Размеры могут немного отличаться от заявленного

17 различий, которые больше не поставят нас в тупик

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Время от времени приходится задумываться, а чем отличаются, например, суши от роллов. Или балкон от лоджии. Или проспект от бульвара. Или маслины от оливок.

AdMe.ru решил разобраться в этой путанице и ответить на все популярные вопросы о «разнице между» в одном месте.

1. Маслины и оливки

Вопреки расхожему мнению, маслины и оливки — это плоды одного дерева. Во всем мире, кроме России и стран СНГ, плоды оливкового дерева называют оливками (зелеными или черными).

В русском языке под маслинами подразумевают черные оливки, достигшие полной зрелости. Именно их используют для производства оливкового масла.

2. Суши и роллы

Суши (суси) — это общее название популярного блюда японской кухни из клейкого риса и морепродуктов. Роллы — один из видов суши.

Классические суши представляют собой комочки риса, накрытые рыбой. А роллы — это рулеты из риса с начинкой, завернутые в лист водорослей нори.

В отличие от суши, в состав роллов могут входить любые начинки, в то время как суши готовят только с морепродуктами.

Суши готовят руками, а роллы — при помощи специального коврика-макису.

3. Фортепиано, пианино и рояль

Фортепиано — это общее название класса инструментов, имеющих клавиши и молоточковую механику.

Пианино, как и рояль, — это разновидности фортепиано.

Между собой пианино и рояль отличаются формой и внутренним устройством. В пианино струны, дека и механическая часть расположены вертикально, а не горизонтально, поэтому пианино меньше, чем рояль.

4. Проспект и бульвар

Проспект является широкой проезжей улицей, предназначенной для движения транспорта. Проспектами, как правило, называют центральные улицы или те, которые соединяют важные части города.

Бульвар представляет собой аллею с обязательной пешеходной зоной и зелеными насаждениями. Бульвары могут находиться в любой части города, часто являясь зеленой «отдушиной» в промзонах или возле загруженных дорог.

5. Балкон и лоджия

Существует ошибочное мнение, что лоджия — это застекленный балкон. На самом деле балкон и лоджия различаются более существенно.

Балкон — это навесная площадка, выступающая за пределы стены дома и открытая с трех сторон.

Лоджия — это встроенная в помещение площадка, которая с трех сторон ограждена стенами здания и только с одной стороны открыта.

И балкон, и лоджия могут быть остеклены.

6. Скороварка, мультиварка и пароварка

Скороварка — это универсальная кастрюля с толстыми стенками и герметичной крышкой. Продукты внутри скороварки находятся под высоким давлением, что помогает им готовиться в два-три раза быстрее. Скороварку можно использовать и на плите, и от сети.

Мультиварка — прибор, оснащенный электронной начинкой, которая контролирует все процессы приготовления еды. Мультиварка отличается от скороварки более богатым функционалом и технологией приготовления пищи. В мультиварке нет высокого давления.

Пароварка представляет собой устройство, состоящее из нескольких соединенных между собой емкостей, которое готовит еду на пару. В пароварке, в отличие от мультиварки и скороварки, можно готовить одновременно несколько блюд.

7. Окружность и круг

Окружность представляет собой замкнутую линию. Круг — это пространство, ограниченное окружностью.

Окружность является границей круга. У окружности есть длина, а у круга ее нет.

8. Оса и пчела

Внешне оса отличается от пчелы более стройным телом и менее густым волосяным покровом. Осы не собирают пыльцу и не опыляют растения, в отличие от пчел, чье главное назначение в природе состоит в опылении цветков. Все пчелы производят мед. Среди ос это могут делать только некоторые виды.

9. Близнецы и двойняшки

С медицинской точки зрения понятия «двойняшки» не существует. Двух и более детей, которые родились у одной матери практически одновременно, называют близнецами. При этом различают однояйцевых и разнояйцевых близнецов.

Однояйцевые близнецы получаются при оплодотворении одной яйцеклетки, которая потом поделилась. Разнояйцевые получаются при оплодотворении двух яйцеклеток двумя сперматозоидами. Именно их в народе называют двойняшками.

Однояйцевые близнецы всегда одного пола и практически одинаковы внешне. Разнояйцевые близнецы могут быть похожи между собой не больше, чем обычные братья и сестры.

10. Англия и Великобритания

Великобритания — это островное государство в Северо-Западной Европе, которое включает в себя четыре исторических региона — Англию, Шотландию, Уэльс и Северную Ирландию.

Таким образом, Англия — это часть Великобритании. В английском языке «регионы», входящие в состав Великобритании, называются «countries», что переводится как «страны». Возможно, в этом причина возникшей путаницы.

11. Фэнтези и фантастика

Фантастика — жанр в художественной литературе и искусстве, для которого характерно нарушение границ реальности, описание вымышленных миров. Современная фантастика включает в себя такие жанры, как научная фантастика, фэнтези, ужасы, магический реализм и многие другие.

Фэнтези — это жанр фантастики, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов. Для мира фэнтези характерны волшебные существа (колдуны, эльфы, гномы, драконы) и сверхъестественные явления. Принципиальное отличие чудес фэнтези от их сказочных аналогов в том, что они являются нормой описываемого мира и действуют системно, как законы природы.

Когда говорят об отличиях между фэнтези и фантастикой, чаще всего под фантастикой подразумевают другой фантастический жанр — научную фантастику.

12. Бандероль и посылка

Бандероль и посылка различаются, в первую очередь, своей массой и объемом. Бандероль — это малогабаритное почтовое отправление, вес которого не превышает двух килограммов. Посылкой можно отправить крупные вещи весом до 10 (иногда и больше) килограммов.

