Роль цвета и света

Теория цвета

Как устроен цветовой круг, какое психологическое воздействие оказывают разные цвета и как понять цвет в живописи

«У моря», Поль Гоген // wikipedia.org

Цвет переживается не только визуально, но также психологически и символически, поэтому он изучается как сложнейший феномен многими специалистами. Физики исследуют световые волны, измеряют и классифицируют цвета; химики создают новые пигменты для красок; физиологи изучают действие цвета на глаза и мозг, а психологи — воздействие цвета на психику человека.

Теория цвета — это совокупность знаний о цвете. В настоящее время наука по изучению цвета включает в себя два основных раздела: цветоведение и колористику. Олицетворением научного знания о цвете также является колориметрия. Цветоведение изучает цвет с точки зрения систематизации знаний физики, химии, психологии, физиологии. Колористика изучает основные характеристики цвета, гармонизацию цветовых множеств, механизм воздействия цвета на пространственное формообразование, средства и методы цветовой организации архитектурной среды.

Характеристики цвета

Цвета делятся на две категории — хроматические и ахроматические. К хроматическим цветам относятся красный, желтый, оранжевый, зеленый, синий, фиолетовый цвета и все их смеси. Хроматические цвета мы видим индивидуально. К ахроматическим (не имеющим цвета) относятся белый, черный и все оттенки серого, они различаются только по светлоте. Человеческий глаз способен различить до 400 переходных оттенков от белого к черному.

Выделяют четыре цветовые группы: спектральные, светлые, темные и пастельные (или сероватые) цвета. Светлые — цвета спектра, смешанные с белым цветом; темные — цвета спектра, смешанные с черным; сероватые — цвета спектра, смешанные с разными оттенками серого.

К основным характеристикам цвета относят: цветовой тон, насыщенность и светлоту. Цветовой тон — признак хроматического цвета, по которому один цвет отличается от другого: зеленый, синий, фиолетовый. Насыщенность — степень отличия хроматического цвета от ахроматического, схожего с ним по светлоте. Если добавить к чистому красному цвету немного серого, который одинаковый с ним по светлоте, то новый цвет будет менее насыщенным. Светлота — качество цвета, по которому его можно приравнять к одному из цветов ахроматического ряда, то есть чем выше яркость, тем светлее цвет.

Цветовые круги

Все многообразие наблюдаемых в природе цветов художники и ученые издавна стремились привести в систему — расположить их в определенном порядке, выделить основные и производные цвета. К основным цветам относятся желтый, синий и красный. Смешивая их, можно получить все остальные оттенки.

В 1676 году Исаак Ньютон с помощью трехгранной призмы разложил белый солнечный свет на цветовой спектр и заметил, что он содержит все цвета, за исключением пурпурного. Спектр послужил основой для систематизации цветов в виде цветового круга, в котором Ньютон выделили семь секторов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.

Идея графического выражения системы цветов в виде замкнутой фигуры была подсказана тем, что концы спектра имеют тенденцию замкнуться: синий через фиолетовый переходит в пурпурный, красный с другой стороны также приближается к пурпурному.

Спустя 140 лет после Ньютона цветовой круг был усовершенствован Иоганном Гёте, который добавил пурпурный цвет, получаемый при смешении фиолетового и красного. Помимо этого, Гёте первым задумался о том, что цвет оказывает действие на психику человека, и в своем научном труде «Учении о цвете» первым открыл явление «чувственно-нравственного действия цвета».

В 1810 году свою теорию цвета опубликовал Филипп Отто Рунге, немецкий живописец романтической школы. К числу основных цветов, помимо желтого, синего и красного, художник относил также черный и белый. Рунге строил свои выводы на опытах с пигментами, что делало его учение более близким живописи. Трехмерная модель систематики цветов Рунге послужила основой для всех последующих моделей.

Другие цветовые системы — это цветовой шар Альберта Манселла и двойной конус Вильгельма Фридриха Оствальда. В системе Манселла опора делается на цветовой тон, светлоту и насыщенность, а у Оствальда — на цветовой тон, белые и черные цвета. Новые системы опирались на опыт предшественников. Так, Манселл взял за основу цветовой шар Рунге.

Сегодня в живописи, дизайне, архитектуре и прикладных видах искусства широко используется цветовой круг Иоханнеса Иттена — швейцарского художника, теоретика искусства и педагога. Его 12-частный цветовой круг показывает наиболее распространенную в мире систему расположения цветов, их взаимодействие между собой. Иттен выделил основные цвета, цвета второго порядка (зеленый, фиолетовый и оранжевый), которые получаются при смешении пары основных цветов и цвета третьего порядка, которые получаются при смешении основного цвета с цветом второго порядка. Например, желтый, смешанный с зеленым, обыватели назовут салатовым, но в цветоведении он именуется желто-зеленым.

Классификация цветовых систем

Потребность в систематизации цвета продиктована практикой. Например, она важна для теории живописи. Спектр послужил основой для систематизации цветов в виде цветового круга и треугольника. Помимо перечисленных выше цветовых систем, выделим также цветовой атлас химика Мишеля Шеврёля, хромометр Эжена Делакруа и «Хроматоаккордеон» Рудольфа Адамса.

Шеврёль впервые разработал цветовую систему, приспособленную к нуждам производства. Он создал цветовой атлас, включающий 72 чистых цвета, в основе которых лежали шесть основных цветов в двенадцати модификациях. Теоретические труды Шеврёля пользовались большим авторитетом и популярностью у художников.

Эжен Делакруа вошел в историю как выдающийся колорист, тщательно изучал механизмы гармонизации, исследовал работы восточных мастеров колорита и труды Шеврёля. Он составил несколько «колористических пособий», которые позволяли легко и быстро подобрать необходимое цветовое сочетание.

В 1865 году Рудольф Адамс в книге «Хроматоаккордеон» изложил свое видение цветовой гармонии как созвучное действие различных частей в целом, так называемое многообразие в единстве. Гармонирующие цвета должны содержать элементы всех основных цветов круга: красного, желтого и синего; черный, белый и серый также составляют единство, но без многообразия. Для облегчения подбора сочетаний Адамс построил «цветовой аккордеон» на основе 24-частного цветового круга, на котором эти цвета были представлены в шести ступенях светлот.

Из цветовых систем нашего времени следует выделить: практическую цветовую координатную систему (PCCS); цветовую систему Coloroid; естественную цветовую систему — ЕЦС (NCS).

Практическая цветовая координатная система — ПЦКС (PCCS) — за основу структуры принято изменение цвета по трем признакам, а за основу цветового тела было принято цветовое тело системы Манселла, в котором цвета, образующие цветовой круг, располагались на наклонном экваторе. Цветовая система Coloroid имеет цветовое тело в виде цилиндра, хроматические цвета располагаются внутри этого цилиндра, а ахроматические — на его оси.

В Шведском центре цвета под руководством Андерса Харда была разработана естественная цветовая система — ЕЦС (NCS). В основу работы была положена аксиома, что восприятие цвета, свойственное психофизиологии человека, отлично от оценки цвета как физической величины. Естественная цветовая система — метод описания отношений между цветами исключительно на основе их естественного восприятия, то есть люди способны судить о цвете без ссылок на физику. Человек является истинным инструментом измерения и оценки цвета. Естественная цветовая система удобна для практиков, которые занимаются формированием цветовой среды: дизайнеров, архитекторов, градостроителей. Она создана для исследования полихромии архитектурной пространственной среды.

Цветовые модели

Цветовая модель — это абстрактная модель описания представления цвета в виде кортежей чисел. Они называются цветовыми координатами, обычно используется три или четыре значения. Цветовая модель задает соответствие между цветами, воспринимаемыми человеком и хранимыми в памяти, и цветами, формируемыми на устройствах вывода. Такие модели представляют собой средство для количественного концептуального описания цвета и используются в компьютерных программах, например Photoshop.

По принципу действия модели можно разбить на несколько классов: аддитивные, субтрактивные и перцепционные. Аддитивные основаны на сложении цветов, такие как модель RGB — Red, Green, Blue (красный, зеленый, синий). В основе субтрактивных моделей лежит операция вычитания цветов (субтрактивный синтез), например CMYK — Cyan, Magenta, Yellow, Key color (голубой, пурпурный, желтый, ключевой цвет (черный)). Перцепционные модели — HSB, HLS, LAB, YCC — базируются на восприятии. Цветовые модели могут быть аппаратно-зависимыми (их пока большинство, RGB и CMYK в их числе) и аппаратно-независимыми (модель Lab).

