Современное прочтение древних конструкций

Библиотека: книги по архитектуре и строительству | Totalarch

Вы здесь

Древнейшие и новейшие сейсмостойкие конструкции. Кириков Б.А. 1990

Древнейшие и новейшие сейсмостойкие конструкции
Кириков Б.А.
Наука. Москва. 1990
72 страницы
ISBN 5-02-006041-0

В предлагаемой книге, написанной в форме беседы с любознательным читателем, автор попытался собрать все идеи и соответственно их конструктивные воплощения, направленные на обеспечение сейсмостойкости сооружений. Прослеживается путь некоторых идей от глубокой древности до наших дней. Популярная форма книги не помешала рассмотреть в ней и современные проблемы сейсмостойкого строительства. Для специалистов в области сейсмостойкого строительства и всех интересующихся проблемами сейсмостойкости.

Предисловие
О чем хочется рассказать в этой книге
Кое-что о землетрясениях
Как здания делают сейсмостойкими
Апостолы современных систем сейсмозащиты
Атей и сейсмостойкое здание
Когда придут настройщики?
Что нам предложили зодчие древности
Всемирно известная сейсмостойкая конструкция
Основные законы сейсмостойкости
Эффект землетрясения и фундамент
Дерево и сейсмостойкость
Просто камень и кирпич
Лишний вес — он словно бес
Где тонко, там и рвется
Все остальное
Землетрясения и камни Армении

Предисловие

Если бы меня спросили, к какому жанру технической литературы отнести эту книгу, я бы не задумываясь ответил: „Это популярный учебник“ (если такой жанр вообще существует). Автор книги приглашает, руководствуясь только капризом и логикой мысли, пропутешествовать по всем континентам и временам в поисках примеров, нужных для последовательного рассказа об идеях сейсмостойкости.

С одной стороны, это чисто популярная книга. Она написана живым, образным языком без применения сложной научной терминологии, что делает ее интересной для многих читателей. В ней осмысливаются примеры из истории землетрясений как нашего времени, так и глубокой древности. Вы можете побывать в Ассирии в VIII в. до н. э. на кирпичной платформе, служащей основанием дворцу царя Саргона II, а оттуда отправиться на современную телевизионную башню в Алма-Ату.

С другой стороны, это вполне серьезный учебник, где излагаются все современные проблемы сейсмостойкости, причем в историческом аспекте. Автор явно симпатизирует древним строителям и показывает, что многие, казалось бы, совершенно новые проблемы сейсмостойкости существовали и в глубокой древности. В этом смысле книга будет интересна для молодежи, так как знакомит ее не только с современными идеями, но и показывает их связь с научным наследием прошлого.

Автор многие годы занимается научно-исследовательской работой в области сейсмостойкого строительства и поэтому изложил свои взгляды на некоторые проблемы сейсмостойкого строительства. Надеюсь, они заинтересуют специалистов-исследователей в области сейсмостойкого строительства.

Существующие популярные книги о землетрясениях рассказывают преимущественно о сейсмологии. Книга же, посвященная чисто строительным вопросам, публикуется впервые.

Огромную работу по иллюстрированию книги проделала Л.В. Мячина, что сделало книгу более наглядной.

О чем хочется рассказать в этой книге

Та область человеческих знаний, которую мы обобщенно называем строительством, возникла вместе с человеком. Уже Адам был наполовину строителем. Ему поневоле надо было научиться строить, чтобы создать Еве комфорт и прятать ее от так называемых неблагоприятных погодных условий. Интересен факт, не нашедший пока объяснения: первые цивилизации появились в районах с повышенной сейсмической активностью. Строители самых примитивных жилищ столкнулись с проблемой защиты их от землетрясений. Проблема актуальна и по сей день. Ежегодно эти стихийные бедствия уносят тысячи человеческих жизней и разрушают сотни зданий.

За свою многовековую историю человечество выработало ряд приемов и принципов для постройки сейсмостойких зданий. Эти принципы, как у нас говорят, прошли многовековую проверку на реальных объектах. Часть из этих объектов хорошо сохранилась до наших дней, другая разрушилась в результате землетрясений. Обследуя сооружения и изучая принципы древних зодчих, современные строители могут почерпнуть много полезного для себя. Дело в том, что совершенствуются методы расчета, создаются новые строительные материалы, а многие конструктивные приемы и принципы строительства так и остаются. Колонна всегда будет колонной, предназначенной для поддержания кровли. У древних мастеров было прекрасное качество, которое почти полностью нами утрачено, это чувство интуиции и пропорции. Там, где нам надо проводить многотрудные расчеты, неизвестно насколько соответствующие действительности, древний зодчий принимал решение на глазок, руководствуясь только своей интуицией.

О чем же будет рассказано в этой книге? Не о возникновении землетрясений, измерении их балльности, количестве жертв и последствиях. Об этом есть много чудесных книг, написанных нашими и зарубежными учеными. Автор ставил другую задачу: рассказать об идеях и принципах сейсмостойкого строительства, которые были отобраны тысячелетней историей строительного искусства, показать, что современное сейсмостойкое строительство уходит своими корнями в далекую древность, обобщить принципы сейсмостойкого строительства прошлого, настоящего и поговорить о перспективах на будущее. И еще. Анализируя с точки зрения сейсмостойкости постройки древних и современных строителей, автор дал им свое толкование, которое может не совпасть с тем, что думает по этому поводу уважаемый читатель.

Итак, отправимся в мир сейсмостойких конструкций, пусть наши мысли и наша любознательность свободно переносятся в любую точку времени и пространства в поисках жемчужин знаний.

10 технологий древности, которые удивляют современных людей

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. Трепанация черепа

Открытие в Сибири в 2015 году необычного черепа позволило врачам узнать о том, как проводились древние операции на головном мозге. 3000 лет назад «хирург» провел операцию, известную как трепанацию черепа. Сначала пациента чем-то успокоили (вероятно, изменяющими сознание растениями). Углы краев раны указывают на то, что человек лежал во время операции на спине, а его голова была повернута вправо. Помощник разрезал кожу на голове и отвел ее в сторону, а хирург вырубил отверстие в кости черепа, обнажив мозг. Поскольку слишком обильное кровотечение могло привести к летальному исходу, медики бронзового века должны были работать очень быстро, чтобы закончить операцию и сшить кожу на голове. Следы регенерации на костях доказали то, что человек выжил, но признаки сильного послеоперационного воспаления намекают на то, что он мог вскоре умереть.

2. Машина-Пирамида

Великая Пирамида Гизы является примитивной машиной, довольно сложной для своего времени. Для того чтобы защитить тело фараона, древние каменщики создали систему герметизации погребальной комнаты. О ее наличии было известно с XIX века, но только после появления цифровых технологий египтологи впервые смогли увидеть ее в действии. Три гигантские гранитные плиты были установлены на стенах возле камеры, где ученые нашли мумию фараона Хуфу. Затем после того, как фараона похоронили, эти плиты скользнули вниз по желобам и запечатали камеру. Хотя это не помогло — усыпальница фараона была все же разграблена. Более оптимистично настроенные египтологи считают, что данная комната была приманкой и что настоящая гробница Хуфу находится за тремя дверьми, расположенными намного дальше в глубине пирамиды, к которым ведут узкие туннели.

3. Родной язык

Большинство современных языков произошли от прото-индоевропейского. Культура, в которой разговаривали на этом языке, населяла равнины в северной части Каспийского моря в 6 000 — 3 500 годах до нашей эры. Благодаря обширным исследованиям языковеды смогли восстановить некоторые слова этого языка, но в течение многих столетий эксперты считали, что звуки прото-индоевропейского больше никто и никогда не услышит.