13. Дезодорант и антиперспирант

Дезодоранты отличаются от антиперспирантов составом и способом действия. Механизм действия дезодорантов заключается в предотвращении размножения бактерий во влажной среде. Дезодоранты в основном маскируют или ослабляют запах пота.

Антиперспиранты устраняют причину неприятных запахов, блокируя потовые железы. Время действия дезодорантов обычно несколько часов, тогда как антиперспиранты способны обеспечить защиту до суток. Использовать антиперспиранты нужно более осторожно из-за их химического состава.

14. Эпиляция и депиляция

Эпиляция — удаление волос посредством разрушения волосяных луковиц. Существуют разные виды эпиляции: лазерная, фото-, электроэпиляция и другие.

Депиляция — удаление видимой части волос. Различают бритье и химическую депиляцию (с помощью крема).

Эпиляция избавляет от волос на более длительное время. Однако способа избавиться от лишних волос навсегда сегодня не существует.

15. Духи, парфюмерная вода, туалетная вода

Духи, парфюмерная вода и туалетная вода — это виды парфюмерии, различающиеся концентрацией парфюмерного экстракта.

Наиболее высокая концентрация ароматической композиции в духах (15-30 % и более). Это делает духи наиболее стойким и дорогим видом парфюмерии. Духи из-за их сильного аромата рекомендуется использовать в вечернее время и зимой.

Парфюмерная вода — парфюмерия, содержащая 10-20 % ароматических масел. Парфюмерную воду часто называют дневными духами, запах сохраняется около 4 часов.

Туалетная вода — легкий вид парфюмерии, с содержанием 4-10 % аромамасел. Туалетной водой можно пользоваться несколько раз в день. Туалетная вода отлично подходит для теплого времени года.

16. Гостиница и отель

В индустрии туризма гостиницу и отель принято различать по количеству и разнообразию услуг.

Гостиницами называют заведения для временного проживания, где предложен весь необходимый минимум услуг, нужный гостю.

Отели предлагают более высокий уровень комфорта и как можно более широкий набор дополнительных услуг, в том числе и эксклюзивные услуги.

17. Макароны и паста

Макароны — это изделия из высушенного теста разнообразной формы. Обычно макароны изготавливаются из пшеничной муки.

Паста — европейское название макарон и одноименное название популярного итальянского блюда из них же.

По сути макароны и паста — это синонимы. В некоторых странах (например, в Италии) пастой (макаронами) называются изделия, изготовленные только из твердых сортов пшеницы.

А знаете ли вы, что фактический размер плитки практически всегда отличается от заявленного на упаковке?

Каждый, кто хоть раз делал ремонт, столкнулся с тем, что реальные размеры купленного керамогранита и плитки отличаются от указанных на коробке производителя. Разница может доходить до 1 см. Почему так происходит?

Что такое калибр

Калибр – это фактические размеры керамогранита, а не те, которые вы найдёте в описании коллекции – в каталоге, на ценнике в магазине и на упаковке.

Почему при производстве получается плитка разного размера?

Основной компонент плитки – глина, а она имеет свойство сжиматься при обжиге. Предсказать степень усадки при сушке с точностью до миллиметра заранее никто не может. На итоговые размеры влияет и температура в печи, и химический состав конкретной партии глины. А она, как известно – природное сырье, неоднородное по составу.

Производители всячески пытаются избежать усадки: добавляют вещества, которые препятствуют этому; рассчитывают температурные режимы и прочее. Но всё равно, идеальных постоянных размеров добиться не возможно чисто технологически. В результате из печей выходят плиты разного размера, причём разница может доходить до 1 см.

Единственный выход – измерять каждую плитку и сортировать по одинаковым размерам, что и делают заводы. Каждой группе отсортированной плитки присваивают «калибр». Например, «идеальный» размер 60х60 см чаще всего именуется калибром 0. Размер 60,1х60,1 см – калибром 1; 60,2х60,2 см – калибром 2 и т. д.

Примечание. У разных производителей своя методика «калибрования». Чаще всего «шаг» – 1 мм. Цифровые «названия» и значения калибров могут отличаться. И, конечно, у разных изготовителей калибры не совпадают. Иными словами, керамогранит Kerama Marazzi 30х30 см нулевого калибра не совпадет по размерам, например, с керамогранитной плиткой ITALON 30х30 см в калибре 0.

Отсортированную плитку раскладывают по коробкам, в каждой коробке находится плитка только одного калибра. Калибр и/или фактический размер плитки указывают на упаковках. Коробки складывают на поддоны так, чтобы на одном паллете был кафель из одной партии одного размера.

Почему плитка должна быть одного калибра внутри одного артикула

Задача покупателя: проследить, чтобы на всех купленных коробках одного артикула был указан одинаковый калибр, в крайнем случае – соседние. Это важно, потому что:
– керамический гранит с разным калибром сложно уложить ровно. Разница в 1–2 мм будет незаметной, поэтому соседние калибры можно укладывать вместе! А вот разница в 4-5 мм уже хорошо заметна;
– риск «нестыковки» плиток разного формата. Если вы хотите совместить плитку разных форматов (например, 60х60 и 60х30), то в случае разных калибров «состыковать» их будет сложно, и весь эффект оригинальной модульной укладки пропадёт.

Кроме того, советуем запомнить калибр или записать его – на случай, если нужно будет докупать плитку. А лучше – сохранить упаковку с маркировкой.

Ректифицированная плитка

Существуют коллекции, которых проблема калибра не касается. Это так называемый керамогранит, ректифицированный в одном калибре (монокалибр). Его края обрезают и приводят к одному размеру. Стоит такая плитка дороже, но укладывать её легче.