Психологическое воздействие цвета

Воздействие и восприятие цвета — сложный процесс, который обусловлен разными психологическими факторами и базируется на физиологии нервной системы. Василий Кандинский в своем учебном курсе для Баухауза делает акцент на физических основах цветового порядка, исследуя прежде всего цветовое трезвучие желтый — красный — синий, с которыми согласуются соответственно три основные формы: квадрат, треугольник, круг. Акцентирует внимание на пространственном и психологическом действии отдельных цветов. Желтый — динамика, движение вовне, острый угол. Синий противоположен желтому, усиливает его качество, ощущение холода, движение внутрь, соответствует кругу, тупому углу. Красный — горячий, движение внутри себя, соответствует уравновешенности и тяжеловесности квадрата, прямому углу на плоскости. Белый и черный — молчащие цвета: белый символизирует возможность рождения нового цвета, черный означает поглощение.

Значение света в живописи. Часть 1. Как освещение влияет на цвет и форму.

О цвете в живописи можно говорить и писать бесконечно долго – это обширная и очень интересная тема. Я уже не раз обращалась к этой теме в своих статьях и в словаре терминов (вот здесь, например – https://jotto8.ru/hudozhestvennye-terminy/tsvet ).

Сегодня расскажу о том, как свет влияет на восприятие натуры художником и на живопись, соответственно. Дело в том, что начинающие художники не всегда учитывают качество освещения, а зря. Ведь для передачи точного состояния модели в среде следует учитывать не только цвет света и тепло-холодность (об этом в статье https://jotto8.ru/blog/o-tsvete-sveta ), но и насыщенность светового потока и его направленность и т. д.. Обо всём по порядку.

Для начала, давайте вспомним о том, что существует локальный цвет предмета ( https://jotto8.ru/hudozhestvennye-terminy/lokalnyy-tsvet ) – то есть, условный цвет, в который окрашен предмет. Под воздействием освещения (примешивание цвета света и замутнение цвета в тени), рефлексов от соседних предметов, положения предмета в пространстве и общей цветовой среды (обязательное условие для живописи – гармония оттенков цвета в картине) этот цвет меняется.
Делаем вывод, что локальный цвет – это квадратный конь в вакууме – в чистом виде не существует, но его существование подразумевается.
Анализируя изменение локального цвета каждого из предметов в реале, можно выявить некие закономерности и из них сформулировать правила, чем собственно и занимаются теоретики искусства. Отлично разбирает и формулирует теорию цвета, например, Вильгельм Оствальд или Иоханс Иттен.

Давайте рассмотрим на конкретных примерах как качество света влияет на цветовое решение живописного натюрморта (на натюрморте, в отличие от других жанров, разница освещения и цветовые изменения видны лучше всего и наиболее понятны).

СИЛЬНЫЙ, СРЕДНИЙ (УМЕРЕННЫЙ) И СЛАБЫЙ СВЕТ.

Количество света имеет значение, особенно в так называемой тональной живописи, где предметы и объекты объёмно написаны и их форма в пространстве выглядит традиционно реалистично. Давайте проанализируем, как выглядят объекты окружающего мира после заката в сумерки или ночью. Вспомнили? А теперь представьте, как они выглядят в яркий солнечный полдень.
В том и в другом случае форма и объём предметов плохо различимы: из-за нехватки света и из-за его избытка. Обилие света, также как и его недостаток, уничтожает объём, форму, иногда и пространство, при этом создавая особенный эмоциональный настрой. Этим активно пользовались художники конца XIX начала XX века, пытаясь ухватить в своих картинах особую неуловимость бытия (Коровин, Врубель).
Большое количество света в натуре высветляет краски, уменьшает количество собственных и падающих теней, снижает контраст в живописи в сторону светлоты. Такое состояние даёт яркое южное летнее солнце, когда свет мощным потоком распределяется по предметам сверху вниз.

Малое количество света в постановке лишает её не только объёма и формы, но и цветности (насыщенности). Полное отсутствие света – темнота – убивает всё видимое. Соответственно, чем менее ярко освещена модель, тем меньше в ней видимых характеристик (силуэт, объём, детали, характер и т. д.). Поэтому тёмные сумеречные и ночные изображения редко встречаются в реалистической живописи.
Разумное сочетание интенсивности освещения и затемнённости в натуре выявляет максимально возможные её особенности. Привычное для восприятия человеческим глазом сочетание освещённых участков с теневыми (собственные и падающие тени) создаёт полную иллюзию реалистичности, правды жизни.

ТЁПЛЫЙ И ХОЛОДНЫЙ СВЕТ.

О законе тепло-холодности мы неоднократно говорим на занятиях живописью в студии. Но часто, выйдя за пределы класса и взявшись за этюд красками дома, всё напрочь игнорируется и вместо характерного золотистого подмеса в освещённые электрической лампой части предметов, кладутся обычные белила (в тени, чёрный соответственно).
Хотя этот закон и условен – если свет тёплый, то тени холодные и наоборот – но учитывать его, хотя бы на этапе первой прописки, стоит непременно. Определитесь изначально, прежде чем намешивать первые оттенки цвета, к какой части спектра относятся цвета предметов в освещённой и теневой частях без учёта локального цвета – к холодной или к тёплой (в них больше жёлто-красно-оранжевых оттенков или голубовато-зеленоватых). Разница в тепло-холодности делает живопись цветной (полноцветной), контрастной не только по светлоте (а контраст – обязательное условие любого художественного произведения), понятной для восприятия зрителем и реалистичной.

Тёплый свет создаёт ощущение уюта, согревает (это свет от желтоватой электрической лампы, закатный свет садящегося за горизонт солнца, свет от открытого огня, солнечный свет на пленэре (но не всегда! это зависит от ситуации). Тени при тёплом свете выглядят серо-голубыми, зеленоватыми, сложно-фиолетовыми и даже синими (это открытие импрессионистов, сделанное более 100 лет назад напряжённой творческой работой на открытом воздухе).

Холодный свет окутывает освещённые части предметов лёгкой дымкой голубоватого, холодного серого или нейтрально белого цвета, оставляя тени тёплыми коричневыми, зеленоватыми, красноватыми. Холодным бывает свет, идущий в комнату из окна, солнечный свет в ненастье, белый свет люминесцентной лампы и т.д.
Но не следует понимать закон тепло-холодности буквально и искусственно примешивать ко всем предметам, например, жёлтый в свету и синий в тени. Помните, что дело не в самой краске, а в качестве замеса – зелёный, коричневый, фиолетовый могут быть как разнообразными тёплыми, так и многочисленными холодными, а задача художника подобрать необходимый замес и положить его в нужное место для наилучшей выразительности и правдоподобия.

НАПРАВЛЕНИЕ СВЕТОВОГО ПОТОКА.

Направление света и расположение предметов относительно светового потока задаёт не только степень освещения предметов в живописи, но и определяет пропорциональное соотношение света и теней в картине (и в натуре, разумеется). Понять о чём я пишу можно легко, сравнив между собой картины:

Источник света в первом случае находится справа вверху, а направление светового потока идёт параллельно линии горизонта, выхватывая из темноты только части фигур и предметов. Это придаёт сцене некоторую запутанность и загадочность – хочется внимательнее рассмотреть и понять, кто, что и в каком положении изображён на картине. Во втором случае, источник свет находится между персонажами, так же направляя основной поток света вдоль линии горизонта, но уже слева направо. При этом, фигуры первого плана остаются тёмными (свет попадает на них со стороны невидимой зрителю и художнику), а фигура дальнего плана, развёрнутая лицом к зрителю, хорошо освещена. Благодаря этому приёму в картине возникает некая интрига – персонажи объединены друг с другом, они сгрудились вокруг общего источника света, оставляя зрителя вне описываемой ситуации, отстраняясь от него. В третьем примере световой поток идёт слева направо сверху по направлению от зрителя, благодаря чему персонажи и предметы освещены хорошо, объёмы и формы ярко выражены и легко воспринимаются зрительно.

Помните, что в зависимости от направления потока света и положения предметов и объектов относительно него, а также высоты источника света может меняться не только качество восприятия объектов на картине (их форма, объём, пространство между ними, точность детализации и другое), но и впечатление на зрителя от этих предметов и объектов (помните, что освещённое снизу лицо выглядит намного страшнее, чем в верхнем или боковом свете?).
Верхний свет придаёт объектам некоторую духовность, лёгкость и возвышенность.
Свет снизу вызывает непривычные ассоциации, добавляет изображению загадочности, драматизма.
Традиционный боковой свет как нельзя точно демонстрирует обычный, привычный характер предметов – так они наиболее реалистичны.
Фронтальный свет (в лоб) минимизирует ощущение объёма, делает изображение плосковатым, декоративным – ощущение театральной постановки, искусственности.
Свет из-за предметов (контражур), выявляет только силуэты, лишая объекты объёма, цвета, любых отношений внутри самого объекта. Это придаёт изображению монументальности, таинственности, отстранённости от зрителя.

