Пластиковые панели для ванной стеновые

Влагостойкие стеновые панели под кафель – особенности материала и работ с ним

Как говорится, не кафельной плиткой единой закрывается стена в ванной комнате. Да и сама технология укладки кафельной плитки требует определенных навыков, знаний. Даже мастер будет укладывать ее несколько дней, что же говорить об обычном домашнем умельце. Еще до недавнего времени полноценной замены кафельной плитки не существовало и причин здесь несколько, главная – повышенная влажность, которая плохо воспринимается многими материалами.

В настоящее время существует несколько групп товаров, которые не только могут составить достойную конкуренцию кафельной плитке, но даже имитировать ее фактуру. Это влагостойкие панели стеновые под кафель, в этой статье все расcкажем.

Пластик под плитку почти не отличить от оригинала

Какие бывают

Влагостойкие стеновые панели для ванной комнаты — это не только всем известные реечные панели ПВХ. Существуют еще четыре вида отделочных материалов этого вида:

  • На основе МДФ высокого давления.
  • ДВП, ламинированные влагостойкой пленкой.
  • ДСП с покрытием пленкой ПВХ.
  • листовые панели ПВХ.

Чаще всего стеновые панели для ванных комнат оформлены «под плитку» или мозаику. Оно и понятно — наиболее распространенный дизайн. Рисунок имитирует и швы — они слегка утоплены, прокрашены другим цветом. Все как в оригинале. При хорошем исполнении не сразу можно понять — плитка перед вами или стеновые панели под плитку. Разница — в степени глянца. У панелей он совсем легкий. Но последние годы все более популярной становится использование матовой керамики для отделки санузлов — за ней легче ухаживать (не видны следы от воды). Вот тут действительно разницу сложно уловить не пощупав поверхность.

Чаще всего влагостойкие панели для ванной оформлены под плитку, но есть другие рисунки

Также можно найти варианты имитирующие камень (мрамор, дикий камень), кирпичную кладку, древесину, кожу, другие натуральные материалы. Если говорить о внешнем виде выбор широкий, причем встречаются очень интересное оформление.

Стеновые панели на основе МДФ, ДВП и ДСП выпускаются в трех видах:

  • В виде планок (реек), которые стыкуются при помощи замка.
  • В виде плиток квадратной или прямоугольной формы. Размеры могут быть разными — 50*50 см и 100*100 см. Стыковаться могут при помощи замков, специальных профилей или встык.
  • Листовых панелей. Это больше плиты, которыми можно стену сразу всю высоту (или почти всю) отделать. Ширина обычно 120 см, высота 250 см или 270 см.

Влагостойкие панели в ванную могут быть в виде реек или планок

Интересная форма выпуска — плиты разных размеров

Листовые влагостойкие стеновые панели — быстрый способ отделать ванну или туалет

Форму выпуска выбирают в зависимости от дизайна, который хотят получить. Обратите внимание, что от формы выпуска зависит способ монтажа. Реечные стеновые панели крепят на обрешетку, два остальные вида можно тоже на каркас, а можно — сразу на стену. В данном случае выбор зависит от того, насколько кривые стены.

Краткая характеристика

Хоть все материалы имеют одинаковое название, свойства у них разные. В первую очередь отличается степень влагостойкости. ПВХ может без вреда выносить непосредственный контакт с водой, МДФ И ДВП — при условии правильной герметизации срезов и целостности ламинирующей пленки. Панели на основе ДСП больше всех подвержены воздействию влаги, так что, по возможности, их лучше использовать для отделки туалета, кухни, коридора и других помещений с относительно нормальными условиями эксплуатации.

Смотрится как древесина, на самом деле — это стеновые панели

Листовые панели ПВХ

Из всех перечисленных на 100% водостойкие панели ПВХ. Это лист пластика толщиной в несколько миллиметров (обычно 3 мм), на котором выдавлен рисунок. На лицевую часть панели при помощи специальных стойких к истиранию красок наносится изображение. Эти влагостойкие стеновые панели для ванной комнаты можно использовать без каких-либо сомнений. Воды они точно не боятся.

Стеновые панели ПВХ под плитку — обычный декор

Более интересный вариант

Очень много вариаций мозаики

В виде панно из плитки

Так выглядит ванна после наклеивания ПВХ плит под мозайку

Монтируются они непосредственно на стены — приклеиваются на влагостойкий состав. Причем стены не обязательно должны быть идеально ровными. Пластик хорошо скрывает неровности, особенно выемки, а вот резкие выступы лучше убрать. Режутся подобные панели ножницами или острым ножом, наклеиваются встык. Стык дополнительно можно пройти влагостойким герметиком — прозрачным или подобрать в тон.

Для оформления углов есть также специальные пластиковые профили, которые одновременно и стыкуют материал и придают стыку законченный вид. В общем, хороший вариант для бюджетного ремонта стен в ванной комнате.

Стеновые панели МДФ

В зонах с высокой влажностью и возможностью непосредственного попадания воды можно использовать стеновые панели на основе МДФ. Для данного материала используется технология высокого давления, в результате чего плита получается очень плотной. Частицы древесины спрессованы настолько плотно, что вода между ними практически не проникает. Для улучшения характеристик в состав добавляются дополнительные связующие и пропитки, которые делают основу практически водонепроницаемой. В результате на ощупь влагостойкие стеновые панели МДФ больше похожи на пластик.

Варианты есть разные

Панели МДФ листовые

Так выглядит стена после отделки плиточными стеновыми панелями

На это основание наносится ламинирующая пленка с рисунком и все это покрывается тонким слоем прозрачного плотного полимера. Эта пленка — дополнительный барьер для воды и именно благодаря ему можно использовать влагостойкие стеновые панели для ванной комнаты даже в зоне прямого попадания воды.

У данного вида отделочного материала есть особенность: чтобы отделка была водонепроницаемой, стыки промазывают герметиком. Также им проходят места примыкания к полу и потолку. Чтобы влага через срезы не попала внутрь материала. Такой способ монтажа — гарантия длительной службы отделки даже во влажных помещениях.

При выборе материала будьте внимательны: в большом количестве в магазинах есть стеновые панели МДФ для сухих помещений. Их установка в ванной — ошибка, так как очень скоро они покоробятся.

Панели из ДВП

Древесно-волокнистые плиты изготавливаются по схожей технологии, только древесные волокна имеют более крупную фракцию и меньшую плотность. Соответственно, они больше подвержены воздействию влаги — могут разбухать. Для устранения этого недостатка материал пропитывают влагостойкими составами. Лучшими для ванных комнат считаются ДВП панели с битумной пропиткой, которые еще называют оргалит.

На основе ДВП с пропиткой

Далее ДВП ламинируется пленкой, поверх которой наносится защитное покрытие. Данный материал называют еще ламинированный оргалит или оргалитовые стеновые панели. Как и в случае с МДФ, пленка — дополнительная защита от влаги и она должна быть целой. При монтаже также надо герметиком промазывать стыки и срезы.

На основе ДСП

Стеновые панели ДСП сделаны из еще более крупных фрагментов древесины — стружки и мелких щепок. Обычный материал боится попадания воды. При высокой влажности разбухает и после высыхания уже в нормальное состояние не возвращается. Для стеновых панелей используют влагостойкий вариант — с добавлением дополнительных связующих. Как и в других случаях, поверхность ламинируется. Но даже после этого использовать в ванной такой отделочный материал не стоит. Исключение — специальные водостойкие панели. Но их стоимость практически такая же как у влагостойких МДФ, а если выбирать между ними двумя, то МДФ явно лучше.

Имитация плитки для стен на листовых отделочных материалах — способ быстро и недорого сделать ремонт в ванной

Стеновые панели ДСП неплохо подходят для отделки туалета, коридора или прихожей. Они жесткие, чтобы выносить нагрузку и значительные механические воздействия. Так что в этих помещениях они неплохо себя проявили. Но при выборе обращайте внимание на класс эмиссии формальдегида. При производстве этого материала используют синтетические связующие, которые выделяют формальдегид. Этот параметр нормируется и контролируется. В документах обозначается латинской буквой E и стоящими рядом цифрами. Самый низкий класс эмиссии E0 — не выше чем у древесины. Безопасный — E1. Из таких материалов даже разрешено делать детскую мебель. Другие материалы лучше не брать — они не могут применяться для жилых помещений.

Анатолий Рыцев / Мастер – строитель, автор сайта

Мастер – строитель. Занимается внутренними и фасадными отделочными работами всех видов: малярка, штукатурка, оклейка обоев, все виды плиточных работ, а также строительством загородных домов.

Стеновые панели для ванной комнаты: преимущества и недостатки, разновидности и самостоятельный монтаж

Материалов, с помощью которых можно выполнить отделку стен в ванной комнате, не так уж и много. В качестве альтернативы кафелю можно противопоставить разве что обои, покраску и стеновые панели. Именно о последних и пойдет речь в этой статье, в которой вместе с сайтом vannaja.net мы изучим разновидности этого материала, его преимущества и недостатки и разберемся с вопросом, как устанавливаются стеновые панели для ванной комнаты своими руками?