Важно понимать, что даже ректифицированный керамогранит при номинальном размере, например, 60х60 см, может иметь фактический размер, например, 59,3х59,3 см. Но в этом случае и все другие артикулы этого производителя в этом формате будут иметь такой же размер и, соответственно, будут легко комбинироваться между собой.

Почему у необрезной плитки разных цветов одного формата и производителя размеры отличаются?

Дело в том, что в процессе изготовления настенная плитка, естественно, сортируется на разные калибры. То есть, в одной коробке и на одном паллете будет плитка только одной партии и одного калибра. А вот плитка из этой же серии, но другого цвета – это, по определению, уже другая партия. В коробке и на поддоне она будет в одном калибре. Но между собой оба цвета запросто могут отличаться размерами в рамках нормативных допусков производителя.

Читайте также:  Декоративные стеновые панели для ванной комнаты

А так как указание калибра на коробке для керамической плитки, в отличии от керамогранита, не производится (указывается только № партии), то ни один продавец не скажет заранее, в каких точных калибрах придут оба цвета из одной серии.

Поэтому нередки случаи, когда фон двух цветов из одной серии при формате, скажем, 50х50 см, отличается друг от друга на 7 мм. И это входит в нормативные допуски у многих производителей, т.е. не является браком. Как же быть в таких случаях?

Опытные строители могут запросто “разогнать” разницу в размерах, варьируя ширину швов. Неопытные начинают жаловаться заказчику на кривизну плитки. Со временем приходит опыт: мастер знает, какие примерно расхождения могут быть у того или иного производителя между разными артикулами в одном формате. Как правило, чем дешевле плитка, тем большая разница между калибрами заложена в нормативные допуски этого производителя.

Помимо разгонки швов, есть еще вариант уложить фон одного цвета под углом 45 градусов к другому.

Будет ли совпадать по размерам фон керамогранита и бордюры из одной серии и формата?

Рассмотрим два варианта.

1. Керамогранит калиброванный, т.е. не обрезной. Важно знать, что декоративные элементы, не маркируются по калибрам ни у одного производителя. Ни декоры, ни бордюры, ни панно. Соответственно, если бордюр не имеет надписи “обрезной” или “ректифицированный”, то никто не скажет вам заранее, какого он в этой партии размера с точностью до милиметра.

Так как фон и декоративный элемент – это технологически разные партии, то в 95 процентах случаев их фактические размеры не совпадут. Решений, как всегда, два: либо варьировать ширину швов, либо укладывать фон под углом 45 градусов к бордюрам или панно.

На формате 50х50 см разница у отечественных производителей между фоном и бордюром, опять же, может достигать 7-8 мм.

2. Другое дело, если и фон, и декор имеют в названии слово “обрезной” или “ректифицированный”. Это означает, что производитель после изготовления всех артикулов дополнительно обрезал и фоновые, и декоративные элементы в единый размер. Соответственно, укладывать их вместе не составит никакого труда.

Ректифицированные декоры и фон, естественно, дороже необрезных. Поэтому оба варианта имеют право на жизнь. Но для первого варианта необходим опытный плиточник, а со вторым справится даже начинающий.

Размер футболок – как не ошибиться с выбором?

Вы собираетесь на дачу, на пикник, в путешествие или же на встречу со своими друзьями? Для этих целей отлично подойдёт такой универсальный предмет одежды, как футболка. Любят их и женщины, и мужчины, и дети. Самое главное – подбирать их по фигуре. Правильно определив размер футболок, вы будете выглядеть не только спортивно, но также стильно и красиво. Как же выбирать эти элементы гардероба?

Как определить размер футболок для мужчины?

Итак, для начала необходимо измерить обхват груди при помощи сантиметровой ленты. Размер футболок для мужчин рассчитывается так: девяносто восемь сантиметров – это 44-46, или же S. Девяносто девять – сто – 46-48, или М. Если же обхват груди мужчины составляет от ста до ста десяти сантиметров – это уже 48-50, или L. При результатах сто одиннадцать – сто восемнадцать сантиметров футболка приобретается на размер больше.

Вещи XXL, или 52–54, покупаются при обхвате груди не более ста двадцати двух сантиметров. Ну, а футболки больших размеров обозначаются числом 54, или же XXXL.

Модели для женщин

Итак, с мужчинами всё понятно. А как же определяется размер футболок для женщин? Здесь показатели немного отличаются. Семьдесят шесть сантиметров – это 42-44, или XS, восемьдесят – 44-46, или S. При объёме груди восемьдесят восемь сантиметров приобретается футболка 46-48 размера, или M, от восьмидесяти восьми до девяноста шести – 48-50, или L, от девяноста шести до ста – 50-52, или XL, от ста до ста четырёх – XXL. Впрочем, идеальным вариантом подбора необходимой вещи является, конечно же, примерка.

Как не ошибиться?

Выбирая необходимый размер футболок, необходимо помнить ещё о некоторых особенностях. Вы не ошибётесь, если посмотрите на лейбл, находящийся под воротником с внутренней стороны на тех вещах, которые носите. Этикетка может также быть и на боковом или нижнем шве. На лейбле, как правило, указывается информация о производителе, данные об уходе за изделием и размер.

Определяется он, как уже упоминалось, по американским или по европейским стандартам: латинскими буквами или цифрами. Главное – не забывать о том, что в разных странах одни и те же размеры могут немного отличаться друг от друга. Всё дело в том, что многие производители начинали заниматься изготовлением одежды ещё до того, как были установлены единые стандарты. В результате им приходилось разрабатывать свои собственные. Тем не менее в основном все стараются придерживаться созданного эталона стандартных размеров.