Читайте также:  Схема инвертора ветрогенератора

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее…

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях и своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже 🙂

Роль цвета и света

Для человека мир всегда представляет со бой зрительную сцену, некоторую картину, формируемую из ком бинаций световых пятен разной яркости и цвета. Поэтому вопрос, что такое свет и почему мы видим мир цветным, наверное, один из самых интересных вопросов о природе психических явлений. Эту проблему пытались решать со времен античности, но долгое время решение ускользало от исследователей, поскольку психиче­ские явления рассматривались по прямой аналогии с физически ми, т. е. закономерности психики искали в физических свойствах внешних воздействий. И только во второй половине XIX в. с раз витием физиологии и психофизики было окончательно выяснено, что свет и цвет, так же как вкус, запах, звук и другие качества или модальности нашего восприятия, имеют психофизиологиче скую природу, возникая как результат специфической организа ции нейронных сетей мозга. Обращение к этой проблеме в наше время связано с тем, что ответ на вопрос о природе цвета, полу ченный в психофизиологических исследованиях, оказывается в ра дикальном противоречии с житейским опытом человека. Поэтому для неспециалистов научное решение вопроса о природе цвета остается не известным.

В повседневной жизни мы не испытываем никаких неудобств из-за своей психофизиологической неграмотности, точно также, как не испытывали бы неудобств, не зная истинного строения сол нечной системы. Однако во многих областях практической деятельности психофизиологическая неграмотность такой же тормоз, как и неграмотность в астрономии.

Цвет как психофизиологическое явление играет очень боль шую роль в производственной деятельности, где множество людей по роду своей профессиональной деятельности имеют дело с цве том. Это художники, дизайнеры, полиграфисты, светотехники, химики, колориметристы, геологи, работники кино и телевидения, фотографы, модельеры, медики и многие другие специалисты. Для всех них цвет не просто интересная научная проблема, но и один из факторов решения конкретных практических задач.

Представление о свете и цвете как физических свойствах ма териальных тел и излучений формируется у человека на основе многолетнего личного зрительного опыта. Житейское понятие о природе цвета и света отражается в обыденной речи, которая формируется под влиянием нашего жизненного опыта. Мы говорим: «синее море», «красное яблоко», «зеленая трава», «желтый оду ванчик», «белый телефонный аппарат», и т. п. То есть цвет опре деляется как свойство внешнего объекта, как физическая харак теристика, аналогичная весу, плотности, материалу, из которого сделан объект. Совершенно также мы относимся и к световому излучению. Мы говорим: «яркий свет прожектора», «голубой свет луны», «тусклое мерцание звезд», «красный свет светофора», определяя свет и цвет как характеристики источника излучения.

«Объектность» восприятия характеризует тот факт, что субъективные (психические, феноменальные) образы нашего восприятия или «перцепты» обычно представлены сознанию как объекты среды, отождествляются с предметами внешнего мира. Причем это не зависит от того, вызываются эти образы реальными объектами, сновидениями или носят галлюцинаторный характер. Когда мы смотрим на светофор, мы отчетливо видим, что это объект, находящийся «во вне», отдельный от нас, и что именно светофор излучает красный свет. В темной комнате солнечный луч, проникнув через маленькое отверстие в шторе, предстает нам в виде отдельного объекта – желтой светящейся нити, и эта наглядная картина, знакомая с детства, служит ярким свидетельством того, что свет и цвет имеют физическую, объектную природу. И хотя тот же самый опыт убеждает нас, что все видимое становится та ковым благодаря зрению, мы легко объясняем эту двойственность как сочетание объективных и субъективных условий, определяющих наше восприятие. Интуитивно мы рассуждаем примерно так: «Конечно, чтобы увидеть красный автомобиль, нужно иметь глаза, но ведь нужно иметь и сам красный автомобиль, чтобы уви деть его красным, а если автомобиль зеленый, то имей хоть сто глаз, а красного не увидишь».

В этих рассуждениях словосочетание «красный автомобиль» представляет понятие такого же порядка, как, например, словосочетание «реактивный автомобиль» или «легковой автомобиль». То есть быть красным – это свойство самого объекта, а зрительная система только актуализирует это объективное свойство субъекту. Это означает, что для обыденного опыта свет и цвет безусловно связаны со зрением, но не генетически, то есть они не по рождаются зрением, а только передаются. Порождаются они объектом как его физические свойства, не зависимые от зрения. (Вопрос, а каким 6ы мы увидели красный автомобиль, если бы у нас было бы другое (например, дихроматическое) зрение, обычно не задается, поскольку ответ на первый вопрос кажется исчерпы вающим.)

Такие рассуждения убедительно поддерживаются нашей практикой крашения. Нанося на предмет краску и меняя его цвет, мы практическим путем доказываем себе, что цвет может иметь свое объектное существование.

Очевидность и достоверность обыденных представлений о природе света и цвета совершенно аналогична очевидности и досто верности наших наблюдений над движением Солнца вокруг Земли. Однако научный опыт убеждает, что действительная природа явлений, которые мы наблюдаем в окружающем мире, всегда оказывается более сложной, чем это следует из непосредственных наблюдений. Познать природу явлений можно только путем научных, экспериментальных исследований. Поэтому нет ничего уди вительного, что и представления о природе света и цвета, осно ванные на обыденном опыте, оказались также несостоятельными.

Понятие света и цвета в физике: термин «свет» и «цвет» очень широко используются в различных разделах физики, где они обозначают некоторые виды электромагнитного излучения. Термином «свет» в современной физике чаще всего обозначают электромагнитное излучение в диапазоне от 400 – 700 нм (т. е. видимую часть спектра излучений), но нередко термин «свет» используется и для обозначения других участков спектра, невидимых глазом. Например: «Оптика – это раздел физики, занимающийся изучением природы света, законов его распространения и взаимодействия с веществом. .

Под светом будем иметь в виду электромагнитное излучение в интервале длин волн от 0, 1 Å до порядка Å. Электромагнитное излучение с длинами волн в области от 1 · Å до 7, 6 · Å воспринимается непосредственно глазом и называется видимым светом» (Годжаев Н. М. Оптика. М., 1977).

Термин «цвет» в физике обычно используется для обозначения монохроматического или узкополосного излучения. Например, выражение: «Призма разлагает белый свет на цветные лучи» – является очень распространенным в физической литературе (Вавилов С. И. Глаз и солнце. М., 1976) [15, c . 8 – 9].

В любой научной дисциплине большая часть знаний заключена в определениях и терминах, которыми пользуются практикующие ученые. Новички понимают, что мало освоить азы той или иной научной концепции: нужно еще выучить профессиональный язык, владение которым необходимо для точного и эффективного научного общения.

Отчего так трудно выработать единую и последовательную терминологию в науке о цветовом восприятии? Возможно оттого, что ответ лежит в самой природе обсуждаемого предмета: почти каждый из нас знает, каков цвет, почти каждый имеет опыт цветовосприятия, накапливаемый от момента рождения, однако же очень немногие могут точно описать свой цветовой опыт и точно охарактеризовать цвет. Врожденное знание в совокупности с привычкой невнятно выражаться (к примеру: «теплее», «холоднее», «ярче», «чище», «свежее») приводит к тому, что при, казалось бы, полной очевидности обсуждаемого предмета точно охарактеризовать его может далеко не каждый, но если цветовое восприятие описать систематическим, математическим путем, то все составные элементы данного феномена будут иметь четкое и согласованное определение.

Определения, приведенные в текущей главе, взяты из «Международный осветительный словаря» , опубликованного Международной Комиссией по освеще нию — CIE (CIE 1987). «Международный осветительный словарь» включает в себя определения примерно 950-ти понятий и величин, касающихся света и цвета, и создан он «во имя продвижения международных стандартов по величинам, единицам, символам и терминам».

К определению цвета предъявляются довольно интересные и сложные требования, и, несмотря на то, что каждый из нас знает, каков цвет, очень сложно дать его отвлеченное определение без использования каких-либо примеров. Как мы увидим ниже, даже самые лучшие и самые знающие ученые-цветоведы, в частности те, что написали «Международный осветительный словарь» , не смогли дать такое определение.

· Цвет (Color) — это атрибут зрительного ощущения, содержащий некую комбинацию хроматических и ахроматических компонентов. Этот атрибут может быть описан как по хроматическому компоненту (например: желтый, оранжевый, коричневый, красный, розовый, зеленый, синий, фиолетовый и т.д.), так и по ахроматическому (белый, серый, черный и т.д.), а также квалифицирован как яркий, тусклый, светлый, темный и т.п. или описан комбинацией перечисленных наименований.

