Стиль тиффани в витраже

Т. В. Княжицкая “Витражи Тиффани”

Тиффани: личность, стекло, техника, стиль.

Кто сегодня не слышал о Тиффани? Это имя давно потеряло исключительную принадлежность конкретной исторической личности и стало нарицательным, обозначая придуманные им полтора века назад приемы и материалы в области художественного стеклоделия.
Развитие витражного искусства в XIX столетии долгое время пребывало на стадии освоения утраченных секретов эпохи Средневековья и Возрождения. Одним из самых смелых новаторов в области художественного стеклоделия, переставший оглядываться на наследие прошлого, стал американец Луис Комфорт Тиффани. Прогресс в области художественного стеклоделия во второй половине XIX столетия неразрывно связан с его деятельностью по созданию и применению новых видов стекол и усовершенствованию техники их соединения между собой.

Личность Тиффани
Тиффани родился в 1848 году в семье известного нью-йоркского ювелира и уже с ранних лет был причастен к «изящным искусствам». В 1865 году в возрасте 17 лет он совершил путешествие по Европе. Витражи Шартрского собора в Париже произвели на него неизгладимое впечатление и пробудили интерес к стеклу.

Свою художественную карьеру Тиффани начал как живописец и уже после того, как стал известен на этом поприще, стал заниматься стеклом. Первые результаты его деятельности в области витражного искусства его не удовлетворили. Изготавливаемые в то время стекла не соответствовали его требованиям. Тиффани чрезвычайно ценил силу света и естественную красоту материала. По его мнению, роспись красками лишь скрывала естественную красоту стекла, лишала его эффектности и производила неприятное впечатление. Тиффани считал, что в восприятии витражей наибольшую роль играет эффект транспаранта (сквозного прохождения света) и драгоценное сияние цветных стекол.

Опыты Тиффани по изготовлению витражей из стекол чужого производства не были удачными. Поэтому при поддержке семьи он приобрел стекольную фабрику и начал экспериментировать. За короткое время он достиг замечательных результатов и смог собирать витражи из стекол собственного производства. Благодаря применению нового вида стекла — опалесцентного или опалового (иногда его называют радужным, что не верно), он с успехом справлялся с такими задачами, как изображение поверхности воды или листвы одной стеклянной пластиной без применения росписи красками. Только для изображения рук и лиц он использовал шварцлот.

К 1900 году Тиффани уже являлся одним из известнейших производителей стекла в мире. В его мастерских возникали стекла, невиданные до тех пор. На складах Тиффани, вероятно, крупнейших в мире, находилось до 200 тонн стекла примерно 5 тысяч различных оттенков, которые были классифицированы и разложены по специальной системе.

Изобретенная Тиффани техника медной фольги была первоначально предназначена для изготовления ламповых абажуров. Тиффани придавал большое значение лампам в оформлении интерьеров и стремился сделать их доступными для широких слоев населения. Его лампа «Цветущий лотос», собранная из 1600 стеклянных частей, диаметром 46 см. и высотой 35 см. стоила в 1906 году 400 $, а в 1989 году на нью-йоркском аукционе Кристи была продана за 1,2 млн. немецких марок. Относительно низкая цена обуславливалась серийностью продукции, выпускаемой мастерской.

В 1905 году в ателье было занято 200 человек. Хотя многие этапы работ были рационализированы, каждый абажур оставался уникальным произведением благодаря индивидуальной цветовой гамме и высочайшему мастерству ручного исполнения.
Не только сам Тиффани и мастера его ателье создавали проекты изделий. Для воплощения в материале он принимал и лучшие проекты других художников того времени. Так, например, знаменитый абажур «Стрекоза », получивший гран-при на Всемирной Парижской выставке 1900 года, был создан по проекту Клары Дрискол.

Не все лампы, имеющие подпись «Тиффани », ведут свое происхождение из этой мастерской. В это же время были и другие известные фирмы, создававшие ламповые абажуры. Среди них — Quezal Art Glass & Decorating Company, Crest & Co и Edward Miller & Co. Все они, в большей или меньшей степени, получали прибыль за счет успеха, который Тиффани завоевал своими лампами на Парижской выставке 1900 года, когда они вызвали настоящий бум.

Кроме абажуров в мастерской Тиффани проектировалась и ламповая арматура: подставки, основания, ножки, заклепки, навершия. И здесь Тиффани проявил себя художником, с любовью относящимся к детали. Его лампы — цельное произведение искусства, где абажур и арматура дополняют друг друга и составляют органическое единство.
Конструирование ламп в технике Тиффани сегодня стало для многих хобби. Некоторые оригинальные вещи можно сделать самому, купив набор из составных стеклянных частей и арматуры лампы или витража.

Стекла Тиффани
Стекло для Тиффани — это прежде всего цвет. Как живописец на палитре, так и он в процессе производства стекла смешивал различные тона и «рисовал » ими свои картины. Он чрезвычайно тщательно подбирал цвета и, если необходимого тона не было в одной пластине стекла, он складывал три или четыре стекла друг на друга по так называемому «сэндвич -методу», пока не получал желаемого тона. Известны случаи, когда уже из готового витража Тиффани выбивал своей прогулочной тростью не удовлетворяющие его фрагменты.

Деятельность Тиффани, несомненно, оживила художественное стеклоделие. Но собственно изобретателем опалесцентного стекла (или стекла Тиффани) он не является. Эта заслуга принадлежит Джону Ла Фаржу, который уже в 1875 году использовал опалесцентное стекло для витражей. Через некоторое время и другие художники обратили внимание на новый вид стекла и стали сами экспериментировать в этой области или просто копировать стекла Ла Фаржа. Тиффани не был исключением. Дважды он работал вместе с Ла Фаржем в его мастерской в Бруклине. Впоследствии Тиффани поставил изготовление опалесцентного стекла и предметов из него на коммерческую основу. При этом он заключил с Ла Фаржем соглашение о том, что ламповые абажуры, витражи из опалесцентного стекла и само это стекло будут носить имя Тиффани как второе название.

Для большинства стекол, используемых в произведениях Тиффани, характерна непрозрачность — их опалесцирующий эффект. Его получают, добавляя в состав сырья замутняющие вещества (олово или жженую кость). При добавлении костяного пепла в расплавленной массе образуются крохотные капельки фосфатного стекла, которые «глушат » (замутняют ) стекло. Эффект такого стекла состоит в том, что оно не столько пропускает свет, сколько его преломляет. В зависимости от массы непрозрачных веществ можно получить различные степени опалового эффекта.

Конечно, Тиффани использовал в своих работах и другие виды стекол, которые применялись в художественном стеклоделии еще до него. Среди них — кафедральное стекло, которое представляет собой окрашенное в массе прозрачное стекло. Промежуточное положение между опалесцентным и кафедральным занимает колоресцентное стекло, при изготовлении которого «глушеная » и прозрачная части стеклянной массы смешиваются не полностью и, таким образом, получаются пластины с матовыми и прозрачными участками. Античное стекло также изготавливают путем смешения прозрачной и непрозрачной масс. Если посыпать уже готовое, но еще не охлажденное стекло металлическими крупинками, то получится иризирующее стекло. При этом на поверхности пластины образуется металлический глянец, который переливается всеми цветами радуги. Иризирующее стекло также изготавливали уже до Тиффани, но только благодаря ему оно стало по-настоящему известно.

