Обои могут подсказать неожиданные дизайнерские решения

Комбинируй это: 8 способов поклеить обои иначе

Решения для маленькой квартиры и не только — неожиданные приемы комбинирования обоев

Два фото выше: Тема акцентной стены работает не только в спальне. Так в этой кухне-гостиной оклеенная активными обоями стена дополнительно работает на «маскировку» кухонного гарнитура. Внимание невольно направляется в сторону активного принта, а не на нейтральную по оттенкам и узорам кухню (кадр ниже).
Фото слева: интересная идея — оклеить богато орнаментированными обоями только нишу.

В ВАШЕМ ГОРОДЕ…
Найдите специалиста на Houzz — закажите отделку квартиры

2. Добавьте плинтус из обоев
Едва ли не самый известный способ комбинировать обои — оклеить стену по принципу «темный низ, белый верх». Пропорции обычно берутся 1:2 (верхняя часть вдвое больше). И комбинируются обои двух видов.

Попробуйте нарушить оба правила: измените пропорцию и сочетайте обойный плинтус с любым другим отделочным материалом стен — краской, обоями, зеркальными панелями.

Пропорции имеют значение
Прием «узкий низ, широкий верх» подходит для помещений с низким потолком; тогда нижнюю часть отмеряйте не более 1 метра в высоту. В этом случае выравнивайте линию обоев по полу — иначе непараллельность по отношению к нему будет сразу бросаться в глаза.

При комбинировании по горизонтали можно как красиво наклеить обои в зале двух цветов, контрастных друг другу, так и выбрать монохромные варианты с разными принтами или текстурой (например, верхняя честь «под текстиль»,` нижняя под штукатурку).

Благородно смотрится комбинирование обоев со стеновыми панелями как на фото.

Что именно будет вверху, а что внизу — решать вам. Я лишь пытаюсь показать, что правило 1:2 — не единственный способ сочетать обои в комнате.

Совет: Не забудьте закрыть горизонтальный стык обоев бордюром — бумажным, рейками из дерева или потолочным плинтусом. Выбор зависит прежде всего от толщины самих обоев: если фактура и толщина на стыке приблизительно одинаковы, то подойдет и бордюр из бумаги. Заметную разницу в толщине он уже не скроет.

Советую аккуратно использовать горизонтально-ориентированный орнамент обоев в комбинации с яркими цветами и активными принтами: будет рябить в глазах. Ваш выбор — монохром.

4. Выведите вертикали
Обычно вертикальное комбинирование нескольких видов обоев предполагает чередование полотен с похожей фактурой и одинаковой шириной. А вот их оттенок чаще отличается либо в пределах одного цвета (монохромный вариант), либо более кардинально, но не слишком контрастно. Как вариант — можно чередовать однотонные полосы и обои с орнаментом. Как правило, вертикальные полосы более акцентны, чем горизонтальное деление на две части, поэтому использование вертикальных полос на стенах само по себе чаще всего выступает в качестве декоративного приема.

Совет: Подумайте, как оформить стык между полотнами. Один из способов — наклеивать их на предварительно окрашенную в один тон стену с отступом.

5. Одна стена, которая радует глаз
Довольно много мы рассказываем про акцентные стены, которые притягивают взгляд и украшают помещение. Обычно они очень активные, контрастные по отношению к прочим стенам. И именно поэтому акцентную стену советуют убирать из поля зрения.

А что, если наоборот? Купить дорогие обои только для стены, которая попадает в ваше поле зрения. И любоваться ими лежа в кровати или сидя на диване. При этом прочие стены оформить нейтрально — простыми обоями или краской.

5. Светлое и темное
Выделю комбинирование обоев контрастно темных и светлых цветов в отдельный абзац и прием, так как это один из самых наглядных и действенных способов работы с геометрией помещений, особенно маленьких. В зависимости от расстановки мебели можно поклеить контрастно-темными одну или две стены в комнате, оставив светлые для остальных. Так комната будет казаться просторнее, ведь темный цвет имеет способность «проваливаться» — становится неявно близко или далеко.

Факт: Темная стена с оконным проемом — выигрышное решение, так как находится против света и не участвует в его отражении. А это значит, что в освещении комнаты вы ничего не теряете.

8. Обойные силуэты
Обычно речь идет о готовых стикерах «из обоев», но несложные орнаменты (типа домика для стены в детской) вы можете вырезать из обычных обоев вручную и скомбинировать с однотонными обоями для стен.

ВАША ОЧЕРЕДЬ….
Вы знаете, как красиво наклеить обои в зале двух цветов? Делитесь фото и собственными идеями неожиданных вариантов поклейки обоев!

КЕЙМАР ТАЙЛС

Статья отличная. Особенно для людей которые боятся цвета, текстуры, рисунков, дизайна. Не все понимают, что светлые обои настолько банально, что если светлый не подчеркивать чем-нибудь контрастным помещение сразу теряет баллы. Также хочу отметить, что автор упустила несколько вариантов: например когда вся комната и потолок оклеены одним видом обоев с растительным орнаментом – такой вариант визуально делает потолки выше, т.к. не видно стыков. И по поводу стыков – стыки обязательно надо оформлять. Не требуется оформление стыков, только в том случае когда рисунок завершается внутри обойной полосы, или если рисунок выклеивают от угла до угла по стене.

По предыдущему комментарию, советую вам на место стыка подобрать что-то вроде тесьмы (много видов в магазинах где продают шторы или фурнитуру), таким образом, вставка будет смотреться красиво оформленной, и не перегруженной, а сейчас производит впечатление, что у вас неожиданно закончились обои, но нужно было доклеить.