Авторы определения четко понимали, что цветовое восприятие — далеко не простая вещь, и сделали примечание, которое фактически отвечает на вопрос: зачем нужны модели цветового восприятия?

· Примечание: цветовое восприятие определяется спектральным распределением энергии цветового стимула и зависит от размера, формы, структуры и окружения области этого стимула, а также от статуса адаптации зрительной системы наблюдателя и его личного опыта пребывания в подобных ситуациях наблюдения (как в превалирующих ситуациях в его жизненном опыте).

Данное примечание прямым текстом говорит нам о большом числе физических, физиологических, психологических и когнитивных переменных, воздействующих на цветовое восприятие.

В то время как вышеупомянутое определение цвета неудовлетворительно из-за своей неконкретности, прочие (вполне конкретные) определения представляются еще менее удовлетворительными, к примеру, одно из определений звучит так: цвет — это атрибут зрительного стимула, не зависящий от пространственных и временных переменных. Такое определение вообще никуда не годится, поскольку при отсутствии временных и пространственных вариаций стимула его цветовое восприятие просто исчезнет.

· Цветовой тон (Н u е) — это атрибут зрительного ощущения, благодаря которому область просмотра воспринимается подобной одному из однозначных цветов: красному, желтому, зеленому и синему или комбинации двух из них.

· Ахроматический цвет (Achromatic Co l or) — цвет, лишенный цветового тона.

· Хроматический цвет (Chromatic Co l or) — цвет, имеющий цветовой ТОН.

· Субъективная яркость (Brightness ) — это атрибут зрительного ощуще ния, согласно которому область просмотра воспринимается как испус­кающая большее или меньшее количество света.

· Светлота ( Lightness ) — это субъективная яркость области просмотра, оцениваемая относительно субъективной яркости аналогично осве щенной поверхности, воспринимаемой как белая или высокопрозрачная.

· Насыщенность (Chroma) — это отношение полноты цвета области просмотра к субъективной яркости аналогично освещенной области, воспринимаемой как белая или высокопрозрачная. [49].

Для качественной и количественной характеристики цвета используют такие понятия, как цветовой тон , насыщенность ( чистота ) и светлота ( яркость ).

Все воспринимаемые глазом цвета могут быть подразделены на две группы: ахроматические и хроматические. Ахроматическими цветами называется белый, черный и все располагающиеся между ними оттенки серого цвета; они отличаются друг от друга только светлотой. Все остальные цвет- хроматические; они отличаются друг от друга цветовым тоном, светлотой и насыщенностью.

Цветовой тон – это то специфическое качество, которым один цвет, например красный, отличается от любого другого – синего, зеленого и т. д. при равной светлоте и насыщенности. Цветовой тон зависит от длины воздействующей на глаз световой волны. (Приложение A . рис. 1.5).

Светлота — это степень отличия данного цвета от черного. Наименьшей светлотой обладает черный, наибольшей — белый цвет. Светлота зависит от коэффициента отражения. Коэффициент отражения равен единице минус ко эффициент поглощения. (Например, поверхность черного бархата поглощает 0,98 световых лучей и отражает 0,02 световых лучей). Чем больше коэффици ент поглощения световых лучей какой-нибудь поверхностью и чем соответственно меньше свойственный ей коэффициент отражения, тем ближе ее цвет к черному; чем меньше коэффициент поглощения какой-нибудь поверхности и соответственно больше свойственный ей коэффициент отражения, тем ближе ее цвет к белому.

От светлоты предметов следует отличать их яркость, которая зависит от энергии световой волны, или амплитуды ее колебаний. Яркость характеризуется про изведением освещенности на коэффициент отражения: Освещенность же пред метов характеризуется количеством лучистой энергии, падающей в течение одной секунды на единицу поверхности. Светлота – цветовое свойство поверхности, яркость же характеризуется количеством лучистой энергии, отражаемой от дан ной поверхности. Это количество лучистой энергии зависит от двух причин: с одной стороны, от коэффициента отражения от данной поверхности, а с другой – от количества лучистой энергии, падающей на данную поверхность. Поэтому яркость сильно освещенного черного бархата может быть больше яркости белой бумаги, находящейся в тени. (Приложение A . рис. 1.6).

Насыщенность – это степень отличия данного цвета от серого цвета, одинакового с ним по светлоте, или, как говорят, степень его выраженности. Насыщен ность цвета зависит от отношения, в котором находится количество световых лучей, характеризующих цвет данной поверхности, к общему световому потоку, ею отражаемому. Насыщенность цвета зависит от формы световой волны. [35, c . 216 – 217 ]. (Приложение A . рис. 1.7).

Взаимосвязь основных характеристик цвета может быть представлена в условно-графических координатных системах цветового пространства. Например, в пространственной цветовой модели — цилиндрическом цветовом пространстве (цветовой системе Манселла, США). (Приложение A . рис. 1.8).

Природа света и цвета

Введение

Значение цвета в жизни человека велико и многообразно. Все, что мы видим, мы видим при помощи цвета и благодаря цвету. Человеческому глазу доступны 40.000 цветов и их оттенков. Кроме цвета, размеров и формы, занимаемых тем или иным цветом, человек ничего не видит.

Любой предмет имеет свой цвет. Некоторые объекты мы узнаем только благодаря цвету. Представьте три круглых по форме и одинаковых по величине объекта. Мы можем превратить их в оранжевый апельсин, красный помидор или зеленое яблоко, окрасив их в соответствующие цвета. Весь мир во всей его красоте, форму и материал, пространство и освещение мы видим благодаря разнообразию цвета.

Проблемами цвета занимается целый ряд наук и научных дисциплин, каждая из которых изучает цвет с интересующей ее стороны. Физика изучает энергетическую природу цвета, физиология – процесс восприятия цвета человеческим глазом и превращения его в цвет, психология – проблему восприятия цвета и воздействие его на психику, способность вызывать различные эмоции, биология – значение и роль цвета в жизнедеятельности живых и растительных организмов. Совокупность всех этих наук, изучающих цвет с разных точек зрения, носит название научного цветоведения. Живописное изображение предмета, объектов и явлений природы основывается на цвете, который воспринимает глаз художника в момент наблюдения. Результат восприятия этого цвета определяется как объективными (существующими в природе цветовыми качествами предметов и явлений природы), так и субъективными факторами – психологией и физиологией зрительного восприятия формы, светлоты и цвета. Знание закономерностей цветовых явлений полезно дизайнеру. Цветоведение не дает рецептов творческих приемов, но объясняет наблюдаемые в природе явления, связанные с цветом. Здесь будет рассказано только об основном, о самом главном в области цветоведения.

§ Природа света и цвета

§ Ахроматические и хроматические цвета

§ Основные, составные и дополнительные цвета.

§ Основные свойства цветов.

§ Изменение цветов от освещения

§ Изменение цветов на расстоянии.

§ Законы воздушной перспективы

§ Несобственные качества цвета

§ Теплые и холодные цвета

§ Пространственные свойства цветов

§ Психофизиологическое воздействие цвета на человека

§ Эмоциональное воздействие цвета на человека

Природа света и цвета

Свет как природное физическое явление представляет собой лучистую энергию, которая в виде электромагнитных колебаний распространяется в пространстве, пока не встретит на своем пути какую-либо поверхность. Эту энергию излучают различные источники: естественные – солнце, луна, звезды и искусственные – огонь, лампы накаливания. Солнце, горящая электрическая лампа, пламя костра – источники собственного света. Луна, Земля, небосвод и все предметы, находящиеся на поверхности Земли (кроме светящихся) – источники отраженного света, который они, в свою очередь, распространяют на соседние объекты. Следовательно, весь видимый мир состоит из предметов, являющихся источниками собственного или отраженного света.

Физической основой, определяющей цвет предмета, служит способность поверхности поглощать, пропускать и отражать падающие на предмет лучи света, состоящего из волн различной длины. Отраженный предметом световой поток, дошедший до сетчатки глаза, оказывает фотохимическое действие на концевые нервные аппараты, заложенные в сетчатке.

Цвет – это свойство предмета вызывать определенное зрительное ощущение в зависимости от длины световой волны солнечного спектра, которую он отражает; это результат отражения света от поверхности предмета и восприятия части отраженного светового излучения зрительным аппаратом человека.

Читайте также:  Система круглых вентиляционных каналов из пвх

Когда от поверхности предмета отражаются, например, красные лучи солнечного спектра, а другие поглощаются или отражаются в меньшем количестве, мы видим предмет красным. При полном отражении лучей солнечного спектра предмет воспринимается белым или серым, а при почти полном поглощении лучей – черным.