Пластиковые стеновые панели для ванной фото

Стеновые панели для ванной: разновидности

Существует не так уж много стеновых панелей для ванной комнаты. Из всего разнообразия подобного материала, который предлагает современный строительный рынок, для использования в этом помещении можно выбрать всего два варианта: это пластиковые ПВХ панели и стеновые МДФ панели для ванной.

  1. ПВХ стеновые панели для ванной – многим этот материал известен под названием «пластиковые панели», которые достаточно часто используют для изготовления потолков на кухне, в туалете и ванной. Такие панели можно назвать бюджетным вариантом – стоят они сравнительно недорого, а по своим техническим характеристикам вполне подходят для эксплуатации в таких сырых помещениях, как ванные комнаты. Среди преимуществ этого материала можно отметить антистатичность (не притягивают пыль), легкость в уборке и достаточную стойкость к температурным перепадам. Что касается недостатков, то к ним можно отнести недостаточно привлекательный внешний вид и хрупкость. Иногда, чтобы повредить пластиковые стеновые панели для ванной, даже не приходится прикладывать особых усилий – на них достаточно неаккуратно опереться, и пролом гарантирован.
  2. Стеновые панели в ванную из МДФ. Несмотря на то, что этот материал изготавливается из прессованной древесной пыли, он во много раз превосходит по своим характеристикам пластиковые панели. Среди преимуществ этого материала можно отметить высокую устойчивость к влажности, повышенные прочностные характеристики, тепло- и звукоизоляционные свойства. Кроме того, некоторым разновидностям стеновых панелей МДФ производители могут придавать огнеупорные свойства. Также водостойкие стеновые панели для ванной, изготовленные из МДФ, можно назвать экологически чистым материалом. Если ПВХ является чистейшим продуктом химии, то МДФ – это натуральная древесина, а вернее, ее опилки, спрессованные под высоким давлением и температурой. Даже для соединения этих опилок не используется никакой современный полимер – они склеиваются благодаря выделяемому древесиной лигнину.

Стеновые панели мдф для ванной фото

Также, изучая разновидности стеновых панелей для ванной комнаты, следует обратить внимание на три варианта их изготовления. Как правило, панели производят либо в виде наборных реек, либо в виде наборных плит, либо в виде листового материала.

  1. Наборные реечные панели производятся толщиной от 8 до 12мм, длиной от 2,4 до 5,96м и шириной от 12,5 до 40мм.
  2. Наборные плиточные панели для ванной комнаты изготавливаются в очень широком габаритном диапазоне. Как и в случае с предыдущим материалом, его толщина может составлять от 8 до 12мм, а длина и высота может сильно различаться – здесь стандартов нет. Наиболее востребованным является материал со стороной от 30 до 98мм. Преимущество этих панелей заключается в том, что можно достаточно легко сочетать между собой элементы с различной текстурой и окраской, что позволяет придать ванной комнате индивидуальный вид.
  3. Листовые панели имеют стандартные габариты – как правило, это 1,22м на 2,44м. Такие большие размеры этих панелей обеспечивают быстрый монтаж. Применяются они для ванных комнат большой площади.

Вот, в принципе, и все, что можно сказать о разновидностях стеновых панелей для ванной комнаты. Как видите, их не так уж и много. Но тем не менее их использование в интерьере ванных комнат предоставляет массу преимуществ.

Стеновые панели для ванной комнаты фото

Преимущества использования стеновых панелей для ванной

В отличие от отделки керамической плиткой, ремонт ванной стеновыми панелями является достаточно выигрышным вариантом, и объяснений этому несколько.

  1. Быстрота и легкость установки. Монтаж стеновых панелей в ванной не требует подготовительных работ, связанных с выравниванием основания – панели крепятся либо на деревянный, либо на металлический каркас.
  2. Простота в уходе. Отделанные панелями стены практически не имеют стыков – по сути, грязи некуда забиваться и, как результат, вся уборка этих панелей сводится к периодическому вытиранию их влажной тряпкой. Кроме того, все современные стеновые панели для ванной отлично противостоят бытовой химии. И это еще не все – если по каким-либо причинам одна или несколько панелей будут повреждены, то их всегда можно заменить новыми, не прибегая к глобальным переделкам.
  3. Экономичность. Если сравнивать стоимость этого материала и расценки на его установку, то отделка ванной стеновыми панелями обойдется вам примерно вполовину дешевле. Все зависит от типа используемых панелей.
  4. Возможность создать помещение оригинального дизайна. Установка стеновых панелей в ванной может осуществляться практически в любом направлении – горизонтально, вертикально, по диагонали и комбинированным способом, когда используется несколько направлений монтажа панелей.

Отделка ванной стеновыми панелями фото

Не обойтись и без недостатков. Если сравнивать стеновые панели с кафельной плиткой, то можно выделить следующие.

  1. Несмотря на то, что в процессе изготовления МДФ панелей производится специальная, повышающая влагостойкость этого материала обработка, все же до керамики ему далеко – длительного воздействия стопроцентной влажности они не выдерживают.
  2. Если говорить о пластиковых ПВХ панелях, то их прочность оставляет желать лучшего.

Ремонт ванной стеновыми панелями фото

В общем, если подводить итог всему вышенаписанному, то можно сделать только один правильный вывод – кроме как экономии бюджета, использование панелей для ванной комнаты ничего не дает. Лучше, чем кафельная плитка, для этого помещения придумать что-либо достаточно трудно. Не стоит заниматься мнимой экономией средств, следует помнить, что жадный человек платит дважды. Один раз за отделку стен панелями, а второй раз за отделку стен кафелем.

Как монтировать стеновые панели для ванной комнаты, смотрите в следующем видео.

Как монтировать стеновые панели своими руками: особенности работ

Ну и в заключение темы несколько слов о самостоятельном монтаже стеновых панелей в ванной. Ранее уже говорилось о том, что монтаж стеновых панелей в ванной осуществляется на предварительно установленный деревянный или металлический каркас. Такой способ установки панелей как раз и придает некоторые свойства, которые люди относят к недостаткам – это хрупкость. Пустота за панелями приводит к тому, что они ломаются.

Монтаж стеновых панелей в ванной своими руками

Существует другой способ установки пластиковых и МДФ панелей в ванной комнате, который снижается риск проломить этот материал по неосторожности. Панели просто приклеиваются к стенам. Чтобы осуществить такой монтаж, стены предварительно нужно выровнять – в идеале, чтобы не уменьшать помещение, их лучше оштукатурить. Если же вопрос в дополнительных квадратных сантиметрах не стоит, то можно использовать и гипсокартон, который также лучше устанавливать с помощью клея.

Приклеивание любых стеновых панелей (и ПВХ, и МДФ) осуществляется с помощью клея «жидкие гвозди». При этом следует четко соблюдать технологию его использования, и тогда стеновые панели для ванной комнаты прослужат вам долгие годы.

  • Как убрать плесень в ванной: причины возникновения и способы их устранения
  • Мозаика для ванной комнаты: выбор и особенности применения
  • Фотоплитка для ванной комнаты: преимущества, варианты использования, особенности ухода
  • Перегородки для ванной: для чего нужны, какие бывают, как сделать самостоятельно
  • Гипсокартон в ванной комнате: за и против использования этого материала

Мы предлагаем в дизайне кухни или ванной комнаты использовать фотоплитку, сделанную методом горячей деколи. Это новое слово в дизайне интерьера. Горячая деколь – это способ нанесения изображения на керамику при высоких температурах. Глазурь становиться мягкой и позволяет краске проникнуть внутрь. После остывания такой рисунок надежно фиксируется, становясь его не стираемой частью. Панно, сделанные у нас, будут очень красочные, четкие. Изображение не теряет цвет, не «царапается», не боится перепада температур и влажности, легко моется любыми чистящими средствами. Согласитесь это важно. Плюсом использования фотоплитки, в отличии от стекла, например, является то, что панно можно легко подогнать под нужные Вам размеры. Плитка легко режется. Фотоплитка оживит ваше помещение, наполнит красками. Будет всегда радовать Вас и восхищать Ваших гостей. Это действительно красиво.

Читайте также:  Стеновые панели пвх для ванной

Пластиковые панели для отделки стен — широкие и тонкие

Внутреннее обрамление внешнего пространства помещений вышло на новый уровень в связи с развитием технологий и появлением на потребительском рынке множества готовых решений. Одним из таких являются пластиковые панели для стен, обладающие своими плюсами, минусами и особенностями.

Преимущества использования пластиковых панелей

Пластик – особый материал, который не гниет, не боится влаги и достаточно прост в обслуживании. Их можно использовать практически в любом интерьере, начиная от классики и заканчивая стилем лофт. Единственное, где они будут смотреться не уместно, это в стиле ампир, рококо и барокко, отличающиеся своей помпезностью.