  • Нравится | 2
HOUSE-KEYS [Все для строительства и обустройства]

Обои всё еще актуальны, как не крути. Очень нравятся в интерьеры, в которых используют тёмные обои!

Как выбрать обои. Инструкция по выбору дизайна или как понять дизайн обоев

Статья для тех кто хочет разобраться в дизайне обоев

При покупке обоев большинство людей принимают решение импульсно. Это значит, что выбор сводится к сопоставлению: нравиться, не нравиться. Выбирают, разумеется, то что нравится. Тот же принцип действует когда покупают другие материалы отделки, мебель, шторы. Но, итоговое совмещение, порой, даёт неожиданно обратный результат. Примерно как — собрать на свадьбе родственников и лучших друзей, а в итоге получается драка.

В этой статье мы постараемся научить вас выбирать обои по дизайну. И расскажем какое сочетание визуальных свойств содержат дизайны обоев, как эти свойства рассмотреть, и главное — как применить.

Что содержит дизайн обоев

Обои бывают однотонные, то есть, состоящие из одного видимого активного цвета. Бывают многоцветные: состоящие из двух или нескольких активных цветов. К цветовому воздействию относится также температурное восприятие — тёплые и холодные цвета.

В данным случае подразумевается свойства отражения света. Улучшенное светоотражение будет у светлых глянцевых обоев. Наибольшим светоотражением обладают металлизированные светлые обои. Матовое светлое покрытие на обоях создаст рассеивающее светоотражение.

Чем темнее обои тем меньше светоотражение. Минимальным светоотражением обладают чёрные обои с матовым покрытием.

Фактура

Фактура — это описание способа обработки поверхности. У обоев она бывает: микро-рельефная, рельефная, сглаженная, бархатистая, матовая, глянцевая. При выборе фактуры обоев учитывайте сочетание с другими элементами в интерьере. Как сочетать фактуры — читайте в статье.

Текстура

Обои обладают естественной текстурой как материал из которого они изготовлены. Также обои обладают визуальной текстурой имитирующей другой материал, в этом случае обои называются имитациями. Вариантов текстур-имитаций множество: штукатурка, кирпич, бетон, глина, дерево, крашеное дерево, доски, фанера, металл, состаренный металл, циновка, холст, рогожка, лён, шёлк, кожа, шкуры животных. Отдельно выделяются текстуры создающие эффект обработанных поверхностей: мозаики, лепнина, старинный рисунок, состаренная плитка, вышивка на ткани. Чем отличается текстура от фактуры — читайте в статье блога.

Линии, грани, формы

Важной деталью интерьерной композиции является характер линий и граней: точные, расплывчатые, скругленные, острые, витиеватые.

Рисунки и узоры, напечатанные на обоях, могут образовывать видимые формы. В некоторых случаях визуальных форм может быть несколько. Бывают обои с визуальной игрой, в которых видимые формы зависят от удаленности рассматривания. Наиболее активно создают видимые формы обои с геометрическим рисунком и особенно активны в этом обои с 3D эффектом.

Стиль, тема, ассоциации

Примеры стилевого разделения: классические, ретро, кантри, этнические, современные.

Тема — она же тематика — может указывать на отношение к помещению: детские, подростковые, универсальные. Также тема может относить к стилю, исторической эпохе, региону. Пример добавление тематического рисунка для усиления стилевого предназначения:

Обои BN Internatonal. Интернет-магазин: www.oboivdom.by

Обои с рисунком ёлочка. Как на пиджаке из Мосторга

Ассоциации дополняют отношение к стилю и теме: усиливают их — или ослабляют. Например, для классического или кантри стиля, где нужно добавить ассоциацию старины, подойдут обои с состаренным эффектом.

Ассоциативные связи бывают балансовые и контрастные. Множество интерьерных стилей создавались из соединения ассоциаций. Яркий пример колониальный стиль, который подразумевает совмещение в одном пространстве предметов разного исторического периода из разных частей планеты.

Тип изображения

Типы изображений в обоях: цветочные, геометрические, абстрактные, натуралистические, фотографические, художественные, орнаменты.

Отдельным типом изображения являются — фоновые обои. Их задача создать нужный вид заднего плана — фона.

Сюжет

Сюжет в обоях присутствует когда в рисунке есть пространственное, событийное, описательное или какое-то повествовательное составляющее. Сюжет бывает повествовательным, когда поочередно происходят действия или события. Или описательным, когда есть статичное информационное содержание.

Сюжеты наиболее часто встречаются в детских обоях. Также являются обязательным атрибутом фотообоев. Есть отдельный стиль в обоях и текстиле с сюжетным составляющим — Туаль де Жуи.

Там где дизайн обоев рисует в воображении пространственную картинку — есть сюжет.

Визуально-эмоциональное воздействие

Сложный узор из ярких и интересных элементов возбуждают и заставляют активнее работать нервную систему. Также воздействует частота повторений: чем больше элементов на участок площади тем активнее воздействие. Но, восприятие имеет ограниченность: слишком частое повторение воспринимается как единое целое. На этой границе восприятии строятся разноплановые виды изображений: большое изображение состоящее из множества мелких.

Динамика

Динамика — когда статичное изображение подразумевает движение: в рисунке или сюжете обоев. Например, растущее дерево, подразумевает динамику с верхним вектором.