И ещё один нюанс. Размер футболок лучше подбирать, также учитывая ещё и рост человека. Всё дело в том, что объём грудной клетки может быть довольно большим. При этом рост – маленьким. Одним словом, нестандартная фигура. То есть в любом случае самый надёжный способ – это примерка.

Не забывайте об усадке

Помните также и о том, что как женские, так и мужские размеры футболок могут поменяться буквально после первой же стирки. Вещи могут сесть, то есть уменьшиться в размерах. Это неудивительно, ведь усадка является естественным поведением натуральных тканей, не обработанных перед стиркой специальными способами и средствами. Одежда имеет свойство садиться до 5 % от исходного размера. Это обязательно необходимо учесть перед покупкой.

Свойственна усадка практически всем футболкам из не очень дорогой категории. Дорогие бренды, как правило, не садятся. Причём в этом нет никакого секрета. Всё дело не в ткани, а в дополнительном этапе её подготовки. Материал должен изначально подвергаться усадке. Только после этого из него шьётся футболка.

Производители же средней ценовой категории усадку учитывают перед изготовлением. Потому на изделиях указываются уже те размеры, которые они приобретут после стирки. Соответственно, не стоит удивляться тому, что футболка, которую вы покупаете, оказывается немного больше, чем заявлено на лейбле.

Одним словом, соблюдая все эти правила, вы ни в коем случае не ошибётесь с выбором подходящей вещи. Это вовсе несложно.

Афера с размерами: как производители одежды нас обманывают

GettyImages Статистика говорит о том, что больше 30% женщин в России носят одежду 50 размера и выше, но при этом размерный ряд большинства известных модных марок заканчивается на 48-м.

Приходя в магазин, многие женщины испытывают на себе лишь высокомерные взгляды продавцов, и в лучшем случае слышат фразу: «Извините, вашего размера у нас нет, но мы можем подобрать вам отличную сумочку».

Похожая ситуация складывается и в других странах, и многим кажется странной и не логичной, ведь если есть спрос, почему нет предложений?

Средняя американка, например, уже давно не носит 14 размер, а носит 16 или 18 (по российским стандартам это тот же 48, 50 и 52 размер). И похожая ситуация в странах Евросоюза, в Англии, Мексике или в Австралии.

В чем же причина и почему трети женского населения приходится постоянно испытывать дискомфорт и сложности при покупке новой одежды?

Люди стали больше весить

За последние 30 лет число людей с избыточным весом и ожирением увеличилось втрое и по последним прогнозам эта цифра будет только увеличиваться.

Наша страна занимает при этом 4-е место в мире, и число женщин с лишним весом составляет 59%.

По данным CDC (Центры по контролю и профилактике заболеваний США) современная женщина весит сейчас столько же, сколько весил зрелый мужчина в 1960-х. То есть вес человека за последние 50 лет увеличился примерно на 10 кг.

Пример таблицы размеров одежды

причина не только в весе

Увеличение веса — не единственная причина, повлиявшая на стандартный размер.

На самом деле, до 1940-х годов почти всю одежду шили по индивидуальным заказам, и в размерной таблице необходимости никто не видел. Ситуация изменилась только тогда, когда на рынке стала появляться одежда промышленного производства.

Однако, кто решал, какой размер будет 44-м, а какой 50-м?

В США, например, этим занимались федеральные органы власти, которые попытались составить таблицы размеров американок. Правда, по каким-то причинам в этих таблицах не учитывались особенности строения женского тела, и в основу расчетов легли размеры мужской грудной клетки. Позднее, в 1958 году размеры пронумеровали от 8 до 38, спустя 10−12 лет они стали условными, а к 1983 году правительство отозвало стандарты, потому что к тому времени они уже совершенно не соответствовали действительности.

Среди потребителей больших размеров одежды 50% составляют семейные пары. А 25% составляют люди с высоким уровнем доходов.

магазины давно не соблюдают стандартных размеров

Скорее всего вы и сами не раз сталкивались с ситуацией, когда в примерочную приходилось брать одну и ту же вещь нескольких размеров, чтобы понять, какой подойдет. У каждой фирмы появились свои представления о том, каким должен быть размер S, M или L.

А дизайнеры все чаще стали предлагать свободную одежду и добавлять по 10 лишних сантиметров ткани, не меняя при этом номера размера на этикетке.

Этот трюк используется для роста продаж. Мы чувствуем себя лучше, когда можем «влезть» в размер S или M в одном магазине, и возмущаемся, почему в соседнем не можем натянуть даже L. Большинство женщин хочет быть стройными и красивыми. Эмоции побеждают здравый смысл, и продажи растут.

48 -52 — черные дыры

Оборот от продажи одежды размеров plus-size (от 50 размера и выше) составляет примерно 16% от общего. Цифра не очень впечатляющая, особенно если помнить о том, что именно эти размеры подходят примерно трети женского населения.

Если вы думаете, что для полных женщин существуют специальные марки одежды больших размеров, вы ошибаетесь. Около 30% потребителей, которые носят 48−52 размер, просто выпадают из размерного ряда.

В большинстве модных магазинов этот ряд заканчивается на 48-м, в лучшем случае на 50-м, а магазины «для полных» продают вещи начиная с 54-го или 56-го. И что делать тем, кто остался в этом несчастном промежутке?

52 размер стал нормой, но производители не хотят этого замечать

В то время, как 52 размер одежды стал одним из самых ходовых, производители по‑прежнему относят его к категории plus-size.

