Конструкция крыши в двух вариантах

Устройство крыш различной конструкции

Строительство крыши – один из самых важных моментов в процессе возведения дома. При устройстве крыши очень важно следовать технологии монтажа кровли, нарушение которой может повлечь неприятности: потерю тепла, протекание или даже перекос и разрушение всего кровельного каркаса. Чтобы крыша справлялась со своими защитными функциями, ее необходимо правильно построить.

  1. Конструкция крыши
  2. Из каких частей состоит кровельная система зданий
  3. Типы кровельных конструкций в зависимости от формы
  4. Односкатная крыша
  5. Двускатная
  6. Разновидности вальмовых крыш
  7. Многощипцовая конструкция
  8. Кровля с ломаными скатами
  9. Купольная конструкция кровли
  10. Комбинированные варианты крыш
  11. Какой тип кровельной системы выбрать для частного дома
  12. Материалы для покрытия крыш
  13. Функции и виды конструкций карниза крыши
  14. Типы каркасов кровельных конструкций

Конструкция крыши

Крыша является обязательным элементом любого здания. Независимо от вида кровли и материалов, из которых она выполнена, данная конструкция должна быть прочной и выполнять свои основные функции. Главное предназначение каждой крыши – защищать здание от любой непогоды, а в случае мансардного этажа – служить качественным гидро- и теплоизолятором.

Спроектированная в соответствии с предполагаемыми нагрузками и архитектурными особенностями здания конструкция крыши позволит не только украсить сооружение, но и обеспечит ему надежную защиту. Чем тщательнее продумано устройство крыши и точнее выполнены расчеты параметров составных элементов ее конструкции, тем практичнее она будет в ходе дальнейшей эксплуатации.

Схема устройства кровли из металлочерепицы

Исходя из величины уклона кровельной системы, они могут быть скатными или плоскими. Последние устанавливаются горизонтально или с уклоном, не превышающим 3%. Скатные крыши состоят из пересекающихся своими вершинами наклонных плоскостей – скатов.

Уклон таких крыш рассчитывают исходя из применяемого кровельного материала. Так, при покрытии крыши керамической черепицей уклон определяется соотношением 1:2, а если листами металлочерепицы – 1:3 (L=16). Кровля с углом уклона от 15 % и более классифицируются как крутые, до 15% – пологие.

Из каких частей состоит кровельная система зданий

Независимо от особенностей сооружения, на котором планируется монтаж кровли, ее конструкция монтируется из следующих основных элементы:

  • мауэрлат;
  • система стропил;
  • обрешетка;
  • гидроизоляция;
  • теплоизоляция;
  • пароизоляция;
  • кровельный материал.

Конструкция кровельной системы

Мауэрлат выступает в роли прочной основы конструкции крыш. Это верхняя обвязка из балок, выполненных из дерева или армированного бетона. Брусья должны быть прочно закреплены на стенах сооружения. Верхняя поверхность балок или деревянных бревен должна быть горизонтальной, так как ней в дальнейшем будут монтироваться остальные элементы конструкции. Чтобы защитить древесину брусьев от воздействия влаги, на них можно уложить несколько слоев рубероида.

Стропильная система является наиболее важной частью конструкции крыши, определяющим ее форму, а также обеспечивающей необходимую защиту и устойчивость всему зданию. Зачастую, особенности данного элемента крыши определяют ее тип и форму и позволяют создавать уникальные кровельные системы. Стропила должны выдерживать не только воздействие погодных условий, но и общий вес кровли. Обычно размер бруса для каркасов стропильных систем составляет 5х15 см.

Для равномерного распределения нагрузки брусья стропил укрепляют дополнительными опорами: уложенными на мауэрлат параллельно стропилам распорками, вертикальными стойками, наклонными подкосами, а также расположенным поперек брусьев стропил коньковыми и боковыми прогонами.

Для крепления кровельного материала на стропила укладывают обрешетку из небольших планок или досок. Деревянные доски располагают друг от друга на определенном расстоянии, в зависимости от разновидности материала кровли. Если кровля рулонного типа, шаг укладки обрешетки должен составлять не более 1 см. Под металлочерепицу или листы поликарбоната оптимальным является шаг около 60 см.

Для гидроизоляции, а именно защиты крыши от проникновения влаги снаружи, используют слой специальной пленки. Ее можно располагать под обрешеткой или поверх нее, избегая чрезмерного натяжения и провисания слоя. На месте стыков полотна пленки кладут внахлест размером 20 см и прочно крепят строительным скотчем.

Существует большой выбор теплоизоляционных материалов для утепления крыш. Их можно укладывать или распылять между балками стропил, не оставляя зазоров. Неравномерное распределение утеплителя может негативно сказаться на качестве теплоизоляционного слоя и привести к снижению его эксплуатационных характеристик.

Для предотвращения скопления в кровельной системе избыточной влаги необходимо устройство специальных зазоров, обеспечивающих достаточную вентиляцию.

Для защиты от проникновения в кровлю влаги изнутри сооружения утеплитель покрывают еще одним слоем пленки. Специальные мембранные пленки устроены таким образом, чтобы впитывать пары воды не пропуская внутрь кровли. В дальнейшем впитанная влага постепенно испаряется.

Самой верхней частью и лицом крыши является кровельный материал. Для покрытия крыши в основном применяют листы металлочерепицы, шифер, профнастил, кровельную сталь. Реже делают кровлю из поликарбоната, керамической черепицы, стекла.

Металлочерепица – весьма востребованный материал для создания надежной крыши любого здания

Типы кровельных конструкций в зависимости от формы

По форме существуют самые разнообразные варианты кровли. В современном строительстве в основном осуществляется устройство скатных кровель. Горизонтальные конструкции не могут в полной мере защитить строение от неблагоприятных погодных условий. На их поверхности задерживается много снега, а вовремя дождя влага может просачиваться внутрь здания.

Формы скатных крыш

Односкатная крыша

Скатные крыши различаются по количеству наклонных скатов. Самая простая и экономичная конструкция кровли с одним скатом. Каркасная система такой крыши монтируется на стенах дома с определенным уклоном, за счет того, что они имеют разную высоту. На чердачном этаже с такой кровлей не получится оборудовать жилую мансарду. Да и выглядит здание с такой кровлей простовато. Подобные крыши из поликарбоната чаще сооружают на террасах, балконах, верандах.

Конструкция односкатной крыши отличается предельной простотой

Двускатная

Двускатные (щипцовые) крыши широко применяются при возведении деревянного дома в пригороде или частной застройке небольших городов. Часто ее можно и на дачных постройках. 2 ската такой кровли соединены между собой посредством конька – расположенного горизонтально ребра. Этот тип кровли является самым распространенным и наиболее практичным. Пространство под такой кровлей, ограниченное по сторонам частями стен сооружения, можно использовать как чердак или мансарду. Оригинальный вид зданию можно придать за счет монтажа скатов, отличающихся между собой шириной или углом уклона.

Двускатная крыша – наиболее популярная конструкция в частном строительстве

Разновидности вальмовых крыш

Очень надежной и прочной конструкцией выполненной в европейском стиле является вальмовая крыша (голландская). Ее каркас состоит из 4 скатов: 2 треугольной формы, расположенных вместо фронтонов, и 2 трапециевидных ската. Устройство такой крыши – довольно сложный и трудоемкий процесс, но результат оправдывает приложенные усилия.