Восприятие пространства и способы изменение восприятия пространства

Вертикаль. Это обои зрительно увеличивающие высоту: обои с вертикальными полосками, линиями, с вертикальной динамикой, визуальной иллюзией:

Читайте также:  Штукатурка стен по маякам

Обои BN Internatonal. Интернет-магазин: www.oboivdom.by

Горизонталь. Это обои зрительно искажающие восприятие горизонтали, для изменения ширины или длины помещения, в зависимости от потребности:

Обои 1838 Wallcoverings. Интернет-магазин: www.oboivdom.by

Глубина фокусировки. К этой категории относятся обои изменяющие восприятие пространства. Сюда относятся как обои создающие глубину фокусировки, так и обои с оптическими иллюзиями:

Общее правило восприятия размеров пространства. На восприятие размеров влияют пропорции: частота повторений рисунка к площади — чем меньше повторений тем меньше кажется площадь, чем больше повторений тем больше площадь. Сравните своё восприятие площади стены в зависимости от размера изображения на обоях:

Рисунок 1Рисунок 2

Кажется, что на Рисунке 2 стена меньше по площади чем на Рисунке 1, хотя на самом деле они одинаковые.

Сказали о плюсах, скажем и о минусах

Швы. Они могут быть более и менее заметны. Но они есть, и всегда будут. За исключением панно из цельного полотна.

В итоге

Получилось что-то похожее на алгоритм или инструкцию. Инструкцией можно пользоваться для описания составляющих дизайна обоев, продумыванию вариантов взаимодействие их с другими элементами в общей интерьерной композиции: гармоничная связка из близкого и похожего, или игра сильных контрастов, или связка из средних контрастов (нюансы).

Практика: как выбрать дизайн обоев

Разберем вариант дизайна обоев по инструкции. Для примера используем обои из новой коллекции Dimensions от BN Internatonal.

Соберем картину дизайна из выбранных обоев

Самый сильный эффект — увеличение пространства. Главная сила обоев — создание разных планов и глубины фокусировки.

Первый план — взгляд рассматривает более видимое изображение листвы на переднем плане.

Второй план — размытое и менее заметное изображение листвы.

Третий план — образует неизведанность, что там есть за туманной дымкой.

В результате игры фокусировки взгляда человеческий мозг не воспринимает точные границы пространства и помещение кажется значительно больше.

Также обои поднимут потолок и расширят стены.

Цветовое сочетание. В обоях уже содержатся смешанные цвета одного семейства. Поэтому, чтобы избежать цветового перенасыщения, нужно не использовать много контрастных цветов.

Один цветовой контраст — к одному из видимых цветов на обоях.

На примере: розовый цвет обивки стульев контрастирует с бирюзовым оттенком одного из цветов на обоях. Розовый можно заменить на что-то из красного или фиолетового. Но, только что-то одно!

Сочетание линий и форм. Преобладание утонченных линий — отсылка к популярным сейчас ретро стилям. В гармоничном сочетании подойдут к предметам интерьера без строгих форм и чётких граней. Обратное будет контрастно. Для примера, посмотрите, как заметна люстра на заднем плане фото — это контраст форм.

Совмещение по теме и сюжету, типу изображения. Тропическая листва это популярный интерьерный элемент, он применяется практически во всех стилях: от близкородственного тропического, до лофта. В данном случае, изображение — смесь абстрактного и художественного, оно не стремится к натуралистичности, поэтому слабо подходит к натуралистическим стилям, но отлично сработает как контраст.

Эмоциональное восприятие. Спокойное и уравновешенное. Такие обои подойдут к помещениям где человеку нужно расслабиться, но не уснуть: для гостиных, обеденных зон, банкетных залов, холлов.

Как выбирать обои в магазине: по инструкции

Разумеется детально разбирать каждому вариант обоев в магазине — занятие весьма долгое. И поэтому есть смысл подойти от обратного.

“От обратного” — от характеристик помещения к нужным обоям. Работает так:

Составьте примерный набросок характеристик, которые уже присутствуют, или запланированы в помещении: свет, размеры, присутствующие цвета, фактуры, текстуры, тематика, стиль.

Смотрите, какие характеристики обоев подойдут: по цвету, фактуре, текстуре, стилю, теме — в контраст и гармоничность. Также, не забудьте про свет и параметры помещения.

По полученным характеристикам сделайте первую выборку обоев.

Из выборки отберите самый сильный вариант или комбинацию вариантов.

А если с выбором возникнут вопросы, обращайтесь за помощью к дизайнерам-консультантам:

Для жителей Минска или возможности посетить Минск — салон обоев и текстиля 7×7, который находится, по адресу: микрорайон Уручье, ул. Ложинская, дом 4, бизнес-центр “Порт”.

Купить удаленно — интернет-магазин oboivdom.by. В интернет-магазине есть услуга бесплатной почтовой отправки образцов, чтобы вы могли увидеть точный цвет и фактуру. Также, для выбора интересных вариантов обоев в интернет-магазине есть полезная программа — виртуальна комната. В программе вы увидите обои в объемной раскладке, то есть как они смотрятся уже наклеенными на стенах, на примерах разных типов комнат и стилях.

Как выбрать обои с помощью блога

Если вам нужна помощь в вопросе: как выбрать обои — пишите на электронную почту блога. Приложите к письму фотографии помещения и опишите пожелания.

Возможно, ваш вопрос станет поводом для новой статьи. В этом случае, вы получите развернутый ответ от редакции или компетентных партнёров блога.