Женщины не хотят ходить в специализированные магазины для полных, где продаются бесформенные вещи, а они чувствует себя некомфортно. Они ждут, когда, наконец, модные марки обратят на них внимание, однако, ситуация почти не меняется.

Читайте также:  Керамзитовый блок размером 390x190x188

Хочется задать вопрос: Что происходит?

Основная причина отсутствия подходящих размеров в обычных магазинах в расчете прибыли. Чем больше ткани расходуется на определенную вещь, тем выше ее себестоимость, а продаваться она будет все равно по одной цене. Общие затраты будут делиться поровну, что приведет к удорожанию всей размерной линейки. Иногда приходится немного менять дизайн модели, чтобы вещь хорошо смотрелась в любом размере, и это также приводит к дополнительным расходам.

Пока модные бренды чаще отказываются от таких трудностей и дополнительных, однако, ситуация постепенно меняется. И, возможно, в ближайшем будущем производителям придется пересмотреть объемы рынка и размерный ряд.

СтильНа кого это сшито:
Почему бренды
не учитывают наши параметры

Как марки ищут «стандартного» человека

Текст: Анна Елисеева

ДАЖЕ ЕСЛИ МНОГО ЛЕТ ПОДРЯД ВАШ ВЕС НЕ МЕНЯЕТСЯ, это не значит, что всё это время вы будете покупать в любимых магазинах один и тот же размер. Люди по всему миру сталкиваются с проблемой: вещи очень редко подходят идеально — к тому же одежда разных марок, но с одними и теми же цифрами на ярлыке сидит не одинаково. Большого детективного расследования не нужно — достаточно пройтись по примерочным в торговом центре, чтобы убедиться: каждый бренд придумывает размерную сетку по-своему. Буквенные обозначения таят ещё больший подвох: угадать на глаз, каким параметрам соответствуют варианты от XS до XL, трудно. А если учесть, что в рамках каждого из них возможен шаг в несколько сантиметров, что делать с двойными маркировками вроде XS-S, решительно непонятно.

То, как бренды выставляют размеры и по каким «усреднённым» лекалам шьют вещи для всех, тянет на теорию заговора. Вопросов тут больше, чем ответов: почему в Америке одни и те же параметры за семьдесят лет из 12-го размера превратились в 6-й? Почему некоторые не выпускают 14-й размер джинсов, хотя его носит 67 % американок? Не хотят ли компании снизить процент одежды, которую покупатели онлайн-магазинов возвращают из-за проблем с размерами? В США он составляет 40 %. Сегодня, когда стандарты красоты меняются в сторону разнообразия, особенно странно, что многие покупатели не могут найти подходящие модели.

Как женские мерки придумали из мужских

Ещё в первой половине прошлого века люди, вне зависимости от достатка, шили вещи сами или на заказ. Но кризис 30-х в Америке, а потом Вторая мировая война привели к тому, что индивидуальный пошив стал многим не по карману. На рынок вышла готовая одежда, но универсальной системы размеров не существовало. Власти США, например, решили сформировать стандарт и обратились к статистикам Рут О’Брайн и Уильяму Шелтону за общенациональным исследованием среди женщин. Они решили отказаться от устаревшего метода определять размер по груди, как делали в случае с производством военной формы для мужчин. Стоит ли говорить, что размеры в таком случае не могли быть точными.

Однако статистики сами приняли неверный метод – измерять рост и вес и определять таким образом размер. Для исследования Шелтон и О’Брайн пригласили около 15 тысяч бедных женщин, которым платили за участие деньги; статистики не учли, что после экономических кризисов изменится качество жизни населения и люди наберут вес. В итоге был сформирован стандарт, который неофициально назывался «песочными часами», он лёг в основу лекал, под которые женщины подгоняли себя почти тридцать лет — с 50-х, когда он был принят, и до 80-х, когда был упразднён как неработающий. Несостоятельность подхода доказало исследование, которое провела частная Корпорация технологии текстильной одежды: среди их 11 тысяч респонденток в возрасте от 18 до 80 лет тем самым параметрам соответствовали 8 %, для подавляющего же большинства было выделено около семи типов фигуры.

В других странах, в том числе и в СССР, проводились ежегодные обмеры населения: учитывались рост, вес, параметры телосложения. Как рассказывает основательница Fashion Factory School Людмила Норсоян, эти статистические данные учитывали все нюансы фигуры, и их же использовали для разработки и контроля сетки размеров: «Столь базовых обмеров в XXI веке уже не проводили. Хуже того, к концу прошлого столетия они стали случайными и нерепрезентативными, с обследованием небольших выборочных групп. А учитывая, что с тех пор население сильно изменилось даже чисто визуально (смешение народов, изменение климата, питания и воды, кардинальная смена физического труда на вялотекущие занятия), — вся аналитика и рекомендации к конструкциям одежды давно и безнадёжно устарели», — говорит Людмила.

Как ищут «среднестатистическую» женщину

Единой глобальной системы размеров сейчас попросту нет. В разных точках мира действуют организации, которые разрабатывают размерные стандарты, служащие своего рода рекомендациями, — бренды берут их за основу и подгоняют под запросы своей аудитории. Например, в тех же США стандартизацией занимается некоммерческая организация ASTM International, которая с 1995 года публикует антропометрические обмеры населения. И хотя эксперты утверждают, что их первый доклад основан на системе, принятой в 50-х («Старые цифры просто продолжают обмусоливать», — заявляют они), учреждение периодически обновляет собственные исследования, где учитывается желание людей быть «худее», чем они есть — хотя бы в системе размеров. Например, самый маленький размер ещё в 1958 году помечался цифрой 8, в 1995-м — 2, а в 2011-м — двумя нулями.