Иногда, чтобы добиться на незадействованной части фронтона формы в виде треугольника, его нижнюю часть перекрывают скатом. В этой части обычно монтируют окно.

Еще более сложным в исполнении является полувальмовый вид крыш. Такая кровля имеет усеченные треугольные скаты, расположенные выше трапециевидных. Помимо дополнительной привлекательности, она характеризуется высокими функциональными качествами. К тому же полувальмовая конструкция позволяет устроить на фронтоне довольно большое окно.

Полувальмовые крыши – один из наиболее интересных вариантов, заимствованный в североевропейской архитектуре

Шатровая каркасная кровля также является разновидностью вальмового типа. Она образована тремя или более скатами, своими вершинами соединяющимисявверху в одной точке. Особенность данной кровли заключается в отсутствии конька. Симметричные треугольные скаты создают впечатляющую по своему внешнему виду конструкцию. Такой тип крыш обычно применяют в домах многоугольной или квадратной формы.

Многощипцовая конструкция

Для монтажа в сооружениях многоугольной формы подходит многощипцовая каркасная кровля. Данный вид кровли представляет собой довольно сложную конструкцию и требует тщательно продуманного, точно составленного плана.

Многощипцовая крыша потребует колоссальных физических и финансовых затрат, но будет радовать создателей архитектурной красотой здания

Кровля с ломаными скатами

Для устройства жилой мансарды на чердачном этаже устанавливают крышу ломаного типа. Изломы ее скатов имеют значительный угол наклона, что обеспечивают образование большого свободного пространства под крышей.

Ломаная конструкция крыши позволяет увеличить функциональность постройки

Купольная конструкция кровли

Крыши округлой формы в виде конуса или купола устанавливаются не по всему периметру здания. Ими покрывают такие элементы сооружения, как декоративные башенки или округлые террасы.

Купольные дома – относительно новое слово в строительстве, быстро завоевывающее популярность благодаря использованию нетрадиционной формы

Комбинированные варианты крыш

Конструкции комбинированных крыш могут сочетать в себе самые разнообразные типы каркасов.

Комбинированная кровля может включать различные элементы вальмовых крыш. Многощипцовая конструкция может оснащаться большим количеством компактных стеклянных окошек, небольшими балкончиками, а также верандами или террасами из поликарбоната. Тем самым, они позволяют воплощать самые смелые и оригинальные дизайнерские решения. Главным их недостатком является сложный монтаж и довольно дорогое обслуживание.

Комбинированные крыши – наиболее сложные по структуре

Какой тип кровельной системы выбрать для частного дома

В строительной практике применяются самые разнообразные виды крыш частных домов. В основном, выпор того или иного типа кровли зависит от пожеланий и финансовых возможностей владельца дома. В настоящее время возможно устройство самых необычных кровельных систем: стеклянных, металлических, накрытий из поликарбоната, керамической или металлочерепицы.

Отдавая предпочтение какому-либо типу крыши, хозяин частного дома определяет тем самым и особенности будущей каркасной стропильной системы. Учитывается, также, в каких погодных условиях будет находиться здание, каким образом планируется использование чердачного помещения. Если предполагается устройство жилой мансарды, во внимание принимают желаемое количество комнат в пространстве под крышей, а также их назначение.

Плоская крыша – модный архитектурный способ постройки крыши для загородного дома, который обладает рядом преимуществ и функциональных особенностей

Материалы для покрытия крыш

Для покрытия кровельных конструкций применяются различные стройматериалы: жесткие и гнущиеся, штучные и в рулонах, профилированные и плоские. Некоторые используют для устройства кровли небольшого дома, другие – для многоэтажного городского здания, третьи – для построек хозяйственного назначения.

  • листы металлочерепицы;
  • профнастил;
  • ондулин (еврошифер, аквалин);
  • шифер;
  • медные фальцевые листы, а также алюминиевые или из стали.

Профлист и металлочерепицу ценят, прежде всего, за их долговечность. Шифер является более бюджетным вариантом. Фальцевое покрытие в отличие от металлочерепицы чаще используют при укрытии промышленных зданий.

Профнастил – это один из лучших строительных отделочных материалов по соотношению цены и качества

Мягкие виды материалов:

  • гибкая черепица. Из нее в основном монтируется многощипцовая конструкция;
  • рулонная кровля (стеклоизол, гидроизол);
  • мембранная кровля (ЭПДМ, ТПО, ПВХ), например, листы поликарбоната.
  • керамическая черепица;
  • наливная (мастичная);
  • сланцевая кровля.

В строительстве загородных домов часто монтируют накрытия из поликарбоната. Благодаря его особенностям кровля получается прочной и легкой. Данный материал характеризуется прочностью и легкостью, пропускает дневной свет и является альтернативой стеклянных покрытий. Кровля из поликарбоната используется в строительстве террас, мансард, веранд, теплиц. Благодаря наличию воздушных камер, листы поликарбоната отличаются высокой звукоизоляцией и превосходно сохраняют тепло внутри помещения. К тому же стоимость поликарбоната ниже стеклянных покрытий.

Беседка с крышей из поликарбоната – очень удачный вариант для установки на дачных участках любого размера

Функции и виды конструкций карниза крыши

Свес карниза, выступающих за периметр стен дома предназначен для защиты от осадков. Элементы карниза маскируют линию соединения внутренней поверхности скатов крыши со стенами дома и делают фасад здания законченным.

Свесы карниза оборудуются по бокам здания и со стороны его фасада за счет выступающих краев наклонных скатов. Свес бокового карниза обычно составляет 50 см, фронтального – около 1 м.

Для обеспечения безопасности эксплуатации фронтального карниза, необходимо ответственно подойти к выбору материалов.

Важным моментом при отделке карниза является обязательное обеспечение достаточной вентиляции независимо от типа выбранной конструкции и размеров карниза.

В совокупности количество отверстий для вентиляции должно быть в пределах до 1/400 площади внутреннего пространства.

Устройство карниза крыши обеспечивает дополнительную функцию вентилирования подкровельного пространства

Типы каркасов кровельных конструкций

Система каркасов кровли является важным несущим элементом любого здания. В зависимости от материалов изготовления кровельные каркасы подразделяются на следующие разновидности:

  • каркасная конструкция бетонного типа используется для изготовления плоских или пологих односкатных систем, состоит из специальных плит;
  • кровельная система стропильного типа представляет собой каркас, выполненный из пиломатериалов. Данный вариант оптимально подходит для монтажа различных видов скатных крыш;
  • в домах промышленного типа целесообразна установка металлических каркасов крыш, изготовленных из долговечных металлических балок;

При возведении частных домов используется преимущественно каркасная двускатная кровля из пиломатериалов.

Каркас крыши в процессе эксплуатации подвергается большим нагрузкам. Для обеспечения безопасности и надежной защиты здания, она должна быть максимально прочной и качественной.

Для устройства крыши многоэтажного квартирного дома чаще применяют металлические или бетонные односкатные конструкции.

Выбор формы крыши и разновидности материала кровли во многом определяется особенностями архитектурной конфигурации сооружения, погодными условиями, планируемого направления стока воды, а также индивидуальных предпочтений владельца дома. Независимо от вида кровли при желании ее можно дополнить и заменить старые элементы новыми.