Однако, недавно ученые из Кембриджского и Оксфордского университеты сумели возродить исчезнувшую тысячи лет назад речь, создав специальную программу по оцифровке звуков различных языков, родственных прото-индоевропейскому и отследив то, как произношение менялось с течением времени.

4. Настоящий пситтакозавр

Восстановление внешнего вида динозавров не является чем-то новым, но в Китае сумели провести потрясающе точную реконструкцию. Получившийся у них динозавр оказался чем-то похожим на странную игрушку, но довольно милым и немного жутким. Ученые смогли восстановить даже цвет кожи пситтакозавра, который был размером с индейку. Квадратная морда динозавра щеголяла рогатыми щеками и клювом, похожим на попугая, а его хвост был украшен «ирокезом» из щетины. Травоядное возрастом 100 миллионов лет ходило на задних лапах и обладало хорошим зрением, а также у него была большая голова, что указывает на высокий интеллект. Пятна различных цветов обеспечивали животному прекрасную маскировку в лесу.

5. Машина смерти в Колизее

Как известно, в Колизее на арену выпускали диких животных, которые сражались с гладиаторами. При этом, животные вовсе не поднимались на арену по лестнице, а их поднимали в гигантской деревянной клетке, похожей на лифт. Под ареной в подвале обнаружили системы шкивов и вырезанные отверстия для установки деревянных столбов. Такая клеть могла поднимать до 300 килограммов, а для ее работы требовалось восемь человек. Когда лифт реплицировали, на нем ради проверки подняли на арену взрослого волка, который стал первым животным, появившимся в Колизее за 1500 лет.

6. Суперклей каменного века

Ремесленники сумели достигнуть замечательных результатов 70 000 лет назад. Они разработали суперклей, которым скрепляли свои части своих инструментов. Камедь акации веками смешивали с красной охрой, получая красящий пигмент. И только после того, как исследователи решили воссоздать древние инструменты, используя только материалы и методы каменного века. Они обнаружили, что богатая железом охра может быть замечательным клеем. Это наводит на мысль, что развитие интеллекта и технологий в каменном веке было более продвинутым, чем всегда считалось.

7. Египетская печь

Эксперты ранее считали, что еще до того, как Тутанхамон стал фараоном, любящие украшения египтяне импортировали стекло из Ближнего Востока. Открытие 3000-летней печи доказало, что это историческое предположение неверно. Египтяне не только производили собственное стекло, но и были спецами в этом. Для проверки команда археологов построила на руинах промышленного комплекса возле Нила точную копию этой печи. Используя местный песок, вскоре они сумели получить довольно качественное стекло.

8. Древнее вино

В 79 г.н.э. извержение Везувия похоронило большинство виноградников Помпей под толстым слоем пепла. В 1800-х годах были сделаны слепки этих виноградных лоз. Археологи и виноделы, которые решили попробовать бывшее лучшее вино Римской империи, изучили слепки и старые фрески, чтобы определить сорт винограда. Пятнадцать виноградников Помпеи были восстановлены. После этого были использовали современные методы брожения, поскольку римляне делали свое вино в антисанитарных условиях. В итоге получившееся вино, которое назвали Villa Dei Misteri, теперь подается в элитных ресторанах по всему миру.

9. Подводный бетон

Ранние римские архитекторы возвели гавань Кесария в Средиземном море. Это был один из самых больших технических подвигов того времени, и современные археологи хотели воссоздать невероятные пирсы из гидротехнического бетона, который заливали под водой 2000 лет назад. В трудах древнего архитектора Марка Витрувия Поллиона были упомянуты такие ингредиенты, как известь, песок, вулканическая порода и морская вода. Витрувий не объяснял ни то, как на морском дне размещали деревянные формы, необходимые для формирования бетона, ни то, как смешивать раствор или заливать его. Об этом ученые догадывались либо искали намеки в других трудах. В 2004 году наконец удалось повторить то, что делали тысячи лет назад.

10. Булат

Когда металлурги из Стэнфордского университета обсуждали свое последнее изобретение, они поняли, что им, возможно, случайно вновь открыли процесс производства легендарной дамасской стали. Дальнейший анализ показал фантастические результаты — металл был почти идентичен древнему оружию, которое ценили во всем древнем мире и которое использовали крестоносцы в XI веке. Две вещи способствовали утере дамасской стали в истории: кузнецы хранили пуще зеницы ока свои тайные знания, а также появилось огнестрельное оружие.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Ландшафт и строительство: 12 старинных приемов, которые снова в моде

Традиционные техники, материалы и ландшафтные приемы, которые мы по-прежнему активно используем

1. Материалы для строительства дома
Не то чтобы здесь не придумали ничего нового — технологии постоянно меняются. Но все основные материалы для домостроения используются уже невероятно давно. Конечно, с течением времени они совершенствовались, но и дерево, и камень, и даже бетон — опора современного дизайна, имеют очень долгую историю. Даже каркасная технология возведения восходит корнями к старым фахверкам.

2. Планировка вокруг очага
Интересно, что и многие принципы планировки живы до сих пор. Мы по-прежнему стремимся к общему пространству, где можно собираться вокруг очага, хоть эта привычка и возникла в древнейшие времена из прагматической необходимости. Круглый очаг, окруженный скамьями или креслами, — до сих пор одна из самых популярных форм организации площадки для барбекю. А самые распространенные места для камина в доме — гостиная и столовая.

3. Холодная часть дома
Одним из планировочных приемов, пришедшим из давних времен, является выделение в доме «холодной» и «теплой» половины. Когда-то он возник для экономии топлива и из необходимости в сезонных изменениях числа спальных мест. Но и сейчас мы активно выносим некоторые функции из центральной части дома и выделяем помещения временного и сезонного использования: гостевые дома, веранды, павильоны. Адепты экостроительства говорят о них еще и как о температурных буферах, значительно снижающих теплопотери, и тщательно планируют их размещение.

4. Погреб
Заглубленный в землю погреб не выходит из повестки загородной жизни даже несмотря на то, что давно изобретен холодильник. Более того, его популярность в последние годы только растет. Ведь погреб предоставляет несоизмеримо большее пространство для хранения, создает благоприятный микроклимат для тех продуктов, которым в холодильнике слишком «зябко». Да и пользоваться им совершенно бесплатно — экономим электричество.

5. Кровельные материалы
Несколько материалов, которые мало изменились с момента своего появления. Их вид, да и технология укладки почти такие же, что и сто лет назад. Но смотрятся они при этом очень современно.

Красная керамическая черепица — первое, что приходит в голову, когда представляешь старые крыши. Прочное и долговечное, это покрытие сохраняет свою актуальность. Многочисленные его имитации из других материалов это только подтверждают. А заодно — компенсируют два главных недостатка черепицы — значительные вес и стоимость. Но черепицу можно делать не только из глины. Традиционные и не менее натуральные материалы с похожим способом укладки составят ей достойную конкуренцию.

Например, натуральный сланец, способный превратить ваш дом в настоящую средневековую крепость. Не менее эффектный и в современных архитектурных проектах. Он, как и черепица, может иметь различный рисунок плиток, и также позволяет облицовывать кровлю различной формы, не только с прямыми скатами. Но и недостатками обладает теми же.

