плотно.
  • Конек монтируется на завершающем этапе работ по обустройству крыши. Прокладывается вентиляционный материал, защищающий коньковый брус (доски) от влаги, которая может проникать во время дождя или снега. Защитный слой выполняет и другую функцию: препятствует проникновению в чердачное помещение насекомых, мелких птиц. Он может создаваться из особого уплотнителя, стеклянной, минеральной ваты, некоторых других материалов.
  • Необходимо следить за тем, чтобы расположенное под планкой конька пространство не было плотно заполнено. – в обратном случае будет нарушена или вообще ликвидирована естественная вентиляция. Такое может случиться вследствие заполнения конькового пространства монтажной пеной или герметичным материалом, исключающими свободную циркуляцию воздуха. Указанная проблема нередко появляется в случае кровель мансардного типа.

Комплектующие детали

Определившись с выбором материала для кровли, необходимо приобрести кровельное покрытие, сам конек, комплектующие детали и крепеж. Основными комплектующими конькового элемента являются:

  • коньковая вентиляционная планка;
  • вентиляционная лента;
  • держатель для громоотвода;
  • герметик;
  • коньковый уплотнитель;
  • некоторые другие аэроэлементы.

Все они необходимы для прочной установки и закрепления конька на кровли, обеспечения ее высокой функциональности. Только при этом условии конек сможет защищать стыки и обеспечивать хорошую вентиляцию.

Что понадобится для работы?

Все необходимые инструменты и оборудование следует подготовить заранее. Для монтажа конька потребуются:

  • лестница с треугольными выступами на верхних концах для крепления к кровле;
  • уровень;
  • рулетка;
  • специальный шуруповерт под кровельные саморезы (с особой формой головки);
  • шнурка;
  • ножницы по металлу;
  • дрель с разными насадками.

Определение высоты конька

При устройстве крoвли обязательным моментом является определение высоты конька для дальнейшего расчета количества требуемых для создание стропильной системы и кровельного покрытия строительных материалов. Необходимые подсчеты проводятся в соответствии с правилами геометрии после определения угла наклона кровли. Разработана специальная таблица, которой можно пользоваться для быстрого проведения расчетов, если есть данные о ширине здания и величине угла уклона.

Предположим, ширина постройки составляет 8м, а угол наклона кровли – 40 градусов. Для расчета высоты конька пользуются следующей схемой:

ширины дома умножается на коэффициент

В результате получается высота конькового элемента от перекрытия. В случае приведенного примера она будет составлять 3,35 (4 х 0,839).

Разновидности кровельного покрытия и коньков

Способ устройства конькового прогона находится в непосредственной зависимости от типа кровельного покрытия. Поэтому о монтаже конька необходимо думать уже на этапе выбора покрытия для кровли.

При выполнении кровли на основе асбестоцементных листов надо приобретать имеющиеся в продаже особые фасонные элементы в форме желоба, укладываемого на доски или коньковый брус и прикрепляемого к ним при помощи шиферных гвоздей с прокладкой из резины. Непременно надо провести гидроизоляцию деревянных кровельных элементов. До начала монтажа элементов конька на основе шифера коньковый брус следует покрыть рубероидной лентой.

Коньковые элементы из асбестоцемента бывают неправильной геометрической формы – а именно: они чуть уже с одного торца. Этот торец должен быть накрыт последующим шиферным элементом. При этом нахлест составляет как минимум 7 см. Для укрепления первого элемента используется противоветровая скоба.

Если кровельным материалом является глиняная черепица, к ней также нужно приобретать коньковые детали в форме желобов и уголков.

При создании кровельных коньков с помощью фрагментов на основе керамики необходимо использовать известковый раствор и проволоку (применяется для крепления).

Устройство конька для кровли из рулонных материалов осуществляется посредством наклейки этих самых материалов. Способ укладки полотнищ определяется величиной уклона кровельных скатов. Если величина уклона небольшая, укладка полотнищ производится параллельно коньку со значительным нахлестом. При большом угле уклона полотнища необходимо укладывать параллельно водостоку. При монтаже конька укладку рулонных материалов рекомендуется осуществлять в перпендикулярном коньку направлении. При этом минимальный нахлест листов должен составлять 25 см.

Если вы выбираете монолитный поликарбонат технические характеристики смотрите на нашем сайте.

Читаем здесь полезную информацию о профлисте для крыши.

Самые актуальные советы от профессионалов об устройстве инверсионной кровли по адресу https://rooffs.ru/specialnaya/inversionnaya/krovlya.html

Если выбрано кровельное покрытие на основе оцинкованного железа, как правило, коньки нужно изготавливать самостоятельно, хотя следует отметить, что строительные магазины предлагают и готовые элементы размерами до 2 метров.

В случае самостоятельного изготовления конька следует определить точные параметры кровли. После этого из стального листа с оцинкованной поверхностью вырезают нужную планку, которой придают угловую форму. При этом используется деревянный молоток (киянка). Применение обычного металлического молотка нецелесообразно, поскольку он повреждает цинковое покрытие, что приводит к незащищенности конька от воздействия влаги и ее быстрой порче.