Даже если ваш вопрос не попадёт в статью, то ответ на него все равно будет, разумеется, если вопрос тематический.

Ответы на вопросы публикуются в рубрике советы.

Электронная почта для вопросов: blogvdom.by@gmail.com
Подписывайтесь на уведомления о новых публикациях по электронной почте, или в социальных сетях:

Каждому подписчику свежие статьи на электронную почту.

Дизайнеры обозначили 5 видов обоев, которые никогда не выйдут из моды

Считается, что дома всегда лучше чем в гостях. Наш дом – это особенное место. Здесь мы проводим время с семьей, отдыхаем от работы, принимаем гостей и просто занимаемся любимыми делами. Поэтому вполне понятно, что каждый из нас хочет чтобы его квартира была не только удобной, но и модной, стильной, красивой. Мода, конечно, изменчива и сфера дизайна не является исключением. Каждый год готовится для нас немало сюрпризов: появляются новые материалы, варьируется самая актуальная цветовая гамма, и все это рассчитано на получение обновленного уровня комфорта.

Удивительным образом, если заметить, обои никогда не выходили из моды. Они немного теряли свою репутацию, их могли некоторое время могли считать старомодными, иногда даже пугающими. До сих пор такое умозаключение может сидеть у людей в головах. Поэтому дизайнерская индустрия обоев немного ослабела и даже вызывала некоторую ностальгию.

Однако, как заявил современный манхэттенский дизайнер Даниэль Колдиенг из House Beutiful, все новое – это хорошо забытое старое, и определенных правил в ремонте комнат больше не существует.

По его мнению, обои на сегодняшний день представляют собой гармоничный союз между молодыми новациями и вневременным дизайном, глубиной и плавучестью.

Свежий взгляд на обои

Любой дом или квартиру не всегда имеется возможность снести или перестроить, чтобы он не казался устаревшим и скучным. Кроме всех этих архитектурных нюансов или капитального ремонта, благодаря обоям, можно освежить и персонализировать комнаты. Они позволяют вдохнуть в жизнь пространство, чтобы чувствовать его “своим” и подогнанным под свой вкус.

Возрождение обоев в дизайнерской квартирной моде говорит о том, что пришло время для любителей смелых экспериментаторов и тех, кто любит что-нибудь веселенькое и для души.

Ниже можно ознакомиться с пятью современными тенденциями в обоях. Старой школе ремонта они дадут новое вдохновение и смелые фантазии.

Фрески

Стандартно повторяющиеся и чередующиеся узоры фрески на обоях красивы, а неповторяющиеся узоры обладают еще большей возможностью удивлять и восхищать. Об этом говорит Пэйтон Козел Тернер, соучредитель Flat Vernacular. Фрески с росписью способны быть лучшими рассказчиками, занятого ими пространства. Таким оригинальным образом они могут общаться, задавать тематику и передавать настроение.

Расписанные вручную фрески обоев покроют стены тонким и удивительным узором от пола и до потолка, подчеркивая тем самым оригинальную мимолетность и несовершенство, которые нас постоянно окружают. Одни – абстрактные, другие – живописные, но все они способны переносить нас в запредельный мир красоты и ярких красок чувств.

Архитектурная графика

С наступлением эпохи цифровых технологий инновации становятся практически безграничными. Теперь повсюду появляются современные фотореалистические интерпретации, которыми занимаются классические дизайнеры, будь-то какой-нибудь ботанический принт или графический оцифрованный геометрический рисунок, вдохновленный современным планом жизни.

Дизайнер Бритт Зунино из Studio, говорит, что ему хотелось бы, чтобы все эти концепции развивались все больше и больше и включали в себя модные архитектурные моменты, смешанные с органическими штрихами.

Козел Тернер точно так же акцентирует свое внимание на геометрических узорах, которые находятся в постоянном изменении, если скользить взглядом по стене. Таким образом они могут дать живое ощущение движения.

Ситец

В ситце заключаются простота, уют и комфорт, поэтому в мире он всегда будет востребован в большом количестве. Во всяком случае, так утверждает специалист по дизайну интерьера из Лос-Анджелеса Эмили Хендерсон. К большой радости исчезли цветы, которые по ощущениям как будто бы пропахли нафталином. В настоящее время дизайнеры создают традиционные схемы в виде туалетов причудливых мотивов, включая электрические тона для причудливых и вычурных принтов.

Тут еще надо понимать, что сами по себе обои являются классической традицией, и все их разновидности могут выглядеть сногсшибательно в ансамбле с современными архитектурными предметами декора и, конечно же, мебелью.

Колдинг говорит, что даже такой строгий классик, как де Гурне, не воспринимает себя слишком серьезно. Такое сопоставление традиционного и передового смотрится весьма привлекательно и интересно.

Тональная текстура

Исследуя все новомодные направленности в оформлении обоев комнат, можно заметить, что здесь определенно нет недостатка в дальновидных и смелых тенденциях. Тот же популярный бежевый цвет не должен быть скучным, его скрасить может какой-нибудь двухмерный дизайн или игра со светом.

Дизайнер Зунино вспоминает, что чаще всего видел и искусственную замшу, которая очень удачно гармонирует с цветными оттенками обоев, когда тональная текстура добавляет глубины пространства, не акцентируя центр внимания.

Монохроматических интеграции в более ярких оттенках бежевого углубляют восприятие и очень мягко намекают на его присутствие.