Избирательность в поглощении света определяет постоянную собственную окраску предмета.

Собственный или локальный цвет предмета – условный, лишенный оттенков, основной цвет, свойственный данному предмету.

За каждым предметом в нашем сознании на основании жизненного опыта закрепляется какой-то определенный цвет: лимон – желтый, апельсин – оранжевый, трава – зеленая. Природный цвет предмета хорошо виден при ярком освещении.

В природе собственную одноцветную окраску предметов увидеть трудно. Сохраняя относительное постоянство, собственный цвет в природе изменяется под воздействием следующих факторов:

– контрастного взаимовлияния соседних цветов;

– свойств предмета и его поверхности;

– воздушной среды и расстояния;

– силы и спектрального состава прямого и отраженного света.

Влияние всех этих факторов превращает собственный цвет предметов в обусловленный. Поэтому все основные цвета предметов мы видим с многочисленными цветовыми оттенками. Красную или белую розу нельзя написать только красной и белой краской, к условному цвету собственной окраски обязательно добавляют краски цвета освещения, окружающих предметов и среды. В противном случае изображаемый предмет будет выглядеть безжизненным.

Роль цвета в интерьере

В убранстве квартиры, в решении художественного облика каждой вещи, в объединении раз­личных предметов обстановки в одно гармоничное целое главную роль играет цвет. Цветовые со­четания обладают огромной эмоциональной выразительностью и оказывают на человека определенное психофизиологическое воздействие.

Разные цвета и их сочетания воспринимаются человеком по-разному, вызывают у него са­мые разнообразные чувства и ассоциации: они могут создавать жизнерадостное настроение или раздражать, повышать работоспособность или снижать ее. Цвет может влиять даже на наше ощу­щение пространства, его зрительное восприятие. Одно и то же помещение в зависимости от окра­ски может казаться больше или меньше, выше или ниже, длиннее или короче, светлее или темнее.

Правильно используя свойства цвета, можно выбрать ту цветовую гамму, которая сделает помещение по-настоящему красивым. Но как выбрать из всего многообразия цветов и красок именно те, которые помогут создать художественно цельные и гармоничные сочетания в цвете стен, мебели, драпировочных и обивочных тканей?

Помните, что каждый цвет с гаммой всех его оттенков имеет свой характер, создает опреде­ленное впечатление. Однако для начала ознакомимся с ключевыми понятиями.

Цвета бывают теплые и холодные.

К теплым относятся красный, оранжевый и все похожие цвета, в которых они преобладают.

Холодными являются синий, голубой и вся группа сине-зеле­ных и сине-фиолетовых тонов. Зеленые цвета, когда в них больше синего, – холодные, а желтого или красного – теплые.

Исследования показывают, что теплые интенсивные цвета кажутся более близкими. Эти цве­та названы выступающими. Холодные цвета, наоборот, кажутся более далекими, а потому получи­ли название отступающих.

Кроме того, цвета делятся на хроматические и ахроматические.

К хроматическим относят желтый, красный, синий цвета и их оттенки, к ахроматическим – серый, белый, черный.

Говоря о цветах, необходимо упомянуть о таком понятии, как колорит. Это – соотношение всех цветов, входящих в композицию. Он определяется доминирующими цветами близких оттен­ков. Так, если в интерьере преобладают серо-голубые тона, то при наличии в нем незначительных элементов желтого, коричневого и белого цветов он воспринимается в серо-голубом колорите.

Существует также такое понятие, как гармония. Это – закономерное сочетание цветов, спо­собствующее их высокой художественной выразительности. Есть два вида гармонии – нюансная и контрастная.

Нюансная гармония характеризуется отсутствием в цветовой композиции сильных контра­стов цветов, то есть сочетания светлых и теплых, бледных и насыщенных цветов. Состояние покоя достигается путем уравновешивания цветовых поверхностей. Это значит, что большие поверхно­сти имеют сдержанные нейтральные светлые тона, а меньшие – яркие насыщенные. Такого вида гармония должна присутствовать в спальных и детских комнатах, кабинетах, а также в комнатах для людей преклонного возраста.

Контрастная гармония характеризуется сопоставлением ярких холодных и теплых цветов и может применяться в гостиных и столовых. Однако нужно учитывать, что контрастная гармония бы­стро утомляет и ухудшает психологическое состояние человека. Поэтому лучше, чтобы яркие хро­матические цвета уравновешивались, приглушались ахроматическими.

Понятно, что сочетание нескольких цветов в одной композиции вызывает более сложные чув­ства. При этом на психику активнее действуют цвета, которых больше в количественном отноше­нии, а также насыщенные цвета.

Поговорим о каждом из цветов в отдельности.

ЗНАЧЕНИЕ ЦВЕТА В ДИЗАЙНЕ ИНТЕРЬЕРА

Так, красный является теплым, веселым цветом. Он возбуждающий, горячий, энергичный и жизнерадостный – самый живой и активный цвет. Он оказывает стимулирующее влияние на мозг и вызывает яркие эмоциональные реакции, способствует увеличению напряжения мускулатуры, по­вышению давления крови и ритма дыхания, очень влияет на настроение людей.

При этом мы говорим не только о яркости современного цвета красной пластмассы, нитро­эмали или ткани. Из строительных материалов кирпич и клинкер, охра и сурик относятся к древним традиционным материалам, которые богатством оттенков красного цвета всегда украшали жилые помещения. И в наши дни их можно с успехом использовать для оформления помещений дома, особенно при непосредственном контакте с природой. Очень красиво и приятно для глаза сочета­ние красного и коричневого с белым и черным. Важно то, что черный цвет усиливает звучание, придает конкретность и значимость пространства, а белый – смягчает и снимает напряжение. Живость и те­плота красного цвета могут и возбуждать, и утомлять. Но это – скорее раздражение мгновенное, чем длительное. К тому же влияние красного цвета на человека зависит и от темперамента послед­него, поэтому легко возбудимые и энергичные люди должны избегать этого цвета, в то время как неуверенные, склонные к вялости могут использовать его в качестве жизненного тонуса. Силу воз­действия красного цвета можно регулировать и добиваться разного эффекта не только с помощью тональности и насыщенности, но и изменением площади поверхности включаемых в интерьер эле­ментов. Это возможно благодаря использованию отодвигающихся штор, скатерти, покрывала, пледа, декоративных подушек, положение которых легко менять.

Кроме того, у красного цвета большое разнообразие оттенков: от нежно-розового до тем­но-бордового. Светлые оттенки розового гармонируют со многими светлыми тонами, например, с бледно-зеленым, зеленовато-голубым, бледно-желтым и с темно-красным того же оттенка.

Желтый цвет со всеми его оттенками, от кремового до коричневого, является одним из луч­ших теплых цветов для отделки комнат. Особенно хорош светло-желтый цвет для окраски стен в не­достаточно освещенных комнатах, где мало солнца, или в тех районах, где часто бывает пасмурная погода, так как светло-желтые тона создают впечатление солнечного дня даже в пасмурное время. Лучше всего использовать для стен светлые оттенки желтого: кремовый, лимонно-желтый, блед­но-золотистый. Желтый цвет хорошо воздействует на зрение, мозг, снимает нервное напряжение, создает солнечную, радостную, живую атмосферу. Сочетания желтого с белым и коричневым соз­дают широкие возможности для декорирования детской комнаты, кухни, кабинета. В то же время желтый и белый в сочетании с голубым и изумрудным могут составить основу для решения общей комнаты в различных вариантах.

Включение желтого цвета всегда визуально расширяет помещение, делает его просторным и легким. В сочетании с белым желтый цвет не утомляет глаз, придает помещению особую воздуш­ность и проницаемость пространства. Используя это сочетание, даже самую заставленную ма­ленькую комнату можно превратить в зрительно просторную и светлую. Поэтому оно уместно, в первую очередь, в комнатах, обращенных на север, узких или затемненных и в детских комнатах. Если это сочетание дополнить включением декоративной зелени, можно внести особую естествен­ность среды, природного окружения. А вот сочетание желтого с черным создает искусственную де­ловую атмосферу рабочего помещения. При этом речь идет только о чистом и ярком желтом цвете, который всегда можно использовать с уверенностью, что он не портит интерьер. Кстати, к желтым стенам подойдет обивка мебели и занавески красного, зеленого, голубого и коричневого цветов.