Различные конструкции крыш. Часть 1

Различные конструкции крыш. Часть 2

Ксения Скворцова. Главный редактор. Автор.
Планирование и распределение обязанностей в команде контент-производства, работа с текстами.
Образование: Харьковская Государственная Академия Культуры, специальность «Культуролог. Преподаватель истории и теории культуры». Опыт работы в копирайтинге: С 2010 года по настоящий момент. Редактор: с 2016 года.

Читайте также:  Биотуалет для дома, цена

Устройство стропильной системы двухскатной крыши

Выбор формы кровли во многом будет зависеть от размеров и конфигурации самого дома, от наличия мансардного этажа и от природных особенностей местности. Но чаще всего выбирают двухскатный вариант. В этом случае сочетается простота и быстрота возведения, а также относительно низкая стоимость. Но и устройство стропильной системы двухскатной крыши имеет свои тонкости. Именно о них и пойдет речь в этой статье.

Общие понятия

Прежде чем говорить об устройстве стропильной системы двухскатной крыши, стоит разобраться с самой конструкцией. Такой вариант крови считается самым распространенным. Причина такой популярности в преимуществах двухскатного варианта крыши. Среди них специалисты выделяют следующие плюсы:

  1. Практичность в использовании. Двухскатный вариант крыши создает довольно много свободного пространства на чердаке. Его можно с успехом использовать как в качестве кладовой, так и для проживания. В последнем случае часто используют ломаный вариант устройства стропильной системы двухскатной крыши.
  2. Так как скаты имеют оптимальный уклон, и на самой кровле нет существенных препятствий, с крыши будет эффективно отводится вода и сходить снег. Такая особенность позволяет снизить нагрузку на стропильную систему, а также упрощает обслуживание.
  3. При возведении можно использовать практически любой кровельный материал. Все плоскости двухскатной крыши имеют прямоугольную форму. Такая особенность позволяет выбрать любой вариант материала. При этом его расход более экономным, так как «обрезков» будет минимальное количество.
  4. Устройство стропильной системы двухскатной крыши не имеет сложных элементов. Проще этого варианта только конструкция плоской кровли.
  5. Также такой вариант обойдется дешевле, чем вантовая или четырехскатная крыша. Меньше затрат требует только все та же плоская кровля.

Какие варианты устройства стропильной системы для двускатной кровли бывают?

Также к преимуществам можно отнести и внешний вид. Двухскатная крыша считается традиционной и более привычной глазу. А если используется более сложный ломаный вариант, то внешний вид существенно выигрывает.

Если говорить о недостатках, то их не так уж много. В первую очередь специалисты отмечают то, что такую конструкцию трудно применить при сложной планировке дома. Двухскатная крыша прекрасно подходит для стандартного прямоугольного строения. Если дом имеет выступы или неровные (по архитектурным причинам) стены, то такой вариант крови использовать будет затруднительно.

Очень часто при строительстве частных домов выбирают простой двухскатный вариант крыши. Такая конструкция обходится дешевле, чем вальмовый или другой вид кровли. Кроме того, само устройство двухскатной крыши несложное, как в возведении, так и в обслуживании. Единственным минусом можно считать трудности использования подобного варианта при сложной планировке дома. Но тут можно подключить ваш творческий потенциал и найти выход из ситуации, при этом значительно улучшить внешний вид.

Стропильная система двухскатной крыши

Самое важное в любом сооружении – это несущие конструкции. Именно они принимают на себе все нагрузки. Поэтому, при возведении кровли очень важно уделить особое внимание устройству стропильной системы двухскатной крыши. От этой работы во многом будет зависеть долговечность всего дома.

Прежде чем приступить к возведению крыши, нужно составить ее схему. Тут учитываются многие факторы. Так, в первую очередь определяют угол наклона ската. От этого показателя будет зависеть и размеры всех элементов стропильной системы.

В строительстве используют две основные схемы стропильной системы для двухскатного варианта крыши:

  • Висячая. Такой вариант используют для небольших по ширине домов без несущей стены посередине. В этом случае нижний край стропил упирается в мауэрлат, а верхний упирается в парную стропилу;
  • Наслонная. Такая конструкция подразумевает дополнительную опору по оси дома – прогон. Она упирается в несущую стену, которая располагается посередине. В этом случае стропила упирается в мауэрлат, а верхом крепится к прогону.

К основным элементам любой из перечисленных систем можно отнести сами стропила и мауэрлат. Они обязательно присутствуют в обоих вариантах. Стропильные ноги служат основой всей крыши. Именно они берут на себя весь вес других элементов, а также от воздействия от атмосферных осадков и ветра. В качестве стропил используют деревянные брусья, сечение которых высчитывается в зависимости от нагрузок, которые должна выдержать крыша.

Мауэрлат – это деревянный брус, который крепят при помощи анкерных соединений по всему периметру строения. Он служит для равномерного распределения нагрузки. Мауэрлат можно не использовать, если стены сделаны из кирпичной кладки.

Схема устройства стропильной системы двускатной крыши

Кроме основных элементов устройство стропильной системы двухскатной крыши содержит и другие. Их количество напрямую зависит от того, висячую или наслонную конструкцию имеет кровля. В стропильной системе могут использоваться следующие элементы:

  1. Стойка и прогон. Эти элементы применяют в наслонной конструкции. Стойка упирается в несущую стену (или балку перекрытия). Их в конструкции может быть две и более штук. На стойки сверху крепится прогон. Именно к нему в наслонной системе монтируется верхний конец стропильной ноги.
  2. Затяжка – этот элемент используется в висячей системе. Он предназначен для того, чтобы компенсировать растяжную нагрузку, которую испытывают стропильные ноги. Затяжка, как правило, располагается снизу. В некоторых случаях этот элемент может быть расположен и в верхней части стропильного треугольника, в этом случае он носит название приподнятая затяжка.
  3. Подкосы. Они используются в основном в наслонных конструкциях. Нижним концом подкосы упираются в несущую стену (или балку перекрытия) расположенную по оси дома. Верхний конец крепится к стропильной ноге. Подкосы выполняют роль поддерживающих элементов. Они применяются в тех случаях, когда длина стропильной ноги слишком большая.
  4. «Бабка». Элемент, применяемый в висячей системе. Он предназначен для того, чтобы поддержать верхний угол стропильного треугольника. Нижний конец упирается в затяжку (в этом случае использовать приподнятую затяжку нельзя), а верхний в стык стропильных ног.

Кроме этого, могут применяться и другие элементы, например, ригели, схватки и так далее. Очень часто к стропильной системе относят и обрешетку. Но этот элемент во многом зависит от используемых кровельных материалов. Например, для мягкой черепицы нужна сплошная обрешетка, а для профлиста или металлочерепицы разряженная.

Стропильная система для двухскатной крыши имеет более сложное устройство, чем у плоского варианта. Но все-таки сделать ее самостоятельно вполне возможно. Первым делом нужно определиться с типом данной системы. Висячий вариант используется при ширине дома менее десяти метров. Наслонную систему применяют для более крупных строений. К основным элементам можно отнести сами стропила и мауэрлат. Остальные компоненты используются в зависимости от применяемой модели системы. Главное – это сделать правильный расчет сечения всех элементов. Если здесь сделать ошибку, то стропильная система может не выдержать нагрузки.