Востребованность панелей ПВХ для стен обусловлена:

  • Высокой износостойкостью материала. Они не боятся воды, потому их можно использовать для облицовки ванной;
  • Большинство моделей сохраняют свой первоначальный привлекательный вид на протяжении длительного периода времени;
  • Пластик антистатичен, потому меньше накапливает пыль. Удаление любого типа загрязнения может обойтись без приобретения дорогостоящих специализированных средств;
  • Пластиковые стеновые панели стоят на порядок дешевле, нежели обкладывать стены плиткой либо кафелем.

Пластик – особый материал, который не гниет, не боится влаги и достаточно прост в обслуживании.

При грамотном монтаже они могут создать достаточную шумо изоляцию. Говоря о монтаже, нужно подчеркнуть, что крепятся они довольно быстро и не требуют особых навыков.

Нельзя утверждать, что абсолютно весь материал является безвредным и, что он не будет выделять токсичных веществ в воздух при нагревании. Убедиться в безопасности изделия можно, попросив сертификат качества у продавца.

Широкий спектр цветовой гаммы и орнамента обусловлен тем, что материал легко поддается обработке. Панели отлично маскируют все погрешности на поверхности, включая трещины, не большие перепады. За ними можно спрятать коммуникационные системы, например, трубы, провода, кабели.

Любое пластиковое изделие обладает специфическим запахом, но у качественного товара он со временем проходит. К тому же не стоит забывать, что это горючий и легковоспламеняющийся материал.

При монтаже нужно помнить, что такие панели боятся резких температурных колебаний, вследствие которых происходит деформация конструкции. Они требуют тщательной подготовки и обработки поверхностей.

Панели отлично маскируют все погрешности на поверхности, включая трещины, не большие перепады.

Виды панелей

Ассортимент панелей из пластика для стен велик. Перед покупкой того или иного товара следует точно знать, в какой комнате будет проводиться отделка. Каждый вид обладает своими особенностями. Они отличаются своими размерами, внешним видом.

Перед покупкой того или иного товара следует точно знать, в какой комнате будет проводиться отделка.

По внешнему виду

Несмотря на общность дизайна при более детальном рассмотрении их можно отличить:

  • Окрашенные панели. Специальное покрытие делает их устойчивыми к воздействию солнечных лучей. Даже спустя определенное время, они не теряют своего первоначального вида и окраса;
  • Дополнительную защиту от механического воздействия в виде лакового покрытия получили стеновые панели с флексопечатью, которая наносится в виде орнамента либо определенного рисунка;
  • Наиболее устойчивыми к механическим нагрузкам и к ультрафиолетовым лучам является декоративный пластик для стен ламинированный. Клеящаяся пленка может имитировать природный камень, дерево. Отличаться своей фактурой и цветом;
  • Насыщенность цветов, четкими контурами рисунков без искажений отличаются панели со специальной термической пленкой. Декорированная пленка наносится на пластик в условиях повышенной температуры;
  • Имеют сходство с вагонкой панели реечного типа. Крепят их к вертикальным поверхностям при помощи специальных скоб. Между собой ламели соединяются замковым соединением шип-паз;
  • Пластиковые плиты для стен представлены прямоугольной или квадратной формы. Их габариты колеблется от 30 и до 100 сантиметров. В отличие от реечного типа в собранном виде у плит не образуется видимый шов;
  • Пластиковые листы для стен отличаются более внушительными размерами. Их ширина моет достигать от 80 сантиметров до двух метров, а длина от полутора и до четырех метров. Особой популярностью пользуется их разновидность, в которых гладкий внешний слой выполнен из вспененного поливинилхлорида и отличается повышенной удара прочностью.

Существует ряд дополнительных разновидностей, о которых речь пойдет чуть ниже.

Дополнительную защиту от механического воздействия в виде лакового покрытия получили стеновые панели с флексопечатью.

По размеру

Отличаются панели ПВХ стеновые не только дизайном и формой, но и размерами:

  • Непосредственно панели в длину бывают от трех и до 12 метров, в ширину от 10 сантиметров и до полуметра. Толщина их колеблется от 8 и до 12 миллиметров;
  • Листы из пластика. Длина – от полутора до четырех метров, ширина до двух метров, толщина – неболее трех и не менее двух сантимтеров;
  • Особая категория — сэндвич-панели. Их длина в среднем около трех метров, ширина от одного и до полутора метра, толщина не более 30 и не менее 10 сантиметров.

Чаще всего встречаются изделия прямоугольной формы, но также можно наткнуться на ромбовидные элементы.

Чаще всего встречаются изделия прямоугольной формы, но также можно наткнуться на ромбовидные элементы.

Другие возможные виды

Придать оригинальности помещению помогут пластиковые декоративные панели для стен с 3Д эффектом. На них могут быть изображены узоры аналогичные лепнине из гипса. Поверхность может передавать иллюстрации на определенную тематику.

Красивый дизайн, неплохое качество у сэндвич-панелей, в связи с чем они пользуются особым спросом среди покупателей. Существует еще одна подкаста – тонкий пластик на стены. В нем две панели соединены между собой специальными перемычками. Из-за невысоких показателей прочности, производители заменили ячеистый материал тонкими, но более прочными листами из ПВХ. Интересно, свежо, необычно выглядят панели с отражающей поверхностью. Эти элементы относятся к зеркальным и имеют самоклеющуюся основу. Выбирая облицовку спокойных тонов, следует остановиться на элементах с шелкографией. Это оптимальный вариант для создания уюта в соответствующих комнатах.

Придать оригинальности помещению помогут пластиковые декоративные панели для стен с 3Д эффектом.

Критерии выбора пластиковых панелей

Большое количество стеновых панелей пластик привело к тому, что на рынке довольно часто можно наткнуться на некачественный товар. Потому следует учитывать ряд критериев, которые помогут избежать ошибок.

  1. Покупка материала одной партии. Об этом говорит однотонная цветовая гамма с равномерным окрасом.
  2. Не стоит приобретать изделия, на которых виднеются ребра жесткости, сколы либо изъяны на поверхности. Все эти моменты говорят об отсутствии качества.
  3. Выбирая более устойчивый к механическим нагрузкам материал, обращайте внимание на количество ребер жесткости. Чем их больше, тем лучше.
  4. Покупать товар следует, если он обмотан защитной пленкой. Но даже при этом, нужно обращать внимание на отсутствие трещин, вмятин на любой из сторон.
  5. Соединяя панели между собой просвет между ними должен быть минимальным.
  6. Количество мела в ПВХ определяется путем нажатия на панель с ее последующим прогибом примерно на 50 процентов. Если после давления след исчезает, то количество мела здесь минимально.
  7. Вес может сказать о прочности и качестве панели. Чем она тяжелее, тем больше ребер жесткости, а значит, изделие более прочное.

Не нужно гнаться за ценой. Некоторые не совсем «честные» продавцы могут как завышать стоимость товара, так и занижать его.

Выбирая более устойчивый к механическим нагрузкам материал, обращайте внимание на количество ребер жесткости.

Применение пластиковых панелей в разных комнатах

Пластик для отделки стен широко применим в различных помещениях, будь то квартира или частный дом. Габариты, а также определенный узор на панелях подскажет, где это изделие будет смотреться лучше всего.

Пластик для отделки стен широко применим в различных помещениях, будь то квартира или частный дом.

Прихожая

Эту часть дома можно декорировать в яркие цвета. Если общая концепция интерьера позволяет, то интересно в нем будут смотреться панели с абстрактными узорами. С деревянными элементами мебели хорошо смотрятся цветочные мотивы. Если прихожая просторная, то можно подобрать панели с определенным рисунком, который должен быть не слишком броским.

Если общая концепция интерьера позволяет, то интересно в нем будут смотреться панели с абстрактными узорами.

Гостиная

Эта комната любит некричащие, спокойные оттенки. Широкая цветовая гамма позволяет подобрать материал под любой стиль. Можно отдать предпочтение панелям, чья поверхность имитирует какую-либо натуральную текстуру, например, камень, дерево и так далее.

Широкая цветовая гамма позволяет подобрать материал под любой стиль.

Спальня

Эксперты рекомендуют частично облицовывать эту комнату. Также исключается использование материала с ярким окрасом или узорами. Цветовая гамма должна располагаться к уюту и отдыху.

Цветовая гамма должна располагаться к уюту и отдыху.

Ванная

Это помещение отличается повышенной влажностью. Кроме того, здесь множество коммуникаций, который нужно скрыть от глаз. Потому, для ванной комнаты лучше выбирать влагостойкие стеновые пластиковые панели для ванной и с большим количеством ребер жесткости. Благо цветовая палитра у данного вида панелей широка.

Для ванной комнаты лучше выбирать влагостойкие стеновые пластиковые панели для ванной и с большим количеством ребер жесткости.