Опалесцентные и кафедральные стекла получают методом вальцевания: вязкая стекломасса прокатывается между двумя вальцами (или с помощью одного вальца на столе), и получается пластина. Каждая пластина, как во времени Тиффани, так и сейчас, изготавливается отдельно и имеет неповторимый вид. Структурированная поверхность образуется путем прокатки вальцами с соответствующим узором. Определенный цветовой эффект может быть получен, если прокатать вместе массу из разных плавок. Ребристое стекло или «Драпировки », получают, деформируя еще мягкую пластину. Сам Тиффани использовал «драпировки » и «складки » в больших витражах. В знаменитой композиции «Магнолии » из них сделаны цветы. Для наилучшего воздействия этих стекол необходима большая площадь фрагмента, так как в маленьких пластинках они слишком сильно дробятся. Беспорядочная поверхность такого стекла является источником сильной светотеневой игры, постоянно изменяющейся в зависимости от угла зрения. Тиффани использовал такое «складчатое » стекло для фонов в виде растительных мотивов или для изображения листвы деревьев. Как правило, одна сторона такого стекла остается гладкой и хорошо режется. Некоторые виды работ не позволяют использовать эти очень «живые » стекла. Кроме плоского стекла в некоторых своих работах Тиффани использовал стеклянные «камни “.

Техника Тиффани
Свинцовые прутья, использовавшиеся в течение многих веков для соединения стекол между собой, казались Тиффани очень грубыми: он хотел создавать филигранно-тонкие и сложные произведения. Он нашел собственный заменитель свинцовым прожилкам в виде медных полосок, вырезанных из металлического листа. Они приклеивались к стеклу пчелиным воском и спаивались между собой при помощи олова. Таким образом стало возможно соединять мельчайшие кусочки стекла и создавать сложные объемные формы. Первоначально техника медной фольги применялась им для создания ламповых абажуров, и только позже — для витражей. Иногда Тиффани использовал сочетание двух техник в одном произведении, сочетая свинцовую проволоку с медной фольгой.

Стиль Тиффани
Интересный проект может потерять привлекательность в готовом изделии из-за неправильно подобранных стекол. Тиффани всегда очень тщательно выбирал цвет и фактуру стекол для своих работ. Именно эта любовь к детали отличала его произведения от работ других художников и являлась секретом успеха. Главное при выборе стекол — верное сочетание цветовых оттенков и направлений текстурных линий. Из имеющихся стеклянных пластин нужно точно вырезать необходимый для композиции фрагмент.

Многие работы Тиффани имеют особую притягательную силу, хотя современному зрителю они могут показаться слишком яркими и перегруженными. Когда пытаются объяснить этот эффект, невольно сравнивают произведения Тиффани с живописными картинами. Творчество Тиффани всегда находилось между реалистической манерой изображения и стилизованной, близкой средневековым витражам. Без росписи поверхности стекла он создавал витражи, которые могут сравниться только с картинами. Однако сам Тиффани не считал, что пытается копировать природу. Он интерпретировал ее глазами художника.

Мастерская Тиффани прекратила свое существование в 1932 году, а сам художник умер в следующем году. Сегодня в мире существует множество ателье, имеющие в своем название слово «Тиффани ». Они не являются прямыми продолжателями традиций Луиса Комфора Тиффани: используя приемы и материалы, прославившие его имя, они создают собственные оригинальные произведения.

Иногда технику Тиффани неверно отождествляют со стилем Тиффани. Первое означает всего лишь метод соединения стеклянных фрагментов с помощью медной фольги. А под Тиффани-стилем подразумевают яркие лампы классических форм с преобладающими натуралистическими мотивами и пестрые витражи насыщенных цветов, изображающие природные мотивы и пейзажи. Подлинные же работы художника-новатора остались достоянием истории искусства: многие из них украшают частные особняки, церкви, общественные здания в Америке, Великобритании и странах Западной Европы, большая часть стала предметами музейных собраний, антикварных аукционов и частного коллекционирования.

Тиффани в России
Когда же о Тиффани узнали в России?
Первые сведения об опаловом стекле на русском языке относятся к концу XIX столетия. В рекламных объявлениях крупных витражных мастерских появилось упоминание стекол Тиффани. Всемирная выставка в Париже, после которой о Тиффани заговорил весь мир, стала точкой отсчета и для знакомства россиян с творчеством знаменитого американца. Лампы Тиффани поступили в продажу. Опалесцентные стекла появились на складах и среди товаров Торговых домов, однако русские заводы так и не стали их производить. В витражах начала ХХ века, сохранившихся на лестницах доходных домов Петербурга и Москвы, можно увидеть опалесцентные стекла. Все они заграничного производства. Применялись они небольшими фрагментами для мелких деталей изображения и всегда играли подчиненную роль изысканного дополнения витражного окна.

Иризирующее стекло известно нам по лампам в собраниях многих российских музеев. Подлинных же витражей Тиффани в России крайне мало: трудности с доставкой хрупких изделий больших габаритов, традиционная ориентация архитекторов на немецкое витражное искусство, сделали их исключительно редкими изделиями на территории России. Настолько редкими, что автору статьи известен единственный подлинный витраж Тиффани в нашей стране — он находится на экспозиции в Государственном Эрмитаже и ведет свое происхождение из музея академии технического рисования им. барона А. Л. Штиглица.

Информацию о других витражах Л. К. Тиффани на территории России автор статьи примет с благодарностью.

Витражи своими руками, техника Тиффани

Сегодня самое большое распространение среди других технологий изготовления витражей получила техника, которая носит имя своего создателя Луи Тиффани. Американец Луи Комфорт Тиффани, который родился и вырос в семье известных ювелиров, в конце 19 столетия начал свои опыты по изготовлению витражей. Вначале им были введены некоторые усовершенствования в технологию сборочного процесса и изобретены новые стёкла. Опыты Тиффани оказались настолько успешными, что Гран-при Всемирной Парижской Выставки был присвоен его витражам. Сегодня технология Луи Тиффани получила признание во всём мире. Эта техника выполняется с применением более, чем 150 цветов и художественные стёкла самых разнообразных фактур от самых знаменитых, признанных мировых производителей.

Т ехника Тиффани отличается от других своим способом соединения стёкол между собой. В отличие от других техник, где стёкла скрепляются между собой при помощи протяжки, в этой технике каждое стёклышко обтачивается и обрамляется медной лентой, потом эскиз выкладывается на кальке, где стёклышки соединяют между собой, спаивая их оловянным припоем с каждой стороны, а потом весь витраж покрывают патиной.

Читайте также:  Торф закладывается в верхний бачок

При помощи техники Тиффани можно создавать объёмные витражные полотна с выпуклыми или вогнутыми отдельными элементами.