Читайте также:  Проект бани с мансардой

6. Мода на гонт
Лишена их дранка или гонт. Она была основным кровельным материалом северной и северо-западной части России, была распространена в Северной Европе, но использовалась и в более южных регионах. Дранка — это деревянная черепица. Она представляет собой удлиненные дощечки в форме клина, которые укладываются слоями с нахлестом. Гонт по сути — та же дранка. Так ее называли в Европе (слово происходит из польского). Хотя в России местами гонтом именовали более короткую дранку с закругленным концом. А для покрытия главок церквей использовали лемех, дощечки которого имели изогнутую форму (отсюда и название).

Кстати, дранкой или гонтом покрывали не только крыши, ее использовали и как облицовочный материал для стен, и такое ее применение в наши дни можно назвать трендом. Изготавливали дранку из ели, осины, лиственницы. Сейчас также используют дуб.

Может показаться, что дерево — не самый подходящий материал для кровли. Но многие исторические постройки, например, те, что собраны в музее-заповеднике на острове Кижи, доказывают обратное. Древесина, разбухая от влаги, закупоривает мелкие трещинки и поры, и покрытие становится водонепроницаемым. Для дополнительной гидроизоляции и ветрозащиты на русском севере использовали бересту. Кроме того, быстро высыхая на открытом воздухе, эти породы дерева эффективно противостоят гниению.

Считается, что без дополнительного покрытия срок ее службы 25-30 лет, но даже сейчас в старых деревнях можно встретить постройки, покрытые видавшей виды дранкой. При современном использовании деревянные дощечки обрабатываются различными фунгицидными защитными пропитками и антипиренами. Это продлевает срок их службы до 40-50 лет. И компенсирует главный недостаток этого материала —легкую возгораемость.

В современном экостроительстве дранка используется очень активно, в Швеции есть даже многоквартирный дом, покрытый этим материалом.

Одним из качеств, объясняющих такую популярность и отличающих ее от керамической черепицы, можно назвать легкость. Она присуща дранке во многих аспектах: в малом ее весе, доступности монтажа, простоте ремонта и лаконичном естественном виде. Думаю, это обеспечит ей прекрасное будущее в современном строительстве и дизайне.

8. Зеленая кровля
Очень современные по духу и очень древние по происхождению — дерновые кровли. Они были распространены в Скандинавии и Прибалтике как способ повысить теплоизоляцию жилища. Кровля покрывалась кусками дерна, на котором естественным образом росли травы. Сейчас процесс создания «зеленых» крыш более управляем и более вариативен, как с точки зрения применяемых растений, так и с точки зрения их конструкции и эксплуатации. Некоторые виды таких крыш восходят уже не к северным дерновым кровлям, а к древним висячим садам. Это уже целые парки, размещаемые на крышах мегаполисов. Современной их интерпретацией, появившейся от недостатка места, можно назвать огороды на крышах и балконах. Контейнерный огород проще в реализации, чем полноценная дерновая кровля, зато уж точно несет прикладной характер.

Но и полностью травяная крыша вполне доступна в реализации. В любом случае, живое покрытие стоит устраивать либо на плоской кровле, либо при малом ее уклоне (до 30 градусов). При этом для скатов с уклоном свыше 10-12 градусов стоит применять устройства для удержания дерна. И очень ответственно нужно отнестись к конструкции такой кровли, а особенно — к дренажу и гидроизоляции.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Houzz Дания: Дом под Скагеном с травой на крыше

Такие разные, как по принципу устройства, так и по своим декоративным качествам, все эти покрытия обладают общими преимуществами: гибкостью, которая позволяет значительно варьировать форму крыши, хорошей звукоизоляцией, которая защищает от внешних шумов и скрадывая звуки дождя, и конечно — экологичностью и возобновляемостью.

Загадки артефактов в вашем интерьере: элегантный дизайн с помощью древних форм обелиска

Не все посетители сайта Музея Дизайна, вероятно, знают, что до великих пирамид в Египте уже существовали не менее монументальные сооружения. Это были высокие, иглообразные стелы, сужающиеся кверху. Основанием им служил символ безупречного совершенства – квадрат.

Древние египтяне называли их «техи», но до нашего времени сохранилось другое название – «обелиск » (от греческого слова «Obeliscus» – «копье»). Монолитные колоссы были выполнены из асуанского розового гранита. Все четыре грани покрывали древние иероглифы, воспевающие бога солнца Ра и фараонов.

Обелиск завершала небольшая пирамида – «пирамидион». По преданию именно так выглядел камень, упавший с неба на священную египетскую землю. Навершие было выполнено из золота, меди или сплава золота и серебра – электрума.

Первые обелиски появились в Египте около 4000 лет назад. Древнейший из них имеет высоту 20 метров и установлен в Гелиополисе. Гранитные гиганты размещались попарно у входов в храмы.

Позже обелиски украсили углы пирамид (до наших дней сохранились лишь углубления под них). Египтяне называли их «солнечными пальцами» и верили, что эти монументы несут в себе великую силу Солнца и способны воскресить из мертвых.

Как многотонные гранитные стелы высекались из вулканической породы, а потом транспортировались в разные части государства, науке пока не известно. Доподлинно только установлено, что в Египте было около 30 обелисков.

Древний обелиск: пропорции и украшение граней иероглифами

Изображения обелисков на старинных гравюрах

После захвата Египта римлянами на родину победителей неизвестным способом были перевезены более десятка обелисков. Они становятся символом власти и знаком победы. Девять монументов обозначают центры площадей Рима.

Наиболее известный из них высотой 32 метра и весом 230 тонн украшает площадь Святого Петра. Его установили на этом месте в 16 веке, затратив на это целый год.

В 19 веке египетские монументы стали чрезвычайно популярны в Европе и Америке. Ценой титанических усилий памятники эпохи Рамзеса II доставляют в Лондон, Париж и Нью-Йорк. Официальное их название «Иглы Клеопатры», хотя иногда их называют «Блуждающие обелиски».

Празднования по случаю установки «Иглы Клеопатры» в Нью-Йорке, 1878 год ( высота памятника 22 метра, вес 244 тонны)

В период Средневековья обелиски выполняют функцию христианских символов. С этого времени пирамидионы в европейских городах венчают кресты или шары. Служителей культа нисколько не беспокоило, что древние надписи на гранитных гранях не имеют ничего общего с христианством.

Интересно, что мусульманская религия наделяет обелиски сатанинской силой. Один из памятников в Мекке ежегодно забрасывается паломниками камнями.

Древние обелиски по всему миру

Египетские мотивы часто встречаются в работах современных дизайнеров. Это копии древних артефактов – пирамид и, конечно, обелисков. В качестве материала выступают полудрагоценные камни, стекло или современный прозрачный пластик.

Обелиск в интерьере

Включение такого необычного арт-объекта, как обелиск, придает интерьеру особое, торжественное звучание. А сложная композиция, включающая в себя эти элементы, и скульптуру, превращает интерьер в образец высокого искусства.

Возвышенный стиль в интерьере

Обелиск в интерьере – это всегда обращение к античности. Гармонично сочетание египетского символа со скульптурными портретами древних философов и мыслителей. Органичны картины, изображающие римских полководцев, копии капителей колонн. Хорошо смотрятся античные элементы на фоне «средневековых» гобеленов.

Обелиск в интерьере: слава древнего Египта

Обелиск в интерьере: наследие древней истории в качестве стильного украшения

Обелиск в интерьере: современное прочтение древнего дизайна

Обелиск легко украсит любой ландшафтную композицию. А использование зеркальной поверхности или других современных материалов придаст актуальности и свежести древней конструкции.