Туалет

Аналогичные требования предъявляются к санузлу. Не нужно забывать, что поверхности в этой комнате протираются чаще всего. Кроме того, облицовка должна соответствовать цветовой гамме основных элементов в комнате.

Облицовка должна соответствовать цветовой гамме основных элементов в комнате.

Кухня

Здесь главное, чтобы с поверхности легко удалились любые виды загрязнений. При покупке следует опираться точно на такие же критерии, что и при выборе отделочных материалов из ПВХ для ванной или туалета. Также все должно гармонировать с приборами и кухонным гарнитуром.

Здесь главное, чтобы с поверхности легко удалились любые виды загрязнений.

Балкон

Пластиковые листы для стен, которые в дальнейшем будут установлены на балконе должны отвечать множествам эксплуатационных характеристик. Сюда лучше покупать ламинированные панели, которые устойчивы к ультрафиолету и влаге.

Сюда лучше покупать ламинированные панели, которые устойчивы к ультрафиолету и влаге.

Технология монтажа пластиковых панелей на стены

Монтировать пластиковые пластины для стен можно самостоятельно, соблюдая технологию и порядок действия. Нужно лишь немного времени и инструменты под рукой.

  • Дрель;
  • Отвертка или шуруповерт;
  • Степлер, клей;
  • Пила для работы с металлом;
  • Строительный уровень;
  • Нож.

Нужно лишь немного времени и инструменты под рукой.

Порядок действий:
1. Для крепления панелей, листов нужно подготовить обрешетку. Ее можно изготовить из деревянных брусков с сечением 4 на 2 сантиметра. Рейки желательно обработать антисептиком. Обрешетку можно сделать и из оцинкованного металлического профиля. Минус такого варианта во временных затратах.

Можно воспользоваться готовым решением и использовать специальные монтажные пластины, предназначенные для крепления пластиковых ламелей. Преимущество данного способа и в эргономичности. Он отнимает не более 1 сантиметра пространства:

  • Вначале подготавливают поверхность, очищая от старой отделки. Стены желательно выровнять;
  • После устранения недостатков поверхность грунтуют антибактериальным составом;
  • Пластиковые планки обрешетки устанавливают перпендикулярно расположению панелям будущей облицовки. Например, если панели будут устанавливаться по горизонтальной линии, то рейки обрешетки располагают вертикально, и наоборот;
  • Планки устанавливают с 30-сантиметровым шагом друг от друга;
  • Рейки крепятся на дюбели, которые предварительно вбиваются в стену на расстояние в 60 сантиметров.

Важно, чтобы обрешетка лежала в одной плоскости. Для этого используют уровень, а выравнивание проводят путем подкладывания дополнительных материалов.

2. Кроме самих пластиковых панелей потребуются профили, которые придадут конструкции оконченный вид:

  • Монтаж панелей начинается с установки профиля в любом из углов. Они крепятся на приспособления в зависимости от материала обрешетки. Получается нечто вроде рамы;
  • Пластиковые панели подгоняют под нужную длину при помощи пилы;

Чтобы панель идеально встала в раму, от длины отрезают еще миллиметра 4.

  • Вертикальность установленной панели проверяется при помощи уровня;
  • Далее все просто, каждая панель отрезается нужно длины и вставляется в раму. Между собой панели соединяются при помощи шип-паза.

Монтаж панелей начинается с установки профиля в любом из углов.

Небольшие затруднения, как правило, возникают при установке последнего листа. Его нужно будет обрезать не только по длине, но и по ширине. Места углов можно прикрыть профилем. Преимуществ у такой облицовки много. Однако для установки пластика поверхность должна быть идеально подготовленной и ровной. Тогда отделка прослужит долгое время.

Видео: Монтаж пластиковых панелей ПВХ на стену

Стеновые панели для ванной комнаты

Специфика ванных комнат предусматривает использование устойчивых к влаге и прочных материалов, таких как керамическая плитка. Однако сегодня существует альтернатива облицовке кафелем стен санузла. В этом случае оптимальным решением станут влагостойкие стеновые панели для ванной комнаты.

Виды и особенности инноваций

Нужно сказать, что такие изделия появились сравнительно недавно, поэтому немногие знают об их свойствах и характеристиках. Многие профессиональные мастера уже оценили настенную обшивку нового поколения. Она действительно является довольно износостойким и прочным материалом. Кроме того, обычно ее поверхность либо обработана специальным составом, не пропускающим влагу, либо полностью гидрофобна.

Сегодня для отделки стен используют такие виды этого материала:

  • полимеры;
  • плиты МДФ;
  • древесина.

Чтобы выяснить, какие панели лучше для ванной, нелишним будет подробнее ознакомиться с каждым из перечисленных типов.

Панели из полимеров

Этот вид обшивки изготавливают из полихлорвинила. Готовое изделие покрывается напылением, защищающим панель от выгорания и повышающим ее износостойкость. Благодаря ячеистой структуре такой вид отделки стен значительно повышает шумоизоляцию помещения.

Пластиковые панели для ванной отзывы специалистов и обычных потребителей о себе оставляют в основном положительные. Сегодня это, пожалуй, самый популярный материал обшивки. Уже многие оценили такие качества ПВХ панелей, как невосприимчивость к влажной среде, устойчивость к химическим чистящим средствам и высокую степень гигиеничности. Кроме того, такие поверхности являются антистатиками и не боятся колебаний температуры. Следует упомянуть и о низкой стоимости этой группы товаров, доступной большинству хозяев.

К недостаткам этого материала специалисты относят невысокую прочность при механических повреждениях и неприятный резкий запах изделий, приобретенных у недобросовестных производителей. Поэтому старайтесь выбирать панели у известного и надежного изготовителя.

Отделка стен МДФ

Влагостойкие панели для ванной из плит МДФ также достаточно популярны. Эту обшивку производят из древесных опилок методом прессовки под высоким давлением. В отличие от листов ДСП, где в качестве склеивающего вещества применяют формальдегидные смолы, в таких плитах связывающим элементом станет субстанция, выделяющаяся из пиломатериалов. Таким образом, этот материал считают экологически безопасным для использования в жилых помещениях.

Специальная обработка поверхностного слоя обшивки защищает ее от попадания влаги и делает невосприимчивой к перепадам температур. Кроме того, такие изделия отличаются повышенной прочностью в сравнении с их аналогами из полимеров. Если сравнивать по стойкости к механическим повреждениям вагонку МДФ и пластиковые панели в ванной, отзывы мастеров о первом материале будут гораздо лучше. Этот вид отделки стен также устойчив к образованию на его поверхности вредных микроорганизмов, вызывающих размножение грибка.

Если говорить о стоимости этого материала, то ее можно отнести к среднему ценовому сегменту. Приобретение панелей из древесно-стружечных плит доступно очень многим хозяевам.

К недостаткам можно отнести возможность загнивания обшивки при постоянном доступе влаги в случае повреждения ее наружного защитного слоя.

Обшивка из дерева

Вопреки сложившемуся мнению, такой вариант отделки стен санузла благодаря развитию технологий в области дизайна и химической промышленности сегодня стал реальностью. Это самое экологически безопасное и беспроигрышное с точки зрения декоративного оформления решение. Во-первых, для ванных комнат используют влагостойкие сорта древесины. Во-вторых, каждую доску с обеих сторон покрывают гидрофобными пропитками и лаком, что делает изделие практически невосприимчивым к попаданию на него брызг.

Стеновые панели в ванную из дерева имеют один существенный недостаток – очень высокую стоимость. Именно из-за этого такая обшивка не так популярна, как оба предыдущих типа.

Конфигурация и габариты

Каждое помещение неповторимо, поэтому к оформлению его интерьера стоит подходить индивидуально. Разработчики и производители стеновых панелей учли этот нюанс. На сегодня известно несколько вариантов форм такой обшивки.

Традиционные реечно-наборные изделия ничем не отличаются по принципу монтажа от обычной пластиковой вагонки. Как правило, полоса этого материала составляет от 125 до 300 миллиметров при толщине в 8–12. Длина варьируется от 2700 до 3400 миллиметров, что позволяет подобрать модели с подходящими к любой высоте санузла габаритами.

Очень удобны в монтаже наборные элементы квадратной формы со сторонами длиной в 300–980 мм. Такой вид отделки можно комбинировать в разных цветовых и текстурных вариациях, что существенно повышает их эстетические качества.

Для крупногабаритных ванных комнат подойдут листы обшивки размером в 1220 на 2440 миллиметров. Такие плиты можно устанавливать целиком или нарезать детали необходимого формата и соединить их с помощью молдингов или других крепежных декоративных элементов.

Положительные и отрицательные стороны обшивки стен панелями

Стеновые панели для ванной фото, отзывы и описание которых представлены в этой статье, имеют неоспоримые преимущества перед облицовкой санузла кафелем. Прежде всего, нужно сказать о скорости и простоте их монтажа. Такую обшивку можно закрепить даже на заранее неподготовленные стены, что поможет существенно сэкономить на строительных смесях и работе отделочников. Кроме того, для этой отделки стен не потребуется наличия профессиональных инструментов и навыков.