Необходимое оборудование и расходные материалы для изготовления витража

– олово, марка ПОС-61;
– стеклорез наливной с латунной рукояткой;
– специальное масло для стеклорезов (заменители – машинное масло, керосин)
– щипцы для разлома стекла;
– паяльник, 100 Вт.
– шлифовальная машинка типа «Kristall»;
– фольга медная (черная) 5,16 мм, другое название – фолия, от англ. Foil;
– флюс или паяльный жир, паяльная кислота;
– патина (черная или медная);
– П – образный латунный профиль 4х4х4 мм;
– латунный пруток, диаметр 3-4 мм;
– защитные очки;
– ножницы для вырезания шаблонов;
– небольшие ножницы (можно маникюрные);
– небольшие ножницы по металлу;
– маленькие гвозди, молоток;
– деревянные рейки, 1х2 см;
– жесткая кисточка;
– скотч широкий, прозрачный и малярный.
– писчая бумага. Чем прозрачней, тем лучше. Но не калька.
– ватман;
– клей-карандаш.

Эскиз витража

З а основу эскиза данного витража взято реальное фото кленового листа. Так как эта работа выполняется учеником, линии рисунка были максимально упрощены.

Общие правила построения линий эскиза:

– чем больше в рисунке витража Т-образных пересечений, тем он прочнее;

– если швы витража планируются широкими, лучше не делать узкие длинные элементы с очень острыми углами. Во-первых, широкая фолия все равно закроет значительную часть поверхности элемента, а во-вторых, не имея достаточно опыта, можно легко перегреть стекло до образования трещин.

– если витраж планируется узким и высоким, предусмотрите в эскизе плавные линии от края до края, для ребер жесткости.

Эскиз витража распечатывается в натуральную величину в двух экземплярах, с учетом полей (минимум 2 см).

Каждый элемент нумеруется, и один эскиз разрезается по линиям специальными ножницами для шаблонов. Эти ножницы имеют три лезвия. Центральное лезвие автоматически удаляет полоску бумаги шириной 1,27 мм,. В дальнейшем эта полоска компенсируется толщиной фолии.

Если это первая ваша работа, лучше нарезать шаблоны обычными ножницами, так как не имея опыта в резке и обточке стекла можно легко ошибиться. Вырезанный элемент будет чуть большего размера, чем требуется, и это даст возможность исправить возникающие при обточке ошибки.

Поверхность рабочего эскиза заклеивается широким прозрачным скотчем, чтобы защитить рисунок от случайного попадания на него воды.

Далее ваш эскиз по полям приклеивается малярным скотчем к рабочей поверхности. Рабочая поверхность должна быть идеально ровной. Затем по будущей границе вашего витража прибиваются деревянные рейки. Так как витраж начинают делать с угла, постепенно продвигаясь вниз и вбок, сначала обозначьте рейками стороны этого угла.

Выбор стекла

Современное витражное стекло американского, европейского и китайского производства отличается большим разнообразием фактуры, цветов и оттенков. В работе лучше использовать американское и европейское стекло. Некоторые фирмы, торгующие стеклом, продают также и его осколки. Обратите на них внимание. Стоят они значительно дешевле, и помогут разнообразить оттенками вашу работу.

При выборе стекла для витража, постарайтесь учесть, как будет освещаться ваш витраж, как сочетаются между собой фактура и цвет стекла.

Изготовление элемента

Вырезанный шаблон элемента №28 наклеиваем на лист стекла.

Стороны стеклянного листа имеют различную фактуру. Резать стекло проще по более гладкой стороне. Это, как правило, «изнанка» вашего витража.

Режем стекло по контуру. Стеклорез следует держать в руке как шариковую ручку, под углом 45? к поверхности стекла. Не нужно давить на стеклорез изо всех сил. Усилие требуется небольшое.

Старайтесь держать стеклорез ровно. Режущий ролик должен быть перпендикулярен поверхности стекла. Если он будет отклоняться, скол стекла пойдет под углом.

Резать стекло нужно от края до края куска, не прерываясь. Заканчивая линию, снизьте давление на стеклорез, иначе получится скол. Линии должны быть плавные, без углов и s-образных отрезков. Если нужно вырезать элемент с дугообразной стороной – разбейте дугу на несколько относительно прямых отрезков. Чем круче дуга, тем этих отрезков должно быть больше.

Пазы под стеклянные капли вытачиваются на шлифмашинке

После того, как вы провели режущим роликом по стеклу, в нем образовались микротрещины. Несильное постукивание концом рукоятки стеклореза (латунного!) по линии отреза с обратной стороны, приводит к увеличению этих трещин и расколу стекла.

Если кусок стекла небольшой, эту операцию можно проделать в руках. Если же необходимо вырезать большой фрагмент – положите лист стекла на край стола.

Для того чтобы отломить небольшой или узкий фрагмент воспользуйтесь щипцами для разлома стекла.

Вырезанный таким образом кусок стекла обрабатывается на шлифовальной машинке. При шлифовке обязательно надевайте защитные очки!

Цель такой обработки – окончательная доводка по размеру, плюс создание шершавой поверхности кромки стекла, необходимой для лучшей фиксации фолии.

Рабочей частью шлифмашинки является шлифовальная головка. Поверхность соприкосновения головки и стекла в процессе работы должна постоянно смачиваться водой. В противном случае, абразивная поверхность быстро приходит в негодность.

Шлифовальные головки бывают различного диаметра и зернистости: тонкая, стандартная и грубая. Стандартная и грубая головки позволяют быстро обработать кромку стекла, но при их использовании неизбежны небольшие сколы. Они незаметны, если использовать широкую фолию, которая их прикроет. Если же планируется сделать тонкий шов в 2-3 мм, целесообразно использование тонкой шлифовальной головки.

Шлифуя стекло, периодически прикладывайте его к вашему эскизу, проверяя соответствие размера. Необходимо учесть, что после обмотки размер элемента несколько увеличится.

Обмотка элемента медной фольгой

Каждый элемент витража оборачивается фолией. Фолия представляет собой медную полоску различной ширины, с одной стороны покрытую черным или бесцветным клеем. В зависимости от цвета используемой патины, выбирается или «черная» или «медная» фолия. Это важно при изготовлении изделий из прозрачного стекла.

Для того чтобы фолия хорошо прилипала к стеклу, его необходимо насухо вытереть и, при необходимости, обезжирить.

Старайтесь, чтобы загибаемые края фолии были одинаковой ширины. Небольшие неровности можно исправить при помощи ножа или лезвия бритвы, но нельзя допускать больших перекосов. Это влияет не только на эстетику, но и на прочность витража.

После оборачивания фолию необходимо разгладить по всей поверхности. Это можно сделать при помощи обычной пластиковой ручки.

Готовый элемент зафиксируйте на вашем эскизе при помощи небольших гвоздей.

Пытаясь добиться тонких швов, не старайтесь подгонять детали друг к другу «с хрустом». Элементы должны лежать свободно. В противном случае, во время пайки стекло может треснуть даже при несильном нагреве.

Далее все швы обрабатываются флюсом. Он удаляет окислы с поверхности меди и способствует разжижжению олова. Каждый флюс хорош по своему, но мне больше нравится немецкий паяльный жир. Он наносится на швы кисточкой.

Если с момента обмотки до момента пайки поверхность меди сильно окислилась, паяльный жир можно смещать с паяльной кислотой.

Пайка швов

При изготовлении витражей в технике Тиффани, используют олово марки ПОС-61.

Кончик оловянного прутка кладется на шов и сверху прижимается разогретым до рабочей температуры паяльником. В таком положении паяльник ведется вдоль шва.