Обелиск в ландшафтной архитектуре

Наследие великой цивилизации, древний артефакт, даже при близком рассмотрении ты остаешься загадочным и непонятным. Вопросов по-прежнему больше, чем ответов.

Случайна ли растущая популярность обелиска? Почему мистический знак божественной власти превратился в символ воинской доблести и славы? Что побуждает нас обращаться к этой удивительной конструкции все чаще, украшать ею свои дома?

Какие тайны ты хранишь, солнечный перст, направленный в небо? На что указываешь, о чем предупреждаешь?

10 загадочных древних конструкций

Во времена нашествий в Армении существовало одно поселение, в котором занимались гаданием с целью предсказания будущего. В период с 2003 по 2011 года археологи обнаружили на территории древней крепости Гехарот три святилища.

Их возраст около 3300 лет. В каждом из них находится нечто вроде выложенной из глины ёмкости. Судя по артефактам, в Гехароте когда-то практиковались три разных типа гадания.

Было обнаружено большое количество костей коров, коз и овец. Они были опалены и имели искусственно сделанные отметины. Вероятно, их использовали для гадания по костям. Были найдены и предметы, говорящие о литомантии – гадании на камнях. Однако самыми неожиданными были следы гадания по муке. Возможно, что в этом восточном святилище занимались тем, что официально называется алеуромантией – были найдены инструменты для измельчения зёрен, и хотя и не было никаких печей, в глиняной ёмкости находились следы головешек. Эти ёмкости могли использовать для выпекания крошечных хлебцев, а затем гадать по запискам, заранее вложенным внутрь.

Однако усилия, которые жители Гехарота вкладывали в гадание, им не помогли. Гехарот, как и многие другие крепости в округе, был разрушен во время одного из военных конфликтов.

9. Замок на дне озера

Тахсин Цейлан хотел поймать чудовище, которое, по слухам, жило в глубине турецкого озера Ван. Услышав о подводных руинах, он поговорил с экспертами, и все они сказали Цейлану, что он может не беспокоиться. Исследование второго по величине озера на Ближнем Востоке, по мнению учёных, не могло принести ничего нового.

Тогда Цейлан и его команда приступили к самостоятельным поискам. Спустя 10 лет чудовище всё ещё не было найдено, но дайверы нашли останки древнего города. В 2016 году они обнаружили 1000-летние надгробные плиты и сталагмиты, занимавшие квадратный участок длиной около 4 километров.

В начале 2017 года были найдены останки затонувшего 70 лет назад советского корабля. Однако главный приз был обнаружен позже, в том же году. Глубоко под поверхностью находился замок. Построенное из прямоугольных блоков строение протянулось на 1 километр. Стены имели высоту 3-4 метра, они прекрасно сохранились, несмотря на то, что им было 3000 лет. Полагают, что бывшими хозяевами замка были представители древнего царства Урарту, оно же Ванское царство. Во времена его существования (IX-VI века до нашей эры) озеро было значительно меньше, но с годами оно разрослось и, в конце концов, поглотило замок.

8. Рисунок кита-убийцы в Палпа

Пустыню Палпа в Перу землю украшают тысячи древних рисунков, но один из них оказался потерянным. В 1960-х годах немецкие археологи описали изображение кита, но не смогли правильно указать его координаты. Прошло более полувека, прежде чем министерство культуры Перу, в результате просмотра каталога геоглифов в немецком институте, узнало о существовании этого рисунка.

В 2015 году, после долгих поисков с помощью Google Earth и обследования холмов на плато Палпа, археологи нашли рисунок. Выгравированный на склоне холма, он имел длину в 70 метров и был сильно повреждён в результате эрозии. Реставрационные работы, проведённые в 2017 году, вернули изображению прежний облик.

Согласно исследованиям, геоглифу более 2000 лет – то есть он более древний, чем знаменитые линии Наска в соседнем регионе. Подобно рисункам Наска, контур кита был «нарисован» методом удаления слоя камней из земли. Его авторы принадлежали к культуре Паракас (800-200 года до нашей эры), которая существовала раньше, чем та, что была в Наска.

Однако чёткого ответа, зачем эти две цивилизации создавали свои рисунки в пустынях, которые охватывают площадь более 450 квадратных километров, по-прежнему нет.

7. Геоглифы в степи

В 2007 году Дмитрий Дей из Казахстана посмотрел телепередачу о пирамидах. Заинтригованный, он использовал Google Earth, чтобы узнать, существуют ли они в его стране. Их не было. Но Дей нашёл более 260 искусственных сооружений, и некоторые из них были монументальными. Площадь самого большого из них была больше, чем основание Великой пирамиды Хеопса.

Когда стало известно об открытии Дея, эксперты были настолько ошеломлены, что побоялись обмана. Тем не менее, NASA проверило спутниковые снимки и подтвердило существование таинственных конструкций. При взгляде с поверхности земли они не заметны, но если смотреть с высоты, то можно чётко увидеть, что степь усеяна колоссальными крестами, квадратами, линиями, кольцами и насыпями. В уникальную коллекцию также входят рвы и валы.

Кем бы ни были архитекторы этой конструкции, их навыки изменили мнение учёных о кочевниках эпохи неолита. Строительство требовало массовых усилий и оседлости – всё это не свойственно кочевым народам.

Цели и возраст структур остаются неопределёнными. Возможно, что они имеют отношение к культуре Маханджара (7000-5000 года до нашей эры). Кроме того, исследователи также нашли один из курганов, который был датирован 800 годом до нашей эры. Возможно, что сооружения создавались постепенно, в течение очень длительного времени.

6. Пирамида в Наска

Город Кауачи когда-то был крупным церемониальным центром культуры Наска в Перу, но был покинут где-то между 300-350 годами нашей эры. После ухода людей все памятники были погребены под песками пустыни. В Кауачи существует около 40 таких насыпей. В прошлом исследование этих насыпей с помощью сканеров ничего не дало, поскольку большинство погребённых памятников – это глинобитные сооружения, которые сканеры были не в состоянии отличить на фоне сходного по структуре песка.

Недавно две насыпи вблизи города были исследованы с помощью спутника. На снимках была обнаружена глиняная пирамида площадью более 9000 квадратных метров – её основание имеет размеры 91 х 100 метров. Она имеет массивные стены и состоит из семи уровней.

Сооружение напоминает другую пирамиду, которая находится внутри Кауачи, массивную ассиметричную Великую пирамиду. Во время предыдущих раскопок антропологи обнаружили внутри Великой пирамиды человеческие черепа, расположение которых даёт основания предполагать, что люди были принесены в жертву. Поскольку две пирамиды схожи, вполне вероятно, что в новой пирамиде также будут найдены следы человеческих жертвоприношений.

5. Затерянный замок Синглтона

Несколько лет назад в собственность Национального фонда Северной Ирландии был передан один участок. Густая лесистая местность была расположена в районе горы Стюарт в округе Даун. Чтобы узнать, что там было в прошлом, археологи обыскали район с помощью радаров. Когда сканирование выделило одно перспективное для исследований место, было проведено его фотографирование с воздуха. Фотографии показали наличие на земле круглой структуры. Однако, чтобы добраться до нужного места, пришлось более 800 часов вырубать деревья.

Читайте также:  Нагревание происходит мягко

В 2017 году было расчищено достаточно, чтобы рассмотреть то, что на фотографии выглядело как круг. Это был замок Норманской эпохи, построенный на полуострове Ардс восемь веков назад. Удалось установить личность одного из его хозяев – нормана по имени Роберт де Синглтон, который жил там в 1333 году.