Все возможные оттенки в сторону коричневого и зеленого требуют более продуманного и ос­торожного отношения. Желтый цвет отличается особой активностью и поэтому даже незначитель­ное его использование сразу же меняет общую цветовую картину. Сложный, невыразительный по цветовым сочетаниям интерьер можно оживить даже с помощью включения ярко-желтой детали, которая придаст общую целостность, завершенность и ясность.

Оранжевый цвет также относится к теплым цветам. Он представляет собой смесь красного и желтого, сочетая в себе качества и того, и другого. У него много красивых оттенков: от бледного до теплого коричневого, беж, персикового и кораллового.

Синий и голубой цвета относятся к холодным. При этом они как бы удаляют от нас предме­ты, создавая впечатление простора и спокойствия. Их оттенки удачно сочетаются с самыми разно­образными цветами. Синий цвет со всеми его оттенками от нежно-голубого до черно-фиолетового мы привыкли наблюдать в природе. Это – вода, воздух, даль, глубина и т. д. Но во внутренних поме­щениях простой синий цвет выглядит слишком холодно, но если он разложен на сложную тоновую гамму или соединен с желтым и красным, он и воспринимается по-другому.

Психологическое воздействие сочетаний синего цвета с другими легко определить, так как они аналогичны тем, что мы встречаем в природе. Так, сочный желтый в сочетании с синим дает неожиданные сочетания сол­нечного и мрачного природного окружения. Очень гармонично соединение синего и коричневого, е котором проглядывается связь неба и земли. Коричневые и бежевые оттенки в сочетании с синим приемлемы в оформлении постоянного спокойного и стильного жилого помещения, например, об­щей и детской комнат, рабочего помещения и спальни.

Голубой цвет средней насыщенности при­дает комнате строгий вид, как бы расширяя ее. Светлые тона этого цвета можно применять в ком­натах, выходящих на юг, а вот комнаты, обращенные на восток и запад, окрашивать в голубые и си­ние тона не рекомендуется.

Фиолетовый цвет выглядит холодным в синеватых оттенках и теплым в красноватых. Тем­но-фиолетовые тона выглядят богато, пышно, но мрачно; а светлые тона (сиреневые, лиловато-розовые) создают спокойную атмосферу. Лиловый цвет синеватого оттенка удачно сочетается с зе­леным, серым или кремовым. Сам по себе фиолетовый цвет, особенно темный, не подходит для ок­раски стен и обивки, хотя и хорош как добавление в разнообразных сочетаниях при оформлении интерьера. Надо сказать, что использование фиолетового цвета в интерьере – дело довольно рис­кованное, в случае ошибки он создает впечатление замкнутости, тяжести, вызывает гнетущее на­строение. Поэтому использовать этот цвет в решении интерьера жилых помещений лучше при по­мощи специалиста.

Зеленый цвет – цвет природы и свежести. Он дает состояние покоя и мягкости, способству­ет снижению давления крови, расширяя капилляры. Этот цвет хорошо действует при умственном перенапряжении. Возможно, поэтому письменные столы раньше покрывали сочным зеленым сук­ном.

Зеленый цвет хорошо подходит для жилого помещения, однако комната, оклеенная обоями традиционной расцветки разделенного зеленого цвета, выглядит нежизнеспособно, скучно и без­душно.

В то же время использование светлых бежевых и белых фонов и деталей с ярко-зелеными или глубокими темно-зелеными элементами в отдельности создает свежую, жизнеутверждающую, полную оптимизма обстановку. Подобно белому, коричневому, синему, зеленый цвет можно ис­пользовать как объединяющий все помещения. Стены, а иногда и потолок, окрашенные в глубокий зеленый цвет, в сочетании со светлой мебелью придают помещению уравновешенность и уют. В зеленый цвет лучше всего красить стены комнат, предназначенных для отдыха.

Зеленый цвет отличается большим разнообразием оттенков спокойных тонов, которые легко сочетаются почти со всеми цветами и являются хорошим фоном для других цветов. Комната, стены которой окрашены в бледно-зеленый цвет, визуально становится просторнее. Для обоев подходят также зеленовато-серые оттенки. Особенно хорош зеленый цвет в сочетании с деревом естествен­ной окраски. Желтовато-зеленые оттенки создают более радостное настроение, но хуже сочетаются с другими цветами, поэтому пользоваться ими надо осторожно. Темно-зеленый фон может контра­стно подчеркнуть белую мебель, светлых пород дерева – сосны, березы, клена. При окраске в зеле­ный цвет необходимо учитывать наличие зелени комнатных растений. Во избежание перенасыщенности зеленые тона не следует применять в комнатах с широкими окнами, выходящи­ми в сторону зеленого массива.

Белый цвет – символ чистоты и нежности. Нейтральность по отношению к другим цветам по­зволяет объединять их, причем белый цвет увеличивает яркость других чистых цветов. В белый цвет чаще всего красят потолки, причем делают это не случайно. Благодаря ему помещение кажет­ся выше. Свойство белого цвета – смягчать другие цвета, особенно яркие оранжевый, красный, зе­леный.

Интерьер с преимуществом белого цвета служит исходной позицией в развитии цветовых ре­шений квартиры. Поэтому даже если не целая комната, а только ее часть декорирована с явным преимуществом белого цвета, это всегда увеличивает цветовые возможности. Как известно, цве­товые комбинации чистых цветов придают излишнюю пестроту, но белый и черный всегда гармо­нично сочетаются с ними.

Если в комнате много резких чистых цветов, то тоновые контрасты могут быть значительно уменьшены введением белых акцентов. Окрасив в светлые тона стену, обращен­ную кокну, можно добиться большей освещенности помещения, так как светлая стена рефлектиру­ет (отражает) дневной свет.

Принцип оформления белого помещения довольно прост и не требует от оформителя особо­го умения. Разная степень включения цветных предметов, начиная от простых чистых цветов и за­канчивая их сложными взаимными сочетаниями, позволяет постепенно разнообразить, оживить пространство. Цветовыми акцентами могут быть не только элементы мебели, оборудования, но и одежда человека, цветы на столе, книги, декоративные элементы. На фоне белых стен очень красиво выделяется полированная мебель из темного дуба. Белый цвет хорошо сочетается с любым цве­том, великолепно играя роль фона.

Черный цвет лучше употреблять в ограниченном количестве и только для того, чтобы отте­нить яркие цвета. Для смягчения контраста черный цвет можно заменить темно-серым или темно-ко­ричневым.

Серый цвет может быть очень разным. Более темные оттенки выглядят мрачно, а светло-се­рые вполне подходят для окраски стен, являясь прекрасным фоном, на котором выигрывают яркие занавески, обивка мебели, эстампы, картины. Серый цвет хорош в сочетании с голубым, свет­ло-зеленым, малиновым и ярко-красным.

Цвет беж также прекрасен в качестве фона. Его можно сочетать с коричневым, темно-крас­ным, зеленым. При обоях или обивке цвета беж непременно нужны яркие пятна в виде подушек, коврика, керамических ваз, цветов.

Сочетаний цветов бесконечно много, но они не всегда могут быть красивыми и приятными для глаз. Наиболее распространены: однотонное сочетание, простое сочетание дополнительных цветов, сложное сочетание дополнительных цветов и, наконец, сочетание трех цветов.

В однотонном сочетании соединяются различные оттенки одного и того же цвета, напри­мер голубого. Но подобрать мебель, драпировочные ткани и аксессуары одного цвета сложно, да и комната в этом случае будет выглядеть скучно.

В простом сочетании дополнительных цветов соединяют два дополнительных цвета, на­пример, красный и зеленый, синий и оранжевый, фиолетовый и желтый. Это очень распространен­ное сочетание: его часто применяют в тканях с рисунком, в расцветке ковров и т. п. Если необходи­мо, контраст смягчают, добавляя к сочетанию третий, нейтральный цвет, скажем, серый.

При сложном сочетании дополнительных цветов один из них берут в двух или нескольких оттенках, к примеру, синий соединяют не с чистым оранжевым, а с оранжево-красным и оранжево-желтым и, наоборот, оранжевый соединяют с сине-зеленым и сине-фиолетовым.

Сочетание трех разных цветов очень интересно. Однако все три цвета не следует брать в равных количествах, один из них должен преобладать (стены или обивка мебели), а два других – быть как бы дополнением (занавески, обивка кресла и т. д.).

Как видите, основных видов сочетания цветов всего три, но с чего же все-таки начать подбор цветовой гаммы? Его можно начать с любой имеющейся у вас вещи, например, с дивана, кресел, обитых хорошей тканью, которую вы не собираетесь менять, с занавесок или ковра. В любом соче­тании один цвет должен преобладать, то есть занимать самую большую поверхность. Преобладаю­щий цвет комнате чаще всего придает окраска стен, а цвета обивки мебели, занавесок и штор, ковра будут дополнительными в сочетании; наконец, третий цвет будет играть вспомогательную роль, связывая два основных. Вспомогательными, связующими по цвету предметами могут быть аксессуары: диванные подушки, вазы.