Tattoofresh

Материалы и инструменты для тату эскиза

Прежде чем набить татуировку на теле, грамотный тату — мастер обязательно нарисует ее эскиз на бумаге. Это позволит контролировать конечный результат и четко представлять, какой окажется будущая татуировка.

Конечно, существует и фрихэнд — метод нанесения тату без предварительного эскиза. Однако, не все клиенты настолько отважны, чтобы согласиться на подобный риск. Да, такой метод экономит время и немножко деньги, но результат иногда получается не совсем таким, как вы ожидали.

Создание эскиза будущей татуировки — процесс кропотливый, требующий применения специальных расходных материалов.

Простой карандаш для наброска


Качество эскиза зависит не только от мастерства художника, но и от карандашей, которые он использует в процессе создания очередного шедевра. Приобретая инструмент для работы, мастер должен знать, что производители градируют карандаши по шкале HB. «H» обозначает твердость, а «B» указывает на мягкость и черноту получаемой линии.

Шкала HB варьируется от 9H — карандаша высокой жесткости, оставляющего светлые тонкие линии — до мягкого карандаша 9В. Мягкий оставляет жирные линии темного цвета — это обусловлено большим количеством графита, содержащимся в грифеле карандаша. В процессе работы мастер использует карандаши разной степени жесткости, в зависимости от того, какого эффекта ему необходимо добиться.

При выборе карандашей стоит обратить внимание на такие фирмы, как Staedtler Mars Lumograph, Prismacolor Premier или Derwent Medium — их продукция достаточно хорошо себя зарекомендовала. Карандаши продаются в наборах по 12 штук, их шестиугольная форма облегчает процесс захвата карандаша.

Лайнеры для эскиза


При составлении рисунка лайнер будет являться незаменимым инструментом, обладающим рядом преимуществ:

  • линия, выводимая лайнером, получается очень точной и ровной;
  • в отличие от шариковой ручки, лайнер «не мажет» и не стирается, как простой карандаш;
  • размеры «пера» лайнера варьируются, а значит, можно легко выбрать именно тот, который необходим в конкретном случае.

У лайнера не существует «лучшего» стандартного размера, он подбирается по ситуации. Для прорисовки мелких деталей используется более тонкий лайнер, если требуется прорисовать широкие линии — используйте лайнер с широким «пером». Лучше всего приобрести набор лайнеров — от самых тонких до более широких. Так все необходимые инструменты всегда будут под рукой, что существенно облегчает процесс работы.

Бумага для эскиза

Эскиз татуировки лучше всего рисовать на обычной офисной бумаге, главное, правильно подобрать формат. Если необходимо создать эскиз татуировки, занимающей площадь, например, от запястья до локтя, выбирайте лист формата А3, для более мелких эскизов подойдет стандартный формат А4.

Не рекомендуется создавать эскиз на глянцевой бумаге или картоне — возникает риск того, что рисунок может потечь и размазаться.

Какие инструменты потребуются для закраса эскиза


Для того, чтобы заливка рисунка получилась однородной, инструменты должны быть профессиональными и качественными. Особенно актуальным этот вопрос становится тогда, когда требуется закрасить эскиз большой площади.

В работе мастеру понадобится три вида кистей:

  • плотные плоские кисточки, которыми удобно закрашивать крупные детали;
  • кисти по форме веера с мягким ворсом помогут разгладить бороздки на рисунке;
  • круглые тонкие кисточки, которые помогут прорисовать самые мелкие детали.

Качество красок для заливки рисунка также играет немаловажную роль в конечном результате — плохими красками просто невозможно нарисовать привлекательный и сочный эскиз.

И еще один довольно распространенный инструмент для рисования — маркеры. Наконечник маркера может быть представлен в виде кисти, позволяющей добиться плавной линии и необходимой толщины. Также таким маркером можно делать абсолютно волшебные градиенты. А стержень в виде пули создан для прорисовывания самых маленьких деталей.

Каждый мастер выбирает для себя свой тип кисти и маркера, однако, рекомендуется иметь в своем арсенале полный набор кистей и маркеров, а также позаботиться о разнообразии цветов.

Нарисуем эскиз и выберем нужный инструмент

Упражнение 1. Инструменты “Свободная рука” и “Полилиния”
Упражнение 2. Установка степени гладкости кривой
Упражнение 3. Продолжение построенного незамкнутого контура
Упражнение 4. Замыкание контура
Упражнение 5. Рисование прямых линий
Упражнение 6. Инструмент “3-точечная кривая”
Упражнение 7. Инструменты “Кривая Безье” и “Перо”
Упражнение 8. Инструмент “Живопись”
Упражнение 9. Инструменты “Интерактивное соединение” и “Размер” (изучите самостоятельно)

Упражнение 1.
Пользуясь инструментом “Свободная рука” или “Полилиния”, как обычным карандашом, изобразите кривую, похожую на эту: Замечание 1: Инструмент “Полилиния” – это измененный вариант инструмента “Свободная рука”. После отпускания кнопки мыши указатель инструмента “Полилиния” остается активным, т.е. можно продолжить рисование кривой. Завершить рисование кривой можно двойным щелчком мыши.

Замечание 2: Нарисованная кривая содержит узловые точки, с помощью которых в дальнейшем мы сможем менять форму кривой.

Степень неровности кривой зависит от количества узловых точек, которое устанавливается автоматически в соответствии с длиной и сложностью контура, а также со значением параметра “гладкость кривой”. Чем выше величина гладкости кривой, тем более гладкая и плавная получается кривая.
После двойного щелчка мыши на значке инструмента “Свободная рука” (или выбора пункта меню “Инструменты > Опции”), появится окно настроек “Опции”, в котором выберите “Панель инструментов” > “Кривая/линия Безье” и установите значение 17 параметра “Выравнивание от руки”.
Теперь нарисуйте кривую, похожую на предыдущую. Обратите внимание, что кривая не слишком гладкая.
Чтобы увидеть узловые точки, выделите кривую, предварительно выбрав инструмент “Форма”. На экране вы должны получить рисунок вида:

Упражнение 3.

Чтобы продолжить построение уже созданного незамкнутого контура:

  • выделите его щелчком инструмента “Указатель”;
  • поместите указатель инструмента “Свободная рука” или “Полилиния” на одну из концевых точек (указатель изменится);
  • нажмите кнопку мыши и перемещайте указатель для рисования.


Установите самую высокую гладкость кривой и дорисуйте контур, чтобы получился рисунок, похожий на следующий:

Упражнение 4.
Замкнуть контур можно, используя кнопку “Автозакрывающаяся кривая” панели свойств.
Выделите построенную вами кривую и замкните контур.

С помощью инструментов “Свободная рука” и “Полилиния” можно рисовать прямые линии. Достаточно выбрать соответствующий инструмент, щелкнуть в точке начала прямой линии, затем в точке конца.

Изобразите следующий рисунок, используя полученные знания:
Упражнение 6.

Среди инструментов панели “Кривая” есть интересный инструмент “3-точечная кривая”, который позволяет рисовать гладкие кривые в три приема:

  • выберите нужный инструмент и отметьте точку – начало кривой;
  • не отпуская кнопки мыши, переместитесь в точку – конец кривой (вы увидите отрезок прямой);
  • отпустите кнопку мыши и, перемещая указатель мыши в сторону от построенной линии, сформируйте длину и кривизну линии.