Есть и европейский размерный стандарт, который был разработан Европейской организацией по стандартизации: предполагалось, что после 2007 года члены союза заменят устаревшие размерные данные. Только одна его часть состоит из измерений головы, шеи, бюста, талии, бёдер, высоты, длины рук и так далее — следовать ему при этом не обязательно. С ним работают крупные бренды, например Monki, которые для примерки одежды выбирают моделей, чьи пропорции отвечают такому подходу. «Тем не менее, — рассказывают в офисе марки, — наш дизайн часто представляет собой оверсайз-фасоны, что и позволяет двигаться в сторону больших размеров. Мы всегда создаём коллекцию с учётом разных типов фигуры, что отражается, например, в стилях джинсов — это высокая и низкая посадки, оверсайз и прямые модели. К тому же мы добавили размер XL, чтобы удовлетворить спрос нашей аудитории».

То, как бренды реагируют на упомянутое выше желание быть номинально «стройнее», даже получило специальное название — «vanity sizing». Марки специально увеличивают параметры размера, но пока одни открыто отрицают такой подход, другие подозрительно отмалчиваются. Эксперты считают, что производители сознательно играют на комплексах аудитории, чтобы привязать её к себе: купив вещь меньше, человек не просто чувствует себя лучше, но получает стимул вернуться туда, где он её нашёл. Некоторые исследования показывают, что так у покупателя повышается самооценка.

Производители подгоняют размеры ещё и потому, что работают на очень разных рынках. Как пояснили в головном офисе H&M, несмотря на то, что марка везде использует одинаковые размеры, в разных странах их параметры будут отличаться. Дизайнер Fy:r Светлана Сальникова разъясняет ситуацию дальше: «Азиатские лекала созданы для более андрогинной фигуры, у итальянских или французских изделий узкие рукава и проймы, у немецких — наоборот, более широкие. Американские размеры больше по всем обхватам».

Так, если американские и европейские размеры чаще помечаются привычными для нас обозначениями (от XS до XL), то азиатские стандарты рядовому покупателю могут быть непонятны. Более того, они не совпадут и по параметрам. В Японии, например, встречаются обозначения SA, MB, LA, которые, по идее, должны совпадать с нашими S, M и L, но на самом деле расходятся на несколько сантиметров. Поэтому в магазине азиатских марок европейцу чаще придётся покупать «большие» размеры.

«На основе тестов и наблюдений за продажами бренды выявляют потребности, остающиеся неохваченными. Например, JNBY, которыми я раньше занимался, первоначально ориентировались только на китайский рынок, а позднее столкнулись с проблемой, что их лекала зачастую не сидят на „неазиатских“ фигурах. Поэтому компания начала выпуск адаптированных моделей под зарубежные рынки: увеличила проймы в рукавах, расширила низ у брюк и так далее», — рассказал сооснователь исследовательского и консалтингового агентства Dear Progress Денис Ерхов.

При этом подробности сбора размеров и построения на их основе лекал большие марки держат в секрете. Норсоян предполагает, что бренды могут и не проводить собственные измерения, а просто покупать местные базы данных и делать выводы о специфике рынка из опроса покупателей. «Соответствующие рекомендации спускаются к действию в продакт-отделах брендов, а продакт-менеджеры в меру своего видения (вот он, человеческий фактор!) внедряют коррективы на производстве».

Что же делать

Такие эксперты, как заведующая программой дизайна моды в Школе дизайна Parsons Фиона Диффенбахер, утверждают, что разработать широкую сетку с размерами, которую примут все дизайнеры и которая будет учитывать любые типы и особенности фигуры, вполне реально — другой вопрос, что это сделает производство затратнее. «Если вы крупный бренд, это не вопрос. У вас будут продажи», — уверена она. Но всё же главная проблема заключается в том, что многие марки по-прежнему нераздельно связывают моду с «идеальными» пропорциями, не учитывая, что их одежду носят обычные женщины, каждая — со своими особенностями фигуры.

«В авторском бренде создатель мечтает одеть прекрасных девушек с „идеальными“ параметрами, поэтому дизайн и следующие отсюда особенности кроя и конструкций заточены под условно „модельные“ рост и размеры, с подтекстом „мода существует только для худых и высоких“. И, как правило, мы восхищаемся такими коллекциями, но носить их могут считанные единицы», — говорит Норсоян. Некоторые дизайнеры, добавляет она, целенаправленно шьют одежду на «модельные» пропорции — например, Chanel, Prada, Thom Browne и другие. «И самая консервативная, и самая креативная — любая одежда смотрится удачно на высоких и стройных девушках. Посмотрите, какая волна препирательств по этому поводу идёт в модном сообществе: по поводу анорексии, игнорирования моделей размера плюс, даже фото и видео беспощадны к женщинам обычной внешности. „Красивое“ продаёт всё остальное, и бренды достаточно циничны в этом вопросе. Покупатель находится, ведь есть в мире состоятельные девушки с модельными параметрами. Они и носят красивые вещи, что становится и идейным двигателем моды, и оборотом коллекций, и рекламой брендов», — объясняет дизайнер.

Обычному покупателю в таком случае ничего не остаётся, как искать свою марку, размерной сетке которой точно бы соответствовали пропорции фигуры. Не всегда доступный, но всё же выход — искать одежду у местных или специализированных брендов, которые работают для определённой аудитории или одного определённого рынка. По словам Сальниковой, для дизайнера важно шить базовые вещи, которые подойдут именно его аудитории: «База не должна меняться с коллекциями, потому что покупатель уже знает, как сидят модели бренда, любит его за конкретные изделия, готов покупать онлайн и не боится неприятного сюрприза».