Правила проведения монтажа конькового элемента

К устройству конька переходят после того, как завершен монтаж кровельного покрытия по поверхности скатов. Коньковые штучные элементы поднимают на место укладки с помощью лебедки или веревки.

  1. Для закрепления коньковых элементов сначала устанавливается специальный брус, минимальное сечение которого должно составлять 70х90 мм. Затем с обеих сторон к нему крепятся по 2 обрешеточных бруска. Для облегчения работы по укладке деталей можно закрепить к центральному брусу особые скобы и подвесить на них специально предназначенные для этого ходовые мостики.
  2. Коньковый брус прикрепляется к центральному. Для удобства крепления верхняя грань конькового бруса должна быть округлена. Благодаря такой форме также будет обеспечено значительно более прочное прилегание всех используемых коньковых элементов. Чтобы предупредить загнивание, развитие грибка, плесени, брус конька следует обить по всей длине обычным рубероидным материалом или предназначенным для этих целей уплотнителем. Такая профилактика значительно продлевает длительность эксплуатационного срока конькового элемента и всей кровельной конструкции. При монтаже конька и других коньковых деталей металлочерепицы их крепление должно производиться непосредственно к брусу конька. Для этого используют шурупы.

Для профилактики процесса загнивания конькового бруска укрытые слоем рубероида участки необходимо дополнительно обработать: нанести слой эмали или масляной краски.

Коньковое перекрытие образуется при помощи двух коньков, уложенных на смежные скаты. Затем закрепляется более длинный (основной) конек – он должен быть удлинен за 10 мм.

Остальные коньки устанавливаются таким образом, чтобы расширенными концами они были направлены к фронтону.

Процесс крепления конька

В качестве примера можно взять крепление конька на металлочерепичную кровлю. Для обеспечения его функциональности и надежности необходимо осуществить следующие действия:

  • Одновременно на обоих коньках надо просверлить отверстия.
  • Отверстие должно быть и на плоской стороне бруска.
  • Два отверстия надо просверлить также на расположенной продольно оси линии брускового горба.
  • В процессе работы необходимо следить, чтобы на отворотах отверстия проходили через гребни волн материала.
  • Процесс установки конька нужно начинать с одного из торцов, проведя монтаж элемента поверх планок торца.
  • Край конька должен быть выпущен наружу как минимум на 2-3 см.
  • Процесс монтажа плоского конька требует непременной стыковки всех деталей с нахлестом от 10 см и больше. Возможно также применение жестяницкой технологии.
  • Во время соединения деталей полукруглого конька состыковка осуществляется по линиям штамповки.
  • Конкретное место укрепления подконьковой доски и способы крепления находятся в непосредственной зависимости от величины угла уклона кровли.
  • Чтобы избежать возможных ошибок, в процессе монтажа обрешетки следует произвести моделирование узла будущего конька, при этом обратить внимание на то, как сочетается модель планки конька и угол уклона кровли.
  • Затем необходимо подогнать угол коньковой планки к углу уклона крыши. С этой целью можно сгибать и разгибать конек (по мере необходимости).

Один важный момент: крепежные полки конька в свободном состоянии должны соответствовать углам уклона кровельных скатов.

  • Во многих случаях бывает необходимо дополнительно смонтировать подконьковую доску. Она устанавливается выше уровня верхней обрешеточной доски, при этом между расположенными рядом скатами и подконьковыми досками этих скатов сохраняется 80-миллиметровых зазор, что обеспечивает вентиляцию подкровельного пространства. Подконьковая доска должна быть на 10-15 см толще досок шаговой обрешетки.
  • Окончательное крепление планки конька осуществляется посредством притягивания с помощью саморезов к самым высоким участкам металлочерепичных листов. Шаг саморезов должен быть в пределах 0,8 м.
  • Для предотвращения попадания снега под конек между коньковой планкой и металлочерепицей следует смонтировать аэроролик.

ВЫВОДЫ:

  • Конек – это горизонтальное ребро в самой верхней точке крыши, образуемое стыком кровельных скатов.
  • Монтаж конька – последний и один из важнейших этапов кровельных работ.
  • При монтаже внимание надо уделять произведению точных расчетов высоты данной детали и устройству хорошей вентиляции кровельного пирога и помещения чердака.
  • Конек выполняется из материалов, использованных в качестве кровельного покрытия.
  • Различают несколько видов коньков: они используются для разных кровель.
  • Для свободного доступа воздуха кровельное покрытие не должно плотно соединяться в коньке.
  • После выбора материала для кровли надо приобрести конек, комплектующие детали и крепеж.
  • Предварительно следует подготовить инструменты и оборудование для работы.
  • Обязательно нужно определить высоту конька.
  • Способ устройства конька определяется типом кровельного покрытия.
  • К устройству конька переходят после монтажа кровельного покрытия.
  • В процессе крепления конька необходимо соблюдать последовательность действий.
  • Конкретное место укрепления подконьковой доски и способы крепления зависят от угла уклона кровли.

Смотрим ниже подробную видео инструкцию по креплению конька на крыше.

Ссылка на основную публикацию