Такое сопоставление традиционного и передового выглядит весьма привлекательно и интересно. Многие могут отметить, что им всегда нужен цвет. Если это так, просто оцените импрессионистским взглядом облака в небе.

Мраморные низкоконтрастные принты, ломтики и тональные искусственные замши придадут в комнате прожектор глубины и проникновенности.

Читайте также:  Поклейка флизелиновых обоев

Живописная акварельная отделка

Еще одно оригинальное веяние модных тенденций в комнатных обоях – это дизайн акварелью. Такое искусство просто продолжает парить на самом высоком уровне. Здесь фантазии просто нет предела, вариаций на эту тему – множество. Узоры могут быть выбраны от чрезмерных или микропечатных в объеме. Во всем этом разнообразии такие рисунки заставляют почувствовать всю современность и свежесть восприятия красоты. Таким образом достигается утонченность дизайнерских приемов. Именно об этом и рассказывает Зунино.

Этот процесс включает весьма оригинальный художественный подход, который претендует на звание настоящего произведения искусства. При оформлении можно самому придумать богатые пигменты, причудливую элегантность и запоминающиеся мазки.

Применение матированного (диффузного) стекла в остеклении теплиц

Указ «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», подписанный В.В. Путиным 6 августа 2014 г., существенно ограничил ввоз сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из стран — традиционных импортеров таких товаров. Уменьшение объемов импорта продовольствия привело к увеличению цен на него. Что, естественно, сказалось и на увеличении рентабельности производства всего спектра товаров, попавших под эмбарго, на территории России. Что, в свою очередь, подтолкнуло отрасли и компании к увеличению инвестиций в расширение производства сельхозпродукции и продовольственных товаров.

Немалую долю в этих объемах составило производство овощей в защищенных грунтах. По данным Росстата, валовой сбор овощей закрытого грунта только за 2016 год увеличился на 10,8%, а за 2017 год — более, чем на 20% относительно 2016 года. Понятно, что при увеличении инвестиций и, соответственно, увеличении площадей тепличных хозяйств мы наблюдаем экстенсивный рост объемов производства. Как показывает теория и практика, при экстенсивном экономическом росте капиталовложения значительно выше, чем при интенсивном. Интенсивный рост характеризуется применением новых технологий, материалов и методов работы. Поэтому страны, традиционно занимающиеся выращиванием растительной продукции в защищенных грунтах, уделяют большое внимание именно технологиям, ведущим к увеличению урожайности и качества производимой продукции на равных площадях тепличных хозяйств.

Растениям для эффективного роста и плодоношения необходимо достаточное количество воды, питательных веществ, углекислого газа и света. Свет для растений является той составляющей, которая отличает их сущность от других живых организмов. Свет обеспечивает фотосинтез и является основой для хорошей урожайности сельскохозяйственных культур. Поэтому целью большинства производителей является достижение максимального светопропускания через прозрачные конструкции их теплиц. В светопрозрачных конструкциях тепличных комплексов используются разнообразные материалы. Это может быть ПВХ пленка, поликарбонат или подобные им материалы. Такого типа полимеры, обладая некоторыми достоинствами (дешевизна, малый вес и т.п.), тем не менее, имеют существенные недостатки. Например, недолговечность: у пленок слабая способность противостоять атмосферным нагрузкам, что приводит к их повреждениям или снижению светопропускания. Они требуют регулярной замены вследствие потери физических свойств. Одним из самых традиционных и давно используемых при строительстве теплиц материалов является стекло. Его долговечность и способность к светопропусканию остаются вне конкуренции и сегодня. Но и в производстве стекла происходят качественные изменения. Появляются новые продукты с увеличенным светопропусканием и светорассеиванием.

Нидерланды, несомненно, являются авторитетной страной в области производства растительной продукции в защищенных грунтах. Голландские исследователи изложили материалы многолетних экспериментов по применению рассеянного света в теплицах. Wageningen UR Greenhouse Horticulture привели данные о том, что рассеянный свет благотворно действует на растения. Время производства сокращается до 25%. Урожайность для плодовых культур увеличивается на 6-12%, в зависимости от вида растений. Данный эффект достигается благодаря диффузному свету.

Так что же такое диффузный свет и как его получить в промышленных тепличных комплексах? Солнечный свет, проходя через обычное оконное стекло, претерпевает изменения согласно законам физики. Масса стекла и фазовая граница стекло-воздух вызывают такие эффекты, как отражение, поглощение, преломление, рассеивание света. На разные спектры светового излучения степень воздействия различна. В нашем случае, рассматривая эффект диффузии (светорассеивания), мы можем упростить схему и пренебречь различием в цифрах коэффициента светорассеяния для разных спектров солнечного излучения и наблюдать совокупный световой поток. Рисунок 1 ниже, схематично, отображает основные эффекты взаимодействия светового потока и обычного силикатного оконного стекла.

Схема прохождения светового потока через прозрачное стекло

Коэффициент рассеяния обычного силикатного оконного стекла составляет примерно 0,01-0,02. То есть через прозрачное оконное стекло проходит прямой солнечный свет с относительно небольшими светопотерями. Коэффициент светопропускания для стекла толщиной 4 мм составляет в среднем 0,88. Для увеличения светорассеяния можно использовать разные методы. Например, включить в состав стекломассы элементы, препятствующие прямому прохождению светового потока. Или же нанести покрытие на поверхность стекла с такими элементами. Но в этом случае мы неизбежно получим уменьшение светопропускания. Другой вариант – изменить структуру поверхности стекла таким образом, чтобы множественные преломления светового потока проходили сквозь стекло под различными углами, не теряя существенно своей энергии. Рассмотрим способы увеличения диффузии стекла путем изменения структуры его поверхности.