Неочевидная сторона эффекта Даннинга — Крюгера

Многие люди думают, что понимают суть эффекта Даннинга – Крюгера, прочитав его описание где-нибудь в википедии или на любом другом популярном ресурсе. Однако в силу своего низкого уровня квалификации в области социологии часто оказывается так, что они совершенно недооценивают глубину и разнообразие форм его проявления, причём даже у самих себя. Даже читая про этот эффект они не осознают, как далеки от понимания его реального смысла, испытывая в точности то когнитивное искажение, о котором говорится в описании, которое они читают. В социологии есть вещи, осмысление которых требует понимания того, что осмысляешь. О подобных «замыканиях» я буду говорить довольно часто, поскольку они составляют основу наших научных исследований в «Социальном Лесничестве».

Читайте также:  Обручи стягивают и прочно фиксируют всю конструкцию

Суть эффекта Даннинга – Крюгера, казалось бы, проста: человек в силу своей низкой квалификации в чём-либо склонен переоценивать своё понимание вещей в этой области и при этом не осознаёт свой низкий уровень квалификации. Выражаясь афоризмами, можно сказать то же самое словами Бертрана Рассела:

Одно из неприятных свойств нашего времени состоит в том, что те, кто испытывает уверенность, глупы, а те, кто обладает хоть каким-то воображением и пониманием, исполнены сомнений и нерешительности.

Истинное знание — в том, чтобы знать пределы своего невежества

Ф. М. Достоевскому приписывают также фразу вроде такой:

Дурак, который понял, что он дурак, уже не дурак.

Подобных фраз много. И вот, прочитав такую, наш читатель уже думает, что раз он понимает заложенный в неё смысл, то он уже точно не дурак, что он обладает знанием и понимание настолько, что к нему подобные фразы применять бессмысленно. Удивительно то, что смысл подобных фраз понимают почти все… и почти все думают, что к ним всё это не относится. И почти ко всем как раз относится.

Наша проблема со стороны выглядит примерно так: человек прочитал что-то про эффект Даннинга – Крюгера, проникся мыслью, согласился с ней, быстро нашёл примеры из своей жизни, как он безуспешно пытался объяснить что-то человеку, который ничего не понимает в некоторой области, но упорно пытается спорить, а может быть и себя вспомнил, как он думал, что в чём-то разбирается, пока на самом деле не начал разбираться. Человек этот думает, что понял суть феномена, научился его распознавать и следить за тем, чтобы самому не оказаться его жертвой… и тут же становится очередным образцом, по которому данный эффект можно изучать. Почему? Потому что в силу своей низкой квалификации в области социологии он не видит, что суть данного метакогнитивного искажения гораздо серьёзнее, чем в этих поверхностных описаниях. Я попробую пояснить это здесь хотя бы кратко на примерах со всё увеличивающейся сложностью обнаружения в них эффекта Даннинга – Крюгера. Чем дальше вы будете читать, тем больше вероятность, что вы ничего не поймёте. Далее пойдут абзацы текста, почти не связанные между собой сюжетом, кроме разве лишь наличия в них всё усложняющегося проявления обсуждаемого когнитивного искажения.

Возьмём для начала простейший пример. Пить и/или курить вредно. Те, кто об этом не знают и делают это – яркие жертвы эффекта Даннинга – Крюгера. Многие из них при этом закусывают выпивку «соусом доктора Фокса», который выражается в советах врачей или якобы научных исследованиях. Они не способны осознать, что пить и курить вредно в силу тех же особенностей интеллекта, которые и являются причиной употребления этих ядов (кто не понял, одна из этих особенностей – тупость). То есть, грубо говоря, ситуация такая: умный человек достаточно умён, чтобы не пить и не курить по собственному выбору, а глупый не достаточно умён, чтобы самостоятельно додуматься не употреблять алкогольный и табачный яд, и не достаточно умён, чтобы поумнеть и бросить данные привычки, если они у него были. Перефразирую Ф. М. Достоевского, упомянутого вначале, – если дурак поймёт, что он дурак – он перестанет делать то, что делает его дураком (в данном примере – пить и/или курить).

Идём дальше. Взять, скажем, начинающего фотографа. Ведь не даром по интернету ходят шутки про таких людей, что, дескать, купил зеркалку и уже считает себя профессиональным фотографом, а если купил скальпель – то уже профессиональный хирург. Ведь и правда, с хорошей профессиональной техникой фотографии и правда будут получаться на твердую «четверку с плюсом», если у человека хотя бы руки растут из плеч, а поскольку большинство не в состоянии отличить искусство от ширпотреба, такие фотографии будут оценены выше, чем они того стоят. Не понимая свою низкую квалифицированность в области фотографии, человек тоже не будет осознавать, что по сути его работы – помойка. В эту же категорию примеров попадают начинающие дизайнеры, программисты, частные строители (шабашники) и т. д.

Горе-строитель, у которого в частном доме рухнул потолок, скажет, что «надо было толще арматуру брать», но не скажет, что не сделал расчёт плиты перекрытия на распределённую и сосредоточенную нагрузку, потому что он в принципе не знал о необходимости таких расчётов, а когда его уволят, или когда горе-заказчик пошлёт его лесом, он не будет понимать за что, так как в принципе не способен осознать узость своего понимания строительной механики. Часто такая ситуация возникает с шабашниками, которые не понимают, почему им не платят за работу то, что они якобы заработали. Им невозможно объяснить, почему тот или иной элемент в строительстве они сделали неправильно, потому что у них на всё один ответ «мы так всю жизнь делали, наши деды так делали, и ничего», а фразу «расчёт балки на прогиб» они никогда и не слышали. Корче говоря, объяснить некомпетентному человеку то, что он некомпетентен, невозможно именно в силу его некомпетентности.