Построенное в XII веке в стиле «мотт-и-бейли» («курганно-палисадный замок»), сооружение оказалось в отличном состоянии. Курган (мотт), на котором стоял замок, имеет диаметр 23 метра. Вторая часть названия – «бейли» – означает «двор», который в прошлом был окружён частоколом.

4. Памятник тщеславия Нерона

Археологи интересовались поселением Сильчестер ещё с викторианских времён. Ранее там были обнаружены два римских храма, но каким образом оказались связаны Сильчестер и Рим, оставалось загадкой.

Когда в 2017 году археологи вернулись к этому вопросу, они нашли сведения о том, как император Нерон (54- 68 года нашей эры) хотел выглядеть перед местными жителями. Были найдены руины третьего храма, и в них нашли плитки с именем Нерона. Это сделало новую находку уникальной – выяснилось, что римский храм был построен в Британии во времена правления Нерона.

Плитки могут показаться невзрачными, но в Великобритании их находят чрезвычайно редко. Найденные в Сильчестере семь штук подтверждают гипотезу о том, что храм был построен по заказу Нерона, и для того времени он был впечатляющим.

В то время Сильчестер был римским городом Каллева, а самые ранние здания были храмами, построенными на десятилетия раньше всех остальных памятников. Они имели высоту примерно 15 метров, а фундаменты были в виде прямоугольников 15 на 17 метров. Считается, что Нерон построил великолепные сооружения в Каллеве, чтобы произвести впечатление на местных жителей.

3. Театр под стенами Иерусалима

В 2017 году были проведены раскопки, в ходе которых попытались установить возраст Арки Вильсона в Иерусалиме. Арка считалась частью древнего каменного моста, который находился на склоне Храмовой горы. Когда начались раскопки вблизи знаменитой Западной стены, археологи наткнулись на останки древнего Иерусалима.

Удивлённые археологи обнаружили закрытое помещение, заставившее забыть про мысли о древнем мосте. Это был небольшой, но прекрасный театр, способный вместить аудиторию до 200 человек. Это было первое публичное римское здание, откопанное в городе.

Точное предназначение театра не установлено, но, скорее всего, это был зал для прослушивания музыки или для проведения общественных собраний. Исследования показали, что здание было построено во втором веке нашей эры.

В тот период Иерусалим входил в состав Римской империи, в которой не жаловали евреев и выселяли их из города. Произошедшее впоследствии восстание, возможно, объясняет, почему театр кажется недостроенным. Не все ступени были закончены, а некоторые каменные блоки были только размечены для будущей нарезки.

Учёные считают, что строители театра – а, возможно, и финансовые ресурсы – были, вероятно, привлечены к подавлению еврейского восстания, известного как восстание Бар-Кохбы.

2. Саудовские ворота

В мире, где новые открытия ограничиваются в основном отдельными объектами или артефактами, саудовские ворота являются исключением. Около 400 загадочных каменных «ворот» были обнаружены в 2017 году с помощью спутника в центре Саудовской Аравии. На самом деле это не ворота, но с воздуха они выглядят именно так.

Сооружения явно имеют искусственное происхождение. Кто-то приложил огромные усилия для строительства этих каменных стен, длина которых превышает длину футбольного поля. Некоторые стены состоят из нескольких линий, другие образуют прямоугольники. Отдельные стены имеют массивные камни на каждой из своих оконечностей.

Очевидно, что сооружения были построены с какой-то целью, но с какой именно – не понятно. Не удалось установить также их точный возраст. Археологи, которые пытались провести приблизительную оценку, заметили, что некоторые самые ранние постройки имеют на себе следы лавы. В более поздних сооружениях найдены охотничьи ловушки и «воздушные змеи», а также круги, похожие на колёса.

Под воротами не обнаружено ни одного искусственного здания, и это делает их наиболее древним сооружением в этом районе. Некоторые ворота могли быть построены ещё за 7000 лет до нашей эры, но всё же требуется проведение дополнительных исследований.

1. Полость в Великой пирамиде

В 2017 году учёные обнаружили в Великой пирамиде Гизы огромную полость, и это стало настоящей сенсацией. В главном символе Египта не находили ничего подобного, начиная с 1800-х годов. Полость находится 30-ю метрами выше Большой галереи – основным коридором внутри монумента.

В 2015 году египтологи попробовали использовать новую технологию, называемую мюонной радиографией. Мюоны – это космические частицы, которые проходят через всё на Земле. Отслеживая их скорость – быструю в пустых пространствах и замедляющуюся при прохождении через твёрдые тела – учёные пытаются воссоздать интерьер здания.

Мюонные детекторы находились внутри пирамиды в течение нескольких месяцев. Когда в 2016 году были проанализированы полученные данные, найденная полость ошеломила всех. Мюоны показали, что в поперечном сечении полость проходит параллельно Большой галерее. В отличие от последней, которая ведёт к гробнице фараона Хуфу (2509-2483 года до нашей эры), эта полость оказалась заложенной.

Мюоны могут нарисовать только ограниченную картинку. Непонятно, что там находится внутри и каково её предназначение в 4500-летнем памятнике. Возможно, что это наложение изображений нескольких структур. Одна из предварительных теорий предполагает, что это может быть конструкция, которую перестали использовать.

15 примеров золотого сечения в архитектуре

Примеры золотого сечения в архитектуре найти можно везде, когда умеешь его видеть. Выяснить это даже школьнику по силам. В 2013 году ученица 10 класса Сивакова Елена провела собственное исследование зданий 19-20 веков. Проследим, как она это сделала, и научимся видеть и определять его в архитектурных сооружениях за 5 минут. После прочтения статьи не останется вопросов о том, что это такое, и можно ли его необычные свойства использовать в своей жизни.

7+ примеров золотого сечения в архитектуре России

Санкт-Петербург

Здания исторического центра Санкт-Петербурга построены в разных архитектурных стилях, таких как барокко, классицизм, ампир, эклектика, необарокко, неоготика. Подчиняются ли они золотому правилу?

Исаакиевский собор

Придворный архитектор Александра I Огюст Монферран строил этот собор с 1819 по 1858 гг. Стиль позднего классицизма, в котором уже проявлены черты неоренессанса и эклектики. Елена задалась вопросом: «В чём же причина гармонии довольно громоздкого здания?»

Свой поиск она начала, как рекомендуется в методике профессора Московского архитектурного института Ю.Н.Герасимова, с фасада собора. На чертеже просматриваются три ряда Золотого сечения.

Первый ряд определён шириной здания, которая принята за 400 ед. и представляет такие цифры 400, 247, 153, 94, 58…

Если 400 разделим на число ≈1,618, то получим приблизительно 247; повторяем действие со следующим числом: 247: 1.618≈153.

И так находим все числа. Теперь смотрим на рисунок. Основная часть с колоннами вписывается в прямоугольник со сторонами 400 и 247. Поскольку стороны находятся в соотношении Ф≈1.618, то они образуют Золотой прямоугольник.

Следующий ряд представлен высотой здания: 370, 228, 140, 87, 53, 33, 20, 12. Эти размеры заложены в более мелкие детали. По вертикали Исаакиевский собор делится Золотым сечением у основания купола, что делает соотношение основной части и купола гармоничным.

Третий ряд размеров начинается со 113, и являет ширину основания главного купола: 113, 69, 42, 26, 16. Числа этого ряда встречаются в размерах окон, в высотах колонн и других деталей собора.