Каким образом можно воздействовать на поверхность стекла для достижения максимального эффекта диффузии света? Необходимо сделать поверхность стекла не гладкой, а шероховатой, имеющей многочисленные выступы и впадины. Например, используя старую технологию прокатного стекла. Она позволяет получить «рисунки» на поверхности стекла разной формы, размера и глубины, способствующие рассеянию света. В качестве примера можно рассмотреть такие виды прокатного стекла, как «Диамант», «Скрин», «Шиншилла». Имеющие достаточно однородный рисунок в виде углублений поверхности стекла с одной стороны. Но у прокатного стекла есть такие недостатки, как невозможность закаливания (упрочнения) ввиду неравномерной структуры поверхности, вызывающей напряжения. К тому же углубления, имеющие физические размеры от нескольких миллиметров, способствуют быстрому накоплению загрязнений, что приводит к увеличению светопотери. Толщина прокатного стекла в зависимости от узора находится в пределах от 3,6 до 4,1 мм, что делает его более хрупким и ведет к дополнительным сложностям при монтаже.

Другой, современный способ – метод химического травления обычного прозрачного стекла. На поверхность стекла наносится (наливается равномерным слоем) специальный химический раствор. Этот раствор вступает в химическую реакцию с молекулами стекла (оксидами кремния, натрия, кальция), растворяя их в неравномерной степени. При этом растворенные соединения вступают в реакцию с компонентами раствора и молекулами стекла и образуют на поверхности фториды кремния и натрия в виде конических кристаллов, очень прочно соединенных с молекулами стекла. Таким образом, поверхность матированного стекла представляет собой поле из конических выступов и впадин, равномерно распределенных по поверхности и имеющих размеры от сотых до десятых долей миллиметра. На фотографиях ниже представлены образцы прокатного стекла и матированного стекла химическим способом ЭкоМат в интерьере. Чтобы показать их рассеивающие свойства, сзади мы разместили один и тот же объект – ветку томатов.

Опалесцентное стекло с эффектом преломления света

Прозрачность — способность стекла пропускать лучи света. Стекло, пропускающее световые лучи в том же направлении и в той же последовательности, как они входят, характеризуется просматриваемостью: через такое стекло предметы, находящиеся за ним, видны без искажений. Прозрачность стекла никогда не бывает полной. При прохождении света через стекло всегда имеют место два рода потерь: потери, обусловленные отражением, и потери поглощения. Поглощенная световая энергия расходуется на нагревание стекла и на изменение внутриатомных энергетических состояний в стекле:

Фо = Фотр + Фпогл + Фпр.

где Фо — световой поток, входящий в стекло, лм; Ф0тр — потери светового потока, обусловленные отражением, лм; Фпогл — потери светового потока, обусловленные светопоглощением, лм; Фпр — пропущенный стеклом световой поток, лм.

Прозрачность стекла характеризуется пропусканием света: т = Фпр/Фо. Для оконного стекла т=0,9, или 90%. В окрашенном прозрачном стекле наблюдается избирательное пропускание и поглощение цветных лучей спектра, характеризующихся той или иной длиной волны X ( 2). При этом для каждой длины световых волн. т. е. для каждого цвета: Dx =кйСж T=i0″Dk- Измерив и вычислив Dk или хх> строят графики зависимости D и т от длины волны К.

Знание пропускания света (или оптической плотности) цветных стекол в видимой части спектра необходимо для количественной оценки цветности этих стекол, а знание соответствующих характеристик в невидимых, а именно в инфракрасной и ультрафиолетовой, частях спектра — для выяснения такого технологически важного свойства стекломассы, как теплопрозрачность. Светопреломление — изменение направления луча света при его переходе из одной среды в другую, отличающуюся от первой по плотности. В случае стекла светопреломление чаще всего наблюдается при переходе луча света из воздуха в стекло и обратно ( 3). Светопреломление характеризуется следующей закономерностью: ra=sin а/ /sin р — civ, где п — показатель светопреломления, безразмерная величина; о. — угол падения; Р — угол преломления; с — скорость света в воздухе, км/с; v — скорость света в стекле, км/с. Так как c>v и в рассматриваемом случае а>Р (sina>sinP), то п> 1. Показатель светопреломления не зависит от величины угла падения а. В то же время показатель п зависит от плотности стекла: чем плотнее стекло, тем меньше угол преломления р, а следовательно, тем выше п. Кроме того, чем больше длина волны X падающего света, тем меньше преломление этого луча, поэтому различное преломление световых лучей стеклянной призмой приводит к разложению белого света и к образованию цветного спектра. Каждое светящееся тело характеризуется своим собственным спектром. Обычно показатель п определяют не для белого света, а для желтого излучения, испускаемого светящимися парами натрия Na (так называемая «линия D») и характеризующегося определенной длиной волны Xd = 589,3 нм. В результате получают величину по. Для хрусталя га = 1,65, что превышает соответствующее значение для оконного стекла (га = 1,52) приблизительно на 10%, однако даже столь небольшое превышение этого показателя дает значительное видимое усиление сверкания, блеска стекла.