Если понятно, как работать с инструментом, нарисуйте следующий эскиз:

Упражнение 7.
Точнее всего кривые можно построить с помощью инструментов “Инструмент Безье” и “Перо”.

Одиночные щелчки определяют позиции узлов, соединенных прямолинейными сегментами.

Чтобы создать криволинейный сегмент, нужно:

  • определить позицию узла нажатием кнопки мыши;
  • задать форму кривой, перетаскивая указатель мыши;
  • отпустить кнопку мыши.

Закончить рисование можно двойным нажатием кнопки мыши или выбором другого инструмента.

Подробнее о создании и редактировании кривых Безье вы можете узнать в соответствующем разделе.

Попробуйте изобразить такое сердечко, используя инструмент “Инструмент Безье” или “Перо”:

Упражнение 8.
На панели “Кривая” есть еще один интересный инструмент “Живопись”, предназначенный для создания оригинальных эффектов.

С помощью него можно располагать какое-то изображение вдоль нарисованной направляющей кривой. Кривая рисуется с помощью инструмента “Живопись”, а изображениями могут быть: штрихи каллиграфического пера или кисти, текст или рисунок.

Выберите инструмент “Живопись” и, как будто вы пользуетесь кисточкой, нарисуйте кривую линию.
На панели свойств вы увидите пять режимов рисования данным инструментом:
“Заготовка”, “Кисть”, “Пульверизатор”, “Каллиграфия”, “С нажимом”. Выбрав каждый из этих режимов, вы сможете нарисовать направляющую кривую (вдоль которой в дальнейшем расположите нужное вам изображение). Гладкость этой кривой устанавливается аналогично гладкости обычной кривой или с помощью тумблера на панели свойств.
Максимальную ширину линии можно установить самому, используя поле со счетчиком на панели свойств.

Рассмотрим подробнее работу с инструментами панели свойств.

  • “Заготовка”
  • “Кисть”
  • “Пульверизатор”
  • “Каллиграфия”
  • “С нажимом”

“Заготовка”

С помощью инструмента “Заготовка” можно рисовать линии с изменяющейся шириной того вида, который выбран из списка заготовок. После выбора инструмента “Заготовка” на панели свойств появляется список заготовок , из которого можно выбрать нужный вид кривой.

С помощью инструмента “Кисть” можно нанести штрихи кисти вдоль нарисованной кривой линии. Если выбрать инструмент “Кисть”, на панели свойств появляется список готовых штрихов (кстати, штрихи – это векторные изображения).

Замечание: Вы можете самостоятельно создать новый штрих. Но эту возможность лучше рассмотреть позже, когда вы лучше овладеете способами построения изображений и набора текста средствами CorelDRAW.

Используя соответствующие штрихи, получите рисунок, похожий на следующий:

Теперь в режиме “Кисть” инструмента “Живопись” создадим художественную надпись. Для этого выполните следующие действия:

  1. На панели графики выберите инструмент “Текст” и наберите любой текст, установив размер шрифта 72 пт. Например, можете набрать текст
  2. Чтобы к тексту применять художественные эффекты, нужно его преобразовать в кривые. Для этого выберите инструмент “Указатель”, нажмите правую кнопку мыши на созданном тексте и в появившемся контекстном меню выберите пункт “Преобразовать кривую” или нажмите комбинацию клавиш Ctrl+Q.
    Замечание: Если вам нужно редактировать отдельные буквы художественного текста, выберите в меню пункты “Компоновать > Разбить” или нажмите Ctrl+K.

  • Теперь приступим к художественному оформлению созданного текста.
    Выделите текст и активизируйте режим “Кисть” инструмента “Живопись”. В списке готовых штрихов выберите нужный и подождите. Выбранный штрих будет применен к созданному тексту. Например, выбрав соответствующий штрих и толщину кривой, можно получить следующий эффект:
  • Поработайте отдельно с некоторыми буквами текста.

  • “Пульверизатор”

    Режим “Пульверизатор” инструмента “Живопись” используют для нанесения вдоль кривой набора изображений, содержащихся в списке “Файлы списков пульверизаторов” панели свойств. Кроме рисунков векторной графики с помощью этого инструмента можно вдоль кривой расположить растровые изображения.

    Панель свойств, появляющаяся после выбора режима “Пульверизатор” содержит много кнопок и полей, с помощью которых можно изменять:

    1. – гладкость кривой линии, вдоль которой наносится изображение;
    2. – размер объектов, которые будем распылять вдоль кривой (если кнопка установки масштаба нажата, нижнее поле доступно (вы увидите на экране ) и можно установить в верхнем поле размер начального объекта распыления, а в нижнем – последнего);
    3. – количество объектов, помещаемых в каждой точке кривой (верхнее поле) и расстояние между распыляемыми объектами (нижнее поле);
    4. – порядок отображения объектов;
    5. – поворот объектов относительно направляющей кривой (можно угол поворота отсчитывать относительно кривой или относительно страницы);
    6. – сдвиг объектов относительно направляющей кривой.
    7. список распыляемых объектов путем выделения нарисованного объекта и нажатия кнопки “Добавить в список пульверизатора”.

    Если вы хотите восстановить исходные параметры последовательности размещения объектов, нажмите кнопку “Восстановить значения”.

    Подробнее о добавлении нового изображения в список распыляемых объектов вы можете узнать в соответствующем разделе.

    Используя режим “Пульверизатор” инструмента “Живопись”, нанесите вдоль кривой изображение из списка “Файлы списков пульверизаторов” (можете создать его сами и добавить в список) и получите, например, следующий результат:
    “Каллиграфия”

    В режиме “Каллиграфия” можно рисовать линии, имеющие разную ширину, как обычным пером.

    Ширина линии в каждый момент зависит:

    • от максимальной ширины линии, которая устанавливается в поле “Толщина инструментов для живописи”;
    • угла наклона пера, определяемого значением поля “Угол каллиграфического пера”;
    • направления движения указателя.

    “С нажимом”

    В режиме “С нажимом” ширина линии будет зависеть от нажима, который увеличивается, если при рисовании удерживать клавишу со стрелкой вверх, и уменьшается – при нажатии клавиши со стрелкой вниз.

    Попробуйте сами нарисовать какие-нибудь линии в режимах “Каллиграфия” и “С нажимом”.

    Упражнение 9.
    Самостоятельно ознакомьтесь с назначением и действием инструментов “Интерактивное соединение” и “Размер”, расположенных на панели “Кривая”.

    Скетчинг как быстрый способ донести идею. Первые шаги дизайнера

    Скетчинг — техника, которая широко применяется в процессе дизайна. Она помогает быстро визуализировать идеи, согласовать их с заказчиком и свести к минимуму риск недопонимания.

    Что такое скетчи, зачем они нужны

    Скетчи — это быстрые зарисовки и визуальные заметки, которые отображают на бумаге образы, идеи и мысли. Само слово sketch с английского переводится как «быстрый рисунок».

    В скетчинге важна скорость, позволяющая лаконично зафиксировать очертания предметов и общую идею. Не стоит гнаться за целостной художественной композицией и проработанными деталями.

    Скетчи используют люди разных профессий.

    • Веб-дизайнеры делают прототипы сайтов на бумаге.
    • Дизайнеры интерьеров создают интерьер комнат с нескольких ракурсов, чтобы расставить предметы и представить, как будет выглядеть новое помещение.