Читайте также:  Лепнина из полиуретана

Очень важным моментом станет их экономичность. Если сравнивать стоимость керамической облицовки самого низкого ценового сегмента со стеновой обшивкой панелями класса люкс, последний вариант обойдется значительно дешевле. Кроме того, укладка плитки требует привлечения опытных мастеров и, соответственно, увеличения финансовых затрат на оплату их работы. Монтировать настенные отделочные конструкции сможет даже человек, не имеющий никакого опыта в строительном деле.

Если говорить о методах укладки, стеновые панели предполагают широкий спектр возможностей. Закрепить эти системы можно в любом направлении, в зависимости от того, какой оптический эффект вам нужно будет создать.

Широчайшая цветовая гамма и разнообразие имитаций текстур материалов существенно повышает ценность этого вида обшивки. Сегодня можно выбрать материал практически любого оттенка и фактуры. Кроме того, существуют некоторые модели, имитирующие даже драгоценные металлы. Хорошо продуманный дизайн и грамотная комбинация обшивки поможет создать уникальный и эффектный интерьер.

Что касается надежности эксплуатации, здесь настенные панели не уступают кафелю. Они износостойки, довольно прочны и не боятся повышенной влажности в помещении.

Простота в уходе станет очередным плюсом этих конструкций. Они нормально переносят неабразивные химические чистящие средства и не теряют при этом привлекательного внешнего вида. В случае повреждения или деформации одного из элементов отделки его можно без труда и больших экономических вложений заменить. При правильном уходе и аккуратной эксплуатации стеновые панели могут прослужить довольно долго.

Конечно, этот вид обшивки имеет и некоторые недостатки. При их монтаже на каркас из профиля площадь санузла немного уменьшится. Кроме того, изделия из пластика не переносят механического воздействия. В этом случае лучше исключить их монтаж в местах установки тяжелой мебели или подвесной сантехники. Также лучше воздержаться от облицовки плитами МДФ участков, куда постоянно попадает вода, например, возле ванны. Даже при незначительном повреждении их защитного слоя затекание на них конденсата и брызг жидкости может привести к деформации элемента. Нужно знать, что даже устойчивые к возгоранию конструкции не гарантируют вам полную пожарную безопасность.

Нюансы выбора изделия

Чтобы облегчить выбор обшивки, в галерее этой статьи вы можете ознакомиться с ее примерами и фото. Пластиковые стеновые панели для ванной представлены в широчайшем ассортименте, поэтому нелишним будет сразу определиться с материалом отделки. Изучив ее вариации и характеристики, а также выяснив преимущества и недостатки каждого из типов, можно иметь точное представление о нужных вам конструкциях.

Вне зависимости от выбранного вида материала, следует уделить пристальное внимание гидрофобным свойствам изделия. При этом следует помнить, что обшивка, предназначенная для наружных работ, не подойдет для внутренней отделки санузла.

Также нелишним будет изучить сертификат качества и паспорт на эту продукцию. Помните, что проверенные производители обязательно укомплектуют ими изделие. Обязательно поинтересуйтесь безопасностью панелей для организма человека, в большинстве случаев это касается именно конструкций из полимеров.

Чтобы не возникло непредвиденных проблем во время установки изделия, приобретите необходимую соединительную фурнитуру в нужном количестве. Конечно же, нужно измерить стены, чтобы вычислить необходимое количество материала. Так же, как и в большинстве случаев, не стоит экономить, лучше приобрести небольшой запас на непредвиденные расходы при порезке или на замену элемента в случае его повреждения при неосторожной установке системы.

Особенности монтажа

Монтировать обшивку можно либо на предварительно установленный каркас из металлического профиля, либо прямо к стене. Обычно первый вариант используют, если поверхность стен очень далека от идеала. Именно такой способ крепления станет наименее эффективным, так как сократит площадь ванной комнаты.

Для обшивки сразу на простенок, его выравнивают по необходимости и загрунтовывают. Следует знать, что материал для отделки в помещение, куда вы планируете его установить, лучше занести за несколько суток до начала монтажа.

Начинать приклеивать элементы лучше из угла помещения. Для выравнивания детали по всей плоскости мастера рекомендуют использовать доску или кусок фанеры, немного превышающую размер элемента.

Монтаж стеновых панелей в помещении средней площади займет не больше четырех часов.

Таким образом, стеновые панели станут прекрасной альтернативой кафелю. Они по своим характеристикам немногим ему уступают, однако их стоимость значительно ниже, а монтаж – проще.

Глава 5. ИСТОРИЯ ИСКУССТВА КОВКИ РОССИИ

Не менее распространен и такой же древний, как и литье, способ обработки металла — ковка. Ковка, в основном, при­меняется для обработки железа. Этот способ работы связан с кузнечным ремеслом. В отличие от драгоценных металлов, которые поддаются холодной ковке, железо требует разогрева до температуры выше 1000 “С, когда его можно гнуть, рассе­кать, создавая из бруска или прутка нужную конструкцию или элементы орнамента. Человек научился его обрабатывать ! еще на заре своего существования. Умение создавать что-то крепкое, жесткое и прочное из обычной руды с помощью ! огня характеризуется как прогрессивное явление. Близка ков- j ке техника просечки, когда из тонкого листового металла? (жести) вырубают ажурные ленты орнамента. Занимались та­ким трудом кузнецы. История их на Руси идет с XII в., когда’ активно развивается кузнечное дело. Подобное производство было чрезвычайно распространено, так как большое число утилитарных изделий, окружающих человека, делалось из ме­талла. Кузнечное ремесло требует немалой физической силы и умения пользоваться тяжелыми оборудованием и инстру­ментами. Но еще большего удивления и восхищения заслу­живает то, что из разогретого металла создаются изящные из­делия, которые вполне могут называться произведениями декоративно-прикладного искусства. Холодная ковка в худо­жественной обработке металла встречается редко, в основ­ном, в ювелирном деле, так как металл под воздействием уда­ров быстро теряет пластичность, уплотняется, приобретает «наклеп» и для дальнейшей обработки требует отжига. Горя­чая ковка широко применяется для изготовления таких изде­лий, как инструменты, решетки, светильники и т. п. Металл нагревают в различных нагревательных устройствах, простей­ший из которых — горн. Горны существуют переносные и стационарные, открытого и закрытого типа. Для художест­венной ковки чаще всего применяются горны открытого типа: они просты в обслуживании, удобны в работе, позволя­ют нагревать заготовки любой длины и в любой их части. Инструменты для ковки по своему назначению делятся на опорные, ударные, подкладные и вспомогательные. Боль­шинство кузнечных работ выполняют на наковальне, являю­щейся основным опорным инструментом. Наковальни быва­ют безрогие, однорогие и двурогие. Для мелких подковок ис­пользуют шперак — маленькую наковальню. При ручной ковке на наковальнях выполняют протяжку, осадку, гибку, пробивку и кузнечную сварку.

Кованые изделия всегда были утилитарны и функцио­нальны. Златокузнецы, кузнецы были известны еще до хри­стианства на Руси. В технике ковки изготавливалось оружие, делались подковы, разнообразные амулеты-обереги, предме­ты для дома: светцы, ограды, оконные решетки; впоследст­вии — уличные фонари, городская садово-парковая ограда. Несмотря на всю простоту кованых изделий и внешнюю не­привлекательность, кузнецы в своем мастерстве достигали изящества, включая в композиции сложно изогнутые линии, S-образные завитки, раскрепованные элементы, напоминаю­щие природные формы — от растительных до животных.

Изделия кузнецов и ювелиров были известны далеко за пределами Руси на Западе и Востоке. В XVII в. изделия из кованого железа нашли широкое применение в архитектур­ных сооружениях и в быту. Многие города стали в это время центрами кузнечного ремесла. Среди них славились Великий Устюг и Ярославль, где высокого развития достигло произ­водство прорезного (просечного) железа. Свесы кровли, флю­геры, личины замков, стенки деревянных ларцов, сундуков обивались красивыми узорами железного кружева. Розетки, завитки, плетенки, растения своими тонкими линиями при­давали легкость массивным ларцам, подчеркивали красоту их форм и изящество пропорций. Цветок на тонком стебле по­служил прообразом для создания формы светцов. Она проста и конструктивна. Укрепленный на подставке стержень закан­чивается вверху изящными завитками, между которыми дер­жалась горящая лучина.

С момента проникновения в русское прикладное искусст­во таких стилей, как классицизм, ампир, рококо, они нашли свое достойное применение в кованом искусстве. Такие тра­диционные классицистические элементы, как волна, овы, ме­дальоны, краббы и многие другие, стали естественными на j кованых оградах российских городов с конца XVIII в. Произ- j ведения художественной ковки Москвы эпохи классицизма | имеют несколько очень характерных особенностей. ‘

1. Расширилась область применения художественного ме­талла. Появились объемные композиции, высокие и низкие ограды, ворота и парковые мосты, ограждения балконов и террас, оконные решетки и перила лестниц, сами парадные лестницы и плиты пола, фонари, зонты и крыльца подъездов, архитектурные детали.