К однотонному сочетанию цветов хорошо добавить яркие, украшающие и оживляющие пятна гармонирующего цвета, который должен занимать очень небольшое пространство.

Читайте также:  Простейшее зарядное устройство

Кроме того, есть маленькая деталь, о которой часто забывают: все цвета при дневном свете выглядят иначе, чем при искусственном; поэтому, покупая обои, обивку или ткани для драпировки, не забудьте посмотреть, как они выглядят при электрическом освещении. Проверить нужно не только каждый цвет, но и его сочетание с другими цветами при дневном и искусственном свете.

Для введения в сочетание цветов какого-либо яркого тона его лучше повторить 2-3 раза в виде нескольких небольших предметов: подушек, ваз для цветов, небольших пятен в узоре ковра, тканей.

Не рекомендуется использовать только теплые или холодные тона; даже при большом их раз­нообразии надо непременно оттенить преобладающий цвет другим, резко отличающимся: теплый холодным, и наоборот.

Один и тот же цвет имеет множество оттенков, как светлых, так и темных. Но ни теми, ни дру­гими нельзя пользоваться совершенно одинаково для всех частей комнаты и любого предмета об­становки. Оттенок, который годится для окраски стен, будет чересчур светлым для ковра; а яркий, светлый тон, великолепно подходящий для обивки мебели или штор, будет плохо выглядеть на сте­нах.

Цвет и свет в жизни человека

Задумывались вы над вопросом, каким образом мы получаем информацию о окружающем мире?

Считается, что 80% человек получает с помощью глаз.

Содержимое разработки

Свет и цвет в жизни человека

Задумывались вы над вопросом, каким образом мы получаем информацию о окружающем мире?

Считается, что 80% человек получает с помощью глаз.

Как известно, луч света состоит из семи основных цветов: красного, оранжевого, желтого, зелёного, голубого, синего и фиолетового. На самом же деле, их несколько миллионов. Объясняется это следующим: когда цвет проходит через прозрачную поверхность или предмет, он преломляется, и свет, который мы видим (белый) состоит из этих, преломленных цветов.

Исаак Ньютон считается первым, кто назвал точное число – семь. Он наблюдал, как луч света падает на поверхность стеклянной призмы под углом к поверхности, часть света отражается, а часть проходит через стекло, образуя разноцветные полосы, что в наше время называется радугой . Однако в своих научных работах он писал, что первоначально обнаружил лишь пять цветовых оттенков в радуге: красный, желтый, зеленый, голубой и фиолетовый, а впоследствии добавил к ним еще два цвета оранжевый и синий. Число семь он выбрал из убеждения, что существует связь между цветами, музыкальными нотами, объектами Солнечной системы и днями недели.

Восприятие цветов радуги в разных странах

* У американцев, немцев, французов и японцев считается, что у радуги именно шесть цветов. Но, помимо количества, различаются и цвета: для японцев это — красный, оранжевый, желтый, голубой, синий и фиолетовый. Вы спросите, а где же зеленый? Просто в Японии зеленого цвета вообще нет. Он вроде бы и есть, но это оттенок голубого, как у нас алый — оттенок красного.

* У англичан нет голубого цвета, для них это светло-синий.

* Аборигены Австралии также насчитывают в радуге шесть цветов, а некоторые племена Африки до сих пор уверены, что у радуги всего два цвета — темный и светлый.

* В исламе радуга состоит из четырех цветов — красного, желтого, зеленого и синего, соответствующих четырем стихиям.

* А вот в Китае в радуге различают пять цветов, соединение которых означает единство инь и ян.

У каждой личности есть свой цвет

4 цвета – красный, желтый, зеленый и синий. Это основные цвета, которые связаны с определенным качеством личности, которое преобладает в характере человека. В зависимости от того, к какому типу он принадлежит выделяются и цветотипы:

* Красный – уверенность в себе и своих силах.

* Зеленый – чувство самодостаточности и самоуважения.

* Синий – чувство удовлетворенности собой и миром.

* Желтый – ощущение внутренней свободы.

Характер формируется со временем, а темперамент дается человеку от рождения. Точно так же есть всего 4 вида темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Если вы можете определить темперамент человека, то вам будет легче с ним общаться. Это помогает не только на работе, но и в повседневной жизни.

В результате проделанной работы мы не только определили зависимость предпочитаемого цвета от темперамента, но и убедились, что цвет играет большую роль.

Настя – голубой, зеленый – флегматик

Витя – красный – холерик

Карина – пудровый, белый – сангвиник

Яна – оранжевый, зеленый – сангвиник

Валя – индиго – меланхолик

Дарина – фиолетовый – меланхолик

Вера – желтый – сангвиник

Алина – красный, оранжевый – холерик

Сергей – синий – меланхолик

Юра – белый, желтый – сангвиник

Влияние цвета на:

работоспособность учеников и их психику в школе

В школах стены классов могут быть обклеены обоями или окрашены краской светлых тонов: бежевого , желтого , розового , зеленого или голубого . Двери окрашиваются в тот же цвет, что и стены, но более насыщенного тона или же просто в белый цвет, оконные рамы в белый или светло – серый цвет.

Еще в прошлых веках доски изготовлялись из сланца или из дерева, которое затем покрывали черной краской. Но в 1960-х годах зеленым оттенком покрыли школьные доски Америки, потом и Западной Европы, на что поступили положительные отзывы от учителей. Тон для доски можно выбрать коричневый, но лучше всего темно-зеленый, так как он не раздражает глаз и символизирует природу и гармонию. Именно при нем увеличивается производительность труда.

Цвет в интерьере

В течение одного года ученые проводили наблюдение за влиянием на работу головного мозга красного , синего и белого цветов. Оказалось, что с заданиями, требующими внимания, человек справлялся быстрее в комнате с красными стенами. Так, в комнате, где много красного цвета, испытуемые быстрее выполняли расчеты, заполняли декларации и при этом реже ошибались. Голубые и синие тона способствуют развитию творческого мышления. Если вам необходимо придумать что-то новое, то лучше это сделать именно в синей комнате. А вот белый и пастельные цвета не оказали заметного влияния на работу мозга

ВЛИЯНИЕ ЦВЕТА ПРОДУКТОВ НА ЗДОРОВЬЕ

ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ Желтый цвет продуктов связан с пищеварительным процессом, с печенью и кишечником. Продукты желтого цвета способствуют выводу токсинов и очищению тела, важны для эндокринной системы. Активизируют мозг и мышление, поэтому важно включать из в рацион во время учебы. Благодаря очищающим свойствам продукты этого цвета улучшают состояние кожи. Могут помочь при заболеваниях нервной системы, при запорах, расстройстве желудка и диабете. К продуктам желтого цвета относятся цитрусовые, яблоки, светлый виноград, кукуруза, картофель, дыня, сладкий перец, желтая стручковая фасоль и др.

Фиолетовый цвет продуктов важен для психического здоровья. Этот цвет связан с дыхательной системой, он улучшает подачу кислорода. Если в рационе не достает фиолетовых продуктов, человек постоянно чувствует себя усталым. Фиолетовые продукты помогают смягчить боль в горле, снизить жар, воспаление, облегчить спазмы, сильные боли и зуд. К продуктам фиолетового цвета можно отнести свеклу, ежевику, чернику, чёрный виноград, сливы, краснокочанную капусту, баклажаны и др.

Красный цвет продуктов усиливает кровообращение, повышает мышечный тонус, поэтому наполняют энергией, стимулирует к достижению жизненных целей, дарит мужество, силу и уверенность в себе. Еда красного цвета лечит депрессию, стимулирует надпочечные железы, незаменима для людей, страдающих малокровием и для тех, кто всегда мерзнет. Если вы очень устали, красные продукты помогут прийти в норму. Красные фрукты и овощи укрепляют иммунную систему, улучшают усвоение пищи и очищают организм от шлаков. Это помидоры, красные ягоды и красное мясо – говядина и телятина. Можно добавить красную фасоль, гранаты, сладкий перец, арбуз. Не исключается и красное вино.

Оранжевый цвет продуктов делает нас общительными, оптимистичными и творческими людьми, помогают рождению новых идей. Оранжевые продукты хорошо влияют на физическое и умственное развитие, положительно сказываются на пищеварительных органах. Высокое содержание антиоксидантов в продуктах оранжевого цвета помогает разрушать токсические вещества и восстанавливать поврежденные клетки. К продуктам оранжевого цвета можно отнести некоторые цитрусовые, сладкий перец этого цвета, морковь, абрикосы, хурма, желтые яблоки, персики, дыни, бананы, лимоны, ананас, желток яиц, лосось, мед, кукурузные хлопья и кукуруза, сыр.