Не следует долго держать паяльник на одном месте – можно перегреть фолию и стекло.

Высоту шва вы определяете сами. С количеством олова надо быть аккуратным. Его излишки конечно можно «согнать» на стекло, но если олова будет слишком много, стекло может треснуть.

Перед тем как паять «начисто», покройте все швы небольшим количеством олова.

Дефекты пайки исправляете сразу.

Так как по контуру витраж будет обрамлен в латунный профиль, необходимо оставить непропаянной некоторую длину швов по периметру.

После того, как все элементы витража спаяны между собой с двух сторон, делается рама витража.

Для этого берется П-образный профиль: 4х4х4 мм или 8х4х8 мм, в зависимости от величины витражного полотна. Он обеспечивает витражу достаточно жесткий каркас.

Профиль режется на отрезки равные длине каждой из сторон витража. Затем край полотна вставляется в профиль и припаивается к нему в местах соприкосновения профиля и швов. Для этого швы по краям витража оставляют с минимальным количеством олова на них. Места соприкосновения отрезков профиля также пропаиваются. Далее, в случае необходимости, профиль покрывается оловом.

После завершения пайки витраж следует тщательно вымыть проточной водой, используя жесткую щетку и обезжиривающие средства типа «Фейри».

Нанесение патины

Патина наносится на сухие, чистые и обезжиренные швы. Работать лучше в перчатках. Из основной емкости перелейте в рабочую небольшое количество патины.

При помощи губки нанесите патину на швы. Остатки использованной патины нельзя смешивать с исходным раствором, так как при этом теряются его свойства. Далее витраж моется мягкой губкой, с использованием средств для очистки стекол.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

История витражей «Тиффани»

Бренд TIFFANY хорошо известен в ювелирной сфере благодаря Чарльзу Тиффани, основателю знаменитой фирмы. В витражном деле эту фамилию прославил сын Чарльза – Луис Тиффани. Он родился в 1848 г. в Нью-Йорке, в юности много путешествовал и занимался изучением живописи. По его собственному признанию, сильнейшее впечатление на него произвели витражи в кафедральном соборе французского города Шартра. В этот период Луис решает основательно заняться декоративным искусством.

В 1870-х годах в США сложилась благоприятная экономическая ситуация, и на этом фоне широким спросом стали пользоваться роскошные предметы интерьера. В 1879 г. Луис Тиффани совместно с С. Колеманом и К. Уиллером создают фирму «Louis Comfort Tiffany and Associated American Artists», которая занималась дизайном интерьеров и предлагала большой ассортимент элитной мебели, текстильных изделий и стекла, в том числе витражей. Достаточно быстро компания достигла значительных успехов. Ее услугами пользовались многие известные персоны, начиная от писателя Марка Твена и заканчивая богатейшими семьями Америки – Вандербильт и Карнеги. Кроме того, в 1882 г. фирма занималась оформлением помещений Белого Дома по заказу президента страны Ч. Артура.

Однако в 1883 г. структура компании подверглась существенным изменениям, поскольку Луис решил сосредоточиться исключительно на дизайне стеклянной продукции. Обычная роспись на стекле казалась ему слишком простой для такого красивого, благородного материала и не позволяющей раскрыть всех его декоративных возможностей. Стиль, в котором работал Л. Тиффани, принято называть модерном или ар-нуво (от франц. слов moderne – «современный» и art nouveau – «новое искусство»). Основные черты данного стиля – отказ от правильных геометрических фигур и использование естественных, мягких линий. Применительно к предметам интерьера слово «тиффани» фактически стало синонимом модерна.

Главным достижением Луиса стало изобретение новой технологии конструирования витражей. На протяжении веков для соединения кусков стекла мастера использовали толстые Н-образные свинцовые полосы. По мнению Тиффани, такой способ был слишком грубым и неэстетичным. Стремясь создавать утонченные художественные произведения, он пришел к другому варианту. Каждый фрагмент цветного стекла с торца оборачивался медной полосой по всему периметру. Ширина полос была несколько шире, чем толщина стекла. Края загибались и приклеивались к стеклу при помощи воска. Между собой медные полосы спаивались оловом. Благодаря этому детали надежно удерживались в единой плоскости витража. Такая методика позволяла не только значительно уменьшить толщину соединений, но и скреплять кусочки стекла очень маленького размера. Теперь можно было создавать намного более сложные и красивые рисунки, чем раньше. Кроме того, появилась возможность работать не только с плоскими, но и объемными панно. Этот метод применялся для создания плафонов ламп и для оконных витражей. Для достижения особой выразительности и оригинальности изделий Л. Тиффани иногда объединял в них обе техники – старую и новую (свинцовые профили и медные ленты).

Помимо совершенствования технологических приемов Тиффани много времени уделял созданию новых типов стекла. Он приобрел стекольную мастерскую, сотрудничал с известными американскими и европейскими производителями стекла, постоянно экспериментировал, стремясь создать наиболее эффектный материал. Благодаря полученным результатам Луис мог использовать в своих работах множество натуральных оттенков (имитирующих цвет воды, неба, листьев и т.д.) без дополнительной окраски стеклянных фрагментов. Хотя в отдельных случаях к ней всё же приходилось прибегать. Одним из изобретений Луиса является «пламенеющее» люстрированное стекло «favrile», которое изготавливалось при помощи специальной обработки металлическим порошком и металлосодержащими оксидами. В результате оно приобретало необычный вид с ярким художественным эффектом. Фирменным почерком TIFFANY считается использование опалесцентного (замутненного), иризирующего (переливающегося) и складчатого стекла. Опалесцентный эффект достигается за счет добавления в сырье олова или жженой кости. Изобретателем такого стекла был не Тиффани, а его партнер и конкурент Д. Ле Фарж. Но Луис был не только успешным художником и экспериментатором, но также и опытным бизнесменом, поэтому смог достичь договоренности о промышленном выпуске опалесцентного стекла под своим именем. Иризирующее стекло после изготовления (но до того, как материал остывал) посыпалось мелкими металлическими крупицами, после чего оно переливалось в изделиях всеми цветами радуги. Его изобретателем Луис также не был, но, как и в случае с Ле Фаржем, всему миру такой тип стекла стал известен именно под маркой TIFFANY. Складчатое стекло получали путем специальной деформации горячих стеклянных заготовок в процессе производства. Впоследствии Л.Тиффани фактически стал, если и не самым крупным производителем цветного стекла в мире, то уж совершенно точно – самым знаменитым.

Читайте также:  Лепнина из полиуретана

В 1893 г. в американском г. Чикаго прошла крупная международная выставка. В числе прочего на ней была показана так называемая «капелла Тиффани» – уникальный комплект витражных окон и предметов интерьера, выполненных в оригинальной манере из красивейшего стекла. Работа произвела настоящий фурор. Луис получил множество престижных премий, а популярность его продукции вышла на новый уровень. И до, и после этого события его фирма выполняла множество заказов для различных церквей на изготовление витражей, посвященных религиозным темам. Через несколько лет витражи Тиффани получили широкое признание в Париже, Лондоне и других европейских городах. Также большим спросом пользовались лампы TIFFANY, которые изначально делались из остатков витражных стекол, но впоследствии стали одним из важнейших направлений деятельности фирмы (в начале XX века в каталогах были представлены одновременно более трехсот различных ламп).