2. При создании художественных изделий из металла осо­бое внимание уделялось связи их с архитектурой здания или ансамбля. Этого требовали принципы классицизма, их стро­гая иерархичность — соподчиненность второстепенных эле­ментов и их общая подчиненность главным. Сами изделия, если они имели протяженность по фасаду, создавались на ос­нове ритмических построений. Именно ритмика проходит красной нитью почти через все ограждения классицизма.

3. Излюбленными композиционными приемами стиля стали симметрия и стремление к геометрически правильным формам. Выверенная простота, пропорциональность и мо­дульность — вот идеал стиля. Однако при всей скромности декора многих оград и решеток обращает на себя внимание удивительная тщательность проработки деталей.

4. Повторяемость оград и решеток классицизма имеет свои особенности: чаще всего повторяется основной рисунок решетки, но, как правило, с какими-нибудь вариациями. Наиболее ярким примером этого могут служить решетки с переплетающимися кольцами.

Оригинальную группу памятников кузнечного искусства составляют ограды второй половины XVIII в. Русские кузне­цы охотно использовали формы живой природы: листья, вет­ки, образы стилизованных птичек и зверюшек.

Технология изготовления художественных изделий из ко­ваного железа в конце XVIII — начале XIX вв. предусматри­вала сопряжение примыкающих друг к другу или пересекаю­щихся под разными углами стержней кузнечной сваркой, расклепкой концов одних элементов в гнездах других, клеп­кой, болтами впотай или с декоративной головкой. Встреча­ются также соединения при помощи шипа, вполжелеза, на ус, пропуск одних элементов через отверстия в других, а так­же односторонние и двусторонние боковые накладки. Пла­стические детали выполнялись из тонкого листового железа путем штамповки или чеканки объемного рисунка.

Кованый металл широко использовали при создании ар­хитектурных ансамблей мастера классицизма: В. Баженов, О. Бове, Д. Жилярди и представители модерна: А. Эрихсон, В. Валькотт, Ф. Шехтель. Они хорошо знали пластические свой­ства металла и понимали, что только кузнецы смогут вопло­тить их замыслы в законченное произведение. Сотни различ­ных завитков, листьев аканта, всевозможных розеток отковы­вали кузнецы, кропотливо составляя из них звенья оград, фронтоны козырьков и изящные навершия. Кованый металл широко применялся и для оформления козырьков над подъ­ездами, или зонтиков. В большинстве случаев зонтики соби­рались из кованых элементов: кронштейнов, фронтонов, дру­гих деталей. Узоры из кованого металла украшают не только дворцово-парковые усадьбы и фасады особняков, но и ин­терьеры зданий.

В области художественной ковки и литья московские мас­тера получили возможность освоить арсенал технических приемов работы с металлом, который был накоплен отечест­венным и европейским искусством за все предыдущие эпохи. В это время вдруг стали появляться художественные изделия из металла в технике древнерусских мастеров Пскова и Нов­города, в манере готики, ренессанса, барокко, византийской. Во всех этих изделиях четко прослеживались основные ком­позиционные требования каждого из этих стилей. Подобное использование орнаментальных мотивов различных стилей характеризует распространившееся художественно-стилисти­ческое направление второй половины XIX в. — историзм.

Это был удивительный момент, когда художественная ковка и литье стали играть ведущую роль в декоративном уб­ранстве фасадов зданий и в их интерьерах. Обилие заказов, в свою очередь, способствовало росту опыта и мастерства мос­ковских кузнецов и литейщиков. Это было время целого ряда технических открытий в металлургии и обработке металла. В руках мастеров оказались разнообразные изделия стандарт­ного металлопроката. Появились аппараты газовой и дуговой сварки, автогенная резка металла, мощные прессы. Совер­шенствовалась технология ковки, многие кузнечные опера­ции теперь выполнялись механизированным способом с по­мощью специальных приспособлений. В соответствии с этик изменялся характер кованых изделий, начали применятьс) точечные и штампованные детали, крученые прутки и ката* ные профили. В конце XIX — начале XX вв. получают рас­пространение орнаментированные детали промышленной: изготовления в виде профилей разного размера, конфигура­ции и рисунка.

Стиль модерн можно рассматривать как период, из кото? рого кузнечное дело извлекло долговременную пользу. Снова появился интерес к совершенству техники изготовления из­делия, снова стали цениться изобретательность и мастерство ручной работы. В период модерна, благодаря увлечению при­кладным искусством, в художественной ковке возродилось уважение к наковальне, огню и руке, вооруженной кувалдой Ведь только таким способом можно выразить в мелких изде­лиях оригинальные замыслы художников, касается ли это ко­ваных вспомогательных деталей, предметов интерьера или экстерьера. В кузнечные работы с использованием нагрева вошла и отделочная чеканка на листе: этим способом выпол­няли такие пластические работы, которые ранее можно было получать только литьем.

Искусство ковки всегда ценилось

Слово «кузнец», часто встречаемое в древнейших русских письменных источниках, означало «мастера по металлу». В дальнейшем, в связи с расширением функций кузнеца, вызванных развитием металлургических и металлообрабатывающих производств, в источниках уже даются более узкие определения специальности: «кузнец по железу», «кузнец по меди», «кузнец по серебру». В Ипатьевской летописи 1259 г. встречается также:

«кузнец златой». Синонимами слова «кузнец» являются слова: «хытрец», «кърчь», «вътр», «железоковец», «ковач».

С принятием на Руси в 988 г. христианства началось интенсивное строительство церквей, оказавшее большое влияние на развитие производства листовой кровельной меди.
Русские кузнецы владели всеми основными техническими способами и приёмами обработки железа, меди, некоторых её сплавов, а также серебра и золота. Кузнечное ремесло было широко распространено в древнерусских городах и деревнях. Городские кузницы отличались от деревенских большими размерами, наличием в них более сложных инструментов и технических приспособлений. Производилось все, что требовалось в условиях городской и деревенской жизни: топоры, ножи, обручи и дужки для ушатов, гвозди, серпы, косы, долота, шилья, лопаты, сковороды, массивные клепаные из листов котлы, винты (перекручиванием четырехгранных стержней), тяжёлые лемехи.
В числе предметов, выделываемых с помощью кузнечной сварки, были цепи, дверные пробои, железные кольца, остроги и многие другие изделия. В кузнечных мастерских изготовлялось также всевозможное боевое оружие и военное снаряжение – мечи, копья, шлемы, кольчуги. Производство шлемов не представляло для русских кузнецов особых трудностей, ввиду того, что основные кузнечные операции, связанные с изготовлением железных листов и их склепыванием, были хорошо известны.
Эти технологические операции обычно использовались кузнецами, например, в производстве шлемов. Одна из первых находок это – черниговский шлем. Он отличался от других своей отделкой: на железной тулье шлема набит медный лист, покрытый позолотой. Он является первым известным «золотым шлемом», воспетым позже в поэтических строках «Слова о полку Игореве», летописях и былинах.
Кроме материальных находок искусства русских кузнецов есть и словесный памятник от писателя Лескова «Левша». Там рассказывается о том, как английский кузнец сделал стальную блоху в натуральную величину и преподнёс её императору Александру I. Император зовёт тульского кузнеца Левшу, который подковал английскую блоху золотыми подковками. Левшу везут в Англию, а потом, вернувшись в Россию, он попадает в тюрьму за пьянство. Но это уже другая история.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Знатной реликвией, относящейся уже к ХIII в., является известный шлем великого князя Владимирского Ярослава Всеволодовича. Шлем был найден в 1808 г. на месте Липицкой битвы 1215 г., с которой князь Ярослав бежал, разбитый новгородцами. Примечательная особенность этого шлема в том, что он был выкован из одной железной заготовки. Этот цельнокованный шлем отличался легкостью и не уступал по прочности клёпаным шлемам. В его изготовлении принимал участие и кузнец по железу, и мастер-ювелир. Шлем покрыт тонким серебряным листом, на который наложены чеканные серебряные накладки, изображающие архангела Михаила, Христа и искусно выполненные художественные орнаменты, показывающие грифонов, птиц, барсов, лилии и листья растений. Смотрите слайд-шоу «Кузнечное дело на Руси».