Золотые прямоугольный и равнобедренный треугольники имеют место в здании Исаакиевского собора, как видно из рисунка.

Кунсткамера

На Университетской набережной Васильевского острова стоит здание Кунсткамеры, заложенное в 1718 году под руководством немецкого архитектора Георга Маттарнови: Петровское барокко, два 3-этажных корпуса и сложная многоярусная купольная башня.

Исследование начинается с главных величин: высоты и длины здания, от которых строится золотой ряд. Длина — 450 ед., далее 277, 170, 105, 65, 40, 24. Такие размеры можно видеть в высоте и широте разных уровней башни, длине корпусов. Сама башенная часть вписана в золотой равнобедренный треугольник от основания до вершины. Золотое сечение просматривается в большей степени именно в этом главном элементе, что правильно с точки зрения архитектуры. Вывод: основа Кунсткамеры подчиняется золотому правилу и сохраняет композиционную гармоничность.

Новый золотой ряд начинает высота здания: 211, 130, 80, 49, 30. Глядя на размеры чертежа, становиться понятно, что выбор трёхэтажного вида корпусов обусловлен соразмерностью с башней.

Торговый дом «Эсдерс и Схейфальс» на пересечении Мойки и Гороховой

Построено в 1907 году по проекту Владимира Александровича Липского и Константина Николаевича де Рошефора (Рошфора). В 1905 г. бельгиец С. Эсдерс и нидерландец Н. Схейфальс подали прошение о разрешении построить пятиэтажное здание с куполом и шпилем на угловой башне для их торгового дома вместо старого.

С длины здания в 671 ед. начинается ряд Золотого сечения, наблюдаемого в размерах: 671, 414, 256, 158, 98, 60, 37, 23. Обращаем внимание на основной элемент — шпиль. Убеждаемся, что композиционное решение завершено гармоничным сочетанием высотных величин.

Дом Советов на Московской площади

Построен в 1941г по проекту Ноя Абрамовича Троцкого. Здание советского периода рассматривают как творческую интерпретацию классики. Центральный портик с четырнадцатью колоннами завершает скульптурный ансамбль на тему строительства социализма и гербом Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

По бокам симметрично расположены пятиэтажные корпуса. Длина Дома достигает 1472 ед., из которого методом деления на число Ф получается ряд размеров элементов здания: 1472, 909, 562, 34, 214, 132, 81, 50 (Приложение 21): высоты сооружения, высоты входа и др.

Вершина Золотого равнобедренного треугольника совпадает с вершиной здания, а его стороны проходят через вехние точки главного входа. Прямоугольный золотой треугольник образован вершинами в верхушке здания и в конце внутренней части бокового крыла. Пропорциональность очевидна, хотя и не имеет большой композиционной значимости.

Москва

Московский Государственный Университет на Воробьёвых горах

Над его проектом работал коллектив под управлением Б.М.Иофана, которого позже сместили с должности главного архитектора. Образец послевоенной советской архитектуры выстроен с 1949 по 1953 годы.

Б.М.Иофан предложил композицию из пяти составляющих с центральной башней. В годы строительства это было самое высокое здание в Европе.

Длина здания равна 1472 ед. и начинает ряд: 909, 562, 347, 214, 132, 81, 50. Золотому сечению подчиняются, в основном высотные размеры. Из ширины башни проистекает другой ряд: 538, 332, 205, 126, который видим в широтных размерах.

Золотой прямоугольный треугольник гипотенузой проходит через угол здания и захватывает пристройки.

Таким образом, во всех исследуемых зданиях ученица обнаружила Золотое сечение, сохраняющее гармонию.

5 примеров дополнительно

Чтобы упростить задачу поиска ЗС, можно брать рациональные дроби 3/2; 5/3; 8/5; 13/8; 21/13; 34/21; 55/34; 89/55; и так дальше. Закономерность ясна: 3+2 =5; 5+3=8; 8+5=13… Или ещё проще. Сделайте себе циркуль для определения пропорции по инструкции в видео. Времени уйдет минут 10. Как пользоваться этим циркулем для определения пропорциональности элементов тоже расскажут и покажут.

Применяя этот способ, находим золотую пропорцию русского зодчего Матвея Казакова в кремлёвском здании сената, да и во всех остальных работах: Пречистенском дворце в Москве, Благородном собрании, Голицынской больнице (им. Пирогова)…

Созданный другим великим архитектором Василием Ивановичем Баженовым дом Пашкова в Москве (Российская государственная библиотека) причисляют к образцам совершенных архитектурных памятников, в котором легко определить ЗС.

Ужасный символ Парижа и золотое сечение

Когда в Париже собирали металлическую Эйфелеву башню, многие французы возмущались. Критики писали о ней, как об «уродстве города», «сраме Парижа», «тощей пирамиде из металлических лестниц». В их числе были Эмиль Золя, Дюма-младший, Ги де Мопассан. Сейчас этот самый посещаемый памятник является гордостью парижан. Может быть виной тому «божественная» пропорция?

Она же наблюдается и самом знаменитом французском соборе Нотр-Дам-Де-Пари.

Вся правда о древних строителях

Интуитивно или сознательно великие архитекторы строили здания с учётом этих пропорций? Античные математики знали о золотом сечении со времён Пифагора. Находятся всё новые подтверждения его применения в архитектурных пропорциях. Однако не найти ни одной древней записи с прямой рекомендацией использовать “божественную пропорцию”. Нет таковой и у Витрувия (I век до н. э.), написавшего «Десять книг об архитектуре», в которых он рассматривал пропорциональности в том числе. Странный факт, не правда ли?

Может все выше приведённые исследования являются подгонкой под известный результат? Не так сложно выбрать из множества архитектурных элементов те, которые подтверждают гипотезу, т. к. абсолютной точности никто не требует. Логично задуматься над вопросом: «Что если греки НЕ применяли золотое сечение?»

Собственно говоря, и для Луки Пачоли, написавшего в 1509 году труд «Божественная пропорция», не столь важно было его прикладное значение. Важно было обосновать её мистическую природу. А применять его осознанно стали только с момента издания книги.

Тайна архитектуры Древней Греции

Красивые и гармоничные объекты всегда отвечают правилу ЗС, а при анализе величин определяется эта пропорциональность. Искусствоведы внимательно изучили греческий Парфенон, возведённый в честь победы над персами — храм богини Афины. Отношение длины храма к ширине даёт золотое число с маленькой погрешностью. Если отнять от длины сооружения 14 см и прибавить к ширине, то получится полное совпадение с математической величиной. Фасад здания немного сужается кверху, отклоняется от прямоугольной формы. Учитывая визуальное восприятие, сделано это строителями сознательно. Поэтому считать его прямоугольником золотого сечения не совсем корректно. Но пропорции соблюдаются, так что логично предположить, что архитекторы Иктин и Калликрат умышленно заложили правило в проект?

Мифы и диковинные факты о пирамиде

Пирамида Хеопса также выстроена с учётом этого условия. Не вдаваясь в математическое доказательство наличия золотой формулы, скажем только, что в нём присутствуют прямоугольный золотой треугольник, сторонами которого являются высота и половина стороны основания строения. Ничего удивительного?

Читайте также:  Вентиляция в бане необходима

Но тогда возникает вопрос об уровне древнеегипетской математики. Выходит, что теорема Пифагора была им известна за два тысячелетия до рождения самого учёного. Внимание привлекает факт, что наследники Хеопса строили свои пирамиды уже с другими пропорциями. Почему?