    Независимо от того, в какой отрасли применяется техника, у нее всегда есть общие черты: нарочитая небрежность, проработка только нужных участков композиции, часто использование одного цвета.

    Направления скетчинга

    Скетчинг стал очень популярным и разделился на несколько самостоятельных жанров с разными техниками.

    • Фуд-скетчинг — зарисовки еды, создание аппетитного образа.
    • Тревел-скетчинг — быстрые зарисовки в путешествиях. Могут быть в виде карты, рисунка или заметки, подкрепленной иллюстрациями. Этот жанр плотно переплетается со стрит-скетчингом — отдельными зарисовками зданий и улиц, городскими эскизами.

    В каком бы направлении вы ни решили развиваться, стоит начать с подготовки инструментария.

    Инструменты для скетчей

    Чтобы быстро что-то зарисовать, нужно всегда иметь под рукой нужные инструменты. Поэтому лучше выбрать компактный скетчбук — специальный альбом для рисунков. Для каждого жанра используют свои основные инструменты. Это может быть простой черный карандаш, акварельные краски, карандаши, тушь или специальные маркеры.

    Под инструменты и подбирают бумагу.

    • Для акварели нужна бумага с рыхлой и пористой структурой.
    • Для маркеров лучше выбрать плотную бумагу, чтобы маркер не просвечивал.

    Не гонитесь за дорогими инструментам, для начала подойдут и обычные офисные маркеры и простые карандаши. Самое важное — это навыки, умелый художник нарисует гениальный скетч карандашом на салфетке.

    Как научиться

    Скетчи сможет рисовать и тот, кто до этого ни разу не брал в руки карандаш. Основная функция — иллюстрация главной мысли или идеи, поэтому не гонитесь за идеальным художественным изображением.

    Пяти базовых элементов достаточно для создания простых зарисовок. Любой рисунок состоит из точек, прямых, прямоугольников, кругов и треугольников. Эти элементы можно комбинировать, получая сложные формы. Оглянитесь вокруг: с помощью каких элементов и геометрических фигур можно нарисовать ваш монитор? А чашку с кофе на столе?

    Чтобы создавать более сложные рисунки, нужно немного разобраться в теории изобразительного искусства и узнать базовые вещи.

    Композиция поможет правильно располагать предметы на листе. Нужно знать, как делить лист на части с помощью правила третей или золотого сечения. А предметы изображать по законам перспективы — чем ближе предмет, тем он больше.

    Свет и тень добавляют предметам объем, задают форму и помогают получать интересные фигуры. Весь белый лист изначально состоит из света. Чтобы рисовать, удаляйте свет, создавая тень.

    Цвет нужен даже тем, кто рисует простым карандашом. Узнайте про то, как делать переход от темного к светлому, какие бывают цвета и как их воспринимает человек. Эти знания развивают художественные навыки и помогают смотреть на работу опытным взглядом.

    Штриховка и растушевка заполняют рисунок цветом. Штрихи бывают разной формы, могут пересекаться или накладываться. С помощью растушевки штрихов получают плавный переход цвета от темного к более светлому.

    Два подхода к созданию скетчей

    Скетчи создают двумя способами.

    • Делают быструю зарисовку на месте, охватывая картину целиком, но пропуская мелкие детали.
    • За такое же время рисуют набросок, быстро обозначив детали. Затем в спокойной обстановке дорисовывают: добавляют цвет, тень, уточняя детали.

    Упражнения

    Чтобы набить руку, начните с простых техник.

    Нарисуйте на листе прямые линии одной толщины, заполните все пространство параллельными штрихами так, чтобы они не пересекались. Дальше добавьте горизонтальные или вертикальные линии, чтобы получилась сеточка.

    Научитесь рисовать ровный круг от руки без помощи инструментов. Можно нарисовать круг циркулем и обводить его карандашом, тренируя руку.

    Рисуйте другие фигуры на основе круга, который можно вписать и в квадрат, и в треугольник, и в ромб.

    Нарисуйте объемную фигуру — куб, который состоит из нескольких квадратов. Рисуем квадрат, затем еще один квадрат чуть выше и правее, затем соединяем углы ровными линиями.

    Поработайте с тенью: выберите источник света на листе, а с противоположной стороны куба нарисуйте тень.

    Получилось нарисовать простые фигуры? Начните со сложных объектов: лица человека, кистей рук, цветов и листьев, постепенно их усложняя.

    Заключение

    Рисовать скетчи несложно, помните, что вы передаете мысли и ощущения, а не создаете картину. Чтобы научиться создавать сложные скетчи:

    Научиться рисовать

    Или дневник начинающего художника

    Как рисовать наброски

    Наброски (они же скетчи ) – это кратковременные рисунки, которые делаются бегло, свободно, для фиксации небольшого числа признаков натуры или идеи.

    Наброски бывают разных видов, решают разные задачи и могут делаться разными материалами.

    Но прежде чем перейти непосредственно к тому, как и чем лучше всего рисовать наброски, хочется уделить внимание и тому для чего это все вообще нужно.

    Для чего нужно рисовать наброски

    Функции у наброска на самом деле всего две.

    1. Учебная

    В рамках этой функции мы решаем следующие типы задач:

    • учимся видеть пропорции, добиваться схожести;
    • верно отображать размеры и взаимное расположение пятен;
    • работать с тоном и цветом;
    • передавать динамику движения, пластический характер и фактуру объектов;
    • добиваемся живой, свободной, выразительной линии;
    • учимся вести работу целиком и в правильной последовательности
    • тренируем компоновку в лист и учимся чувствовать композицию.

    Я специально выделила каждый из пунктов отдельно, потому что даже с учетом их взаимосвязи, тренировать эти навыки при помощи набросков нужно четко понимая, что и зачем делаешь. Но не буду забегать вперед.

    2. Творческая

    Делая наброски мы невольно схватываем общее впечатление от увиденного, атмосферу, характер предметов, их суть. Обращаем внимание на детали и особенности, которых раньше могли не замечать.

    Все это отлично стимулирует наше воображение и творческое начало. А это для художника очень важно, да и не только для художника.

    Также, наброски — отличный способ сбора материала для большой и длительной работы. Например, серии работ на конкретную тему.

    С «зачем» определились, поэтому переходим к тому, как же начать делать наброски и что учесть, чтобы это мероприятие приносило и пользу, и удовольствие.

    Принципы выполнения наброска

    Делать наброски с натуры

    Желательно всегда. Делать наброски с фотографии малоэффективно, а зачастую и вредно. Да, рисовать с фото проще, но и прогресс в рисовании в этом случае будет минимальный.

    Говорю по своему опыту, самый большой и ощутимый прогресс, увеличение скорости рисунка, легкость, удовольствие от рисования, вот это вот все, я получила только после регулярного рисования с натуры.

    И теперь я уже не боюсь пейзажей, архитектуры и многих других вещей в реальном трехмерном мире, а наоборот чувствую вызов и задор 🙂

    К тому же рисование с натуры отличный способ сохранить в памяти личные впечатления. Всегда приятно, к примеру, осенью и зимой полистать свои летние зарисовки и погреться их теплом и атмосферой.