По окончанию Смутного времени (с 1598 по 1613 гг.), государство озаботилось укреплением обороноспоспособности. Одни из мер были направлены на поощрение разработки местных рудных месторождений и развитие кузнечного промысла. Это делалось с целью увеличения количества выпускаемой военной продукции. Особенно активно эти меры проводились в Ельце и Елецком уезде, где уже в 1619 г. была создана группа казённых кузнецов.
Кузницы и горны, работавшие на заказ или для рыночной торговли, облагались оброком. В 1625 г. в Ельце находились 7 горнов, которые платили налог в «пол полтины».
В 1680 г. их всех сосредоточили в кузнечной слободе, сделано это было для более полного контролирования их деятельности со стороны властей и быстрого выполнения казенных заказов.
Необходимо обратить внимание на то, что Елецкий уезд по своим условиям напоминал Тульский, где также действовала мощная кузнечная слобода. Но имелись и отличия, если в Тульском уезде кузнецы занимались и добычей железной руды, и её обработкой, то в Елецком уезде городские кузнецы руду практически не добывали. Этим занимались крестьяне, в свободное от сельскохозяйственных работ время. Добытую руду они затем поставляли в город, где она подвергалась дальнейшей обработке.
В 1708 г. накунуне Полтавской битвы для русской армии срочно понадобились передние подковы. 23 ноября 1708 г. Пётр I своим письмом приказал воронежскому воеводе Колычеву

«не мешкая скакать в Елец и заказать тамошним кузнецам 50 тыс. пар передних подков для армии».

Имя жителя села Лавы Елецкого района Джанполада Гасанова, а проще – Булата, в переводе с азербайджанского звучит как «стальная душа». Возможно, именно имя предопределило род занятий этого человека. Булат – представитель редкой, но востребованной в наши дни профессии кузнеца.
Дорога к молоту и наковальне у Булата Гасанова была непростой. Когда мальчику исполнилось 13 лет, многодетная чета Гасановых переехала из Баку в Елецкий район на родину предков по русской материнской линии. В 17 лет Булат пошел работать на зерноток. Повзрослев, научился шить обувь. Но оставил и это ремесло. Пробовал делать изделия из дерева, глины, рисовал, лепил, вышивал крестиком и даже байкерствовал. Восприимчивая творческая душа отозвалась, когда он, будучи в Ельце, случайно оказался в кузнице ельчанина Сергея Мельникова.
Заметив, как парень заворожёно смотрит на огонь в горне, Сергей Мельников предложил пойти к нему в подручные. Немногословный учитель Булата просто сказал: «Смотри, как я делаю, и повторяй!»
– Сначала я был «отрежь, принеси» и «подбрось угольку», – рассказывает Булат Гасанов. – Но эти маленькие роли нисколько не смущали. У профессии кузнеца есть одна особенность. Когда мастер работает один, его называют «однорукий» кузнец. Но когда он спешит выполнить заказ, то вторые руки – это большая помощь.
А затем Сергея Мельникова пригласили в Питер на работу, и кузница обрела молодого кузнеца. Булат Гасанов стал самостоятельно выполнять индивидуальные заказы по ковке самых разнообразных изделий. Около пяти лет Булат трудился под крылом ИП, ещё несколько лет – кузнецом на одном из елецких предприятий. А с этого года он ушел в «свободное плавание».
– Помню свою первую работу, – вспоминает кузнец. – Это был обыкновенный навес над дверью с эскиза, нарисованного на полу мелом. Честно говоря, я не знаю в совершенстве черчения, физики. Мне лишь знаком основной принцип устройства кузнечного горна и печи, а также свойства различных металлов при ковке. Работаю в основном со сталью. Наверное, помогает интуиция.
Сегодня, по проишествии шести лет, он признанный мастер кузнечного дела. Постоянный участник всех городских праздников и областных фестивалей народного творчества.
– Кузнечное ремесло сейчас возрождается, – говорит Джанполад. – Только в Ельце я знаю, как минимум, пять действующих кузнечных мастерских. Но там, в основном, занимаются изготовлением ворот, решёток и оград. Мне же интересна более творческая работа. Да и люди начинают всё больше ценить эксклюзивные, авторские вещи, будь то предметы интерьера или изысканная кованая мебель.
Кузнецы не очень любят делиться секретами работы, которые у каждого свои. И здесь Гасанов – исключение. Он охотно рассказывает о премудростях кузнечного дела всем желающим и уверен, что обучиться умению «чувствовать» металл и придавать ему нужную форму не так сложно, как кажется.
Булату Гасанову чередой пошли заказы – ограды, калитки, заборы, перила, кованый виноград, цветочные кусты. Все они выполнялись с авторским клеймом мастера: горн с огнём и инициалы. По словам кузнеца, спросом пользуется всё, начиная от крупных предметов интерьера ручной ковки до сувениров – пепельниц-консервных банок. Можно выковать даже розу, танцующую у шеста. Главное, не бояться позволить себе, как говорит Булат:

«слабое сияние творческого вымысла».

Ажурные кованые конструкции кузнеца Валентина Лакомова в селе Волово, соседнего с елецким районом, можно встретить повсюду. Парки и скверы райцентра украшают его скамейки со стальными узорами, в местной школе установлены резные решетки на лестничных маршах, оригинальные подставки для цветов, в храме Александра Невского в селе Воловчик, являющемся архитектурным памятником регионального значения, смонтированы ворота и калитки. Валентин заинтересовался ковкой, еще работая в школе физруком. Скрупулезно изучал тонкости дела, штудировал специальные пособия и журналы, присматривался к мастерам кузнечного ремесла. Совмещал преподавание с предпринимательской деятельностью. А когда в 2012 г. сельскую школу реорганизовали и его должность сократили, сосредоточился на холодной ковке. К тому времени у него уже были арендованное помещение, оборудование и огромное желание работать.
Кованые и сварные изделия для различных нужд. Свою кузницу Валентин Лакомов открыл 6 лет назад. Купил оборудование, нанял рабочих, с помещением помогла администрация. Кузнечная мастерская пока единственная в районе. Бизнес прибыльный, заказы делают даже из соседних областей. Ворота, ограды, декор любой сложности мастера готовят за рекордное время. Вот эти подставки будут украшать один из Мемориалов Славы в Воловском районе. Делом предпринимателя начали интересоваться инвесторы.
– Без поддержки руководства района на начальном этапе открыть свое дело, пожалуй, я бы не решился, – признаётся Лакомов. – Мне передали в аренду пустующие гаражи, где я и начал разворачивать производство. Сейчас в мастерской есть все необходимое оборудование и инструменты для холодной ковки металла.
Немаловажно и то, что до этого никто в районе подобным не занимался. Поэтому заказчики нашлись быстро. Кому-то потребовалась беседка на усадьбу, кому-то – забор с воротами, оградки, столики и скамейки для кладбища. Состоятельные люди обзаводились каминами с кованым обрамлением, резными мангалами. Словом, кузнец может выполнить любую заявку. Лишь бы был нужный материал.
Воловчанка Валентина Стурова не нарадуется на красивые оконные решетки, которые Валентин изготовил по её заказу, а Зинаида Волкова гордится его же коваными цветочницами, украсившими ее усадьбу. Многие в районе хотели бы иметь оригинальные изделия Лакомова. Но пока «производственные мощности» кузницы невелики. Работает мастер один. Правда, недавно он взял в ученики молодого сварщика Ивана Кириллова, которого планирует обучить ремеслу.
Валентин показывает нам кузнечную мастерскую с наковальней, набором молотов, сварочными агрегатами, различными инструментами.
– Предприятие Лакомова постепенно набирает обороты, – отзывается о мастере начальник отдела экономики администрации Воловского района Марина Самохина. – Большим спросом пользуется его продукция. Все изделия – добротны, эстетически привлекательны и вполне доступны по цене. Поэтому в числе его клиентов – и пенсионеры, и предприниматели, и чиновники. Кованые конструкции придают праздничный вид улицам райцентра, других сел, территориям предприятий, школ, спортивных объектов. Безусловно, фирму Лакомову надо расширять. При этом он может рассчитывать на финансовую господдержку. В Липецкой области действует соответствующая целевая программа, есть специализированный фонд, помощь осуществляется и на муниципальном уровне. Так что у предпринимателя есть выбор. Главное – дерзать.

Читайте также:  Свое собственное помещение под самой крышей

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Кузнечное дело в Липецкой области и г. Ельце прошло путь от примитивных молотов-камней до ковочных прессов с манипуляторами и электронно-вычислительными машинами. В современных кузнечно-прессовых цехах уже редко можно встретить кузнецов ручной ковки. Нет и молотов с водяными колесами. На помощь современным кузнецам пришли мощные паровоздушные молоты, гидравлические и механические прессы. Они куют и штампуют детали для тракторов, автомобилей, подъёмных кранов, экскаваторов. Но не исчезло и древнее ремесло кузнеца: с огнём и горном. В начале 2000-х. гг. в области и в г. Ельце появились первые артели, художественные мастерские кованых изделий. Здесь, как в старину, полностью ручной труд. Спросом пользуются разнообразные продукты художественной ковки – крылечки, ограды, скамейки, камины, мангалы, изгороди, резные балясины и др. Смотрите слайд-шоу: «Мастера елецкого кузнечного дела».