На протяжении двух десятилетий после Чикагской выставки продукция, выпущенная под маркой «Тиффани», не знала конкуренции, однако после начала I Мировой войны ситуация стала меняться. Количество заказов существенно уменьшилось. В 1920 г. Луис, будучи уже в почтенном возрасте, ушел с поста руководителя компании. Витражные изделия продолжали выпускаться, но уже не в прежнем количестве и качестве.

Прошли десятилетия и витражи Тиффани, получившие имя своего самого яркого мастера, вновь стали актуальными. В наши дни он пользуется огромной и вполне заслуженной популярностью во всем мире. В компании «Стеклосфера» Вы можете купить витражи тиффани по низкой цене. Наши мастера создадут для Вашего дома или офиса уникальные панно с яркими изящными рисунками.

Витражи в технике Тиффани

Одним из способов привнести в жизнь особые радостные нотки, показать мир, подцвеченный десятками цветов и оттенков, стало создание витражей. Это изделия, восхищающие как ценителей красоты и гармонии, так и неискушенных в художественных изысках людей. А уж витраж из кусочков стекла, выполненный в технике Тиффани, — настоящий шедевр. Он венчает собой все остальные произведения витражного искусства. Витражи Тиффани. Сегодня мы всё больше стремимся к общению с прекрасным, пытаясь реализовать это желание в окружающих нас предметах и оформлении нашего интерьера. Мы все больше и больше начинаем ценить истинную красоту, отражённую в удивительных произведениях прикладного искусства. Рядом с ними мы чувствуем настоящее умиротворение и удовлетворение своей жизнью.

Истоки создания техники «Тиффани»

Впервые об этой удивительной технике витража мир узнал в конце девятнадцатого века. Это произошло благодаря выдающемуся американскому дизайнеру в стиле Арт Нуво — Льюису Комфорту Тиффани (Louis Comfort Tiffany). Во время своего путешествия по Европе и Африке молодой Льюис, родившийся в 1848 году в семье богатого основателя ювелирной фирмы, был очарован витражами Шартрского собора. Он решил посвятить декоративному искусству все свои силы и время.

В 1879 году Льюис Тиффани вместе с двумя своими компаньонами создал компанию по изготовлению эксклюзивных изделий для оформления интерьера. Уже в 80-90-е годы девятнадцатого столетия она стала чрезвычайно популярной среди политической и творческой элиты Соединенных Штатов, а в 1882 году в числе заказчиков Тиффани стал Белый дом. В 1883 году, после разделения компании, её основатель решил заняться только дизайном стеклянных композиций. Страсть к витражам определила дальнейшее развитие его творческой мысли.

Победа «Тиффани»

Так, благодаря изобретению талантливым дизайнером инновационной технологии сборки витражного изделия, на свет появились удивительные витражи Тиффани, раз и навсегда покорившие сердца эстетов — с момента своего появления и по сей день. Первый оглушительный успех, подтвержденный многочисленными призами и медалями, пришёл к мастеру на международной выставке в Чикаго (1893 год). Там на суд публики были представлены двенадцать изумительных витражей и мозаик католической капеллы в византийском стиле. Этот же год стал знаковым для Тиффани ещё и потому, что с ним начал сотрудничать Самуэль Бинг — самый известный меценат Арт Нуво, владелец одной из наиболее престижных арт-галерей того времени. Вскоре мастерские Тиффани получили крупный заказ на витражные окна из Парижа, а сам дизайнер приобрёл широкую известность в Европе.

Знакомство Тиффани со знаменитым изобретателем Томасом послужило толчком для развития ещё одной страсти дизайнера — создания абажуров. Эксклюзивные модели ламп, люстр и торшеров в каталоге 1906 года были представлены более чем тремястами образцами, каждый из которых заслуживал отдельного внимания. Несомненная заслуга Тиффани была в детальной разработке, а затем и популяризации стекла с «пламенеющим» эффектом (иризирующего стекла), изготовленного с применением порошков различных металлов.

Секрет от Тиффани

Уникальность витражной техники «Тиффани» состоит в принципиально новом способе сборки элементов изделия. До этого кусочки витража соединялись при помощи Н-образных свинцовых переплетов, пропаянных на стыках. Дизайнер предложил инновационную технологию, получившую впоследствии имя своего создателя.

Метод Тиффани состоит в оборачивании каждого кусочка витража (по торцу) медной полосой, края которой загибаются на плоскую поверхность стекла. Потом эти кусочки выкладываются в очередности, предполагаемой эскизом, и пропаиваются между собой по всему периметру с двух сторон, образовывая при этом легкий, но прочный оловянный каркас. Впоследствии он покрывался патиной, придававшей изделию ещё более выразительный и привлекательный внешний вид.

Такой способ позволяет использовать для витража самые разнообразные по размеру кусочки стекла, включая и довольно мелкие. За счет этого можно получить совершенно фантастический по красоте и детализации образец, будь то пейзаж или портрет. Также техника Тиффани делает возможной не только плоскую, но и объемную сборку. Она предполагает использование выпуклого и вогнутого стекла и идеальную для создания эксклюзивных плафонов для ламп.

Настоящая красота неподвластна времени

Витражи Тиффани и в настоящее время способны удивлять и вызывать восхищение. Современные создатели витражей «от Тиффани» оперируют высококачественным художественным стеклом многочисленных фактур, используя палитру, в которой более ста пятидесяти цветов и оттенков. Витражи в технике Тиффани теперь можно встретить не только в виде окон или абажуров, но и в качестве вставок для дверей, ширм и внутренних перегородок, а также как элементы подвесных потолочных конструкций.

Стоимость таких произведений искусства довольно высока и зависит прежде всего от количества используемых стеклянных элементов на квадратный метр. Но может ли это стать препятствием для истинного ценителя прекрасного, когда перед ним появляется возможность обладать настоящим произведением искусства? Тем более, что витражи в технике «Тиффани» нередко делаются на заказ, с учётом всех пожеланий будущего владельца шедевра.

Витражи тиффани — маленькие секреты для большой компании

Приветствую всех, кому интересны маленькие секреты работы с художественным стеклом!

Это не совсем обычный мастер-класс, так как не ставлю задачи совместно изготовить или научить изготовлению витража в технике «тиффани».

Скорее, хотелось бы обратить внимание на некоторые моменты, которые пригодятся в рабочем процессе.

Надеюсь, информация будет полезна как начинающим мастерам, так и профи 🙂

Все, что здесь будет описано, наработано несколькими годами опыта, заучено на ошибках и успехах 🙂

1. Шлифовальные станки

Обычно для шлифовки края стекла для фьюзинга или тиффани используется станок «Кристалл». Другие варианты сделаны по аналогии.

В интернете можно встретить фото рабочего стола мастера, где стоит станочек и рядом лежит витраж в процессе сборки. Стол — обычный письменный или собранный из того, что есть 🙂 Мастер в крутых пластиковых очках стоит над станком, согнувшись в три погибели, самозабвенно жужжит и забрызгивает водой из станка и стеклянными крошками всю поверхность в радиусе полуметра вокруг 🙂

Прикрепленное фото из мастерской моей студии — не то чтобы 100% постановочное и образцово-показательное 🙂 Скорее, так выглядят рабочие столы в конце рабочей недели после уборки 🙂

На что стоит обратить внимание?