Разложение луча света на цвета спектра при переходе его через призму называется дисперсией. Разницу между показателями преломления крайних лучей видимого спектра: фиолетового п красного лучей, а именно гаф—гек, называют средней дисперсией данного стекла. Чем больше средняя дисперсия, тем заметнее «радужный эффект», создаваемый призматическими элементами резного рисунка на стеклянных изделиях. Более высокой средней дисперсией характеризуется свинцовый хрусталь.

Хрустальные стекла содержат оксид свинца РЬО, который можно частично или полностью заменить другими оксидами, оказывающими положительное влияние на оптические свойства стекла и в первую очередь на его светопреломление. К этим оксидам относятся ВаО, ZnO, Zr02 и др. Хрустальные стекла как раз отличаются повышенным светопреломлением и дисперсией, а эти свойства очень важны при создании особого вида художественного стекла: граненого и резного хрусталя. Отражение света — явление, происходящее на границе двух сред, из которых по крайней мере одна должна быть прозрачной, и заключающееся в том, что световой луч, распространяющийся в прозрачной среде, достигая поверхности другой среды, непрозрачной или же прозрачной, но обладающей показателем преломления, отличным от показателя первой среды, частично преломляется и частично отражается в первую среду. Благодаря отражению света мы видим предметы, которые не испускают собственного света. Надо отметить, что освещенные искусственным светом предметы дают нам не то представление о цвете, которое мы имеем при освещении их солнечным светом.

Читайте также:  Тиффани все же применял свинцовые прутки

Смотрите также:

Оптические свойства стекла. Высокая прозрачность оксидных стекол к излучению
Особенно высокой прозрачностью должны обладать оптические стекла.

Всякий свет краски имеет определенные основные свойства: светлоту, цветовой тон и
Оптические изменения при смешении красок можно хорошо разобрать на примере.

Вопрос применимости и функциональных свойств стеклянной детали в данной оптической системе решают оптические свойства стекла.

Оптические свойства подразумевают светопрозрачность, светопоглощение, отражение и преломление света.

Оптические свойства стекла характеризуются светопропускаиием (прозрачностью), светопреломлением, отражением, рассеиванием и др.

Под действием даже очень слабого электрического поля может быть нарушено равновесие ориентированных молекул, при этом изменяются оптические свойства.

Стало возможным в широких пределах изменять блеск и оптические свойства вискозных волокон, используя профилированные фильеры.

Явление преломления света. Измерения показателя преломления стекла

Показатель преломления – это важная величина, которую учитывают при производстве таких оптических приборов, как микроскопы, рефракторные телескопы, очки, линзы для глаз и т. д. В данной статье рассмотрен вопрос измерения показателя преломления стекла.

Что такое преломление света?

Перед тем как рассматривать особенности экспериментального измерения показателя преломления стекла, следует познакомиться с самим явлением преломления. Его суть заключается в изломе траектории светового луча, когда он переходит через границу прозрачных сред разной природы, например, воздух и вода. Стоит отметить, что обе среды обязательно должны быть прозрачными для света. В противном случае, преломление наблюдаться не будет (будут происходить лишь процессы отражения и поглощения световой энергии).

Математика явления преломления

Вам будет интересно: Северо-Кавказский федеральный университет – источник качественного образования

Преломление вместе с отражением света изучается человечеством с давних времен, достаточно вспомнить имена Птолемея, Герона Александрийского и Аристотеля. Математический закон, описывающий это явление, называется законом Снелла.

В начале XVII века голландский математик по фамилии Снелл (Снеллиус) первым получил соответствующее математическое выражение, обобщая множество экспериментальных данных. Стоит отметить, что аналогичное выражение было получено также арабским математиком Ибн Сахлем в X веке, но о его работах после темного Средневековья никто не вспомнил на заре Нового времени.

Если обозначить угол между перпендикуляром к поверхности раздела сред и падающим узким лучом света символом θ1 (тета один), а между тем же перпендикуляром и преломленным лучом – символом θ2, тогда можно записать равенство:

Это выражение и есть вышеупомянутый закон Снелла. К нему часто добавляют еще один закон преломления, утверждающий, что в плоскости, образованной падающим и преломленным лучами, также лежит перпендикуляр к поверхности раздела сред. Величины n1 и n2 называются показателями преломления 1-й и 2-й среды.

Абсолютный показатель преломления

Эта физическая величина показывает, как сильно происходит замедление света (электромагнитной волны), когда он из вакуума попадает в материальную среду. Математически это определение можно записать так:

Здесь c – скорость распространения света в вакууме, v – в материале. Так как величина c всегда больше, чем v, то показатель n для любой среды больше единицы. Оптическая плотность среды коррелирует с величиной n. Например, для воздуха n равен 1, для воды – 1,33, то есть вода — оптически более плотная среда.

Показатель преломления определяется не только природой материала, но также частотой электромагнитной волны: чем она больше, тем больше n. Эта зависимость в физике известна под названием “дисперсия”. Голубое небо – яркий пример явления дисперсии солнечного света.

Показатель преломления стекла и его измерение

Стекло – это твердый прозрачный материал, имеющий аморфную структуру. Промышленное производство стекла осуществляется в виде ряда сортов. Каждый из них имеет свой показатель преломления, который колеблется от 1,5 до 1,9.

Определение этой величины для стекла легко осуществить в лабораторных условиях. Для этого необходимо иметь лампу, собирающее оптическое стекло, набор диафрагм, диск с делениями до долей градуса и образец исследуемого стекла в форме полуцилиндра.