ИСТОРИЯ ИСКУССТВА КОВКИ РОССИИ

Не менее распространен и такой же древний, как и литье, способ обработки металла — ковка. Ковка, в основном, применяется для обработки железа. Этот способ работы связан с кузнечным ремеслом. В отличие от драгоценных металлов, которые поддаются холодной ковке, железо требует разогрева до температуры выше 1000 °С, когда его можно гнуть, рассекать, создавая из бруска или прутка нужную конструкцию или элементы орнамента. Человек научился его обрабатывать еще на заре своего существования. Умение создавать что-то крепкое, жесткое и прочное из обычной руды с помощью огня характеризуется как прогрессивное явление. Близка ковке техника просечки, когда из тонкого листового металла (жести) вырубают ажурные ленты орнамента. Занимались таким трудом кузнецы. История их на Руси идет с XII в., когда активно развивается кузнечное дело. Подобное производство было чрезвычайно распространено, так как большое число утилитарных изделий, окружающих человека, делалось из металла. Кузнечное ремесло требует немалой физической силы и умения пользоваться тяжелыми оборудованием и инструментами. Но еще большего удивления и восхищения заслуживает то, что из разогретого металла создаются изящные изделия, которые вполне могут называться произведениями декоративно-прикладного искусства. Холодная ковка в художественной обработке металла встречается редко, в основном, в ювелирном деле, так как металл под воздействием ударов быстро теряет пластичность, уплотняется, приобретает «наклеп» и для дальнейшей обработки требует отжига. Горячая ковка широко применяется для изготовления таких изделий, как инструменты, решетки, светильники и т. п. Металл нагревают в различных нагревательных устройствах, простейший из которых — горн. Горны существуют переносные и стационарные, открытого и закрытого типа. Для художественной ковки чаще всего применяются горны открытого типа: они просты в обслуживании, удобны в работе, позволяют нагревать заготовки любой длины и в любой их части. Инструменты для ковки по своему назначению делятся на опорные, ударные, подкладные и вспомогательные. Большинство кузнечных работ выполняют на наковальне, являющейся основным опорным инструментом. Наковальни бывают безрогие, однорогие и двурогие. Для мелких подковок используют шперак — маленькую наковальню. При ручной ковке на наковальнях выполняют протяжку, осадку, гибку, пробивку и кузнечную сварку.

Кованые изделия всегда были утилитарны и функциональны. Златокузнецы, кузнецы были известны еще до христианства на Руси. В технике ковки изготавливалось оружие, делались подковы, разнообразные амулеты-обереги, предметы для дома: светцы, ограды, оконные решетки; впоследствии — уличные фонари, городская садово-парковая ограда. Несмотря на всю простоту кованых изделий и внешнюю непривлекательность, кузнецы в своем мастерстве достигали изящества, включая в композиции сложно изогнутые линии, S-образные завитки, раскрепованные элементы, напоминающие природные формы — от растительных до животных.

Изделия кузнецов и ювелиров были известны далеко за пределами Руси на Западе и Востоке. В XVII в. изделия из кованого железа нашли широкое применение в архитектурных сооружениях и в быту. Многие города стали в это время центрами кузнечного ремесла. Среди них славились Великий Устюг и Ярославль, где высокого развития достигло производство прорезного (просечного) железа. Свесы кровли, флюгеры, личины замков, стенки деревянных ларцов, сундуков обивались красивыми узорами железного кружева. Розетки, завитки, плетенки, растения своими тонкими линиями придавали легкость массивным ларцам, подчеркивали красоту их форм и изящество пропорций. Цветок на тонком стебле послужил прообразом для создания формы светцов. Она проста и конструктивна. Укрепленный на подставке стержень заканчивается вверху изящными завитками, между которыми держалась горящая лучина.

С момента проникновения в русское прикладное искусство таких стилей, как классицизм, ампир, рококо, они нашли свое достойное применение в кованом искусстве. Такие традиционные классицистические элементы, как волна, овы, медальоны, краббы и многие другие, стали естественными на кованых оградах российских городов с конца XVIII в. Произведения художественной ковки Москвы эпохи классицизма имеют несколько очень характерных особенностей.

  • 1. Расширилась область применения художественного металла. Появились объемные композиции, высокие и низкие ограды, ворота и парковые мосты, ограждения балконов и террас, оконные решетки и перила лестниц, сами парадные лестницы и плиты пола, фонари, зонты и крыльца подъездов, архитектурные детали.
  • 2. При создании художественных изделий из металла особое внимание уделялось связи их с архитектурой здания или ансамбля. Этого требовали принципы классицизма, их строгая иерархичность — соподчиненность второстепенных элементов и их общая подчиненность главным. Сами изделия, если они имели протяженность по фасаду, создавались на основе ритмических построений. Именно ритмика проходит красной нитью почти через все ограждения классицизма.
  • 3. Излюбленными композиционными приемами стиля стали симметрия и стремление к геометрически правильным формам. Выверенная простота, пропорциональность и модульность — вот идеал стиля. Однако при всей скромности декора многих оград и решеток обращает на себя внимание удивительная тщательность проработки деталей.
  • 4. Повторяемость оград и решеток классицизма имеет свои особенности: чаще всего повторяется основной рисунок решетки, но, как правило, с какими-нибудь вариациями. Наиболее ярким примером этого могут служить решетки с переплетающимися кольцами.

Оригинальную группу памятников кузнечного искусства составляют ограды второй половины XVIII в. Русские кузнецы охотно использовали формы живой природы: листья, ветки, образы стилизованных птичек и зверюшек.

Технология изготовления художественных изделий из кованого железа в конце XVIII — начале XIX вв. предусматривала сопряжение примыкающих друг к другу или пересекающихся под разными углами стержней кузнечной сваркой, расклепкой концов одних элементов в гнездах других, клепкой, болтами впотай или с декоративной головкой. Встречаются также соединения при помощи шипа, вполжелеза, на ус, пропуск одних элементов через отверстия в других, а также односторонние и двусторонние боковые накладки. Пластические детали выполнялись из тонкого листового железа путем штамповки или чеканки объемного рисунка.

Кованый металл широко использовали при создании архитектурных ансамблей мастера классицизма: В. Баженов, О. Бове, Д. Жилярди и представители модерна: А. Эрихсон, В. Валькотт, Ф. Шехтель. Они хорошо знали пластические свойства металла и понимали, что только кузнецы смогут воплотить их замыслы в законченное произведение. Сотни различных завитков, листьев аканта, всевозможных розеток отковывали кузнецы, кропотливо составляя из них звенья оград, фронтоны козырьков и изящные навершия. Кованый металл широко применялся и для оформления козырьков над подъездами, или зонтиков. В большинстве случаев зонтики собирались из кованых элементов: кронштейнов, фронтонов, других деталей. Узоры из кованого металла украшают не только дворцово-парковые усадьбы и фасады особняков, но и интерьеры зданий.

В области художественной ковки и литья московские мастера получили возможность освоить арсенал технических приемов работы с металлом, который был накоплен отечественным и европейским искусством за все предыдущие эпохи. В это время вдруг стали появляться художественные изделия из металла в технике древнерусских мастеров Пскова и Новгорода, в манере готики, ренессанса, барокко, византийской. Во всех этих изделиях четко прослеживались основные композиционные требования каждого из этих стилей. Подобное использование орнаментальных мотивов различных стилей характеризует распространившееся художественно-стилистическое направление второй половины XIX в. — историзм.

Это был удивительный момент, когда художественная ковка и литье стали играть ведущую роль в декоративном убранстве фасадов зданий и в их интерьерах. Обилие заказов, в свою очередь, способствовало росту опыта и мастерства московских кузнецов и литейщиков. Это было время целого ряда технических открытий в металлургии и обработке металла. В руках мастеров оказались разнообразные изделия стандартного металлопроката. Появились аппараты газовой и дуговой сварки, автогенная резка металла, мощные прессы. Совершенствовалась технология ковки, многие кузнечные операции теперь выполнялись механизированным способом с помощью специальных приспособлений. В соответствии с этим изменялся характер кованых изделий, начали применяться точечные и штампованные детали, крученые прутки и катаные профили. В конце XIX — начале XX вв. получают распространение орнаментированные детали промышленного изготовления в виде профилей разного размера, конфигурации и рисунка.

Стиль модерн можно рассматривать как период, из которого кузнечное дело извлекло долговременную пользу. Снова появился интерес к совершенству техники изготовления изделия, снова стали цениться изобретательность и мастерство ручной работы. В период модерна, благодаря увлечению прикладным искусством, в художественной ковке возродилось уважение к наковальне, огню и руке, вооруженной кувалдой. Ведь только таким способом можно выразить в мелких изделиях оригинальные замыслы художников, касается ли это кованых вспомогательных деталей, предметов интерьера или экстерьера. В кузнечные работы с использованием нагрева вошла и отделочная чеканка на листе: этим способом выполняли такие пластические работы, которые ранее можно было получать только литьем.

Ссылка на основную публикацию