  • Высота стола приподнята так, чтобы при работе стоя, спина и шея не напрягались. При желании можно присесть на барный стул известного шведского производителя и жужжать несколько часов подряд без устали 🙂
  • Стена перед станком защищена от водно-стеклянных брызг пластиком. Стол гладкий и удобен для протирания.
  • Витраж собирается на отдельном столе в шаговой доступности.
  • На станках установлена специальная защита для глаз! Это простое и удобное устройство продается у поставщика инструментов для витражистов. Почему на нем экономят, до сих пор не понимаю 🙂 Стоит копейки, а удобства — масса! Установили одну защиту и не нужно прикидываться «стрекозой», одевая неудобные очки 🙂 Бывает двух видов — с креплением сзади станка и оргстеклом, либо с креплением на рабочую поверхность и с 2 мм стеклом, которое можно заказать в багетной мастерской. Второй вариант удобней, так как оргстекло со временем царапается и его приходится менять.
  • Шлифголовки на станки есть разных диаметров и разной степени грубости. Чем меньше диаметр, тем заковырестей деталь можно обработать. Более грубая шлифголовка стачивает быстрее, но и сколы делает существенные. Для качественной работы есть смысл использовать несколько шлифголовок, в идеале на разных станках 🙂 Меньшего диаметра шлифголовку можно посадить поверх стандартной и при работе смачивать ее влажной губкой.

2. Стекло

Витражное стекло — это как краски у художника. Можно их грамотно сочетать между собой, а можно ошибиться и нанести неверный мазок. На что стоит обратить внимание при подборе стекла?

  • Цветовую палитру и законы гармоничного цветового сочетания в витражах никто не отменял 🙂 Поэтому пусть цветовой круг всегда будет в помощь!
  • У витражного стекла есть одна важная особенность — дружба со светом. Если для витражной мозаики можно выбирать плотные стекла, то в витражах с подсветкой лучше заранее оценить, как прозрачные и опаловые стекла будут дружить между собой, не будет ли последнее выглядеть темным пятном?

  • Нарезка стекла по направлению рисунка. Часто в целях экономии стекло режут, как вмещается в лист. Это приводит к плачевному конечному результату. К примеру, если вырезаем цветок, то стекло в лепестках должно идти от серединки к кончикам. Или фоновое стекло витража лучше вырезать в одном направлении. Иначе создается ощущение лоскутного одеяла, которое, как в песне «слепили из того, что было».
  • 3. Фольга

    Витражное стекло изготавливается вручную и его толщина варьируется от партии и вида. Поэтому использовать фольгу одной ширины для витража из разных стекол мне видится неразумным.

    • Поставщики предлагают фольгу от 3,6 мм до 5,7 мм. Есть, где развернуться 🙂
    • Хотите получить красивые линии шва? Приклеивайте фольгу максимально симметрично по краю детали, делайте аккуратный нахлест. Если скривили, лучше подрежьте или переклейте снова. Обязательно прижмите, прикатайте фольгу со всех сторон пластиковой палочкой или старым фломастером 🙂
    • Работайте сухими и чистыми руками 🙂

    4. Подгонка стекла.

    Как собирается паяный витраж в стандартном варианте?

    По картону режется стекло, обтачивается на шлифстанке, оборачивается каждая деталь фольгой и скоренько всё запаивается с двух сторон. После мытья и патинирования выясняется, что какое-то стекло не очень вписывается в общую картинку, а швы с буграми и неровные по ширине. Что говорит в этом случае мастер? Правильно 🙂 — это ручная работа, да и с расстояния не видно! Денежка уплачена, будьте добры, товар получите и распишитесь!

    Немного утрированно, но факт остается фактом. Малая часть витражистов уделяет внимание подгонке деталей друг к другу. По очень простым причинам — неумение, нежелание, экономия времени и предоставление среднего качества изделия за невысокую плату.

    Как добиться красивых швов? Сборка витража начинается с углового элемента, он подтачивается по картону, к нему подгоняются ближайшие детали. По мере подгонки детали оборачиваются фольгой. Это позволяет регулировать толщину шва, не оставлять зазоров между деталями и исправлять выбивающиеся фрагменты. Удобно при этом работать в паре, когда один точит стекло, второй — оборачивает фольгой.

    5. Пайка и сборка витража.

    Что хочется отметить в данном пункте?

    Паять лучше в хорошо проветриваемом помещении, крайне желательно наличие вытяжки! Обрабатывать швы можно паяльной кислотой или жиром по своему предпочтению. В процессе не торопиться, не допускать бугров и скопления олова (если, конечно, это не придуманный декоративный эффект), а также перегрева стекла в одном месте, чтобы не было треска стекла.

    После пайки обязательно помыть витраж чистящим средством с горячей водой и покрыть патиной. После патины также помыть витраж!

    Помните про перчатки и защиту рук на всех этапах работы!

    Патина — не тот материал, чтобы им можно было свободно дышать и обмывать пальцы!

    И не забудьте покрыть швы антиоксидантом, чтобы они приобрели блеск и не тускнели со временем 🙂

    Читайте также:  Крепление лопаток ротора

    При должном терпении и следовании простым правилам на выходе мы обязательно получим красивую работу — предмет гордости мастера и восторгов заказчика!

    Повторюсь, что данная информация из разряда рекомендаций. Пользоваться ею или нет — решать вам 🙂

    Пластиковые воздуховоды для вентиляции

    Вы здесь

    • Таблица хим.стойкости
    • Коммерческое предложение
    • Сертификаты

    Изделия на заказ

    • Емкости на заказ из пластика
    • Емкости с мешалками
    • Емкости с коническим дном
    • Пластиковая вентиляция
      • Воздуховоды из негорючих материалов
      • Воздуховоды круглые из полипропилена
      • Прямоугольные воздуховоды из полипропилена
    • Гальванические ванны
    • Пожарные резервуары
    • Купели на заказ
    • Бассейны на заказ
      • Строительство бассейна для коттеджа
    • Бассейны для рыбы
    • Пластиковый погреб
      • Пластиковый кессон для погреба
    • Вставка в бетонные кольца
    • Топливные емкости
    • Изготовление на объекте
    • Стеклопластиковые емкости
    • Пластиковые колодцы
    • Пластиковые емкости
      • Цилиндрические емкости
      • Контейнер для мусора
      • Летний душ
      • Прямоугольные пластиковые емкости и баки
      • Пластиковые топливные емкости
      • Пластиковые кубовые емкости
      • Конические емкости
    • Кессоны для скважин
    • Бюджетные баки-купели
    • Строительные мусороспуски
    • Пластиковые понтоны
    • Пластиковый погреб Тингард
    • Жироуловитель под мойку
    • Автономная канализация и септики
      • Автономная канализация для дачи Alta Bio
      • Колодцы канализационные
      • Новое поколение очистных сооружений для коттеджных поселков Alta Air Master PRO.
      • Установка ультрафиолетового обеззараживания сточных вод Alta Bio Clean
      • Трехкамерный септик «Alta Ground Master» для дома и дачи
    • Металлическая продукция
      • Резервуары для нефтепродуктов
    • Канализационная насосная станция Alta KNS
      • Канализационная насосная станция (КНС)
    • Пластиковые септики для канализации

    Пластиковые воздуховоды для вентиляции

    ООО Пластформ – крупнейший поставщик изделий из полипропилена и пластика, специализирующийся на производстве и проектировании систем вентиляции, а также воздуховодов любой сложности.