Зелёный цвет продуктов дарует нам покой, равновесие и гармонию. Положительно влияет на сердце и артериальное давление, помогает улучшить работу легких. Зеленый цвет продуктов связан с сердцем, поэтому зеленая еда полезна людям с высоким давлением, она предотвращает сердечные заболевания. Хлорофилл, содержащийся в такой пище, освежает, помогает очистить и укрепить тело. Продукты зеленого цвета это – вся листовая зелень, знленый лук, капуста белокачанная, брокколи, кольраби, кабачки и патиссоны, яблоки, виноград, киви, зеленый крыжовник, огурцы, зеленый горошек, зеленая стручковая фасоль, морская капуста, зеленый чай и др.

Коричневый цвет продуктов контролирует работу щитовидной железы, влияет на умственные и физические способности, воздействует на зрение и слух. Увеличить потребление пищи коричневого цвета следует при болезнях глаз, ушей, носа, а также кожи и легких. Это гречка, печеный картофель, бурый рис, какао и др.

Действительно, почему мы видим снег белым, яблоко – зеленым, а апельсин – оранжевым? Что это такое – цвет предмета? Все ли люди видят его одинаковым? Давайте разбираться.

Если говорить упрощенно, то цвет предмета – это свет, отраженный от него, который пришел в наш глаз. Без света нет и цвета.

Возьмём какой-либо яркий предмет. Можно определить цвет предмета? Это совсем нетрудно.

Теперь зайдем в тёмное помещение. Можно ли теперь определить цвет? Нет.

Вывод: Цвет предмета – свойство субъективное (т.е. в разных условиях он будет разным). Для того, чтобы увидеть цвет (да и вообще сам предмет), нам нужен свет.

Так почему же все-таки одни предметы имеют один цвет, а другие – другой?

Для ответа на этот вопрос нам надо проследить за солнечным лучом (или лучом от лампы). Вот он летит от источника света, пока не упрется в какую-нибудь преграду. Теперь все зависит от того материала, из которого она сделана. Для луча света все материалы делятся, условно говоря, на три группы: которые этот луч света пропускают через себя, которые луч света поглощают, и те, которые этот луч света отражают от себя. Если луч света проходит насквозь материала, нам он кажется прозрачным. Если полностью поглощают, то он нам кажется черным. Если полностью отражает, то он нам кажется белым. А вот если предмет поглощает и отражает луч света не полностью, то мы и видим цвет у предмета.

Значит, мы видим предмет цветным, когда он частично отражает падающий на него свет.

Но почему цвета получаются разными? Дело в том, что луч обычного света, который мы называем “белый”, на самом деле состоит сразу из нескольких цветов. Если бы мы могли расщепить его, мы бы это увидели. Но как его расщепить? Для этого понадобится призма.

Оптическая призма – это такой специальный кусок стекла: верхняя и нижняя стороны у него – треугольники, а боковые стороны – прямоугольники. Луч света, попадая в призму

отражается в ней и преломляется (отклоняется со своего пути). И когда выходит из нее, то разделяется на составляющие части. Тогда мы видим радугу. Это явление называется ” дисперсия ” и впервые открыл ее Ньютон, разложив луч света в спектр при помощи такой же оптической призмы.

Если у вас нет призмы, её можно сделать самому.

Где же можно получить радугу? Например, в ванной – лучи света от настенных светильников отражаются от края зеркала и “пускают” радугу на стиральную машину

Каждая отдельная снежинка, из которых состоит сугроб, это замерзшая вода. Т.е. лед. А лед прозрачен. И каждая снежинка по отдельности прозрачна. Это хорошо видно на макрофотографиях.

Снежинка состоит из шестиугольных кристалликов льда. Лед пропускает через себя солнечный свет. Значит, и сугроб снега должен был бы быть прозрачным? Но это не так. Каждая снежинка в сугробе состоит из прозрачных кристаллов льда. Свет многократно преломляется и отражается в этих кристаллах, переходя от снежинки к снежинке. И в конце концов весь свет выходит наружу, попадая и в наш глаз. Поэтому мы видим сугроб снега белым.

Субъективность восприятия цвета

Материалы: лист бумаги, фотоаппарат

Мы взяли белый лист бумаги и сфотографировали его в разных условиях в разных комнатах. Например, мы фотографировали бумагу в центре комнаты. На освещенном солнцем подоконнике, потом возле коричневого шкафа. Затем, когда я надела красную кофту. Лист остался прежним.

А теперь посмотрим получившиеся фотографии. Оказывается, на фотографиях совершенно другие цвета. Например, лист на подоконнике, оказался, не белым, а голубым. А когда я надеваю красную кофту, то и бумага становится красной.

Опыт 3. Разложение луча света на спектр.

Материалы и оборудование: Миска с водой, карманное зеркало, лист бумаги.

Налили в миску до половины воды и установили её так, чтобы она стояла в месте, где есть солнечные лучи. Одной рукой держали лист бумаги вертикально рядом с миской. Затем опустили в миску с водой другую руку с зеркалом. Регулируя угол наклона зеркала, добились того, чтобы оно из под воды пускало на бумагу радужный солнечный зайчик. Этот “зайчик” и есть разложение солнечного луча в спектр.

На фото Яна делает опыт по разложению солнечного луча на спектр.

На последнем фото видно, какая радуга получится в результате.

И если внимательно посмотреть на снег, то можно увидеть, что он не совсем белый. В сумерках он голубой. На ярком солнце – желтоватый. А какие еще оттенки снега сможете найти вы?

КАКОГО ЦВЕТА СНЕГ?

Утром солнечно, морозно,

Мы идем гулять с тобой,

А на веточках березы

Вон синичка полетела,

На окне – смотри! – снегирь!

Снег повсюду белый-белый,

Точно сливочный пломбир.

За спиной портфель тяжелый,

Снег кружится желтый-желтый

Высоко под фонарем.

Вот и ночь. На ветках иней.

В окнах гаснет желтый свет.

И сверкает синий-синий,

Словно звезды, синий снег.

А вот какими разноцветными увидел снежные вершины Гималаев художник Николай Рерих. Белые, голубые, зеленоватые, розовые, сиреневые, желтые. Правда красиво? А ведь это все просто белый снег!

При обычном освещении

Кроме того, снег может и при обычном белом освещении быть разноцветным. Например, тающий снег имеет серый оттенок. А в высоких широтах снег может стать красным! Например, на Северном Урале, в Арктике, на Земле Франца-Иосифа иногда наблюдается такое явление, как покраснение снега. Причем и вкус у него меняется – становится похожим на арбуз! Виноваты в этом крошечные водоросли хламидомонады которые живут и размножаются на снегу, несмотря на низкую температуру.

А в 2010 году в Краснодарском крае выпал желтый снег! Произошло это из-за того, что сюда долетел теплый ветер из Африки. Он принес с собой тучи песка, которые и придали снегу окраску от светло-бежевой до коричневой.

Смешивание цвета. Волчки

Волчки из бумаги простая поделка и очень эффектная игрушка для детей и взрослых. Он состоит из круга, вырезанного из картона и основания – зубочистки. При движении волчок располагается вертикально, но как только он перестает крутиться, он тут же падает. С помощью волчков можно получить различные оптические эффекты.

Круг можно разбить на четное количество секторов и раскрасить через один в два разных цвета.

Желтый + синий = зеленый

Желтый + красный = оранжевый

Синий + красный = фиолетовый

Красный + фиолетовый = пурпурный

Красный + черный = коричневый

Черный + белый = серый

А если круг разделить на семь секторов и каждый покрасить по кругу в цвета радуги, то при вращении волчка получиться ( в идеале) белый (серый) цвет. Ведь белый цвет собирает в себя все цвета.

Свет на призму попадает,

Призма в спектр разлагает,

И видны без всяких слов,

Основные семь цветов!

Луч упал и преломился,

Даже цветом изменился,

В радугу он превратился,

То дисперсии закон,

А открыл его Ньютон!

Физика в литературе

Шар раскаленный, золотой

Пошлет в пространство луч огромный,

И длинный конус тени темной

В пространство бросит шар другой.

1.Какое физическое явление описывает поэт?

На окне, серебряном от инея,

За ночь хризантемы расцвели.

В верхних стеклах — небо ярко-синее

И застреха в снеговой пыли.

Почему оконные стёкла покрылись узором инея?

Ссылка на основную публикацию