Эксперимент выполняется в следующей последовательности:

  • Лампа устанавливается в фокусе собирающей линзы. Затем ее включают и при помощи диафрагм добиваются узкого светового пучка.
  • Диск с делениями располагают горизонтально за линзой так, чтобы луч света проходил над его поверхностью через центр.
  • Кладут стеклянный полуцилиндр на диск таким образом, чтобы его плоская боковая поверхность совпадала с диаметром диска.
  • Поворачивают диск на различные углы и измеряют углы падения и преломления луча.
  • Обрабатывают измеренные результаты, используя формулу Снелла, и полагая, что показатель преломления света в воздухе равен единице.

    Ниже на рисунке приведены два различных случая положения полуцилиндра на диске относительно падающего луча.

    Левый рисунок соответствует преломлению “воздух-стекло”, правый – “стекло-воздух”. Стоит отметить, что при пересечении границы двух сред через цилиндрическую поверхность преломления не происходит, поскольку луч света падает перпендикулярно на нее (вдоль радиуса).

    Измерение показателя преломления стекла с помощью лазера

    Этот эксперимент провести сложнее, чем предыдущий. Для него необходимо использовать лазер с известной длиной волны, маленькое отверстие, через которое будет проходить лазерный луч, стеклянную пластинку и экран. Поскольку разброс длин волн, излучаемых лазером, не велик, то явление дисперсии не оказывает влияние на результаты измерений. В этом заключается преимущество этого метода по сравнению с предыдущим.

    Принцип действия лазерного метода заключается в явлениях дифракции, полного внутреннего отражения света от границы пластинки и интерференции волн на экране. Из анализа дифракционной картины можно вычислить показатель преломления стекла.

    Поскольку толщина полуцилиндра в предыдущем методе измерения является небольшой, то дисперсией света в нем можно пренебречь. Это значит, что справедлив следующий вывод: измерение показателя преломления стекла лучше проводить при помощи более простого способа с лампой белого света, чем с использованием лазера.

    Опалесцентное стекло с эффектом преломления света

    Как известно, все поверхности отражают свет. Матовые поверхности отражают меньше света, чем блестящие или полированные. Существует три типа отражения света: диффузное, зеркальное и световозвращающее.

    Диффузное отражение (рис. 1) – это отражение с рассеиванием света во многих направлениях. Хотя часть света отражается обратно в направлении источника света, большая часть – обычно около 90% – отражается в других направлениях.

    Зеркальное отражение (рис. 2) – это ситуация, когда луч света попадает на зеркальную поверхность и отражается от нее. Если рассмотреть отражение луча от полированной поверхности или зеркала, то обнаружится, что луч света отражается под углом равным углу падения.

    Световозвращение (рис. 3) – это ситуация, когда практически весь свет, падающий на поверхность, отражается обратно в направлении источника света. Существуют два способа отразить свет обратно – с помощью призмы или стеклянного шарика.

    Эффективность световозвращающего элемента определяется законами физики. Когда луч света проходит из одной среды (воздух, стекло или вода) в другую, отличную от предыдущей, он меняет направление – “преломляется”. Угол преломления луча зависит от свойства среды, которое называется “показатель преломления”. Когда падающий под углом луч светапопадает из среды с большим показателем преломления в среду с меньшим показателем преломления, он пересекает границу двух сред, если угол падения не превышает некоего критического значения. При достижении критического значения угла весь свет будет отражен в среду с большим показателем преломления (рис. 4). Это явление называется “полным внутренним отражением света”, а критическое значение угла – “углом полного внутреннего отражения”. Использование этого явления лежит в основе подхода, примененного для разработки наиболее эффективного световозвращающего элемента.

    Призмы, применяемые во микропризматических материалах, используют уникальные свойства света. Чтобы представить себе форму этих кубических уголковых призм, отрежьте угол картонной коробки и загляните внутрь отрезанного угла. Вы увидите три одинаковые грани, сходящиеся в центре трехмерного треугольника. Кубическая уголковая призма использует явление полного внутреннего отражения для отражения падающего луча. Представьте себе луч света, падающий на переднюю грань призмы (рис. 5). Попадая внутрь, он последовательно отражается от трех других граней, пока не выйдет в направлении источника света.

    Для сравнения, стеклянный шарик фокусирует как линза падающий на него свет на противоположную сторону шарика (рис. 6). При проникновении света в стекло происходит преломление луча, а на противоположной стороне шарика – зеркальное отражение. В результате, отразившись под равным углом, луч поворачивает обратно в сторону поверхности шарика и далее, в сторону источника света. Однако, стеклянные шарики гораздо менее эффективны в сравнении с призмой, которая отражает до 80% падающего света. В системе, основанной на шариках, только около 35% падающего света отражаются обратно в сторону источника.

    Кубические уголковые призмы выглядят в два-три раза более яркими по сравнению со стеклянными шариками. Материалы на основе призм обладают великолепными пользовательскими характеристиками, такими как устойчивость к истиранию и проникновению растворителей, сверхмалая толщина и высокая гибкость, исключительная способность сохранять отражательную способность в условиях дождя и отличные колориметрические показатели отражения. Микропризмы абсолютно идентичны по размерам и оптическим свойствам, в то время как стеклянные шарики обычно имеют разброс по размерам и расположению (рис. 7).

    Отражающая поверхность материалов, основанная на использовании кубических уголковых призм, изготавливается методом литья или формовки призматических элементов на нижней поверхности очень тонкой подложки. В зависимости от типа материала, на одном квадратном сантиметре поверхности размещается от 7300 до 15500 призм.

  • Ссылка на основную публикацию