    ОПЛАТА

    Оплата наличным и безналичным расчетом

    ДОСТАВКА

    Дешевая доставка во все регионы РФ

    ГАРАНТИЯ

    Гарантия 1 год. Возможность расширенной гарантии при монтаже оборудования нашей компанией

    описание

    Огромный опыт предприятия позволяет нам производить качественные воздуховоды из полипропилена и полиэтилена диаметром от 100 до 1500 мм в кратчайшие сроки, благодаря новейшему оборудованию ф.Federal Mogul (Германия).

    Наш ассортимент прямоугольных воздуховодов

    Наш ассортимент круглых воздуховодов

    Мы производим на заказ: воздуховоды и фасонные части к ним из полипропилена или полиэтилена, в дополнение, любые нестандартные конфигурации пластиковой вентиляционной системы по вашим чертежам. Воздуховоды изготавливаются следующих форм: прямоугольные или круглые. В большинстве случаев при монтаже используют воздуховоды следующих размеров 100х100мм, 200х100мм, 250х100мм, а круглые воздуховоды диаметром – Ø200мм, Ø250мм, Ø315мм.

    Примеры чертежей воздуховодов

    Пластиковая вентиляция из полипропилена – это наилучшая замена металлических воздуховодов, пластик не подвержен коррозии, прост и надежен в эксплуатации. Применяемый при изготовлении воздуховодов полипропилен – экологически чистый и прочный материал, водонепроницаемый, износоустойчивый, стойкий к воздействию агрессивных химических веществ, ультрафиолетовому излучению, сохраняющий свои качества при температуре от +5 С до +85 С. Срок эксплуатации воздуховодов из полипропилена более 50 лет, а также он надежен при эксплуатации. Если Вам нужна вечная вентиляция, то воздуховод из пластика это ваш выбор.

    Порядок заказа пластиковых воздуховодов из полиэтилена и полипропилена:

    • Вы высылаете нам эскиз, либо чертеж ваших воздуховодов нам по электронной почте, либо факсом;
    • Наш конструкторский отдел совместно с технологами производят расчет изготовления вентиляции, сообщают Вам стоимость, сроки изготовления;
    • При утверждении цены воздуховодов составляется договор и выставляется счет на оплату;
    • После поступления денежных средств, наши конструктора разрабатывают чертежи и согласовывают их с Вами, все чертежи заверяются печатью;
    • После согласования чертежей обеими сторонами, мы приступаем к изготовлению воздуховодов, срок изготовления в зависимости от сложности составляет от 1 до 14 рабочих дней.

    Преимущества воздуховодов ПВХ

    Помимо отмеченных ранее положительных качеств, самое существенное преимущество пластиковых или полипропиленовых воздуховодов перед металлическими конструкциями, они не подвержены воздействию коррозии, что увеличивает срок эксплуатации воздуховодов.

    За счет постоянного увеличения стоимости металла растет цена на металлические водостоки, а пластиковые водостоки имеют стоимость значительно ниже, это другая немаловажная причина вытеснения металла пластиком.

    В ходе производственных процессов при изготовлении металлических воздуховодов, обязательно образуются технологические шероховатости, влияющие на скорость воздушных потоков. При изготовлении воздуховодов создаются идеально ровные поверхности, это очередной положительный аспект в зачет пластика. Более того, после обработки пластика антистатическим веществом, он практически защищен от оседания пыли, что уменьшает частоту проведения мероприятий по обслуживанию, а, следовательно, дополнительная экономия средств.

    Материал, применяемый для изготовления пластиковых воздуховодов, экологически безопасен, не выделяет ни каких вредных веществ. Установка конструкций воздуховода проводится гораздо проще металлоконструкций. Изделия из пластика можно резать и подгонять непосредственно при монтаже.

    Недостатки пластиковых воздуховодов.

    Увы, и пластиковые воздуховоды имеют недостатки, никуда от этого не деться. В период повышенных требований к пожарной безопасности объектов, в том числе с массовым пребыванием граждан, крайне плохая огнестойкость пластиковых воздуховодов является существенным препятствием в их широком применении. Этот недостаток значительно сокращает область применения пластиковых воздуховодов.

    Неудовлетворительная огнестойкость пластиковых систем не позволяет их использовать для проведения воздуховодов в промышленных зонах, в которых имеются пожарные отделы.

    С учетом всех достоинств и одного, но значимого недостатка, пластиковые воздуховоды целесообразно устанавливать для вентиляции одного помещения или группы, но расположенных в противопожарном месте.

    Можно ли для систем вентиляции использовать пластиковые трубы?

    Основной задачей воздуховодов является циркуляция воздушных потоков в помещении. Благодаря грамотно устроенной вентиляционной системе офис, квартира, завод, ангар всегда будут снабжены чистым воздухом.

    Времена, когда оцинкованная сталь была единственным вариантом на рынке вентиляции, уже прошли. В некоторых случаях выгоднее использовать пластик.

    Где применяется вентиляция из пластика?

    Основной областью применения пластиковых вентиляционных систем являются малоэтажные здания, до 2-х этажей. Одноэтажный дачный дом идеально подойдет для пластиковой вентиляции, как и следующие виды помещений:

    • гаражи, ангары;
    • хозяйственные постройки, сараи, амбары, конюшни и т. д.;
    • мастерские (в частных домах, гаражах);
    • подвалы.

    Согласно строительным нормам и правилам (СНиП от 31 февраля 2001 года) и своду правил по пожарной безопасности (СП 7.13130.2013) пластиковая вентиляционная система может быть установлена в невысоких общественных зданиях. У них требования к огнестойкости вентиляции значительно ниже, чем в более высоких постройках (независимо от их назначения)

    Нельзя использовать пластик для воздуховодов в помещениях подверженных высоким температурам. Теплостойкость у пластика всего 166-190º, а горючесть 850º. Даже при самом слабом пожаре такие трубы деформируются и могут возгореться, выделяя крайне вредные вещества и нарушая работу системы вентиляции.

    Элементы пластиковой вентиляционной системы

    По той же причине пластик не подойдет для кухонной вытяжки (поскольку воздух от плиты удаляется горячий). Впрочем, нередко это правило (насчет пластиковых каналов для вытяжек) нарушается.

    Отрицательные и положительные стороны пластиковой вентиляции

    • минимальное сопротивление воздуху, благодаря гладкой поверхности пластика;
    • легкий материал, не требует толстых стенок (от 0.25 мм);
    • пластик для воздуховодов создаётся со специальной антистатической поверхностью, препятствующей налипанию пыли и грязи;
    • при монтаже легко подстраивать куски трубы для определенных целей: пластик без труда режется ножовкой и легко гнется;
    • устойчивость к влаге (не ржавеет, как стальные изделия, к примеру);
    • стойкость к химическим воздействиям.
    • крайне низкая огнестойкость;
    • легко стираются и в принципе непрочные.