    Длительность и количество

    Ограничение по времени. Целесообразно отводить не более 5 минут на набросок, время можно увеличить до 10 минут в случае, если рисуются объекты сложной конструкции, либо люди.

    Важно! Не смотря на то, что существует рекомендованная длительность быстрого наброска, не стоит подменять точность исполнения скоростью. Выбор всегда должен быть в пользу точности в наброске.

    Количество набросков. Наброски делаются от 10 за раз. При этом нужно понимать, что первые наброски всегда будут хуже, чем последующие. Где-то к 5-му наброску человек как правило разрисовывается и дальше качество идет по нарастающей. Можно дробить рисование набросков в течение дня, допустим 5 утром, 5 днем или вечером. Тут важна регулярность. 4 раза в неделю по 15-20 минут лучше, чем 1 раз в неделю 3 часа. Для достижения заметных результатов, в неделю оптимально рисовать от 30 набросков.

    Постановка задачи

    Очень важно четко ставить задачу, которую хочешь решить делая наброски.

    Например, есть желание улучшить глазомер, то есть видение пропорций. Тогда, делая 1-2 минутные наброски, нужно сосредоточиться именно на этой задаче. С возрастанием навыков задачи можно расширять и комбинировать.

    Делая наброски по такому принципу каждый день, допустим по 10-15 за подход, в конце недели мы можем разложить перед собой всю имеющуюся красоту и оценить получившийся результат и прогресс по понятным и внятным критериям.

    Если у набросков нет целей, то результаты работы и прогресс по ним оценить очень сложно, а значит и мотивация скорее всего довольно быстро сойдет на нет.

    Поэтому, прежде чем приступить к наброскам, имеет смысл ответить на вопрос, какой результат я хочу, какой навык хочу приобрести/улучшить, например:

    • конструктивно верно рисовать натюрморт,
    • пропорционально верно рисовать людей (лица, руки, позы и тд ),
    • конструктивно верно рисовать людей (лица, руки, позы и тд ),
    • улучшить работу с тоном в пейзажах,
    • получить более живую линию,
    • улучшить работу с цветом в рамках рисования натюрморта, пейзажа, либо человека,
    • разнообразить варианты передачи текстур карандашом,
    • освоить основные приемы композиции и компоновку в листе,
    • сделать акварель более легкой и т д.

    Это, конечно же, только небольшая часть вариантов, которые могут быть в личном списке задач. Главное не браться за все сразу, а трезво оценивать свои возможности и количество часов в сутках, которые реально без надрыва можно посвятить обучению. Как только с задачей определились, можно выбирать материалы, натуру и приступать к действиям.

    Материалы

    Наиболее подходящие для набросков материалы: акварель, тушь, линеры, маркеры, брашпены, пастель, уголь, сангина, сепия, пастельные карандаши, цветные карандаши, мягкие графитные карандаши 6В-10В.

    То есть лучше всего брать материалы, которыми можно быстро набрать тон, сделать линию разной толщины, и которые проблематично стереть и исправить, тогда эффективность обучения будет гораздо выше.

    Можно комбинировать материалы — карандаш + маркер, к примеру. Цветные карандаши и акварель. Брашпены/маркеры и линеры. Линеры и акварель.

    Очень способствуют рисованию продуманные наборы, которые удобно и ненапряжно носить с собой. На фото мой очень легкий наборчик для акварели, который себя прекрасно зарекомендовал в деле этим летом. Пришлось потратить время на его создание, но оно того однозначно стоило. В статье Пленэр акварелью, что брать с собой я рассказывала об этом подробнее.

    Методы ведения работы в наброске

    В зависимости от материала, задач и времени мы можем выбирать на чем сконцентрировать свое внимание:

    Обращаем внимание на конструкцию и осевые линии, контур объекта, линии движения, если объект движется, текстуру и фактуру.

    Для рисования используются линеры, маркеры, брашпены, кисть с тушью и все что дает разнообразную выразительную линию.

    В этих моих набросках и зарисовках черным спиртовым маркером, я как раз работала над линией и передачей фактуры в рамках городского скетчинга.

    В данном случае мы обращаем наибольшее внимание на силуэт, основные массы и тон.

    Такие наброски можно делать в монохромной гамме, или добавлять цвет, все зависит от уровня навыков и поставленных задач.

    В качестве примера показаны мои наброски пастельными карандашами. Делала я их в скетчбуке с маленькими листами где-то 15х10 см, что позволило считывать с натуры общие массы объемов и не закапываться в деталях.

    Обращаем внимание на конструкцию и объем. А лучше всего проявляет объем и форму конечно же свет, поэтому этот аспект обязательно нужно учитывать при выборе натуры.

    То есть нужно помнить, что в течение дня освещение меняется, направление света тоже, соответственно форма объектов будет читаться по-разному.

    Мой рисунок выполнен черным брашпеном и голубым карандашом, который я добавила фоном как раз для того, чтобы форма и объем дерева лучше проявились.

    Самый простой путь

    Начать с небольших предметов, которые есть в ближайшем доступе дома или в помещении, где вы находитесь, они должны быть простой формы, с читающейся материальностью и фактурой (дерево, стекло, гипс, керамика, металл, ткань и т д ), без сильных декоративных изысков, усложняющих считывание формы. Например, это могут быть:

    • кружки, стаканы, кувшины, графины, солонки
    • лампы, торшеры, ночники
    • ботинки, сумки, пеналы, книги
    • предметы интерьера, драпировки
    • коробочки и емкости разных форм и размеров
    • батарейки, наушники, плейер, телефон, планшет
    • ручки, карандаши, кисти, мелки и другие графические материалы
    • пуговицы, нитки, ножницы, наперстки
    • тюбики разных видов и форм,
    • овощи и фрукты
    • природные материалы (шишки, желуди, каштаны, листья, веточки, цветы и др)
    • и т д.

    Если составить свой такой список и повесить где-то на видном месте, периодически пополняя, то, при появлении кусочка свободного времени, не придется долго думать, что же порисовать, достаточно будет пройтись по списку взглядом и то, что откликнется больше всего, тому и повезло

    Советы

    • Целенаправленно выбирать важное и второстепенное в натуре, расставлять акценты. Не зарываться в деталях.
    • Вначале лучше выбирать для набросков контрастные предметы (контрастные к фону и между собой), освещенные сбоку, чтобы более четко читалась форма, дальше можно переходить к более сближенным вариантам.
    • Если рисовать на улице, то первое время для набросков предпочтительнее брать небольшие формы: стволы, отдельные фрагменты деревьев, веток, цветов и т д.
    • В рисовании пейзажа в первую очередь нужно обращать внимание на большие формы, их соотношение, пропорции и тон.
    • Людей удобно рисовать в кафе, парке, общественном транспорте. Очень хорошее освещение для рисования человека в метро + временной ресурс ограничен, что для быстрого наброска только плюс. А если совсем туго с натурой, всегда можно воспользоваться зеркалом и нарисовать себя.