Установлено, что сооружения пирамидальной формы с ЗС оказывают на находящихся в них феноменальное воздействие: растения лучше растут, металлы становятся прочнее, вода долго остаётся свежей. Учёные много лет работают с этими загадками, но тайна остаётся.

Замечено, что пирамида приводит структуру пространства в слаженное состояние. Всё, что попадает в зону действия, тоже организуется подобным образом: психоэмоциональное состояние людей улучшается, вредные для человека излучения уменьшаются, исчезают геопатогенные зоны. Интернет утверждает, что если размер фигуры увеличивается в два раза, то влияние пирамиды усиливается в сто раз.

Как же всё-таки построить «Золотой» дом для себя?

Правильное распределение энергий внутри дома, гармоничные конструкции в сочетании с экологией и безопасностью строительных материалов побуждают современных архитекторов и дизайнеров использовать принципы и понятия Золотого сечения. Это увеличивает смету и создаёт впечатление глубокой проработки проекта. Стоимость возрастает на 60-80%.

Для талантливых художников и архитекторов правило сохраняется интуитивно во время творческого процесса. Однако некоторые из них сознательно реализуют это положение.

В природе подобная соразмерность встречается везде. Тот, кто чувствует гармонию пространства, создаст пропорциональное здание без специальных для этого усилий.

Например, наши предки строили хоромы соразмерные человеку. Мерили высоту и длину в саженях, локтях, аршинах, пядях. Никто не возражает, что в человеческом теле соблюдена золотая пропорция? Длина руки от кончиков пальцев до подмышки относится к расстоянию от той же точки до локтя как эта величина к размеру ладони.

Известный французский архитектор Ле Корбюзье для расчёта параметров будущего дома и интерьера использовал в качестве отправной единицы рост хозяина. Все его работы по-настоящему индивидуальны и гармоничны.

5 способов соблюдать правило в интерьере

  1. В доме, построенном без учёта соотношения, можно сделать перепланировку комнат, чтобы пропорции соответствовали.
  2. Иногда достаточно переставить мебель или сделать дополнительную перегородку.
  3. Аналогичным образом меняется высота и длина окон и дверей.
  4. В цветовом оформлении получение упрощённого соотношения достигается за счёт 60% основного цвета, 30% — оттеняющего, и остальных 10% — усиливающих восприятие тонов.
  5. Высота и длина мебели должна соизмеряться высотой потолков и шириной простенков.

Приложение этой нормы в интерьере, как архитектурно оформленном пространстве, объединяют с понятиями самоорганизации, рекурсии, асимметрии, красоты.

О золотом сечении простыми словами

Что же это такое? Отрезки золотой пропорции выражаются бесконечной иррациональной дробью, десятичное значение которой равно приближённо числу Ф≈1,618 или Ф≈1,62. Другими словами: если берём целое и делим его на две части так, что одна из них составляет 62%, а другая — 38%, получаем Золотую пропорцию.

Золотой прямоугольник: когда длину большей стороны делим на длину меньшей и получаем число Ф. При делении меньшей на большую получается обратное значение φ ≈ 0,618.

Золотой равнобедренный треугольник: если отношение размера одной боковой стороны и размера основания составляет золотое число Ф; угол между равными сторонами равен 36°.

Золотой прямоугольный треугольник Кеплера объединяет в себе теорему Пифагора и ЗС: соотношение квадратов его сторон составляет 1,618.

Оцените полезность статьи, поделитесь с друзьями и добавьте в закладки, чтобы было легко найти.

Смотрите познавательное видео по теме

Чтобы не потерять, заберите статью к себе на сену в соцсетях

ТОП-10 древнейших технологий, которые продолжают хранить свои секреты

Человек всегда интересовался тем, что происходило до него. Историки и сегодня с энтузиазмом берутся за изучение уже далеких для нас времен. А все потому, что как бы долго и тщательно мы не исследовали события седой старины, они продолжают хранить в себе множество белых пятен и нераскрытых пока тайн. Вашему вниманию «десятка» удивительных технологий прошлого, чьи секреты все еще не разгаданы.

1. Сейсмоскоп Чжан Хэна

Древний предсказатель землетрясений. /Фото: mydiscovers.ru

Китай знаменит своей великой древней историей и ее наследием. Шелк, порох, даже бумажные деньги – все это, что называется, Made in China. Но в список поразительных изобретений этой страны входит еще одно любопытное устройство – сейсмоскоп. Разработал его китайский ученый Чжан Хэн еще в 132 году нашей эры. По данным современных исследователей, это первый дошедший до нас из древности прибор подобного типа. При этом точность его предсказаний землетрясений сравнима с показаниями самых современных приборов.

Схема сейсмоскопа. /Фото: animalworld.com.ua

Сейсмоскоп представляет собой бронзовый сосуд, похожий на винный, с куполообразной крышкой, по кругу на нем находятся восемь фигурок драконов с бронзовыми шариками во рту, которые «смотрят» в четыре стороны света и промежуточные направления. Точно под ними, вокруг сосуда размещаются восемь лягушек с открытыми ртами. Внутри сосуда находился маятник, который улавливал сейсмическую активность и раскачивался в преддверии землетрясения, приводя в действие рычаги, открывающие пасти драконов. Шарик выпадал из фигурки и оказывался внутри лягушки издавая громкий звон.

Интересный факт: в 2005 году была создана максимально точная копия сейсмоскопа Чжан Хэна, которая доказала его точность, в сравнении с современными приборами.

2. Железная колонна из Дели

Колонна, которая не ржавеет столетиями. /Фото: fishki.net

Не отстает от своего восточного соседа и Индия. Так, в Дели находится древних храм, изюминкой которого является Железная колонна, или Столб Индры, история которого поражает умы как простых обывателей, так и опытных ученых. Артефакт представляет собой колонну высотой чуть больше семи метров, возраст которой примерно 1600 лет. Согласно записи на санскрите, колонна была изготовлена в период правления императора Чандрагупты II (376-415). Но самое удивительное, что за этот огромный срок она абсолютно не поржавела.

Надпись на санскрите. /Фото: tampereclub.ru

Исследования показали, что по своему составу Столб Индры на 99,5% состоит из железа, а при учете влажного индийского климата, он давно должен был проржаветь насквозь и рассыпаться. Однако колонна и сегодня не имеет на себе никаких следов коррозии и выглядит так же, как и 1600 лет назад. А ученые все еще не могут понять, как такое вообще возможно: некоторые даже выдвигают версии о инопланетном происхождении технологии.

3. Багдадская батарейка

Прародитель батарейки из Месопотамии. /Фото: arab-new.ru

В древние времена именно Месопотамия столетиями оставалась центром человеческой цивилизации, поэтому совсем неудивительно, что и на этой территории нашлись следы уникальных, доселе неразгаданных технологий прошлого. Речь идет о так называемой «Багдадской батарейке». Этот занимательный артефакт был найден в 1936 году австрийским археологом В.Кенингом недалеко от Багдада. Он представляет собой глиняный кувшин овальной формы, внутри которого находится скрученный медный лист, в него же помещен металлический стержень и кусочки битума. Багдадская находка сегодня считается одним из первых гальванических элементов древности.

Примерная схема артефакта. /Фото: liveinternet.ru

Собственно «батарейкой» этот артефакт назвали скорее из-за предположения в его использовании, так как единого мнения о сфере его применения в ученом мире все еще нет. Однако следы коррозии внутри медного цилиндра указывают на нахождении там жидкости с явными кислотными характеристиками – предположительно уксуса или вина. Справедливости ради, следует уточнить, что «Багдадская батарейка» не является единственным в своем роде артефактом такого типа. Подобные находки были также совершены в районе городов Ктесифон и Селевкий, однако и они пока не смогли помочь ученым разгадать секрет этих сосудов.