    Среди спорных моментов можно выделить стоимость и грязь. Антистатическая поверхность лучше препятствует пыли, однако и цена таких труб выше стальных. При этом гарантии очень слабые: зачастую пластик указанный как антистатический, а по факту таковым не является.

    Из чего состоит пластиковая вентсистема?

    Основные элементы, входящие в систему пластиковой вентиляции:

    Виды элементов пластиковой вентиляции

    1. Трубы (воздуховод).
    2. Обратные клапана.
    3. Элементы сцепления труб: тройники, переходы, отводы, крестовины, шиберы.
    4. Решетки для закрывания вентиляционных выходов, заглушки для их герметизации – они выполняют и декоративные функции.
    5. Люки.
    6. Вытяжка.

    Зачастую воздуховод дополнительно оснащают не входящими в стандартную комплектацию элементами и оборудованием. Однако стоит учесть, что вентиляция из ПВХ ни в коем случае не может быть соединена с нагревателями и рекуператорами (газовый теплообменник). Это связано с температурными ограничениями пластика.

    Как подобрать воздуховод?

    Вентканал – главная отправная точка при выборе формы и диаметра трубы.

    Круглая, квадратная или прямоугольная – основные виды труб по форме, они сильно отличаются по функционалу. Последние проще замаскировать за подвесным потолком, перегородкой, укрепить в стене.

    Прямоугольный ПВХ воздуховод в комнате

    У круглой трубы будут лучше аэродинамические свойства, и в ней меньше оседает пыли. В нее также можно установить канальный вентилятор.

    Углы прямоугольных и квадратных труб могут создавать дополнительный шум и требуют установки звукоизоляции.

    Существуют более редкие и дорогие плоско-овальные конструкции. Они намного компактней круглых, однако обладающие подобными аэродинамическими свойствами.

    Диаметр трубы должен совпадать с диаметром выходного отверстия, иначе работоспособность снижается, а износ увеличивается. Скорость потока воздуха должна быть не больше 3 метра в секунду, а площадь сечения рассчитывается исходя из формулы:

    • S – диаметр;
    • L – скорость воздуха.

    Стандартный диаметр каналов: 100-160 мм. По нормативам СНиП 41-01-2003 на каждого человека в помещении более 20 м² необходимо 30 м³ воздуха в час. Если помещение меньше, то можно исходить из 3 м³ в час на квадратный метр площади. При отсутствии естественного проветривания, числа увеличиваются вдвое. Толщина стенки идет из расчета требования прочности и величины диаметра – от 0.5 мм.

    Пример типоразмерного ряда прямоугольного ПВХ канала

    Пластиковая канализационная труба не подходит для эффективной вентиляции. Такие изделия не обработаны антистатическим веществом, у них иная толщина, диаметр, чем обычно применяется в вентиляционных системах. Из-за отличия в размерах к канализационным ПВХ трубам нельзя подключать дополнительное оборудование для вентиляции.

    Выбор и назначение основных элементов

    Перечислим назначение различных элементов вентсистем:

    1. Обратный клапан: используется для предотвращения обратной тяги. Это рамка в трубе с лопастью, которая свободно открывается в одну сторону. При нормальной тяге (в нужную сторону) лопасть открыта, и воздух проходит свободно, а при возникновении обратной тяги (в другую сторону) лопасть закрывается.
    2. Переходы: используются для соединения труб различного сечения и диаметра.
    3. Отводы: изделия для соединения изгибов труб.
    4. Люки: позволяют свободно проникать в систему вентиляции для техобслуживания.
    5. Тройники и крестовины: участвуют в создании разветвлённого воздуховода.

    Дополнительные элементы пластиковой вентиляции

    Фильтры ставят не только для очистки воздуха: они также обеспечивают сохранение всех элементов вентиляционной системы. Частицы, попадающие с воздухом (как микро, так и макро) приводят к порче поверхности. В идеале для помещений побольше или подразумевающих грязь (мастерские, гаражи) рекомендуется ставить несколько видов фильтров – угольные, волоконные, мешочные, металлические и др. Фильтр предварительной очистки рассчитан на крупные элементы.

    Естественный воздухообмен производится за счет разницы давления на улице и в помещении (на улице давление выше, в здании – ниже, из-за вентшахт и вытяжек, поэтому воздух будет поступать снаружи внутрь). Для этого устанавливаются приточные клапана.

    Чтобы не зависеть от климатических условий, подключают вентиляторы для притока или вытяжки воздуха с определенной интенсивностью. Такие устройства называются приточными или вытяжными (или приточно-вытяжными, если они могут работать в обе стороны) установками.

    Анемостат используют для прикрытия выходящей трубы вентиляции в помещении. Это короткий отрезок трубы с заглушкой в виде плоского круга, монтажного фланца, который двигается перпендикулярно трубе (по сути – тот же клапан, только выполнен по-другому). Благодаря данной заглушке можно вручную регулировать приток воздуха в помещении, закручивая или раскручивая круг и тем самым уменьшая или увеличивая отверстие между ним и трубой. Также анемостат выполняет и декоративную функцию (прикрывая отверстие вентканала).

    Что потребуется для монтажа?

    В первую очередь составляется план (схема) вентиляционной системы. В него входят:

    • вытяжка, которой необходимо обеспечить каждое помещение;
    • в вытяжных каналах надо предусмотреть отверстия для удаления конденсата;
    • если приходится делать длинные участки, то лучше снабдить их дополнительными вентиляторами (для усиления напора);
    • обозначение мест для обратных клапанов: чтобы улучшить эффективность вентиляторов.

    Среди необходимых инструментов должны быть:

    1. Бокорезы.
    2. Кисточка для нанесения герметика.
    3. Защитные перчатки.
    4. Ножовка по металлу или по пластику, острый нож.
    5. Рулетка, карандаш.
    6. Хомуты для крепежа.

    О преимуществах и правилах монтажа пластиковых воздуховодов (видео)

    Этапы монтажа

    Работа выполняется поэтапно:

    1. Рассчитывается длина, диаметр труб, количество связующих элементов и выходов. Если необходимо подогнать размеры труб, то они просто нарезаются ножовкой.
    2. Заусенцы и неровности удаляются инструментом для снятия фаски, наждачной бумагой либо специальным ножом.
    3. При соединении труб, если не используются дополнительные элементы сцепления, надевать одну на другую надо минимум на 50 мм длины, а для закрепления смазать герметиком. Герметик для скрепления лучше брать силиконовый.
    4. Трубы подсоединяются к вытяжке, находящейся в стене здания.
    5. Финальным этапом является проверка на герметичность. Для этого подключают мощный вентилятор и следят за потоком воздуха: за тем, какое количество доходит до нужных точек, нет ли утечек в местах соединений, правильно ли работают обратные клапана.

    Сложные системы (с большим количеством изгибов, соединений и разветвлений) собираются на полу, а уже потом встраиваются в общую вентиляционную сеть. При необходимости применяются переходники для объединения металлических и пластиковых труб. К примеру, это полезно, если подсоединить кухонную вытяжку (с металлическим каналом) к пластиковой вентиляционной системе.

  • Ссылка на основную публикацию