Я нередко наблюдал за попытками так называемых «ферматистов» предъявить своё изящное доказательство Великой Теоремы Ферма. С одной стороны, удивляет их настойчивость пропихнуть полную математическую несуразицу, а, с другой стороны, — их неспособность понять аргументы людей, которые действительно понимают математику. Фанатику-ферматисту невозможно объяснить, в чём ошибка в его доказательстве. Он будет с пеной у рта доказывать, что «научная мафия специально не хочет признавать моё доказательство…», будет обвинять математиков в том, что они сговорились и не пропускают талантливых людей в науку, чтобы не потерять свою работу и т. д. Есть довольно много таких обиженных на науку людей, которым в силу их непонимания математики невозможно объяснить, что их «доказательства» не являются доказательствами Теоремы, однако у них есть сайты, где они говорят, что вот, их обижают, их не признают… аналогично дело обстоит с другими учёными, которых сейчас модно называть «альтами» или «альтернативными учёными». Почти все они не владеют логикой, но не способны понять это, так как не владеют логикой.

Некомпетентный начальник, не понимающий основы управления, скорее всего свалит всё на подчинённых, будто это они не справляются с задачей, в то время как он не понимает (и не может понять в силу узости своих представлений), что именно он неверно наладил схему управления. Возможна и другая ситуация: подчинённые в силу своей некомпетентности в области управления будут думать, что во всём виновато управление, не понимая, что это они такие бездарные, что завалили проект. Вообще просто понаблюдайте за людьми, они часто ищут оправдания своих неудач на стороне, а заслуги объясняют именно своими личными качествами.

Здесь, кстати тоже есть интересная особенность нашего общества, попадающая в нашу тему: многие думают, что во всём виновата власть, с другой стороны считают себя достаточно компетентными, чтобы её выбирать и вообще разговаривать о политике, вести кухонные разговоры на политические темы и говорить в духе «надо было этому Путинку так сделать:…» Осознать свою некомпетентность в политической сфере эти люди не могут сами знаете почему.

По данной теме можно вообще привести множество примеров, где описываемый эффект работает в полной мере: от фанатичного увлечения футболом до коллекционирования каких-нибудь монеток, от увлечения компьютерными играми до попыток строить карьерную лестницу в официальной науке (это не все поймут, но когда-нибудь я поясню). Все люди, страдающие подобной ерундой, не способны в силу своей некомпетентности в вопросах нашего жизнеустройства осознать, что занимаются ерундой. Осознание смысла своей жизни и необходимости действовать в соответствии с этим смыслом для них является пустым звуком, потому что уровня их понимания хватает только на ерунду.

Есть такая популярная шутка про марксистов. Марксистов не существует. Человек, который понимает марксизм, никогда марксистом не будет, а тот, который не понимает, марксистом не является. Эта шутка содержит в себе обсуждаемый нами эффект, но она очень не понравится «марксистам»… они её не поймут… сами знаете почему.

Гораздо более сложным является непонимание последствий своих решений в жизни. Есть такое наблюдение, что люди не понимают причины происходящего с ними. Например, человек живёт в плохих условиях, постоянно должен торчать на работе ради каких-то копеек, постоянно что-то в его жизни не ладится. Он не может осознать, в чём именно причина, но часто находит «простые объяснения» тем последствиям, которые всю жизнь и разгребает, которые по сути являются всего лишь оправданиями. Скажем, женщина может найти простое объяснение того, почему она до сих пор «сильная и независимая» в фразе «все мужики козлы», одновременно с этим мужчины могут найти такое же объяснение своих неудач в другой не менее известной фразе. Вообще, любящие поплакать о своей судьбе люди – это все те, кто полностью находится под властью эффекта Даннинга – Крюгера. Осознать причину своих неудач они не могут именно потому, что причина эта – та же самая причина, которая привела их к этим неудачам, то есть неспособность мыслить и принимать правильные решения. Если бы они действительно понимали свою жизнь, не было бы и неудач, не было бы и необходимости плакать. Когда у человека что-то не ладится в жизни, далеко не всегда он способен отыскать длинную-предлинную цепочку причинно-следственных связей, которая, возможно, тянется на многие годы, и отыскать её начало. Почему? Потому что он, в силу узости своих представлений об этом мире, не знает (а если ему сказать, то не поверит), что подобные цепочки действительно существуют и их действительно нужно уметь раскручивать. Они не могут осознать, что каждое действие в этом мире имеет последствия. Причём нередко причина от следствия может отстоять на многие годы и даже десятилетие. Однако это уже сложная тема, она явно требует отдельного разговора.

Ну и последний пример на сегодня (но не последний по своей сложности) – есть люди, которые реально думают, что понимают эффекта Даннинга – Крюгера. Так вот… они его не понимают! Подумайте сами, почему. В качестве подсказки задайте себе вопрос: вот вы прочитали эту статью, и что? Вы думаете, что поняли её смысл? 🙂

Несмотря на вышесказанное, всегда есть способ «проломить» замкнутый круг, образованных эффектом Даннинга – Крюгера. То есть с одной стороны дурак не может стать умным именно потому что дурак, но, с другой стороны, люди умнеют. Из любого замкнутого социологического круга есть выход, то есть можно научиться понимать то, что для своего понимания требует это же самое понимать изначально. «Замыкания» всегда имеют точку входа и выхода. Но как же их отыскать?

Ссылка на основную публикацию