4. Нимрудская линза

Уникальная хрустальная линза. /Фото: v-kosmose.com

Этот артефакт был обнаружен британским археологом Остином Генри Лэйардом еще в 1853 году во время раскопок одной их древнеассирийских столиц – Нимруда, в честь которого, она собственно и была именована (другое название – линза Лэйарда). Находка представляет собой линзу овальной формы, изготовленную из природного горного хрусталя примерно в 750-710-х гг. до н.э. Вот только за больше чем за полтора века исследований назначение этого прибора так и осталось неизвестным.

Назначение линзы неизвестно и сегодня. /Фото: salik.biz

Существует несколько версий относительно того, как могла использоваться Нимрудская линза. Согласно гипотезе итальянского профессора Джованни Петтинато, она могла быть составляющей частью телескопа у древних ассирийцев, которые обладали довольно обширными познаниями в астрономии. Другие версии применения линзы, к примеру, гласят, что она могла быть частью ювелирного изделия или предметом сакрального значения и использоваться в ритуалах.

5. Диск Сабу

Древнеегипетский диск Сабу. /Фото: blicdomainpictures.net

Когда в 1936 году египтолог Уолтер Брайен Эмерай был занят на раскопках погребения древнеегипетского чиновника Мастаба Сабу (3100-3000 до н.э.) в Саккара, он вряд ли представлял, что найдет там вещь, секрет которой до сих пор терзает умы многих исследователей истории Древнего Востока. Речь идет о загадочном «Диске Сабу» – странном артефакте, о котором неизвестно ровно ничего: ни его происхождение, ни специфика применения.

Не то неизвестный механизм, не то необычная тарелка. /Фото: fabmir.ru

Находка представляет собой диск, состоящий из трех частей. По сути, он напоминает каменную тарелку с тремя загнутыми вовнутрь лопастями и цилиндрической втулкой небольшого размера посередине. О назначении Диска Сабу можно только догадываться. На сегодняшний день выдвигаются такие гипотезы касаемо его применения: это мог быть светильник либо часть неизвестного пока механизма. Возможно, это просто необычной формы тарелка.

6. Антикитерский механизм

Старейший в мире компьютер. /Фото: thedailybeast.com

И все-таки, рекордсменом по количеству изобретений остается эпоха Античности. Эта находка была сделана еще в 1901 году в районе острова Антикитера, но и сегодня она вгоняет в ступор большинство ученых. Странный механизм состоит из деревянного корпуса, на котором расположены тридцать бронзовых шестеренок, а также циферблатов со стрелками из того же материала. В работу устройство приводилось поворотом рукоятки, которая до наших дней не сохранилась.

Тыльная сторона механизма. /Фото: thestar.com

Антикитерский механизм поражает количеством выполняемых им функций. Согласно мнению исследователей, его применяли в качестве астрономического, картографического, метеорологического и общеобразовательного прибора: он мог рассчитать траекторию движения небесных тел, даты сорока двух различных астрономических явлений, предсказать цвет и размер солнечного затмения и даже определить силу ветров. Такая универсальность поразительна для устройства времен античности, поэтому Антикитерский механизм считается самым точным прибором своего времени, а иногда его даже называют «старейшим в мире компьютером».

7. Греческий огонь

Легендарная средневековая технология. /Фото: infoniac.ru

Греческий огонь – это уникальная, полулегендарная технология, секрет которой активно пытаются разгадать уже больше двухсот лет. Именно в 19 веке поднялась целая волна популярности этого античного явления, и с тех пор полемика продолжается. Первое дошедшее до нас упоминание о греческом огне датировано примерно 190 г. до н.э и находится в источниках, посвященных обороне острова Родос. Предположительным автором древней технологии считается механик Каллиникос из Гелиополиса.

Византийские ручные гранаты с греческим огнём. /Фото: wikipedia.org

Точный состав уникального огня до сих пор неизвестен, в основном из-за недостаточного упоминания в источниках, а также ошибок при переводе на другие языки. Сегодня наиболее вероятными компонентами «греческого огня» исследователи называют негашеную известь, серу, сырую нефть и даже асфальт. Главным достоинством технологии является то, что этот огонь, согласно свидетельствам, невозможно потушить, а от воды он лишь сильнее разгорается. Поэтому первой сферой его применения были именно морские бои. Позже его использовали уже при штурме античных, а затем византийских городов.

8. Римский бетон

Бетон который прошёл проверку временем. /Фото: wikipedia.org

Римская империя была эталоном мощности и величия. И наследие оставила соответствующее: остатки древних зданий, акведуков и, конечно, Колизей будоражат воображение своей грандиозностью и размахом. При этом достаточно много памятников, несмотря на прошедшие тысячелетия, дошли до нас в очень хорошем состоянии. Часто причиной такой сохранности является применение так называемого «эмплектона» – бетона, который не боится времени.

2000 лет, а бетон – как новый. /Фото: wikipedia.org

Справедливости ради следует уточнить, что римляне не были изобретателями уникальной цементной смеси, а стали скорее популяризаторами ее применения – придумали ее еще этруски. Сегодня кое-что из ингредиентов этого поразительного в своих свойствах состава ученым уже известно, однако полностью разгадать тайну римского бетона пока не удается. В частности, было выяснено, что цементную смесь изготовляли с применением извести и вулканического пепла, причем количество первого было заметно ниже по сравнению с другими составами. Также известно, что производился римский бетон при температуре примерно 900 градусов Цельсия.

9. Римский додекаэдр

Сотни похожих артефактов, которые не дают ответов. /Фото: ainteres.ru

История исследования этих артефактов поистине поразительна: предметов, объединенных общим названием «римский додекаэдр», за двухсотлетнюю археологическую деятельность не территории империи нашли больше сотни, а ученым до сих пор о них ничего неизвестно: об их применении, впрочем, как и о происхождении, пока что лишь строятся предположения.

Додекаэдр, назначение которых неизвестно. /Фото: nosecret.com.ua

Артефакты представляют собой небольшие по размеру полые внутри каменные или бронзовые предметы в форме додекаэдра, то есть двенадцати пятиугольных граней, в каждой из которых были круглые отверстия по центру. Вершины находок имеют маленькие шарики. Также известна датировка их изготовления – 2-4 век нашей эры. На сегодняшний день существует почти три десятка гипотез о возможном назначении додекаэдров, среди которых: измерительные или геодезические устройства, ювелирные украшения, игра, и даже инструмент древнеримского сантехника.

10. Фестский диск

Диск, который лишь добавляет вопросов. /Фото: fishki.net

Этот артефакт не просто не раскрывает своих секретов, а даже наоборот, будто водит исследователей за нос. Ведь каждая открывшаяся деталь о Фестском диске лишь добавляет вопросов, ответов на которые пока нет. Находка была сделана в 1908 году членами итальянской археологической экспедиции, которые трудились в южной части острова Крит над раскопками царского дворца древнего города Феста.

Попытки расшифровки идут и сегодня. /Фото: garshin.ru

Артефакт представляет собой диск с нанесенными на него 259 знаками. Причем загадочно в нем буквально все: глина, из которой он сделан, на острове Крит попросту не встречается, текст так и не был разгадан. Удивительна даже техника нанесения знаков на диск: они не прочерчены палочкой, а будто отштампованы специальными печатями.

Ссылка на основную публикацию