    Книги по теме

    • Кэти Джонсон. Скетчбук художника. Отличная вдохновляющая книжка с действительно интересными примерами набросков и зарисовок в разных техниках. Также могу порекомендовать и другие книги этого автора, одну я купила, остальные нашла в свободном доступе, часть на английском языке.
    • Pencil sketching. Thomas Wang. Очень понравились книжки этого автора, их тоже несколько, посвящены скетчингу карандашом, на английском языке. Тоже можно найти на просторах интернета.
    • Скетчи. Как делать зарисовки повседневной жизни. Франс Бельвиль-Ван Стоун. Классная книжка с хорошими пояснениями и рисунками. Используемые материалы: линер и акварель. Рекомендую.
    • Академическое обучение изобразительному искусству. В. С. Шаров. Это большая такая увесистая книжка, которая мне очень нравится, потому что там материал преподносится подробно, поэтапно и системно, в том числе и по наброскам. Также я скачивала и изучала отдельные методички худ вузов по теме, тоже могу рекомендовать, очень много полезной информации.

    Резюмируя

    Для того, чтобы получить от быстрых набросков максимум пользы, не забываем

    1. Поставить четкую, понятную цель, которую хочется достичь
    2. В зависимости от цели выбираем материалы и натуру. Материалы можно и нужно менять, комбинировать, экспериментировать с техниками.
    3. Ограничиваем длительность рисования, оптимально 1-5 минут на набросок, но не больше 10-15. Помним о точности.
    4. Рисуем от 5-10 набросков за раз
    5. Рисуем регулярно распределяя нагрузку по дням, в сумме в неделю здорово рисовать от 30 набросков
    6. После этапа набросков можно переходить к более длительным видам рисунка: зарисовкам и этюдам, наброски можно использовать также как разминку перед основной работой. Часто при рисовании человека в студиях используется этот метод постепенного увеличения времени работы.
    7. Не забываем, что наброски это не только учеба, но и творчество, поэтому расслабляемся и получаем удовольствие от процесса, не зацикливаемся на результатах, их будем оценивать потом, в конце недели/месяца.
    8. Почитали, отдохнули, а теперь все дружно идем рисовать. Я так точно пойду

    Нарисуем эскиз и выберем нужный инструмент

    Многие дети любят рисовать, а кто-то даже пробует создать собственный комикс. Поначалу кажется, что всего-то нужно сочинить историю, придумать героев, разделить страничку на блоки и действовать. Все так, но процесс гораздо интереснее и сложнее. В графическом романе «Правила выживания в школе» тема рисованных историй звучит дважды: сначала в сюжете, а потом — в рекомендациях автора в конце книги. Решили поделиться последними: вот секреты иллюстратора Светланы Шмаковой.

    Шаг 1. Сценарий


    Правила выживания в школе
    Прежде чем рисовать, нужно сделать заметки по визуальному ряду, сюжетам и диалогам. Подумайте, какие эмоции будут испытывать герои, как выглядеть, каким тоном говорить, какие стилистические особенности речи будут у каждого из них.

    Вот пример и готовые иллюстрации из комикса:

    Пеппи, драматично: «Я не могу-у-у-у-у-у-у-у… Он меня, наверное, ненави-и-и-и-и-идит… Я боюсь смотреть ему в глаза-а-а-а…»

    Мистер Рамирез опирается на свой стол, говорит раздраженно: «Мисс Торрес, я позвал всех участников кружка рисования не для того, чтобы обсуждать ваши проблемы!»

    Дженсон, в ужасе: «Про пятна на Солнце?! Они наконец…»

    Мистер Рамирез, раздраженно: «Нет, не про пятна на Солнце, Дженсон! Сядь на место!»

    Шаг 2. Раскадровка

    Как говорит Светлана, она делает ее очень приблизительной, иногда это просто наброски людей с ручками-палочками. На этом этапе иллюстратор разрабатывает позы персонажей, расположение панелей, речевые пузыри и сам сценарий. Обычно рисует на листах для принтера формата А4 — их легко найти.

    Шаг 3. Карандаш

    Сначала рисуйте карандашом. Рисовать можно на обычной бумаге. Старайтесь не привязываться к своим инструментам, на случай, если они потеряются. Бумагу и карандаш легко найти в любом канцелярском магазине, дома или в школе.

    Шаг 4. Обводка

    Многие художники предпочитают обводить тушью нарисованные карандашом черновики. Светлана поступает иначе — сканирует рисунки и применяет non photo blue фильтр. Затем распечатывает и обводит тушью (так у иллюстратора сохраняются страницы и в карандаше, и в туши). Обводка после non photo blue хороша тем, что при сканировании в Bitmap/BSW-режиме голубой не проявляется. Поэтому подтирать карандашные линии не придется.

    Шаг 5. Колеровка

    Когда обведенные страницы отсканированы, можно раскрасить их в графическом редакторе. Попробуйте использовать планшет для рисования и графическую программу.

    Еще 2 хитрости

    1. Когда рисуете обстановку, подумайте, как она соотносится с героями. Так, в комиксе «Правила выживания в школе» кабинеты кружка рисования и научного кружка соответствуют характеру преподавателей.

    Вот кабинет мистера Рамиреза — симпатичного, рассеянного, непостоянного, творческого человека.

    А это — кабинет естественных наук. Здесь порядок и чистота, что соответствует характеру мисс Тобинс — самого рационального и организованного человека, которого вы только встречали.

    2. Продумывайте второстепенных героев: их истории, заморочки, мечты. В этом комиксе мы часто видим ребят из двух кружков и сотрудников школьной газеты. Так, Марибелла Самсон — талантливая и уверенная в себе ученица, которая готова бороться за право участвовать в фестивале школьных кружков. А Дженсон Грэм — смешной парень со странностями, которого беспокоят пятна на солнце и история о роботах школьной столовой, которые вышли из подчинения.

    Короткие советы тем, кто учится рисовать


    Комикс, который научит тебя рисовать
    Если юный художник еще не успел отработать навыки рисования, стоит потратить на это время. Например, можно поучиться вместе с Дэвидом — героем книги «Комикс, который научит тебя рисовать» (от художника Марка Крилли). Вот несколько коротких советов:

    • Обращайте внимание на форму предмета, который рисуете.
    • Соблюдайте пропорции.
    • Измеряйте на глаз. Например, когда рисуете ремешок часов, подумайте: сколько бы циферблатов поместилось с одной и с другой стороны?
    • Замечайте ошибки.
    • Не давите сильно на карандаш (потом замучаетесь стирать:-))
    • Обращайте внимание на негативное пространство — пространство между или вокруг объекта/объектов рисунка.
    • Показывайте объем с помощью штриховки (когда нужно добавить тень, беритесь за кончик карандаша и наклоняйте его под острым углом к бумаге, ускорьтесь, чтобы штрихи выглядели увереннее).
    • Не рисуйте контур сразу, а делайте набросок — не нужно углубляться в детали, изобразите основные формы. Начинать с деталей рискованно: можно изобразить их точно, а пропорции исказить, или техника изменится в процессе рисунка и верхняя часть будет отличаться от нижней. Смысл в том, чтобы одновременно работать над всеми элементами рисунка.
    • Чтобы нарисовать тени, найдите источник света. Тени будут там, куда он не достает. Обращайте внимание на насыщенность теней.

    Вот еще один совет: первый комикс вполне можно нарисовать без компьютерных программ и сканирования. Обводите контуры гелевой ручкой, раскрашивайте иллюстрации прямо на бумаге, воспользуйтесь цветными карандашами или фломастерами. А когда почувствуете, что дело пошло, используйте профессиональные средства.

    Обложка поста — иллюстрация из книги «Правила выживания в школе»

    Ссылка на основную публикацию